Подешевеют ли авто после коронавируса
Коронавирус и обвал рубля: что будет с автомобильной вторичкой?
Новости последних месяцев — что-то вроде репортажей из Апокалипсиса, и всадники его — Истерика, Паника, Неопределенность. Отставим первых двух и попробуем разобраться с третьим.
Во-первых, пандемия коронавируса. Во-вторых, обвал котировок на нефть и последовавший за этим хлопок рубля. Оба фактора так или иначе влияют на все социальные и экономические процессы, но в нашем случае (авторынок) влияют неодинаково.
Так, пандемия сказалась на производстве и дальнейшей продаже новых автомобилей. Стоят автозаводы по всей Азии (Китай, Япония), закрылись европейские сборочные площадки, не работают все смежные производства (электроника, штамповка etc.), не работают закрытые на карантин дилерские центры. Кстати, мы предвидели коронавирус еще год назад. Посмотрите видеопрогноз здесь.
Очевидно, что и без обвала рубля второй и последующий кварталы на рынке новых автомобилей простыми не будут. А, вероятнее всего, будут катастрофические последствия: остановка заводов приведет к дефициту, а дефицит продукции приведет к очевидному росту цен. И этот процесс уже пошел: все крупные автопроизводители в России объявили об удорожании уже с 1 апреля.
Рост составит 2-4%, но это только начало. По-настоящему остановка производства и обвал национальной валюты отыграются где-то к июню, когда будут распроданы все дилерские стоки по прежним ценам, а новые поставки будут состоять из ничего.
А вот рынку вторичному истерика по вирусу интересна не так сильно: машины уже тут, производить их не надо, так что остановка производства — побоку. То же и с торговыми площадками: спрос на подержанные авто не пропал, львиная доля сделок до сих пор совершается «из рук в руки».
Это подтверждает и статистика avtocod.ru. Мы проанализировали запросы пользователей до и во время коронавируса и обнаружили незначительное снижение числа проверок. В декабре через сервис проверили 1 292 069 автомобилей, в январе — 1 233 649, в феврале — 1 227 229. Карантин на снижение интереса к б/у авто повлиять сможет едва ли.
Другое дело — обвал национальной валюты, которые для вторичного рынка автомобилей будет иметь решающее значение.
Евгений Логинов, руководитель компании по подбору автомобилей с пробегом, ажиотажа не видит: ни по поводу пандемии, ни по поводу скачка валюты. Теми же наблюдениями делится автоподборщик и диагност Денис Путков: с началом кризиса панического спроса на б/у-автомобили не наблюдается.
При этом никто не исключает скорейшего роста цен. Почему, когда и насколько — оценки сильно расходятся:
— Аналитики «Автостата» оптимистично предполагают, что повышение цен на second-hand догонит повышение цен на новые авто к концу года.
— «Автостатом» же опрошенные эксперты столичного рынка говорят про июнь.
— Я же предположу, что случится это уже в апреле.
Почему? А потому, что на вторичке нет четкой математики и железных закономерностей. У импортеров новых автомобилей тарифная сетка — это сложное уравнение с обилием переменных (вроде себестоимости, логистики, курсовых колебаний и многого другого), которое рассчитано на кварталы вперед.
Меняем переменные, добавляем новые вводные — получаем какой-то очевидный и понятный рост цен на те самые 2-4%.
На вторичке ценообразование более хаотическое, в нем меньше математики, больше закона джунглей. Повышать цены продавцы будут не на макроэкономические переменные, а как левая пятка велит.
На сколько процентов? Я могу дать любой прогноз (и 2, и 4, и 10%, и 20%), и он так или иначе сбудется.
Одно можно сказать: повышение будет, а уж какое, это на сколько у продавца наглости хватит. А дальше рынок сам отрегулирует.
Если думали взять новый автомобиль, уже поздно: склады опустели, скидки кончились, новые поставки будут непонятно в каком объеме, когда и за какие деньги.
Если надумали взять подержанный автомобиль, еще не слишком поздно. Между колебаниями на рынке новых и вторичных машин всегда есть определенный временной лаг. Как я уже сказал выше, оценки экспертов колеблются от апреля до декабря, то есть у вас от пары дней до многих месяцев.
И я все равно склоняюсь к дням.
Но откладывать все равно не стоит: сегодня уже дороже, чем вчера, а послезавтра и подавно будет больно. Еще и потому, что все мало-мальски приличное разберут до вас, останется хлам и рванина.
Чего делать точно не надо — панически бежать и брать хоть что-нибудь, лишь бы взять. В таком состоянии легко оступиться и взять не то, что надо, не в том состоянии и не за те деньги, которых оно на самом деле стоит.
Поэтому отставить панику! Надо выдохнуть, сесть и подумать.
— Автомобиль под вами рассыпается? Самое время менять. Зайти на доску объявлений, съездить на авторынок или к дилеру; тщательно и не спеша выбрать, осмотреть, проверить.
— Автомобиль под вами не рассыпается? Самое время привести его в порядок и ездить дальше, не поддаваясь паническим настроениям и истерическим позывам.
Пандемия кончится, экономический шторм притихнет, а со взятой впопыхах первой попавшейся машиной вам жить.
Дышите ровнее, считайте вдумчиво, не поддавайтесь ажиотации и берегите себя.
Только так переживем Апокалипсис.
Напомним, что неделю назад avtocod.ru проанализировал спрос на рынке б/у автомобилей. За основу были взяты все отчеты из базы сервиса с сентября 2019 года.
Из графика видно, что интерес к машинам с пробегом в феврале 2020 года снизился, однако это совсем не значительные показатели. Полную версию статьи читайте здесь.
«Картина начнет улучшаться». Что будет с ценами на автомобили в 2022 году
В 2021 г. мировой автопром так и не смог преодолеть глобальный дефицит новых автомобилей, вызванный нехваткой электронных компонентов. Из-за этого автокомпании были вынуждены на протяжении всего года поднимать цены. Переломить тяжелую ситуацию в 2022 г. может ряд решений, который собираются принять власти и производители. Разбираемся, следует ли ждать снижения цен, как сэкономить на покупке нового автомобиля, и что будет с дилерскими наценками.
Почему растут цены
Основная причина лавинообразного роста цен на автомобили в 2021 г. — дефицит новых машин у дилеров, объясняют участники рынка. С этой проблемой продавцы столкнулись еще в августе прошлого года. Дефицит автомобилей возник, в свою очередь, из-за нехватки полупроводников, которая коснулась большинства компаний по всему миру. Этой ситуацией решили воспользоваться дилеры, которые отказываются продавать автомобили без установки собственного дополнительного оборудования с гигантскими наценками. Впрочем, и сами производители на этом фоне тоже продолжают поднимать рекомендованные розничные цены практически каждый месяц. Например, стоимость автомобилей Lada индексировалась с начала 2021 года семь раз.
Как рассказал РИА «Новости» глава Минпромторга Денис Мантуров, цены на отечественные автомобили в 2021 г. увеличились на 5-8%, а иномарок — до 20%. В свою очередь, в аналитическом агентстве «Автостат» заметили, что такого стремительного роста стоимости автомобилей не было, начиная с кризисного 2014 года. По расчетам экспертов, рекомендованные розничные цены на машины увеличились на 24-25%. При этом стоимость автомобилей у дилеров (с учетом допоборудования) подскочили еще выше — более чем на 35%.
Что будет с ценами на автомобили в 2022 году
Власти считают, что рост цен на новые автомобили в следующем году должен замедлиться. Таким прогнозом с РИА «Новости» поделился Мантуров. При этом чиновник признал, что дефицит машин сохранится в стране, как минимум, в первой половине года. Причина все та же — проблемы с поставками чипов.
Руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, ссылаясь на прогнозы основных производителей, считает, что дефицит предложений сохранится минимум до середины 2022 года. По его словам, сбой цепочек поставок пока не ликвидирован, так как комплектующих, особенно электроники, по-прежнему не хватает. Примерно с таким же прогнозом выступает и ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). В организации считают, что весной ситуации вряд ли кардинально изменится, и очереди на новые машины сохранятся как минимум до конца первого квартала 2021 года.
Более оптимистично настроен аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. «Мы можем ориентироваться на то, что к концу первого квартала следующего года ситуация начнет выправляться. Думаю, что это не будет одномоментно для всех. В среднем, картина начнет улучшаться к концу марта», — спрогнозировал он в беседе с Autonews.ru.
Цены на премиальные автомобили
Некоторые производители не собираются снижать цены на свои автомобили даже после того, как кризис с микросхемами будет преодолен. Например, концерны Daimler и BMW хотят после нормализации ситуации искусственно ограничить объемы производства, чтобы таким способом сохранить высокую стоимость автомобилей, которая установилась во время пандемии. В самих компаниях объяснили, что благодаря этому немецкие бренды станут «еще более люксовыми». Например, в BMW считают, что за последние время им удалось «значительно улучшить способности по ценообразованию». В свою очередь в Daimler заявили, что с помощью ценовой политики собираются совершить «переход к более высокому, люксовому сегменту».
Проблемой с дилерскими наценками уже заинтересовались российские власти. В частности, решением этого вопроса планирует заняться Минпромторг. В ведомстве предложили установить предел в 10% для максимальной наценки официальных автодилеров при продаже новых машин. Причем это правило будет сохраняться даже в периоды пикового спроса на автомобили. В ведомстве уверены, что такая наценка останется выгодной для продавцов новых машин.
Как сэкономить на покупке автомобиля в 2022 году
Сами автопроизводители стараются бороться с дилерскими наценками и даже подготовили для покупателей несколько советов, которые могут помочь сэкономить деньги при покупке нового автомобиля в 2022 году. Например, УАЗ рекомендует клиентам ориентироваться на цены, которые указаны на официальном сайте (так называемая «онлайн-витрина»).
В компании объяснили, что именно там указан гарантированный финальный ценник конкретного автомобиля. В случае, если эта стоимость будет отличаться от дилерских цен, УАЗ рекомендует покупателям обращаться на «горячую линию» компании.
«И автомобиль будет вашим по заявленной на онлайн-витрине цене», — пообещали в УАЗе.
Покупать или не покупать: как коронавирус повлиял на стоимость автомобилей в России
Эксперт утверждает — в эпоху кризиса покупка некоторых машин может оказаться выгодным вложением наряду с приобретением недвижимости или золота.
Фото, видео: www.globallookpress.com /Dmitry Chasovitin
Мировая автомобильная промышленность терпит убытки из-за пандемии COVID-19. В Китае остановлена работа множества предприятий по производству знаменитых марок машин, некоторые автоконцерны вынуждены закрываться из-за перебоя с поставками запчастей, шоурумы прекращают работу из-за постановлений властей, пытающихся остановить распространение инфекции.
При этом в СМИ пишут о том, что зафиксирован небывалый рост продаж автомобилей, в том числе, люксовых. Ситуацию специально для 5-tv.ru прокомментировал операционный директор дилерского центра Михаил Ерцев.
«Пока мы не заметили особых изменений. В большинстве дилерских центров увеличенного потока посетителей не было. Немаловажный фактор — люди боятся эпидемии и сократили общение. Также в условиях непонятной ситуации, как пандемия скажется на жизни, отложили покупки», — поделился специалист.
Эксперт утверждает, что цены на машины 100% изменятся. Вот только пока не понятно — на сколько и «в какую сторону».
«Цены изменятся. Но сейчас трудно спрогнозировать на сколько и в какую сторону. В начале кризиса, связанного с нашей волютой, некоторые продавцы подняли цену. Но уже спустя неделю мы наблюдали — в отсутствие спроса, цены вернулись обратно, а в некоторых случаях стали даже ниже», — сообщил он.
По его словам, на ценообразование могут повлиять два фактора. Например, на рынке новых автомобилей возможное повышение стоимости машин будет связано с изменением курса рубля. При этом развитие пандемии, закрытие торговых точек, производственных площадей приведет к сокращению спроса.
«В этой ситуации некоторые продавцы будут держать цену, чтобы хоть что-то заработать, но большинство будут снижать», — утверждает эксперт.
По мнению Михаила Ерцева, автобизнес, в первую очередь, пострадает от закрытия шоурумов и торговых площадок. По его словам, с 2014 года почти каждый шестой дилерский центр был закрыт. Эксперт предполагает, что в текущей ситуации количество закрывшихся точек продаж может достигнуть 50% от общего количества.
Специалист заявил, что в эпоху кризиса покупка некоторых машин может оказаться выгодным вложением наряду с приобретением недвижимости или золота.
«Есть такие активы как недвижимость, золото — долгосрочные. На их фоне — автомобиль всегда риск. Но как показывает практика, вложение именно в России средств в машины, которые не сильно падают в цене из-за курса валюты — достаточно выгодно. Так, например, знаменитая Toyota Land Cruiser 200 „трехлетка“ сейчас стоит столько же, сколько в свое время стоил новый автомобиль», — поделился Ерцев.
Ранее 5-tv.ru сообщал, что эксперты поделились мнением о предложенных Путиным экономических мерах из-за коронавируса.
Нерабочая неделя — вовсе не повод отправляться в автобусные туры по России, ходить на домашние вечеринки и на шопинг. Граждане РФ обязаны проявить высокую социальную ответственность, сознательность и придерживаться правил карантина. Тем самым, мы убережем себя, своих близких и соотечественников от возможного заражения смертельно опасным заболеванием.
Полезная информация:
Единая горячая линия: 8 800 2000 112
Российскому авторынку предрекли шок в 2022 году
Благодаря бурному росту продаж в первом полугодии российский авторынок еще имеет шансы закончить 2021 год «в плюсе». Однако последние полгода продажи новых машин уверенно катятся вниз, и в наступающем году вряд ли вернутся к росту.
Если в 2019-2020 годах продажи росли (несмотря на временный провал в 2020-м из-за пандемии), то во второй половине 2021-го наметился устойчивый тренд на их снижение. При этом средневзвешенные цены, которые в предыдущие два года росли сравнительно равномерно, в этот период показали просто взрывной рост.
На волне всеобщего дефицита уже сейчас китайские производители укрепляют свои позиции в нашей стране, перехватывая часть аудитории у других брендов, и в следующем году эта тенденция продолжится, считает аналитик «Дрома» Игорь Олейников.
По его мнению, в 2022 году премиальные бренды, вероятно, будут иметь преимущество на российском рынке и смогут минимизировать падение продаж, несмотря на рост цен и дефицит микрочипов. Однако это вряд ли повлияет на расклад сил на рынке: бюджетный сегмент и модели таких марок как Lada, Hyundai, Kia и других, несмотря на падение, всё так же будут доминировать на рынке.
Как считает Игорь Олейников, в 2022 году на российском рынке по-прежнему можно будет наблюдать рост цен и дефицит машин из-за недостатка электронных компонентов. Ситуация с нехваткой автомобилей может стабилизироваться ближе к третьему кварталу 2022-го, но надо понимать, что процесс восстановления рынка будет постепенным и предложение выйдет на допандемийный уровень в лучшем случае в 2023 году. При этом будет постепенное снижение спроса, так как цены на автомобили растут.
Скачок цен и повышенный спрос: что ждать от авторынка сейчас и в 2022 году
За последние месяцы цены на новые и подержанные легковушки резко подскочили, при этом количество техники на рынке сократилось. Почему так происходит и чего ждать от авторынка в 2022, рассказали эксперты Bankiros.ru.
Авторынок в цифрах
Как сообщает аналитическое агентство «Автостат» со ссылкой на LMC Automotive, за ноябрь 2021 года мировой автомобильный рынок снизился на 11,2% – до 7,7 млн легковых машин. Подобная отрицательная динамика наблюдается уже седьмой месяц подряд.
Самое большое снижение в процентном соотношении произошло в Южной Америке (-24,5% по сравнению с прошлым годом), а также в Восточной Европе (-18,1%), в США (-15,8%, реализовано чуть больше миллиона машин, Кореи (-16,6%, продано 140,5 тысяч машин) и в Японии (-14,5%, 348,1 тысяча авто).
Крупнейшим поставщиком на рынке остается Китай с сокращением продаж на 6,3% и показателем в 2,5 млн проданной техники. Всего за одиннадцать месяцев этого года в мире реализовано 73,9 млн автомобилей.
Средняя цена на автомобили с пробегом в сегменте «до семи лет» на 2021 год составляет 1 456 003 рубля, это на 27,7% больше, чем в прошлом году (1 139 823 рубля). В то же время стоимость новой техники увеличилась на 20% с 1,5 млн рублей до 1,8 млн и выше.
Что происходит?
Как нам рассказала Лилия Маркова, генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг», помимо девальвации рубля, нынешняя ситуация – это результат отложенного спроса, который скопился за период с апреля по июнь прошлого года во время первой волны коронавируса. Тогда дилеры не смогли допродать примерно 70 тысяч легковых и легких коммерческих авто, но наверстали продажи уже к концу 2020 года.
«К началу 2021 года на рынке образовалась нехватка новых машин, обусловленная глобальным кризисом производства из-за пожара на крупнейшем заводе по производству полупроводников, используемых при сборке автомобилей всех типов. Как итог, из-за дефицита автомобилей в салонах дилеров с конца прошлого года мы живем в условиях так называемого «рынка продавца», когда последний диктует конечные цены. Рекомендованные цены, и без того выросшие за год в среднем на 15%, прибавили примерно столько же за счет дилерских накруток», – отмечает эксперт.
Дефицит также отразился и на увеличении сроков поставок во всех сегментах. Даже у популярного отечественного бренда Lada сегодня он составляет в среднем 2-3 месяца, а по некоторым маркам может доходить до одного года. Опрошенные нами Производители, опрошенные компанией «Газпромбанк Автолизинг», зачастую пока никак не комментируют объемы производства будущего года, а нормализацию спроса и предложения ожидают лишь к 1 кварталу 2023 года.
Что говорят дилеры?
По словам Дениса Мавланова, эксперта маркетплейса «Банкавто», Дилеры в таких условиях не хотят в моменте терять прибыль и компенсируют ограниченное количество машин их стоимостью, включая различное дополнительное оборудование и услуги в цену автомобиля в наличии. При этом многие аворитейлеры просто отказываются продавать клиентам машины без дополнительных опций, порядка 95% машин реализуются сегодня с «допами» (по сравнению с 20-30% допандемийной реальности), которые уже установлены на машины, то есть отказаться от них не получится.
Однако, некоторые марки машин смогли увеличить количество продаж. Об этом нам рассказала Анна Уткина, директор по коммуникациям ГК «АВТОDОМ»:
«Но несмотря на ранее указанные трудности, в отдельных сегментах российского авторынка наблюдалось увеличение продаж. Например, в 2021 году объем продаж автомобилей премиум-сегмента вырос на 25%. В массовом сегменте успехов удалось добиться китайским брендам. Так, в течение 2021 года продажи авто из КНР увеличились от 134 до 252% в зависимости от бренда. Это обстоятельство связано с относительно доступной ценой и достойным качеством»
Тренд на авто с пробегом
Еще одна тенденция – переключение спроса на подержанные автомобили с небольшим пробегом возрастом до одного года. По последним данным компании «Газпромбанк Автолизинг» на август 2021 года их цена выросла ровно на треть.По статистике эксперта, основанной на корпоративных продажах, если в 2019 году на долю годовалых легковых и легких коммерческих авто приходилось 19% от всех реализованных юридическим лицам машин, то в первом полугодии 2021 года – уже 27%.
«Примечательным за последний год оказался и тот факт, что цены на автомобили с пробегом росли значительно быстрее, чем прайс-листы по новым машинам при противоположной тенденции последних лет. Так, среди популярных кроссоверов возрастом до трех лет за 3 квартала 2021 года наибольшим ростом отметился BMW X5, средняя цена которого составила 7,5 миллиона (+39% за год). Среди седанов B-класса Volkswagen Polo практически не дешевел – средняя цена модели до трех лет на рынке составила 1,08 миллиона (+37% за год)», – говорит Денис Мавланов.
Также он отмечает, что все владельцы автомобилей, кто в этот период решали избавиться от «двух-трехлетки», не только не теряли относительно цены покупки машины, но по некоторым моделям даже могли остаться с прибылью.
Эксперт предупреждает – долго такая ситуация продолжаться на рынке не будет. Падение рынка новых автомобилей и их стремительное подорожание ведет к тому, что люди все чаще откладывают обмен старого автомобиля на новый. Рынок б/у машин приемлемого качества неизбежно будет продолжать ужиматься, а их цены продолжат рост и в следующем году.
Прогноз на 2022 год
По мнению Лилии Марковой, первая половина 2022 года будет хуже января-июня 2021-го. Однако к концу следующего года рынок может сравняться с нынешним по мере решения проблем с поставками. Также произойдет перераспределение среди лидеров рынка. Например, более высокие позиции в нем займут китайские марки, сумевшие наладить логистику машинокомплектов и поставку готовых машин. В целом ожидать роста авторынка не приходится.
Такого же мнения придерживаются эксперты в «Банкавто». Дефицит электроники, который стал одной из основных причин дефицита автомобилей во всем мире, ослабнет к концу 2022 года. Это наиболее позитивный прогноз. Кризис может продлится и до 2023 года, и дольше, пока ситуация не будет решена путем децентрализации производства микрочипов. Так, Япония и Европа приняли решение об организации собственного производства, в Америку хотят перенести часть производственных мощностей из Азии. Это замет длительное время, поэтому «супербазовые» комплектации без лишней электроники и простой конвейеров останутся с нами и в следующем году.
Не ослабнет и покупательский спрос, который подстегивают неопределенность ситуации и гарантированное повышение цен. Дистрибьюторы посчитали, сколько дилеры заработают на каждой сделке. И никто не мешает им теперь самостоятельно продолжать активно переписывать прайс-листы. Некоторые импортеры, к слову, уже запланировали рост цен, который в первом квартале 2022 года скорее всего составит в среднем 10-12%. Процесс остановит лишь очередное затоваривание складов. Желание дилеров получить квартальный бонус дистрибьютора также может немного подстегнуть рынок.
Что делать покупателям?
Как утверждает Лилия Маркова, в следующем году сохранит свою популярность лизинг. Скидки от производителей, закредитованность бизнеса и населения, возможность налоговой оптимизации и отсутствие залога делают его привлекательным на фоне других способов владения. Кроме того, продолжится тренд на использование вместо владения (каршеринг и подписка), позволяющего в ряде случаев более разумно подходить к нагрузке на бюджет.
По оценкам эксперта, в 2024 году по сервисам подписки будет реализовано около 30 тысяч машин.
По мнению Анны Уткиной, хотя российский автомобильный рынок и находится в нестабильном состоянии, откладывать покупку автомобиля на 2022 год не стоит, если имеется потребность в автомобиле.
В качестве второго варианта, он предлагает сделать заказ в нужной комплектации с нефиксированной ценой и встать в лист ожидания. Придется подождать от нескольких месяцев до 7-8 месяцев, в зависимости от модели, но появится шанс купить машину без ряда накруток. Также он предупреждает, есть риск, что за время ожидания авто подорожает, и, когда очередь дойдет, его стоимость выйдет за рамки запланированного бюджета.
Если же автомобиль нужен срочно, то с его приобретением лучше поторопиться, пока не выросли цены. Уже в начале 2022 года ожидается подорожание автомобилей на 2-3% в среднем. Поэтому в идеале приобрести машину до нового года. Придется согласиться на авто в наличии и с предлагаемым набором доп.оборудования, отказаться от которого в сложившейся на рынке ситуации довольно проблематично. Потому что даже на автомобиль с внушительным набором «допов» после отказа одного покупателя мгновенно найдется другой желающий. Дилерам нет нужды идти на уступки сейчас, кода автомобилей не хватает, а спрос на них продолжает расти.
Стоит обратить внимание на спецпредложения дилеров в рамках различных промо-акций с банками и производителями. Например, приемлемые цены и процент по кредиту в сотрудничестве с банками предлагают стабильно набирающие популярность китайские автоконцерны.
Напомним, ранее Bankiros.ru рассказывал о том, за что в России ликвидировали тысячи компаний в 2021 году.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.