Поездка на воттоваару на машине
Как проехать на место силы к самой загадочной горе Карелии — Воттоваара
Россия настолько огромная и неизведанная страна с колоссальным количеством интересных мест, что как только я посещаю какой-то регион и думаю, что почти все там видел, так узнаю о чем-то новом. Вот в Карелии я был уже несколько раз, причем во все времена года, а о месте силе — горе Воттоваара узнал впервые. По дороге в Арктику мы решили туда заехать и дорога преподнесла много сюрпризов. Дорога к горе Воттоваара лежит через поселок Гимолы, к нему можно подъехать как со стороны трассы «Сортавала», так и со стороны «Колы».
Мы заезжали со стороны Сортавалы по маршруту: Суоярви, Поросозеро, Гимолы. Расстояние от Сортавалы около 270 км. Как только съехали с трассы, асфальт пропал, но грунтовка хорошая, укатанная. Местами ехали 80-90 км в час
Даже в населенных пунктах, которые мы проезжали, дорога была намного хуже
Иногда появлялся асфальт, но с такими ямами и дырами, что лучше б его не было. Риск пробить колесо на таком покрытии намного выше.
В поселке Гимолы появились первые указатели на Воттоваару
Здесь остается 17 км и дорога резко портится
Грязь, острые камни. Приходилось ехать осторожно, чтобы не пробить шоссейные покрышки Амароков. Иногда попадается встречный транспорт, разъехаться бывает непросто.
Вокруг леса и болота
Дальше еще веселее.
Кладбище потерянных номеров
Паркуемся около тропы на гору
Дальше только пешком.
Подъем от подножия не слишком длинный и трудный, но требует хорошей непромокаемой обуви. А еще хорошенько подкрепиться или взять еды и воды с собой.
Очень странно, что чем выше поднимаешься, тем грязнее она становится, местами вообще стоят глубокие лужи. Обходить приходится по камням или поваленным деревьям
И чем выше, тем больше открывается вид на полумертвые деревья. Выглядят они так, словно какая-то неведомая сила скрутила их, другого объяснения точно нет.
Вершина горы – это скальное плато, кое-где покрытое деревьями причудливой формы и высоты.
Воттоваару называют «смерть-горой» по нескольким легендам:
— В 1942 году тут финны разгромили и убили партизанскую бригаду на склонах горы.
— озера мертвы, а в лесу нет ни животных, ни птиц, ни даже муравейников
— ну и совсем мистические: говорят, что здесь “шалят” приборы и пропадают люди, маги и экстрасенсы набираются энергии и открывают двери в параллельные миры, располагается древний культовый центр, где совершались массовые жертвоприношения.
Кстати, гора притягивает совершенно разных людей, от простых походников (некоторые тут остаются с палатками на ночевки), до всяких хиппи и хипстеров, которые ходили здесь абсолютно нагие и купались в озере.
Уже вечером после восхождения уехали по тем же лужам
Обратно ради интереса выезжали через другую дорогу в сторону трассы «Кола» через поселок Суккозеро
Честно говоря, особой разницы в дорогах, с какой стороны заезжать, не заметил, и там и там укатанные грунтовки, поэтому заезжать в Гимолы можно с любой трассы.
А мы двинули на трассу «Кола», по которой дальше поехали в Заполярье, об этом будет в следующих постах блога
Узнать о моих актуальных поездках и путешествиях можно узнать из инстаграма
Все посты из этого путешествия:
Комментарии 70
Хех, я на X3 своем сильно застремался по лужам катать — очень уж пней и бревен на дне много. Но проехал, хотя в маленькой безобидной луже рычаг об бревна и погнул) На соболе посподручнее будет приехать…
Был нагоре 3 раза, подъезжал всегда с разных сторон. Еще есть дорога до Гимол с Медвежьегорска. Вся гора исхожена. Расположение всех достопримечательностей известно. На стоковом Амароке заезжал на северную стоянку. Место действительно интересное. А 20 часовой бой 1 партизанской карельской бригады происходил не на горе Воттоваара а на возвышенности высота 261.7 немного к востоку от горы. А по восточному склону горы оставшиеся подразделения бригады прорвавшие окружение отступали. На высоте установлен памятник и вокруг до сих пор видны последствия боя. Все это описано в фильме «Звенящая тишина». Кстати на гору возит на шишиге людей как раз главных поисковик тех мест Симонян. А еще не далеко от поселка Суккозеро находится озеро Пизанец примечательное тем что находится в разломе с глубинами до 250 метров и высокими скальными стенками на южной оконечности до которых можно добраться только на лодке.
Дорога на Воттоваару
Как всегда при недостаточном количестве выходных дней путь наш ложиться в сторону Карелии. Не стали исключением и эти майские праздники, получалось выходных дней только 5, ну точнее получалось поехать только на 5 дней. И так: куда мы еще не ездили в Карелии? Много куда и в том числе гора Воттоваара. Ну а на закуску банька на берегу Онежского, а точнее на Челмужской косе. Но… «Хочешь насмешить бога — расскажи ему о своих планах.» Итак всё по порядку:
Конечно же как самые умные путешественники мы запланировали определённый маршрут, на определённое количество дней, даже с запасом и выездной день назначен на раннее утро пятницы, когда еще все по идее работают и пробок нету. Так и получилось, но одно «но», вторая машина из-за обстоятельств выезжает на 5 часов позже нас, решено сокращать пробег на первый день, доехали мы в первый день только до Лодейного Поля. По дороге проскочив все Московские пробки, но умудрившись простоять 2 часа из-за ремонта моста в Новгородской области. Дорога прошла как по маслу, погода стояла не по-майски и не по северному тёплая и солнечная. Заодно где то за Тверью проверили нашу чудо коробочку (пуско-зарядник) на ниве, оставшейся без электричества, чем повергли обитателей нивы в шок 🙂
Обедо-ужин наш прошёл в чудесном заведении, на трассе недалеко от Лодейного, оно же Ресторан Фермер. Ну и как раз время близилось к вечеру — пора искать место для ночлега. Заехав в магазин, перебрались на другую сторону Свири начали поиск места. И хорошо что не нашли места у воды, как оказалось — даже в северных широтах европейской части России еще далеко не весна и ночью вплоть до заморозков.
Дождавшись второй экипаж к ночи, ложимся спать и на утро неожиданно понимаем что ночью было достаточно холодно и некоторые члены экипажа подморожены, отогреваемся чаем и супчиком и в снова в путь.
На второй день был запланирован доезд максимально близко к вершине горы. О как же мы заблуждались… Проехав еще немного по Коле, съезжаем на второстепенные дороги, которые после зимы весьма в плачевном состоянии. Соответственно скорость передвижения катастрофически падает.
После зубодробительного грейдера от Суоярви, нет никакого желания туда возвращаться. Принимаем решение ехать в Гирвас — 60 км грейдера и 40 км по старой Коле. Догадываетесь к чему клоню? Да-да, в баках ровно на 100 км дороги, время уже далеко за полдень, т.к. где то к 12 мы только выехали, понадеявшись на хороший темп. Вообщем до заправки я докатываюсь уже подёргиваясь, но доезжаем. Заправляемся под горлышко и обратно искать место для ночлега. Находим отворотку к озеру и уже в темноте встаём на ночлег. Вообщем то день мы тут и потеряли.
На третий день просыпаемся уже под полюбившееся тёплое солнышко, но близость водоёма, которое к слову еще во льду как и большинство озёр в той стороне, опять напоминает что мы всё таки уехали в сторону севера. Снова встаём на старую Колу и идём в сторону отворотки на грейдер, дорога в целом хороша, даёт возможность ехать 90. Перед съездом на грейдер решаем что всё же стоит приспустить колёса :)) Спускаю свои до 1,5, иду к Патрулю и присоединив дефлятор понимаем что там в шинах 3,5 атм…как машина ехала по грейдеру, да и вообще до этого непонятно. Вообщем погрешили на себя, на шиномонтажника и спустили также до 1,5. Грейдер в обратном направлении стал гораздо интереснее, идя 60-80 уже не так кидает машину, да и ямки проглатываются легче. Проходим грейдер гораздо быстрее и увереннее, в Поросозере уходим на Гимолы. Грейдер становится похуже, местами гораздо похуже. На одном из подъёмов решаем остановиться перевести дух. Размялись, рассаживаемся по машинам, смотрю на приборы и не могу понять — все настройки (магнитола, часы, пробег) скинуты на начальные, инетересно, ну ладно, мало ли, этож УАЗ, но тут в рации звучит фраза что Патруль не может завестись. Становится веселее. Собираем консилиум вокруг Патруля, вроде всё в норме, никаких проблем на беглый взгляд. Пару раз пробуем завести и на третий — заводится как ни в чём не бывало. На ум приходит: гора не хочет нас пускать.
Дальше всё идёт штатно, доезжаем до Гимол и уходим в сторону карьера. И вот наконецто не грейдер а родная мягкая грязь, перемежающаяся снегом. Заметны следы, значит уже кто то есть. Проходим каскад луж и мостиков. Конечно же останавливаемся повязать ленточки и оставить чтонибудь на память.
По нарисованному мной маршруту мы должны объехать гору с западной стороны, проезжаем машины местных и тех кто идёт до вершины пешком. Едем дальше, по дороге еще никто не ездил. Тем интереснее 🙂 Дальше сворачиваем на дорожку, которая вроде как ведёт практически к вершине — интересный спуск, снежный подъём, выезжаем на площадку, а дальше только пешеходная тропка. Ладно, привал на обед. Опять спускаемся-поднимаемся обратно и едем дальше, впереди много снега, опять же грязь, вода, но критичного ничего нет, сё проходится достаточно просто. Выезжаем на дорожку, на которой видны следы и мы уверенно движемся по ним в сторону вершины. Уже начинаются и камушки побольше и деревья пониже. На встречу проходит Патруль подготовленный, здороваемся, интересуемся как дорога дальше, ребята говорят что дорога проезжабельна и все деревья они уже убрали:)
Почти добравшись до цели видим небольшой СУ с грязью, водой и камнями, за которым большая стоянка на берегу озера. Ну что делать, надо и поработать немного. Заезжаю в лужу, прокорябываюсь по камням и раскорячиваюсь между ними. Спереди камень попадает чётко между защитой и тягами, достаём джек и цепляем лебедью с Патруля чтоб вытащить назад и искать пути обхода. Операция удалась успешно, ищем другие варианты и находим достаточно не сложный. Проходим его ходом без заминок и встаём на ночлег. Красота и умиротворение.
Проснувшись на следующий день пораньше решаем что выход на следующую часть маршрута придется отложить из-за неизвестности и непредсказуемости маршрута, а времени уже осталось крайне мало. Собирались пройти без выхода на грунтовку до озера Пизанец, но не судьба в этот раз. Вообщем путь наш лежит в сторону Челмужской косы. Но пройдя снова грейдер уходим по старой Коле в сторону Медвежьегорска и понимаем что грейдер это еще не самое плохое в нашей поездке, асфальт вспучивается и превращается местами в непроходимый калейдоскоп асфальтных кусков. Как раз на это дороге у меня начинает глючить положение обдува и магнитола, которая через кочку то выключается то включается. Могу сказать одно — НИКОГДА не ездите по этой дороге, объезжайте по Коле, сохраните и машины и нервы и время.
Добравшись по традиции под вечер до Челмужской косы ставим баню, разжигаем костёр и пробуем немного расслабиться. Место конечно это просто чумовое. Но почему то, второй раз уже, получается наскоком, а хочется провести там пару дней. Но не беда, не последний раз 🙂 И надо сказать что с погодой нам опять очень повезло))
Следующий день не особо примечателен, дорога домой заняла около 16 часов, но хотябы была безпробочной и хорошей 🙂
И еще видео небольшое, правда из-за некоторых условий ютуба может недоступно быть на планшетах и смартфонах.
Воттоваара: дорога к карельским духам
Есть такие места, в которых ты бывал еще до того, как приехал туда впервые… Скажете, что такого не бывает? Очень даже бывает!
Для меня таким местом стала гора Воттоваара в самом центре Карелии. А началось все в конце 90-х годов, когда я впервые узнал о таинственном Чертовом городище под Козельском в Калужской области. Это место представляет собой выход скал песчаника на поверхность земли и считается аномальной зоной средней активности. С древних времен местные жители обходили Чертово городище, не без основания считая, что там «леший по кругу водит». Интересен тот факт, что на Чертовом городище компактно произрастают мох шистостега и папоротник многоножка, растения, встречающиеся только в… Карелии! Каким образом эти два растения оказались в глубине Калужской области, ученые не могут объяснить до сих пор. Так вот тогда. Я думал о том, что между Чертовым городищем и далекой Карелией существует какая-то связь. И вот, 2 июля 2015 года, оказавшись на вершине горы Воттоваара, я поразился – все оказалось таким знакомым, будто я уже бывал здесь! Конечно, пейзаж, открывшийся моему взору, очень напоминал Чертово городище. Но, обо всем по порядку…
И вот, находясь на Кольском полуострове и планируя маршрут возвращения из моей одиночной экспедиции я решил, что было бы неплохо заехать на Воттоваару. По моим расчетам от трассы Р21 «Кола» до горы примерно 200 километров. Что ж, вполне успеваю. Решено – еду. Утром выезжаю из Мурманска, через несколько часов доезжаю до поворота на Сегежу и ухожу вправо. Начинается грейдер вполне приличного качества.
Буквально через несколько километров в очередной раз убеждаюсь в коварности грейдера – в кювете беспомощно висит вазовская пятнашка. За рулем девушка. На повороте не рассчитала скорость и «поплыла» прямо. Повезло, что ее траектория прошла аккуратно между двумя большими соснами. Вместе с водителем лесовоза легко вытаскиваем бедолагу на дорогу. Девушка напугана, но довольно быстро успокаивается и продолжает свой путь в Сегежу. Я же еду дальше, в сторону поселка Суккозеро.
До Суккозера грейдер меняется не значительно. В его покрытии преобладает то песок, то камни. А вот дальше начинается практически оффроуд. Камней попадается все больше, местами приходится проезжать широкие лужи, а дорога начинает петлять среди деревьев. Скорость снижаю до предела, ведь разбить подвеску или пробить картер двигателя вдали от цивилизации не хочется.
Дело близится к вечеру, но в этих местах висит белая ночь и даже до сумерек не доходит. Навигатор четко выводит к горе и вот до цели остается всего пара километров. Внезапно выезжаю на развилку с указателем «Воттоваара». Навигатор ведет прямо, а гора остается левее и туда ведет еще одна дорога. Решаю попробовать проехать, тем более, что виднеющаяся гора освещена солнечными лучами, что я расценил как добрый знак. Гора действительно словно приветствовала меня.
Метров через двести дорога стала гораздо уже и пришлось буквально продираться через заросли лещины. Еще метров сто и мое терпение кончилось. В конце концов у меня не бульдозер. Коек-как развернувшись между камнями и деревьями я снова выезжаю к развилке и продолжаю путь по указаниям навигатора. Проехал еще несколько сот метров и увидел съезд влево. Сходил пешком и обнаружил шикарную поляну со следами костров и палаток. Видимо здесь часто останавливаются туристы. Загоняю машину на поляну и остаюсь на ночевку…
Утром просыпаюсь как обычно рано. Пью чай, собираю рюкзак и отправляюсь дальше пешком. Буквально через 800 метров нахожу еще одно место для лагеря и чуть дальше тропинку, ведущую в гору. И начался подъем…
Меня часто спрашивают о том, все ли люди в Тибете испытывают необычные состояния сознания. Так вот, скажу однозначно – если ты начинаешь подниматься в гору, да еще и очень быстро, то очень скоро ты без всякой связи с духовностью начнешь чувствовать себя «очень необычно». Не стал исключением и подъем на вершину Воттоваары.
К слову сказать, сама гора имеет абсолютную высоту 417,3 метра над уровнем моря. А вот над окружающей местностью она возвышается метров на двести с небольшим. Вот эти двести метров мне и предстояло преодолеть. Но двести метров вверх это вовсе не тоже самое, что двести метров по горизонтали. Тропинка извивается между камнями и деревьями, и уже к середине подъема я понимаю, что нахожусь далеко не в идеальной физической форме. Хорошо, что не курю, иначе пришлось бы совсем туго…
Примерно в середине подъема над верхушками нижестоящих деревьев начинает открываться удивительная панорама окружающей равнины.
Любуюсь красивыми видами и продолжаю подъем. Местами тропинка уходит вверх практически вертикально. Однако вскоре крутой подъем становится более пологим и вот я выхожу на вершину горы.
Зрелище, открывшееся мне, поражает – с горы видна почти вся Карелия! По крайней мере, мне тогда показалось именно так…
Вдоволь налюбовавшись видом Западно-Карельской возвышенности, раскинувшейся у подножия горы, я направляюсь к самой вершине. Воттоваара не представляет собой остроконечную гору. Это скорее большой холм. Она занимает площадь в несколько километров. Ее пологая вершина усеяна множеством каменных сооружений. Здесь и просто камни разных размеров, и сейды – так называемые «камни на ножках», и груды камней (привет Монголия!). Часть из них естественного происхождения, а часть, с учетом упорядоченного расположения, явно искусственного.
Сначала расположение камней кажется хаотичным. Постепенно же начинает угадываться некая логика. Очевидно, что когда-то этот массив появился в результате действия природных процессов, а древние люди лишь немного «помогли» природе. В результате и появилось это место, которое некоторые называют «Русским Стоунхенджем».
Через гору проходит несколько глубинных разломов, что видно по впадинам. Центр же представляет собой огромный амфитеатр с озерцом в центре. Разломы служат точками выхода энергии и влияние этой энергии видно повсюду – на горе множество деревьев совершенно необычных форм. Такие аномалии встречаются именно в местах геотектонических разломов, в так называемых геоактивных зонах.
Этим и объясняется интерес древних шаманов и ведунов к Воттовааре. Здесь сама энергия Земли помогает устанавливать особую связь с Мирозданием. Даже человек далекий от эзотерики в таких местах гораздо легче входит в измененные состояния сознания. Исследования ученых показали, что это место использовалось для жертвоприношений саамами с целью получить благословение духов – хранителей местности, для удачной охоты и для пополнения стада оленей.
Вопреки некоторым сведениям о том, что одинокие путники на горе испытывают беспричинный страх, я чувствовал себя превосходно. Это красивейшее место не может не восхищать. Даже комаров в тот момент я не видел. Зато встречалось много змей. Одна из гадюк мне даже немного попозировала, но сделала это из густой травы и поэтому фотосессия не удалась…
На горе я встретил две группы туристов. Двое ребят были из Вологды, а двое приехали из Новгорода. Пообщавшись и попив чаю, я отправился в обратный путь.
Покидать гору не хотелось, однако впереди меня ждала дорога. Спустившись вниз я встретил еще одну группу. На этот раз это были трое пожилых туристов из Москвы. Они отдыхали на Ладоге и вот теперь путешествуют по Карелии. Возвращаюсь к машине, обедаю и отправляюсь в дорогу.
Если подъезжал к Воттовааре я с севера, то выезжать решил южной дорогой. Этот путь оказался гораздо менее экстремальным и вот через пару сотен километров я уже приближаюсь к трассе… А в сердце появилось еще одно место, куда я непременно вернусь – Воттоваара…
Гора Воттоваара в Карелии
Гора Воттоваара в Карелии — скальный кряж протяженностью около 7 км и площадью примерно 6 кв. км, находится в 20 км к юго-востоку от поселка Суккозеро. Расстояние от Гимолы — 35 км, от Петрозаводска — около 260 км. Высота вершины — примерно 417 метров.
Туристов Воттоваара привлекает легендами и загадочностью достопримечательностей: многочисленностью сейдов и явно рукотворных древних каменных построек; каменным бассейном и деревьями, которые в этой местности имеют причудливую «изломанную» форму. Типичные фото с Воттоваары — необычно расположенные огромные обкатанные валуны-сейды на небольших камнях, в свою очередь «поставленных» еще на один камень-валун.
Наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности образовалась, по геологическим меркам, совсем недавно. Около 9 тысяч лет назад в этом месте произошло мощное землетрясение, в ходе которого вокруг массива возник провал, возвысив его над окрестностями.
Впервые изучением сейдов Воттоваары занялся в 1970-х годах краевед С. М. Симонян. Культовое предназначение каменных сооружений подтвердили в начале 1990-х годов исследователи М. М. Шахнович и И. С. Манюхин. По приблизительным подсчетам, количество сейдов колеблется от 1100 до 1600.
С августа 2011 года комплекс горы Воттоваара в Карелии включен в республиканский перечень ландшафтных памятников природы. Природоохранная территория простирается на более чем 1500 га: это не только гора и склоны, но и прилегающая местность.
Легенды
Гора Воттоваара в народе называется «местом силы» и «горой смерти». Оба наименования скального массива относятся к разным легендам. Даже скептически настроенные люди чувствуют в месте особенную энергетику.
Местом силы гора Воттоваара в Карелии считалась у многих языческих народов. Так, якутские шаманы говорят, что их предки совершали паломничество к горе еще в допетровские времена. Свидетельств об этом нет, по словам шаманов, их предки ходили через Заполярье, избегая русских территорий.
Многие местные любят рассказывать истории про встречи с йети. Существо ростом под 2 метра, покрытое шерстью, практически ежегодно упоминается в рассказах туристов и жителей окрестных поселений. Судя по рассказам, существо безобидное.
Некоторые считают, что Воттоваара облюбована НЛО. В небе над горой и в окрестностях как местными жителями, так и туристами неоднократно были замечены шары неизвестного происхождения.
Искореженные и обгоревшие стволы деревьев, которые часто встречаются на фото горы Воттоваара, появились здесь не так давно. В начале нулевых из-за грозы случился сильный пожар. Поэтому деревья еще «не обросли» жуткими легендами. А изгибаются стволы из-за сильных ветров на вершине.
Достопримечательности
Экскурсии по горе Воттоваара включают посещение нескольких «культовых» точек, происхождение большинства из них неопределенно — есть версии о механическом воздействии, есть — о природном. Среди самых популярных объектов:
Как добраться до горы Воттоваара в Карелии
Ближайший населенный пункт к горе — поселок Гимолы. Здесь постоянно проживают всего 200 человек, нет ни школы, ни медицинских учреждений. Расстояние до горы Воттоваара на карте (не по прямой) — 35 км по лесам и болотам. Некоторые владельцы автомобилей пытаются преодолеть расстояние на своем транспорте, но добраться до горы Воттаваара на машине непросто. Для легкового автотранспорта дорога практически непроходима. Местные жители предлагают заброску на «уазиках».
Из Петрозаводска
Основные туристические маршруты к горе проходят через исторический поселок Гимолы. Чтобы добраться до горы Воттоваара из Петрозаводска, нужно следовать до поселка 230 км: сначала по Е105, перед Гирвасом свернуть на 86К-18, затем по 86К-61, от Юстозера по 86К-14.
Маршрут до горы Воттоваара из Петрозаводска:
Из Санкт-Петербурга
Чтобы добраться до Воттоваары из Санкт-Петербурга, нужно преодолеть 580–630 км в зависимости от маршрута. Путь займет около 10 часов.
Автомобильный путь на гору Воттоваара из Санкт-Петербурга:
Собственный транспорт иметь не обязательно: существенную часть пути получится проехать на поезде № 350А «Санкт-Петербург — Костомукша» до станции «Гимольская». Далее — с проводником или самостоятельно.
Расписание поездов до железнодорожной станции «Гимольская»:
К горе часто организуются продолжительные пешие походы или совмещенные с велопоходами. Побывать на овеянной легендами горе можно и в рамках туров по Карелии. Групповые экскурсии на гору Воттоваара из Петрозаводска организуются в течение летнего сезона, индивидуальные — круглогодично по запросу.
Панорамный вид на окрестности горы Воттаваара:
Гора Воттоваара: съемка с квадрокоптера