Подсветка под авто штраф
Можно ли установить и ездить с подсветкой днища автомобиля и какой штраф?
Подсветка под днищем
Установка не предусмотренных конструкцией автомобиля элементов, которые запитаны от электрической сети транспортного средства – это формально изменение его конструкции. И за неправомерность данного действия грозят 2 главных последствия: административный штраф, а ещё аннулирование регистрации машины. Однако, далеко не всегда это законно и правомерно. В этой статье мы выясним, можно ли ставить подсветку под днище авто, что за это будет: штраф, лишение прав и конфискация светового прибора, а также насколько это законно на сегодняшний день.
Можно ли ставить подсветку днища по ПДД в 2022 году?
За требования и обязанности по технической составляющей автомобилей, допущенных к участию в дорожном движении в России, отвечает Перечень неисправностей, который является приложением к Основным положениям. А положения эти, в свою очередь, являются частью Правил дорожного движения.
Нас интересует глава третья указанного нормативно-правового акта, пункт 3.1 которой предписывает, что на машине запрещается ездить, если количество, тип, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют конструкции автомобиля.
Забегая вперёд, сразу укажем, что за большинство нарушений Перечня неисправностей предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ. Но это не самое печальное последствие. Есть ещё хуже – прекращение государственного учёта автомобиля за несанкционированное внесение изменений в его конструкцию.
Но давайте сначала выясним правомерность указанных наказаний.
Подсветка – это внешний световой прибор?
Как видим, пункт 3.1 Перечня ведёт речь о внешних световых приборах (далее – «ВСП») машины, мотоцикла или других видов транспортных средств. Но является ли таковым подсветка днища автомобиля? К сожалению, ответа на данный вопрос ПДД уже не содержат. Вы просто не найдёте здесь определения ВСП.
Однако, определение этого термина имеется в ближайшем родственном правовом акте, который имеет непосредственное отношение к конструкции транспортных средств. Речь идёт о Техническом регламенте О безопасности колёсных ТС.
В его разделе 2 содержится следующее определение ВСП:
внешние световые приборы – устройства для освещения дороги, государственного регистрационного знака, а также устройства световой сигнализации.
Итак, чтобы выяснить, можно ли устанавливать подсветку днища машины в 2022 году, следует ответить на следующие вопросы:
И, очевидно, ответы отрицательные на каждый из этих вопросов. Освещением дороги у нас занимается головной свет и противотуманные фары. Мы не ставим подсветку под днищем машины с целью улучшения видимости дороги. То же относится и к освещению номера автомобиля. А световая сигнализация служит непосредственно для подачи сигнала об опасности или неработоспособности той или иной сущности, как даётся общее определение этого термина.
Кроме того, исчерпывающий список ВСП перечислен в таблице раздела 3 Приложения №8 указанного Техрегламента. И здесь мы также не найдём декоративных световых элементов.
Таким образом, фактически подсветка днища автомобиля не является внешним световым прибором, и потому на неё не распространяется требование пункта 3.1 Перечня неисправностей. И потому ставить её формально можно, и штраф ГИБДД, как и иного наказания, быть не должно. Но, к сожалению, на практике 2022 года это работает совсем иначе!
Запрещена ли подсветка днища авто – даем ответы на все вопросы.
Многие владельцы автомобилей в России хорошо знают о возможности установить подсветку на днище машины. Однако далеко не все решаются улучшать машину подобным образом. Основная причина такой неуверенности кроется в незнании законов. Попробуем разобраться, предусмотрены ли административные наказания за подсветку днища транспортного средства.
1 Можно ли подсвечивать днище авто – кто даст ответ?
Для того чтобы разобраться в вопросе законности подсветки днища транспортного средства, можно часами переходить по всевозможным ссылкам в интернете. Подобного рода поиск вряд ли увенчается успехами, ведь «сидеть» вы будете, скорее всего, на различных форумах, где владельцы автомобилей делятся своими жизненными ситуациями. Многих из них заставили уплатить штраф за подсветку днища в их автомобиле, так как она, якобы, запрещена. В то же время остальным штраф не приписывался. Ситуации, как и инспекторы ГИБДД, бывали у каждого свои. Читать далее…
Помимо этого можно внимательно прочесть отдельно взятые статьи из Федерального закона № 196-Ф3 состоянием на 2014-2015 гг. Полученная таким образом информация не только даст наиболее конкретные данные по поводу того, разрешена или запрещена подсветки днища и штрафов. Она подготовит владельца машины к разговору с теми инспекторами, которые нагло требуют «выплатить штраф на месте». Что греха
таить, таких «борцов с нарушениями на дорогах» в нашей стране еще осталось немало.
2 Что говорит закон?
Каждому владельцу автомобиля нужно обратить внимание на перечень приборов, при наличии которых в 2014-2015 годах разрешена эксплуатация автомобиля. В действующем Федеральном законе № 196-Ф3 это пункт 3.6. Согласно ему:
спереди на авто должны быть установлены противотуманные фонари любого цвета, кроме белого или желтого; огни для указания поворота любого цвета, кроме оранжевого и желтого; другие огни любых цветов.
в задней части автомобиля должны находиться фонари для освещения заднего хода и приборы для освещения государственного знака регистрации с огнями любого цвета, кроме белого; другие приборы с огнями любых цветов, кроме красного.
сбоку на автомобиле должны устанавливаться световые приборы с огнями любых цветов, кроме оранжевого или желтого. Установка других световых приспособлений строго запрещена.
Вышеуказанная информация четко дает понять о разрешаемых Федеральным законом № 196-Ф3 приборах освещения на автомобиле в 2014-2015 гг.
Чтобы окончательно убедиться в том, разрешена или запрещена подсветка днища авто в нашей стране, рассмотрим данные из КОАП состоянием на 2014-2015 год. Статья 12.4 гласит, что за установленные в передней части автомобиля приборы освещения с красными огнями, а также световые приборы с цветом, не соответствующем всем требованиям Государственных положений по допуску машины к эксплуатации, водитель авто должен уплатить штраф (не более 2500 рублей). Помимо этого, сотрудники ГИБДД обязаны конфисковать все эти приспособления и приборы.
Как гласит та же статья, должностные лица обязаны уплатить штраф размером 15-20 тысяч рублей и все приспособления и приборы также будут конфискованы. Юридические лица в такой же ситуации должны выплатить 500 тысяч рублей. Они также лишаются всех запрещенных приборов.
Также за установку на машину оборудования для подачи световых сигналов, без полученного ранее соответствующего разрешения, водитель автомобиля обязан уплатить штраф в размере 2500 рублей с лишением приборов. Должностные лица притягиваются к выплате штрафа в размере 20 тыс. рублей. Ну а с юридических лиц в такой ситуации снимается штраф в размере 500 тыс. рублей с конфискацией «неугодных» приборов. При этом во внимание не берется охранная сигнализация.
3 Выбираем качественную подсветку
Все вышеперечисленные пункты из Федерального закона № 196-Ф3 состоянием на 2014-2015 гг. являются наиболее приближенными к вопросу установки подсветки днища на автомобиль. Согласно им, видоизменять свой автомобиль подобным образом действительно можно. Для этого в современных магазинах элементов стайлинга для автомобиля можно найти сотни наименований производителей подсвечивающих элементов для днища. Продукция некоторых из них действительно качественная и стоит того, чтобы ее покупали. На упаковке такого оборудования должна быть специальная маркировка, обозначающая индекс цветопередачи. Помимо индекса, стоит внимательно изучить содержимое упаковки. В стандартный комплект приборов для подсветки днища автомобиля (для примера возьмем седан) входят 4 элемента подсветок длиной по 120 см, крепежные детали, 4 стабилизатора. Также в наборе должна присутствовать изоляция, качеству которой стоит уделять особое внимание. Только имея в наличии весь перечень этого оборудования, можно утверждать, что у вас в руках качественная продукция.
НЕ НУЖНО ПОКУПАТЬ ПРИБОРЫ ДЛЯ ПОДСВЕТКИ ДНИЩА ИЗ “ВТОРЫХ” РУК. ТАКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ НЕ ПРОСЛУЖИТ ДОЛГО, К ТОМУ ЖЕ АВТОМОБИЛЬ С НИМ МОЖЕТ СОЗДАТЬ АВАРИЙНУЮ СИТУАЦИЮ НА ДОРОГЕ.
Будьте бдительными и не приобретайте подделок.
Подсветка автомобиля — какой штраф предусмотрен за цвет на днище
Огромное количество автомобилистов увлекается тюнингом. Установка новых деталей и модернизация старых, переделка корпуса, установка дополнительных элементов на авто — все это увлекает миллионы автомобилистов по всему свету.
Одним из самых популярных элементов тюнинга является подсветка днища. Она прекрасно смотрится на спортивных автомобилях, хорошо дополняет прочие источники света и создает интересный визуальный эффект при движении в темноте. Однако мало кто знает, что большинство устанавливаемой подсветки днища не соответствует стандартам. В этой статье мы рассмотрим законные и незаконные типы подсветки, а так же разберем, какой штраф за подсветку днища автомобиля предусмотрен в КоАП.
Нормативное регулирование
Согласно требованиям ГОСТа, подсветка днища автомобиля в любом виде является осветительным прибором. По этой причине она должно соответствовать установленным в законе стандартам. В правилах дорожного движения указано, что свет передних фар может быть только белым, а задних – красным. Никакие иные цвета не разрешаются. Кроме того, направление света должно регулироваться, и оно не может выходить за определенные стандарты.
Свет от фар не должен ослеплять встречных водителей. Аналогичные требования распространяются и на нижнюю подсветку автомобиля. Ни при каких обстоятельствах нельзя помещать на радиатор или бампер лампы неподходящего цвета, поскольку это будет признано безусловным правонарушением.
Таким образом, свет должен быть направлен вертикально вниз и не может выходить за пределы корпуса автомобиля. Его цвет должен соответствовать общим стандартам – спереди белый, а сзади красный.
Разрешена ли подсветка днища в РФ
Самовольное усовершенствование внешнего вида автомобиля является довольно спорным действием с правовой точки зрения. Особенно если речь идёт о внешних осветительных приборах. Иногда здесь можно избежать наказания или даже отделаться устным предупреждением сотрудника ГИБДД. В другой ситуации водитель рискует получить штраф или может лишиться прав.
Можно ли ездить с подсветкой днища? Формально светодиодная лента относится к декоративным элементам освещения. Прямого запрета здесь нет. Если бы на автомобиле был неосвещенный задний номер, то это можно было бы трактовать как нарушение по п.3.3 Перечня неисправностей ГОСТ Р 51709-2001. Однако подсветка днища нигде официально не обозначена. А постольку запрет отсутствует, то логично будет предположить, что подобный монтаж световых приборов не противоречит закону.
В то же время инспектор ГИБДД может назвать подсветку днища автомобиля опасной для остальных участников движения или препятствующей нормальной эксплуатации транспортного средства. И вот здесь уже водителя ждёт как минимум предупреждение или штраф. А в худшем случае можно даже лишиться прав на год.
Итак, можно ли ездить со светодиодными лампами? Если владелец автомобиля не желает иметь проблем с ГИБДД, то при монтаже подсветки нужно следовать таким правилам:
Читать также: Штраф за отсутствие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки в авто
Требования к установке
Если водитель не желает доказывать в суде безобидность своих намерений, но и отказываться от подсветки днища тоже не хочет, то в его интересах будет выбрать для тюнинга белый или бело-лунный свет. Красный или другие яркие цвета лучше не использовать, поскольку любой выступ такого освещения за пределы автомобиля может трактоваться как нарушение правил эксплуатации ТС.
Злоупотреблять установкой дополнительных световых приборов также не стоит. Особенно если их цвет отличается от заводских характеристик автомобиля. Например, водителя может ожидать штраф за подсветку заднего номера зеленым или голубым светом на вполне законном основании. И дело тут даже не в том, что это может вводить в заблуждение или отвлекать других участников дорожного движения, а в том, что номерные знаки можно освещать только белым светом.
Какие элементы освещения лучше всего использовать для подсветки днища? Раньше для этого применялись неоновые лампы. Теперь повсеместно используют светодиодные ленты. Они более удобны при монтаже и потребляют в несколько раз меньше электроэнергии.
Санкция за нарушение правил установки приборов освещения
Самый распространенный вопрос: что грозит штраф или лишение прав? В реальности все зависит от того, как будет квалифицировано деяние. Сегодня еще не выработана общепринятая практика по правильному применению данной статьи, поэтому каждый инспектор толкует ее по-своему. Сами правила дорожного движения, также, как и административное законодательство не содержат прямого предписания на запрет применения таких устройств.
В 9 из 10 случаев для наказания водителя применяются следующие основания и нормы:
Как упоминалось ранее, чаще всего выносится наказание по первому основанию. Штраф 2021 Россия – составит всего 500 рублей. Не все водители пойдут из-за этого разбираться в административном или даже судебном порядке (при условии, что нет гарантии отменить постановление). По этой причине при установке аналогичной подсветки стоит быть готовым к наложению штрафов.
Как она работает
Существует несколько видов подсветки днища машины. В основе работы неоновой подсветки лежит газоразрядная лампа, которую устанавливают в днище автомобиля в специальной предохранительной трубке. Яркость неонового света определяет мощность неоновых ламп. За направление такого устройства отвечает рассеиватель, без которого эта система подсветки была бы невозможна. Трансформаторы для ламп могут быть как встроенными, что значительно упростит их монтаж, так и внешними. Каждая неоновая трубка устанавливается в корпус из ударостойкого материала, способного выдерживать самые жесткие столкновения. Комплекты для подсветки днища можно установить на автомобиль самостоятельно без наличия определенного опыта.
Светодиодная подсветка автомобиля стала устанавливаться совсем недавно, но уже приобрела широкое распространение. В отличии от неоновой, ее установка обойдется несколько дороже. По конструкции этот вид представляет собой диодную ленту, помещенную в защитную трубку. Если сравнить яркость, то светодиоды светят гораздо ярче, чем неон и имеют направленный свет. К тому же светодиодная подсветка предполагает выбор из множества цветов со световыми эффектами. Подсветка с помощью светодиодов является принципиально новым продуктом своего класса. Она отличается от всех остальных видов формой и материалом корпуса, ведь при стандартных размерах лампы в 120 см, ее высота равно всего 16 мм, а корпус произведен из стального листа с двойным защитным покрытием.
Устройство светящегося днища автомобиля продается в комплекте с двумя боковыми лампами, двумя лампами для подсветки машины спереди и сзади, с необходимыми креплениями и инструкцией.
Как правильно установить освещение
Чтобы не быть привлеченным к ответственности или минимизироваться шанс возникновения второго основания следует знать определенные правила.
Основными требованиями к лампам является: их правильно расположение и излучаемый цвет.
Размер штрафа
Штраф накладывается согласно действующей статье 12.4 КоАП. При этом все осветительные приборы подлежат конфискации, то есть гаишник вправе будет снять подсветку прямо на ваших глазах. Кроме того, гаишник вправе будет изъять ваши права, лишить ими пользоваться до 6-12 месяцев.
ПОДРОБНЕЕ: Ответственность за неуплату штрафа в срок
Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос
Бесплатная юридическая консультация по телефону: в Москве и области, в Санкт-Петербурге и области +7 (812) 425-63-72, по России 8 (800) 511-38-05
Прямого указания на стандарты не существует, но стоит придерживаться правилам дорожного движения. Так:
В большинстве случае инспектор не будет останавливать и наказывать за разумную и правильную установку подсветки. Однако, если имеются явные нарушения одного из вышеперечисленных пунктов, ответственность будет крайне серьезной – лишения водительского удостоверения на 1 год.
Самостоятельно доказать свою позицию может быть затруднительно (иногда невозможно), поэтому для увеличения вероятности благоприятного исхода следует прибегнуть к консультации квалифицированного специалиста.
Что говорят владельцы автомобилей с подсветкой?
На форумах подобные вопросы обсуждаются довольно часто. Большинство владельцев автомобилей, на которых установлены осветительные приборы на днище, говорят, что никаких проблем с инспекторами ГИБДД у них не было. Даже после остановки автомобиля с включенной подсветкой инспекторы после проверки документов отпускали водителей, ни слова не говоря про осветительные приборы.
Впрочем, встречаются и такие инспекторы, которые пытаются расценить подсветку как конструктивное изменение автомобиля. Разумеется, за это полагается штраф, хотя после долгих споров водители успешно уходили от ответственности в виде штрафа. Для этого нужно быть подкованными в таких вопросах и не бояться общаться с инспекторами. Но даже и здесь инспектор может оказаться прав в том случае, если подсветка будет выходить за пределы днища автомобиля, иметь слишком яркий красный или синий цвет.
Многие водители не рекомендуют использовать подсветку во время движения автомобиля, чтобы не привлекать лишнего внимания инспекторов. В стоящем автомобиле нет нарушения в случае работы осветительного прибора. И вообще, все зависит от инспектора. Если он захочет, то может найти любую причину составить протокол и взыскать штраф с водителя, а подсветка днища может просто стать хорошим поводом.
Что может быть за установку подсветки днища автомобиля
Среди различных видов тюнинга внешнего вида автомобиля большой популярностью пользуется специальная подсветка днища, которая смотрится очень эффектно в тёмное время суток. Существуют различные способы выполнения такой подсветки, включающие неоновые лампочки или светодиодные ленты, последние из которых обладают рядом преимуществ по экономичности и эргономике.
Как и всякий тюнинг автомобиля, подсветка днища должна выполняться с соблюдением определённых требований, чтобы не было нарушений установленных правил эксплуатации автомашины и других нормативно-правовых документов по безопасности дорожного движения. Тогда у работников ГИБДД не будет оснований для наложения штрафа за подсветку днища автомобиля. Главное требование касается правильной установки основных световых приборов и светоотражающих элементов спереди и сзади кузова, которые определены государственными стандартами и международными соглашениями и оказывают влияние на безопасность движения.
Правильная подсветка днища автомобиля и штраф за нарушение
Чтобы знать, не запрещена ли подсветка днища по закону, следует обратиться к требованиям основных нормативных документов по эксплуатации транспортных средств. Главный нормативный документ, определяющий полный перечень внешних оптических приборов, ГОСТ 8769-75, устанавливает следующий их состав:
В данный перечень не включены лампы освещения днища машины, следовательно, они не признаются внешними оптическими приборами и к ним не относятся указанные стандартные требования. Другим регламентирующим документом является ПДД, где в пункте 3.6 Перечня неисправностей, по которым запрещается эксплуатация автомобилей, указано:
Таким образом, в Правилах также не говорится о приборах, освещающих днище автомобиля. Однако из них можно сделать вывод о том, какие цвета освещения не должны распространяться вперёд и назад от днища автомобиля.
Что касается меры ответственности за нарушение правил эксплуатации и оборудования автомобиля, то ст.12.4 КоАП определяет для физических лиц штраф в размере 3 тысяч рублей с изъятием осветительных приборов за использование в передней части машины красных огней или других цветов, не соответствующих установленным условиям допуска авто к эксплуатации. Должностные лица, допустившие такое авто к эксплуатации, наказываются штрафом в 15-20 тысяч рублей, а юридические лица, эксплуатирующие автомобиль с таким нарушением, наказываются штрафом 400-500 тысяч рублей.
Пункт 2 этой статьи определяет ответственность за установку на машине без разрешения ГАИ приборов специальной световой сигнализации (не имеется в виду охранная сигнализация) в виде штрафа с конфискацией устройства:
Отсюда вывод: хотя подсветка днища не является устройством подачи спецсигналов и не может быть установлена на крыше автомобиля, но она не должна работать в таком же режиме и иметь такие же цвета, чтобы не имитировать сигналы спецмашин и не провоцировать сотрудников ГИБДД к применению указанной статьи Административного кодекса.
Если следовать принципу «что не запрещено, то разрешено», то по закону установка подсветки на дно автомашины разрешается, так как она не влияет на безопасность движения. Однако чтобы не нарваться на новые и суровые штрафы за подсветку днища автомобиля, следует учесть следующие требования по устройству освещения:
Такие же требования касаются и аналогичных доработок колёсных дисков, радиаторных решёток и бамперов, которые нередко применяются любителями оригинальных световых эффектов.
И всё было бы отлично для любителей модернизации внешнего облика автомобиля, если бы не последний пункт 7.18 в указанном выше Перечне неисправностей, при наличии которых Правила запрещают эксплуатацию машины. А данный пункт гласит о том, что не разрешается эксплуатация авто, когда конструкция автомашины подвергалась доработкам без соответствующего разрешения на то органов ГИБДД. Нарушение данного пункта Правил влечёт административную ответственность по ст. 12.5 ч.1 КоАП в виде небольшого штрафа в 500 рублей или предупреждения. Хотя наказание небольшое, но требующее устранения нарушения.
Ясно, что такая иллюминация низа машины конструкторами не предусмотрена, она требует дополнительных расходов энергии бортовой электросети, а значит, влияет на заявленные характеристики автомобиля и требует проведения определённых расчётов. Нет никаких гарантий, что контролирующие органы просто так дадут добро на установку подсветки. Однако, получив официальное разрешение, можно смело и гордо светить днищем и днём и ночью, не боясь никаких постов.
Сами работники ГИБДД не единодушны в отношении к данному виду тюнинга, что подтверждается на практике. Некоторые штрафуют водителей за доработку, иные отпускают с миром. При этом оспаривание 500 рублёвого штрафа, начисленного на основании ст. 12.5.ч.1 КоАП, практически не имеет никаких перспектив. Таким образом, устанавливать или нет подсветку днища на свой автомобиль, автолюбителю приходится решать на свой страх и риск, надеясь на русское «авось».
Автомобильный тюнинг и ГИБДД. Какую подсветку можно ставить.
Приветствую всех. Для того, чтобы раз и навсегда разобраться с тем — действительно ли подсветка автомобиля разрешена законом или всё таки имеет какие-либо ограничения, мы обратились к помощи профессионального юриста. Предлагаем вашему вниманию статью, раскрывающую с точки зрения нашего законодательства этот вопрос. Советую распечатать и возить с собой.
В последнее время проблема некомпетентности правоохранительных органов в области регулирования правил дорожного движения принимает все более значительные формы. Сегодня я хотел бы рассмотреть правомерность различных видов декоративной подсветки автомобиля. Сайт ГосАвтоИнспекции МВД России содержит исчерпывающий перечень нормативно правовых актов, связанных с автотранспортом (рекомендую, всем без исключения автомобилистам, ознакомится с ними).
Основные нормативно-правовые акты, регулирующие подсветку автомобиля, являются:
1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» № 195 от 30.12.2001, редакция от 21.11.2011;
2. Постановление Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») № 1090 от 23.10.1993, редакция от 06.10.2011;
3. Постановление Правительства РФ «О специальных световых и звуковых сигналах» № 737 от 01.12.2006, редакция от 06.05.2011;
4. ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки»;
5. ГОСТ 8769-75 «Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости».
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит 2 статьи, регулирующие подсветку автомобиля: 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси, 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена. Указанные статьи со ссылкой на ПДД запрещают передние осветительные приборы иных цветов кроме белого, желтого и оранжевого, задние осветительные приборы иных цветов кроме красного, желтого и оранжевого (исключение – белая подсветка номера). Статья содержит запрет на использование дополнительного освещения не предусмотренных цветов спереди и сзади автомобиля. Статьи со ссылками на ПДД и ГОСТ Р 51709-2001 указывают на то, что нарушением также является следующее: «количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства», косвенно говоря речь идет о запрещении ксенона в фарах и плохой регулировке фар. Однако, если в комплектации автомобиля предусмотрены фары с ксеноном, то это не будет нарушением ГОСТа Р 51709-2001, а значит нет оснований для вынесения штрафа. Запрещение использования световых и звуковых спец-сигналов косвенно указывает на запрет стробоскопов. Кроме указанных видов подсветки автомобиля, ни в одном из законов не говорится о регулировании других, наиболее популярных видов декоративной подсветки. Все нарушения, связанные с выплатой штрафа или лишением прав, связаны с внешними световыми приборами.
ГОСТ 8769-75. Пункт 1.1 определяет следующие типы внешних световых приборов:
— фары дальнего света;
— фары ближнего света;
— противотуманные фары;
— передние фонари (габаритные огни, указатели поворота категорий 1, 1а и 1б, стояночные огни);
— задние фонари (габаритные огни, указатели поворота категорий 2а и 2б, сигналы торможения категорий и, огни заднего хода, стояночные огни, противотуманные огни);
— боковые фонари (боковые указатели поворота категорий 3, 4 и 5, стояночные огни);
— фонарь освещения номерного знака;
— световозвращатели;
— дополнительные фары (прожекторы, фары-искатели и т.п);
— опознавательный знак (фонарь) автопоезда.
Однако, здесь не описаны такие популярные виды подсветки, как подсветка днища автомобиля, подсветка дисков, эквалайзеры. На практике сотрудники ГИБДД придираются к подсветке синего цвета. Учитывая этот факт, можно предположить, что они относят подсветку днища к осветительным приборам, расположенным спереди, либо сзади автомобиля. Подобное решение более чем спорное, учитывая реальное месторасположение подсветки. Часть сотрудников указывала на то, что существует полный запрет на использование подсветки днища. Вероятно, в данном случае, речь идет о попытке связать подсветку с постановлением правительства РФ «О специальных световых и звуковых сигналах» № 737 от 01.12.2006, редакция от 06.05.2011. Очевидно, что это решение не правомерно. В Постановлении речь идет о спец сигналах представителей госучреждений, к которым подсветка днища не относится. В определенном смысле к ним могут быть отнесены стробоскопы, но и это достаточно дискуссионный вопрос, который должен рассматриваться исключительно в судебном порядке. Наиболее дискуссионный вопрос в области регулирования декоративного освещения автотранспорта касается ГОСТа Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» Глава 3. Определения, содержит следующий пункт 3.2в. Внешние световые сигнальные приборы (сигнальные огни): Устройства для наружной световой сигнализации. Именно на этот пункт чаще всего ссылаются сотрудники ГИБДД, осуществляя административное взыскание за наличие декоративной подсветки, приравнивая ее к световым приборам, которыми запрещено пользоваться. Исключение делается только для сигнализации. Очевидно, что и это решение неправомерно, так как нет четких критериев отнесения декоративной подсветки к категории специальных сигналов. Таким образом, вопрос о подсветке днища в РФ не регулируется ни одним из действующих нормативно-правовых актов. Незнание этого факта владельцами автотранспорта, а также недостаточный уровень компетенции сотрудников ГИБДД являются ключевыми факторами в создании прецедентов неправомерного наложения административных взысканий по отношению к добросовестным автовладельцам. Наличие подсветки дисков и эквалайзеров также не является основанием для применения административных взысканий и, на данный момент, данный факт пока не опровергается ГАИ. Однако, учитывая низкий уровень компетенции отдельных сотрудников ГИБДД, я не исключаю возможности, по аналогии с подсветкой днища, определения их как боковые и задние фонари соответственно. Подобные решения неправомерны и должны быть обжалованы в судебном порядке. Важно помнить, что осуществление проверки осветительных приборов (как и тонировки) возможно только на стационарных постах ГАИ с использованием специального оборудования и с привлечением специалиста. Даже в случае с запрещенным ксеноном данное условие сохраняется. Несоблюдение порядка проверки осветительных приборов ведет к неправомерности решения сотрудников ГИБДД. В случае возникновения с представителями ГИБДД спора о праве (что вполне возможно, учитывая недостаточный уровень компетенции некоторых его сотрудников) следует осуществлять защиту своих прав, в том числе в судебном порядке. Если хотя бы в одном случае дело дойдет до Верховного суда РФ, есть шанс, что вопрос с декоративным освещением будет, наконец, урегулирован. Таким образом, изучив правовой аспект вопроса установки подсветки днища, я как юрист, делаю вывод о том, что она не запрещена вне зависимости от цвета и т.д. То же самое касается эквалайзеров и других элементов светотюнинга. Чем больше автовладельцев будут знать этот факт, тем меньшее количество неправомерных действий будет совершаться представителями ГИБДД.