Подписка на автомобиль выгодно ли
Что выгоднее: свой автомобиль или подписка?
Сервисы подписки становятся всё популярнее. Они позволяют брать в аренду фильмы, приложения, облачные хранилища и даже квартиры. Относительно недавно в Россию пришла услуга подписки на автомобиль. Рассказываем, как она работает, и сравниваем её с покупкой новой машины.
Комплексная подписка
Аренда автомобиля по подписке — больше, чем долгосрочный прокат. Вместе с транспортным средством вы приобретаете сопутствующий пакет услуг. Обычно в него входят техническое обслуживание, смена резины по сезону, страхование, транспортный налог, доставка к дому клиента и предоставление подменной машины на случай непредвиденной поломки.
Когда речь идёт о премиальных брендах, пакет услуг в подписке на долгосрочную аренду автомобиля расширяется. В него могут включаться еженедельная мойка, техническая помощь на дорогах и даже консьерж-сервис. Но и платить за такое обслуживание приходится дороже.
Конечно, водитель несёт и другие расходы. При аренде машины по подписке заправку, пополнение запаса омывающей жидкости, парковку и штрафы нужно оплачивать из своего кармана. Кроме того, водителю придётся нести ответственность за аварии и поломки, вызванные небрежным отношением к технике.
Преимущества
Беззаботное владение машиной. Взяв автомобиль по подписке, вы зафиксируете 60–80% расходов. Не нужно думать, сколько придётся тратить в следующем месяце на покупку зимней резины, замену масла в двигателе или компьютерную диагностику.
Можно экономить на престижных брендах. Модели премиум-класса теряют до трети цены в первые три года. Выгодно перепродать их сложно, поэтому вы тратите много денег. Сервис аренды автомобиля по подписке позволяет оптимизировать расходы.
Поддержка и уверенность. В большинстве случаев компания обязуется предоставить подменную машину на протяжении суток. Благодаря этому вам не придётся отказываться от своих планов из-за внезапной поломки.
Недостатки
Отсутствие прав собственности. Подписка на автомобиль — это всё ещё аренда со всеми её минусами. Машину нельзя предоставлять другим людям, если иное не указано в договоре. Для выезда за границу потребуется особое разрешение — за него придётся доплатить немалую сумму.
Расходы не всегда оправданы. Деньги списываются со счёта, даже если вы не пользуетесь автомобилем. Вместе с тем, разорвать договор досрочно не так просто. Обычно за это положен штраф — компания пересчитывает стоимость услуг по более высоким ставкам.
Километраж обычно ограничен. И цифры относительно невелики. Например, Hyundai устанавливает лимит 1000–2500 километров в месяц при аренде машины по подписке. У Volvo, BMW и Audi цифры могут достигать 25–30 тысяч километров в год. Этого хватит на повседневные поездки в пределах города, а вот за долгие путешествия придётся доплачивать отдельно.
Требования к водителю. В большинстве случаев они касаются возраста и стажа управления транспортом. Но некоторые компании устанавливают ограничение по безаварийному стажу, наличию кредитов и другим параметрам.
Собственный транспорт
Возможно, когда-нибудь аренда, каршеринг и подписка полностью вытеснят личные автомобили. Это разумно, учитывая постоянный рост числа машин на дорогах мира. Однако пока привычки сильнее принципов разумного потребления.
При покупке автомобиля вы несёте расходы только один раз. Дальнейшее зависит от нагрузки на транспортное средство, вашего стиля вождения и других факторов. Стоящая в гараже машина требует минимальных расходов, а вот активная эксплуатация всегда увеличивает затраты.
Преимущества
Можно гибко регулировать ежемесячные расходы. Если у вас возникнут финансовые трудности, поставьте собственный автомобиль в гараж и пересядьте на общественный транспорт. Разрывать договоры и платить штрафы не придётся.
Экономия при покупке машин бюджетного и среднего класса. Эти модели относительно медленно теряют в цене, поэтому их можно выгодно перепродать спустя 3–5 лет. При хорошем обслуживании ваши потери будут минимальным, чего не скажешь о расходах на сервис аренды автомобилей по подписке.
Свобода действий. Вы вольны распоряжаться своей машиной — передавать её другим людям, сдавать в аренду, передавать в залог банку и так далее. При соответствии экологическим нормам и наличии международного страхового полиса — выезжать за границу в любой момент.
Без ограничений пробега. Если вы привыкли проезжать десятки тысяч километров в год, аренда — точно не ваш вариант. Собственный транспорт позволяет смело отправляться в путь. Расходы на техническое обслуживание ниже, чем штрафы за превышение лимитов по подписке.
Нет требований к водителю. Если у вас есть средства, вы можете стать владельцем машины. Для этого достаточно иметь право распоряжаться имуществом. Сесть за руль может любой совершеннолетний, получивший водительское удостоверение.
Недостатки
Большие единовременные расходы. При покупке автомобиля придётся потратить немалую сумму. Конечно, при длительном использовании это выгоднее, чем аренда. А вот приобретать транспорт на несколько месяцев просто нерационально.
Дополнительные хлопоты. Вам придётся самостоятельно заниматься техническим обслуживанием и диагностикой. Правда, при покупке в официальном дилерском центре вам выдадут сервисную книжку, в которой будут указаны интервалы визитов на СТО и перечень необходимых работ.
Неудобства при поломке. Если машина выйдет из строя, придётся отказаться от вождения на несколько дней. Услуга подменного автомобиля предоставляется владельцам премиальных моделей — они получают такие же преимущества, как по подписке.
Что выгоднее?
Если вы планируете постоянно пользоваться автомобилем в нормальном режиме, вам стоит задуматься о покупке собственного транспорта. Это выгоднее, удобнее и надёжнее. Своя машина подходит и путешественникам, которые проезжают десятки тысяч километров в год. А вот подписка удобна для тех, кому нужен автомобиль на несколько месяцев, например, в длительной командировке. Кроме того, она подойдёт тем, кто хочет забыть об уходе за машиной, не считаясь при этом с деньгами.
Купить автомобиль или подписаться на него: что выгоднее
Журналист и автор RB.RU
Шеринг уже составляет серьезную конкуренцию традиционным экономическим моделям: Avito — вещевым рынкам, Airbnb — отелям, Netflix — кинотеатрам. Одним из основных направлений остается «дележка» автомобилей — с помощью убер-сервисов, каршеринга, подписок и карпулинга.
RB.RU разобрался, в каких случаях шеринг-опции предпочтительнее классических, во сколько они обойдутся, а также расспросил предпринимателей, чем они предпочитают пользоваться.
Все о том, как сохранить и приумножить сбережения — в специальном разделе RB.RU «Личные инвестиции»
Содержание:
Что такое автошеринг
Коллективную экономику лучше всего иллюстрирует фраза профессора Гарвардской школы бизнеса Теодора Левитта: «Люди не хотят покупать четверть-дюймовую дрель, им нужна четверть-дюймовая дырка в стене». Другими словами, в будничных делах людей чаще интересует конечный результат, нежели обладание, тем более что с распространением интернета и развитием онлайн-сервисов результата стало намного проще добиться.
К выбору в пользу коллективного пользования подталкивает и постоянно растущая стоимость личного транспорта и связанных с ним расходов.
При этом, по статистике столичной мэрии, личные автомобили простаивают больше 90% своего жизненного срока.
«Делимость» транспорта и ценовые скачки — не единственные аргументы в пользу автошеринга. Единолично обладать машиной становится все менее удобно. «Сейчас политика развитых городов направлена на снижение привлекательности личных автомобилей, и в России, хоть и не быстро, этот подход также начинают применять, — подтверждает эксперт в сфере городского транспорта и шеринговых систем Татьяна Михеева. — Это происходит за счет расширения зоны платной парковки и внедрения на ней динамического ценообразования, платного въезда или полного запрета на въезд в определенные части города и прочих инструментов, которые есть в распоряжении городских властей».
Во сколько обойдется «свой чужой» автомобиль
Такси и карпулинг (он же райдшеринг, то есть поиск попутчиков) частично заменяют личный автомобиль в городских или недолгих междугородних поездках, но в качестве полноценной альтернативы люди чаще рассматривают поминутную, посуточную или даже годовую аренду автомобиля.
Краткосрочная аренда авто
Кликните на таблицу, чтобы увеличить ее
Долгосрочная аренда авто
Кликните на таблицу, чтобы увеличить ее
Личный автомобиль
Чтобы сравнить экономическую выгоду от вариантов, нужно определить примерную стоимость владения собственной машиной. Базовый набор складывается из цены самого авто, страховок, амортизации, техосмотров, налогов и расходных материалов (горючего, стеклоомывайки, шин и прочего). Есть и дополнительные статьи расходов, но, как правило, они переходят в категорию регулярных: оплата парковок, штрафов и мойки. Могут добавиться проценты по кредиту и оплата ремонта.
Можно воспользоваться специальным калькулятором: рассчитать стоимость покупки и содержания автомобиля конкретной марки в конкретном регионе и сравнить ее с затратами на каршеринг или такси разного класса.
Есть ли универсальный алгоритм выбора?
Учесть все критерии и вывести идеальное уравнение довольно сложно — но это постарались сделать аналитики «Яндекса». В 2020 году они изучили расходы автомобилистов и сделали вывод: при среднероссийском годовом пробеге 17,5 тыс. км недорогие машины (стоимостью до 1 млн руб.) выгоднее такси и каршеринга, а авто среднего класса (стоимостью 2-3 млн руб.) дороже, чем поездки на каршеринге экономкласса, но дешевле, чем «комфортное» такси.
Эти данные актуальны для Москвы. В исследовании не учитывались расходы на ремонт, парковку и штрафы, а также проценты по автокредиту
Общая закономерность такова: чем меньше общая протяженность поездок и больше стоимость личного авто, тем более выгодными (с финансовой точки зрения) альтернативами становятся такси и каршеринг. А чтобы определить границы личного комфорта, стоит задаться одним важным вопросом — готов ли я делить автомобиль с другими?
Что выбирают предприниматели
Открытой статистики по тому, в каких российских городах какой вид передвижения используют чаще всего, пока что нет. Не претендуя на анализ рынка, RB.RU все же спросил нескольких столичных и региональных предпринимателей, какой формат они выбирают и почему.
Анастасия Файзуленова, основательница и CEO MedTech-стартапа Checkme
В Москве пользуюсь каршерингом и такси каждый день в зависимости от настроения. Если тороплюсь или знаю, что будет сложно припарковаться, выбираю такси. Если хочется покататься по городу и попеть — беру каршеринг. Два-три раза в месяц оформляю аренду на несколько дней, чтобы попутешествовать по ближайшему Подмосковью. В покупке авто в Москве для себя смысла не вижу — я много езжу по встречам и не могу тратить время на поиск парковки в центре.
Дмитрий Спиридонов, сооснователь и генеральный директор CloudPayments
Я консерватор, собственник, люблю чистоту — и потому не пользуюсь не только каршерингом, но и другими «шерингами». Разве что, если есть необходимость, прибегаю к услугам такси бизнес-класса.
При этом прекрасно осознаю преимущества ко-экономики как для бизнеса, так и для потребителей. И здорово, что вопрос получения комфорта максимально быстро за максимально доступные деньги сегодня закрыт. С другой стороны, никого не учат финансовой грамотности — а для меня это вопрос здравого смысла и логики: что иметь не только сейчас, но и через пять лет.
В целом, «шерить или не шерить» больше относится к сфере личного комфорта. Я общаюсь с людьми разных возрастов из разных сфер деятельности, нередко наблюдаю и молодых предпринимательниц на личных спорткарах, и взрослых бизнесменов на каршеринге.
Роман Доронин, основатель и СЕО группы ИТ-компаний EORA
Для многих людей свой автомобиль — это знак статуса и зона комфорта, которую не хочется менять на что-то другое. Но вот у меня есть машина, и она простаивает почти все время.
В рамках города намного удобнее, на мой взгляд, такси и шеринг, а в пригороде — шеринг и подписка. Например, я живу в Красногорске и для ежедневных поездок в Москву в основном пользуюсь такси, реже использую каршеринг. И классно, что сейчас шеринг-сервисы есть практически во всех больших городах: я регулярно арендую машину в Татарстане, путешествовал на съемной машине в Красноярске.
Ричард Стевенс, сооснователь и генеральный директор стартапа iParkU
Пока что я более консервативен и предпочитаю иметь свою машину, а из шеринговых услуг регулярно пользуюсь только такси. Но из того, что наблюдаю на рынке — в частности в Санкт-Петербурге, — ясно видно, что экономика совместного использования процветает, особенно среди молодого поколения.
И хотя тут играют роль и благородные причины, такие как забота о снижении трафика и улучшении экологии, думаю, основная заслуга в этом у финансовой выгоды, которую дает шеринг.
Денис Решанов, основатель и управляющий директор сервиса подработки GigAnt
Я живу на два города — Петербург и Москву. В первом у меня семья, дети, дача — и шеринг, даже премиальный, не так выгоден и удобен, поэтому мы используем личный автомобиль. Еще недавно рассматривал вариант долгосрочной аренды кабриолета на лето — покупка премиального авто с учетом амортизации крайне нерентабельна.
В столице, по моим ощущениям, машина только доставляет проблемы — я всегда заказываю такси, которое экономит время за счет выделенных полос и отсутствия необходимости подыскивать парковку.
Александр Радионов, основатель сервиса курьерской доставки Broniboy
Обычно в Москве и Питере я заказываю такси премиум- или бизнес-класса, а в других городах-миллионниках (как в Краснодаре, где я живу) удобнее свой автомобиль. Во-первых, там большой частный сектор, то есть нет проблем с парковкой. Во-вторых, регион очень красивый и можно часто путешествовать, а делать это проще с личным авто.
Абсолютно точно в ближайшем будущем это направление будет развиваться, и, думаю, большой вклад сделают сами автопроизводители. Со временем клиент сможет выбрать машину в салоне под себя — то есть марку, комплектацию и даже цвет — платить регулярную аренду, ездить, а потом обменять на новую.
Будущее автошеринга
Постепенно рынок переосмысливает традиционные сервисы для автолюбителей и формирует новые, более эффективные и удобные предложения. Например, мобильное приложение VroomVroom, с помощью которого сотрудники мастерских и автомоек могут предлагать свои услуги автовладельцам.
Или сервис автономной заправки Pump, который дает возможность не тратить время на заезд на заправочную станцию. Или паркшеринговый стартап iParkU, который борется с загруженностью парковок в больших городах. RB.RU спросил у футурологов и каршероводов, как скоро можно будет ждать новых форматов шеринга и каких именно.
Кирилл Игнатьев, футуролог, председатель совета директоров группы компаний «Русские инвестиции»
Генерально мир движется к модели: вкладывать деньги в себя, в свое здоровье, образование и развлечение, а остальное — сдавать и арендовать! Поэтому новые форматы будут появляться точно.
Так, сейчас мы наблюдаем, как в России зарождается P2P-каршеринг — и через 10-15 лет он станет повсеместным явлением благодаря легковым беспилотникам. Дальше бренды запустят платформы для кастомизации, можно будет легко заказать или забукировать машину индивидуального дизайна. Удешевление утилизации и новые технологии позволят менять кузова «как перчатки», при этом не бросаясь в чрезмерное потребление.
Татьяна Михеева, эксперт в сфере городского транспорта и шеринговых систем
Нам еще предстоит увидеть расцвет сервисов микромобильности — байкшеринга (аренды велосипедов) и кикшеринга (аренды самокатов). Несмотря на инфраструктурные ограничения, а также негативный новостной фон, общий прогноз по развитию этих сервисов скорее позитивный — во всем мире сервисы микромобильности обеспечивают частичную альтернативу использования личного автомобиля и помогают снизить нагрузку на экологию и городские дороги.
Еще, я надеюсь, со временем станет популярным гибрид такси и общественного транспорта — когда не люди будут подстраиваться под расписание автобусов, а наоборот.
Александр Чулок, директор Центра научно-технологического прогнозирования НИУ ВШЭ
Модель совместного потребления, скорее всего, выйдет за пределы B2C-сектора. Более того, думаю, вскоре большая часть шеринга придется на B2B — будет производиться обмен знаниями, технологиями, комплектующими, сервисами и так далее.
В целом мы сможем наблюдать массовое распространение различных автошеринговых сервисов в российской столице в ближайшие 2-3 года, в городах- миллионниках — через 5-6 лет. К 2030 году волна шеринга может захлестнуть всю страну.
Авто по подписке от СберБанка — революция в автокредитовании? Разбор Банки.ру
4 Время прочтения: 5 минут
Подсчитали выгоду от нового сервиса «Сбера» по долгосрочной аренде машин.
Банки долго «облизывались» на успех каршеринга и, наконец, придумали, как откусить свой кусок от этого пирога: вместо привычных автокредитов на рынке появился новый продукт — автоподписка. По сути, это долгосрочная аренда машин. В отличие от автокредита, для подписки не нужен первоначальный взнос и нет никаких процентов. Кроме того, не надо оплачивать ни налоги, ни страховку. В общем, все как в каршеринге, только машиной можно пользоваться не несколько часов, а несколько лет. Правда, надо четко понимать, что подписка — это не кредит, а именно аренда, то есть сколько бы вы ни заплатили, машина все равно не станет вашей, рано или поздно ее придется возвращать.
Первым сервис по долгосрочной аренде машин запустил не кто-нибудь, а главный игрок на рынке — СберБанк. И он явно не станет последним. ВТБ в феврале тоже заявлял о таких планах, но новый автопроект заработал пока только у «Сбера». Подписать у него машину сейчас можно лишь в Москве и Московской области, но постепенно будут добавляться другие регионы.
Как это работает?
Основные условия автоподписки «Сбера»:
1. Только новые автомобили в максимальной комплектации.
2. Четыре варианта срока аренды и четыре варианта максимального пробега для каждого срока:
Чем дольше срок аренды, тем меньше ежемесячный платеж. С лимитом пробега работает обратная пропорция: чем больший выбираете километраж, тем больше платеж. За перерасход километров придется платить дополнительно. Колесить на арендованной машине можно по всей России без каких-либо ограничений.
3. Помимо ежемесячного платежа больше ничего платить не надо, нет никаких дополнительных комиссий и сборов. Транспортный налог, каско без франшизы, ОСАГО, ДОСАГО до 1,5 млн рублей, ежегодное техобслуживание у официального дилера, замена сезонных шин, пользование подменным авто и вызов аварийного комиссара оплачивает сам «Сбер».
4. За поломки и повреждения, которые нельзя будет устранить по гарантии или по страховке, платить придется самому. За ДТП, не покрываемые страховками, тоже платите из своего кармана. Штрафы за нарушение правил тоже ваши. За износ машины больше нормативного опять-таки платишь сам.
5. В зависимости от модели машины банк может потребовать внести страховой депозит в сумме ежемесячного платежа. Его должны вернуть после окончания аренды.
6. От аренды можно в любой момент отказаться, но за досрочное расторжение договора придется уплатить штраф. В зависимости от срока подписки и того, сколько вы пользовались машиной, раскошелиться придется минимум на два, максимум на пять ежемесячных платежей.
7. Очень смущает то, что в договоре аренды прописана возможность одностороннего увеличения «Сбером» ежемесячного платежа в случае изменения размера транспортного налога или тарифов ОСАГО. Правда, если платеж вырастет более чем на 5%, вы имеете право отказаться от аренды без штрафа.
Как получить машину?
Для рассмотрения заявки надо будет предоставить 2-НДФЛ или справку о доходах по форме банка. Получается, несмотря на то что аренда — это не кредит, банк все равно будет проверять вашу кредитоспособность и, соответственно, может просто отказать в аренде автомобиля. На принятие решения «Сбер» себе оставляет до пяти дней.
За исключением необходимости подтверждать доход, требования к соискателям достаточно либеральные: нужно иметь российское гражданство, быть старше 21 года и не менее года владеть правами категории В.
Весь процесс оформления подписки проходит дистанционно: регистрируетесь на специальном «подписочном» сайте «Сбера», выбираете там машину и через личный кабинет загружаете сканы документов. Если банк одобрит заявку, машину подгонят по удобному вам адресу. До этого «вживую» авто вы не увидите.
Моделей, которые можно арендовать прямо сейчас, на сайте «Сбера» представлено не так много — примерно три десятка. Но в банке утверждают, что в случае отсутствия нужной машины ее могут заказать специально для вас. Так что все зависит от того, какой ежемесячный платеж вам подойдет.
Выгодно ли это?
Арендовать есть смысл недешевые машины. Если их покупать, сразу потребуется большая сумма, а если брать в кредит, то будет большая переплата и высокий первоначальный взнос.
Сколько придется платить? Для примера рассмотрим вариант с популярным кроссовером Skoda Karoq. У «Сбера» он представлен в комплектации Ambition Hockey Edition, с автоматом и полным приводом. Если покупать такой Karoq, он обойдется не меньше чем в 2 млн рублей. В «Сбере» же при его аренде на три года с максимально возможным пробегом в 63 000 км ежемесячно придется платить 35 900 рублей. Таким образом, за три года вы отдадите банку 1 292 400 рублей.
Видя такие цифры, конечно, психологически непросто смириться с тем, что, заплатив столько денег, затем придется расстаться и с машиной. Так что, если деньги не проблема, автомобиль, конечно, лучше покупать. А вот если денег нет, то аренда не такой уж и плохой вариант по сравнению с кредитом.
Приведем еще один пример. В банке — партнере Skoda можно взять кредит на Karoq под 10,9%, для этого потребуется первоначальный взнос в размере минимум 20%. При трехлетнем сроке ежемесячный платеж составит более 52 000 рублей. Вдобавок к этому придется оплатить еще каско, без которого кредит не дадут, ОСАГО, транспортный налог и техобслуживание. В итоге ежемесячная сумма набежит как минимум раза в два больше тех 35 900 рублей, которые надо платить при аренде авто от «Сбера». Другое дело, что после выплаты кредита машина будет ваша и ее когда-то можно будет продать. Так что однозначного ответа на вопрос, что лучше — кредит или аренда, нет. Здесь все зависит от конкретной ситуации, надо все считать и уже затем решать.
Тем не менее вариант с подпиской можно рассмотреть, даже если у вас есть деньги на покупку машины. Ведь можно не тратить эти 2 млн рублей, а, например, положить их на депозит. При ставке 6% по вкладу с ежегодной капитализацией процентов за три года набежит почти на 400 000 рублей. Примерно столько же за три года вы еще сэкономите на страховках, налоге и техобслуживании. В итоге трехлетняя аренда Karoq по факту обойдется всего в полмиллиона рублей.
Ну а если на не потраченных на покупку машины 2 млн рублей вы каким-либо образом сумеете «наварить» больше, чем на депозите, то аренду теоретически можно и полностью «отбить». Но опять-таки все надо считать для каждого случая в отдельности.
С чем не поспоришь, так это с тем, что вариантов с появлением автоподписки стало больше, а когда есть выбор, это всегда хорошо.
Дмитрий ВЕРЕТЕННИКОВ для Banki.ru
\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t