Подготовка швейной машины к работе 5 класс
Конспект урока «Подготовка швейной машины к работе» 5 класс
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Снятие эмоционального напряжения
у детей и подростков с помощью арт-практик
и психологических упражнений»
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме: « Подготовка швейной машины к работе »
Цель деятельности учителя: Формировать представление о правилах поведения во время работы на швейных машинах; познакомить с узлами швейной машины, с подготовкой швейной машины к работе, приемам работы на швейной машине и устранение неполадок.
Планируемые результаты: Выполнить прямую строчку с закрепками, познакомиться с узлами швейной машины и её заправкой, овладеть приемами работы на электрической швейной машине.
Тип урока: Постановка и решение задачи.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные – Учащиеся шить на швейной машине оказывать посильную помощь сверстникам и морально их поддерживать при выполнении учебных заданий: доброжелательно относиться к замечанию учителя при объявлению ошибок, соблюдать правила Т.Б.при работе с инструментами, получат возможность научиться правильно находить способы устранения ошибок при выполнении этих операций.
регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу урока; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей; выполнять операции по технологическим картам; осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения операций; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения операций; вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
коммуникативные – Научиться слушать собеседника и вести диалог; вступать в речевое общение и приходить к общему решению в совместной деятельности.
познавательные – познакомятся с ролью и значением швейной машины в жизни человека, основные гигиенические правила, правилами безопасного труда при работе на швейной машине.
Личностные – Развитие мотивов учебной деятельности; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование личностного смысла учения; формирование основных морально- этических норм; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету, познакомиться с основными узлами швейной машины.
Методы и формы обучения: Объяснительно- иллюстративный: индивидуальная, фронтальная.
Образовательные ресурсы: УМК по технологии.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
-Узнали вы героя сказки?
-Какой срок ей был дан?
-В реальной жизни вы успели бы сщить в ручную 3 платья за одну ночь?
Конспект урока по теме : «Подготовка швейной машины к работе» (5 класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Снятие эмоционального напряжения
у детей и подростков с помощью арт-практик
и психологических упражнений»
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
«Подготовка швейной машины к работе»
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесный (беседа), наглядный (демонстрация слайдов, показ трудовых приемов), практический (упражнения по выполненю приемов заправки нитей в швейной машине)
Форма работы: фронтальная, работа в парах
Оборудование: швейная машина, шпульный колпачок, шпулька, нитки, ножницы, лоскуток ткани, иглы в игольнице
Дидактические средства: экран, проектор, компьютер с презентацией
І. Организационный момент
– Сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-тренинг. Во время работы мы будем тренировать логическую и зрительную память, пальцы рук, умение коллективно работать.
ІІ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
– Отгадайте, о чем говорится в загадке:
На полянке шерстяной
Пляшет тонконожка,
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка.
– Конечно же, это швейная машина
Швейная машина – это устройство, выполняющее механические движения сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий. Первую швейную машину изобрел немецкий профессор Вальтер в 1755 году.
Главным достоинством швейной машины являются скорость шитья и возможность поставить швейное производство на поток. Швейные машины стали основным технологическим оборудованием при изготовлении одежды.
Современные швейные машины могут: (работа с наглядностями)
Чтобы шить на машине, необходимо с ней правильно обращаться: быть аккуратным, уметь смазывать и налаживать машину. Также необходимо правильно заправлять швейную машину. Сегодня мы с вами познакомимся с порядком заправки верхней и нижней нитей в швейной машине, а на практической работе вы научитесь заправлять и верхнюю и нижнюю нити.
Все ли помнят правила безопасной работы на швейной машине? Повторим правила, играя в «светофор» (при ответе на высказывание: не согласен – поднимаем красный круг, сомневаюсь – желтый, все правильно – зеленый)
1. Машину с ручным приводом ставят на край стола (на расстоянии 5…10 см. от переднего края).
2. Перед началом работы одеть рабочую одежду.
3. Ткань не тянуть и не подталкивать ее под лапку во время шитья.
4. Посторонние предметы на платформе машины работе не мешают (убрать с машины посторонние предметы)
Раздаю карточки с правилами ТБ.
– Повторим устройство швейной машины при помощи кроссворда, который лежит у вас на столе. Работая в паре, быстро, отгадайте выделенное слово. (в течение 1 мин. звучит музыка, ученицы работают с кроссвордом. Девочки, отгадавшие слово первыми, получают бонус к своей оценке в конце урока. Все составные части, зашифрованные в кроссворде, ученицы должны показать на швейной машине).
ІІІ. Изучение нового материала
1. Мотивация учебной деятельности
– Запишите тему урока в тетрадь.
– Чтобы выглядеть красиво и модно одеваться нужно уметь выбирать качественный товар в магазине или самому шить одежду. Когда умеешь шить сам, всегда можно выглядеть не как все.
Показ моделей, изготовленных старшеклассницами.
И в первом и во втором случаях необходимо иметь представление о технологии изготовления одежды и о качестве швейных работ. Любое швейное изделие должно выглядеть опрятно с лицевой и изнаночной стороны, т.е. все строчки должны быть выполнены очень аккуратно. Строчка получается в результате переплетения двух нитей – верхней и нижней. А для образования любого стежка что необходимо?
2. Устройство машинной иглы
Держится подружка.
За мое ушко,
По тропинке одной.
Все торопится за мной.
Рассмотрим машинные иглы, которые находятся на ваших столах в игольницах и сравним их с ручной. Чем они отличаются? Машинная игла состоит из колбы, которую закрепляют в игловодителе, лезвия с острием на конце, ушко, в которое заправляют нитку. Вдоль лезвия иглы проходят два желобка – длинный и короткий. Длинный желобок оберегает нитку от перетирания во время прохождения ее сквозь ткань. Короткий желобок предназначен для образования петли из верхней нитки.
Машинные иглы бывают разной толщины. В зависимости от толщины игла имеет соответствующий номер, который указывается на колбе. Чем больше номер, тем толще игла. Иглу и нитку подбирают в зависимости от толщины ткани, которую используют.
3. Последовательность заправки верхней нитки (с практическим закреплением)
Для работы на швейной машине нужно уметь заправлять верхнюю и нижнюю нитки в определенной последовательности. Неточность в заправке ниток приводит к неполадкам в работе машины.
На ваших столах лежат необычные инструкции по заправке ниток. Смотрите на них и слушайте внимательно. Чтобы лучше запомнить последовательность заправки верхней нити послушайте сказку, которая называется
«Приключения Любопытной Маши»
В некотором царстве, в школьном государстве жили-были Умелые ручки. Однажды им попался моток ниток и ручки, недолго думая, сделали из него куклу, которую подарили кабинету труда. Днем кукла спокойно сидела на полке под стеклом, а ночью отправлялась в путешествие по кабинету. Она была очень любопытная и совала свой нос во все уголки. Поэтому жители кабинета прозвали ее Любопытной Машей.
Швейные машины долго стояли закрытыми, но как-то учительница их раскрыла и ушла домой. Варвара быстро спрыгнула с полки и помчалась рассматривать новое чудо. Вначале она забралась на стул, потом на платформу, затем залезла на рукав машины и здесь увидела катушку ниток, от которой куда-то ниточка тянулась. Вспомнила Маша, что в сказках всегда ниточка от клубочка тянется и дорогу показывает. Решила она посмотреть, куда же ведет ниточка и пошла за ней.
Давайте же, и мы сядем за швейные машины и проследим за путешествием Маши. (дети переходят к швейным машинам, берут с собой инструкционные карты и по ним начинают заправлять верхнюю нить в ходе рассказа учителя) Пошла Маша по рукаву машины и видит у самого края милиционер стоит. Вспомнила она поговорку «Язык до Киева доведет» и спросила дорогу. Милиционер, которого звали «Нитенаправитель» дорогу и показал. Стала девочка по ниточке вниз спускаться и застряла. Придавили ее с двух сторон шайбы регулятора натяжения верхней нити. Трудно выбраться Маше, да ничего, она девочка трудолюбивая, настойчивая. Выбралась и стала продвигаться вперед. Только прошла немного и хотела отдохнуть, да не тут-то было. Кто-то вдруг потянул ее вверх, да так быстро, что и не заметила, как очутилась в ушке нитепритягивателя. Посмотрела вниз, страшно ей стало. Да делать нечего: взялся за дело – доводи до конца. И стала она спускаться. И тут, откуда ни возьмись, опять милиционер, да не один, а целых два и оба ей дорогу показывают. Добралась она к ушку иглы. Смотрит Маша: вот он – конец нитки!
Ребята, а как вы думаете, можно по-другому заправить верхнюю нить?
Пример из математики;
Пример из природоведения.
А теперь запишите в тетради последовательность заправки верхней нитки: (можно раздать карточки)
Проверьте правильность заправки.
А сейчас давайте поиграем и закрепим в памяти ЕДИНСТВЕННЫЙ путь верхней нити.
Мы с вами побудем немного в роли деталек машины. (Ролевая игра)
Чтобы получилась качественная строчка, нам нужно уметь правильно заправлять еще и нижнюю нить.
4. Устройство шпульного колпачка
Для заправки нижней нитки в машину используют шпульный колпачок, в который вставляется шпулька с намотанной ниткой. Рассмотрим рисунок Колпачок состоит из пластинчатой пружины, которая крепится к корпусу винтом. Косая прорезь под пружиной служит для вывода нитки из шпульки наружу. Для установки шпульного колпачка в машину служит защелка. Установочный палец закрепляет шпульный колпачок в челночном устройстве.
5. Последовательность заправки нижней нитки (с практическим закреплением)
Возьмите вторую инструкцию и поэтапно повторяйте указания.
1. Пальцами правой руки возьмите шпульку так, чтобы нитка была намотана в направлении на себя. (Если шпульку установить наоборот, то во время шитья будет рваться нитка).
2. В левую руку взять шпульный колпачок так, чтобы установочный палец был вверху.
3. Установите шпульку в колпачок.
4. Нитку заведите в косую прорезь на корпусе.
5. Протяните нитку под пружину натяжения.
6. Выведите нитку в прорезь на конце пружины.
7. Установите иглу в крайнее верхнее положение.
8. Отодвиньте задвижную пластину и пальцами левой руки наденьте шпульный колпачок на центровой стержень так, чтобы установочный палец вошел в паз накладного кольца. Большим пальцем левой руки придавите колпачок до щелчка.
9. Закройте задвижную пластину.
10. Выведите нижнюю нитку вверх. Для этого левой рукой держите конец верхней нити, не натягивая ее. Вращайте правой рукой маховое колесо на себя, чтобы игла вошла в игольную пластину и вышла из нее. После этого левой рукой потяните нитку, и конец нижней нитки выйдет наверх.
11. Концы обеих ниток заведите за лапку.
12. Сложите ткань вдвое, подложите ее под лапку и проколите иглой.
Опустите лапку. Вращайте маховое колесо на себя. Выполните строчку.
13. Остановите машину, поднимите иглу и лапку, отведите ткань в сторону и обрежьте нитки, оставляя концы ниток 8…10 см.
14. Приведите машину в порядок.
IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся
– Из каких частей состоит машинная игла?
– Кто может рассказать последовательность заправки верхней нити?
– Как правильно установить шпульку в шпульный колпачок?
Заправка ниток в швейную машину является одним из этапов подготовки ее к работе. Правильность и точность этих действий в значительной степени влияет на качество шитья.
§ 11. Подготовка швейной машины к работе
Для обеспечения правильной работы швейной машины при её подготовке необходимо учитывать определённую последовательность заправки верхней и нижней ниток. Только при этом условии можно получить качественную строчку, не вызвать поломки иглы или других деталей. Последовательность заправки ниток у машин различных марок одинакова. Несколько отличаются по конструкции лишь некоторые детали, через которые проходит нитка. Поэтому заправку швейной машины следует выполнять согласно инструкции.
Заправка верхней нитки (рис. 49).
Рис. 49. Заправка верхней нитки:
А. 1 — катушечный стержень, 2, 7, 8 — нитенаправители, 3 — регулятор натяжения верхней нитки, 4 — шайбы, 5 — пружина, 6 — нитепритягиватель, 9 — игла;
Б. 1 — катушечный стержень, 2, 7, 8 — нитенаправители, 3 — регулятор натяжения верхней нитки, 4 — шайбы, 5 — пружина, 6 — нитепритягиватель, 9 — игла
Заправка нижней нитки.
Заправку проводят с помощью шпульного колпачка и шпульки, которые вставляют в челночное устройство. Для этого необходимо изучить устройство шпульного колпачка (рис. 50).
Рис. 50. Устройство шпульного колпачка: 1 — корпус, 2 — установочный палец, 3 — паз (косая прорезь), 4 — отростки, 5 — защёлка, 6 — регулировочный винт, 7 — пластинчатая пружина
Рис. 51. Заправка нижней нитки
При работе на швейной машине следует соблюдать следующие правила.
При выполнении машинной строчки в начале и в конце строчки делают машинную закрепку (рис. 52). Машинная закрепка — это обратный ход машины. Для получения закрепки рычаг обратной подачи нажимают до упора вниз и отпускают его после выполнения закрепки (рис. 53, а).
Рис. 52. Машинная закрепка
Рис. 53. Регуляторы длины стежка
При этом в исходное положение рычаг возвращается автоматически. На некоторых машинах рычаг регулятора (рис. 53, б) устанавливают на необходимую длину стежка, зажимают с помощью винта и выполняют строчку на 7—10 мм. Затем его переводят вверх за линию середины шкалы и продолжают работу. Ткань начинает двигаться в обратном направлении. Выполнив закрепку, рычаг переводят в начальное положение и продолжают работу. В конце строчки нитки обрезают.
Основные термины и понятия
Шпульный колпачок, шпулька, верхняя и нижняя нитки
Вопросы и задания
Практическая работа 7. Упражнение в шитье на заправленной нитками машине
Проверьте себя! Строчки ровные, совпадают с намеченными линиями. Закрепки в начале и в конце строчки выполнены аккуратно.
Презентация и конспект урока по технологии на тему «Бытовая швейная машина. Подготовка швейной машины к работе» (5 класс0
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Снятие эмоционального напряжения
у детей и подростков с помощью арт-практик
и психологических упражнений»
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Бытовая швейная машина.docx
Предмет: технология 5 класс
Тема урока: Бытовая швейная машина. Подготовка швейной машины к работе.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Образовательная цель: расширение понятийной базы обучающихся об устройстве бытовой швейной машине с электрическим приводом.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся о первоначальных умениях и навыках в подготовке швейной машины к работе.
Планируемые образовательные результаты
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного труда.
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива.
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
познавательная сфера : классификация и назначение оборудования; овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации; оценка технологических качеств и свойств оборудования и его рациональное использование; формирование целостного представления о швейном оборудовании;
коммуникотивная сфера : умение устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителем; установление рабочих отношений в группе (паре) для выполнения практической работы; построение продуктивного взаимодействия со сверстниками; сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументированное высказывание своей точки зрения; отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
трудовая сфера : документирование результатов труда с помощью компьютера; овладение методами решения творческих задач контроль промежуточных конечных результатов труда по установленным критериям;
физиолого-психологическая сфера: развитие моторики и координации движений рук при работе на компьютере и швейной машине;
мотивационная сфера : осознание ответственности за качество результатов проделанной работы.
Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: наглядные, практические, активные, проблемно-поисковые, самостоятельная работа. практическая работа;
методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: учебных дискуссий, словесного поощрения, создания атмосферы эмоционального комфорта, стимулирования ответственности и долга ;
методы контроля и самоконтроля результатов обучения: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, перекрестный опрос, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах.
Печатные : учебник Технология. Технологии ведения дома: 5 класс, рабочая тетрадь «Технология. Технологии ведения дома».
Аудиовизуальные: Презентация «Бытовые швейные машины с электрическим приводом»
Наглядные пособия: форма отчета, текст сказки «Про машинку и сусальное золото», карточка №1 «Детали машин», карточка №2 «Заправка нижней нити», карточка №3 «Заправка верхней нити», карточка с кроссвордом.
Технические средства обучения (средства ИКТ): э кран навесной, м ультимедийный проектор, швейные машины фирмы BROTHER LS-3125.
Синица, Н. В., Буглаева Н.А. Технология. Технологии ведения дома. 5 класс : рабочая тетрадь для учащихся образовательных учреждений (вариант для девочек). – М. : Вентана-Граф, 2014г.
по формированию УУД у обучающихся
Самоопределение к деятельности. Организационный момент (1 мин.)
Проверка организации рабочих мест обучающихся. (слайд 1)
Актуализация знаний (5 мин.)
— Сегодня у нас немного необычный урок. К нам пришли гости. И начать я его хочу тоже немного необычно. Я хочу прочитать вам сказку про одну красавицу и сусальное золото. ( Приложение 1)
— Ребята, как вы думаете, о ком в этой сказке идет речь? Что это за красавица?
— А как вы это поняли? ( ответы детей ) (слайд 2)
— У кого дома есть швейные машины? ( ответы детей )
— А какие они, как малышка Зингер старые или новые? ( ответы детей )
— Чем они отличаются? ( ответы детей )
— А вы пробовали шить на швейной машинке? ( ответы детей )
— А хотите научиться? ( ответы детей )
Постановка учебной задачи (4 мин.)
— Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (ответы детей)
— Правильно, о том, как устроены швейные машины, как на них работать. Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? ( дети формулируют тему урока, на экране появляется слайд с темой урока) (слайд 3)
— Какие цели вы бы для себя сегодня поставили? ( дети формулируют цели урока )
— У вас на столах у каждой лежит форма отчета, которую вы в течение двух уроков будете заполнять. А в конце урока поставите себе оценку. Запишите туда тему сегодняшнего урока и ваши цели, которые вы для себя поставили. (дети записывают тему и цели урока)
— Сегодня на уроке я познакомлю вас со швейной машиной, с историей ее появления, мы будем учиться готовить машину к работе, выполним тренировочные упражнения по заправке швейной машины, ну и, конечно, немного поиграем.
— Ваши будущие успехи в шитье во многом будут зависеть от того, насколько хорошо вы сегодня научитесь пользоваться швейной машиной.
Построение проекта выхода из затруднений
(открытие новых знаний) (20 мин.)
— Итак, что же такое швейная машина? (слайд 4 ) Швейная машина – это устройство, предназначенное для сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий с помощью швейных ниток.
Еще в давние времена умение шить считалось одним из главных достоинств женщин. Они проводили за шитьем круглые сутки, создавая с помощью обычной иголки с ниткой наряды для своего гардероба и одежду для всей семьи. Это была тонкая, кропотливая работа, поэтому люди оценили ее по достоинству, создав «Памятник портнихе». (слайд с памятником портнихе) (слайд 5)
Рукодельницы и представить себе не могли, что когда-нибудь появится магазин швейных машин, где можно будет купить чудо-устройство, способное шить самостоятельно.
Знакомство с историей швейной машины
Первый проект (слайд 6) машины для пошива одежды предложил в конце XV в. Леонардо да Винчи. Но он был настолько не совершенен, что так и остался на бумаге.
В 1755 г. (слайд 7) немец Карл Вейзенталь изобрел швейную машину, в которой использовалась игла с ушком посередине. Эта машина копировала принцип ручного образования стежков.
И только в 1834 г. (слайд 8) американец Уолтер Хант изобрел иглу с ушком на заостренном конце и челночное устройство. Его швейная машина была первой машиной челночного стежка, в которой использовались верхняя и нижняя нитки. Недостаток этой машины — в отсутствии устройства регулировки натяжения нижней нитки, которая находилась в челночном устройстве.
В 1844—1845 гг. другой американец, (слайд 9) Элиас Хоу, которого считают отцом швейных машин, используя принципы работы машины Уолтера Ханта, сделал в ней ряд усовершенствований и создал стабильно работающую швейную машину челночного стежка. Ему удалось получить патент на новую машину, и вскоре было изготовлено еще несколько таких машин, каждая из которых заменяла труд пяти портных. Машина выполняла 300 стежков в минуту. Эта машина вызвала протест среди портных и ремесленников, которые считали машину угрозой, лишающей их работы и хлеба. С лозунгами «Долой швейные машины!» они бросились громить швейные фабрики и вынудили Элиаса Хоу уехать из родного города.
В течение 30—50-х годов XIX в. в Великобритании, США и Франции было взято более 30 патентов на швейные машины. Это были машины цепного и челночного стежков, с прямой и изогнутой иглами, с вертикальным и горизонтальным расположением ткани. Конструкция каждой машины имела какие-то усовершенствования и новые элементы. Швейные машины стали экспонироваться на выставках и в музеях, вызывая восторг и большой интерес публики.
Начиная с 1870 г. фирма «Зингер» не только расширилась в США, но и открыла свои филиалы во многих странах, в том числе и в России.
В подмосковном городе Подольске в 1900 г. (слайд 12, 13 ) фирма «Зингер» основала завод, который осуществлял сборку швейных машин из деталей, доставляемых из-за границы. Годовой выпуск машин составлял 600 тысяч.
Современные швейные машинки (слайд 14) получили электрический привод, однако их механическая часть практически повторяет устройство их предшественниц конца XIX—начала XX веков.
Знакомство с современными швейными машинами
Современная швейная машина сегодня имеет полное право стать частью «умного дома», потому что в своем деле она умеет практически все. Она шьет, вышивает, обметывает, выполняет множество декоративных строчек, прошивает кожу и различные виды тканей, пришивает пуговицы, шьет двойной иглой и даже разноцветными нитками, сама настраивается на оптимальный вариант, подсказывает дальнейшие шаги портнихе и даже подключается к Интернету, чтобы получить свежую информацию для работы. В них автоматизировано практически все – от заправки нитки в иглу до ее обрезки по окончании шитья.
Знакомство с классификацией швейных машин
Все швейные машины различают:
по назначению: бытовые и производственные; (слайд 15 )
по выполняемым операциям: специальные и универсальные; (слайд 16 )
по степени автоматизации: полуавтоматы и автоматы; (слайд 17 )
по виду приводов: с ручным, ножным, электрическим. (слайд 18)
Специальные машины выполняют только одну определенную технологическую операцию: выполнение петель, пришив пуговиц и т. д.
На универсальных машинах можно выполнять швы различных видов, строчки разной длины и направления, используя специальные приспособления можно выполнять петли и т. д.
Основной элемент электрических швейных машин – это электрический привод. Он представляет собой электромотор, с помощью которого приводится в движение маховое колесо. Управление работой привода обычно осуществляется с помощью ножной педали, причем скорость шитья пропорциональна силе нажатия на педаль. Подавляющее число выпускаемых сегодня бытовых швейных машин снабжены электроприводом – это главное отличие такого типа машин от механических, которые бывают ручными или ножными.
— Ребята, посмотрите вокруг себя. А какие машины, на ваш взгляд, есть у нас в классе? (дети отвечают)
— Итак, перед вами универсальная швейная машина с электрическим приводом фирмы BROTHER LS-3125. (слайд 19 )
Она идеальна для начинающих, проста в управлении, надежна и доступна по цене. Эта модель имеет набор основных необходимых для шитья строчек и предназначена для пошива легких, средних, тяжелых тканей и трикотажа. Она отлично послужит вам в быту при ремонте и пошиве одежды.
При помощи специального селекторного переключателя Вы сможете быстро и легко выбрать необходимую Вам строчку, а при помощи другого переключателя настроить натяжение нити. Длинна стежка, ширина строчки и положение иглы имеют фиксированные значения для каждой операции.
Швейная машина BROTHER LS-3125 оснащена классическим вертикальным типом челночного устройства. Эта модель имеет такие полезные и необходимые в работе функции, как: автостоп при намотке на шпульку, реверс, контроль балансировки петли и возможность шитья двойной иглой.
— А теперь, давайте более подробно познакомимся с деталями машины. У вас на столах лежат карточки № 1 Основные детали швейной машины. (Приложение 2)
— Найдите детали швейной машины на рисунке и на самой швейной машине. (слайд 20 )
(обучающиеся находят основные детали машины на рисунке и сравнивают их с оригиналом)
— Ну что, сложно устроена швейная машина? Ничего! Тяжело в учении, легко в бою! Знание деталей швейной машины вам помогут в выполнении самого ответственного на сегодня задания – подготовке швейной машины к работе.
Первичное закрепление (10 мин.)
Подготовка швейной машины к работе
— Посмотрите внимательно на слайд. (слайд 21 )
1 Намотка нижней нитки на шпульку
2 Заправка нижней нити
3 Заправка верхней нити
4 Выведение нижней (шпульной) нитки наверх
— Здесь показаны основные этапы подготовки швейной машины к работе. Те этапы, которые выделены красным цветом, вам необходимо изучить самостоятельно по Карточкам № 2 и 3. (Приложение 3, 4)
— Затем, пользуясь карточками 1 и 3, нарисуйте в своей форме отчета на схеме машины заправку верхней нити и подпишите последовательно название деталей, через которые проходит верхняя нить. На это задание вам дается 10 мин. По истечении срока вы меняетесь формами отчета. Я буду вам показывать правильную заправку швейной машины, а вы будете проверять выполнение задания вашей соседки. И оценивать ее работу на данном этапе.
6. Практическая работа с самопроверкой по эталону (20 мин.)
Заправка швейной машины
Инструктаж по ТБ при работе на швейной машине с электрическим приводом (5 мин.)
—Ну что же, вы отлично поработали на первом уроке, но чтобы приступить к работе на швейной машине, необходимо не только уметь готовить машину к работе, но и знать и соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. В чем же они заключаются? Посмотрите внимательно на слайд. (слайд 22 ) Прочитайте правила. Прочитали? А теперь попробуйте перефразировать каждое правило в вопрос, начиная его со слов: почему или зачем? И давайте вместе попробуем ответить на эти вопросы. (дети задают вопросы по ТБ и дают ответы)
при работе на швейной машине с электрическим приводом
1. Перед работой проверить исправность шнура.
2. При включении и выключении швейной машины в электрическую сеть браться за корпус вилки шнура.
3. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, особенно при включенном электродвигателе.
4. Заправляя нитку в машинную иглу, не держите ногу на педали.
5. Перед началом шитья на машине в изделии не должно находиться булавок и игл.
6. На машине не должны лежать посторонние предметы.
7. Не держать пальцы близко около движущейся иглы.
8. Не наклоняться близко к движущимся частям машины.
9. Соблюдать санитарно – гигиенические требования. ( Какие? )
— Итак, мы приступаем тренировочным упражнениям по заправке швейной машины. Вспомните все, о чем мы сегодня с вами говорили. Положите перед глазами карточки с заправкой нитей и приступайте к практической работе. На выполнение практической работы вам дается 15 мин.
(Самооценка и оценка учителем практической работы обучающихся)
Включение нового знания в систему знаний и повторение (8 мин.)
Игра на закрепление «Поиграем в учителя» (слайд 23)
— Молодцы! Вижу, вы справились с заданием. А теперь давайте немного поиграем. Что-то я уже немного устала. И хочу, чтобы вы меня заменили и провели опрос в классе на закрепление знаний. Вспомните все, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке. Итак, «учителя» по очереди выходят к доске и, показывая на детали швейной машины, спрашивают любую ученицу название этой детали. Можно задавать вопросы, как по заправке швейной машины, так и правилам ТБ.
( Девочки играют в эту игру, сменяя друг друга и наблюдая за тем, что бы детали ни повторялись. Когда все сходили к доске, можно немного изменить условия)
— А теперь задаём вопрос «учителю» (тому, кто стоит у доски). Если «учитель» затрудняется с ответом, то выходит и показывает спрашивающий.
(Я слушаю ответы, помогаю в случае заминки и выставляю оценки. Если осталось время, то можно дать детям кроссворд на карточках) (Приложение 5)
Рефлексия деятельности обучающихся (4 мин.)
— Вот и подошел к концу наш сегодняшний урок. Как вы думаете, мы справились с целью сегодняшнего урока, изучили швейную машину и ее подготовку к работе? (ответы детей) (слайд 24 )
— Посмотрите, даже веселый смайлик, сопровождающий нас в презентации весь урок, научился шить на машине. И вы сегодня были на высоте! Вы пополнили запас знаний. Теперь вы хорошо знаете, когда изобрели швейные машины, для чего они предназначены. Мы изучили детали машин и научились заправлять швейную машину. А теперь поделитесь вы своими мнениями об уроке. Вам предлагается четыре высказывания, которые вы должны закончить
Я не смогла…, потому что…
Объявление итоговых оценок за урок с учетом взаимооценки за самостоятельную работу, оценки за практическую работу и оценки за устные ответы обучающихся. ( Приложение 6 )
Постановка домашнего задания (3 мин.)
— Выполните в рабочей тетради задание «проверь себя» на стр. 57. Обратите внимание на задание со значком интернета. Желающие могут найти информацию о том, как правильно в магазине выбрать швейную машину. Кроме этого вам нужно принести на следующий урок однотонную хлопчатобумажную ткань 30/30 см. и головной убор для работы за швейными машинами.
Сказка про машинку и сусальное золото
В одном старом-старом городе, на старом-старом механическом заводе родилась маленькая красавица. Родители очень радовались её появлению и назвали красивым именем Зингер.
Надо сказать, что Зингер была первой в мире, и родители очень ей гордились, да и было чем! Малышка не только отлично работала, но и была хороша внешне. Её никелированные детали поблёскивали; изящно изогнутый стан был украшен гербом её родного завода; ручка, корпус и крышка были выточены из карельской берёзы, покрыты лаком и разрисованы орнаментом из сусального золота.
Однажды, когда Зингер сладко дремала под своей узорчатой крышкой, её запаковали в большой ящик и увезли в другой город, не дав попрощаться с родителями.
— Ах, что происходит? Нельзя ли поосторожней? Моё сусальное золото! Оно может облететь! Кто возьмёт меня тогда? Мои детали могут помяться, и я не смогу работать!
Наконец Зингер поставили на ровное место и оставили в покое. Она хотела ещё немного подремать, но в это время с неё сняли крышку, и она едва не ослепла от яркого света — на её родном заводе всегда царил полумрак…
— Ах, что опять такое? Где мои родители? Куда я попала? — заволновалась Зингер.
И тут она обомлела. Она была уверена, что таких, как она, больше нет на свете; но в комнате их стояло уже несколько, похожих на неё как близнецы! Только они были моложе неё…
— Здравствуйте, сестрички — робко обратилась к ним Зингер…
— Тоже нашлась сестрица! — зафыркали они. — Притащили старуху! Точно мы сами не справляемся с работой! Да знает ли она что-либо о тенденциях и трендах сезона?
Зингер совсем оробела: таких слов она никогда не слышала! Но тут пришли женщины и уселись возле каждой сестрички. Та, которой досталась Зингер, прежде чем начать работать, протёрла её мягкой ветошью и смазала все детали. Благодарная Зингер в ответ показала всё, на что была способна. Каждый день она старалась от души, но работать приходилось от зари до зари без отдыха.
Время тоже делало своё дело: детали Зингер стали ржаветь, как за ними ни ухаживали; сусальное золото с её боков облупилось… А в один далеко не прекрасный день в комнату доставили прекрасную юную незнакомку. Её тонкий стан покрывала светлая эмаль, и к тому же блондинка была встроена в полированный столик с колёсиками.
Её окружили, закричали восторженно: — Электрическая! Наконец-то! Посмотрим, на что она способна!
…Несколько дней Зингер простояла забытая в тёмном чулане вместе со своими сёстрами…
— Что же с нами будет теперь? — волновались сестрички. — Говорят, теперь везде электричество! Посмотрите, вон и керосиновая лампа в углу валяется…
«Как же так? — тосковала Зингер. — Неужели обо мне никто не позаботится? Я ведь не то, что какая-то керосиновая лампа! Я — первая Зингер, я — лучшая из Зингеров! Они не имеют права так со мной обращаться!
Но, пришли люди, вынесли из чулана весь старый хлам и вывезли на свалку…
Прошло время. И вот как-то раз у свалки остановилась машина, из неё вышли люди; один из них подошёл к Зингер и нагнулся над ней: — Посмотрите: почти такая же красавица была у моей бабушки.
Он приподнял металлический корпус Зингер: — Не может быть! Тут номер: 1-й! Она же самая первая, выпущенная Зингером! Это единственный экземпляр, отделанный сусальным золотом! Ей место в музее!
— Ах, что вы от меня хотите… — бормотала Зингер. — Я уже ни на что не способна… Дайте мне умереть спокойно…
В музее Зингер почистили, восстановили украшения из сусального золота и поставили на стол в центре большой светлой комнаты.
Зингер по-прежнему стоит в том старом-старом музее старого-старого города…
1 Ручка выбора вида строчки
2 Рычаг нитепритягивателя
3 Регулятор натяжения верхней нити
4 Клавиша шитья в обратном направлении
5 Прорези для ниток
6 Прижимная лапка
7 Челночное устройство
8 Игла
9 Стержень для установки катушки
10 Устройство намотки ниток на шпульку
11 Маховик
12 Нитенаправитель 1
13 Нитенаправитель 2
14 Направляющая нити/регулятор натяжения нити при намотке на шпульку
15 Шпульный колпачок
Задание 1: найдите детали швейной машины на рисунке и на самой швейной машине.
Заправка нижней нити
Задание 2: изучите заправку нижней нити.
Заправка верхней нити
Выведение нижней (шпульной) нитки наверх
Задание 2: изучите заправку верхней нити и выведение нижней нити наверх. Затем, пользуясь карточками 1 и 3, нарисуйте в своей форме отчета на схеме машины заправку верхней нити и подпишите последовательно название деталей, через которые проходит верхняя нить. На это задание вам дается 10 мин.
Кроссворд по теме «Машиноведение»
Устройство для намотки ниток на шпульку
Деталь швейной машины, прижимающая ткань
Изобретатель швейной машины современной конструкции
Основной элемент электрической швейной машины
Обратный ход швейной машины в начале и конце строчки
Рабочий орган швейной машины, прокладывающий строчку
Наука, изучающая устройство и принцип работы швейных машин