Подготовка машины к движению в начале рабочего дня
КНИГА 9
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ, МЕХАНИКОВ-ВОДИТЕЛЕЙ МНОГООСНЫХ И ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН (ШАССИ) И РЕМОНТНИКОВ ПОДВИЖНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ РЕМОНТНЫХ МАСТЕРСКИХ
При отработке (проверке выполнения) нормативов необходимо руководствоваться следующими указаниями:
1. Нормативы отрабатываются на исправной автомобильной технике, которая должна быть полностью укомплектована инструментом, принадлежностями и приспособлениями, уложенными и закрепленными на своих местах.
Инструмент и приспособления, используемые при выполнении нормативов, перед укладкой должны быть расконсервированы (очищены) и протерты. Перед выполнением нормативов, связанных с пуском двигателя при температуре воздуха плюс 5 0 С и ниже, двигатель должен быть предварительно прогрет в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации.
2. Нормативы считаются выполненными, если при работе соблюдены условия их выполнения и не было допущено нарушений требований уставов, наставлений, инструкций и руководств, в том числе требований безопасности.
Если при отработке норматива обучаемым допущена хотя бы одна ошибка, которая может привести к травме (поражению) личного состава, поломке техники (выводу из строя двигателя, агрегата, прибора, узла, детали, инструмента) или аварии, выполнение норматива прекращается и оценивается неудовлетворительно.
За нарушение последовательности выполнения норматива, которое не приводит к аварии, поломке (порче) техники, а также за каждую ошибку, указанную в условиях выполнения норматива (в руководстве, наставлении, технологической карте), оценка снижается на один балл.
В подразделениях, имеющих машины с конструктивными изменениями, для которых нормативы в Сбор нике не предусмотрены, командир соединения На основании предложений назначенной им комиссии имеет пра во разработать новые нормативы, При этом за основу необходимо брать нормативы настоящего Сборника по машине, соответствующей модификации машин с конструктивными изменениями.
5. При выполнении нормативов личным составом в общевойсковом защитном комплекте время увеличивает ся на 25%, а при работе в противогазе—на 10%, кроме нормативов, выполнение которых предусмотрено в сред ствах защиты.
При температуре воздуха минус 20° С и ниже, плюс 30° С и выше, при сильном дожде, снегопаде и на высоте свыше 1500 м над уровнем моря время на выполнение нормативов увеличивается, но не более чем на 20%, при действиях ночью, если время для ночных условий не оп ределено, оно также увеличивается, но не более чем на 25%.
Обнаруженные технические неисправности в ходе выполнения нормативов не устраняются (если они не препятствуют выполнению норматива). Обучаемый после выполнения норматива обязан доложить о выявленных неисправностях.
ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОЦЕНКИ
1. Во время проверок, на контрольных занятиях и учениях, а также при подведении итогов подразделениям (частям) и военно служащим выводится оценка по технической подготовке в соответствии с требованиями приказов и директив МО РФ. При этом результаты выполнения нормативов как отдельными военнослужащими, так и подразделениями учитываются как одно из слагаемых оценки за выполне ние практических работ по техническому обслуживанию и ремонту машин.
Выполнение нормативов проверяется при проведении итоговых проверок, при инспектировании войск, а также на плановых и контрольных занятиях и учениях.
Если норматив отрабатывается в процессе обучения несколько раз, оценка за выполнение норматива определяется по последнему показанному результату или по результату контрольного занятия.
2. Оценка за выполнение норматива военнослужащим (подразделением) определяется:
«отлично», если военнослужащий (подразделение) выполнил норматив по времени (по скорости) на оценку «отлично», правильно и в полном объеме, действовал уверенно и сноровисто;
«хорошо», если военнослужащий (подразделение) выполнил норматив по времени (по скорости) на оценку «хорошо» или «отлично», но допустил ошибки в пользо вании инструментом, принадлежностями и приспособле ниями;
«удовлетворительно», если военнослужащий (подраз деление) выполнил норматив по времени (по скорости) на оценку «удовлетворительно», или «отлично», или «хорошо», но допустил нарушения в последовательности выполняемых операций и в пользовании инструментом, принадлежностями и приспособлениями;
«неудовлетворительно», если военнослужащий (подразделение) не выполнил норматив по времени (по скорости) на положительную оценку,, или не проделал все предложенные ему операции, или проделал их непра вильно.
3. Индивидуальная оценка военнослужащему за выполнение нескольких нормативов и оценка подразделе нию за выполнение нормативов в составе подразделения по каждому предмету обучения определяются по оцен кам, полученным за выполнение каждого норматива, и считаются:
«хорошо», если более половины проверенных норма тивов выполнены с оценкой не ниже «хорошо», а осталь ные — «удовлетворительно»;
4. Оценка за выполнение одиночных нормативов подразделению выводится по индивидуальным оценкам обу чаемых и определяется:
«отлично», если не менее 90% обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 70% обучае мых получили оценку «отлично»;
«хорошо», если не менее 80% обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 70% обучае мых получили оценку не ниже «хорошо»;
«удовлетворительно», если не менее 70% обучаемых получили положительные оценки.
5. При проверке нормативов в составе подразделения и индивидуальных нормативов общая оценка подразде лению (части) за выполнение нормативов определяется:
«отлично», если первая оценка «отлично», а вторая — не ниже «хорошо»;
«хорошо», если первая оценка «хорошо», а вторая — не ниже «удовлетворительно»;
«удовлетворительно», если обе оценки не ниже «удовлетворительно».
ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
№ | Наименование норматива | Условия выполнения норматива | Марка машины | Оценка по времени | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«отлично» | «хорошо» | «удовлетворительно» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Установка аккумуляторных батарей | Аккумуляторные батареи находятся на удалении 50 м от машины. Установить и подключить аккумуляторные батареи. При переноске и установке батарей типа 6СТЭН-140М (12СТ-70) в гнезда водителю (механику-водителю) помогает один человек | УАЗ-469, ВАЗ-2121, ЛуАЗ-967М ГАЗ-66 Урал-4320, КамАЗ-5320, КамАЗ-4310, КрАЗ-255Б, КрАЗ-260 Подготовка машины к движению в начале рабочего дня
Ежегодно Госавтоинспекция призывает водителей при плохих погодных условиях без крайней потребности не выезжать на дороги общего пользования, однако многим автомобилистам последовать такому совету сложно: кому-то нужно добраться до рабочего места, а у многих работа и вовсе связана с поездками на автомобиле. Ездить зимой и избегать аварий можно, однако для этого водителю нужно придерживаться элементарных правил безопасности, содержать свой автомобиль в технически исправном состоянии. Но даже самые опытные водители время от времени допускают ошибки при управлении автомобилем, которые приводят к тому, что автомобиль буксует, «срывается» с траектории движения, а также его может занести или даже развернуть. Усложняет ситуацию критическое состояние автодорог: их чистят от снега и льда далеко не всегда и не везде, а в тех местах, где снегоуборочная техника все же прошла, на месте снегового покрытия обнажаются глубокие ямы. Для профилактики аварийности водителю нужно изучать спецприемы вождения, которые помогут выйти из критической ситуации и, вполне возможно, спасут жизнь и здоровье. ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ АВТО ЗИМОЙ НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ. Прежде всего сконцентрируйтесь: если под колесами лед, стоит отказаться от разговоров по мобильному даже при помощи «хендс-фри». После того как завели двигатель, стартуйте с места очень осторожно, работая педалями максимально плавно, а если под колесами чистый лед, слегка прикрытый снегом, есть смысл пробовать тронуться со второй передачи. Стандартная зимняя авария — автомобиль «повело» при трогании с места, в результате чего пострадала машина соседа. СКОРОСТЬ. В плохих дорожных условиях скорость автомобиля должна быть, в первую очередь, безопасной — согласно ПДД, это такая скорость, при которой водитель в конкретных дорожных условиях способен избежать аварии при внезапно изменившейся ситуации. Причем не стоит путать ее с разрешенной — далеко не всегда на скорости 60 или 80 км/час можно вовремя остановиться при внезапно выскочившем на дорогу пешеходом. Определить безопасную скорость несложно: перед выездом на дорогу общего пользования попробуйте экстренное торможение и оцените, насколько увеличился тормозной путь по сравнению с привычной реакцией автомобиля, а также то, на какой скорости и при каком усилии на педаль тормоза автомобиль сохраняет траекторию. ДИСТАНЦИЯ И ИНТЕРВАЛ. Одно из главных правил, которое надо помнить на скользкой дороге, — необходимо всегда оставлять достаточное для маневра пространство и избегать резких маневров. Дело в том, что снег или лед почти вдвое уменьшают сцепные свойства с дорогой, соответственно, увеличивается тормозной путь, а значит, нужно держать дистанцию до впереди идущей машины в полтора-два раза большую привычной. Учтите, что даже если вы управляете суперсовременным автомобилем с шипованной резиной и множеством электронных систем безопасности, идущие впереди старенькие «Жигули» может внезапно развернуть на 360 градусов, а при столкновении виновным признают именно вас. ЭФФЕКТИВНАЯ РУЛЕЖКА
Чтобы выйти «сухим» из аварийной ситуации, водитель должен грамотно воздействовать на рулевое колесо. Как ни странно это звучит, для этого он прежде всего должен выбрать правильную посадку. «Сядьте в кресло, упритесь в спинку сиденья, выжмите педаль сцепления и положите вытянутые руки на руль — запястья должны лежать на ободе: такое положение даст возможность не запутаться при перехвате рулевого колеса и позволяет нормально работать с педалями и рычагом КПП. Опытный водитель держит рулевое колесо, совсем от него не отталкиваясь, при этом плотно прижавшись к спинке сиденья, что позволяет противостоять действию силы инерции. А неопытный — «висит» на руле, и если автомобиль не вписывается в поворот, то довернуть руль ему бывает довольно сложно, так как баранка используется им в качестве точки опоры». КОНТРАВАРИЙНЫЕ ПРИЕМЫ: КОНТРОЛИРУЙТЕ АВТО РУЛЕМ И ГАЗОМ Самая главная задача водителя при езде по скользкому покрытию — не допускать заноса, а если он и произошел, контролировать его и уверенно выравнивать траекторию. Для того чтобы автомобиль не потерял траекторию, нужно водить «плавно». Планируйте свои действия заранее, смотрите в оба и сбавляйте скорость в случае любого изменения рельефа дороги. Резко крутанул руль, вошел в поворот на слишком высокой скорости или переборщил с ускорением или торможением — потерю траектории может спровоцировать любая из перечисленных ошибок водителя. Различают два основных вида заносов. Собственно занос (или избыточная поворачиваемость) возникает, когда передние колеса преодолевают расстояние короче желаемого, и задние колеса выносит в сторону. Это результат воздействия боковых сил, ослабляющих сцепление задних колес с дорогой. Снос (или недостаточная поворачиваемость) может возникнуть, если повернуть передние колеса на угол, слишком большой для движущего момента в данный момент времени. Тогда передние колеса продолжают скользить в исходном направлении, несмотря на поворот руля. При этом необходимо рулевым колесом выровнять траекторию, если предшествующий поворот рулевого колеса окажется чрезмерным. Если рулевое колесо повернуто слишком резко и чрезмерно, то автомобиль может занести в противоположную сторону. В этом случае занос предотвращается аналогичным приемом поворота рулевого колеса вправо и последующим выходом на прямолинейное движение. ПЕРЕДНИЙ ПРИВОД. При заносе переднеприводного автомобиля водитель должен повернуть рулевое колесо так же, как на заднеприводном автомобиле, но ни в коем случае не уменьшая подачу топлива. Более того, необходимо поднажать на газ — в этом случае ведущие колеса будут вытягивать автомобиль в направлении движения. При этом нет необходимости в корректирующих действиях рулевым колесом. Однако увеличение скорости в повороте и при входе в него может вызвать пробуксовку передних колес. Как только они потеряют сцепление с дорогой, то перестанут направлять автомобиль, и он, став неуправляемым, будет двигаться по более пологой, чем необходимо, кривой — наступает снос и увеличение угла поворота рулевого колеса в этой ситуации ничего не даст. Для восстановления сцепления колес с дорогой и возвращения автомобиля к движению в заданном ему направлении необходимо плавно уменьшить подачу топлива до восстановления сцепления ведущих колес с дорогой и после этого немного поднажать. Отметим, что мы лишь описали теорию выхода из заноса (сноса). Для того чтобы применить ее на практике, нужны практические навыки, получить которые можно лишь на курсах контраварийного вождения, которые проводят на закрытых площадках и под руководством профессиональных инструкторов. ЕСЛИ БУКСУЮТ КОЛЕСА Одна из самых распространенных сезонных неприятностей, в которую попадают практически все без исключения водители (от владельцев малолитражек до владельцев джипов), — снежно-ледяной плен, когда автомобиль, как ни крути двигатель — «не туда и не сюда». В большинстве случаев достаточно попросить прохожих подтолкнуть автомобиль сзади, но если это не помогает, приходится доставать лопату и копать.
МАШИНА СЕЛА НА ДНИЩЕ. Загляните под машину — должен быть просвет. Нет? Копайте лопатой до тех пор, пока он не появится. Иногда есть смысл поддомкратить по очереди ведущие колеса и вымостить под ними описанные выше колейки. Но вот только для домкрата нужна опора, в качестве которой можно использовать диск запасного колеса. Подкопайте под нее место в снегу под домкратным гнездом, выстелите его подручными материалами (ветками, щебенкой) или ковриком из салона, сверху — запаску. Ставьте на нее домкрат, поднимайте колесо и очищайте под днищем до твердой почвы. ДВИЖЕНИЕ ПО ТРАССЕ Оказавшись на скользкой или заснеженной дороге, нужно забыть о быстрой езде и лучше всего держаться среднего или правого ряда. Помните лучше о том, что если на сухой дороге при скорости 60 км/ч тормозной путь автомобиля равен 40—45 м, то на скользкой он возрастает до 90—140 м. Также учтите состояние дороги: ширину проезжей части, наличие крутых подъемов, спусков, поворотов, интенсивности движения автомобилей, времени суток, освещенности, обзорности, технического состояния автомобиля, наконец, собственного самочувствия. Учтите, что после длительного движения на высокой скорости происходит привыкание: после езды со скоростью 100 км/ч снижение до 50 км/ч вызывает впечатление чуть ли не остановки автомобиля. Однако субъективное впечатление обманчиво — ориентируйтесь по приборам. Будьте осторожны при встречном разъезде: часто водители испытывают ощущение недостаточной ширины дороги и, чтобы избежать кажущегося столкновения, в момент разъезда пытаются резко сманеврировать рулем, что может привести к аварии. Также учтите, что восприятие дороги в перспективе может быть искаженным: пологие подъемы, начинающиеся вслед за длинными спусками, кажутся крутыми, а плавные повороты издалека выглядят, как крутые изломы. не забывайте соблюдать Правила и обязательно пристёгивайтесь ремнями безопасности. Подготовка армейского автомобиля к движению в составе колонныПодготавливают автомобиль к движению в составе колонны водитель и личный состав подразделения технического обслуживания. Объем подготовки автомобиля зависит от его технического состояния, а также от характера задачи и условий, в которых предстоит совершать движение. До начала движения водитель проводит контрольный осмотр автомобиля и освобождает его от ненужного и нетабельного имущества. При подготовке к длительному маршу вместо контрольного осмотра проводится очередное техническое обслуживание с таким, расчетом, чтобы не выполнять его в ходе марша. Во время обслуживания автомобиля устраняются все обнаруженные неисправности, тщательно проверяются и при необходимости ремонтируются светомаскировочные приспособления, инструмент водителя, маскировочные средства, средства противоатомной защиты и шанцевый инструмент. Если предстоит движение в тяжелых дорожных условиях, то автомобиль обеспечивается средствами повышения проходимости (цепи противоскольжения, маты, колейные мостики и т. д.). Если предстоит двигаться через горный район, автомобиль дополнительно оборудуется горным тормозом или горным упором или же обеспечивается клиньями (башмаками). Особое внимание при подготовке обращают на обеспечение удобства и безопасности перевозки личного состава. Тщательно проверяют исправность сидений и надежность бортовых запоров. Если автомобиль не имеет стандартных откидных сидений, его кузов оборудуется съемными навесными или гнездовыми сиденьями и обеспечивается проволокой для закрепления бортовых запоров. Съемные сиденья закрепляются на высоте не более 400 мм от пола кузова; задние сиденья, а также сиденья, расположенные вдоль боковых бортов, снабжаются прочными спинками.
Если предстоит перевозить раненых, то в кузове автомобиля закрепляют съемное оборудование для крепления косилок, на которых перевозятся лежачие раненые или больные. Сидячие раненые (больные) перевозятся на обычных сиденьях. Если съемного оборудования нет, то носилки с лежачими ранеными устанавливают в кузове на свернутых матах из хвороста. На оставшиеся свободные места в кузове также кладут свернутые маты для размещения сидячих раненых. Носилки устанавливают всегда вдоль кузова, головой раненого (больного) по ходу движения. Перевозить лежачих раненых можно и без носилок; пол кузова автомобиля в этом случае выстилают матрацами, сеном, соломой или ветвями. Если автомобили предназначены для буксировки артиллерийских систем или специальных прицепов, проверяют тягово-сцепные приборы и другое оборудование, необходимое для движения с прицепами. Автомобили, выделенные для перевозки вооружения и специальных установок, оборудуют соответствующими приспособлениями и креплениями. В заключение подготовки производят заправку автомобилей в соответствии с указанием командира. Очень час то при этом, помимо, полной заправки основных и дополнительных баков, в автомобилях возятся бидоны с горючим и смазочными материалами. Проверив готовность автомобиля к маршу, водитель по указанию командира наносит мелом на левой двери кабины и на заднем борту кузова дробное число, числитель которого обозначает номер автомобильной колонны, знаменатель — порядковый номер автомобиля в колонне. Делается это для того, чтобы помочь водителю найти свое место в колонне, а начальнику колонны облегчить контроль за порядком движения автомобилей в ходе марша. Норматив номер 5 по вождениюУЧЕБНЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ КАРТЫ УЧЕБНО ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА НА НОРМАТИВ ПО ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ №1 «УСТАНОВКА АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕИ» УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВА:АКБ находится на удалении 50 метров от машины. При переносе и установке АКБ на автомобиль Урал,КамАЗ водителю помогает один человек. ВРЕМЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:
Порядок выполнения норматива
УЧЕБНО ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА НА НОРМАТИВ ПО ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ №8 «ПОДГОТОВКА МАШИНЫ К ДВИЖЕНИЮ В НАЧАЛЕ РАБОЧЕГО ДНЯ» УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВА:Выполнить все работы по контрольному осмотру перед выходом из парка, предусмотренные инструкцией по техническому обслуживанию каждой марки машины. ВРЕМЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: Порядок выполнения норматива
УЧЕБНО ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА УЧЕБНО ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА УЧЕБНО ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА УЧЕБНО ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА УЧЕБНО ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА УЧЕБНО ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА УЧЕБНО ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА НА НОРМАТИВ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ № 3 «РАЗБОРКА, СБОРКА И ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА (ЦЕНТРИФУГИ) ДВИГАТЕЛЯ » УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВА:Выполнить работы по разборке, очистке и сборке, предусмотренные инструкцией по эксплуатации. ВРЕМЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: УЧЕБНО ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА НА НОРМАТИВ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ № 10 «РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДНОГО ХОДА ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ» ВРЕМЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:
Порядок выполнения норматива
УЧЕБНО ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА УЧЕБНО ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА УЧЕБНЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ КАРТЫ УЧЕБНО ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА НА НОРМАТИВ ПО ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ №1 «УСТАНОВКА АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕИ» УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВА:АКБ находится на удалении 50 метров от машины. При переносе и установке АКБ на автомобиль Урал,КамАЗ водителю помогает один человек. ВРЕМЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:
Порядок выполнения норматива
УЧЕБНО ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций. Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим. Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой. Перечень нормативов при проведении практических занятий (техническая подготовка, вождение) Условия (порядок) выполнения норматива Установка аккумуляторных батарей. Аккумуляторные батареи находятся на удалении 50 м от машины. Установить и подключить аккумуляторные батареи. При переноске и установке батарей типа 6СТЭН-140М (12СТ-70) водителю (механику – водителю) помогает один человек. Снятие машины с кратковременного хранения. Категория условий хранения – средняя, машины заправлены антифризом, аккумуляторные батареи с машин сняты. Двигатель разогревать предпусковым подогревателем. Пуск двигателя с применением предпускового Подготовку к пуску и пуск двигателя проводить в объёме и последовательности, предусмотренных заводской инструкцией по эксплуатации данной марки машины. Норматив считается выполненным при достижении устойчивой работы двигателя на минимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу. Пуск двигателя без предпускового подогревателя (система охлаждения заполняется водой) при температуре окружающего воздуха ниже плюс 5 град. С. Запасы горячей воды в канистрах находятся у машины. Подготовку к пуску и пуск двигателя проводить в объёме и последовательности, предусмотренных заводской инструкцией по эксплуатации данной марки машины. Подготовка машины к движению в начале рабочего дня (КО). Выполнить все работы по контрольному осмотру перед выходом из парка, предусмотренные инструкцией по техническому обслуживанию каждой марки машины. Подготовка машин к продолжению движения. Выполнить все работы по контрольному осмотру машины на остановках (привалах) в ходе марша. В учебнике излагаются основы педагогики и, с учетом достижений современной педагогической науки и опыта практической деятельности, рассматриваются вопросы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих. Основное внимание в издании уделено специфике и особенностям военно-педагогического процесса в Вооруженных Силах Российской Федерации, практическим аспектам деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Излагаются цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих. Учебник рассчитан на курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей военных вузов, командиров, начальников, воспитателей, других должностных лиц Вооруженных Сил и иных силовых ведомств; лиц, проходящих и проводящих военную подготовку в учебных заведениях и всех интересующихся как военной педагогикой, так и педагогическими проблемами в целом. 3.6.7. Проведение занятий по вождению3.6.7. Проведение занятий по вождению Вождение – составная часть полевой выучки войск. Высокая подготовка механиков-водителей (водителей) достигается систематическим проведением занятий по вождению, их высокой организацией и полным использованием технических возможностей тренажеров и современных боевых машин. Плановые занятия по вождению проводятся равномерно в течение всего периода обучения на учебных местах танкодрома, подготовленных в соответствии с условиями упражнений «Курса вождения боевых машин» и с соблюдением мер безопасности. Навыки практического вождения совершенствуются в ходе тактических занятий и учений, стрельб и других мероприятий, связанных с эксплуатацией боевых машин. Занятия планируются так, чтобы механики-водители (водители) получали практику вождения машины во все периоды года при любой погоде, днем и ночью. При выполнении упражнений «Курса вождения» на учебных местах отрабатываются соответствующие вопросы (задачи) и нормативы: основы движения и правила вождения; преодоление сложных препятствий; вождение с приборами ночного видения; погрузка на переправочные и транспортные средства; самовытаскивание и буксирование машин; выполнение нормативов по технической подготовке и др. Занятие целесообразно проводить в такой последовательности: • постановка задачи личному составу с указанием темы, целей, учебных вопросов и порядка проведения занятия; • проверка знания обучаемыми условий выполняемого упражнения и мер безопасности; • осмотр маршрута (если требуется); • показ техники преодоления наиболее сложных препятствий или выполнения упражнения в целом; • обучение личного состава на учебных местах, количество которых, а также отрабатываемые на них учебные вопросы и нормативы определяются условиями выполняемого упражнения и учебными целями занятия; • разбор занятия с указанием характерных ошибок, допущенных обучаемыми, и объявлением оценок. Занятия с отработкой упражнений одиночного вождения и упражнений в составе экипажа и взвода проводятся командиром роты (батареи). Он является руководителем на основном учебном месте. Заместитель командира роты (батареи) по вооружению (техник роты (батареи)) и командиры взводов обучают личный состав на других учебных местах. Занятия по отработке упражнений в составе роты (батареи) проводятся командиром батальона, а упражнения в составе батальона (дивизиона) и упражнения по преодолению водных преград – командиром части или назначенными им офицерами. Упражнения по вождению, отрабатываемые подразделениями, тесно увязываются со сроками их слаживания. В ходе плановых занятий механики-водители (водители) готовятся и сдают испытания на присвоение (подтверждение) классной квалификации в соответствии с существующими требованиями. Водители автомобилей повышают классную квалификацию согласно требованиям к водителям автомобилей, определенным приказом министра обороны. Перед проведением занятий по вождению обязательно повторяются и в ходе занятий строго выполняются требования безопасности.
|