Подъемник для авто приэльбрусье
Как работает уникальный автомобильный лифт ущелья Адыр-Су
После Бермамыта и Джилы-Су отправились мы по другую сторону Эльбруса в Баксанское ущелье, где находится очень много интересных достопримечательностей, одна из которых уникальный автомобильный лифт через перевал. Давно слышал про него и хотел увидеть своими глазами.
Стоит отметить, что дорога по Баксанскому ущелью еще одна из самых красивейших дорог Приэльбрусья. Впервые я по ней прокатился неделей ранее, когда ехал на место старта, откуда начиналось восхождение на вершину Эльбруса.
Ущелье Адыр-Су — это правое ответвление Баксанской долины, которое начинается от селения Верхний Баксан.
Но ущелье от долины реки Баксан отделено двухсотметровой каменной ступенью.
Его называют Докторским перевалом
Для обслуживания военных и альплагеря «Джайлык» и «Уллу-Тау» в 1968 году тут был построен лифт-подъемник с грузовой платформой. Столько путешествовал по миру и России, но такое сооружение увидел впервые.
Так он выглядит на карте
Занял очередь, которая вовсе оказалось не очередью, а просто припаркованными автомобилями. Видимо, пассажиры ушли наверх пешком.
Пока перепарковался и ждал спуска лифта с другим автомобилем, передо мной встал Амарок с горячими кавказскими ребятами. Подошел к ним и напомнил, что у нас тут очередь, на что они сказали, что «Очень спешим, брат»… То, что я тоже тут не просто так стою, им было пофиг. Вот оно — кавказское гостеприимство.
Лифт уехал и… больше не спускался. Подождали 10-20 минут… потом заметили надпись на стене с каким-то именем, решили позвонить. Оказывается, так тут и принято делать. Ответил кавказец, спросил, с ночевкой ли мы, ответили, что нет, лишь до конца ущелья и обратно (там 11 км всего).
На это он сказал, что мы не успеем, застрянем наверху и повесил трубку. Ну что, оставив машину, пошли пешком по лестнице.
Наверху увидели еще раз тот самый лифт, постояли на платформе и посмотрели в каморку лифтера, где его не нашли. Не понятно, то ли он свалил с работы раньше времени, то ли просто уехал с теми ребятами. В общем, скорее всего он не ожидал, что еще кто-то соберется подниматься и придумал левую отмазку, чтобы не возвращаться. Потом мы его встретили по дороге в ущелье, оказывается, просто ушел налить воды:)
А вид с платформы открывается шикарный на Баксанскую долину
Прохождение ущелья Адыр-Су в условиях преодоления с помощью собственных мышц
Всегда было интересно, чем отличается треккинг от горного похода. Разобрался тут.
Что такое треккинг? Прогулка в горах. А что такое горный поход? Горный поход — это прохождение выбранного маршрута в условиях преодоления опасностей горного рельефа и климата с помощью собственных мышц и разума в компании близких по духу людей.
Это вам не просто погулять вышел. Вот сижу и прямо тащусь от определения, как понравилось. В этом посте хочу рассказать про прохождение ущелья Адыр-Су в условиях преодоления с помощью собственных мышц…
2. Ущелье Адыр-су — это еще одно очень стоящее место Приэльбрусья. Несколько раз от местных слышали, что Адыр-Су – самое красивое ущелье:
3. Спустившись 23 километра по асфальтовой дороге из Терскола, в поселке Верхний Баксан, поверните направо (координаты поворота 43°18′31″N 42°45′23″E) Буквально через пару минут машина упрется в 60-метровую скальную ступень, которая называется Докторским перевалом.
Подъемник построен в 60-е годы и действует как фуникулер. Цену подъема точно не скажу, но слышали цифру в 1000 рублей с машины. Местные поднимаются бесплатно. Если цель — посмотреть ущелье, то машину можно оставить на парковке рядом с подъемником.
Тут путник встает перед нелегким выбором. Если у путника треккинг, то можно подняться и на подъемнике. А если поход – то только пешком, а это больше 300 ступенек между прочим:
4. Практически сразу после подъема находится пограничный пост, где граждан РФ пропустят по паспорту до альплагеря «Уллу-Тау». Дальше лагеря уже 5-километровая пограничная зона и нужен пропуск, который заказывается заранее (у нас не было, к сожалению). Вокруг встречаются всякие военные штуки:
Как работает уникальный автомобильный лифт ущелья Адыр-Су
После Бермамыта и Джилы-Су отправились мы по другую сторону Эльбруса в Баксанское ущелье, где находится очень много интересных достопримечательностей, одна из которых уникальный автомобильный лифт через перевал. Давно слышал про него и хотел увидеть своими глазами.
Стоит отметить, что дорога по Баксанскому ущелью еще одна из самых красивейших дорог Приэльбрусья. Впервые я по ней прокатился неделей ранее, когда ехал на место старта, откуда начиналось восхождение на вершину Эльбруса.
Но ущелье от долины реки Баксан отделено двухсотметровой каменной ступенью.
Его называют Докторским перевалом
Для обслуживания военных и альплагеря «Джайлык» и «Уллу-Тау» в 1968 году тут был построен лифт-подъемник с грузовой платформой. Столько путешествовал по миру и России, но такое сооружение увидел впервые.
Так он выглядит на карте
Занял очередь, которая вовсе оказалось не очередью, а просто припаркованными автомобилями. Видимо, пассажиры ушли наверх пешком.
Лифт уехал и. больше не спускался. Подождали 10-20 минут. потом заметили надпись на стене с каким-то именем, решили позвонить. Оказывается, так тут и принято делать. Ответил кавказец, спросил, с ночевкой ли мы, ответили, что нет, лишь до конца ущелья и обратно (там 11 км всего).
На это он сказал, что мы не успеем, застрянем наверху и повесил трубку. Ну что, оставив машину, пошли пешком по лестнице.
Наверху увидели еще раз тот самый лифт, постояли на платформе и посмотрели в каморку лифтера, где его не нашли. Не понятно, то ли он свалил с работы раньше времени, то ли просто уехал с теми ребятами. В общем, скорее всего он не ожидал, что еще кто-то соберется подниматься и придумал левую отмазку, чтобы не возвращаться. Потом мы его встретили по дороге в ущелье, оказывается, просто ушел налить воды:)
А вид с платформы открывается шикарный на Баксанскую долину
И на Ущелье Адыр-Су тоже
И камеры на деревьях
Ущелье Адыр-Су
Ущелье Адыр-Су — одно из красивейших мест в Эльбрусском районе Кабардино-Балкарии. Приэльбрусье многие годы является центром притяжения для людей, неравнодушных к горному туризму и альпинизму. Здесь начинаются альпинистские тропы к более чем двадцати перевалам 1-й и 2-й категории сложности. Перевалы Койавган-Ауш (3572 м) и Гумачи ведут в соседнее ущелье с похожим названием — Адыл-Су, а в Чегемское ущелье можно попасть через перевал Голубева (3702 м) и ущелье Башиль. От Адыр-Су достаточно короткие переходы до многих интересных четырехтысячников района: Джайлык (4533 м), Чегем (4461 метр), Тютю-баши (4460 метров), Адыр-Су (4370 м), Уллу-Тау (4207 м), Чегет-Тау (4102 м), Сарыколь (4100 м).
Любителям пеших походов не менее интересно побывать в ущелье. Долина бурной и стремительной реки Адырсу, питающейся талыми водами ледников, идеально подходит для небольших пеших турпоходов и даже для путешествий неподготовленных туристов. Для этого в ущелье есть все необходимые условия — великолепная нетронутая природа, восхитительные горные пейзажи, множество живописных и уютных мест для стоянок.
Адыр-Су на карте
Глубокое живописное ущелье имеет протяженность 14 км с перепадом высоты около 1000 м. Дорога к нему начинается у с. Верхний Баксан, где сливаются реки Адырсу и Баксан.
Ущелье служило дорогой между Баксанской долиной и Сванетией — через перевал Гарваш пересекали Большой Кавказский хребет. Путь по ущелью связывал две стороны хребта и назывался «Сванская тропа». В самом начале дорогу вверх преграждает отвесная 60-метровая скала — это Докторский перевал, преодолеть который на машине можно при помощи уникального подъемника.
Подъемник
Отправиться в путешествие вверх по ущелью Адыр-Су можно на машине, что бывает достаточно редко. Такую возможность дает уникальный подъемник для автомобилей, построенный на скальном уступе. Фуникулер представляет собой деревянную платформу на металлическом каркасе, по которому с помощью мощных электродвигателей поднимаются машины с отметки 1525 м на высоту 1580 м. Платформа с грузом движется вверх по рельсовым направляющим, а люди пешком поднимаются в гору по металлической лестнице. Вокруг фуникулера на небольшой площадке развернута торговля местной домашней продукцией. Стоимость подъема и расписание работы стоит узнавать заранее в альплагерях за Докторским перевалом.
До подъемника от с. Верхний Баксан идет асфальтированная дорога, а после подъема начинается каменистая грунтовка. Поэтому в походе по ущелью лучше передвигаться на машине повышенной проходимости. Автомобильная дорога заканчивается в альплагере «Уллу-Тау», дальше можно передвигаться только пешком.
Альплагеря «Уллу-Тау» и «Джайлык»
Ущелье Адыр-Су в своей самой высокой точке упирается в горный массив Улла-Тау. Здесь в живописном сосновом лесу расположен высокогорный альплагерь, построенный в далеком 1936 г. Лагерь расположен на высоте 2348 м, координаты 43.219766, 42.807488. Разместиться на его территории можно в собственных палатках, павильонах или благоустроенном инструкторском доме. Возможна организация трансферов из Нальчика, Пятигорска и Минвод. В альплагере есть столовая с 3-х разовым питанием, электричество по расписанию и мобильная связь в районе КПП. Для пребывания на базе требуется заранее заказать пропуск (пограничная зона). В организации походов, оплате проживания, заказе пропусков поможет информация на официальном сайте альплагеря «Улла-Тау».
Через два года после «Улла-Тау», в 1938 г. на небольшом притоке р. Адырсу был построен второй альплагерь — «Джайлык», координаты 43.23997, 42.79431. В 1983 г. селевый поток уничтожил «Джайлык», восстанавливать лагерь не стали, а построили чуть ниже по ущелью новый. Информация о заселении имеется на его офциальном сайте.
В ущелье Адыр-Су, рядом с лагерями Уллу-Тау и Джайлык находится памятное место — кладбище альпинистов. Ежегодно 8 августа здесь собираются множество людей, чтобы вспомнить всех ушедших, посвятивших свою жизнь горам.
Природа ущелья Адыр-Су
По дну ущелья протекает горная река Адырсу (Адыр-суу), правый приток р. Баксан. Река небольшая, длиной всего 14 км, но очень живописная. На нижних участках склоны пробитого ею каньона покрыты густыми сосновыми лесами с вкраплениями березы. Немного выше боровая растительность сменяется зарослями колючих кустарников — барбариса, кизила, шиповника. Еще выше растут прекрасные рододендроны, а дальше простираются альпийские луга. Они особенно эффектны в первые месяцы лета, в период пышного цветения. Территория ущелья является заповедной, охраняемой зоной. Здесь обитают 111 видов птиц и 63 вида диких животных. Конечно, они не слишком стремятся попадаться на глаза людям, но зимой можно увидеть следы рыси и даже рассчитывать на встречу с туром или горной индейкой — уларом.
Климат в Приэльбрусье мягкий, неблагоприятная неустойчивая погода с обильными осадками бывает чаще всего только в межсезонье. Зимой и летом большую часть времени стоит безветренная погода, много ясных солнечных дней.
Зимой
В альплагеря ущелья отправляются пешие туристы, альпинисты и скалолазы. Опытные инструкторы проводят зимние походы по заснеженным склонам. К природным достопримечательностям продолжают приезжать группы эзотерического толка, считающие заповедные уголки Адыр-Су «местами силы». Основные лыжные трассы Приэльбрусья находятся немного в стороне от ущелья: лыжников, сноубордистов — всех любителей горнолыжного спорта в России ждут на своих трассах известные горнолыжные курорты «Чегет» и «Эльбрус».
Летом
Летний сезон в Кабардино-Балкарии — лучшее время для походов. В ущелье Адыр-Су и окрестных горах проложено множество интересных маршрутов. Альпинисты отправляются на ледники и вершины: Уллу-тау, Двойняшка, Треугольник и Чотчат. Пешие туристы посещают красивейшие природные достопримечательности: Серебряный ручей с целебной студеной водой, Живое и Мертвое озера, водопады Койавган и Гумачи.
С этими местами связано большое количество преданий и легенд, а некоторые объекты местные жители наделяют магической силой исцеления или исполнения заветных желаний. В связи с этим существует традиция посещать Дерево желаний, Мужской и Женский камни. К горе Уллу-Тау (ее еще называют Мать-гора) принято обращаться с самыми сокровенными просьбами, в числе которых избавление от бесплодия.
Ущелье Адыр-Су на панораме Google-карт
Как добраться
Ближайший крупный транспортный узел, расположенный поблизости от ущелья Адыр-Су — город Нальчик, столица Кабардино-Балкарской республики. Попасть в него можно через аэропорт, ж/д вокзал или автовокзал города.
Автобусом
Добраться до ущелья можно на рейсовом автобусе или маршрутке, следующем от автовокзала Нальчика до Терскола — к Эльбрусу. Нужно выйти не доезжая до конечной на остановке В.Баксан. Если пришлось ехать на автобусе только до Тырныауза, оставшиеся 18 км пути можно проехать на такси.
На машине
Автомобильный маршрут в Приэльбрусье начинается с трассы Е-50, по которой можно доехать до Нальчика из Пятигорска или Минеральных Вод. Не доезжая 24 км до Нальчика, на Баксанском кольце нужно повернуть направо по указателю «Эльбрус». Асфальтированная дорога № А-158, проходящая по Баксанскому ущелью связывает между собой и делает доступными многие рекреационные зоны Приэльбрусья. Эта дорога проложена между Баксаном и Терсколом. В районе с. Верхний Баксан она проходит мимо ущелья Адыр-Су. Расстояние от Нальчика до нижней части ущелья — около 100 км. Путешествие на машине, воспользовавшись автомобильным подъемником можно продолжать до альплагеря Уллу-Тау, дальше автомобильных дорог нет.
Выбрать удобный маршрут до Нальчика поможет сервис Kiwitaxi с вариантами трансферов из ближайших городов — Пятигорска, Минеральных Вод, Владикавказа, Кисловодска и других.
На видео полет над ущельем Адыр-Су
Как работает уникальный автомобильный лифт ущелья Адыр-Су
После Бермамыта и Джилы-Су отправились мы по другую сторону Эльбруса в Баксанское ущелье, где находится очень много интересных достопримечательностей, одна из которых уникальный автомобильный лифт через перевал. Давно слышал про него и хотел увидеть своими глазами.
Стоит отметить, что дорога по Баксанскому ущелью еще одна из самых красивейших дорог Приэльбрусья. Впервые я по ней прокатился неделей ранее, когда ехал на место старта, откуда начиналось восхождение на вершину Эльбруса.
Ущелье Адыр-Су — это правое ответвление Баксанской долины, которое начинается от селения Верхний Баксан.
Но ущелье от долины реки Баксан отделено двухсотметровой каменной ступенью.
Его называют Докторским перевалом
Для обслуживания военных и альплагеря «Джайлык» и «Уллу-Тау» в 1968 году тут был построен лифт-подъемник с грузовой платформой. Столько путешествовал по миру и России, но такое сооружение увидел впервые.
Так он выглядит на карте
Занял очередь, которая вовсе оказалось не очередью, а просто припаркованными автомобилями. Видимо, пассажиры ушли наверх пешком.
Пока перепарковался и ждал спуска лифта с другим автомобилем, передо мной встал Амарок с горячими кавказскими ребятами. Подошел к ним и напомнил, что у нас тут очередь, на что они сказали, что «Очень спешим, брат»… То, что я тоже тут не просто так стою, им было пофиг. Вот оно — кавказское гостеприимство.
Лифт уехал и… больше не спускался. Подождали 10-20 минут… потом заметили надпись на стене с каким-то именем, решили позвонить. Оказывается, так тут и принято делать. Ответил кавказец, спросил, с ночевкой ли мы, ответили, что нет, лишь до конца ущелья и обратно (там 11 км всего).
На это он сказал, что мы не успеем, застрянем наверху и повесил трубку. Ну что, оставив машину, пошли пешком по лестнице.
Наверху увидели еще раз тот самый лифт, постояли на платформе и посмотрели в каморку лифтера, где его не нашли. Не понятно, то ли он свалил с работы раньше времени, то ли просто уехал с теми ребятами. В общем, скорее всего он не ожидал, что еще кто-то соберется подниматься и придумал левую отмазку, чтобы не возвращаться. Потом мы его встретили по дороге в ущелье, оказывается, просто ушел налить воды:)
А вид с платформы открывается шикарный на Баксанскую долину