Поездка на кольский полуостров на машине
Путешествие на Кольский полуостров, Хибины и Рыбачий. Пару слов о северном сиянии и местном бездорожье.
Путешествие на Кольский полуостров, на самый край земли к Баренцеву морю. У нас уже сложилась традиция ездить каждый год осенью на Кольский. Ведь в это время самая красота. Чаще ездят летом, и это не самое лучшее решение и вот почему.
01.На почему отвечу в конце. А пока старт. По пути заехали на вулкан Гирвас. Нам очень повезло увидеть его в тот момент, когда сбрасывали воду. Покидаем республика Карелия и проезжаем полярный круг.
02.По традиции принято перекатить автомобиль самому через полярный круг, но мы не стали соблюдать традицию и просто проехали.
03.Хибины. Вот, где, настоящая красота и дикая природа. Утром сделали поход в горы. Хибинские горы совсем невысокие, но очень красивые. Там мы встретили далеко не один водопад. А какие там озера, так и хочется сходить в поход подольше. Но времени мало, и мы едем на Рыбачий.
04.По пути увидели северное сияние и сделали отдых на природе. Ночевали прямо у озера.
05.Заехали в заброшенный шар РЛС. Здесь классно звучит музыка, эхо отражается от стен.
06.Дорога на Рыбачий легкое бездорожье, но вначале это типичные дороги России. Сплошные ямы, что такое ремонт дорог здесь не слышали давно. По пути посмотрели водопады и забираемся на хребет. Дальше мы хотели объехать полуостров Средний по периметру. Как оказалось, вместо дороги пошло бездорожье. Мы то и дело объезжали сложные участки. Какое состояние этих дорог — есть в видео.
06.Ночью встретили заброшенный город и заночевали в нем. Вообще бывший СССР оставил здесь очень много военных артефактов. Заброшенные места тут повсюду.
07.Езда по бездорожью сильно снижала темп, в общем, этот оффроад внес коррективы и вместо 1 дня мы ехали 2. Тем не менее полуостров Средний мы проехали, посмотрели красивое место Два брата, тут тоже было полярное сияние.
08.Теперь на мыс Немецкий, край земли и самая дальняя точка в европейской части России. Полуостров Рыбачий тоже имеет плохие дороги, но тут все же легче.
09.А какое шикарное северное сияние было! Особенно круто, что был самый край земли. Это была самая дальняя точка нашего путешествие на машине. Арктика – доступна каждому.
10.Хребет Муста-Тунтури тоже поражает красотой.
11.Закаты там просто шикарные
12.На обратном пути снова заехали в Хибины. Хибинские горы преобразились, листва облетела, и вид уже не тот. Осень и Кольский полуостров это чудо и зачем летом туда ездят?
13.Но путешествие не заканчивается, едем в город Кандалакша на Белое море. Посмотрели лабиринт Вавилон, это тайны истории. Непонятно его предназначение. Пейзажи вокруг радуют, это же Белое море, которое отличается особой живописностью.
14.Кольский полуостров и вообще Мурманская область в который раз поражает красотой. Почему именно лучше осенью ехать, а не летом? Потому, что можно поймать сияние, природа гораздо красивее, нет толп туристов, проще найти место для ночевки и побыть в уединении, а не рядом с соседями алкотуристами.
Смонтировал небольшой видеоролик на 10 минут с путешествия на Кольский. Рекомендую посмотреть. Пока монтировал и отбирал фото, самому захотелось снова съездить на Кольский в этом году. Кольский – жди!
Самые свежие фото, как всегда, в инстаграм @di_artphoto и Telegram @ skazka_travel
Маршрут на Кольский полуостров
Приветствую всех путешественников!
В последнее время многие стали совершать мини путешествия на Кольский полуостров. Некоторые ограничиваются погоней за Северным Сиянием, другим интересно своими глазами увидеть Териберку, а другим необходимо съездить на п-ов Средний и т.п. Многим, при этом, совсем не известно данное направление, а именно где на трассе Р-21 «Кола» можно остановиться отдохнуть или перекусить.
Решил поделиться своими «проверенными» местами на маршруте от Санкт-Петербурга до Мурманска.
1. г. Петрозаводск
а) гостиница «Северная», пр. Ленина 21.
Удобно расположенная гостиница с чистыми и уютными номерами, отлично подходит для отдыха после дороги. Есть парковка, завтрак по типу «Шведский стол»
б) Гостиница при водно-спортивном центре «Акватика», ул. Пушкинская 7.
Гостиница находится в непосредственной близости к набережной, можно сходить погулять, полюбоваться красивыми видами. Также рядом морской и речной вокзал, откуда ходят теплоходы в Сенную Губу и на о. Кижи. В стоимость номера входит один час посещения бассейна (расположен в этом же здании). Есть огороженная парковка.
в) Рестробар «BBQ Park», ул. Красная 10
Нам очень понравилось как там готовят мясо, остальное меню тоже вкусное, но требуется время для посещения.
г) ТРЦ «Лотос Plaza», пр. Лесной 47А
Неплохая зона фуд-корта где есть не только бургеры и сэндвичи. Ещё пара мини кафе расположена первом этаже ТРЦ, даже завтраки имеются.
Мы обычно планируем на поездку таким образом, чтобы было хотя бы пол дня на прогулки по городу и, естественно, на посещение уже понравившихся нам мест.
2. г. Медвежьегорск
Кафе «Едем&Едим», ул. Верхняя 61
Расположено недалеко от трассы «Кола». Достаточно демократичные цены, работает круглосуточно. Меню достаточно простое, но зато вкусно. Отличное место для «подзаправки».
3. п. Пушной
АЗС «Роснефть»
Наверное единственная АЗС «Роснефть» по трассе Р-21 «Кола» где есть почти полноценное кафе. Тут действительно можно покушать и первое, и второе, и компот.
4. пгт Зеленоборский
Кафе «Зелёный бор», ул. Первомайская 6А
Гостиница и кафе с названием «Зеленый бор» расположено напротив АЗС «Роснефть», есть парковка. Кафе по типу бистро, где накладывают из ассортимента уже приготовленных блюд. Один раз посещали это место, мнение сложилось такое: если сильно голодны, то можно там перекусить. Выбор за Вами.
5. г. Мончегорск
Фуд-корт «ИСМО», пр. Металлургов 39
Отдельная зона фуд-корта (без торгового центра). Тут предлагают и традиционный ассортимент быстрого питания, но также есть предложения из ресторанного меню. Имеется детская комната.
Далее уже без остановок до Мурманска, благо остается чуть более 130 км. Там уже различные путеводители расскажут про достопримечательности, кафе, рестораны, гостиницы и другие интересные места.
Тем кто планирует посетить в Мурманской области города Апатиты и Кировск советую посетить ресторан «Гамарджоба». Хорошо приготовленные блюда грузинской кухни обеспечивают этому заведению большое количество посетителей, так что лучше места бронировать заранее.
А тем кто планирует посетить на своём автомобиле с. Териберка советую в Мурманске заправить полный бак топлива, так как заправок там нет, а в одну сторону ехать 130 км.
За Полярный круг: Кольский — 2021 (1 часть)
Доброго всем дня! Интересных маршрутов и новых направлений Вам, друзья!
Вот и пришло лето 2021 года, планов не было никаких. Время медленно катилось и к началу июля было решено что-то делать с размеренной бренностью бытия. Требовались новые впечатления и эмоции. Моря и океаны, где еще не бывали, или закрыты, или стоят баснословных денег, отпуска не совпадают, а также кучка других мелких нюансов не позволяют заранее спланировать какую-то «движуху», чтобы разнообразить скучные будни.
Ленивое желание куда-то сгонять на УАЗе (рассматривали Карелию, Хибины, близлежащие к Москве области) в один прекрасный момент превратилось в «А давай махнём снова на Кольский?». Поначалу идея была воспринята не очень, вроде два раза были, последний раз в прошлом году, однако мотивация посмотреть что-то новое, что в прошлые поездки не удалось, да и просто вырваться из душного города (жара в Москве была за 30 уже пару недель), стала определяющей. Поездке быть.
По датам выезда тоже не было определённости, сначала хотели поехать в начале августа, но ситуация с отпусками спутала все карты – решено, едем в середине июля. Были идеи посетить в этот раз Териберку, но в итоге решили лучше на несколько дней сгонять на Терский берег Кандалакшского залива Белого моря.
Итак, за пару недель до выезда нарисовался следующий маршрут: Москва – Ярославль – Вологда – ночевка перед Вытегрой на озере Ковжском – Стела Республика Карелия — Пудож – Медвежьегорск – ночевка в районе Кеми, место ночевки не знали, но одно живописное местечко было на примете, надо было только доехать – Стела Полярный круг – Мурманск – перевал Муста-Тунтури – п-ов Средний и далее сразу на п-ов Рыбачий – Мыс Немецкий – Мыс Кекурский – Мыс Скорбеевский – Мурманск – Кандалакша – Умба – Кашкаранцы – Терский (Аметистовый) берег (Чаячья скала) и далее уже по направлению к дому.
Если есть маршрут, то нужно искать с кем поехать. Варианты были и их было много, но, как это обычно бывает (если не планировать за полгода, хотя и это бывает не работает), один за одним эти варианты стали отпадать. Наш экипаж был полностью укомплектован сразу: Я, брат, сын брата и наш с братом отец. Ближе к выезду сформировался второй экипаж, полностью новый: свежая (конца 2020 года) Буханка «Экспедиция» УАЗ 390995 Батоныч, его владелец Fizkulturnichek и два его друга. Опыта дальних поездок на УАЗе у них не было, крейсерская скорость Буханки была не известна, поэтому мы были готовы к тому, что маршрут и тайминг движения возможно придётся корректировать.
Кроме того, не внушал радости и прогноз погоды на п-вах Среднем и Рыбачем, дожди, холодная погода, а один из дней вообще обещал быть «ураганным» … gismeteo предупреждал о ветре 25 м/с с порывами до 28-30 м/с. Забегая вперед скажу, что в него то мы и попали на Мысе Кекурском, было довольно «интересно». Прогноз погоды все дни до выезда то смещался на пару дней, то и вовсе менялся на благоприятный. В который раз убедились, точному прогнозу верить нельзя.
Но, обо всём по порядку…
Перед выездом провели ревизию машины (подробнее в предыдущих темах), кое-что поменяли, кое-что долили и т.д. Старт по обычаю был намечен на ранее утро воскресенья 18 июля 2021 года. В субботу мы отправились в магазины, чтобы закупить провизию на 7 человек. Вечером также планировали загрузить машины и прицеп, чтобы в воскресенье уже ничего не отвлекало от старта.
Закупив полный багажник, мы приехали на дачу и стали укладывать вещи (были собраны заранее) в УАЗ и прицеп, в Буханку решено было всё подготовить, а загрузить всё уже с утра. Всё уложив и уже вечером собравшись домой на отдых, звонок от Fizkulturnichek должен был скорректировать все наши планы… один из членов экипажа попал в аварию, второй поехал к нему в больницу, а сам владелец буханки один не поедет… занавес!
Было решено, что наш экипаж едет в любом случае. Через несколько часов пришла информация, что второй экипаж, правда уже в количестве двух человек, всё-таки поедет.
Старт был намечен на 6 часов утра 18.07.2021…
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ 18.07.2021
Проснувшись в полпятого утра, плотно позавтракав, собрали оставшиеся вещи и отправились на дачу за УАЗом. Второй экипаж подтянулся с часовым опозданием. Загрузили вещи в обе машины (как всегда некоторые вещи в итоге оказались лишними), включили рации, сняли контрольные показатели спидометра и в районе полвосьмого утра был дан старт нашей новой поездки на Кольский.
Дорога была хорошо знакома, машин в воскресное утро было мало, поэтому мы без проблем (без пробок) покинули Москву, а затем и Московскую область. Наш путь лежал через Ярославль и далее на Вологду.
В Ярославской области решили сделать небольшую остановку возле дорожного знака населенного пункта с приятным каждому русскому человеку названием «Бухалово». Посмеялись, сделали контрольные снимки и отправились дальше по маршруту.
Кольский полуостров 2021. Часть вторая: На север любой ценой, или о том, как мы сломали задний мост пополам
По генеральному плану, наша задача была доехать до Вологды и заночевать в каком нибудь красивом местечке. Обычно стартуя из Москвы, я сразу прыгал до Челмужей, и ночевал уже там, но в этот раз мы ехали совершенно не ограниченные по времени, и могли позволить себе получать удовольствие на каждом отрезке нашего путешествия. К тому же, нужно было «послушать» автомобиль, так как я его изрядно перетряхнул перед поездкой, и нужно было удостовериться всё ли работает штатно.
В первый день прошли около 550 километров, и встали на берегу реки Вологда чуть выше Ермолово. Машина показывала себя отлично, крейсерская скорость была даже выше ожидаемой, катились стабильно в районе 90км/ч.
На ночёвку вставали уже в полной темноте да ещё и под дождём. Дорожка которая отчётливо просматривалась на спутнике, отсутствовала как факт в реальности, ехали по приборам в высокой густой траве, а утром оказалось что остановились в двух метрах перед глубокой канавой из которой без лебёдки уже не выбрались бы. Повезло.
На следующий день мы планировали добраться до хорошо мне знакомой стоянки на Челмужской косе.
Не знаю как у кого, но окончательное осознание того, что путешествие началось, ко мне приходит именно после первой полевой ночевки. Именно утром, проснувшись в автомобиле, я со всей ясностью понимаю, что такое долгожданное приключение началось. Не стал исключением и этот раз. Разница заключалась лишь в том, что мы могли позволить себе выспаться.
Скажу честно, это прекрасно. Прекрасно не быть связанным датами, графиком, цейтнотом, и вот этим вот всем… Лежа в постели, я как на яву вспоминал эту дорогу, по которой я ездил уже не раз, представлял что нас ждёт впереди, с какими трудностями нам предстоят столкнуться… И вот ни в одной из моих фантазий, я не думал что нас ждёт замена заднего моста…
Планируя маршрут, при условии благоприятной погоды, на Челмужской косе планировали сделать днёвку, покупаться в Онеге, пожарить мясо, поноситься по пляжу с собаками. Теперь днёвка была в любом случае неизбежна.
Осмотр моста на стоянке, подтвердил самые страшные опасения — мост лопнул по картеру(((
Учитывая через что этот мост прошел, сколько камней, брёвен, перегруза, и прочих прелестей моей эксплуатации он вытерпел, это как бы особенно и не удивило, однако, так продолжать движение было решительно невозможно.
Так как на местности скорость интернета была не очень выдающейся, попросил товарища в Москве, поискать мне в ближайших магазинах, либо пустой картер, либо мост в сборе, либо на худой конец Б/У.
Больше всего меня расстроил даже не сам факт поломки моста, а то что прямо перед поездкой я его полностью перебрал, потратив не мало сил, средств и времени. О развороте домой речи конечно же не шло, слишком долго мы об этом мечтали, и отступать не собирались.
Тем временем утром, получив от товарища ЦУ ждать новостей, нам ничего не оставалось кроме как отдыхать. Челмужская коса, радовала прекрасной погодой. Нужно сказать что это совершенно потрясающее место, высоченный песчаный обрыв, чистейший песок пляжа, прозрачная вода Онеги, и ароматный сосновый бор наверху. Единственный минус, отсутствие дров, туристы здесь бывают часто и подолгу, по этому обилием сушняка лес порадовать не может.
К вечеру поступила информация от товарища: в ближайшем к нам Медвежьегорске, нет вообще ничего, картера нет даже в Петрозаводске, однако на весь город есть один в наличии новый мост в сборе, по довольно демократичной цене в 50 000р, и один б/у мост с пробегом около 50 т/км за 35 000р
Стало понятно что так или иначе, дальнейший наш путь лежит в ПТЗ.
Кольский полуостров. Путешествие года.
Ну что же… Фототур по Кольскому полуострову, который наша команда после череды странных событий стала в шутку называть «фотосюрр», благополучно завершился. Все участники в целости и сохранности вернулись домой и уже излагают свои первые впечатления в интернетах (раз и два). Мы же с Василием grigorich1777 попали в родные пенаты позже всех, т.к. «бонусом» у нас был длинный и скучный перегон до Воронежа. Тем не менее, любая дорога когда-нибудь кончается, автомобили просыхают после покорения бродов полуострова Средний и готовятся к очередному ТО, среди гигабайт фотографий отбираются первые несколько и рождается пост-анонс грядущих репортажей.
Итак, что я имею сказать по существу вопроса…
02. Думаю, многих интересует каково состояние дорог и направлений на Кольском полуострове и как справился с оффроад-участками маршрута мой верный Дастер. Обо этом будет большой пост — с описанием всех нюансов, побед и поражений. Пока скажу только, что за неделю я проехал больше луж, чем за весь предыдущий стаж вождения, но высокая после дождей вода в реках, нас не остановила и все намеченные цели были достигнуты. Перед поездкой я планировал приобрести АТ-резину, но в итоге поехал на стоковой и она отлично себя показала. Из дополнительной подготовки был сделан только лифт подвески с помощью полиуретановых проставок, в салоне был установлен инвертор на 220В для зарядки, а на крышу автомобильный бокс. Обо всем этом я подробно напишу в ближайшее время. Ну и о преодолении водных преград и последствиях тоже. За фото спасибо Владимиру Колесникову.
03. На пути к Кольскому ночевали на берегу Белого моря в Рабочеостровске. Не смотря на то, что церковь бутафорская (это декорации к фильму Лунгина «Остров»), место очень впечатлило, был неплохой свет, как вечером, так и на рассвете, поэтому однозначно быть красивому посту.
04. Часть команды ехала с нами из Питера, остальные присоединились уже в Мурманске. Утрамбовав вещи, мы вышли на маршрут. Погода стремительно портилась. Первый фотостоп случился уже под дождем у водопада на реке Юринга. Через несколько дней, уже на обратном пути в Мурманск, мы заночевали тут же. Бурлящий и стремительный поток воды в обрамлении осенних красок, думаю, тоже достоин отдельного поста.
05. Хребет Мустатунтури, на мой взгляд, одно из самых живописных мест Кольского полуострова. Просто невероятные осенние цвета тундры!
07. После полуострова Средний мы перебрались на Рыбачий и тут я уже окончательно «заболел» этой суровой северной красотой.
08. Два дня мы стояли лагерем на мысе Кекурский. Погода наладилась и случилось то, ради чего многие вообще едут в Заполярье. Когда уже никто не ждал (а многие уже завалились спать по палаткам), тучи стремительно растащило и уже далеко за полночь включилось Северное сияние. Конечно, я не мог не поставить фото с ним в качестве заглавной, но меня так же воодушевила фактура черных как уголь камней и скал, рыжие водоросли и бесконечный цикл приливов и отливов Северного Ледовитого океана. Поэтому с Кекурского будет просто масса интересных фотографий.
09. Знаменитый после фильма «Левиафан» поселок Териберка. Не скажу, что меня очень сильно впечатлило тамошнее кладбище кораблей.
10. А вот каменный пляж неподалеку просто нереально крут. Особенно на длинной выдержке))
11. Далее мы отправились в Ловозёрские тундры. Это второй по высоте горный массив Кольского полуострова. Когда мы поднялись на верх, неожиданно для себя мы увидели не то чтобы снег, но конкретную изморозь. И традиционный для этих мест ураганный ветер. Сообща решили отказаться от ночевки в палатках и поехали в поселок Ревда на поиски более теплого. Нашли гостиницу под названием «Гостиница», в которой оказалось почти так же холодно, как на улице. В общем, гостиница категории «треш». Спали в спальниках на не разобранных кроватях, ужин готовили на своей плите возле машины, т.к. электрическая плита на кухне не смогла даже вскипятить воду.
12. Володя the42-th утром сказал, что эта гостиница в Ревде — самый экстремальный этап нашего путешествия. А Василий grigorich1777 посетовал, что надо было всё таки ночевать неподалеку от Перевала Геологов. Кстати, все нашли на фото фигурку в зеленом? Это Оля. Она большая поклонница Исландии, но Кольский её тоже пленил навсегда.
13. Ну а потом были Хибины. На этом снимке для масштаба представлен L200.
14. Было ясно, мы снова надеялись на Полярное Сияние ночью, оно случилось, но было очень слабым. Мы переночевали у красивого водопада с названием Красивый и это была самая холодная ночь нашего фототура. С утра мы увидели заиндевевшие палатки и скованные ледком лужи. Мы позавтракали и и отправились в обратный путь.