Погрузочные машины для сыпучих грузов
Содержание материала
Конвейеры
Погрузчики, разгрузчики и инерционные разгрузочные машины
ГОСТ 11663—65 «Погрузчики строительные многоковшовые непрерывного действия. Типы. Основные параметры и размеры» распространяется на погрузчики, предназначенные для погрузки в транспортные средства сыпучих неслежавшихся материалов с твердыми включениями, размерами не более 75 мм. Согласно ГОСТ 11663—65 эти погрузчики должны изготовляться двух типов: ПЦ—строительные цепные и ПР — строительные роторные.
Пример условного обозначения погрузчика типа ПР технической производительностью 200—230 м 3 /ч:
погрузчик ПР-200 ГОСТ 11663—65.
Многоковшовые погрузчики непрерывного действия применяются для погрузки в автомобили и вагоны сыпучих и мелкокусковых материалов. Рабочий черпающий орган — ковши, закрепленные на двух приводных пластинчатых цепях, или питатель подгребающего типа в виде шнеков. Ходовое оборудование этих погрузчиков бывает гусеничным или колесным. Последнее выполняется по трехколесной или четырехколесной опорной схеме.
Универсальный погрузчик УП-66 Свердловского завода коммунального машиностроения смонтирован на шасси автомобиля ГАЗ-66 и предназначен для погрузки песка. Погрузчик оборудован фрезерно-шнековым питателем, и ленточным 3 транспортером (табл 4.2).
Оптовая цена погрузчиков: УКПС-2 — 1700 руб., ТМ-1 (Д-565)—9150 руб. Восстановительная цена погрузчиков: T-166M — 7500 руб., Д-452А —4670 руб., ТМ-ЦД-565) — 9710 руб.
Для погрузки и выгрузки сочного сырья, зерна на элеваторах и хлебоприемных пунктах, а также для выгрузки кукурузы в початках и картофеля из железнодорожных вагонов используют универсальный погрузчик УКПС-2 Новочеркасского завода Министерства хлебопродуктов и комбикормовой промышленности РСФСР. Он имеет ковшовый элеватор и ленточный конвейер, смонтированные на самоходной тележке. Ковшовый элеватор установлен на поворотной платформе, он перемещается в радиальном направлении и может опускаться или подниматься на необходимую величину при помощи лебедки. Материал забирается из насыпи ковшовым элеватором и подается через сбрасывающий лоток на ленточный телескопический конвейер. Длина последнего увеличивается до 2,5 м при помощи выдвижной рамы; шарнирная опора дает возможность повернуть конвейер вокруг его вертикальной оси на 180°. Для выгрузки зерна из вагонов снимается верхняя часть сбрасывающего лотка и один ковш, затем ковшовый элеватор вводят в дверной проем.
Основные технические данные цепных ковшовых и скребковых разгрузчиков приведены в табл. 4.3.
Техническая характеристика многоковшовых пневмоколесных и гусеничных погрузчиков и буртоукладочных машин серийного производства Калиновского машиностроительного завода приведена в табл. 4.4.
Таблица 4.3
Цепные ковшовые и скребковые разгрузчики полувагонов и платформ
Инерционная разгрузочная машина предназначена для выгрузки сыпучих грузов из крытых четырехосных вагонов.
Пневматические разгрузчики
На морском, речном, железнодорожном и автомобильном транспорте всасывающие и нагнетательные пневматические установки применяются при перегрузке зерновых и пылевидных грузов.
Пневматические разгрузчики всасывающего и всасывающе-нагнетательного действия, серийно изготовляемые промышленностью, предназначены для выгрузки цемента, фосфоритной муки, алебастра, мела, апатитового концентрата, хлопковых семян из крытых вагонов и судов в приемные устройства или раздаточные бункера.
Технические характеристики пневматических разгрузчиков приведены в табл. 4.5.
Таблица 4.5
Пневматические погрузчики
ГОСТ 12590—79 «Разгрузчики цемента пневматические. Технические требования» распространяется на пневматические разгрузчики, предназначенные для выгрузки бестарного цемента из железнодорожных вагонов и складских помещений при температуре окружающего воздуха от — 40 до + 40 С.
Ленинградский завод строительных машин серийно выпускает пневматические разгрузчики всасывающего действия (вакуумные) ТА-17, ТА-18, всасывающе-нагнетательного действия ТА-26 и ТА-27, способные подавать выгружаемый из вагонов бестарный цемент по горизонтали на расстояние 40—50 м и на высоту до 35 м непосредственно в силосные башни склада. Пневматический разгрузчик нагнетательного действия РАУ-30 совмещает механический забор материала с помощью шнеков с пневматическим его транспортированием с помощью пневмоподъемников.
Пневмопогрузчики всасывающего действия применяются для выгрузки зерна из трюмов речных и морских судов. Технические характеристики плавучих и портальных всасывающих пневматических зерноперегружателей, цементоперегружателей конструкции ЦПКБ МРФ и пневматических разгрузчиков TA-5 (С-578А), С-577, С-559, С-653В, С-960, снятых с производства, приведены в третьем издании настоящего справочника.
Погрузочные машины для сыпучих грузов
Основными технологическими функциями любой погрузочной машины являются захват насыпного груза из) штабеля и перемещение этого груза к транспортным средствам. Исходя из этого, для построения общей классификации погрузочных машин как шахтных, так и наземных выбраны следующие основные признаки:
а) способ захвата насыпного груза из штабеля,
б) тип рабочего органа и
в) способ передачи насыпного груза в транспортные средства.
Весьма часто при классификации погрузочных машин используются и такие признаки, как конструкция и характер действия рабочего органа, род погружаемого насыпного груза, способ перемещения машины, род используемой энергии и тип передаточного конвейера. Эти признаки могут быть полезны при составлении частных классификаций. В табл. 6 приведена классификация погрузочных машин для насыпных грузов, основанная на трех выбранных признаках.
По способу захвата, согласно этой классификации, все погрузочные машины разделяются на три класса: нижнего, бокового и верхнего захвата.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Первый способ, называемый нижним захватом, характеризуется горизонтальным внедрением рабочего органа (ковша, гребка и т. п.) погрузочной машины в штабель с последующим отрывом некоторой части насыпного груза при движении рабочего органа вверх.
Второй способ, называемый боковым захватом, характерен нагреванием насыпного груза кругообразным движением рабочего органа в горизонтальной или слегка наклонной к горизонту плоскости.
Третий способ называют верхним захватом; его особенностью является движение рабочего орган сверху вниз с отрывом от штабеля некоторого объема насыпного груза.
Указанное в таблице разделение погрузочных машин по типу рабочего органа в особых пояснениях не нуждается. По способу передачи груза на транспортные средства погрузочные машины разделяются на машины с прямой погрузкой — непосредственно рабочим органом и машины со ступенчатой погрузкой — посредством передаточного конвейера.
Кроме того, по характеру рабочего процесса все погрузочные машины делятся на машины периодического и непрерывного действия.
Рис. 1. Способы взаимодействия рабочих органов погрузочных машин со штабелем груза:
a — нижний захват (вид на штабель сбоку); б — боковой захват (вид на штабель сверху); в — верхний захват (вид на штабель сбоку).
Погрузочные машины для сыпучих грузов
Погрузочные машины цикличного и непрерывного действия используют в строительстве для погрузки инертных и вяжущих материалов в карьерах и на складах. Машины цикличного действия, называемые также одноковшовыми (фронтальными) погрузчиками, могут быть выполнены в виде навесного оборудования, установленного на серийно выпускаемых колесных, реже гусеничных тракторах или колесных тягачах, а также специальных машинах с использованием тракторного ходового и силового оборудования. Эти машины обычно представляют собой погрузочно-отвальное оборудование, установленное на колесном тягаче.
Одноковшовые погрузчикипредназначены для погрузки на транспортные средства (автомобили-самосвалы и полувагоны) сыпучих и кусковых грузов (песка, гравия, щебня, строительного мусора, каменного угля, кокса и т. п.). Погрузчики со специальными ковшами используют также для перегрузки скальных пород, разработки и погрузки гравийно-песчаных материалов в карьерах и т. п. Они могут быть оборудованы специальными устройствами для монтажных, зачистных, планировочных, снегоуборочных и других работ.
Одноковшовые погрузчики классифицируют по грузоподъемности — легкие (0,5. 2 т), средние (2. 4 т), тяжелые (4. 10 т) и большегрузные (более Ют); по виду базового шасси — на тракторах, тягачах и специальном шасси; по виду ходовых устройств — колесные и гусеничные; по направлению разгрузки ковша — с передней (фронтальные), боковой (полуповоротные) и задней (перекидные) разгрузкой. В строительстве наибольшее распространение получили фронтальные погрузчики на спецшасси.
Фронтальный погрузчик(рис. 12.4) состоит из ковша / и стрелы 2, навешенных на портал 7, жестко соединенный с рамой 8 погрузчика. Стрелу поднимают двумя гидроцилиндрами 6 (с каждой стороны погрузчика), а ковш поворачивают двумя гидроци-
|
Рис. 12.4. Фронтальный одноковшовый погрузчик
динарами 5 через рычажную систему 3, контролируя его угловое положение указателем 4. Дизельная силовая установка расположена в задней части машины.
Этапы зачерпывания насыпного груза из штабеля показаны положениями ковша /, // и ///. В положении / погрузчик перемещается вперед для внедрения ковша в насыпной материал, после чего ковш переводится в положение //, а затем — в положение /// для подготовки к последующему перемещению погрузчика к месту разгрузки. Этапы загрузки транспортного средства показаны положениями ковша IV и V.
Кроме основного ковша одноковшовые погрузчики оснащают многими видами сменного и навесного рабочего оборудования — ковшами увеличенной и уменьшенной вместимости, грейферными двухчелюстными ковшами, ковшами с боковой разгрузкой, поворотными захватами для погрузки в транспортные средства и складирования штучных и длинномерных грузов, лесоматериалов, установки столбов и другим оборудованием. Некоторые виды сменного рабочего и навесного оборудования приведены на рис. 12.5.
Эксплуатационная производительность одноковшовых погрузчиков при работе с сыпучими грузами
где П — эксплуатационная производительность, т/ч; Q — грузоподъемность ковша, т; е — коэффициент использования вмести-
|
20 |
17 |
Рис. 12.5. Сменное рабочее и навесное оборудование одноковшовых
ковши: /, 2 и 3 — нормальной, увеличенной и уменьшенной вместимостей; 4 — двухчелюстной; 5 — скелетный; б — с боковой разгрузкой; 7 — с увеличенной высотой разгрузки;
жение IV совмещается с передвижением погрузчика к месту разгрузки, а опускание ковша в положение / — с возвратным передвижением погрузчика.
Для определения эксплуатационной производительности погрузчиков при работе со штучными грузами используют формулу (12.1), заменяя в ней е на коэффициент использования грузоподъемности погрузчика кг, а при расчете параметра /ц время зачерпывания сыпучего материала — на время захвата груза:
Погрузочные машины непрерывного действия(рис. 12.6) включают: зачерпывающее (питатель) и транспортирующее устройства, пневмоколесный или гусеничный движитель. В качестве зачерпывающего устройства используют винтовой питатель / (см. рис. 12.6, б) с симметричным винтом правой и левой навивки, реже — черпа-ковое колесо 4 (см. рис. 12.6, в), в ряде случаев, преимущественно для погрузки снега, — загребающие лапы 6. Транспортирующим устройством обычно служит ковшовый 2 (см. рис. 12.6, б), ленточный Зи 5(см. рис. 12.6, в) или скребковый /0 конвейеры.
Передвижные ленточные конвейеры(см. рис. 12.6, а) не имеют зачерпывающего органа. Их загружают материалом вручную или бульдозером при заглублении загрузочного конца в приямок. Перемещают конвейер также вручную. Несущим органом является плоская или желобчатая конвейерная лента шириной от 0,4 до 0,65 м. Скорость движения ленты составляет от 0,5 до 3,2 м/с. Отечественная промышленность выпускает передвижные конвейеры длиной 5, 10 и 15 м.
Погрузочные машины с винтовым питателем(см. рис. 12.6, б) с ленточным или лопастным (для крупнокусковых материалов) винтом применяют для перегрузки песка, гравия, щебня, глины. При вращении винта / с одновременным перемещением машины (надвиганием на штабель) его витки подгребают материал с обеих сторон к наклонному ковшовому элеватору 3, по наличию которого машины называют также многоковшовыми погрузчиками. Материал выгружается в транспортное средство через спускной лоток непосредственно или с помощью отвального конвейера 2, обычно поворотного в горизонтальной плоскости.
Машины такого типа имеют механическую, гидромеханическую или электромеханическую трансмиссии. В последнем случае механизмы винтового питателя, ковшового и ленточного конвейеров, а также гусениц или колесных осей приводятся в движение от индивидуальных электродвигателей, питаемых от генератора трехфазного тока, приводимого ДВС. Известны также машины, питаемые электроэнергией от внешней электросети. Производительность таких многоковшовых погрузчиков составляет обычно 40. 160 м 3 /ч.
Машины с черпаковым загрузочным устройством(см. рис. 12.6, в) в виде ротора 4 с расположенными по его периферии черпаками, называемые также роторными погрузочными машинами, применяют для погрузки неслежавшихся материалов (песка, рыхлого грунта, угля и т. п.). При вращении ротор захватывает материал и перегружает его на приемный ленточный конвейер, расположенный вдоль поворотной в вертикальной плоскости стрелы с ротором на ее конце. Из приемного конвейера материал поступает на отвальный конвейер 5, поворотный в горизонтальной плоскости, а оттуда — в транспортное средство. В отличие от многоковшового погрузчика с винтовым питателем, который может забирать ма-
Рис. 12.6. Погрузочные машины непрерывного действия:
териал только с подошвы штабеля, роторный погрузчик может забирать материал на любой его высоте. Роторные погрузчики могут работать при непрерывной подаче машины на штабель, забирая материал с определенного его уровня, и позиционно, разрабатывая штабель сверху вниз путем опускания стрелы с ротором без перемещения машины. По достижении ротором подошвы забоя машину перемещают вперед на новую позицию.
Машины с загребающими лапами(см. рис. 12.6, г), обычно используемые как снегоуборочные, применяют также для погрузки мелко- и среднекусковых, преимущественно малоабразивных, материалов, например угля.
Загребающая лапа 6 является составной частью шарнирного четырехзвенника, включающего также кривошип 7 и тягу 8, смонтированные на лотке 9. При вращении кривошипов, приводимых в движение через расположенный под лотком карданный вал, и непрерывной подаче машины на штабель лапы поочередно загребают материал и подают его на скребковый конвейер 10. Для работы с абразивными строительными материалами эти машины непригодны из-за быстрого изнашивания шарнирных узлов четы-рехзвенников.
Производительность погрузочных машин непрерывного действия составляет 50. 300 м 3 /ч и зависит прежде всего от работы питателя и размера штабеля. При разработке штабелей больших объемов с быстрым продвижением погрузчика вперед за счет напорного усилия ходовой части производительность повышается.
Контрольные вопросы
1.Для чего предназначены погрузочно-разгрузочные машины? При
ведите их общую классификацию.
2. Для чего предназначены вилочные погрузчики? Перечислите виды
сменных рабочих органов. Приведите краткую классификацию вилочных
погрузчиков.
3. Опишите устройство и рабочий процесс фронтального автопогруз
чика.
4. Что такое кран-манипулятор? Каково его назначение?
5. Какие машины используют для погрузки сыпучих материалов?
6. Для чего предназначены одноковшовые погрузчики? Приведите их
краткую классификацию.
7. Опишите устройство и рабочий процесс фронтальных погрузчиков.
Приведите их основные параметры. Перечислите виды сменного и на
весного оборудования фронтальных погрузчиков.
8. Как определяют производительность одноковшовых погрузчиков при
работе с сыпучими и штучными грузами?
9. Какова структура погрузочной машины непрерывного действия?
Опишите назначение, устройство и рабочие процессы передвижных лен
точных конвейеров, погрузочных машин с винтовым и черпаковым за
грузочными устройствами, с загребающими лапами.
Волков Строительные машины. Среднее профессиональное образование
Глава 12. ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ МАШИНЫ
Погрузочно-разгрузочные машины предназначены для погрузки штучных грузов и сыпучих материалов на транспортные средства (железнодорожные вагоны, автомобили, конвейеры), для разгрузки их с транспортных средств, а также для перемещения в хранилищах при складировании и сортировке. Их разделяют:
по рабочему процессу на машины цикличного и непрерывного действия’,
виду ходового оборудования на машины рельсоколесные, пнев- моколесные и гусеничные. Известны также стационарные погрузочно-разгрузочные машины.
Рабочий цикл машины цикличного действия состоит из операций захвата материала, его перемещения, выгрузки и возврата рабочего органа или машины в целом на исходную позицию следующего рабочего цикла. Машины непрерывного действия могут быть оборудованы несколькими рабочими органами, установленными с определенным шагом, например, на бесконечной тяговой цепи, или рабочим органом, например шнекового типа. При работе в цикличном режиме машина выполняет перечисленные операции последовательно. В машинах непрерывного действия материал поступает на рабочий орган, перемещается вместе с ним или по нему и разгружается непрерывным потоком.
12.2. Машины для перегрузки штучных грузов
Для перегрузки единичных грузов большой массы (железобетонных изделий, контейнеров с кирпичом и каменными блоками, ящиков с оборудованием, длинномерного лесоматериала и профильного металла) при одновременном их перемещении по строительной площадке, а также при монтаже применяют вилочные автопогрузчики и краны-манипуляторы.
Вилочным автопогрузчиком называют подъемно-транспортную машину с вертикальным телескопическим подъемником и подвешенными на нем грузовыми вилами (рис. 12.1, а). В качестве сменных рабочих органов используют: штырь для рулонов и коротких труб (рис. 12.1,5), захват для бревен (рис. 12.1, в), ковш для сыпучих материалов (рис. 12.1, г), безблочную стрелу (рис. 12.1, д), крано-
Рис. 12.1. Сменные грузозахватные органы автопогрузчиков
вую стрелу (рис. 12.1, е), рычажную крановую стрелу (рис. 12.1, ж) для увеличения высоты подъема, приспособление для захвата контейнеров и др. Рабочий орган может быть установлен в передней (фронтальные погрузчики) или боковой (боковые погрузчики) части машины. В строительстве применяют погрузчики с питанием от ДВС (автопогрузчики). В транспортных сетях заводов строй- |индустрии и промышленных предприятий используют также погрузчики с электрическим приводом постоянного тока с питанием от аккумуляторных батарей (электропогрузчики). По грузоподъемности погрузчики делят на легкие (до 2 т), средние (от 3,2 до 5 т) и тяжелые (от 5 до 10 т) и сверхтяжелые (более 10 т). При увеличении вылета груза, например при крановом рабочем оборудовании, грузоподъемность погрузчика снижается. В строительстве наибольшее распространение получили фронтальные автопогрузчики средней грузоподъемности.
Фронтальный автопогрузчик (рис. 12.2) состоит из самоходного короткобазового шасси, изготовленного, в основном, из стандартных автомобильных узлов и деталей: ДВС с коробкой передач, ведущего и управляемого мостов с ходовыми колесами, рулевого управления и т.п. В отличие от автомобиля задний мост со спаренными ведущими колесами установлен в передней части Машины, а управляемый мост — в ее задней части, что обусловлено развеской массы машины с грузом, при которой большая
Рис. 12.2. Фронтальный вилочный автопогрузчик
нагрузка приходится на ее переднюю часть. Соответственно изменена ориентация органов управления и рабочего места машиниста. Короткая автомобильная база обеспечивает погрузчику высокую маневренность — способность разворачиваться в стесненных условиях, например, в складских помещениях.
Грузоподъемник состоит из двух рам — внешней 1 и внутренней 2, подъемной каретки 7 с грузовыми вилами 4, подъемного механизма и двух гидроцилиндров 10 отклонения внешней рамы от ее вертикального положения. Внешняя рама в нижней части шарнирно соединена с рамой самоходного шасси и с помощью двух гидроцилиндров может наклоняться вперед на угол до 3° для подвода вил под груз при его захвате и назад на угол до 10° для предотвращения сползания груза с вил при его вертикальных перемещениях, а также при передвижении погрузчика. Внутренняя рама с помощью гидравлического толкателя 3 одностороннего
действия, шток которого 9 жестко закреплен на поперечине 5 внутренней рамы, и обратного двукратного полиспаста (мультипликатора), состоящего из двух грузовых цепей 8, закрепленных концами на внешней раме и грузовой каретке и огибающих звездочки 6, подвешенные к поперечине внутренней рамы, может перемещаться вверх по направляющим внешней рамы. Аналогично по направляющим внутренней рамы может перемещаться грузовая каретка 7. Благодаря мультипликатору скорость перемещения хрузовой каретки в два раза превышает скорость перемещения штока гидротолкателя. Опускают груз гравитационно. Гидроцилин- дры питаются рабочей жидкостью от лопастного или шестеренного насоса, приводимого двигателем автопогрузчика.
Рабочий цикл фронтального автопогрузчика состоит из следующих операций: захвата установленного на подкладках штучного или тарного груза (подвод вил под груз, наклон внешней рамы назад); перемещения погрузчика к месту разгрузки, при необходимости с подъемом груза; установки груза на подкладки в месте разгрузки и возврата погрузчика на исходную позицию следующего рабочего цикла. В зависимости от ситуационных местных условий и дальности передвижения погрузчик может перемещаться как передним ходом с разворотами, так и задним ходом, загружаться и разгружаться на любой высоте в пределах вертикального
Рис. 12.3. Кран-манипулятор на короткобазовом шасси с дистанционно Управляемым грузозахватным устройством для перегрузки утяжелителей
хода вил. Максимальная высота подъема вилочного захвата автопогрузчика средней грузоподъемности составляет примерно 4,5 м, а груза на крюке Г-образной стрелы до 7 м. Скорость подъема груза составляет от 0,5 до 10 м/мин, а скорость передвижения по дорогам с твердым покрытием до 50 км/ч.
Краны-манипуляторы представляют собой специальные подъемно-транспортные средства, обычно с дистанционно управляемым грузозахватным устройством. В качестве примера на рис. 12.3 показан кран-манипулятор на короткобазовом шасси с грузозахватным устройством, подвешенным на гуське телескопической стрелы, смонтированной на поворотной части машины. Краны-манипуляторы изготавливают также на базе автомобилей, тракторов и одноковшовых полноповоротных экскаваторов.
Погрузочные машины цикличного и непрерывного действия используют в строительстве для погрузки инертных и вяжущих материалов в карьерах и на складах. Машины цикличного действия, называемые также одноковшовыми (фронтальными) погрузчиками, могут быть выполнены в виде навесного оборудования, установленного на серийно выпускаемых колесных, реже гусеничных тракторах или колесных тягачах, а также специальных машинах с использованием тракторного ходового и силового оборудования. Эти машины обычно представляют собой погрузочно- отвальное оборудование, установленное на колесном тягаче.
Одноковшовые погрузчики предназначены для погрузки на транспортные средства (автомобили-самосвалы и полувагоны) сыпучих и кусковых грузов (песка, гравия, щебня, строительного мусора, каменного угля, кокса и т. п.). Погрузчики со специальными ковшами используют также для перегрузки скальных пород, разработки и погрузки гравийно-песчаных материалов в карьерах и т. п. Они могут быть оборудованы специальными устройствами для монтажных, зачистных, планировочных, снегоуборочных и других работ.
Одноковшовые погрузчики классифицируют по грузоподъемности — легкие (0,5. 2 т), средние (2. 4 т), тяжелые (4. 10 т) и большегрузные (более Ют); по виду базового шасси — на тракторах, тягачах и специальном шасси; по виду ходовых устройств — колесные и гусеничные; по направлению разгрузки ковша — с передней (фронтальные), боковой (полуповоротные) и задней (перекидные) разгрузкой. В строительстве наибольшее распространение получили фронтальные погрузчики на’спецшасси.
Фронтальный погрузчик (рис. 12.4) состоит из ковша 1 и стрелы 2, навешенных на портал 7, жестко соединенный с рамой 8 погрузчика. Стрелу поднимают двумя гидроцилиндрами 6 (с каждой стороны погрузчика), а ковш поворачивают двумя гидроци-
^ииндрами 5 через рычажную систему 3, контролируя его угловое положение указателем 4. Дизельная силовая установка расположена в задней части машины.
Этапы зачерпывания насыпного груза из штабеля показаны положениями ковша I, Пи III. В положении /погрузчик перемещается вперед для внедрения ковша в насыпной материал, после чего ковш переводится в положение II, а затем — в положение III для подготовки к последующему перемещению погрузчика к месту разгрузки. Этапы загрузки транспортного средства показаны положениями ковша IV и V.
Скорость подъема ковша при черпании составляет 1. 1,5 м/с; высота подъема ковша грузоподъемностью 1,25. 5т — 2,7. 3,4 м; рабочие скорости передвижения погрузчика 8. 12 км/ч, а транспортные скорости 25. 50 км/ч.
Кроме основного ковша одноковшовые погрузчики оснащают многими видами сменного и навесного рабочего оборудования — ковшами увеличенной и уменьшенной вместимости, грейферными двухчелюстными ковшами, ковшами с боковой разгрузкой, поворотными захватами для погрузки в транспортные средства и складирования штучных и длинномерных грузов, лесоматериалов, установки столбов и другим оборудованием. Некоторые виды сменного рабочего и навесного оборудования приведены на рис. 12.5.
Эксплуатационная производительность одноковшовых погрузчиков при работе с сыпучими грузами
/Л
Рис. 12.4. Фронтальный одноковшовый погрузчик
где П — эксплуатационная производительность, т/ч;Q — грузоподъемность ковша, т; е — коэффициент использования вмести-
Рис. 12.5. Сменное рабочее и навесное оборудование одноковшовых
ковши: 1, 2 и 3 — нормальной, увеличенной и уменьшенной вместимостей; 4 — двухчелюстной; J — скелетный; 6 — с боковой разгрузкой; 7 — с увеличенной высотой разгрузки; 8 — с принудительной разгрузкой; 9 — бульдозерный отвал; 10 — рабочее оборудование экскаватора; 11 — грейфер; 12 — грузовые вилы; 13 — крановое оборудование; 14 — челюстной захват; 15 — захват для столбов и свай; 16 — плужный снегоочиститель; 17 — роторный снегоочиститель; 18 — кусторез; 19 — корчеватель-собиратель; 20 — рыхлитель
мости ковша (е = 0,9 при погрузке зернистых и мелкокусковых материалов, е = 0,7 при погрузке средне- и крупнокусковых материалов); къ — коэффициент использования погрузчика во времени; /ц — продолжительность рабочего цикла.
Для определения эксплуатационной производительности погрузчиков при работе со штучными грузами используют формулу (12.1), заменяя в ней е на коэффициент использования грузоподъемности погрузчика кс, а при расчете параметра /ц время зачерпывания сыпучего материала — на время захвата груза:
Погрузочные машины непрерывного действия (рис. 12.6) включают: зачерпывающее (питатель) и транспортирующее устройства, пневмоколесный или гусеничный движитель. В качестве зачерпывающего устройства используют винтовой питатель 1 (см. рис. 12.6, б) с симметричным винтом правой и левой навивки, реже — черпа- ковое колесо 4 (см. рис. 12.6, в), в ряде случаев, преимущественно для погрузки снега, — загребающие лапы 6. Транспортирующим устройством обычно служит ковшовый 2 (см. рис. 12.6, б), ленточный 3 и 5 (см. рис. 12.6, в) или скребковый 10 конвейеры.
Передвижные ленточные конвейеры (см. рис. 12.6, а) не имеют зачерпывающего органа. Их загружают материалом вручную или бульдозером при заглублении загрузочного конца в приямок. Перемещают конвейер также вручную. Несущим органом является плоская или желобчатая конвейерная лента шириной от 0,4 до 0,65 м. Скорость движения ленты составляет от 0,5 до 3,2 м/с. Отечественная промышленность выпускает передвижные конвейеры длиной 5, 10 и 15 м.
Погрузочные машины с винтовым питателем (см. рис. 12.6, б) с ленточным или лопастным (для крупнокусковых материалов) винтом применяют для перегрузки песка, гравия, щебня, глины. При вращении винта 1 с одновременным перемещением машины (надвиганием на штабель) его витки подгребают материал с обеих сторон к наклонному ковшовому элеватору 3, по наличию которого машины называют также многоковшовыми погрузчиками. Материал выгружается в транспортное средство через спускной лоток непосредственно или с помощью отвального конвейера 2, обычно поворотного в горизонтальной плоскости.
Машины такого типа имеют механическую, гидромеханическую или электромеханическую трансмиссии. В последнем случае механизмы винтового питателя, ковшового и ленточного конвейеров, а также гусениц или колесных осей приводятся в движение от индивидуальных электродвигателей, питаемых от генератора трехфазного тока, приводимого ДВС. Известны также машины, питаемые электроэнергией от внешней электросети. Производительность таких многоковшовых погрузчиков составляет обычно 40. 160 м 3 /ч.
Рис. 12.6. Погрузочные машины непрерывного действия:
а — передвижной ленточный конвейер; б — с винтовым питателем; в — с черпаковым загрузочным устройством; г — с загребающими лапами
Машины с черпаковым загрузочным устройством (см. рис. 12.6, в) в виде ротора 4 с расположенными по его периферии черпаками, называемые также роторными погрузочными машинами, применяют для погрузки неслежавшихся материалов (песка, рыхлого грунта, угля и т. п.). При вращении ротор захватывает материал и перегружает его на приемный ленточный конвейер, расположенный вдоль поворотной в вертикальной плоскости стрелы с ротором на ее конце. Из приемного конвейера материал поступает на отвальный конвейер 5, поворотный в горизонтальной плоскости, а оттуда — в транспортное средство. В отличие от многоковшового погрузчика с винтовым питателем, который может забирать ма-
сериал только с подошвы штабеля, роторный погрузчик может убирать материал на любой его высоте. Роторные погрузчики могут работать при непрерывной подаче машины на штабель, забирая материал с определенного его уровня, и позиционно, разрабаты- 5ая штабель сверху вниз путем опускания стрелы с ротором без перемещения машины. По достижении ротором подошвы забоя машину перемещают вперед на новую позицию.
Машины с загребающими лапами (см. рис. 12.6, г), обычно ис- тользуемые как снегоуборочные, применяют также для погрузки лелко- и среднекусковых, преимущественно малоабразивных, ма- гериалов, например угля.
Загребающая лапа 6 является составной частью шарнирного гетырехзвенника, включающего также кривошип 7 и тягу 8, смон- гированные на лотке 9. При вращении кривошипов, приводимых > движение через расположенный под лотком карданный вал, и «прерывной подаче машины на штабель лапы поочередно загре- >ают материал и подают его на скребковый конвейер 10. Для ра- 5оты с абразивными строительными материалами эти машины кпригодны из-за быстрого изнашивания шарнирных узлов четы- >ехзвенников.
Производительность погрузочных машин непрерывного дей- ггвия составляет 50. 300 м 3 /ч и зависит прежде всего от работы штателя и размера штабеля. При разработке штабелей больших )бъемов с быстрым продвижением погрузчика вперед за счет на- юрного усилия ходовой части производительность повышается.