Поездка в узбекистан на автомобиле
На машине поехать в Узбекистан. Инструкция для автопутешественников.
— У России с Узбекистаном безвизовый режим, въезд только по загранпаспорту. Заполняют бумажки, ставят штамп и езжай.
— Прямых границ нет. Удобнее заезжать из Казахстана. Очереди на границах практически всегда, узбеки не торопятся с оформлением. Мы въезжали в Ташкент через ПП Капланбек — Навои, потратили 6 часов.
— На посту тщательно досматривают машины и личные вещи, выворачивают все на изнанку. Ищут запрещенное к ввозу.
— Водительское удостоверение подойдет российское, нового образца.
— Для въезда на машине необходимо свидетельство о регистрации ТС и диагностическую карту авто.
— Страховка оформляется после ПП в ближайшем ларьке. Цена примерно 2200 р на две недели, количество водителей неограниченное.
— Тонировка на машине запрещена. Но заплатив 15 долларов на границе, можно получить разрешение и спокойно проехать. Или снимай прямо там.
— При въезде в страну, если наличными более 2000 долларов нужно декларировать сумму.
— Принимают только местную валюту, узбекские сумы.
— В обиходе наличка. Пластиковый картой виза/мастеркард расплатиться можно в самых крупных ресторанах или гостиницах. Нам такое попадалось редко.
— Внутри страны свои местные банковские карты. Иностранцу такую не получить.
— Обмен денег возможен в крупных обменниках и гос.банках. Еще сразу за пограничным постом толпа частников у которых можно обменять валюту. На рынке тоже удавалось поменять рубли.
— Снимать деньги с карты виза с этого года можно в большинстве банкоматов страны, доллары и сумы. Без налички все равно никуда.
— Местная сотовая связь плохая. Стабильно работает в крупных городах. Интернет дорогой, медленный и не стабильный. Есть несколько операторов.
— Симки для иностранцев продают в официальных офисах оператора UMS. По одному загранпаспорту можно купить 3 штуки, на месяц.
— Так же с этого года разблокировали доступ к Ютубу, Фейсбуку и Скайпу. Остальные соцсети и месенджеры работают нормально.
— В Узбекистане, всем иностранцам нужна регистрация. Оформляется в гостинице, где проживаешь. Без регистрации можно находится только 72 часа.
— Нельзя фотографировать на мостах, эстакадах, развязках и т.п. Они считаются стратегическим объектами, и за такие фотографии могут заставить отформатировать флешку.
— Квадрокоптеры запрещены, но для иностранцев проезжающих через Узбекистан, реально получить разрешение. Нужно ходатайство Госкомтуризма, Минкультуры и НА «Узбеккино». Еще отправить информацию в Минобороны и Госавианадзор.
— Так же с их разрешения зарубежным творческим группам возможен временный ввоз и использование дронов для подготовки материалов о туристском потенциале Узбекистана.
— Цена на топливо выше на 30%. При этом оно плохого качества. Бензин и газ продаются повсюду. Дизельного топлива в продаже нет, придется искать через дальнобойщиков или местных.
— В Ташкенте есть одна заправка Лукойл, на которой можно неограниченно купить дизель и бензин хорошего качества, цена дороже.
— В канистрах провоз топлива не более 40 литров.
— Полиции на дорогах много, но без повода не останавливают. К туристам относится лояльно. За мелкие нарушения выносят устное предупреждение и отпускают.
— Штрафы высокие, нарушать чревато. Лучше предварительно сделать распечатку с ценами за нарушения.
— Во время движения включаем ближний свет фар, как в России.
— Навигация в стране работает стабильно. Пользовался Maps.Me и Яндекс.Картами.
— Дороги в крупных городах хорошие. На периферии разбитые, но все же асфальтированы, ехать реально.
— Можно путешествовать на легковом автомобиле, кроссовере или внедорожнике.
— Кемпингов в Узбекистане нет.
— Основные продукты питания, фрукты, овощи и орехи гораздо дешевле и вкуснее, чем в России. В остальном примерно одинаково.
— Много кафе и ресторанчиков с вкусной недорогой едой.
— Гостиницы относительно приличного качества. Можно бронировать через Букинг.
* Информация актуальна на середину 2019 г. Недавно сменился президент и с каждым месяцем ситуация меняется в лучшую для туристов сторону.
Путешествие в Узбекистан. 2017 год. Часть 1
Путешествие в Узбекистан. Ростов-на-Дону — Астрахань — Бейнеу — Хива — Бухара — Самарканд — Шахризабз — Ташкент — Шымкент — Байконур — Актобе — Уральск — Саратов — Ростов-на-Дону. 28 апреля — 13 мая 2017 г.
Бывалые путешественники: я (Марина, идейный вдохновитель, штурман, второй водитель), муж (Владимир, основной водитель), сын (Савелий, 11 лет, пассажир). За плечами автопутешествия в Болгарию (2013 г), на Байкал (2014 г), по Золотому Кольцу России (2015 г), в Чечню (2015 г ), в Чехию (2016 г). бесчисленное множество поездок на Кавказ, в Волгоградскую, Воронежскую область, республики Адыгея, Калмыкия, Краснодарский и Ставропольский край.
Верим в здравый смысл. С уважением относимся ко всем религиям.
Изначально планировалось ехать вчетвером, включая мою маму (так то она всегда с нами в поездках), но она была вынуждена остаться по семейным обстоятельствам.
В семье 2 автомобиля — Шкода Фабия 1,4 MPI 86л.с. (2011 г) и Шкода Октавия А7 1.2 TSI 105 л.с. (2014 г ). Спору нет, Октавия больше подходит для путешествий, она мягче и больше, в ней можно даже комфортно спать, опустив задние сиденья, но в этот раз было принято решение ехать на Фабии, поскольку в Узбекистане большие проблемы с бензином, и не всегда можно найти даже 91-й, не говоря уже о 95-м.
Идея поехать в Узбекистан зрела во мне еще с осени 2016 г. За это время было перечитано много отчетов об автопутешествиях (большое спасибо Тимуру aka Mumusу, автору рассказа «Басмачи 2013». Этот отчет о путешествии был для меня настольной книгой в период подготовки к поездке).
В навигатор были установлены карты Навител (Россия была и прежде, Казахстан (2400 руб), Узбекистан (1200 руб)).
Также заблаговременно были распечатаны из интернета бумажные карты Казахстана, Узбекистана, Хивы, Бухары, Самарканда, Ташкента, Бейнеу, Актобе и Уральска.
Взяты у друзей две 20-и литровые канистры для бензина (ох и подпортили же эти канистры нам путешествие).
В дорогу всегда берем газовую печку «Следопыт», баллончики с газом, чайник со свистком, чайник электрический, запас продуктов, спальный мешок (вдруг в степи придется ночевать), раскладные стулья. Поскольку багажник в Фабии маленький, пришлось сложить одно заднее сиденье, тем самым увеличив объем багажника.
Все отели были забронированы еще осенью при помощи сайта Booking.com.
В дорогу берем с собой ноутбук, планшет, телефоны, зарядные устройства, автомобильный адаптер 12/220В, 150ВТ.
В автомагазине приобретена за 20 руб наклейка на автомобиль RUS. Форумчане уверяли, что без нее на границе могут не пропустить в Казахстан. Клеить не стали, поскольку в соответствии с Венской конвенцией достаточно того, что обозначение страны имеется на номерном знаке автомобиля. Наклейка не пригодилась. Консультировалась у представителей дорожной полиции Казахстана и Узбекистана.
Приведено в соответствие с ПДД Казахстана и Узбекистана содержимое автомобильной аптечки, поскольку оно несколько отличается от нашего.
На флешку записаны песни легендарной узбекской группы «Ялла» — «Сияй Ташкент-звезда востока», «Шахрисабз», «Учкудук», «Голубые купола Самарканда» и др.
Визы в Узбекистан не нужны, достаточно действующего загранпаспорта.
В отчетах много писали, что рубли в Узбекистане никому не нужны, мол, поезжайте с долларами. Мы решили половину денег взять в долларах, половину — в рублях. На момент поездки в Узбекистане рубли меняли по неофициальному курсу 1 рубль=130 узбекских сумов, 1 доллар = 7800 узбекских сумов. Забегая вперед, скажу, что рубли берут на обмен очень охотно, можно даже расплатиться на базаре, в магазине, в кафе. Никакого смысла менять в России рубли на доллары не было.
Тут еще вот какой нюанс. С 2013 года вышли 100-долларовые купюры нового образца. Мы об этом узнали за несколько дней до поездки. Дома лежали несколько стодолларовых купюр старого образца. Было не понятно, можно ли их использовать теперь или нет. С этим вопросом мы обратились в Сбербанк, где нам «любезно» обменяли одну старую купюру на новую с комиссией 400 рублей. Про другую вообще сказали, что она имеет потертости, за это комиссия будет уже не 400, а 1200 рублей. Так вот этого делать было не нужно, так как в Узбекистане охотно принимают и старые, и новые, и вообще никто на это внимания не обращает.
Пластиковые карты различных платежных систем (Viza (принимают в Казахстане), Mastercard (принимают в Казахстане), Золотая корона (как оказалось, не принимают нигде))
Буду описывать свои впечатления о поездке, поскольку, когда я готовилась к этому путешествию, свежей информации было недостаточно. В основном отчеты были 2011-2013 гг.
День 1. 28.04.2017. Пятница. Ростов- Астрахань
Сегодня предстоит пройти около 800 км. Маршрут нам знаком, дорожное покрытие вполне нормального качества. Утром, не торопясь, собрались в путь …и перед самой посадкой в машину сын уронил навигатор, разбив его вдребезги. Прощайте, дорогие карты Навитела…
Очень огорчившись, мы вернулись домой, и я стала покупать на Google Play
карты для другого навигатора (их у нас было три). Купить то я их купила, но установить на навигатор без интернета не удалось, хотя раньше и получалось. Замороченная система установки новых карт у Навитела. (Вообще, они очень постарались в отношении защиты своих карт от несанкционированного распространения. Карты привязываются к регистрационному номеру устройства, и переставить их с одного навигатора на другой невозможно. Так что с разбитым навигатором у меня пропали еще и карты всей Европы). Промучившись часа два, решили все же ехать, используя бумажные карты и надеясь на язык, который и до Ташкента доведет.
Еще потеряли около часа времени, заехав в Евросеть, чтобы положить на карту Кукуруза деньги. Зря потраченное время. Расплатиться ею не удалось нигде — ни в Казахстане, ни в Узбекистане.
Итак, в путь мы отправились в 13-00.
Ехали спокойно, скоростной режим не нарушали. Примерно в 11 вечера добрались до Астрахани. Была забронирована двухкомнатная квартира за 1300 руб. Созвонились с хозяйкой квартиры, та сообщила, что нас заселит не по указанному адресу на улице Савушкина, на в равноценную квартиру на улице Яблочкова. Нам это было не принципиально, так как осмотр Астрахани в планы не входил — мы были здесь в 2013 году, основные достопримечательности (Астраханский Кремль, набережную) уже видели. Квартира двухкомнатная, современный ремонт, все бы хорошо, НО: тараканы. Когда я открыла крышку газовой печки на кухне, на меня выполз целый полк. До сих пор вспоминаю с содроганием. Крышку сразу же вернули на место, решили просто попить чайку.
Сын подкинул идею установить бесплатный навигатор на планшет. Никогда раньше не пользовалась, что ж, пришло время попробовать.
Установила сразу две программы- навигатора: TourMap и Sygic. Обе работают в оффлайн-режиме. Вполне вменяемые программы. Функционал поскромнее, чем у Навитела, но все же лучше, чем ничего. Нужные адреса смогла найти, даже есть некоторые полезности, такие, как заправки, кафе, магазины, достопримечательности и пр.
День 2. 29.04.2017. Суббота. Астрахань — Бейнеу
Наутро договорились с хозяйкой, что она придет за ключами к 8-00 утра. Я была удивлена, когда она пришла в 7-00. Оказалось, что у нас с Астраханью разница во времени 1 час. Быстренько собрались, и отправились в путь в 7-30. Здесь и далее буду указывать московское время, чтобы не запутаться.
Сегодня тоже предстоит пройти около 800 км, но плюс к этому — прохождение границы Россия-Казахстан.
Несмотря на то, что у нас с Казахстаном единое таможенное пространство, прохождение границы очень даже официальное. Это Вам не через Белоруссию в Европу ехать. От Астрахани до таможни в Котяевке 65 км. Дорога — убитая, много ям, но объехать можно. Проезжаем понтонный мост. Стоимость проезда — 150 руб.
На Российскую границу приехали к 9-00. Общая очередь: и грузовики, и легковые машины.
Пришлось немного подождать. Пересменка. Но ничего, к ожиданию на границе мы морально готовы. Форумчане писали, что самый ужас ждет нас на Казахско-Узбекской границе. Меньше, чем за сутки, нашим предшественникам проходить не удавалось.
Вот так примерно на протяжении всего путешествия ощущалось некое противостояние казахов и узбеков.
А вот и первая неприятность.
Форумчане предупреждали, что после прохождения Российско-Казахской границы метров через 150 будет пост ZholPolice (дорожная полиция Казахстана). И штрафуют-де там всех подряд. Кого — за невключенный ближний свет, кого — за непристегнутые ремни безопасности, кого-за тонировку, кого — за пары алкоголя. И едем мы, трезвые, законопослушные, пристегнутые, с включенным ближним светом. Тонировки у нас нет. Ну, вроде бы, все предусмотрели. Все, да не все.
Досадно. Дома таких фест-систем осталось две штуки. За ненадобностью перестали ими пользоваться. Ну, тем не менее, в 11-00 двинулись дальше.
Пока ожидали наш приговор, побеседовали с другим полицейским. Он посоветовал ехать через Сафоновку, Приморское и Ганюшкино. Гугл рисует эту дорогу как проселочную, но на самом деле она хорошая, новая, достаточно ровная. Напрямик по А-27 ехать не стоит, дорога очень разбитая.
Но после Ганюшкина дорога резко ухудшилась, и тряслись мы по ухабам, ругая правительство Казахстана, которое совершенно не следит за состоянием дорог, пока не приехали в 17 часов в город Атырау. Таким образом, 300 км мы преодолевали 6 часов (в том числе перекуры и перекусы).
До Бейнеу, где у нас забронирована гостиница, еще 430 км.
От Атырау до Бейнеу проходит федеральная трасса, дорога очень хорошая, но присутствуют знаки ограничения скорости 40 км/ч. Камер на дороге нет, но курсируют машины ZholPolice с радарами, которые измеряют скорость в движении. В одном таком месте, заметив знак, муж сбросил скорость, но вдруг навстречу нам проехала полицейская машина, развернулась, обогнала нас и полициясы потребовали остановиться. Мужу предъявили показания радара. В зоне действия знака 40 км/ч мы ехали 58 км/ч. Штраф за такое лихачество предусмотрен ну совсем уж негуманный — на наши деньги около 4000 рублей. Если оплатить в течение недели — то можно в половинном размере (2000 руб). Оплачивать нужно в банке, предъявив квитанцию о штрафе.
В казахский банк мы не попали, так как в поселок Бейнеу приехали в 12 ночи (2 часа по местному времени). А ранним утром уже нужно было выезжать в Узбекистан. Так что пока ждем, что штраф пришлют к нам в Россию, дома и заплатим через Госуслуги. А не пришлют — не очень то и хотелось…
В поселке Бейнеу был забронирован трехместный номер в отеле Акнур *** за 450 руб. В номере — двухспальная кровать, диванчик, стол, один стул на всех, санузел. Воняло канализацией. Однако по приезду нам сообщили, что на Букинге цена указана неправильно, и заплатить пришлось 1200. Также ошибочным признали включенный в стоимость завтрак. Обещанный Wi-Fi тоже не работал. Не отель, а сплошное разочарование.
Ну ничего, нам ведь только переночевать. Завтра нас ждет самый трудный день нашего путешествия.
День 3. 30.04.2017. Воскресенье. Бейнеу — граница Казахстан-Узбекистан — Каракалпакия
Выехали из Бейнеу в 7-15 по московскому времени. Заправились: 40 литров в канистры, 10 литров — долили до полного бака. Бензин, к глубокому сожалению моего мужа, только 92-й (раньше мы заливали только 95-й). В Казахстане заправляемся только на фирменных заправках «КазМунайГаз». Стоимость 92-го бензина — около 26 руб, 95- го — 28 руб на наши деньги.
В колонках рвет душу Гарик Сукачев песней:
Эй, ямщик, поворачивай к черту,
Новой дорогой поедем домой.
Эй, ямщик, поворачивай к черту —
Это не наш лес, а чей-то чужой.
Камней навалено — не продерись!
Елок повалено — только держись!
Поворачивай к черту!
Движемся по направлению к границе с Узбекистаном. Нам предстоит пройти 80 км. Дорога представляла (цитирую Тимура aka Mumusa) “хорошо подготовленную полосу препятствий для автомобилей в виде разбитой, когда-то асфальтированной, дороги со следами (хотя, может, показалось) авианалетов в виде глубоких воронок”. Вот уж в самую точку! Лучше не скажешь!
«И заплакали блюдца: не лучше ль вернуться? И зарыдало корыто: увы, я разбито, разбито»
(это я цитирую «Федорино горе» Корнея Чуковского).
Машинка дрожала и гремела, цепляясь стальной защитой за бугры на дороге. Порою нам казалось, что она вот-вот развалится.
Вдруг — откуда не возьмись — отличная, новенькая дорожка протяженностью около 1 км, с гладким, свеженьким асфальтом. Но радость была недолгой. Эта прелесть также внезапно прекратилась, как и началась.
Виды пустыни завораживают. Кругом гуляют верблюды, растут колючки и перекати-поле.
В 10-45 мы наконец-то доехали до границы.
Увидев очередь из грузовиков километра полтора длиной, мы загрустили. Я пошла на разведку. Водитель перед нами говорит «Послезавтра пройдем». Но нам нужно завтра успеть в отель, иначе вся цепочка моих бронирований будет нарушена. Поспрашивав у водителей грузовиков «А не пускают ли тут туристов без очереди», получила утвердительный ответ. Нас направили прямо к забору-границе.
У забора дежурил казахский пограничник. Я ему объяснила ситуацию, что мы российские туристы, едем в Узбекистан, и без проволочек нас пропустили на нейтральную территорию. Паспортный контроль. Пограничник практически за руку проводил нас к нужному окошку, провел без очереди. Быстрый досмотр машины. Мы подарили за оперативность пограничникам 2 пачки сигарет «Донской табак».
А на нейтральной полосе собралось около 50-ти машин. При этом грузовики идут в отдельной очереди, быстро, потому что их не досматривают, а просвечивают рентгеном. А легковые машины полностью разгружают, вещи проносят через рентген-аппарат, пустую машину досматривают пограничники. Нужно доставать даже запаску из машины, и тоже нести на рентген.
Люди говорят, что таможню пройдем в течении суток.
Сын начинает хандрить.
— Зачем нам это нужно? Мы что, цыгане? Почему мы не полетели на самолете?
— Стоимость 3-х билетов на самолет около 90-а тысяч. Это в полтора раза больше, чем весь бюджет нашей поездки — объясняю я.
Что нужно знать для поездки в Узбекистан на машине?
Соседняя страна манит своими чайханами, древними памятниками и невысокими ценами. А что с гаишниками?
Начиная с 2017 года заметно увеличился поток туристов из Казахстана в Ташкент, Самарканд, Бухару и Хиву. Этой весной только из моих друзей и знакомых на мартовские праздники гулять, объедаться и греться отправилось около 50 человек со своими семьями. Я с коллегами поехал тоже, правда, наша цель была провести именно автомобильный тур, а не культурно-гастрономический. Хотя одно другому разве может помешать?
Мы проехали по дорогам соседней страны больше 2 000 км. За 6 дней посетили 7 городов, не считая тех, которые пролетели ходом
Здесь я постарался собрать главные темы, который могут интересовать водителей, отправляющихся в соседнюю страну на автомобиле. Статья немаленькая, поэтому для удобства поиска ссылки:
Это важно знать при прохождении границы
Перед праздниками на границе собирается очередь, и стоит внимательно следить за своим местом в ней — наглых ребят, которые лезут без стеснения, много.
Казахстанскую сторону проезжаешь обычно быстрее — таможня и пограничный контроль.
Содержимое багажника и салона сложите в пакеты или сумки — их заставят прогнать через сканер.
Пассажиры со своим багажом проходят пост через отдельный коридор пешком.
Главные отличия ПДД Узбекистана и Казахстана
ПДД РУ базируются ещё на советских правилах, к тому же Узбекистан входит в число стран-участников, подписавших Венскую конвенцию. Поэтому во многом наши ПДД похожи. Но, как и везде, есть свои отличия.
? На красный можно повернуть направо, если под светофором вы увидите такую табличку. Разумеется, надо пропустить машины, которые двигаются на зелёный.
? 70 км/ч максимально разрешённая скорость для легковых в населённых пунктах, т. е. на 10 км/ч выше, чем в Казахстане.
? 100 км/ч разрешены вне городов и сёл, причём нет деления, как у нас. Везде «стольник» — с разделителем трассы или без на автомагистралях, которых в Узбекистане, к слову, мы не встретили.
Из одного села в другое. На трассе иногда приходится держать ногу под контролем, или легко нарваться на камеру или радар
? У машин на кольце всегда главная дорога. Даже если перед въездом на круговое движение вы не увидели знака «Уступи дорогу», всё равно должны пропустить автомобили, движущиеся по кругу.
? Парковать машины разрешено только параллельно краю проезжей части. Хотя бардака со стоянкой у обочин много, но сей факт стоит иметь в виду.
? Ремни безопасности обязательны, по факту ими пользуются единицы, и то только водители, т. к. за отсутствие ремня у пассажира никто не штрафует. Мы же пристёгивались всегда. Безопасность превыше всего.
? Детские кресла требуются только в том случае, если ребёнок (младше 12 лет) едет на переднем сиденье. Если везут на заднем, то до 12 лет разрешается его даже не пристёгивать. Ни одного кресла мы в машинах Узбекистана не заметили — дети, как горох, катаются по всему салону, не боясь гаишников.
? Нужно ли днём включать фары? Да, ездить с ближним светом как в городе, так и за его пределами. Если в автомобиле работают стандартные ДХО, фары можно не включать.
? Запрещено использовать мониторы мультимедийных систем в передней части салона для просмотра видео во время движения. Только навигация или обзор с наружных камер. Если мониторы встроены в задней части салона, без проблем, смотрите что угодно.
Права, техпаспорт, техосмотр?
В Узбекистане с собой в дороге нужно иметь водительское удостоверение, техпаспорт (СРТС), страховой полис ОГПО. Казахстанские права действительны. Если вы не являетесь владельцем автомобиля и он не путешествует с вами, нужна доверенность, заверенная нотариусом. Если машина оформлена на юрлицо, то сгодится доверенность, выписанная на фирменном бланке за подписью директора с печатью.
Страховка важна. При въезде на территорию Узбекистана полис нужно будет оформлять местный (
$5 на две недели). Если за рулём планируется несколько водителей, их необходимо указать в полисе обязательно либо оформить его на неограниченное число лиц.
Техосмотр. Для автомобилей, зарегистрированных в Узбекистане, требуется, а вот для иностранных — нигде не сказано. Однако я бы рекомендовал с собой прихватить распечатку, если ваша машина подлежит прохождению ТО (старше семи лет).
Аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки… Что ещё? Добавьте к этому стандартному набору светоотражающий жилет — он прописан в ПДД как обязательный.
Скоростемеры: в Узбекистане они есть?
Их полно. Причём не только в городах, но и на трассах. Они установлены высоко на столбах и бывают незаметны в движении. Половина из них стреляет в спину. Но следует отметить: за сотни метров до скоростемера стоит информационный знак.
В Ташкенте и других крупных городах над перекрёстками встречались фотофиксаторы, контролирующие стоп-линии. Переносные типа наших «Крис-П» тоже ставят на загородных дорогах. Чтобы не нарваться на них, выручит простой радар-детектор. Его стоит брать не только от камер.
Стоят ли с радарами и как гаишники относятся к иностранцам?
Радарят, но только днём. За всю поездку видели патрули у обочин раз десять, но гораздо больше встречаются картонные дурилки. Пиликающий антирадар позволял держать нужную скорость, и нас ни разу за превышение не тормознули. Встречные машины тоже, кстати, предупреждают о засаде, как и у нас, моргнув дальним.
Ночью у придорожных макетов включаются маячки — привлекает внимание и заставляет сбросить скорость интуитивно
Гаишники в Узбекистане суровы. Но если раньше они стояли за каждым кустом и докапывались до любой ерунды, сегодня всё иначе. Нас остановили всего один раз для проверки документов на трассе перед Ферганой. Инспектор бегло глянул бумаги, понял, что мы приезжие, и пожелал: «Оқ йўл!» (счастливого пути с узб.). Постов почти нет, хотя раньше были на въезде в каждую область и областной центр. На дорогах они остались в нескольких областях по одному, но свободно проезжались даже без знака STOP.
Пост по дороге в Карши
К иностранцам относятся хорошо. Туризм — одно из ключевых направлений Узбекистана, но испытывать нервы людей в форме я бы не рекомендовал. Если нарушение несерьёзное, не накаляйте обстановку, попробуйте смягчить разговор. Возможно, отделаетесь предупреждением и сдержанной улыбкой инспектора.
Как ездят местные водители?
Думаю, что алматинского водителя культура местных водителей шокирует лишь отчасти — похожий бардак мы видим в районе базаров в выходные или часы пик. Хотя выделить явные отличия всё же надо. Местные категорически против соблюдения рядности. Неважно, в Ташкенте вы едете по главному проспекту или в Андижане. Здесь не пользуются поворотниками, при этом едут динамично, ныряют из ряда в ряд, играя «в шашки». Подрезают, особенно таксисты. Может показаться, что тут никто не смотрит в зеркала. Но! Между узбекскими водителями словно существует нейронная связь — они чувствуют друг друга на все 360 градусов и всегда готовы к манёврам. Они более уступчивы по сравнению с нами. Как итог: при всей хаотичности движения за 2 000 км мы увидели три небольшие аварии в городах и одну фуру на боку на трассе.
Движение даже в небольших городах Узбекистана очень интенсивное — машин неожиданно много
По данным МВД, самое частое нарушение в Ташкенте (как, впрочем, и везде в Узбекистане) — это нарушение правил обгона. И опять же, если местный топит по встречке, обгоняя поток, все остальные участники постараются сделать так, чтобы он вернулся на свою сторону целым и невредимым. Как-то это тут работает на подсознательном уровне, хотя со стороны смотрится жутковато.
На четвёртом месте антирейтинга — проезд на красный. При подъезде к перекрёстку будет не лишним глянуть по сторонам и держать правую ногу наготове.
В придорожных сёлах и маленьких городах любят велотранспорт. Верхом на стареньких «уралах» можно встретить как детей, так и неторопливых аксакалов в костюмах. Будьте внимательны! Велопарк в регионах стар, чаще не имеет ни отражателей, ни фар. То же самое относится и к гужевым повозкам, запряжённым ишачками, и старым мотоциклам с колясками.
Уступают ли пешеходам?
Пешеходы — отдельная и непростая история. Местные жители не привыкли ходить по зебрам. Конечно, и у нас есть такие особи, но тут пешеходы вот прям вообще не соблюдают это правило и могут шагнуть на проезжую часть откуда угодно.
С другой стороны, пешеходов на нерегулируемых переходах водители пропускают через раз, и узбекистанцы к этому привыкли — они дождутся, пока поток проедет, и только после пойдут через дорогу. Поэтому, если по алматинской привычке вы решите тормознуть, увидев замешкавшегося человека на переходе, сначала смотрите в зеркала. Можно и с разбитым задом остаться. А если уж решили остановиться, нелишне перед пешеходкой поморгать аварийкой — водители позади вас поймут и начнут тормозить.
В Ташкенте, Самарканде и Бухаре водители дают проход пешеходу в тех районах, где шарятся туристы. А до других городов порядок ещё не добрался. Но о проблеме этой думали не первый год — облезлые «чучела» гаишников перед зебрами как свидетельство инициатив в повышении безопасности.
Внушают уважение дружинники возле школ, которые останавливали движение красными флажками, когда на зебру высыпали дети. Даже в Ташкенте таких нет, а вот в маленьких городах и сёлах это практикуется. Почему такое правило не принять в больших городах, в том числе и у нас, в Казахстане?
И ещё, вам, как уже пешим туристам, на заметку: пешеходам запрещено переходить дорогу в наушниках, смотреть в экран смартфона, читать книги/журналы.
Как дороги в Узбекистане?
Чаще среднего качества. На пути до Самарканда по старой советской дороге нас протрясло от души. Этот кусок был самым убитым. А в остальном пусть и не идеальная, но всё же не ухабистая дорога.
На 80 % нашего маршрута дорога была четырёхполосная — по две полосы в каждую сторону, так что с обгонами грузовиков не всё так страшно. Практически на всех участках загородных трасс потоки разделяют металлические или бетонные ограждения. За это ставим лайк.
Дороги в крупных городах хорошие, хотя и не везде. В Ташкенте центральные улицы гладкие, как стол, а заедешь куда-нибудь в глубину района, то тут может быть всё запущено — яма на яме.
Махалля в старом центре Бухары. На прадике местами протиснуться сложно
Почему не стоит ездить за городом в ночное время?
Криминальная обстановка ни при чём. В этом смысле всё хорошо, и о разбоях на трассе никто из местных вспомнить не смог. Даже в 90-х тут было спокойно.
Дело в другом: состояние знаков и разметки в Узбекистане оставляет желать лучшего. В Ташкенте ещё ничего, а вот за его пределами… Их плохо видно даже днём, а уж в тёмное время тем более. Знаки, которые хоть что-то отражают в свете фар, явно были выпущены лет этак 30 назад, и краска на них пожухла и частично облетела. Большая часть явно сделана в кустарных условиях, не имеет отражающего покрытия и плохо читается. Из-за этого высок риск не заметить ограничения скорости или запрещающий знак. Разметка — такая же история. Видно, что её иногда обновляют, но она не обладает отражающими свойствами и довольно быстро стирается — более-менее видно только днём. Риск оказаться на встречке ночью возрастает в разы.
Также по дорогам ползает немало сельхозтехники, часть которой может быть без рабочих фонарей и катафотов, или старьёвщиков с набитыми прицепами в левом ряду.
Что с топливом?
Продажа местного бензина АИ-80 и АИ-91 под контролем государства, цена фиксированная по всей стране — 4 000 и 4 500 сумов (
$0.5) за литр. 80-й есть везде, 91-й встречается через раз, 95-й надо искать даже в Ташкенте. Лучший 95-й, по заверению местных водителей, на АЗС российской компании «ЛУКОЙЛ» — по 7 800 сумов (
$0.9). Импортный 92-й бензин не регулируется властями, поэтому дороже в два раза.
В нашей поездке мы старались заправляться только на АЗС Uzbekneftegaz — считается лучшей национальной сетью. А вот на вопрос, какой бензин лучше заливать, ответ будет непривычным — 80-й! Компания, которая сдала нам в аренду 4-литровый TLC Prado 120, рекомендовала лить в их машину именно его. Говорят, в 91-м много присадок, а 80-й хотя бы чистый. Да как поедет тяжёлый внедорожник на узбекском 80-м?! Да отлично поехал! Перевал Камчик мы преодолели в обе стороны не поперхнувшись. Не было проблем и на прямиках, V6 тянул и разгонялся, словно в баках плескался 95-й. Детонация? Не слышали.
С дизелем ситуация другая. Если фактически весь автопарк страны может ездить на бензине, то солярка в меньшинстве. Её льют только в грузовики или автобусы, отчего качество, скажем, тепловозное. Цены могут быть разные. Я видел на местных заправках по 4 800 сумов (
$0.6), а «ЛУКОЙЛ» продаёт в два раза дороже.
Перевал Камчик по пути в Ферганскую долину
Есть у меня история про топливо.
Последняя поездка по Узбекистану была десять лет назад, и тогда мы с трудом смогли заправить Mercedes бензином по трассе. Да что там по трассе, 80-го не было даже в крупных городах. С горючкой наблюдались перебои и в 90-е годы, хорошее топливо можно было найти только у спекулянтов на дому. Массовый переход на газовое топливо стал решением дефицита, и сегодня АГЗС гораздо больше, чем традиционных.
Зная эту проблему, в Ташкенте заправил в дорогу 20-литровую канистру. И сделал это… зря. Топливо было на всём протяжении маршрута. Забавнее другое — как мы эту флягу с собой возили. Во-первых, на АЗС в Узбекистане не заливают в канистры ни под каким предлогом — пришлось мудрить с переливанием из другой машины. Во-вторых, в Ташкенте не успел купить металлическую канистру, залили в какую было — пластиковую. Спустя несколько часов из-под пробки попёр едкий запах, заполняя салон прадика. Поиск в придорожных автомагазинах не увенчался успехом. В городах тоже железная тара под топливо не продаётся, даже на базарах! С таксистом поездили по местным махаллям, где нам предложили купить старые ржавые, ещё советские. Нет, спасибо. Уж лучше завернём нашу в пакеты. В общем, совет: если вы сторонник того, чтобы иметь с собой запас топлива, канистру везите из дома — для ввоза разрешено 2 канистры по 20 л с топливом. А наша пахучая тара, одетая в несколько пластиковых мешков, так и вернулась в Ташкент нетронутой.
Доллары или сумы? Наличные или карта?
Прошло то время, когда курс на базаре был в два раза выгоднее, чем в банках. Теперь валюту обменивают на узбекские сумы только через кассы. Чёрный рынок ещё как-то дышит, но рисковать с валютчиками на улице не стоит — разница в курсах мизерная, а вот попасться на незаконных операциях никому не пожелаю.
Оплачивать бензин, счёт в кафе или покупки в магазинах картой Visa или MasterCard не выйдет. В Узбекистане своя платёжная система — UzCard. Через неё узбекистанцы получают зарплату в сумах и ею же везде рассчитываются.
Снять наличные (в основном доллары США) можно в любом банкомате при банках или в крупных гостиницах, где есть и официальный обменник.
В дорогу лучше брать наличные сумы для расчёта за топливо и на мелкие покупки, а доллары менять по необходимости в городах. Проживание в гостинице, кстати, также оплачивать в нацвалюте.
Можно ли ездить с тонировкой?
Как с мобильным интернетом в дороге?
На удивление, прекрасно! Мы слушали всю дорогу музыку через приложение в онлайне, пользовались соцсетями и навигатором. Как, кстати, с картами? Тоже всё окей. Мы пробовали карты разных производителей: «Яндекс», Google, maps.me, Waze — все работали, дорогу показывали. Причём Waze в Узбекистане знают, он показывал даже движение патрульных машин. Такие дела!
Как с техобслуживанием автомобилей?
Узбекистан на много лет закрылся от импорта, поэтому дороги заполонили автомобили местного производства: UzDaewoo и Chevrolet. С их обслуживанием и запчастями проблем нет.
Официально в стране продаётся Hyundai и АВТОВАЗ. Лучше из чужих марок представлена в Узбекистане именно Lada — сеть из 13 филиалов по республике.
Ежегодно Узбекистан пересекают сотни мототуристов из Европы. Как с обслуживанием техники? Скорее очень сложно, т. к. мотоциклы здесь не распространены
Автомобили зарубежных марок встречаются на дорогах штучно, поэтому сервис и запчасти для них получится найти только в Ташкенте. Не могу точно утверждать, насколько официальный статус имеют марки Toyota, Kia, BMW, Mercedes-Benz, но есть свои автосалоны и сервис. Впрочем, немало в столице и серых импортёров, имеющих склады запчастей на иномарки и собственные СТО.
Шиномонтажки, пункты замены масел встречаются на дороге. В крупных городах есть автомойки, СТО, авторынки с запчастями, шинами, расходниками.
Как с арендой автомобилей в Узбекистане?
Для кого-то аренда может получиться даже удобнее, чем ехать на своей машине издалека (от Алматы до Ташкента около 900 км). Или если собственной машины нет.
Рента автомобилей без водителя в Узбекистане активно развивается, существует не первый год. Мы брали машину у ташкентской фирмы rentcar.uz — есть внедорожники, кроссоверы, седаны разных классов. Правда, это не такой громадный автопарк, как в Europcar, поэтому бронировать машины лучше заранее.
Добраться можно самолётом, поездом или автобусом:
Чем раньше покупать билеты, тем дешевле.
Почему в Узбекистане часто сигналят?
Да, такая местная привычка имеет место быть. В Ташкенте особенно отличаются торопливые водители на светофорах, при перестроении или просто из-за того, что пробка. Почему затор? Надо как следует просигналить!
Особенно любят продавить бипку в Наманганской области и Намангане. Один водитель коротко просигналит другому без видимой причины. Хотя кажется, что просто приветствуют друг друга.
Когда лучше ехать?
С середины марта по конец мая в Узбекистане высокий сезон. В июне тут будет жарковато, а самое пекло наступает в июле. Второй всплеск активности осенью — с сентября по ноябрь включительно.
Зимой в Узбекистан тоже можно ездить, если вас не смущает сырость с ветерком. Суровых морозов не бывает, но пробирает до костей. В основном в это время пользуются спросом горнолыжные курорты Ташкентской области — Бельдерсай и Чимган.
Знайте, что местные водители лишь в редких случаях переобуваются в зимние шины. Большинство гоняет на «лете» вне зависимости снег или минус на дворе.
Про кафешки у дороги и алкоголь
Поесть наваристую шурпу, горячий плов, самсу и шашлык можно во всех городах Узбекистана. По трассе маленьких кафешек тоже хватает, но позаботьтесь о гигиене. Блюда будут только что приготовленными и вкусными, а вот тарелки, вилки вымыты плохо. Если ваш желудок слабоват, то лучше питаться в городских заведениях.
Как с алкоголем? В Ферганской долине всё сложно. Тут практически не пьют, и чтобы найти ликёро-водочный магазин, придётся напрячься. В супермаркетах и продуктовых ларьках продажа спиртного в Узбекистане под запретом. В ресторанах и кафе тоже в меню горячительного может не быть, употребление спиртного иногда запрещено даже в гостиницах.
Центр Ферганы — чисто, аккуратно, красиво
Что касается Ташкента и далее на запад, то всё гораздо проще. В столице много модных ресторанов и баров с широким выбором выпивки. В Самарканде стоит пивоваренный завод. По дороге в Бухару в кафе официант к жареной рыбе по умолчанию поставит запотевшую бутылку водки и удивится, что вы от неё отказались. Да, ещё один узбекский контраст!
Само собой, за руль под градусом нельзя. Всё, что покажет выше нуля, приравнивается к опьянению — права изымаются, машина на штрафстоянку, грозит большой штраф. Кстати, про штрафы.
Какие штрафы в Узбекистане?
? За вождение в состоянии алкогольного опьянения — штраф 25 МЗРП — 5 млн сумов (
$600) и лишение прав от 1.5 до 3 лет.
? Выезд на встречную полосу — штраф 10 МЗРП — 2 млн сумов (
? За превышение скорости:
? Нарушение правил остановки и стоянки — штраф 3 МЗРП — 600 тысяч сумов (
? За разговор по мобильному за рулём — штраф 3 МЗРП — 600 тысяч сумов (
? За проезд на красный — штраф 2 МЗРП — 405 тысяч сумов (
? За отсутствие документов (права, техпаспорт, страховка) — штраф 1 МЗРП — 202 тысячи сумов (
? За нарушение разметки и требований знаков — штраф 0.5 МЗРП — 101 тысяча сумов (
? Не пропустил пешехода — штраф 0.5 МЗРП — 101 тысяча сумов (
? За непристёгнутый ремень водителя — штраф 0.5 МЗРП — 101 тысяча сумов (
? За отсутствие аптечки, огнетушителя, жилета — штраф 0.5 МЗРП — 101 тысяча сумов (
Поездка в Узбекистан на машине для опытного автотуриста, который поездил по Казахстану, покажется лёгкой. Один из плюсов этой страны — небольшие расстояния. Доехать из Ташкента до Самарканда за 5-6 часов с остановкой на перекусы и заправку по сравнению с нашими просторами — раз плюнуть! Мы прибывали в другой город всегда полные сил — хватало на неспешное заселение в гостиницу, пешие прогулки по городу и полноценный ужин.
Надеемся, и у вас поездка будет такой же лёгкой! Удачи на дорогах!
P. S. Если у вас есть опыт путешествия по Узбекистану на автомобиле, пишите в комментариях!