Подъемник для автомобилей в ущелье адыр су
Как работает уникальный автомобильный лифт ущелья Адыр-Су
После Бермамыта и Джилы-Су отправились мы по другую сторону Эльбруса в Баксанское ущелье, где находится очень много интересных достопримечательностей, одна из которых уникальный автомобильный лифт через перевал. Давно слышал про него и хотел увидеть своими глазами.
Стоит отметить, что дорога по Баксанскому ущелью еще одна из самых красивейших дорог Приэльбрусья. Впервые я по ней прокатился неделей ранее, когда ехал на место старта, откуда начиналось восхождение на вершину Эльбруса.
Ущелье Адыр-Су — это правое ответвление Баксанской долины, которое начинается от селения Верхний Баксан.
Но ущелье от долины реки Баксан отделено двухсотметровой каменной ступенью.
Его называют Докторским перевалом
Для обслуживания военных и альплагеря «Джайлык» и «Уллу-Тау» в 1968 году тут был построен лифт-подъемник с грузовой платформой. Столько путешествовал по миру и России, но такое сооружение увидел впервые.
Так он выглядит на карте
Занял очередь, которая вовсе оказалось не очередью, а просто припаркованными автомобилями. Видимо, пассажиры ушли наверх пешком.
Пока перепарковался и ждал спуска лифта с другим автомобилем, передо мной встал Амарок с горячими кавказскими ребятами. Подошел к ним и напомнил, что у нас тут очередь, на что они сказали, что «Очень спешим, брат»… То, что я тоже тут не просто так стою, им было пофиг. Вот оно — кавказское гостеприимство.
Лифт уехал и… больше не спускался. Подождали 10-20 минут… потом заметили надпись на стене с каким-то именем, решили позвонить. Оказывается, так тут и принято делать. Ответил кавказец, спросил, с ночевкой ли мы, ответили, что нет, лишь до конца ущелья и обратно (там 11 км всего).
На это он сказал, что мы не успеем, застрянем наверху и повесил трубку. Ну что, оставив машину, пошли пешком по лестнице.
Наверху увидели еще раз тот самый лифт, постояли на платформе и посмотрели в каморку лифтера, где его не нашли. Не понятно, то ли он свалил с работы раньше времени, то ли просто уехал с теми ребятами. В общем, скорее всего он не ожидал, что еще кто-то соберется подниматься и придумал левую отмазку, чтобы не возвращаться. Потом мы его встретили по дороге в ущелье, оказывается, просто ушел налить воды:)
А вид с платформы открывается шикарный на Баксанскую долину
Как работает уникальный автомобильный лифт ущелья Адыр-Су
После Бермамыта и Джилы-Су отправились мы по другую сторону Эльбруса в Баксанское ущелье, где находится очень много интересных достопримечательностей, одна из которых уникальный автомобильный лифт через перевал. Давно слышал про него и хотел увидеть своими глазами.
Стоит отметить, что дорога по Баксанскому ущелью еще одна из самых красивейших дорог Приэльбрусья. Впервые я по ней прокатился неделей ранее, когда ехал на место старта, откуда начиналось восхождение на вершину Эльбруса.
Ущелье Адыр-Су — это правое ответвление Баксанской долины, которое начинается от селения Верхний Баксан.
Но ущелье от долины реки Баксан отделено двухсотметровой каменной ступенью.
Его называют Докторским перевалом
Для обслуживания военных и альплагеря «Джайлык» и «Уллу-Тау» в 1968 году тут был построен лифт-подъемник с грузовой платформой. Столько путешествовал по миру и России, но такое сооружение увидел впервые.
Так он выглядит на карте
Занял очередь, которая вовсе оказалось не очередью, а просто припаркованными автомобилями. Видимо, пассажиры ушли наверх пешком.
Пока перепарковался и ждал спуска лифта с другим автомобилем, передо мной встал Амарок с горячими кавказскими ребятами. Подошел к ним и напомнил, что у нас тут очередь, на что они сказали, что «Очень спешим, брат»… То, что я тоже тут не просто так стою, им было пофиг. Вот оно — кавказское гостеприимство.
Лифт уехал и… больше не спускался. Подождали 10-20 минут… потом заметили надпись на стене с каким-то именем, решили позвонить. Оказывается, так тут и принято делать. Ответил кавказец, спросил, с ночевкой ли мы, ответили, что нет, лишь до конца ущелья и обратно (там 11 км всего).
На это он сказал, что мы не успеем, застрянем наверху и повесил трубку. Ну что, оставив машину, пошли пешком по лестнице.
Наверху увидели еще раз тот самый лифт, постояли на платформе и посмотрели в каморку лифтера, где его не нашли. Не понятно, то ли он свалил с работы раньше времени, то ли просто уехал с теми ребятами. В общем, скорее всего он не ожидал, что еще кто-то соберется подниматься и придумал левую отмазку, чтобы не возвращаться. Потом мы его встретили по дороге в ущелье, оказывается, просто ушел налить воды:)
А вид с платформы открывается шикарный на Баксанскую долину
Как работает уникальный автомобильный лифт ущелья Адыр-Су
После Бермамыта и Джилы-Су отправились мы по другую сторону Эльбруса в Баксанское ущелье, где находится очень много интересных достопримечательностей, одна из которых уникальный автомобильный лифт через перевал. Давно слышал про него и хотел увидеть своими глазами.
Стоит отметить, что дорога по Баксанскому ущелью еще одна из самых красивейших дорог Приэльбрусья. Впервые я по ней прокатился неделей ранее, когда ехал на место старта, откуда начиналось восхождение на вершину Эльбруса.
Но ущелье от долины реки Баксан отделено двухсотметровой каменной ступенью.
Его называют Докторским перевалом
Для обслуживания военных и альплагеря «Джайлык» и «Уллу-Тау» в 1968 году тут был построен лифт-подъемник с грузовой платформой. Столько путешествовал по миру и России, но такое сооружение увидел впервые.
Так он выглядит на карте
Занял очередь, которая вовсе оказалось не очередью, а просто припаркованными автомобилями. Видимо, пассажиры ушли наверх пешком.
Лифт уехал и. больше не спускался. Подождали 10-20 минут. потом заметили надпись на стене с каким-то именем, решили позвонить. Оказывается, так тут и принято делать. Ответил кавказец, спросил, с ночевкой ли мы, ответили, что нет, лишь до конца ущелья и обратно (там 11 км всего).
На это он сказал, что мы не успеем, застрянем наверху и повесил трубку. Ну что, оставив машину, пошли пешком по лестнице.
Наверху увидели еще раз тот самый лифт, постояли на платформе и посмотрели в каморку лифтера, где его не нашли. Не понятно, то ли он свалил с работы раньше времени, то ли просто уехал с теми ребятами. В общем, скорее всего он не ожидал, что еще кто-то соберется подниматься и придумал левую отмазку, чтобы не возвращаться. Потом мы его встретили по дороге в ущелье, оказывается, просто ушел налить воды:)
А вид с платформы открывается шикарный на Баксанскую долину
И на Ущелье Адыр-Су тоже
И камеры на деревьях
Новый взгляд на Северный Кавказ. Ущелье Адыр-Су и уникальный горный лифт
Впервые мы оказались на Кавказе ещё в 2015 году, отправившись с годовалым сыном в путешествие на море, но «застряв» на месяц в сказочном мире гор. С тех пор каждый год мы возвращаемся в этот регион и каждая поездка для нас – открытие.
Открытие новых мест, новых для себя форматов путешествия, новых друзей, качеств в себе, новой – ещё большей, степени любви к горам в целом и Кавказу в частности.
Лифт в горы
Благодаря раннему подъёму и хорошему темпу, с озера Башкара к машинам мы вернулись до обеда. Перекусив ещё в горах, с панорамным видом на заснеженные вершины и их морены, мы были готовы сразу же после спуска сесть в машины и продолжить путешествие. Вперёд манило предвкушение новых приключений!
И далеко за ними ехать не пришлось… Не успели мы вернуться в Баксанское ущелье, связывающее цивилизацию с Поляной Азау, как в соседнем посёлке – Верхнем Баксане, «нырнули» в новое ущелье. А там, пара сотен метров и дорога закончилась…
Нет, не то чтобы закончился асфальт и началась, например, грунтовка. Дорога закончилась совсем – она упёрлась в отвесную скалу. А всю округу наполнял грохот, падающей с этого уступа горной речки.
Докторский перевал всегда был первым препятствием для желающих оказаться в сказочном мире гор ущелья Адыр-Су. Правда, если раньше приходилось преодолевать 60-метровую скальную ступень своими силами, то с 60-х годов прошлого века это можно сделать посредством грузовой платформы.
Вот мы и спланировали посещение Адыр-Су, в том числе ради этого самого «лифта»!
Оказавшись у подъёмника, нам не пришлось долго ждать – перед нами на скалу подняли военный ГАЗ-66 и платформа спустилась. Мы заехали на скрипящий под колёсами деревянный настил и тронулись вверх.
Учитывая, что перила на платформе есть только спереди (сбоку она никак не закрывается, т.к. проезд машины через неё является сквозным), подъём оказался не для слабонервных…
Шутка ли, с каждой секундой мы по склону скалы, которая с одной из сторон обрывается в русло горной реки, поднимались всё выше. А механизмы из прошлого века скрипели всё громче.
В самой конструкции, к слову, всё просто, по принципу фуникулёра: платформа движется наверх по рельсам на лебёдках, механизмами которых управляет механик из рубки наверху.
Он же первым встречает гостей ущелья и берёт плату за проезд. «Аттракцион» в обе стороны обходится в 1000 рублей с машины.
Не выдержавший удар
Сразу после подъёма начинается хорошо накатанная гравийка. Первая часть пути пролегает узкой ленточкой сквозь девственный лес, но спустя несколько километров дорога выходит в долину.
Стены ущелья расходятся в стороны, речка больше не клокочет, вальяжно разливаясь по широкому руслу, а весь пейзаж ограняют величественные горы с заснеженными вершинами.
Первыми знаковыми постройками на пути служат «новые» корпуса альплагеря «Джайлык». В кавычки я заключила их статус неслучайно… Стройка этого комплекса сооружений началась аж в 1989 году, но известно эта база именно, как «новая», так как построена взамен старой.
Первый же лагерь «Джайлык» появился в ущелье Адыр-Су ещё в 1967 году и являлся одним из 7 самых больших альплагерей страны! Пока в 1983 году он не был до основания разрушен селем.
Бассейн реки Адыр-Су, как утверждают до сих пор местные старожилы, всегда относился к селеопасным районам. Неоднократно от разгула стихии страдало и ущелье, и дорога от Докторского перевала до спортивных баз.
В 1982 году даже был разработан проект селезащитной бетонной стены у лагеря «Джайлык». Но строительство укрепления так и не началось… В исторических очерках инструкторов, работавших в те годы в Приэльбрусье, можно найти информацию, что элементарно не было выделено финансирование (стоимость проекта была оценена в 700 000 рублей).
Лето же следующего года стало для базы последним. Восстановить ход событий сегодня можно до минуты – всё благодаря свидетелям трагедии, которые описали свои воспоминания и сегодня они доступны в Сети на информационных площадках альпинистов.
Так, 16 июля 1983 года в верховьях реки Куллумкол начал формироваться сель. На его пути были выставлены посты наблюдения и лагерь, где на тот момент размещалось 240 человек, был готов к эвакуации.
В ночь с 18 на 19 июля в ущелье начался сильный ливень. В лагере никто не спал – царила тревога. А в 7.21 вниз с гор устремился первый вал! Несколько потоков, идущих друг за другом с разницей в считанные минуты, шли правее лагеря, с лёгкостью срезая 300-летние сосны.
Следующие волны добрались уже до сооружений базы. Были уничтожены 4 коттеджа, спортивный комплекс, столовая, домик связиста, летний корпус… Последний – 6 вал, достиг лагеря в 11.38 и сорвал с фундамента 3-этажный зимний корпус, развернул его на 90 градусов и потащил вниз по склону. В итоге, его нижняя деревянная часть раскрошилась почти мгновенно, а верхнюю бетонную перемололо огромными камнями потока.
На этом стихия успокоилась, оставив на месте лагеря 400 м3 моренных отложений. Но благодаря профессионализму работников той смены удалось избежать человеческих жертв – людей успели эвакуировать в соседний лагерь.
Неудачная попытка
К сожалению, несмотря на то, что в прошлом столетии успели отстроить несколько корпусов, «Джайлык» не пережил государственную «перестройку» 90х. Но, как и в ту катастрофическую ночь, сейчас альпинистов и горных туристов гостеприимно встречает лагерь «Уллу-Тау».
Альпинистская база на этом месте известна ещё с 1936 года. Её история началась с палаточного городка под названием «Азот». Первые же корпуса открылись для альпинистов уже после войны, в 1946 году с вывеской «Химик».
Притом, в то время подъёмника на Докторский перевал, напомню, ещё не было. Все строительные материалы доставлялись подручными средствами. А на минуточку, дорога от перевала до альплагеря – это 12 км с набором высоты под 1 000 метров!
Постепенно альплагерь расширялся, а к началу 1990-х годов, уже под названием «Уллу-Тау», был одним из популярнейших на Кавказе среди альпинистов. И не мудрено, ведь отсюда начинается более 70 маршрутов разной степени сложности – для новичков и профи.
Вот и мы, пользуясь успешным опытом прогулки по соседнему ущелью Адыл-Су, проснулись на следующий день с рассветом. Остановившись в палаточном лагере, мы планировали вновь воспользоваться погранпропусками и пройтись в сторону живописной вершины Уллу-Тау и её морены.
Но какого же было наше разочарования, когда при регистрации у пограничников, обнаружилось, что из 6 пропусков только в двух были отмечены необходимые маршруты. И это при том, что мы подавали заявления одновременно и как под копирку.
Но делать было нечего. Бросив грустный прощальный взгляд на заснеженный хребет, мы продолжили путешествие и отправились дальше по маршруту.
З.Ы. уже в дороге, благодаря местным друзьям, мы узнали, что туристические пропуска на пограничные маршруты в Адыр-Су можно оформить прямо в альплагере за символическую плату.
Ущелье Адыр-Су
Ущелье Адыр-Су — одно из красивейших мест в Эльбрусском районе Кабардино-Балкарии. Приэльбрусье многие годы является центром притяжения для людей, неравнодушных к горному туризму и альпинизму. Здесь начинаются альпинистские тропы к более чем двадцати перевалам 1-й и 2-й категории сложности. Перевалы Койавган-Ауш (3572 м) и Гумачи ведут в соседнее ущелье с похожим названием — Адыл-Су, а в Чегемское ущелье можно попасть через перевал Голубева (3702 м) и ущелье Башиль. От Адыр-Су достаточно короткие переходы до многих интересных четырехтысячников района: Джайлык (4533 м), Чегем (4461 метр), Тютю-баши (4460 метров), Адыр-Су (4370 м), Уллу-Тау (4207 м), Чегет-Тау (4102 м), Сарыколь (4100 м).
Любителям пеших походов не менее интересно побывать в ущелье. Долина бурной и стремительной реки Адырсу, питающейся талыми водами ледников, идеально подходит для небольших пеших турпоходов и даже для путешествий неподготовленных туристов. Для этого в ущелье есть все необходимые условия — великолепная нетронутая природа, восхитительные горные пейзажи, множество живописных и уютных мест для стоянок.
Адыр-Су на карте
Глубокое живописное ущелье имеет протяженность 14 км с перепадом высоты около 1000 м. Дорога к нему начинается у с. Верхний Баксан, где сливаются реки Адырсу и Баксан.
Ущелье служило дорогой между Баксанской долиной и Сванетией — через перевал Гарваш пересекали Большой Кавказский хребет. Путь по ущелью связывал две стороны хребта и назывался «Сванская тропа». В самом начале дорогу вверх преграждает отвесная 60-метровая скала — это Докторский перевал, преодолеть который на машине можно при помощи уникального подъемника.
Подъемник
Отправиться в путешествие вверх по ущелью Адыр-Су можно на машине, что бывает достаточно редко. Такую возможность дает уникальный подъемник для автомобилей, построенный на скальном уступе. Фуникулер представляет собой деревянную платформу на металлическом каркасе, по которому с помощью мощных электродвигателей поднимаются машины с отметки 1525 м на высоту 1580 м. Платформа с грузом движется вверх по рельсовым направляющим, а люди пешком поднимаются в гору по металлической лестнице. Вокруг фуникулера на небольшой площадке развернута торговля местной домашней продукцией. Стоимость подъема и расписание работы стоит узнавать заранее в альплагерях за Докторским перевалом.
До подъемника от с. Верхний Баксан идет асфальтированная дорога, а после подъема начинается каменистая грунтовка. Поэтому в походе по ущелью лучше передвигаться на машине повышенной проходимости. Автомобильная дорога заканчивается в альплагере «Уллу-Тау», дальше можно передвигаться только пешком.
Альплагеря «Уллу-Тау» и «Джайлык»
Ущелье Адыр-Су в своей самой высокой точке упирается в горный массив Улла-Тау. Здесь в живописном сосновом лесу расположен высокогорный альплагерь, построенный в далеком 1936 г. Лагерь расположен на высоте 2348 м, координаты 43.219766, 42.807488. Разместиться на его территории можно в собственных палатках, павильонах или благоустроенном инструкторском доме. Возможна организация трансферов из Нальчика, Пятигорска и Минвод. В альплагере есть столовая с 3-х разовым питанием, электричество по расписанию и мобильная связь в районе КПП. Для пребывания на базе требуется заранее заказать пропуск (пограничная зона). В организации походов, оплате проживания, заказе пропусков поможет информация на официальном сайте альплагеря «Улла-Тау».
Через два года после «Улла-Тау», в 1938 г. на небольшом притоке р. Адырсу был построен второй альплагерь — «Джайлык», координаты 43.23997, 42.79431. В 1983 г. селевый поток уничтожил «Джайлык», восстанавливать лагерь не стали, а построили чуть ниже по ущелью новый. Информация о заселении имеется на его офциальном сайте.
В ущелье Адыр-Су, рядом с лагерями Уллу-Тау и Джайлык находится памятное место — кладбище альпинистов. Ежегодно 8 августа здесь собираются множество людей, чтобы вспомнить всех ушедших, посвятивших свою жизнь горам.
Природа ущелья Адыр-Су
По дну ущелья протекает горная река Адырсу (Адыр-суу), правый приток р. Баксан. Река небольшая, длиной всего 14 км, но очень живописная. На нижних участках склоны пробитого ею каньона покрыты густыми сосновыми лесами с вкраплениями березы. Немного выше боровая растительность сменяется зарослями колючих кустарников — барбариса, кизила, шиповника. Еще выше растут прекрасные рододендроны, а дальше простираются альпийские луга. Они особенно эффектны в первые месяцы лета, в период пышного цветения. Территория ущелья является заповедной, охраняемой зоной. Здесь обитают 111 видов птиц и 63 вида диких животных. Конечно, они не слишком стремятся попадаться на глаза людям, но зимой можно увидеть следы рыси и даже рассчитывать на встречу с туром или горной индейкой — уларом.
Климат в Приэльбрусье мягкий, неблагоприятная неустойчивая погода с обильными осадками бывает чаще всего только в межсезонье. Зимой и летом большую часть времени стоит безветренная погода, много ясных солнечных дней.
Зимой
В альплагеря ущелья отправляются пешие туристы, альпинисты и скалолазы. Опытные инструкторы проводят зимние походы по заснеженным склонам. К природным достопримечательностям продолжают приезжать группы эзотерического толка, считающие заповедные уголки Адыр-Су «местами силы». Основные лыжные трассы Приэльбрусья находятся немного в стороне от ущелья: лыжников, сноубордистов — всех любителей горнолыжного спорта в России ждут на своих трассах известные горнолыжные курорты «Чегет» и «Эльбрус».
Летом
Летний сезон в Кабардино-Балкарии — лучшее время для походов. В ущелье Адыр-Су и окрестных горах проложено множество интересных маршрутов. Альпинисты отправляются на ледники и вершины: Уллу-тау, Двойняшка, Треугольник и Чотчат. Пешие туристы посещают красивейшие природные достопримечательности: Серебряный ручей с целебной студеной водой, Живое и Мертвое озера, водопады Койавган и Гумачи.
С этими местами связано большое количество преданий и легенд, а некоторые объекты местные жители наделяют магической силой исцеления или исполнения заветных желаний. В связи с этим существует традиция посещать Дерево желаний, Мужской и Женский камни. К горе Уллу-Тау (ее еще называют Мать-гора) принято обращаться с самыми сокровенными просьбами, в числе которых избавление от бесплодия.
Ущелье Адыр-Су на панораме Google-карт
Как добраться
Ближайший крупный транспортный узел, расположенный поблизости от ущелья Адыр-Су — город Нальчик, столица Кабардино-Балкарской республики. Попасть в него можно через аэропорт, ж/д вокзал или автовокзал города.
Автобусом
Добраться до ущелья можно на рейсовом автобусе или маршрутке, следующем от автовокзала Нальчика до Терскола — к Эльбрусу. Нужно выйти не доезжая до конечной на остановке В.Баксан. Если пришлось ехать на автобусе только до Тырныауза, оставшиеся 18 км пути можно проехать на такси.
На машине
Автомобильный маршрут в Приэльбрусье начинается с трассы Е-50, по которой можно доехать до Нальчика из Пятигорска или Минеральных Вод. Не доезжая 24 км до Нальчика, на Баксанском кольце нужно повернуть направо по указателю «Эльбрус». Асфальтированная дорога № А-158, проходящая по Баксанскому ущелью связывает между собой и делает доступными многие рекреационные зоны Приэльбрусья. Эта дорога проложена между Баксаном и Терсколом. В районе с. Верхний Баксан она проходит мимо ущелья Адыр-Су. Расстояние от Нальчика до нижней части ущелья — около 100 км. Путешествие на машине, воспользовавшись автомобильным подъемником можно продолжать до альплагеря Уллу-Тау, дальше автомобильных дорог нет.
Выбрать удобный маршрут до Нальчика поможет сервис Kiwitaxi с вариантами трансферов из ближайших городов — Пятигорска, Минеральных Вод, Владикавказа, Кисловодска и других.
На видео полет над ущельем Адыр-Су