Поездка на машине в абхазию зимой
Зимняя Абхазия
Ровно год назад я уже ездил на разведку в пост-олимпийский Сочи. Остался я тогда очень доволен поездкой — интересно, бюджетно, разнообразно, удобно. Прямой рейс из родного города, три часа полета, трансфер до гостиницы, огромная программа для досуга как в составе экскурсий, так и индивидуально. За лето не скажу, но зимой в Сочи отдыхать приятно и недорого.
В этом сезоне решили закрепить прошлогодний опыт — взяли путевки за вполне умеренные деньги и рванули на неделю шумным табором. Разместились в «Сочи Парк Отеле» — в шаговой доступности олимпийские объекты. Поболтались пару дней по адлерской набережной, посмотрели в очередной раз наследие Олимпиады…
На четвертый день мне надо было уже отчаливать — выходные не резиновые, поэтому решили все же съездить до Абхазии. Рассматривали вариант аренды автотранспорта, но поскольку микроавтобусов свободных не оказалось, пришлось взять экскурсионный тур. И не прогадали.
От Сочи-Парка до границы с Абхазией езды минут пять. Очереди не было и мы пролетели границу всей группой минут за 15. Там пересели в другой микроавтобус экскурсионной компании и понеслись на всех парах навстречу Абхазии.
Первое что встретилось на пути — Гагры. Остановились у ресторана Гагрипш, известного тем, что он собран более века назад из норвежской сосны без единого гвоздя, да к тому же и привезен в Гагры из Скандинавии в разобранном виде. С этого ресторана слава Гагр как черноморского курорта вышла далеко за пределы Абхазии — в нем бывали Николай II, Горький, Чехов, Бунин, Шаляпин и многие другие выдающиеся соотечественники.
Гагры полетели за окном незаметно и вот мы уже на дегустации вина. Заценили несколько сортов местных вин — живые сочные вкусы. Сверху полирнули это коньяком и чачей. Пасмурная погода на улице сразу наполнилась солнечными лучами, а ехать стало на порядок веселей.
Вообще Абхазия производит двойственное впечатление: с одной стороны безумно красивая природа (да, да, я еще много раз ниже буду ей восхищаться), а с другой — следы упадка и войны. Не могу сказать пару слов о последнем.
Сейчас в тренде и рукопожатно иметь отрицательное мнение о жизни в СССР — как вполне взрослые люди, заставшие эту эпоху, так и пионеры, родившиеся в «свободные» 90е или уже сытые, но «тоталитарные» нулевые, имеют богатый набор штампов о «совке» и всем что с ним связано.
Я не буду и не хочу развивать дискуссию в этой крайне непростой плоскости — тем более, что все останутся при своем мнении. Но в плане «независимости гордых свободных республик» мне хочется сделать отсылку к сухой статистике распределения ВВП в СССР — в сети есть много наглядной информации типа такого — жаждущий да обретет.
Это может быть многим неприятно, но факты говорят о том, что русские построили союзных республиках города, заводы, производства, целые отрасли хозяйства. Русские также отдавали значительную часть полученных в РСФСР доходов народам, проживающим в союзных республиках, поскольку положительное сальдо ВВП/потребление было только у двух крупнейших республик — РСФСР и Белорусской ССР. Все остальные республики были дотационными. Какие-то в меньшей степени (Украина, Молдавия, Казахстан), но большая часть потребляла ресурсы в размере одного-двух объемов собственного ВВП (вся Прибалтика, Армения). Рекордсменом жизни на широкую ногу была Грузия, которая получала дотации в размере более чем трех собственных ВВП.
Несмотря на такую порой несправедливую для донорских республик политику, каждый регион обладал какими-то своими уникальными особенностями, позволяющими в совокупности производить по большей части все необходимые стране товары. Все это составляло большой сложный организм под названием СССР, в котором мирно уживались десятки национальностей и этнических групп. Именно в таком симбиозе народы СССР смогли победить в Великой Отечественной войне фашистскую Германию и ее союзников (экономики и военные ресурсы крупнейших стран Европы). Помните, как было в «28 панфиловцев»?: «Мы все за Россию сражаемся, значит, русские. — Я вообще-то казах. — Но сейчас ты русский! А за Казахстан будем воевать, все будем казахами! — Договорились!». В этом и сила, брат.
В начале 90х годов, в результате предательства правящих элит, СССР был разрушен, уже бывшие союзные республики ушли в свободное плавание, оставив России в наследство большую часть своих долгов. Однако такой баланс ВВП и потребления очень быстро привел дотационные республики в крайний упадок. Русские, проживавшие в них, быстро стали причиной всех бед — пошла резня и насильственное вытеснение, а бывшие соседи затеяли споры за землю и ресурсы — заполыхали национальные конфликты.
Абхазия, которая с 1931 года была автономией Грузинской ССР, также не миновала сию печальную участь — грузино-абхазская война 1992-1993 годов нанесла катастрофический урон экономике страны и уменьшила вдвое ее население. Наследие этой борьбы, несмотря на два с лишним десятков лет, до сих пор осталось шрамами на живописных полотнах Абхазии. Одним словом — все это очень печально, хотя для многих не поучительно.
В настоящий момент, Россия для Абхазии снова является «старшим братом» — с 2008 года суверенитет Абхазии признан Россией, а основной валютой страны является российский рубль. В силу этого, отношение к русским в Абхазии хорошее, а туризм составляет значительную часть ее доходов. На этом это печальное повествование можно завершить и перейти к достопримечательностям нашей поездки.
После дегустации наш уже значительно повеселевший автобус свернул с главной трассы и устремился к горному озеру Рица. Тут мои и так уже позитивные впечатления от ландшафтов Абхазии перешли в крайнюю степень восторженности: ущелья, горные речки, водопады!
Новый Год 2017 часть 1: Дорога в Абхазию. Море.
Близился Новый Год, 2017-й. А все как то не получалось определиться с планами.
Сидеть в Москве и смотреть «зомби-ящик» никак не радовало, а более интересные маршруты срывались.
И тут я «ухватился» за давнюю идею Андрея (Ниванди) про то какие вкусные мандарины зимой.
Несколько потраченных дней на сборку вечноразобранной Буханки (она же «Булочка белого») и как итог — решение: Едем!
Естественно, решение было принято накануне, в ночь с 30-го на 31-е. Так сказать «в ночь последней гайки».
Вещи заброшены в машину, необходимый запас продуктов был с прошлых поездок.
Выдвинулись в самом начале последнего дня 2016 года.
В Москве слякоть, хотя ночью небольшой минус есть.
Маршрут известен еще по прошлогодней поездке, однако некоторые коррективы внесли в маршрут выхода из города. Поехали не по самому короткому маршруту, а по наименьшему присутствию ГАИшных постов. Потому как дикая ситуация с легализацией тюнинга все ещё пребывает в своем первобытном состоянии, а ехать на Батоне без переднего бампера вообще не романтично.
Поэтому бампера были оставлены на своих местах. Нам надо было только поскорее выбраться из города, подальше от скучающих ГАИшников, а уж на трассе всё полегче будет.
С Памирской экспедиции у нас остался транспондер.
Если платные дороги это ЗЛО, то транспондер позволяет немного его минимизировать. Во первых удобно: не надо каждый раз отсчитывать нужную сумму, открывать окно и выстужать салон. Во вторых обещают скидки на проезд, правда не сразу, а когда зарегистрируйтесь на сайте и подтвердите регистрацию в пункте продаж.
Зарегистрироваться получилось быстро, а вот чтобы пройти процедуру в пункте продаж пришлось помучиться: несмотря на то, что где то было написано, что они работают круглосуточно, все оказалось не совсем так. Ночью все было закрыто, а открывались они с 10 часов утра. И даже после того как был найден открывшийся в десять часов пункт, регистрация начинала действовать только через сутки после обращения. Значит по дороге туда никаких «плюшек» мы не получим.
Ну и ладно, зато проезжаем эти «злачные» места обдирания трудящихся с наименьшими остановками.
Ночь проехали в четыре руки. Трасса М4 Дон была мало загружена, хотя на отрезке Москва-Кашира было странно видеть плотный поток в это время суток.
Утром попили кофе, съели по паре бутербродов и хотели двигаться дальше. Однако, Батон думал по другому.
Из под капота раздался подозрительный звук! К звукам, у этой машины, после Памира отношение особое. Сразу лезем смотреть — и вот те на. Болтается ролик натяжения ремня.
Предварительный анализ поломки показывает, что отломился болт (это что? Такое наказание: ломающиеся болты?) которым натягивается ролик. И если бы обычный, то не беда — есть в запасе. Но это ооочень длинный, такого в ЗИПе нет. Ремень не натянут, помпа не работает — ехать нельзя. 🙁
Кое-как закрепляем ролик и на аварийке движемся к цивилизации. Конечно, вероятность того, что 31-го декабря мы найдем работающий магазин запчастей крайне мала. Но нам достаточно найти такой же или похожий болт.
Расспросы местного населения (или заблудившихся людей) говорят о том, что надо ехать в обратном направлении. Там, почти напротив места где мы сломались есть рыночек, в котором сегодня можно хоть что-то найти.
Понимая, что чем ближе к Новому Году тем меньше вероятность найти людей спешим на указанное место
Да, есть рынок, есть жилье. 770-й километр трассы М4 — тут пристанище для дальнобойщиков. Но сейчас все пустынно: Праздники!
Стучимся сначала в магазины — закрыты. Потом стучимся во все кафешки, домушки, сарайчики. Находим нужный магазин и через какое-то время О, ЧУДО! Находим продавца магазина: Виталия.
Хотя тут специализация КАМАЗ — МАЗ, но есть и нужный механизм натяжения ролика в сборе. Удача!
Меняем механизм. А на Буханке это сделать ой как не просто. Даже просто руку просунуть и то с трудом получается.
Надеюсь конструкторам, которые придумали ТАК впихнуть движок икалось все праздники.
Старый механизм натяжения существленно разболтан. Но ролик абсолютно живой.
Почему так случилось? Может во всем виновато, то что ролик redBTR, который установили тысяч 12 назад, существенно тяжелее штатного? Не берусь судить, но это наиболее простое объяснение.
Поэтому заодно был куплен новый ролик.
Естественно, с новым роликом и новым механизмом натяжения старый ремень не захотел дружить. Ни в какую! Он был катастрофически мал. Мы опять в магазин к Виталию, пересмотрели все ремни, но нужного нам не нашли.
Тогда обратились ещё по одному адресу, мы там уже были в поисках механизма натяжения. Это магазинчик запчастей, за которым присматривал (в отсутствии хозяина) Володя.
Володя с женой Светланой построил небольшой дом в котором есть продуктовый магазин, кафе и комната отдыха для дальнобойщиков. К ним приехала дочь с внуком, праздник, а тут мы… с грязными руками 🙂
Но что приятно: все нам помогали. И Володя отрывался от воспитания внука, искал вместе с нами ремень. И Виталий, весь простуженный сказал, что пока мы не заведем мотор никуда не уйдет.
Спасибо!
В общем механизм мы поменяли, ролик тоже, ремень новый. Завели — работает.
Время правда потеряно, если поедем дальше, то Новый Год будем встречать не в Абхазии, а где-то на серпантинах. Такой расклад не очень то радовал, поэтому мы приняли приглашение Володи и Светланы отмечать Новый Год у них 🙂
Поинтересовались где можно устроиться на ночлег, оказалось, что тут же. Есть пристройка. Две кровати, душ, туалет, горячая вода, всего за 500р. с носа. Рекомендую.
Чуть отдохнули, отогрелись от «загорания» под автомобилем и пошли встречать Новый Год! С настоящей ёлочкой, с шампанским. До кучи объелись вкусными пирожными, которые на нашу беду, в огромном количестве, были завезены каким-то Дедом Морозом накануне.
Утром встали, позавтракали и нет бы спокойно ехать дальше, но накануне увиденный мотор в масле не давал покоя.
Откуда сзади может быть масло? И ведь не подлезть, не посмотреть 🙁
Решили заменить прокладку клапанной крышки, есть вероятность, что через неё.
Заменили, поехали.
Вот и граница Воронежской и Ростовских областей.
В Каменск-Шахтинский попали перед заходом солнца. Заехали. На всякий случай интересуюсь работает ли кафе.
Мало, ли, все таки первое января!
Дежурившая в кафе девушка с грустным лицом, сказала, что «Да работаем!» и добавила: «Вы сегодня вторые.»
Чтобы поднять девушке настроение, мы пообещали угостить мандаринами на обратном пути. (и честно заехали, но кафе было закрыто 🙁 )
Поели хорошо, вкусно!
Я не забыл заказать оливье. А то какой Новый Год без салата оливье? :)))
Заодно рассмотрели интерьер байк-кафе и окрестностей.
Последний раз мы тут были осенью 2015-го.
Машины-столики на веранде укутаны покрывалами. Оно и понятно, кто в минус восемь будет на ветру чаи гонять.
Отель на месте. Около него появился Запорожец поросший травой. Что хотел этим сказать художник осталось непонятным: то ли что это модная клумба, то ли то, что Запорожец настолько древний
Хорошее место. Видно, что дизайнеры подошли не только с профессионализмом к своему делу, но и с любовью.
Особенно это заметно внутри кафе
С приходом темноты зажглась новогодняя ёлочка, собранная из светофоров.
Неординарно!
После байк-кафе мы ещё пару раз по дороге навещали точки общепита. Каждый раз под одним и тем же предлогом, а вдруг дальше все будет закрыто 🙂
На самом деле, видимо, таким образом снимали стресс от новогоднего ремонта.
В темноте напряженно глядели на обочину: когда же кончится снег? Все таки будет Юг или нет?
Снег закончился где то в районе Краснодара. Значит тут начинается тепло и т.д и т.п
Правда вместо снега теперь шел дождь, но дождь в дорогу это даже хорошо!
Серпантины Буханка проходит хуже, чем Патриот. Во первых сказывается недостаточная мощность мотора — приходится все время переключать передачи и во вторых плохая управляемость. На дороге все время надо подруливать. А если не дай Бог колейность дороги, то держи руль двумя руками. Отвлекаться вообще ни на что нельзя.
Буханке не помогли ни новые рессоры РИФ, ни замена рулевых наконечников, ни увеличенный кастор. Будем дальше разбираться с этой бедой.
Утром увидели море!
Со смотровой площадки серпантина было хорошо видно Дагомыс.
На границе, на удивление было много туристов.
Огромные автобусы приезжали с завидной регулярностью и была очередь на паспортный контроль.
С Абхазской стороны все намного демократичнее и спокойнее. На границу ушло минут 40, если не больше.
На Абхазской стороне Юг ощущается намного лучше. То ли из-за того, что тут больше зелени, то ли действительно это так на самом деле.
По традиции, первым делом заезжаем в салон связи и приобретаем местную симку для интернета и для разговоров с Россией.
Цокает языком. Задорого не надо. — Я сам такой сделаю!
Говорит Спасибо! И уезжает!
Здравствуй Абхазия! Страна УАЗиков и непосредственных людей!
(Этот УАЗ стоял напротив)
Во многих названиях у Абхазов впереди буква «А». АМобайл, Апацха, и даже АБургер!
Я думал, что это особенная любовь к букве «А» из-за того, что название страны начинается на неё Абхазия (Апсны)
Оказалось, что все немного сложнее:
Абхазия зимой: почему стоит съездить и что можно увидеть
Сегодня снова буду рассказывать вам про мою любимую Абхазию. Кто-то из вас спрашивал меня — что из себя представляет Абхазия зимой. Ездят ли туда зимой туристы, что там можно зимой делать.
У меня на блоге уже есть статьи про все времена года в Абхазии:
Только вот про зимнюю Абхазию не было материала. Потому что сама не ездила туда зимой до сего случая. А вот позавчера съездила. И теперь спешу поделиться с вами всем, что сама увидела и прочувствовала.
После прочтения этой статьи, у вас не останется вопросов — стоит ли туда съездить зимой и что там в это время можно увидеть.
Погода в Абхазии зимой
В целом, это первый вопрос, который мне задают туристы — а как там сейчас с погодой? В Абхазии мягкий климат. Температура воздуха на побережье даже зимой очень редко опускается ниже 5 градусов тепла, а в среднем составляет + 8 + 10 градусов. Всё дело в том, что от холодных воздушных потоков ее защищают высокие горные хребты.
Снег даже если и выпадает, то тает почти сразу. Забегая вперёд, скажу: снег мы увидели в Абхазии только по дороге на Рицу. Зато там его было — ого-го сколько!
Единственный момент — в это время года здесь могут идти дожди. Вот и нам в эту поездку в Абхазию сначала казалось, что погода не задалась: границу мы пересекали под проливным дождём. Но на подъездах к Гагре дождик стих, а ближе к Новому Афону и вовсе распогодилось: небо раcчистилось от туч и выглянуло яркое солнце.
Какие достопримечательности Абхазии можно посетить в зимнее время
Основной плюс посещения Абхазии зимой — минимальное количество транспорта на границе. Перед нами стоит всего пара автомобилей, в соседних рядах примерно по столько же.
Когда проходили границу, то вместе с нами в очереди на паспортный контроль стояли туристы из больших экскурсионных автобусов. Это говорит о том, что групповые экскурсии из Сочи в Абхазию возят и зимой. Потому что основные абхазские достопримечательности и в это время года никуда не исчезают.
Город-курорт Гагра
Подробный однодневный маршрут по Гагре, который можно совершить в зимнее время, у меня описан вот здесь: Гагра: что посмотреть на курорте и в окрестностях
Если у вас нет столько времени на Гагру, просто посмотрите основные достопримечательности:
Знаменитый ресторан «Гагрипш» по-прежнему красуется между зелёных пальм. Колоннада, которая украшает город с 1951 года, также гордо красуется на прежнем месте. Только фонтан около неё не работает зимой. И народа на пляже нет.
Едем дальше. Вот она, красивая эвкалиптовая аллея. Винный погребок принца Ольденбургского открыт. Но мы не заезжаем туда, дав себе слово увидеть зимнюю Абхазии в ясном уме и трезвой памяти.
Замечаю, что закрыты некоторые кафе, куда летом мы заходили поесть. Ну, конечно, туристов не так много, как летом. Из кафе и ресторанов работают в основном те, которые рассчитаны на местных жителей, либо относятся к отелям и пансионатам. Такая тенденция наблюдалась во всех местах, куда мы в тот день приезжали, в том же Новом Афоне, например.
Но голоднымы вы зимой в Абхазии точно не останетесь.
Новый Афон
После Гагры направляемся в Новый Афон.
Едем по практически пустой дороге — на календаре 2 января, многие ещё не отошли от новогодних возлияний.
И конечно, привлекаем внимание местных ГАИшников.
Останавливают за то, что якобы проехали на жёлтый сигнал светофора. Доказательств (видеофиксации) у них на нас нет. Поэтому наш водитель быстро решает этот спорный вопрос. Кстати, имейте ввиду: если в Абхазии на дороге установлен знак «40», то и ехать нужно не более (!) 40 км в час! Скорость в 41 км/час уже будет караться штрафом.
По обочинам дороги на каждом шагу растут и продаются мандарины. Просто сплошная «оранжевая» обочина! Цены ниже некуда — 40-50 рублей за килограмм свежих мандаринов. Также можно недорого купить орехов.
В Новый Афон въезжаем, щурясь от яркого солнца. Воздух уже прогрелся до +10. Первым делом поднимаемся к Ново-Афонской пещере (Новоафонская пещера, Абхазия: почему стоит посетить) — купить билеты на ближайший сеанс. Да, здесь порядок такой: каждый полтора часа в пещеру заезжает экскурсия, на которую может попасть ровно столько туристов, сколько помещается в электропоезде, едущем по тоннелю вглубь горы. И ровно столько билетов и продаётся на каждое время.
На паркинге у пещеры летом найти место для машины нереально. Сейчас, зимой, это не проблема. Мы покупаем билеты на 13-00. На часах — начало двенадцатого. Поэтому у нас как раз есть время посетить Ново-Афонский монастырь и прогуляться вдоль плотины на реке Псырцха.
Монастырь манит к себе сияющими на солнце куполами. На входе в него сидит всё тот же самый художник, что и летом-весной-осенью, и рисует свои картины. В центре внутреннего дворика, образованного корпусами монастыря, высится Пантелеймоновский собор, построенный в 1888-1900 годах. Его венчают пять куполов. Он построен в так называемом ново-византийском стиле, распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX — начала XX века.
Стены изнутри богато расписаны в 1911-1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством Н.В. Молова и А.В. Серебрякова. Фрески выполнены в голубых, коричневых и золотистых тонах и интересны тем, что они являются одним из последних памятников русской церковной иконописной школы.
Сейчас туристов здесь, конечно, гораздо меньше, чем летом. И все такие спокойные, умиротворённые, разомлевшие на абхазском солнышке. Спускаемся по тропе грешников вниз и направляемся теперь к плотине и водопаду на реке Псырцха.
Это одно из моих любимых мест в Новом Афоне. По набережной Псырцхи летом невозможно пройти спокойно — толпы туристов осаждают это место в поисках прохлады, такой желанной в разгар летнего зноя. Зимой это место более подходит для приятной прогулки. А фото получаются — просто огонь! Где вы ещё найдёте такие краски в январе?
Заброшенная ж/д станция
Рядом с красивым водопадом есть ещё пара интересных объектов. Первый — это Храм Симона Кананита. Он представляет собой средних размеров церковь из тесаного белого камня. Храм несколько раз разрушался и отстраивался заново.
И прямо рядом с храмом расположился Музей истории Абхазского царства. Туда стоит зайти всем, кому интересны история Абхазии и её народа.
В 10 минутах от плотины, в ущелье Псырцхи расположено еще одно, популярное у паломников и туристов, место – грот-келья апостола Симона Кананита.
До кельи Симона Кананита вы пройдёте красивой тропой вдоль речки, минуя железнодорожную станцию и перрон, зажатые меж двух скал. Причём эта ветка — действующая! По ней даже проходит поезд Москва — Сухум.
Эта прогулка в грот Симона Кананита стала возможной благодаря проведенной в начале 2000-х годов реконструкции в районе ущелья.
Вымощенная диким камнем историческая тропа идет вдоль берега реки, мимо лобного места, где Симон Кананит был убит, и извилисто поднимается в гору. По пути встречаются следующие достопримечательности: целебный источник со святой водой, небольшой кусок гранита с отпечатком ноги апостола. Ну, и в целом, маршрут живописный и не напрягающий физически.
Чтобы всё это осмотреть без спешки, вам понадобится часа полтора, не меньше. Поэтому к началу экскурсии в пещеру мы чуть было не опоздали. Но всё-таки успели.
В пещеру я на этот раз сама не иду — была там до этого не раз. И пока наша группа отправляется изучать сталактиты и сталагмиты, я отправляюсь вниз по переулку — к морю.
Море. Залитый солнцем пустынный пляж. И всё это — в январе! Как вам передать эмоции, которые охватывают тебя, когда ты собираешь ракушки, слушая шум прибоя, вдыхая насыщенный морской воздух, фотографируешь всю эту красоту… А дата в твоём телефоне напоминает — на календаре 2 января!
Нагулявшись по пляжу, иду назад. Мой путь лежит через Приморский парк. Зимой здесь не менее красиво, чем летом. По зеленой глади пруда неспешно плавают лебеди. Немногочисленные туристы кормят их хлебом.
Прогуливаясь в парке зимой, можно посмотреть на вечнозеленые растения: пальмы, мимозу, кипарисы, эвкалипты, самшит, цитрусовые, пицундскую сосну, магнолию, олеандр … Фотографии получаются отменными — никто не лезет в кадр на заднем фоне, народа вокруг совсем мало
Полное описание интересных мест нового Афона проще почитать здесь: Что посмотреть в Новом Афоне: список с фото
Дорога на озеро Рица
Собственно, в этом и был главный вопрос этой поездки — сможем ли мы подняться на Рицу? Не завалило ли снегом дорогу? Зимы в Абхазии, как и везде, впрочем, бывают разные: снежные и не очень. Эта зима на всём Черноморском побережье выдалась снежная, так что у нас были большие сомнения, что дорога на Рицу открыта. Здесь нет такой современной системы строений, защищающих дорогу от схода лавин, какую построили на трассе в Красную Поляну.
Так что те туристы, которые отправляются на Рицу зимой, должны посмотреть прогноз погоды и как следует взвесить все за и против. Потому что если накануне был обильный снегопад, есть большая вероятность, что попасть на озеро вообще не удастся. Но есть перспектива провести 3-4 часа на дороге, если кто-то на летней резине «раскорячится» поперёк дороги и перекроет движение…
Мы взвесили и решили: будем ехать, пока будет безопасно. Тем более, что до того момента, когда начнёт темнеть, оставалось не больше пары часов.
Первые километры дороги не внушали опасения: дорога мокрая, но снега нигде не видно.
Снег стал появляться где-то ближе к слиянию речек Бзыпты и Геги. Остановились сделать фото — красота места просто завораживает всех, кто здесь проезжает:
На въезде в Рицинский национальный парк нас предупреждают: до Рицы мы вряд ли доедем, снега очень много выпало за предыдущую неделю. Максимум, куда стоит попытаться проехать — это Юпшарский каньон.
Делаем короткую остановку на Голубом озере.
Едем дальше. Проезжаем живописный тоннель. Глыбы снега по обочинам становятся всё выше и выше. Такой же снежно-ледяной забор — между нашей и встречной полосой. Местами дорога совсем разбитая. Понимаем, что если захотим развернуться, то сделать это можно будет только в паре мест… До Юпшарского каньона ещё с десяток километров. На вершинах гор розовым заревом разливается закат. В ущелье спускаются первые сумерки…
Решаем не рисковать и развернуться. Темнота — не лучший друг на горных дорогах. Да и чувство голода уже подкатывает.
Забегая вперёд скажу, что на Рицу этой зимой мы всё-таки попали, читайте об этом здесь: На озеро Рица зимой на машине: и невозможное возможно
Хочется съесть горячей пищи, выпить чаю с мёдом. Вот кстати о мёде: все придорожные пасеки на Рицинской дороге работают! Мы притормаживаем у одной из них,чтобы купить мёда.
А на выезде из ущелья, уже у ж/д моста через Бзыпту, останавливаемся покушать в кафе-музее. Да-да, именно так: кафе-музей. Его хозяин заботливо вырезал из дерева весь интерьер этого необычного заведения. Такого дизайна кафе вы больше нигде не увидите, однозначно. Ручная работа. Эксклюзив.
Пока греемся около колоритной печки-буржуйки, хозяин приносит всем по 30 грамм чачи. Праздник же, Новый год, дорогие гости! Я не глядя в меню, заказываю рыбу. Мясоеды берут шашлык. И ещё берём овощей. И кофе по-восточному.
Моя рыбка прибывает на стол ровно через 15 минут после заказа. Форель! Свежая, из той самой речки, что течёт по ущелью, за кафе. Вкусно! Я люблю рыбу, но не везде её хорошо готовят. Наши хвалят шашлык. Беру кусочек на пробу. И не могу не согласиться — шашлык изумительный, хотя я и не мясоед.
Выходим из кафе примерно через час — и просто утыкаемся в глухую темноту ночи. На часах 18-00. Только месяц и звёзды на небе дают ориентиры — где небо, а где горы.
Летом после Рицы мы ещё иногда заезжали в Пицунду, искупаться в море.
Зимой в Пицунду имеет смысл ехать только ради посещения местных достопримечательностей: Храм с органом в Пицунде: и посмотреть, и послушать
А вот куда бы я очень рекомендовала поехать именно зимой — это в Кындыг, на термальный источник: Термальный источник Кындыг, Абхазия: описание, фото, отзыв о посещении В летнее время купаться в горячей воде — сомнительное удовольствие. А сейчас, зимой, такие процедуры — в самый раз!
А по пути в Кындыг можно остановиться и погулять в Сухуме. Колоритный Сухум — хороший вариант для зимней поездки в Абхазию: Сухум, Абхазия: что посмотреть за один день.
В общем, вариантов — куда и зачем съездить в Абхази зимой — масса. Только рекомендую заранее определиться с маршрутом, потому что световой день короткий, и то, что летом можно успеть за одну поездку — зимой не получится. Лучше сосредоточиться на чём-то одном.
Итоги поездки
Как ни странно, вечером на границе машин оказалось довольно много. Впрочем, оно и понятно: въезжали в Абхазию все в разное время, а вот выезжать обратно стали, как и мы — как только стемнело. Но ввиду того, что работает много кабинок для прохождения паспортного контроля (практически столько же, сколько и летом), очереди двигаются быстро.
Этот зимний визит в Абхазию порадовал нас несколькими моментами:
Наверное, некоторые опять сейчас обвинят меня в подтасовке фактов в пользу Абхазии. Но мне всё равно, если честно. Кто хочет найти недостатки, тот найдёт их в любом месте. И Абхазия не станет исключением.
А вот полюбоваться красотами природы здесь можно в любое время года. Большинство интересных мест в курортных городах доступны для посещения и зимой: ТОП-25 достопримечательностей Абхазии
А тем, кто хочет выбраться в аналогичную поездку по зимней Абхазии, даю телефон гидов: +79272314550. Заберут вас прямо из отеля в Адлере или Красной Поляне, провезут по всем интересным местам, всё расскажут, посоветуют где и что купить. Звоните договаривайтесь.
Зимой также можно принимать воздушные ванны на местных пляжах, пройти курс лечения в санатории, исследовать храмы и парки. Пить местное вино и дегустировать прочие местные блюда. Что мы и делали, вот, смотрите в нашем видео:
Так что, зимняя поездка в республику станет приятным разнообразием как для тех туристов, кто приехал кататься на лыжах в Красную Поляну, так и для всех остальных, кто пожелает увидеть достопримечательности Страны Души.
Вот ещё несколько статей, которые могут быть полезны для планирования поездки в Абхазию:
С удовольствием отвечу на все ваши вопросы, пишите их в комментариях под статьей.