Подорожают ли запчасти на авто
Ремонт подорожал
Вторая причина в том, что во время действия связанных с пандемией коронавируса ограничений не все поставщики запасных частей и не все магазины полноценно работали, в том числе в регионах. Количество источников информации для наших справочников существенно сократилось.
Что касается влияния подорожания запчастей на выплаты по ОСАГО, нужно учитывать, что стоимость запасных частей в общем убытке не составляет 100 процентов. Поэтому нельзя говорить, что выплаты по ОСАГО вырастут на те же 23 процента. По нашей практике, которая подтверждается статистикой, когда предыдущее повышение стоимости запчастей было на 9,9 процента, итоговое увеличение уровня выплат по ОСАГО составило 5,6 процента. То есть выплаты увеличиваются с коэффициентом 0,6 к росту цен в справочнике. Сейчас, по нашим предварительным оценкам, средние выплаты вырастут примерно на 14 процентов.
Из-за того, что вступление в силу указания ЦБ РФ и новых справочников совпало, думаю, большинство автовладельцев не заметят изменения цены на полис ОСАГО. Предварительные данные от страховщиков, которые мы видим, говорят о том, что большинство из них начали применять понижающие коэффициенты к водителям, относящимся к группе малого риска (дисциплинированные, не попадающие в ДТП, с большим стажем вождения и т.д.). По итогам почти двух недель работы в новых условиях в среднем по РФ изменения средней премии по ОСАГО практически не произошло, она составляет 5500 рублей.
Расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в рамках ОСАГО по справочникам средней стоимости производится с 1 декабря 2014 года. Справочники включают в себя информацию о средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ и подготовлены в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Банком России.
Запчасти подорожают в июне. Что будет с ОСАГО и каско
Резкое падение курса рубля, волатильность на валютном рынке и возможные перебои в работе поставщиков из-за эпидемии коронавируса будут вынуждать автопроизводителей постепенно повышать цены не только на новые машины, но и на оригинальные запчасти. За последние пару лет ряд комплектующих в России уже подорожал примерно на 30%, но и это не предел, считают участники рынка автострахования. Autonews.ru узнал, стоит ли ждать повышения стоимости полисов каско и ОСАГО и когда может произойти индексация.
Стоимость ремонта автомобиля при наступлении страхового случая рассчитывают при помощи официального справочника средней цены запасных частей. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) уже готовят актуализированную версию справочника — она заработает с 1 июня 2020 года и будет учитывать изменения, связанные с волатильностью на рынке. Для этого в течение марта и апреля эксперты РСА проведут глобальное исследование рынка запчастей. Об этом Autonews.ru рассказал заместитель начальника управления методологии урегулирования убытков РСА Андрей Маклецов.
«Опыт РСА по подготовке справочника показывает, что резкие колебания курса валюты далеко не однозначно сказываются на ценовых показателях, — рассказал Маклецов. — Одни производители оперативно корректируют цены в соответствии с изменениями курса, другие придерживают изменения, желая увеличить свою долю на рынке запчастей или решая иные задачи по продвижению своей продукции. Соответственно, стоимость восстановительного ремонта автомобилей одних марок может измениться совсем немного, а других марок — возрасти на десятки процентов».
Маклецов уверен, что в условиях таких колебаний страховщикам придется тщательно взвешивать свои страховые портфели, чтобы понять, как именно следует корректировать страховые тарифы, чтобы не остаться в убытке.
Полисы ОСАГО в ближайшее время дорожать не будут, уверен руководитель страхового агентства Avto-Yslyga Сергей Локтев. Он напомнил, что ОСАГО — обязательный вид страхования, цены на эту услугу регулируются государством, а методика расчета прописана в федеральном законе и меняется крайне редко. Последнее изменение произошло в январе 2019 года: тогда был изменен тарифный коридор и страховщики получили возможность снижать или повышать цены в пределах 20%. После этого средняя стоимость полиса ОСАГО даже снизилась, считает эксперт.
«Тем не менее увеличение стоимости запчастей приведет к удорожанию ремонтных работ, а при неизменной цене на ОСАГО это скажется на их качестве, — рассуждает Локтев. — Если курс доллара продолжит существенный рост, то повысится и убыточность по ОСАГО. Тогда мы будем наблюдать проблему прошлых лет, когда в части регионов невозможно было застраховаться. Но маловероятно, что цены будут пересматривать, чтобы избежать социальной напряженности, поскольку это очень болезненный вопрос для автомобилистов».
По оценке Локтева, если автомобили подорожают на 10-15%, это подтянет цены на каско, но автомобилисты могут даже не заметить этих изменений. Так, благодаря высокой конкуренции среди страховых компаний, у клиентов всегда останется возможность купить полис по такой же цене, а иногда даже дешевле при переходе к другому страховщику. «Обычно таким водителям компании готовы сделать скидку 10–15%, которая перекроет возможное подорожание. Также если вы пролонгируете свой договор у своей же компании, цена будет гарантированно не выше предыдущего года. Если же курс доллара вырастет выше 80 рублей, тогда неизбежно дальнейшее повышение стоимости каско», — считает эксперт.
По причине ослабления рубля цены на запчасти вырастут, что, в свою очередь, вынудит страховщиков индексировать цены на свои услуги, уверен сооснователь сервиса по продаже автомобилей с пробегом CarPrice Олег Заньков.
«В среднем стоимость запчастей при ремонте составляет около 50%, исходя из этого можно подсчитать, как страховщики будут менять цены, — отмечает Заньков. — А дорожают запчасти ощутимо. Для сравнения: по данным РСА оригинальный тормозной диск на модель Audi А4 в 2018 году стоил 3050 рублей, а сейчас уже 4310 рублей. Подорожание почти на 30%. Конечно, так сильно цены выросли не на все запчасти, но общий тренд понятен».
По прогнозам эксперта, рост стоимости запчастей может начаться раньше, чем закончатся запасы на локальных складах. «Продавцам нужно закупать комплектующие на средства, вырученные за текущие товары. Поэтому, чтобы купить запчасть, которая подорожала на 30% в закупке, нужно уже сейчас продать текущий сток на 30% дороже», — рассуждает представитель CarPrice.
Более конкретный прогноз представил генеральный директор розничной сети автомобилей с пробегом Automama Никита Быков. Он считает, что при текущем курсе доллара США к рублю страховые тарифы в рублях на новые импортные автомобили вырастут пропорционально девальвации, то есть на 20–25%.
Страховые тарифы на новые автомобили зарубежных брендов, локализованных в России, вырастут, по его прогнозам, не менее чем на 10–15%, а в случае с отечественными моделями и автомобилями с пробегом — на 10%. «На автомобили старше пяти лет полис каско водители обычно уже не приобретают, ограничиваясь только ОСАГО», — уточнил Быков.
Эксперт обращает внимание, что цены на каско вырастут не только за счет роста стоимости запчастей, но и по причине подорожания новых автомобилей. Дело в том, что страховые тарифы включают в себя риски, связанные как с ремонтом после ДТП, так и с выплатой полной стоимости транспортного средства в результате угона или тотальной гибели.
Чуть более оптимистичный сценарий представила компания «Ренессанс-Страхование». Там привели в пример ситуацию с резким падением курса рубля в 2014-2015 годах. Тогда доллар США стал стоить почти на 60% дороже, однако цена полиса каско повысилась далеко не пропорционально такому скачку.
«Тогда продажи полисов каско сильно упали, сокращение числа договоров в среднем по рынку составило 27%, — рассказали в компании. — Но рост стоимости полиса в среднем по рынку в 2015 году составил 17%. Можно надеяться, что и в этот раз рынок каско отреагирует относительно небольшим ростом цен, который может быть вызван удорожанием запчастей».
В свою очередь, в компании «Альфа-Страхование» заявили, что цены на страховку автомобилей будут расти пропорционально повышению цен на запасные части и материалы для ремонта.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что текущий год станет переходным для всей отрасли: рынок может перейти в стадию «выжимания маржинальности» за счет всех сфер, где это возможно.
«Произойдет медленная корректировка тарифов каско. Это необходимо, чтобы компенсировать падение спроса на эти полисы, ведь потребители могут пересмотреть свои предпочтения из-за обесценивания своих доходов и роста стоимости расходников», — говорит Жарский.
Что происходит с рынком автозапчастей в 2021 году? Разбираем, что будет с ценами деталей и их наличием
В начале пандемии с автозапчастями, особенно импортными, были серьезные проблемы из-за закрытых границ. Сейчас ситуация постепенно стабилизируется, но о полном восстановлении рынка говорить пока не приходится. Мы расспросили экспертов о реальной ситуации на рынке и о том, чего ждать от цен на запчасти дальше. А заодно разобрались, как в 2021 году можно сэкономить на ремонте автомобиля.
Что происходит на рынке автозапчастей?
Поставки комплектующих для производства автомобилей стали одной из первых жертв пандемии коронавируса – еще даже до того, как ее назвали пандемией. Китайские заводы и фабрики, закрывшиеся на карантин, перестали отгружать запчасти и компоненты, а чуть позже то же произошло и с европейскими производителями. Но потом проблема поставки комплектующих ушла на задний план – в России и мире были проблемы серьезнее.
Карантинные меры начали снимать только с июня, и уже тогда стало ясно, что автозапчасти в России подорожали на 10-15%, а по некоторым позициям оригинальных запчастей даже появился дефицит. Проблема была и в закрытых на карантин заводах, и в закрытых границах, а еще в России на время самоизоляции закрылись центральные склады поставщиков запчастей. А еще примерно тогда же дал о себе знать упавший рубль – и после отмены ограничений запчасти заметно подорожали.
Как рассказал нам Игорь Серебряков из ГК «АвтоСпецЦентр», на поставки запчастей из Китая приходилось до 80% всего объема – соответственно, этот сегмент пострадал тогда сильнее других. Что касается собственно продаж, через интернет компании стали продавать треть всего объема – против 22% до пандемии.
Отсутствие в продаже оригинальных компонентов и завышенные цены на них стали причиной того, что некоторые водители стали отказываться от услуг официальных поставщиков в пользу аналогов. Как отмечают эксперты, зачастую цена на одну и ту же запчасть отличается на 40% – хотя разница лишь в названии. Так, часть продукции брендируется именем автопроизводителя, а другая часть – именем производителя запчастей.
А еще за 2020 год спрос на автозапчасти вырос на 25% – такие данные дает «Авито Авто», а в автосервисы владельцы транспорта начли обращаться на 73% чаще. Причин может быть несколько:
Что интересно, рост спроса на запчасти и ремонт был даже с учетом того, что автовладельцы полгода могли не проходить техосмотр перед покупкой полиса ОСАГО (хотя до вступления в силу реформы техосмотра диагностическую карту чаще просто «покупали»).
Это подтверждает и Максим Меженков из компании «Мой Автопрокат» – по его словам, россияне начали выбирать автомобиль как более безопасный вид транспорта и чаще путешествовать по стране в условиях закрытых границ. А из-за девальвации рубля и падения доходов автовладельцы вынуждены покупать более дешевые запчасти и обращаться в неофициальные сервисы.
Вообще же очередное подорожание запчастей лишь укрепило уже имеющийся тренд – как рассказали нам эксперты, за последние 2 года рост цен составил 30%, и это еще не предел.
Будут ли запчасти дорожать и дальше?
Еще с лета поставщики автозапчастей пересчитали цены с учетом ослабевшего рубля – а учитывая его волатильность, в цену они могут закладывать и более высокие значения (чтобы не потерять деньги, если между поставкой и расчетами рубль снова потеряет пару позиций).
Но не только доллар влияет на стоимость – так, если запчасти производятся в России с относительно неплохим уровнем локализации, доллар может и не повлиять на стоимость запчастей. Другими словами, в запчасти поднимется в цене только та часть стоимости, которая приходится на импорт, все остальное дорожать не должно. С автозапчастями из Китая ситуация примерно такая же – к китайской валюте рубль ослаб примерно на те же 20%, но определенная часть стоимости приходится на рублевую составляющую.
В реальности у роста цен на запчасти могут быть и другие причины. Например, расходы на доставку товаров из Китая выросли примерно вдвое – все дело в недоступности морских контейнеров для перевозки. Это связано и с пандемией, и с очередной торговой войной США и Китая: контейнеровозы доставили товары из Китая в США, но обратно не отправились – американская экономика остановлена на локдаун, да и до сих пор действуют некоторые ограничения на торговлю. Чуть позже контейнеровозы скопились и возле берегов Европы по той же причине.
Однако это касается скорее официальных дилеров, которые поставляют запчасти через другие страны. В Россию же китайские запчасти поставляются железной дорогой – но и там тарифы на контейнерные перевозки выросли, пусть и всего на 3,7%.
Тем не менее, такая ситуация отразится на ценах за тяжелые и объемные запчасти – например, на двигатели или КПП в сборе, лобовые стекла или кузовные детали. Более мелкие запчасти из-за доставки подорожают лишь на 1-3%, что в масштабах общего роста цен будет практически незаметно.
Кстати, более дорогие запчасти испортят жизнь водителям не только при ремонте – это повлияло и на стоимость полисов ОСАГО. Дело в том, что страховая премия (стоимость полиса) рассчитывается в зависимости от стоимости ремонта. А среднестатистическая «корзина запчастей» подорожала на 23% – причем официально, в справочнике стоимости запчастей. Поскольку страховые компании теперь вправе более гибко устанавливать тарифы, рост стоимости запчастей сделает ОСАГО для «рискованных» водителей еще дороже.
Говорят, на рынке дефицит. Так ли это?
Самый жесткий дефицит комплектующих был зафиксирован весной прошлого года – тогда проблемы были такими, что завод «Волгабас» вообще остановил производство (еще до самоизоляции и нерабочих дней). Со временем поставки наладились, но отдельные запчасти все еще сложно достать.
Проблемы с поставками запчастей существуют, отмечают представители отрасли – виной тому снова нехватка места в контейнерах из Китая. Нехватка запчастей характерна для некоторых брендов вроде Hyundai, Jaguar, Land Rover. Так, по некоторым позициям Hyundai клиентам приходится ждать до трех месяцев.
Что касается запчастей для европейских марок, проблем тут меньше – дефицит есть разве что на самые ходовые запчасти, и то связано это с проблемами при сертификации поставок. А, например, по Volkswagen проблем с поставками нет вообще – наличие запчастей обеспечивает центральный склад, а при необходимости можно заказать недостающие запчасти из Европы.
К настоящему времени дефицита запчастей практически нет, говорит Игорь Серебряков из ГК «АвтоСпецЦентр». По его словам, есть заметный рост цен на отдельные позиции (до 20%), также подорожали расходные материалы для импортных брендов премиум-класса. В свою очередь, Максим Меженков со ссылкой на экспертов отмечает, что 33% опрошенных сервисов подтвердили – проблемы с поставками все же есть.
О проблемах с поставками некоторых запчастей рассказал нам и Евгений Афанасьев из группы компаний SRG. По словам эксперта, дефицит связан с проблемами логистики, а также с сокращением производства.
Правда, можно найти некоторые истории от автовладельцев на форумах, где они жалуются на долгие сроки поставок. Например:
Соответственно, тотального дефицита запчастей нет (все же в России есть склады у поставщиков, которые смягчают проблему), но по некоторым позициям придется ждать очень долго. Особенно если речь идет о поставке оригинальной запчасти от официального поставщика из-за границы.
Как сэкономить на покупке
Рынок автозапчастей в России достаточно неплохо развит – есть несколько крупных поставщиков и множество более мелких, которые сотрудничают с интернет-магазинами, представляющими, по сути, сайт и пункт выдачи заказов. Все организовано так, чтобы клиент получил то, что ему нужно и в сжатые сроки.
Работает это примерно так:
Тем не менее, так россияне покупают пока только треть заказов – тогда как 67% они покупают в сервисных центрах, где тут же производится замена. Какая-то часть приходится на гарантийный ремонт, какая-то – на ремонт по ОСАГО или каско.
Но в России все еще легко купить контрафактную деталь неизвестного происхождения и с неизвестным качеством. Таких запчастей в прошлом году россияне купили на 27 миллиардов рублей, это примерно 2,4% от всего рынка. Правда, стоит отличать контрафактную деталь от вполне нормального аналога.
Так, запчасти можно разделить на несколько групп:
Первые два варианта – абсолютно приемлемый вариант (а второй – еще и намного дешевле первого), тогда как контрафактные запчасти могут иметь абсолютно непредсказуемое качество, и в некоторых ситуациях могут стоить жизни водителю на дороге. В крупных интернет-магазинах такой продукции, скорее всего, не будет – а на рынке или в сомнительных магазинах запчасти лучше не покупать вообще.
Еще один вариант сэкономить – небольшие магазины автозапчастей, имеющие сертификацию на продажу продукции определенных брендов. За счет размера они могут оперативно «достать» ту или иную запчасть, не продадут контрафакт, а часто и цены у них ниже, чем в других магазинах.
Правда, покупая запчасти в интернет-магазинах, нельзя забывать о гарантии. Дело в том, что в большинстве случаев гарантия распространяется только на запчасти, которые устанавливает автосервис (необязательно фирменный, главное – официально оформленный). Поэтому, даже если установка запчасти очень простая, но стоит деталь дорого, лучше все же заехать на сервис, объяснить ситуацию и попросить установить запчасть и выдать документ об этом.
Так что у потребителей есть хорошие возможности сэкономить – покупать аналоги запчастей от тех же производителей, искать спецпредложения и акции. А еще – не забывать о гарантии.
Как сильно подорожают автомобильные запчасти в 2022 году?
Из-за нехватки металлов может пострадать рынок автозапчастей
Дефицит на рынке автозапчастей
Кроме рынка новых автомобилей из-за нехватки металлов может пострадать и рынок запчастей. Президент интернет-магазина автозапчастей «Autodoc.ru» Владислав Соловьев отмечает:
В дорогих автомобилях алюминий широко применяется для облегчения веса машины, например в подвеске, в деталях кузова, элементах мотора. Так что из-за дефицита магния вполне возможно в обозримом будущем ограничение производства, а затем дефицит и подорожание запчастей и кузовных деталей для дорогих марок.
Кроме того, проблема заключается в том, что у магния очень короткий срок хранения. Примерно после трёх месяцев он начинает окисляться, поэтому им невозможно запастись. По этой причине можно ожидать как дефицита запчастей, так и увеличения их стоимости. Ещё до проблемы связанной с дефицитом магния, специалисты «Autodoc.ru» сообщали, что на складах ведущих импортеров и дистрибьютеров автозапчастей в России, откуда потом детали поступают в розницу, существенно сокращаются запасы. На сентябрь 2021 года, средний запас из 100 тысяч запчастей сократился до 50 тысяч, и продолжал снижаться. Особенно это касалось ходовых деталей со стабильным спросом: тормозных колодок и дисков, рычагов передней подвески, рулевых реек, кузовных деталей, а также запчастей и «расходников» для обслуживания двигателей. Также снижались запасы запчастей, которые связанны с автомобильной электроникой, и которые сложно пополнять из-за дефицита микросхем.
Маркетплейс ощущал нехватку поставок, например, тормозных колодок для таких марок, как BMW, Land Rover и ряда других премиальных автомобильных марок. В этих условиях могли оказаться в выгодном положении те игроки рынка, которые правильно работали с запасами автомобильных запчастей и смогли правильно спрогнозировать возможные перебои с поставками наиболее востребованных деталей. По итогам, уже к середине осени нехватка негативно отразилась на продажах автозапчастей в целом, ежегодный объем которых в денежном выражении на сегодня составляет 1,4 триллиона рублей для легковых автомобилей и 0,45 триллиона рублей для грузовиков. Если в январе 2021 года на «Autodoc.ru» для конкретного автомобиля можно было найти тормозные колодки 50 брендов, то в октябре на складах поставщиков в наличии есть менее 40 марок этих запчастей. Аналогичная ситуация наблюдается с поставками масляных фильтров и свечей зажигания.
Цены на автомобили, произведенные в России, в ближайшее время будут только расти. В первую очередь это связано с дефицитом автомобилей у дилеров, которые жалуются не недостаток электронных компонентов у автопроизводителей. Автомобильные заводы вынуждены работать с простоями, так как им просто не хватает запчастей, особенно долго приходится ждать электронные компоненты, некоторые из которых выпускают только за границей, ограниченными тиражами. К росту цен приведет и повышенный спрос, который есть и на иностранные, и на отечественные машины. Люди стали чаще оформлять автокредиты, что увеличило спрос, и соответственно, цену. Стоит отметить, что особенно дорогими в 2022 году будут новые модели, при сборке которых используют большое количество электронных запчастей.
На рост цен влияют и дилеры, которые предлагают своим потенциальным клиентам очень выгодные условия сотрудничества, возможность обслуживаться бесплатно на протяжении длительного времени в фирменных сервисах, но все это входит в стоимость автомобиля. По словам экспертов, рост цен на автомобили будет наблюдаться до середины 2022 года, а потом он будет заторможен. Это может быть связано со снижением потребительского спроса.
Действительно ли существует проблема, связанная с нехваткой магния?
Дефицит магния был связан с тем, что с сентября 2021 года власти нескольких провинций Китая, в которых находятся плавильные заводы для поставки металлов по всему миру (на них приходится около 90% мирового объема поставки магния) были вынуждены сократить потребления электроэнергии, для соответствия необходимым показателям. Электричество отключали в связи с сокращением использования угля. Всё это и привело к перебоям в работе предприятий, связанных с добычей и производством магния. Особенно это сказывается на странах Европейского союза, так как около 95% используемого металла они получают из Китая. Однако, многие эксперты считают, что сложившаяся ситуация больше похожа на нагнетание искусственной паники, нежели на реальную проблему. Китай полностью обеспечивает собственное автопроизводство и экспортирует эту продукцию во многие страны мира. Например, завод в городе Нинбо – крупнейший в Китае в своем сегменте. Сюда поступают конвейерные заказы от Porsche, Audi, BMW, General Motors, Mercedes, Volvo и многих других известных брендов. Директор международной сети автосервисов Fit Service Данил Соловьев комментирует эту ситуацию так:
Учитывая тот фактор, что внутренний рынок Китая не испытывает дефицита магния, в отличие от Европы, то опасаться какого-либо дефицита запчастей не стоит. Это же касается и колесных дисков, а учитывая тот факт, что в большинстве дисков магния и вовсе нет, ситуация больше походит на искусственное нагнетание напряжения на рынке металлов с целью повышения цен.
Такое предположение поддерживают и другие эксперты, ведь сама проблема заключается не в магниевой руде, а в том, что все автозапчасти делаются в Китае, и от решений китайского руководства зависит дальнейшее развитие ситуации. То есть, у Китая теоретически есть возможность управлять поставками, тем самым влияя на мировую экономику. Сначала китайские производители опускают цены на редкие металлы, что приводит к закрытию местных производств, так как производить нет смысла, если можно просто купить в Китае. В связи с этим, растет применение конкретного материала для различных целей, так как он доступен и недорого стоит. После, происходит поднятие цены на базовый металл, что принуждает потребителей приобретать не сырье, а например тот же сплав, изготовленный в Китае.
По мнению экспертов, таким образом, Китай сначала создает рынок и выживает конкурентов, а потом повышает рентабельность поставок. Этот сценарий был ранее отработан на поставках лития и редкоземельных металлов. Другой эксперт – руководитель направления «Оценка и финансовый консалтинг» группы компаний SRG Александр Багрецов считает, что в России исторически сложилась такая экономическая модель, при которой еще со времен СССР все компоненты транспортного машиностроения выгоднее было ввозить. Однако, в случае возникновения реального кризиса ничто не мешает нашей стране наладить добычу магния. Багрецов также считает, что это искусственно созданный дефицит, либо Китай оценила собственные запасы и хочет их сберечь для собственных нужд. А лидерами по запасу магнезитов считаются Северная Корея, Россия и Китай.
Еще одна проблема, с которой может столкнуться мировая промышленность, – нехватка лития. И снова Китай если не в лидерах по залежам и добыче, то один из самых активных производителей металла. Поэтому, может случиться дефицит аккумуляторных батарей, которые используются в электрических и гибридных автомобилях. Проблему с литием эксперты считают реально существующей. Металл в основном производится китайскими компаниями, а с учётом возрастающего спроса на гаджеты и электромобили, может произойти так, что изготавливать батареи для них будет просто не из чего. Однако, ранее, была известна ситуация с неодимовыми сплавами, большинство которых также сосредоточено в Китае. Как и сейчас, тогда страна объявила о дефиците, резко подорожали накопители на жестких дисках для всех ПК. Ответом на это стала разработка и усовершенствование твердотельных накопителей.
Больше интересных статей на нашем информационно-аналитическом портале Calmins.com !
NEO-волонтер Liza L.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.