Покраска авто line x
ЗАПИСЬ 10. Покрыл кузов Line-X’ом. Первые впечатления.
После покупки было много жучков по кузову, хоть и не критично. Но машина любима и желанна, поэтому делаем с расчетом на будущее.
В Воронеже покраска лишь кузова с кузовными работами — 90т.р. Мне так посчитали, во всяком случае. Бампер, багажник и прочее — в счет не вошли. Дорого, а толку мало. Не вариант. Да и попался на глаза этот лайнэкс на драйве. Понравилось, решил искать вариант с лайнэксом.
Некоторые косяки по кузову
Было много чего еще с кузовом не так — лыжа сильно ржавая и мятая, крыло мятое, ржавчина небольшая местами. Этого вполне достаточно для меня чтобы решать вопрос с кузовом в целом.
Где сделать лайнэкс?
Уточняю — за 2500$ красим в два цвета — зеленый кузов, черный низ. Хотел сделать низ таким же серым как и был до этого, но есть нюанс. Светлые цвета выгорают в желтые тона. А чтоб не выгорали — покрывают лаком. А лак как и на обычном ЛКП — не надежен. Поэтому вариант отпал. Забегая вперед скажу, что мне не нравится в текущем варианте черный цвет расширителей и нижней части кузова. Но пока будет так.
Так же в черный цвет лайнэксом за эти же деньги красим передний силовой бампер. Лесенку я снял за ненадобностью, а калитку и экспедиционник решено не заливать лайнэксом по нескольким причинам. Первое — элементы, вероятно, временные. Планирую заменить на другие. Во всяком случае калитку. Второе — жуткий расход материала и по сему дороговизна такой обработки.
Все решено — еду в Минск. Дорога заняла один вечер и половину следующего дня. От Воронежа это 1000 км. Примерно 4500р на салярку. Бокс фирмы находится на территории какого-то завода рядом с МКАД. Эдвинас (хозяин) отвез меня на вокзал, предварительно взял аванс 1000$. Много успел рассказать об этом бизнесе — тема отдельного материала. Кому интересно — спрашивайте.
Было много работы дома, и автомобиль мне был не сильно нужен. Вернулся за ним аж через 3.5 недели.
Увидев его сразу стал замечать «косяки». Их было много. Сломан задний дворник, не открывается водительская дверь, в одном месте напачкано клеем от расширителя, в другом фонари наперекосяк стоят, дальше забыли деталь одну поставить, испачкана приборка лайнексом сбоку и так далее. Все это с мастером из Литвы мы устраняли в течение 6-7 часов без перекура.
В итоге сердце перестало бешено колотиться и я успокоился. Но нервов это стоило… не очень понял почему так получилось, но, вероятно, мастер забыл как была установлена до него половина всех деталей. Хорошо что все косяки он быстро и умело устранял, иначе пришлось бы мне пожить в Минске.
На ночь глядя я уехал. К вечеру следующего дня был уже дома, успев набрать грибов по дороге.
Line-X, отзыв через полтора года
Прошло полтора года, как я задул машину в Line-X, и теперь хотел бы поделиться наблюдениями. Возможно это поможет тем, кто сомневается в выборе покрытия или принимает решение, нужно ли ему это мероприятие вообще.
На рынке покрытий Line-X позиционируется как самое качественное, стойкое покрытие со сложной технологией нанесения (нельзя распылить самому из бочки в гараже), исключительно франшизными центрами и, соответственно, наиболее дорогое.
Что я делал.
Покрывался весь кузов, багажник, минимальный обвес. Силовой обвес принципиально оставлял без покрытия. Кузов крыл максимально крупной шагренью очень толстым слоем.
Зачем я это делал.
Кузов покрывал для того, чтобы не грузиться на предмет сохранности лакокрасочного покрытия. После ползаний по лесу ветки оставляют длинные следы по кузову и меня это порядочно беспокоило. Плюс к этому местами машина, когда мне досталась, уже была с нарушениями лакокрасочного на крыше до металла и под алюминиевыми накладками на морде, что тоже меня подгружало. Итого основной мотив — снятие беспокойства из-за непотребного внешнего вида лакокрасочного покрытия. Есть граждане, которые считают, что проблема лакокрасочного покрытия, это проблема отношения в голове владельца, тем более в случае внедорожника, тем более в случае дефендера, который кривой, косой и мятый с завода. Я согласен с этим утверждением, но у меня в голове эта проблема есть, и я решил ее устранить, задувшись в Line-X. Мое дело.
Багажник перекрывал потому, как изначально он был сильно ржавый в передней части, где эта модель цветет ну просто у всех. Хотелось его очистить и закрыть, т.к. очевидно наверху активный контакт со средой в виде дождя снега, дорожной взвеси и т.д.
Мелкие детали по кузову — решетчатая защита задних сдвижных окон, лестница на крышу, защита головной оптики, расширители арок — крылись из соображения целостности внешнего вида (я художник, я так вижу).
Силовой обвес — бампера и пороги — не покрывался, так как они чрезмерно активно и агрессивно контактируют с различными препятствиями, не было сомнений, что никакой Line-X тут не выдержит.
Пару раз был в ДТП с притираниями кузовными частями, отлетанием деталей притеревшихся машин, растертыми зеркалами и так далее. Следов не остается на кузове.
Расширители колесных арок.
Пластиковые. Все облезло полностью, причем слезать стало практически сразу же на второй день и за полгода облезло совсем. Состав тяжело встает на пластик, что-то с ним там надо предварительно делать. Михаил все переделал без вопросов, после прошел уже год, жестоких выездов было много, никаких проблем нет. Сами расширители отрывал неоднократно, следов на них не остается.
Багажник.
В той самой проблемной передней части покрытие локально вспухло. Снятие и разрезание опухоли показало, что образовалась дырочка до металла, куда попала вода и далее разъела участок, соответственно вспухший (привет тем, кто считает, что аллюминий не цветет). Быть такого было не должно под составом, даже если появляется дырочка, что говорит о нарушении технологии покрытия.
Опять же Михаил все переделал. Так как Line-X’ом они сейчас не занимаются, то закрыли BulletLiner’ом. Визуально не отличается. Смотрим, набираем статистику, ждем.
При исправлении огрехи на багажнике, очевидно, сам багажник с крыши снимали. Причем полтора года назад ставили его без прокладок, рассуждая, что и кузов, и лапы опор багажника все-равно покрыт Line-X’ом, и прокладки врядли понадобятся. То есть багажник закрепляли прямо на водостоки, зажимая винтами. Теперь через полтора года все отсоединилось спокойно, без проблем, прилипания и нарушения покрытия в месте зажима опор багажника на водостоках.
А! Совсем забыл. Длинная поездка на Кольский со сложенной лодкой на крыше (60 килограммов, вначале на багажнике лежит днище, сверху него свернутая лодка, прижатая двумя лентами с храповым механизмом) протерла в покрытии багажника пятисантиметровую проплешину до металла.
Дверные петли.
Толстое покрытие в течении полутора лет истерлось до металла на сочлененных двигающихся элементах. Вцелом, петли это проблемное место у дефендера, они разбалтываются и не настраиваются, только меняются. У меня как раз настало время, так что буду неспеша брать новые и что-то с ними делать. Но уже очевидно, что именно к истиранию покрытие не стойко!
Дверные проемы.
По просьбе граждан из комментариев добавляю фотографии дверных проемов и мест контакта уплотнителя двери с шагренью покрытия. Там все хорошо, проблем нет и не было.
Как моется
Вот уж не ожидал, что много вопросов будет на предмет помывки. Так а какая разница, как моется? Отдал в мойку, это их головняк. Тряпкой, очевидно, моется тяжело из-за шагрени, но само покрытие сильно лучше очищается под обычной струей. В общем никогда проблем не испытывал. Сдал машину после покатух всю в говне, получил обратно чистую. Мойщики ни разу не жаловались и повышенного чека не просили. Мылся в разных местах. Все прекрасно.
Будучи активно смоченным покрытие слегка меняет цвет, начинает отдавать седоватой синевой. После высыхания возвращается в обычное состояние. Сохнет быстро.
Минусы:
— недешево
— 100 кг дополнительного веса на кузове, что очень много. Автоматом повышенный расход на трассе и понижение внедорожных качеств
— плохо встает на пластик
— нестоек к истиранию
— на высоких скоростях (у дефендера они начинаются на 90-100км/ч) крупная шагрень по плоским поверхностям создает дополнительное сопротивление воздуху. Автоматом повышенный расход на трассе
Плюсы:
— на кузов, честно, нарадоваться не могу. Иногда после леса кажется уже ну вот она, царапина, после того как проскреб по борту вон тем бревном. Ан нет, помылся и оказалось это остатки древесины в зернистой микротекстуре покрытия. Водичкой под давлением все очистило, кузов как новый.
— визуально выглядит очень достойно, хотя покрыть можно и так, что будет выглядеть мягко говоря не очень
Всё, больше плюсов нет. Собственно это именно то, ради чего я и крылся. Искомую задачу решает, хотя и несет набор отрицательных качеств. Каждый для себя решает, что ему нужно и зачем.
И, как вывод — я бы хотел ободрать внутри все эти коврики, весь этот ворс английский, на котором как на гидропонике взрастают семена. Очистил бы все хорошенечко и задул бы от ржавчины качественно с минимальной шагренью. И чтобы лучше очищалось под струей воды.
Будут деньги — обязательно так и сделаю. После блокировок. И после компрессора. И после…
UPD. Не могу не сослаться на опыт покраски коллеги по безумию в том же самом сервисе. Покрытие BulletLiner.
Обзор защитных покрытий Line-X, Raptor, Z-Pro, Bron-x, Herculiner
Броня крепка и джипы наши быстры: полимерные покрытия для защиты внедорожников
Чем труднее препятствия и хуже внешняя среда, тем выше вероятность процарапать кузов до металла и запустить процесс коррозии. Штатное лакокрасочное покрытие и там, где нет дорог уже не спасает и приходится использовать дополнительную защиту. Самой эффективной считаются покрытия на основе полимочевины и полиуретанов.
Полимерные покрытия, о которых пойдет речь – это действительно надежная защита от серьезных агрессивных воздействий и механических повреждений. Обеспечивают гидроизоляцию, противостоят бомбардировке гравием и песком, защищают от «зимнего коктейля» из соли и реагентов. Особенно эти средства любят владельцы пикапов. Они обрабатывают кузова и забывают о царапинах и сколах краски от контакта с перевозимым грузом.
Правда, выглядит полимерная защита как … защита. Серьезно и брутально. Это не блестящая восковая полироль. Это броня. Истории известны случаи нанесения таких покрытий на маленькие машинки, но все-таки эластомеры больше востребованы владельцами джипов и пикапов для предохранения от повреждений во время сильно бездорожной езды или перевозки грузов. Тут они более к месту.
Из-за внешней схожести полимочевинные и полиуретановые защитные составы часто путают. Комплексы на основе полимочевины Line – X, Z-PRO, BRON-X пытаются сравнивать с полимерными составами RAPTOR U-POL и Herculiner, что неправильно. Да, результат обработки похож – шершавый защитный слой. Но все остальное разное. Химическая структура, характеристики и свойства, способ нанесения и, как следствие, цена.
Сейчас вы, может быть, что-то вспомните и спросите: «Не тот ли это материал, что используют для защитных покрытий на грузовиках? Про него ещё рассказывали в программе «Разрушители легенд», и там оно выдержало воздействие открытого огня и направленный взрыв… ». Да, это он. Изобретенная 30 лет назад и ставшая в девяностых годах коммерческим продуктом технология «напыляемые полимочевинные эластомерные покрытия», несмотря на свое неблагозвучное название, совершила революцию на рынке защитных технологий. Оказалось, что полимочевина (поликарбамид) идеальна для оберега машины.
Крепкое – не царапается, противостоит сильным ударам и не боится вибрации. Гибкое – не лопается при деформации и растягивается в 2-3 раза. При ДТП не трескается, а при нанесении ровно ложится и прочно прилипает к поверхностям любых форм и конфигураций. Более того, полимер придает деталям дополнительную прочность.
Экологически чистое и негорючее – не содержит растворителей – можно покрывать внутренние поверхности салона и кузова, а потом безбоязненно там спать и находится долгое время. Мгновенно твердеет и наносится в любых условиях. Несколько слоев наносятся без промежуточной сушки. Сразу после напыления машину можно собирать и ехать.
Плюс ко всему, эластомер является дополнительной шумоизоляцией и обладает водоотталкивающим эффектом. Машина, обработанная полимочевиной, значительно меньше пачкается грязью. Она с нее просто скатывается.
Любителям точных цифр приведем технические характеристики полимочевины:
Отличный состав для защиты внедорожников целиком и отдельных деталей. Неидеальный, нюансы использования есть. Однако преимуществ значительно больше, чем относительных недостатков.
Внешне автомобиль, его элементы или части (бампера, пороги, противогравийный пояс, край капота и т.п.) выглядят как покрытые «шагренью» — защитой, слегка шершавой на ощупь и напоминающей твердую резину. Величина и размер шершавости регулируется мастером при нанесении. Толщина покрытия обычно от 1 до 5 мм. Оптимальным считается слой в 2-3 мм, но торцы дверей уже не обработаешь – они перестанут закрываться.
Цвет может быть не только черный, а практически любой. Специалисты из компании «Truck Garage» уверяют, что путем нанесения второго слоя, покрытие может быть окрашено даже в металлик. Правда, пупырчатая структура материала не подразумевает особого блеска. И еще надо учитывать, что если машина красится не целиком, то точно подобрать колер защищаемых элементов под родной цвет автомобиля бывает довольно сложно и не всегда удается. Гладкие и шершавые поверхности отражают свет и смотрятся по-разному. Тут надо обращаться к мастерам с большим опытом.
Готовят машину к обработке полимочевиной как к покраске. Чистят, сушат, грунтуют поврежденные места. Полимер обладает очень высокой адгезией (прилипанием) и напылять его можно прямо по родной краске. Но это если автомобиль не поврежден и еще нет следов коррозии. В противном случае надо зачищать до металла или пластика. Если «броня» ляжет на ржавчину или вздутую краску, то образуется пузырь и исправить это будет невозможно.
К слову, после аварии или при других повреждениях полимочевинного защитного слоя его нельзя отремонтировать частично. Чтобы сохранить гидроизоляцию и безшовность надо снова обрабатывать элемент кузова или деталь целиком, предварительно сняв старое покрытие. А отодрать полимочевину очень и очень непросто (помните про высокую адгезию). Имейте в виду – «вторая кожа» прирастет к вашему автомобилю пожизненно. Именно поэтому обрабатывать «шагренью» принято пикапы и внедорожники, которым защита добавляет цены, а не легковушки, которым «броня» не к лицу и при продаже стоимость машины уменьшает. В США, где полимочевинные покрытия используются уже 20 лет, Национальная автомобильная ассоциация выяснила – стоимость автомобиля, обработанного эластомером, увеличивается при продаже на 50%. Логично. Вероятность того, что машина не гнилая возрастает многократно.
Полимочевину, в отличие от полиуретановых покрытий невозможно нанести самостоятельно кисточкой или валиком. Надо обращаться к профессионалам, желательно сертифицированным производителем покрытий. Слишком уж тут много тонкостей и хитростей. Мало того что необходимо дорогостоящее оборудование с дозаторами, обогреваемыми шлангами, рециркуляционным насосом, мощным компрессором и пистолетом-распылителем. Еще нужны правильно подобранные компоненты покрытия и критически важен персонал, умеющий всем этим пользоваться. Поэтому фирм «с историей», долго занимающихся обработкой автомобилей полимочевиной немного. Тут ключевая фраза «с историей». Купить оборудование и заявить о себе несложно. Труднее набрать портфель выполненных работ и благожелательных отзывов заказчиков.
Компаний, предоставляющих услуги нанесения напыляемых полимочевинных эластомерных покрытий довольно много, однако почти все используют один из трех составов Line – X, Z-PRO, BRON-X. Как признают во всех компаниях, в основе разных составов одна формула алифатической или ароматической полимочевины. Различия только в пропорциях ингредиентов, добавках и немного разных физических характеристиках покрытия. Однако, честно говоря, неискушенному джиперу понять разницу крайне сложно. Ведь помимо характеристик состава на конечный результат влияет рука мастера и внешние условия, а это уж совсем субъективные показатели.
Немного теории для лучшего понимания разницы между брендами. «Алифатическая» полимочевина нечувствительна к воздействию ультрафиолетового излучения и не меняет цвет под влиянием солнечного света. «Ароматическая» полимочевина довольно быстро выцветает на солнце. Например, белое приобретает лимонный оттенок через месяц, а черное или серое теряет блеск. Но «ароматическая» в 1,5—2 раза дешевле.
По всем другим свойствам (прочность, тягучесть, водостойкость и т.п.) алифатическая и ароматическая идентичны. Поэтому если цвет внедорожника не столь важен или предполагается красить внутренность кунга пикапа, то, как в рекламе: «Зачем тратить больше?».
Наиболее известный в России бренд полимочевинных защитных покрытий из США. Компания начала работу над разработкой покрытия более 30 лет назад и около 20 из них обрабатывает автомобили. По миру у Line-X большая сеть филиалов, а первые мастерские Line-X появились в нашей стране 5 лет назад. За эти годы покрытие уже стало не просто защитой, а имиджевым элементом серьезных внедорожников и пикапов типа Тойота Тундра и Форд Раптор. Кузова и детали машин обрабатываются двухкомпонентным составом XS-100 из ароматической полимочевины с пожизненной гарантией. К слову, у компании только сертифицированные центры, состав покрытия закупается в головном офисе в Америке – так что есть все основания давать такую серьезную гарантию.
Как нам пояснил ген. директор официального представительства X-Line по Северо-Западу России компании «Truck Garage» Петр Досманов, LINE-X изначально создавался для защиты автомобилей. Физико-химические свойства XS-100 оптимальны для автотранспорта, а эффективность доказана использованием в инженерном корпусе армии США и российскими джиперами. Бывает, после преодоления тяжелого бездорожья автомобили привозят на ремонт с серьезными повреждениями, но с целым защитным покрытием.
Для предотвращения выцветания полимочевинная броня сверху покрывается краской от фирмы Дюпон, специально разработанной под это покрытие. Но это если захочет заказчик. При защите элементов, не подверженных ультрафиолету, ненужных трат можно избежать.
Нам удалось вплотную испытать качество работ и защитные свойства покрытия, можем с уверенностью сказать: ребята отлично делают свое дело, а Line-X действительно работает. Косвенным доказательством тому является парковка перед мастерской и запись на два месяца вперед.
Полимер европейского производства. Фирмы, напыляющие на автомобили и детали покрытия от этого бренда используют оба вида полимочевины Алифатическую и Ароматическую.
По словам мастера петербургской компании «Bron-X» Игоря, заказчик сам выбирает тип состава – дешевый, но выцветающий на солнце состав или более дорогой, но стойкий. При использовании выцветающей ароматической мочевины самые критичные светлые цвета. Темные практически не меняются, только теряют со временем блеск.
Изначальная колеровка покрытия проводится по каталогу RAL colors. Гарантия на выполняемые работы 3 года, на покрытие от 5 до10 лет (у разных организаций по-разному). Но у всех под гарантией на покрытие подразумевается, что в течение заявленного времени он не потрескается и не потеряет физических свойств. На изменение цвета гарантия не распространяется.
К сожалению, мы имели негативный опыт обработки покрытием Bron-X экспедиционного Unimog — буквально через несколько недель покрытие начало вздуваться, а потом и вовсе отваливаться пластами. Пришлось воспользоваться гарантией и покрывать автомобиль заново. Надеемся, что это было связанно с непрофессионализмом мастера, а не с самим составом.
Для обработки автомобилей используется трехкомпонентный состав с индексом Standart, производства швейцарской компании «Huntsman», но доработанный. По заказу официального дистрибьютора продукта фирмы «Протек» в Россию поставляется эластомер адаптированный под наш климат.
Кроме того «Huntsman», по заказу своего представителя в России специально разработал пигментирующие составы для ароматической полимочевины, увеличивающие устойчивость к воздействию прямых солнечных лучей в 10 раз.
Опыта работы с этой компанией не имеем, поэтому выводы отложим до более близкого знакомства.
Наши старые знакомые, известные многим как «антигравийка». Распространение широчайшее, марок и названий десятки, однако, именно в среде автомобилистов наиболее известны две: RAPTOR U-POL и HERCULINER. Раптор популярен настолько, что уже стал нарицательным названием для полиуретановых красок и композиций самых разных производителей.
Основная прелесть этого типа защитных покрытий – простота использования, описываемая производителями как «Достаем из коробки — взбалтываем — наносим». Обработать свой автомобиль, кузов пикапа, силовой обвес и все что угодно каждый может самостоятельно. Необходимый навык – умение пользоваться кистью, валиком или краскопультом. Необходимые условия – гараж. Основное неудобство в том, что полиуретаны долго сохнут и во время высыхания их надо оградить от пыли, грязи и дождя.
Защищают полиуретановые краски от тех же видов агрессий, что и полимочевина: ржавчина, коррозия, агрессивных воздействий соли и химических реагентов, механические повреждения и ультрафиолет. Только делают это чуть слабее.
По сравнению, например, с Line-X слой полиуретана получается тоньше и жестче. Пробивается меньшим усилием, сильнее царапается и более подвержен сколам. В одном из сравнительных тестов полимочевины и Раптора по обработанному покрытиями в два слоя капоту стреляли из пневматического пистолета, имитируя летящие камни. Выстрелы с 5 метров выдержали оба покрытия, а с трех метров только Line-X. На Рапторе обнаружились сколы и вмятины. Проверка материалов ударами кувалды оставила следы на обоих, но Раптор при этом расслоился и в месте вмятин потерял внешний слой.
Зато обработка полиуретановыми покрытиями заметно дешевле. Примерно на треть по цене состава и это без учета стоимости работ. Если испытания, которым вы подвергаете свой автомобиль не сильно экстремальны и ограничиваются царапинами от веток и редкими бродами, то, возможно, лучше выбрать полиуретан.
Двухкомпонентное защитное покрытие, продающееся комплектами из четырех бутылок состава и одной емкости с отвердителем. Коробки хватает для обработки в один слой 10 кв.м.
Время сушки между слоями 3 часа, полная полимеризация и набор прочности наступает через 3 недели, но использовать автомобиль (деталь) можно уже через 10 часов после нанесения последнего слоя.
С этим видом покрытия мы тоже сталкивались — по структуре выглядит очень похоже на полимочевину, а при набитой руке мастера Raptor действительно смахивает на матовый мелкозернистый пластик. К сожалению, долго эксплуатировать покрытый Raptor автомобиль нам не удалось, поэтому не можем сказать свое веское слово про долговечность. По сети ходят самые различные отзывы — от восторженных до советов никогда не пользоваться. Думаем, что это опять зависит в первую очередь от квалификации того, кто наносил защиту.
Однокомпонентный состав, поставляемый в банках разной емкости с прилагаемыми в комплекте валиком и кистью. Удобно. Не надо ничего смешивать. Перестает липнуть через 6 часов. Высыхает через двенадцать.
За счет замешанной в полимер резиновой крошки покрытие получается в 5 раз толще, чем рапторовское и более шероховатое. Фактура готового защитного покрытия напоминает наждачную бумагу и обладает функциями противоскольжения.
В свое время мы даже сами покрывали этой защитой грузовые отсеки кузова пикапов. Если отбросить, что возни с подготовкой и нанесением очень много, сохнет покрытие очень долго, а выглядит относительно эстетично, то это вполне неплохой бюджетный вариант именно для внутренней защиты кузова пикапа.
Внимательное изучение отзывов на форумах показало, что единого мнения какой тип полимерного покрытия или марка состава лучше не существует. Хвалят и ругают всех. У каждого покрытия и каждой фирмы, эти покрытия наносящей, есть свои сторонники и противники. Пожалуй, единственный реально действующий способ свести к минимуму риск нарваться на некачественную работу – это сначала обработать отдельную деталь, например, силовой бампер. А затем, если понравится, в том же месте у того же мастера тем же составом обработать автомобиль. А еще лучше потратить время, посидеть в сети и почитать отзывы владельцев, которые уже обработали свои внедорожники, о том или ином покрытии и компании, его наносящим.