Подешевеют ли автомобили после коронавируса
Подешевеют ли автомобили после коронавируса
Вам также понравится:
Чтобы стать автором нашего блога, нужно классно писать, а также разбираться в автомобилях на экспертном уровне. И то, и другое можно нам продемонстрировать, выполнив тестовое задание.
Задание: Написать предварительный обзор авто, которое выйдет на российский рынок в ближайшие несколько месяцев. Модель можно выбрать из календаря автоновинок. Свой выбор нужно согласовать с нами. Для этого напишите в форму ниже и сообщите, о какой машине хотите написать (лучше предложить сразу несколько), а мы примем решение и вышлем вам ТЗ на обзор.
Важно: если у вас есть возможность самостоятельно брать авто на тест-драйв — обязательно напишите об этом!
Если ваш обзор нам понравится, мы опубликуем его в блоге, заплатим вам гонорар (2000 р.) и начнём постоянное сотрудничество. Если текст понравится, но по каким-то причинам мы не будем его опубликовать, мы также начнём с вами сотрудничество, но без гонорара за тестовое задание. В случае, если обзор в принципе не будет принят редакцией, тестовое также не будет оплачено.
Условия — удаленно, сдельно, гонорары и занятость обсуждаются с успешным кандидатом после тестового.
Чем новая волна коронавируса грозит автопрому
Наглядный пример подает Япония, где всю неделю бьют рекорды по числу заражений. Так, Toyota была вынуждена прекратить работу 21 производственной линии на 11 из 14 своих заводов в стране. Вынужденный простой продлится минимум до 24 января. И если раньше в Toyota ожидали, что план производства в первый месяц 2022 года из-за проблем с полупроводниками будет недовыполнен на 20 тысяч авто, то теперь сокращение объемов составит 47 тысяч единиц продукции, пишет Nikkei Asia. Пострадают и российские потребители, поскольку под секвестр попали поставляемые к нам Toyota Land Cruiser 300. В компании предупредили клиентов, что очередь на этот внедорожник растянется… на 4 года.
В самом Китае столкнулись с «омикроном» и даже закрыли одно из предприятий той же Toyota в Тяньцзине. Но здесь главной угрозой автопрому по-прежнему считают дефицит полупроводников. Как передает Automotive News, представитель министерства промышленности и информатизации КНР Луо Цзюньцзе призвал «ключевые отечественные предприятия увеличивать инвестиции и способствовать росту мощностей всей цепочки производства чипов».
По словам Баринова, периодическая остановка крупнейших автозаводов по всему миру кардинально меняют долю разных марок в общем объеме продаж.
Продажи новых автомобилей могут упасть вдвое из-за коронавируса
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в этом году могут снизиться в 2 раза до 900 000 машин, прогнозирует консалтинговая компания BCG.
В прошлом году в России продажи новых автомобилей снизились на 2,3% до 1,76 млн штук. BCG ожидала, что в этом году рынок чуть-чуть подрастет – до 1,8 млн авто. Теперь компания пересмотрела прогноз. Оптимистичный предусматривает 20%-ное падение рынка до 1,4 млн автомобилей, пессимистичный – двукратное – до 0,9 млн. При наиболее вероятном сценарии продажи машин упадут на 26–37% до 1,1–1,3 млн штук.
Если реализуется худший сценарий, продажи машин упадут до минимума за последние 20 лет. Даже в конце прошлого – начале нынешнего века в России продавалось более 900 000 автомобилей в год. А за последние 14 лет продажи никогда не опускались ниже 1,4 млн шт. Рекорд был поставлен в 2012 г. – 2,94 млн машин.
Если спрос на коммерческую технику поддерживается государством, то в легковом сегменте ситуация хуже, констатирует директор в московском офисе BCG Эдуард Черкин. По данным BCG, 42% потребителей планируют сократить расходы в условиях эпидемии, отказавшись от покупки автомобиля. Падение спроса на легковые автомобили ожидается в апреле и мае, отмечает он: «Дилеры, которые ослабнут или не справятся с управлением кризисом ликвидности, рискуют уйти с рынка». BCG ожидает восстановления спроса по мере преодоления пика кризиса, и тогда дилерам и автопроизводителям придется удовлетворять «резко растущие потребности клиентов» и обеспечивать готовность заказов. Сейчас российские автопроизводители загрузили производства и стараются использовать время, чтобы максимально отработать до майских праздников, говорит Черкин.
В марте российский авторынок пережил всплеск продаж: покупатели опасались роста цен на автомобили из-за снижения курса рубля к доллару и евро. Но с 28 марта, после введения первой «выходной недели», деятельность авторитейла практически парализована, говорит президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев. В некоторых регионах возможен лишь ремонт, но это отрасль не спасет.
Даже окончание эпидемии не приведет к резкому восстановлению продаж, полагает руководитель управления инвестиционных стратегий «БКС Брокер» Виктор Бондарович: «У населения, потерявшего работу, пока нет денег на технику, только на продукты, лекарства и коммуналку». По оценкам эксперта, до трети дилеров могут уйти с рынка.
Аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов думает, что за лето ситуация может измениться в лучшую сторону, но нужны меры господдержки. Никто не может предположить, когда закончится режим самоизоляции и что будет со спросом на автомобили после этого, рассуждает он, но падение до 50% маловероятно – в 2019 г. рынок был далеко не на пике.
Продажи в апреле сократятся в 3–10 раз, считает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. В мае возможно такое же падение, все зависит от того, когда завершится режим самоизоляции. Но и после возвращения к обычной жизни спрос вряд ли восстановится, так как снизится покупательская способность, а цены вырастут. В целом по итогам года он допускает падение продаж в 1,5–2 раза, на восстановление потребуется несколько лет. В ближайшие два-три года закроются 20–40% дилерских предприятий и ряд автопроизводителей, но возможно появление дилеров нового цифрового формата, работающих в партнерстве со смежными отраслями, считает он.
Автолихорадка. Что будет с ценами на машины в 2022 году
Продажи новых автомобилей в России в декабре упали на 20%
Минувший год показал, что значит ажиотаж на авторынке — цены на все без исключения модели машин поднялись И это факт, подтвержденный официально. Министр торговли и промышленности Денис Мантуров заявил, что новые автомобили российского производства в 2021 году подорожали на 5 — 8%, зарубежные — в пределах 20%.
Более того, рост цен продолжится! Мантуров сообщил о планируемом повышении цен на автомобили, подпадающие под повышенный транспортный налог и отметил, что машины даже в базовой комплектации, которые ранее не относились к категории премиального сегмента, могут оказаться в нем ввиду повышения цен на комплектующие. Речь идет об автомобилях стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей, владельцы которых платят транспортный налог с повышенным коэффициентом (1,1), пока с момента выпуска машины не пройдет 3 года.
И такая ситуация, по совам министра, изменится еще не скоро, потому что дефицит автомобилей на рынке будет и в новом году. По меньшей мере, в первом полугодии. Эксперты убеждены: таких проблем у авторынка не наблюдалось уже очень давно.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
«По итогам 2021 года российский авторынок может увеличиться на 3%, однако уже в 2022 году динамика, возможно, окажется отрицательной на 5-7%. Причиной станет постоянный рост цен в условиях дефицита новых автомобилей — за 2021 год средневзвешенная цена авто превысила отметку в 2 млн рублей (на 23%)», — пояснил «Прайм» генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.
По его словам, некоторые автопроизводители уже объявили о росте цен с января 2022 года. Например, все модели УАЗа прибавят по 1,7 — 2,6 процента. О рекордном увеличении прайса сообщили и в «АвтоВАЗе». По причине отмены сдерживающих пошлин на экспорт металла из России цены на него выросли на 4-11%. Остальные марки могут прибавить к стоимости авто от 100 000 до 400 000 рублей в зависимости от класса и комплектации автомобиля.
«Самого значительного подорожания можно ожидать в премиальном сегменте, что, скорее всего, не отразится на уровне продаж данных автомобилей, а также среди топовых комплектаций представителей массового сегмента, что негативно отразится на общих объемах продаж этих брендов», — убежден Мигаль.
Ему вторят эксперты из «Автостата». По их словам, дорожать будут автомобили всех марок, так как в 2022 году проблема нехватки автомобилей у дилеров (из-за глобального дефицита микрочипов) вряд ли будет решена. А именно она наряду с инфляционной составляющей является в последние месяцы определяющим фактором роста цен. Насколько именно подорожают автомобили тех или иных марок, сказать сложно.
ЭТА МАЛЕНЬКАЯ ШТУЧКА
ВТБ ожидает замедления роста цен на автомобили
«Причин несколько: во-первых, из-за карантина мировой автопром пострадал от нехватки микросхем сильно, как, впрочем, и ряд других отраслей. Дефицит настолько велик, что «АвтоВАЗ» мог бы продать, не будь дефицита микросхем, на 100 тысяч автомобилей больше, чем он продаст в 2021 году. И этот дефицит не кончится завтра, а будет продолжатся минимум до конца весны — начала лета. Это — самый оптимистический прогноз», — пояснил «Прайм» автоэксперт Игорь Моржаретто.
И так как автомобили в дефиците до лета, то и рассчитывать на какие-либо скидки и тем более на снижение цен не приходится. Все по законам рынка, приводящим к росту цен в случае, если спрос превышает предложение. А дефицит на авторынке наблюдается сегодня почти по всем маркам автомобилей за редчайшим исключением.
По состоянию на конец прошлого года спрос хотя и сократился ввиду роста цен, но пока не так сильно, чтобы переломить тенденцию к росту цен. «Рынок «ссыхается», но людей с деньгами по-прежнему немало, и они делают кассу», — поясняет эксперт. По его мнению, все же наступит перелом: покупательская способность не выдержит бешено возросших цен на новые автомобили вкупе с небывалыми дилерскими накрутками (до 20% от стоимости машины) и упадет так, что спрос станет ниже предложения. Но это не раньше лета — осени.
«Шансы на скидки и снижение цен появляются только во второй половине 2022 года, но гарантий нет», — считает Моржаретто.
По его мнению, осенью 2022 года Lada будет стоит тот же миллион: «Я не помню, чтобы цены снижались в России. Самое хорошее, что может быть — это скидки от новой цены».
Ажиотаж на авторынке сегодня охватил весь мир, и россиянам, по мнению экспертов, нет никакого смысла искать дешевые машины за рубежом. В США ситуация даже хуже, чем в России: дефицит автомобилей выше, как и покупательская способность населения.
Единственное исключение — Китай: будучи мировым лидером по производству тех самых чипов, китайские власти и промышленность обеспечили дефицитом в первую очередь свой автопром. Поэтому китайских машин произведено примерно столько, сколько и предполагалось и цены на них выросли не так сильно, как на автомобили производителей из других стран. Стоит ли удивляться, что доля китайских машин на российском авторынке уже выросла вдвое, а в ближайшие 3-4 года ей прочат еще двойной рост.
Скачок цен и повышенный спрос: что ждать от авторынка сейчас и в 2022 году
За последние месяцы цены на новые и подержанные легковушки резко подскочили, при этом количество техники на рынке сократилось. Почему так происходит и чего ждать от авторынка в 2022, рассказали эксперты Bankiros.ru.
Авторынок в цифрах
Как сообщает аналитическое агентство «Автостат» со ссылкой на LMC Automotive, за ноябрь 2021 года мировой автомобильный рынок снизился на 11,2% – до 7,7 млн легковых машин. Подобная отрицательная динамика наблюдается уже седьмой месяц подряд.
Самое большое снижение в процентном соотношении произошло в Южной Америке (-24,5% по сравнению с прошлым годом), а также в Восточной Европе (-18,1%), в США (-15,8%, реализовано чуть больше миллиона машин, Кореи (-16,6%, продано 140,5 тысяч машин) и в Японии (-14,5%, 348,1 тысяча авто).
Крупнейшим поставщиком на рынке остается Китай с сокращением продаж на 6,3% и показателем в 2,5 млн проданной техники. Всего за одиннадцать месяцев этого года в мире реализовано 73,9 млн автомобилей.
Средняя цена на автомобили с пробегом в сегменте «до семи лет» на 2021 год составляет 1 456 003 рубля, это на 27,7% больше, чем в прошлом году (1 139 823 рубля). В то же время стоимость новой техники увеличилась на 20% с 1,5 млн рублей до 1,8 млн и выше.
Что происходит?
Как нам рассказала Лилия Маркова, генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг», помимо девальвации рубля, нынешняя ситуация – это результат отложенного спроса, который скопился за период с апреля по июнь прошлого года во время первой волны коронавируса. Тогда дилеры не смогли допродать примерно 70 тысяч легковых и легких коммерческих авто, но наверстали продажи уже к концу 2020 года.
«К началу 2021 года на рынке образовалась нехватка новых машин, обусловленная глобальным кризисом производства из-за пожара на крупнейшем заводе по производству полупроводников, используемых при сборке автомобилей всех типов. Как итог, из-за дефицита автомобилей в салонах дилеров с конца прошлого года мы живем в условиях так называемого «рынка продавца», когда последний диктует конечные цены. Рекомендованные цены, и без того выросшие за год в среднем на 15%, прибавили примерно столько же за счет дилерских накруток», – отмечает эксперт.
Дефицит также отразился и на увеличении сроков поставок во всех сегментах. Даже у популярного отечественного бренда Lada сегодня он составляет в среднем 2-3 месяца, а по некоторым маркам может доходить до одного года. Опрошенные нами Производители, опрошенные компанией «Газпромбанк Автолизинг», зачастую пока никак не комментируют объемы производства будущего года, а нормализацию спроса и предложения ожидают лишь к 1 кварталу 2023 года.
Что говорят дилеры?
По словам Дениса Мавланова, эксперта маркетплейса «Банкавто», Дилеры в таких условиях не хотят в моменте терять прибыль и компенсируют ограниченное количество машин их стоимостью, включая различное дополнительное оборудование и услуги в цену автомобиля в наличии. При этом многие аворитейлеры просто отказываются продавать клиентам машины без дополнительных опций, порядка 95% машин реализуются сегодня с «допами» (по сравнению с 20-30% допандемийной реальности), которые уже установлены на машины, то есть отказаться от них не получится.
Однако, некоторые марки машин смогли увеличить количество продаж. Об этом нам рассказала Анна Уткина, директор по коммуникациям ГК «АВТОDОМ»:
«Но несмотря на ранее указанные трудности, в отдельных сегментах российского авторынка наблюдалось увеличение продаж. Например, в 2021 году объем продаж автомобилей премиум-сегмента вырос на 25%. В массовом сегменте успехов удалось добиться китайским брендам. Так, в течение 2021 года продажи авто из КНР увеличились от 134 до 252% в зависимости от бренда. Это обстоятельство связано с относительно доступной ценой и достойным качеством»
Тренд на авто с пробегом
Еще одна тенденция – переключение спроса на подержанные автомобили с небольшим пробегом возрастом до одного года. По последним данным компании «Газпромбанк Автолизинг» на август 2021 года их цена выросла ровно на треть.По статистике эксперта, основанной на корпоративных продажах, если в 2019 году на долю годовалых легковых и легких коммерческих авто приходилось 19% от всех реализованных юридическим лицам машин, то в первом полугодии 2021 года – уже 27%.
«Примечательным за последний год оказался и тот факт, что цены на автомобили с пробегом росли значительно быстрее, чем прайс-листы по новым машинам при противоположной тенденции последних лет. Так, среди популярных кроссоверов возрастом до трех лет за 3 квартала 2021 года наибольшим ростом отметился BMW X5, средняя цена которого составила 7,5 миллиона (+39% за год). Среди седанов B-класса Volkswagen Polo практически не дешевел – средняя цена модели до трех лет на рынке составила 1,08 миллиона (+37% за год)», – говорит Денис Мавланов.
Также он отмечает, что все владельцы автомобилей, кто в этот период решали избавиться от «двух-трехлетки», не только не теряли относительно цены покупки машины, но по некоторым моделям даже могли остаться с прибылью.
Эксперт предупреждает – долго такая ситуация продолжаться на рынке не будет. Падение рынка новых автомобилей и их стремительное подорожание ведет к тому, что люди все чаще откладывают обмен старого автомобиля на новый. Рынок б/у машин приемлемого качества неизбежно будет продолжать ужиматься, а их цены продолжат рост и в следующем году.
Прогноз на 2022 год
По мнению Лилии Марковой, первая половина 2022 года будет хуже января-июня 2021-го. Однако к концу следующего года рынок может сравняться с нынешним по мере решения проблем с поставками. Также произойдет перераспределение среди лидеров рынка. Например, более высокие позиции в нем займут китайские марки, сумевшие наладить логистику машинокомплектов и поставку готовых машин. В целом ожидать роста авторынка не приходится.
Такого же мнения придерживаются эксперты в «Банкавто». Дефицит электроники, который стал одной из основных причин дефицита автомобилей во всем мире, ослабнет к концу 2022 года. Это наиболее позитивный прогноз. Кризис может продлится и до 2023 года, и дольше, пока ситуация не будет решена путем децентрализации производства микрочипов. Так, Япония и Европа приняли решение об организации собственного производства, в Америку хотят перенести часть производственных мощностей из Азии. Это замет длительное время, поэтому «супербазовые» комплектации без лишней электроники и простой конвейеров останутся с нами и в следующем году.
Не ослабнет и покупательский спрос, который подстегивают неопределенность ситуации и гарантированное повышение цен. Дистрибьюторы посчитали, сколько дилеры заработают на каждой сделке. И никто не мешает им теперь самостоятельно продолжать активно переписывать прайс-листы. Некоторые импортеры, к слову, уже запланировали рост цен, который в первом квартале 2022 года скорее всего составит в среднем 10-12%. Процесс остановит лишь очередное затоваривание складов. Желание дилеров получить квартальный бонус дистрибьютора также может немного подстегнуть рынок.
Что делать покупателям?
Как утверждает Лилия Маркова, в следующем году сохранит свою популярность лизинг. Скидки от производителей, закредитованность бизнеса и населения, возможность налоговой оптимизации и отсутствие залога делают его привлекательным на фоне других способов владения. Кроме того, продолжится тренд на использование вместо владения (каршеринг и подписка), позволяющего в ряде случаев более разумно подходить к нагрузке на бюджет.
По оценкам эксперта, в 2024 году по сервисам подписки будет реализовано около 30 тысяч машин.
По мнению Анны Уткиной, хотя российский автомобильный рынок и находится в нестабильном состоянии, откладывать покупку автомобиля на 2022 год не стоит, если имеется потребность в автомобиле.
В качестве второго варианта, он предлагает сделать заказ в нужной комплектации с нефиксированной ценой и встать в лист ожидания. Придется подождать от нескольких месяцев до 7-8 месяцев, в зависимости от модели, но появится шанс купить машину без ряда накруток. Также он предупреждает, есть риск, что за время ожидания авто подорожает, и, когда очередь дойдет, его стоимость выйдет за рамки запланированного бюджета.
Если же автомобиль нужен срочно, то с его приобретением лучше поторопиться, пока не выросли цены. Уже в начале 2022 года ожидается подорожание автомобилей на 2-3% в среднем. Поэтому в идеале приобрести машину до нового года. Придется согласиться на авто в наличии и с предлагаемым набором доп.оборудования, отказаться от которого в сложившейся на рынке ситуации довольно проблематично. Потому что даже на автомобиль с внушительным набором «допов» после отказа одного покупателя мгновенно найдется другой желающий. Дилерам нет нужды идти на уступки сейчас, кода автомобилей не хватает, а спрос на них продолжает расти.
Стоит обратить внимание на спецпредложения дилеров в рамках различных промо-акций с банками и производителями. Например, приемлемые цены и процент по кредиту в сотрудничестве с банками предлагают стабильно набирающие популярность китайские автоконцерны.
Напомним, ранее Bankiros.ru рассказывал о том, за что в России ликвидировали тысячи компаний в 2021 году.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.