Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

Способы подключения колонок к усилителю в машине

Для того, чтобы полноценно насладиться звучанием автомобильной акустической системы, не достаточно правильного выбора аппаратуры. Важным аспектом качественного звука является и правильная установка динамиков к усилителю. Как подключить колонки к усилителю в машине? Если установка сабвуфера и усилителя рассчитывается из мощности и месторасположения, то схема подключения автомобильных динамиков к усилителю имеет ряд дополнительных нюансов, которые играют важную роль.

Разработка схемы

Схема подсоединения зависит от количества входов усилителя, расположения и мощности динамиков, наличия или отсутствия сабвуфера.

Усилители мощности бывают:

Также важно учитывать номинальную мощность (Вт, W) и сопротивление всей подключенной аппаратуры (Ом). Их можно найти или на маркировке устройств или в технических документах. Суммарное сопротивление соединения не должно превышать максимально допустимую норму.

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

Подсоединять колонки к усилителю можно тремя способами.

Пошаговая инструкция последовательного подключения

В данном варианте сопротивление суммируется и рассчитывается по формуле:

R1 — первого динамика,

R2 — второго динамика.

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

При этом R1 должен равняться R2 или в противном случае акустическая система будет быстро изнашиваться, а ожидаемые звуковые эффекты не оправдают надежд. По такой схеме можно подсоединить сколько угодно колонок, но их значение R не должно превышать максимально допустимое R усилителя. Также стоит учитывать, что чем больше колонок соединено последовательно, тем меньше звуковой мощности будет на выходе.

Последовательное соединение трех и более колонок осуществляется по такой же схеме, где каждая последующая полярно подключается к предыдущей, а крайние их контакты полярно соединяются с клеммой устройства.

Схема параллельного подключения

При параллельном соединении сопротивление нагрузки падает и выходная мощность увеличивается в пропорциональном соотношении к количеству динамиков. Здесь следует обращать внимание на максимально допустимую нагрузку на усилитель и количество каналов.

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

Большинство моделей рассчитаны на нагрузку в 2 Ом, реже в 1 Ом, но для качественного звучания и долговечности аппаратуры желательно создать оптимальную для устройства нагрузку. Так, например, при подключении двух динамиков с R = 4 Ом и двух динамиков с R = 8 Ом к усилителю с R = 8 Ом, мы получим допустимое сопротивление всех динамиков (4+4+8+8=24 — суммарное; 24:4=6 — общее сопротивление на устройство).

Схема параллельно-последовательного подключения

Это самый популярный способ подключения, так как он позволяет регулировать мощность, подаваемую на устройство и избегать перенагрузки на него. При этом получается качественное звучание. В такой схеме соединения совмещаются оба метода.

Пошаговая инструкция соединения четырех колонок к двум каналам устройства.

Таким же образом в эту систему можно подключить и сабвуферы, если используется двухканальная аппаратура. При четырехканальном — сабвуферы соединяются отдельно мостом.

Посмотрите видео о подключении

Советы

Дадим несколько советов.

Источник

[3] Бюджетное улучшение штатного звука (часть 2, практическая)

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

После обилия философии в прошлом посте приведу теперь немного конкретики.
Что же можно сделать со штатным звуком за 5-20 тысяч рублей не тратя много времени, чтобы добиться его улучшения. Рецепт довольно стандартен, но это лишь общая концепция, дьявол, как известно, кроется в деталях. Под штатным звуком буду понимать самый популярный случай: штатная магнитола и 4 динамика (по динамику в каждой двери).

Первое – сделать шумоизоляцию передних дверей. Именно передних, забудьте про задние двери и динамики в них, забудьте про блины в задней полке. Звуковая сцена формируется перед слушателем, а не позади его. Максимум для чего нужны задние динамики – создавать «подзвучку», т.е. имитировать отражение звука позади слушателя (водителя). Шумоизоляция передних дверей не призвана создать тишину в салоне (хотя и может ее добавить), она делается для того, чтобы погасить вибрации панелей кузова и элементов салона, а так же не дать звуковым волнам позади динамика беспорядочно отражаться. В передних дверях будут стоять ключевые элементы акустической системы – передние динамики, и в моменты пиковых нагрузок они не должны ходить ходуном сами и трясти все вокруг себя. Для того чтобы эти динамики играли как надо им нужно хотя бы подобие закрытого объема, которым и являются передние двери. На практике после шумоизоляции передних дверей даже со штатными динамиками невооруженным ухом чувствуется прибавка в басах и увеличение громкости.
Шумоизоляцию нужно делать с полным разбором двери в 3-4 слоя. Первый – виброматериал на внутреннюю голую поверхность двери. Она-то больше всего и резонирует. Заем, на виброматериал, клеится звукопоглощающий материал, он убирает эффект эха и не дает звуковым волнам отражаться. Затем на внутреннюю панель двери, к которой крепится дверная карта, наносится еще один слой виброизоляции. Желательно заклеить все технологические отверстия, создав таким образом подобие замкнутого объема. И, наконец, на саму обивку изнутри по всей площади приклеивается шумопоглощающий материал наподобие поролона. Он гасит вибрации панели двери и убирает скрипы. Производителя материалов выбирайте по своему вкусу, в магазинах полно комплектов именно на передние двери стоимостью около 2,5-3,5 тысяч рублей.
Шумоизоляция обеих дверей с заменой динамиков заняла где-то 3 часа. Из инструментов понадобились строительный фен и прикатный ролик. Отчет по шумоизоляции можно увидеть тут.

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

Четвертое – в зависимости от ваших предпочтений можно добавить в систему сабвуфер, который бы играл самую сложную для маленьких динамиков полосу частот – ниже 100-150 Гц. Затея довольно хлопотная и дорогая, однако в ряде машин без сабвуфера просто не добиться хоть какого-нибудь баса. С решением установить сабвуфер придется так же решить ряд вопросов: во-первых, куда его поставить? Сабвуферы бывают корпусные и играют они только в коробе, бывают фриэйр сабы, которым якобы не нужен объем (можно поставить просто в заднюю полку). В любом случае, при размещении сабвуфера есть простое правило: низкие частоты должны доходить до слушателя отраженными. Соответственно нужно обеспечить им путь и минимум преград, а иначе будет отдаленное пуканье (звук будет концентрироваться около места установки сабвуфера и локализоваться ухом там же). Если нужно просто слегка усилить низкие частоты, то можно установить активный сабвуфер (с уже встроенным усилителем) в плоском корпусе под переднее сидение.

Он, конечно, не конкурент своим более объемным и мощным корпусным собратьям, но со своей скромной задачей спереди справится. Можно заморочиться и установить сабвуфер в багажнике, приобретя для него отдельный усилитель и кинув проводку через всю машину. Цена вопроса от 6 до 10 тысяч за сабвуфер и усилитель, либо за сабвуфер с уже встроенным усилителем. И, опять же, нужно не забыть про наличие на усилителе входов высокого уровня и соотношение мощности сабвуфера к мощности усилителя примерно как 0,7 к 1.

Пятое – установка. Запасаемся другом, пивом, находим в интернете схему магнитолы на свой авто и едем все это устанавливать в гараж или на дачу =) Для установки потребуются провода: плюс (

1м) на каждый усилитель, акустические провода (можно взять самые простые, сечением 1,5 мм, длина определяется индивидуально). Продаются готовые комплекты стоимостью порядка 500-1000 рублей.

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

Процесс установки опишу подробно.

1) Во-первых, нужно определиться где будет стоять усилитель. Подобрать подходящее по размеру место, где он будет размещен удобно и скрыто. Под приборной панелью, в багажнике или еще где. Я установил его под пассажирским сидением, т.к. оно не регулируется по высоте, в отличие от водительского. То есть нет риска, что при регулировке сидения будет задет усилитель или провода. К выбранному месту нужно расчистить доступ. В моем случае пришлось открутить 4 болта и снять сидение. 5 минут работы.

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

2) Следующее, что понадобиться – снять штатную магнитолу, нужен доступ к ее разъему для подключения сигнала ко входу высокого уровня усилителя. Для доступа к магнитоле в моем случае пришлось разобрать половину приборной панели. Это заняло час времени. В большинстве случаев достаточно вынуть саму магнитолу и так же снять накладки в ногах водителя и переднего пассажира, этого хватит чтобы протянуть проводку.

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

3) Когда рабочие зоны подготовлены можно тянуть провода. От аккумулятора тянется плюсовой провод к месту установки усилителя. На каких-то машинах проще засунуть его из под капота в салон, на каких-то наоборот. Плюсовой провод питания усилителя через предохранитель подключается к аккумулятору. Провод прокидывается внутри приборной панели и закрепляется стяжками так, чтобы нигде не перетирался и не болтался.

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

Минусовой провод цепляется под любой болт к голому кузову в районе установки усилителя.

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

После подключения обоих проводов к усилителю можно проверить его работоспособность соединив перемычкой клеммы «+» и «remote», должна загореться лампочка. Протяжка питания заняла полчаса.

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

В чем суть: провода идут от магнитолы к динамикам (для примера беру реальную схему Mazda 2)

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

Нам нужно вразрез этих проводов врезать усилитель. Если это усилитель для передних диинамиков, то врезаем его вразрез передних проводов.

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

Отступаем от разъема 5-10 см и безжалостно режем эти 4 провода…
Далее обжимаем все получившиеся концы клеммами типа папа/мама, причем так, чтобы со стороны разъема все клемм были одного типа, а с другой – другого.

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

Это нужно, опять же, для того чтобы при продаже соединить все как было. Главное все заизолировать как следует, чтобы контакты друг друга не касались. Используем термоусадку и изоленту.

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

Аналогичным образом можно подключить еще один силитель для сабвуфера, только для сабвуфера обычно используют провода задних динамиков.

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

К ним подключаются по аналогии с передними с той разницей, что провода подключаются не вразрез, а параллельно.

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

При необходимости провода к усилителю отключаются, места стыковки изолируются.

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

Итого для переднего и заднего каналов схема будет выглядеть следующим образом:

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

7) Теперь включаем и проверяем работоспособность магнитолы. Все должно работать, играть, не шипеть, не кряхтеть, не вонять и не дымиться) Проверить правильность подключения каналов можно играя регулировками Fader и Balance в настройках магнитолы.
Если все работает, то можно собирать салон.
На сборку ушло полчаса.
8) Остается только настроить усилитель, отрегулировав уровень усиления, поигравшись с фильтрами (если они есть).
Вся установка заняла 5,5 – 6 часов без спешки, с термоусадкой, маркировкой, в общем — качественно. Мог бы и побыстрее, но машина не моя, я ее не знаю, разбирался походу.

Итого, по теоретическим подсчетам, стоимость с сабвуфером составит 15 тысяч рублей. Отказавшись от сабвуфера (тут действительно надо подумать, нужен ли он?) можно уложиться в 9 тысяч. В данном случае бюджет составил 7000 рублей (с учетом стоимости шумоизоляции, усилителя, динамиков, проводов, клемм и т.п., возможно появится еще двухполосная акустика и саб). По времени – 5-6 часов. Поскольку я не знал, буду ли ставить сабвуфер или нет, то провода под усилитель для него и аудиовыводы прокинул сразу. При желании доустановить их нужно только потратить 10 минут на подключение клемм.
Вообще всегда, когда речь идет об установке музыки, лучше заранее прокинуть несколько комплектов проводов, межблочные кабели, даже если не планируется их использовать. Потратить лишние 500 рублей на проводку не так страшно, зато потом, если взбредет в голову что-то дополнительно установить, то не надо будет ничего разбирать, ведь все уже протянуто.

Кому-то дорого и геморрно, на мой взгляд вполне себе адекватная цена за сотни часов которые будут проведены за рулем с большим удовольствием!

Источник

Подключение усилителя к штатному головному устройству

Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Смотреть картинку Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Картинка про Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле. Фото Подключение динамиков через усилитель в автомобиле к штатной магнитоле

Подключение усилителя к штатному головному устройству
Начнем с простого. В автомобильной аудиосистеме подключение внешнего усилителя мощности к отдельно купленному источнику сигнала — будь-то CD-ресивер, мультимедийная станция, медиаресивер или что-нибудь еще, по привычке продолжающее называться «магнитолой» — не вызывает никаких сложностей. Для этого служат представленные RCA-разъемами линейные аудиовыходы (т.е. предназначенные для передачи сигнала линейного уровня) на источнике сигнала и соответственно — аудиовходы на усилителе. Так что озаботиться придется лишь сопутствующими задачами, а именно — выбором соответствующего по качеству, числу каналов и длине межкомпонентного (межблочного) кабеля с RCA-разъемами. Единственная загвоздка может возникнуть, если число линейных выходов на источнике сигнала меньше, чем число нужных входов на одном или нескольких усилителях аудиосистемы. К примеру, на источнике их может быть одна пара (т.е. левый и правый каналы стереопары), а на 4-канальном усилителе — две пары (одна пара для фронтальных каналов, а вторая — для тыловых, или сабвуферного канала, оперирующего суммой двух каналов). Заминка с легкостью разрешается с помощью селектора входов, которым оборудовано подавляющее большинство современных усилителей с числом каналов больше двух — эта функция служит для повторения входного сигнала для тех каналов, которым его «не досталось». Если в этой же ситуации усилителей два или даже больше, то на помощь приходят линейные выходы усилителей — они есть не у каждой модели на рынке; тем не менее, фигурируют в оснащении очень часто. Сигнал с таких линейных выходов либо в точности повторяет входной, либо оказывается пропущенным через цепи контроля звучания усилителя — скажем, через кроссовер.

Куда более затейливые операции предстоят при подключении усилителя к штатному головному устройству — а именно так с современными автомобилями чаще всего и бывает. Не секрет, что штатные «магнитолы» изначально для этого не приспособлены: линейные аудиовыходы у них отсутствуют. Тем не менее, задача всегда разрешима: для этого есть масса способов, отличающихся как по качеству звучания, так и по сложности и дороговизне практической реализации.

Подключение через высокоуровневые входы
Это самый простой и как следствие — чрезвычайно популярный способ подключения. На вход усилителя подается сигнал от головного устройства, изначально предназначенный не для усилителя, а для динамиков — т.е. уже прошедший усиление в не слишком качественном и хлипком встроенном усилителе головного устройства. Для сравнения: величина сигнала линейного уровня составляет несколько вольт (типовое значение — 1-2 В, у источников повышенного класса доходит до 4-5 Вт, изредка — до 8 В), а высокоуровневый сигнал от штатного источника превышает десяток, а то и два десятка вольт — отсюда он и получил свое название. Для реализации такого подключения усилитель должен иметь соответствующее оснащение — высокоуровневые входы. Они есть не у каждой модели, но в последних поколениях младшего/среднего, а иногда — и высокого класса, у многих производителей присутствуют часто.

Точно также обстоят дела с подключением активных корпусных сабвуферов, чей встроенный усилитель мощности по способу коммутации полностью идентичен отдельным внешним усилителям. Разница лишь в том, активные сабвуферы с высокоуровневыми входами встречаются куда как чаще (на самом деле, вероятность встретить у них такое оснащение близка к 100%), чем внешние усилители. Кроме того, для упрощения инсталляции в комплектации сабвуферов нередко можно обнаружить готовый кабель подачи питания нужного сечения и длины, с предохранителем, а то и с комплектом кабелей для передачи аудиосигнала.

Потеря качества звучания при высокоуровневом подключении часто служит источником суровой критики, но стоит разобраться — насколько она существенна? Если речь идет о первой «взрослой» аудиосистеме, с младшими версиями усилителей и соответствующего уровня динамиками, то недостатки высокоуровневого подключения легко простить. Если проводится апгрейд штатной системы путем всего лишь добавления сабвуфера для улучшения баса, то разница в способах подключения и вовсе оказывается пренебрежимо малой — результирующим будет качество звучания основных динамиков, а оно остается в таком случае неизменным. Другое дело — аудиосистемы высокого уровня у искушенной аудитории. Там недостатки звучания из-за наличия неустранимых искажений уже будут гораздо заметнее и заставят всеми способами искать альтернативный способ подачи более чистого аудиосигнала. Не будем забывать о том, что чем выше класс техники, тем выше ее разрешающая способность — иными словами, тем сильнее она проявляет не только достоинства звучания, но и его недостатки. Скажем, те огрехи, которые буквально «режут слух» в динамиках за EUR 500, могут оказаться не слишком назойливыми в динамиках за EUR 100. И еще — штатное головное устройство в любом случае остается компромиссным и вынужденным источником сигнала, в каком бы виде он с него ни был получен: хоть по линейным выходам, хоть по высокоуровневым. Ни в механической начинке, ни в цифровой секции, ни в секции предварительного усиления штатного источника нет ничего близкого аудиофильской концепции, и не может быть. Так что выбирать среди линейного и высокоуровневого варианта — это все равно «из двух зол», и на начальном уровне часто побеждает второе в силу куда большей простоты и дешевизны.

Из вышесказанного можно сделать ошибочный вывод, что наличие высокоуровневых входов у усилителя служит свидетельством его низкого класса и неспособности к интересному для искушенной аудитории звучанию. Это не так: есть поистине замечательные и вовсе недешевые усилители, предназначенные для высококлассных аудиосистем с покупными источниками сигнала топ-класса, однако оснащенные «на всякий случай» (а точнее — вынужденный случай) также высокоуровневыми входами.

Более того, отсутствие высокоуровневых входов на усилителе вовсе не исключает возможность подачи сигнала подобным способом. Существует большое количество дополнительных внешних аксессуаров, преобразующих сигнал высокого уровня в линейный, они очень компактные (порой со спичечный коробок) и весьма недорогие. Но несмотря на утилитарность задачи, в этом случае, как и всегда, лучше остановить выбор на продукции производителей с хорошей репутацией.

Помимо отсутствия линейных выходов, штатные головные устройства преподносят еще один неприятный сюрприз: как правило, у них нет специального разъема для передачи управляющего включением/выключением внешнего усилителя сигнала. Дабы обойти это ограничение, современные усилители часто способны опознавать наличие сигнала на входах (некоторые — только на высокоуровневых, некоторые — также на линейных) и при его обнаружении автоматически включаться. Однако не у всех эти схемы работают корректно, порой приводя к ошибочному отключению усилителя, если входной сигнал слишком слабый. Скажем, встретился фрагмент пианиссимо в классическом произведении — а звучание пропало. У усилителей авторитетных производителей с развитыми «интеллектуальными» схемами слежения за входным сигналом такой неприятности можно не опасаться.

Подводные камни высокоуровневого подключения
При удачном стечении обстоятельств — к счастью, очень и очень распространенном, — единственным недостатком высокоуровневого подключения усилителя будет упомянутое снижение качества звучания по сравнению с подачей сигнала линейного уровня из-за ограничений и искажений встроенного усилителя. Но бывает и по-другому — к несчастью, не так уж редко, — когда прямое использование высокоуровневого подключения принципиально невозможно. Такие трудности возникают, когда сигнал от штатной системы для динамиков не просто усилен, но также прошел какую-то обработку: эквализацию (т.е. изменения тембра), фильтрацию (т.е. удалены частоты одного или нескольких регистров), или сдвинут по фазе. Вероятность встретить подобные неприятности резко возрастает с повышением цены автомобиля, а также в «премиальных» версиях штатных аудиосистем. Но и в простеньких массовых автомобилях тоже так бывает. Причины вмешательства в исходную чистоту звучания просты: автопроизводители (и OEM-поставщики штатных аудиосистем) пытаются скомпенсировать копеечным в реализации электронным путем врожденные недостатки используемых динамиков и способов их размещения. К примеру, если хлипкие и установленные далеким от герметичности способом штатные динамики начинают перегружаться на низких частотах, что сопровождается крайне неприятными звуками и грозит выходом динамика из строя, а также имеют очень слабую отдачу и протяженность на верхних частотах (а то и вовсе лишены ВЧ-головок), то тогда, скорее всего, на выходе штатного головного устройства (или внешнего блока обработки звучания) мы обнаружим обрезанный по басу сигнал и изрядно приподнятые высокие частоты. Работает принцип: «выпуклостью на вогнутость». Чаще всего это сопровождается изрядно приподнятым уровнем доступного мидбаса — чтобы отсутствие баса было не столь заметным. Поставив приличного качества и спроектированные в расчете на исходно ровный и полноценный аудиосигнал динамики, подключенные через внешний усилитель, мы услышим что-то, очень далеко отстоящее от достоверного звучания, …к тому же изрядно усиленное.

Как с этим бороться — все зависит от величины проблемы. Если «подрезанный» бас все еще позволяет получить какое-то представление о нижнем регистре, а предыскажения тембра не слишком велики и поддаются коррекции с помощью регулировки тембра или эквалайзера в головном устройстве, то можно сказать, что беда по большей части миновала. Если же исходный сигнал слишком сильно подпорчен, то тогда не обойтись без специализированных устройств обработки сигнала, включаемых между усилителем и источником, с тем или иным успехом возвращающих ему правильную форму. Правда, все такие устройства заодно преобразуют сигнал до линейного уровня, так что высокоуровневое подключение к усилителю нам уже не понадобится.

К большому сожалению, на сегодня нет централизованного исчерпывающего источника о том, насколько чистый аудиосигнал имеет та или иная штатная аудиосистема конкретного автомобиля, нужна ли ему коррекция, и какой степени. Информацию об этом можно почерпнуть в авторитетных установочных студиях, имеющих опыт работы с этой моделью автомобиля, либо на форумах энтузиастов. Понятно, что в выигрышном положении находятся обладатели самых популярных автомобилей, по ним сведений больше всего.

Но не все так гладко с физически воссозданными линейными выходами, причем трудности могут быть разного свойства. Технически возможность создания линейных выходов применима не для всех штатных головных устройств. Если аудиосигнал на выходе источника представлен только в цифровой форме для передачи на штатный внешний процессор/усилитель, то «выпайка» линейных выходов сразу исключается, тут нужны альтернативные способы получения сигнала. Но и с аналоговым сигналом не всегда обеспечивается нужный результат. Головное устройство может оказаться редкой модели, слишком «заковыристое» для исследования — тогда специалисты не захотят с ним связываться, либо запросят такую сумму, что не захочет уже клиент. У некоторых моделей автомобилей полученный линейный сигнал, также как в случае с высокоуровневым, может иметь неустранимые предыскажения. Но больше всего вопросов возникает в другой области — прямое вмешательство в бортовую электронику угрожает потерей гарантии автомобиля.

Если автомобиль находится на гарантии, то вопрос ее сохранения при создании линейных выходов для штатного головного устройства необходимо выяснить предварительно. Попытка просто обзвонить автосалоны по этому поводу, скорее всего, приведет к отрицательному ответу. Но не все так плохо, просто нужен избирательный подход. При многих автосалонах есть отделы по установке дополнительного оборудования, чаще всего они работают номинально, т.е. выполняют несложные операции по типовой установке охранной системы, нехитрой «музыки» и т.д. Но иногда в такой роли можно встретить и серьезные студии, которые возьмутся за построение приличной аудиосистемы, в том числе с вмешательством в бортовую электронику. В этом случае вопросов по гарантии, как правило, не возникает — работа проведена в «родном» для автосалона месте. Есть также независимые установочные студии с безупречной репутацией, имеющие давние и крепкие взаимоотношения с известными автосалонами, там также будут готовы решить проблемы за вас. На самом деле, где бы ни была проведена такая работа, лишать вас гарантии автосалон не имеет права, если не обнаружится, что итогом вмешательства стало нарушение работоспособности бортовой электроники. Но по сложившейся в России традиции доказывать непричинение вреда автомобилю придется автовладельцу, путем привлечения независимых экспертов и т.д. Одним словом, все в принципе решаемо, но лучше изначально обезопасить себя от подобных малоприятных хлопот.

Процессоры-восстановители
В тяжелых случаях, когда на выходе штатной аудиосистемы нет ни линейного сигнала, ни полноценного высокоуровневого сигнала, а есть только разномастные порезанные по частотам «кусочки», к тому же сдвинутые друг относительно друга по фазе, для подачи сигнала на внешний усилитель мощности потребуется отдельное устройство, под названием процессор-восстановитель. Либо помимо штатной системы строится альтернативная, с отдельным высококачественным источником звучания — но это уже другая тема. С помощью аудиопроцессора восстановления сигнала можно собрать воедино все его «кусочки», убрав все предыскажения, и даже частично воссоздать по специальным алгоритмам утраченную часть басового регистра. Надо признать, что по большому счету итог подобного восстановления никогда не сравнится по качеству с изначально чистым и нетронутым аудиосигналом от высококачественного источника. Но за неимением лучшего решение вполне пригодно для использования даже в системах высокого уровня. Еще совсем недавно процессоры-восстановители были большой экзотикой, однако сейчас, по мере разрастания и усложнения штатных аудиосистем, этот тип устройств стал очень востребован, пышно расцвел и успел разделиться на разные классы по уровню качества. К выбору процессора стоит относиться столь же внимательно, как и к любому другому компоненту аудиосистемы. Некоторые из них выдают хоть чистый и ровный, но совсем малоинтересный для прослушивания музыки сигнал, но есть и вполне музыкальные.

Цифровой сигнал со штатного источника
Чрезвычайно привлекательно выглядит идея снять со штатного источника звучания чистый и свободный от искажений цифровой аудиосигнал стандартного для автомобильной аудиотехники формата S/PDIF и подать его на либо на усилитель, оснащенный DAC (цифро-аналоговый преобразователь), либо на внешний аудиофильский DAC, либо на аудиопроцессор. В этом случае процессору не придется ничего восстанавливать, а останется опять же преобразовать сигнал с высоким качеством в аналоговый вид для передачи на усилитель, а заодно выполнять традиционные процессорные задачи по настройке сигнала для разных каналов. Но сегодня дела с получением «цифры» приемлемого формата от штатных источников обстоят скорее плачевно. Иногда усилиями талантливых кулибиных такой сигнал можно получить всяческими ухищрениями из лишенных цифрового выхода головных устройств, но это большая экзотика и к типовым случаям никак не относится. Если же головное устройство передает данные на внешние устройства по какому-нибудь общему цифровому протоколу, то «вычленить» оттуда аудиочасть в виде S/PDIF, как правило, оказывается слишком сложным. Особняком стоят штатные системы, построенные с использованием цифрового интерфейса MOST (Media Oriented Systems Transport) — этот универсальный протокол передачи данных сегодня можно обнаружить примерно в сотне моделей автомобилей, по большей части премиум-класса. Несмотря на изначальную «медийную» ориентацию и якобы открытую для интеграцию с любым внешним аудио- видеооборудованием политику, наличие MOST серьезно усложняет построение высококачественной аудиосистемы на покупных компонентах. Более чем логично было ожидать появления если не усилителей и аудиопроцессоров для интеграции с MOST, то хотя бы адаптеров MOST-S/PDIF, но сегодняшнее предложение таких устройств (производства Dietz, mObridge и др.) ничтожно мало и практически не влияет на общую рыночную ситуацию.

Головные устройства на замену штатных
Еще один способ избавиться от многих недостатков штатных головных устройств, сохранив достоинства, состоит в их замене на специализированные для конкретной модели автомобиля мультимедийные центры от сторонних производителей. Такие источники сигнала по дизайну, фактуре пластика, цвету подсветки, посадочным местам и способу подключения идентичны оригинальным штатным, а также совместимы с кнопками управления на руле или подрулевом джойстике. Но по оснащению они несравненно лучше, и конечно, дополнительно к штатным разъемам имеют полный набор линейных выходов для подключения внешнего усилителя мощности. Как правило, в функции таких устройств входят не только стандартный тюнер и CD-ресивер, но и DVD-секция с большим экраном для просмотра видео, а также встроенная или подключаемая отдельным модулем мобильная навигация. Распространяются головные устройства на замену штатных в том числе через отделы доп. оборудования в автосалонах, где можно не опасаться проблем с гарантией. Вместе с тем, приемлемого уровня качества представители устройств такого типа будут довольно дорогостоящим решением, не каждому по карману. Кроме того, головные устройства на замену штатных — в первую очередь мультимедийные, а не аудиофильские, и на роль источника звучания максимальной достоверности «не тянут». Тем не менее, звучат они не так уж плохо — по крайней мере, лучшие из них «переигрывают» штатные варианты. А при наличии цифрового выхода звучание будет зависеть главным образом от музыкальных достоинств внешнего аудиоустройства, оснащенного DAC. И наконец, никто из признанных лидеров в производстве головных устройств «первого эшелона» не имеет подобной продукции в своем ассортименте, что может настораживать часть аудитории, предпочитающую делать ставку на максимально высокую репутацию техники.

Альтернативные пути
Рассмотрев все доступные способы по доставке аудиосигнала от штатного источника до покупного усилителя мощности и не остановившись ни на одном из них, можно прийти к выводу, что лучше про штатный вариант вовсе забыть и поискать что-нибудь другое. А почему бы и нет? Исходное качество звучания станет намного выше, но наряду с прочим предстоит решить вопросы эргономики и безопасности. Либо сам дополнительный независимый источник звучания, либо его выносная панель или пульт управления должны быть расположены так, чтобы обращение к ним не отвлекало водителя от дороги. До недавнего времени на роль альтернативного источника годились разве что CD-ресиверы и CD-тюнеры, а также DVD/CD-чейнджеры. Последние имеют плюсом возможность размещения в любом удобном месте, порой могут управляться со штатных кнопок через адаптер (в таком случае штатная магнитола видит сторонний чейнджер как «родной»), либо с собственного комплектного удобного пульта ДУ. При наличии у чейнджера отдельных от шины управления аудиовыходов для аналогового или даже цифрового сигнала вопрос подключения к усилителю решается очень просто. Но сейчас, с приходом в автомобильную аудиотехнику компактных и удобных в размещении «под рукой» водителя проигрывателей флэш-носителей, а также iPod/iPhone и других портативных медиаплееров, выбор независимых источников стал гораздо богаче. Их качество звучания может вызывать критику у самой требовательной аудитории, но в lossless-варианте (ALAC, FLAC, APE и другие т.н. аудиоформаты «без потерь», в отличие от форматов «потерями», таких, как MP3) оно более чем устраивает многих даже с аудиофильской жилкой. Кстати, некоторые из усилителей, активных сабвуферов и процессоров-коммутаторов оснащены не только линейными и высокоуровневыми входами, но также AUX-входами для приема сигнала от портативной аудиотехники с максимальным качеством.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *