Пожарная машина 1960 года
Пожарные машины СССР
Старые пожарные машины лишь отдаленно напоминают современную технику огнеборцев, но в свое время они вызывали восхищение всех, кто видел их мчащимися по улицам города. История отечественных специализированных машин началась в 1904 году, и спустя более сотни лет можно сказать, что наши инженеры шагнули далеко вперед и могут составить конкуренцию зарубежным разработчикам.
Пожарные ретромашины
Первый пожарный автомобиль в России был сконструирован в Санкт-Петербурге инженерами фирмы «Фрезе и К». Это была машина с одноцилиндровым двигателем мощностью 9 л.с. Он вмещал 10 человек, оборудовался двумя деревянными лестницами, пожарными рукавами длиной 170 метров и колонкой для установки на кран. Первый экземпляр приобрела Александро-Невская пожарная часть, и уже в первый день своего дежурства бригада выехала по вызову. Показав отличные скоростные возможности и мощности, по сравнению с конными экипажами, автомобиль стал неотъемлемой частью пожарной охраны.
К выпуску пожарных фургонов присоединились компании «Леснер» и «Пузырев». Для них производство ярко-красных машин, спешащих на пожары, было своеобразной рекламой. При этом отечественная техника по параметрам отставала от зарубежных конкурентов. Также российские автомобили проигрывали им в цене, и именно поэтому огнеборцы чаще использовали разработки немцев и французов.
Почти через 10 лет производство пожарных машин освоил Русско-Балтийский вагонный завод. Самой выдающейся его моделью стал автомобиль Д24-40, который стоял на вооружении Петровского добровольного пожарного общества в Риге. Дальнейшее развитие его было прервано войной.
Пожарные машины СССР
Новый виток развитие пожарных автомобилей отечественного производства получило лишь после 1918 года. Тогда Московский Совет рабочих и солдатских депутатов принял решение о переоборудовании списанных грузовиков под спецтехнику. Уже через 4 года на службе московских отделений состояло около 30 автомобилей. Это было катастрофически мало для населения 2 млн человек.
Разработкой пожарных автомобилей в СССР с 1925 года занялся завод «Автопромторг». Это предприятие было специально открыто для выпуска спецтехники для нужд Москвы. Здесь работали над автонасосами, линейками, выдвижными лестницами. И именно эти машины окончательно заменили конные расчеты.
Новой советской пожарной машиной стал автомобиль АМО-Ф-15, или «пятнашка». Его выпуск поручили сразу двум заводам. Вскоре они достигли плана 10 единиц в месяц, и за 5 лет с конвейера сошло 500 автонасосов. К 1933 году это было уже 800 единиц техники, но и это не могло покрыть потребности огнеборцев страны.
В 1928 году настоящим прорывом стала комплектация техники коловратными насосами, которые выдавали до 20 л/с. Усовершенствовали эту модель уже через 3 года, выпустив АМО-4, однако машина, получившая центробежный насос, также просуществовала недолго. Пожарная охрана требовала более мощной техники, которой в итоге стало пожарное авто ЗИС-11 на базе самой популярной в СССР «трехтонки» ЗИС-5. Со временем к нему присоединилась машина на базе ГАЗ.
Десятилетие перед Второй мировой войной для советского автопрома стало прорывным. Автомобили получали название ПМЗ и ПМГ в зависимости от их базы. Индекс «1» был присвоен линейкам, «2» и «3» – автонасосам с цистернами. К ним постепенно добавились машины газодымозащиты, автомобили с прожекторными установками, техникой связи и газотушения.
Одновременно с разработкой машин в СССР велась работа над усовершенствованием пожарного оборудования. Особое внимание уделяли автонасосам. На рубеже 30-40-х годов на вооружении состояли:
Выпуск машин в послевоенные годы
После войны возникла необходимость разграничить автомобили. За основу комплектации взяли назначение машин:
Кроме этого было принято решение и о разграничении самых моделей. В городах оставили машины на базе ЗИС, так как они могли работать в высотных застройках, а более мелким населенным пунктам достались модификации ПМГ.
Пристальное внимание уделяли самой массовой модели – автоцистерне. Первым образцом стала машина на шасси ЗИС-150, которая получила название ПМЗ-9М. Просуществовала она всего несколько лет, и только когда разработчики дошли до переделки ЗИЛ-130 под нужды огнеборцев, в серию вышли новые автоцистерны ПМЗ-18. Не останавливались и инженеры Горьковского завода, которые на шасси ГАЗ-51А сделали переходную модель от первой автоцистерны до основного авто данного типа того времени ПМГ-36. Эта машина способна была вместить до 1100 литров воды, 50 л пены, а ее насос работал с производительностью 20 л/мин.
Самой удачной и надежной автоцистерной советского периода стал автомобиль АЦ-40 (131) 137 Прилукского завода, выпущенный на базе ЗИЛ-131. Такая машина везла до 2400 литров воды и до 150 л пены, при этом кабина ее была рассчитана на 7 человек. В 1978 году на вооружение огнеборцев стали поступать автоцистерны АЦ-40 (130) 63Б на ЗИЛ-130. На них ставили бак для воды на 2350 литров, а для пены — на 165 литров. На нефтехранилищах несли дежурство автомобили Урал-375 АВ-40 (375) Ц50А, рассчитанные на 4000 литров пены плюс еще 180 литров в отдельном баке.
Разработки 70-х годов составляли основу автопарка системы пожарной охраны вплоть до начала 2000-х годов. Модернизация велась в рамках моделей, исходя из возможностей базового шасси.
История советских и российских пожарных автомобилей
Москва. Лето 1907 года. По Мясницкой в сторону Лубянки на «бешеной» скорости — 20 верст в час — мчится автомобиль с лестницей вместо крыши и пожарными в бронзовых касках. Рядом с шофером гордо восседает усатый брандмейстер: он не переставая бьет в начищенную до блеска корабельную рынду. Примерно так выглядел первый выезд «безлошадного» экипажа на пожар в Москве.
Пожарный автомобиль Леснер
В 1904 году на санкт-петербургской фабрике Петра Фрезе был построен первый российский пожарный автомобиль, оснащенный девятисильным одноцилиндровым двигателем французской фирмы «Де Дион». В автомобиле было десять мест для пожарного расчета, две деревянные лестницы, 170 метров рукавов и стендер — колонка для установки на водопроводный кран. 10 июня машина была приобретена Александро-Невской пожарной частью и в тот же день задействована на тушении пожара. Как и следовало ожидать, автомобиль с боевым расчетом прибыл к месту пожара на четверть часа раньше конных экипажей. Так началась эра «красных железных коней»: автомобиль заступил на службу в пожарную охрану.
Пионеры российской автомобильной промышленности — фирмы «Фрезе и К0». «Леснер», «Пузырев» — активно искали новых клиентов и предлагали пожарной охране специально оборудованные автомобили собственного производства.
Даже крупнейший в стране Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ), освоивший выпуск пожарных автомобилей незадолго до Первой мировой войны, не в состоянии был кардинально изменить ситуацию. История самой первой пожарной линейки РБВЗ во многом показательна. Автомобиль «Русско-Балтийский тип Д24-40» был представлен на выставке машин в Санкт-Петербурге в мае 1913 года. Из столицы он отправился обратно на свою «малую родину» — в Ригу, в распоряжение Петровского добровольного пожарного общества. С началом Первой мировой войны автомобили были мобилизованы, и первую «пожарку» переоборудовали в мобильный медпункт. С красным крестом на борту она была отправлена на передовую, до которой от Риги было рукой подать. На фронте ее следы теряются. Забегая вперед, отметим, что спустя 65 лет команда следопытов-энтузиастов восстановила из оригинальных деталей той эпохи алый пожарный автомобиль Д24-40: он получил прописку в Рижском музее автомобилей.
Стильные кварцевые мужские часы EUTOUR Quartz WristWatches. Стальной корпус, стальной ремешок. Бесплатная доставка.
Цена: 2800 руб.
КУПИТЬ НА ALIEXPRESS.COM
Две революции и гражданская война не добавили стране новых транспортных средств. В 1918 году по инициативе Московского Совета рабочих и солдатских депутатов началось восстановление и переоборудование старых списанных грузовиков под пожарные машины, нехватка которых в городе ощущалась крайне остро. После переноса столицы из Петрограда в Москву тем более надо было «держать марку», поэтому московских пожарных пытались вооружить всеми доступными способами. В результате к 1922 году на службе в городской пожарной дружине состояло около тридцати автомобилей — и это на два миллиона населения! Значение каждого пожарного расчета трудно было переоценить: пожарные даже удостоились чести проводить собственные парады на Красной площади.
Пожарная линейка производства «Автопромторга» на шасси грузовика ярославского завода Я-3
В 1925 году был создан завод «Автопромторг», специализирующийся на производстве автомобилей для нужд города. Завод, располагавшийся на Миусской площади, выпускал линейки, автонасосы, механические выдвижные лестницы. Вскоре автопарк столицы пополнили еще семьдесят красных автомобилей от «Автопромторга». Они полностью вытеснили с московских улиц «старорежимные» конные расчеты.
В 1928 году на вооружение пожарных поступила первая советская модель АМО-Ф-15, выпускавшаяся в Москве. Машины были оборудованы коловратными насосами, способными ежесекундно подавать в рукава до 20 литров воды. Через три года на смену «пятнашке» пришла более совершенная машина с центробежным насосом — АМО-4. Вскоре и ее сменили новые мощные ЗИС-11 — автомобили на длиннобазном шасси легендарной «трехтонки» ЗИС-5.
Пожарная линейка ПМГ-1 на шасси ГАЗ АА
Специализированные пожарные автомобили назывались незатейливо — ПМЗ и ПМГ, что расшифровывалось как «пожарная машина ЗИС» и «пожарная машина ГАЗ». В зависимости от установленного на автомобиле оборудования ему присваивался порядковый индекс. Так, ПМЗ-1 и ПМГ-1 представляли собой линейки, ПМЗ-2 и ПМЗ-З — автонасосы с цистернами. Автопарк противопожарной службы прирастал машинами газодымозащи-ты, прожекторными установками, автомобилями связи и углекислотного тушения. Сталинский генплан развития Москвы предполагал строительство высотных зданий, обслуживать которые в экстренных случаях должны были мощные и быстроходные автомобили. С началом Великой Отечественной войны именно ПМЗ и ПМГ встали на защиту советских городов.
Пожарный автомобиль на шасси ГАЗ-63
После войны стала очевидной необходимость разграничить «зоны ответственности» автомобилей ПМЗ и ПМГ, которые значительно отличались друг от друга весом и грузоподъемностью. ПМЗ нашли применение в крупных городах, где и лестницы должны быть выше, и напор сильнее, а более простые ПМГ — в небольших населенных пунктах и сельской местности. Своя специфика была у пожарных машин, созданных для армии, авиации, нефтедобычи. Появились и спецмашины повышенной проходимости на шасси ГАЗ-бЗ, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131, аэродромные «пожарники» на шасси многотонных МАЗов, «Уралов» и КамАЗов, машины для ликвидации объемных пожаров на месторождениях нефти и газа на базе танков.
Пожарный автомобиль на шасси ЗИЛ-130
И все же самыми известными и массовыми стали многочисленные варианты пожарных автомобилей на базе ЗИЛ-130, которые бессменно несут свою вахту вот уже скоро полвека. Их основными производителями были Прилукский и Торжокский заводы противопожарного оборудования.
Модельный ряд пожарных автомобилей, производившихся в Советском Союзе, был столь разнообразным, что в нем нашлось место даже агитационным автобусам на шасси КАвЗ-651, предназначенным для проведения разъяснительной работы среди населения: считалось, что это повышает эффективность действий противопожарной службы в масштабе всей страны. В «корме» такого автобуса размещался раскладной киноэкран с боковыми шорами, позволявшими крутить фильмы на улице даже в светлое время суток. Выпускались и специальные штабные автомобили и автобусы, машины связи и оповещения.
Автолестница АЛ. Предназначена для подъема на высоту личного состава и огнетушащих средств, эвакуации людей, перемещения грузов по принципу подъемного крана (при сдвинутых коленах). Имеет в основном гидравлический или электрогидравлический привод.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Обзор пожарной техники ПК «Пожмашина» за 90 лет истории
Большие вехи автомобильных концернов часто затмевают собой менее значимые события небольших предприятий, которые ушли в тень. Но мы о них помним.
Посёлок Ладан прежде всего известен своими пожарными машинами. Предприятие «Пожмашина» близ Прилук – единственный завод в округе, где удалось сохранить специализацию. Местное производство когда-то было одним из самых крупных по выпуску пожарной техники в Европе. На пике производства здесь отгружали в месяц до 300 пожарных машин. Отметить 90-летие 22 сентября 2018 года собрались все жители села.
Из мелкой мастерской в крупное производство
Сегодня ПК «Пожмашина» продолжает заниматься разработкой и изготовлением пожарной техники: как простых автоцистерн, так и сложных специализированных пожарных машин. За годы своего существования завод испытал взлёты и падения, был на пике славы и приходил в упадок.
Датой основания предприятия считается 6 сентября 1928 года. За 10 лет на базе мелких мастерских было выстроено крупное производство. Первой продукцией стали фонари и огнетушители. Постепенно были освоены раздвижные трёхколенные лестницы, лестницы-штурмовки, а перед войной – изготовление автомобильных кузовов. Численность рабочих в конце 1930-х составляла на предприятии 1500 человек.
С началом войны в 1941 году завод был эвакуирован на Урал, в Челябинскую область. Прежде история знала немало примеров о переселении народов, но никогда ещё ни в одной стране мира не было примеров массовой эвакуации ключевых производств в другую точку света. Так, в челябинском Шадринске и посёлке Щучье (позже Щучанский завод противопожарного машиностроения, Курганская обл.) было организовано производство сначала военной продукции, а затем и огнетушителей. После войны предприятие освоило выпуск пожарных автомобилей.
1946–1952 гг.
По возвращении на Украину кроме огнетушителей завод освоил производство противопожарных автомобилей. Первым пожарным автомобилем, собранным здесь, стал автонасос упрощённой конструкции ПМГ-3 на шасси «полуторок» ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, документация на которой была разработана в Москве на Миусском заводе.
После создания специализированного конструкторского бюро № 8 в райцентре Прилуки (17 км от пгт. Ладан) завод освоил пожарные автомобили ПМЗ-9М, ПМЗ-10М на шасси ЗИС-150. Чуть позднее добавился и автомобиль аэродромной службы ПМЗ-15 на шасси ЗИС-151. Ежегодное производство пожарных машин превысило 600 шт.
1952–1959 гг.
Создана первая пожарная автоцистерна ПМЗ-13 на полноприводном шасси ЗИС-151. Производятся автоцистерны ПМЗ-17 и автонасосы ПМЗ-18 с насосом ПН-30К с консольным рабочим колесом. Одновременно завод начал осваивать и непрофильную продукцию – молоковозы и водовозы.
1960–1970 гг.
С началом освоения ЗИЛ-157К изготовлена первая партия автоцистерн для северных районов ПМЗ-42, разработана и освоена в производстве передвижная насосная станция ПНС-100(157К)-66 с насосом производительностью 100 л/с, а также пожарный автомобиль аэродромной службы ААП-56А(157К).
Одновременно завод переходит на производство пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-130. В модельном ряду появилась новая автоцистерна АЦ-30(130)-63. Изготовлены пожарные автоцистерны АЦ-40(131)-137. В 1970-м экспортная программа пожарных машин охватывала уже 29 стран мира и активно использовалась в программе А/О «Автоэкспорт».
1970–1980 гг.
В период застоя был освоен выпуск пожарного вездехода ВПЛ(71)-149 для тушения лесных пожаров на базе среднего гусеничного транспортёра-снегоболотохода ГТ-СМ (ГАЗ-71, позже ГАЗ-3403). Для аэродромных служб началось производство пожарного автомобиля аэродромной службы АА-60(543)-160, разработанного в ОКБ-8. В 1979 году производство пожарных машин составило 3135 шт., т. е. каждый рабочий день (без учёта праздников) сходило более 11 машин.
1980–1990 гг.
Освоен в производстве пожарный автомобиль порошкового тушения на шасси КАМАЗа АП-5(53213)-196. Для труднодоступных районов тайги и Крайнего Севера освоена в производстве автоцистерна АЦ-40(131С)-153А. Создана рукавная машина АР-2(43105)-215. Освоена насосно-рукавная машина АНР-40(130)-127Б. За отчётный 1989 год производство пожарных машин составило 3826 шт.
1990–2004 гг.
Освоен выпуск порошкового автомобиля АП-4(43105)-222. В серийное производство попал центробежный насос НПЦ-40/100, комбинированный насос НЦПК-40/100-4/400. Запущены в серийное производство пожарные автомобили на шасси «ГАЗели» АШ-6(32213)-275, АПП-4(2705)-276.
2008–2011 гг.
Разработаны и изготовлены опытные образцы целого ряда моделей техники. Автомобили экстренной быстрой медицинской помощи АЕШМБ-В-3/1(FIAT-DUCATO)-01, пожарные автоцистерны АЦ-40(53228)-264, АЦ-40(43114)-176, АЦ-40/4(631708)-281.
2012–2018 гг.
Производство пожарной техники переориентировано на иностранные шасси, а также шасси автомобилей КрАЗ и МАЗ. Освоены в производстве АЦ-18(LPT-613)-411, АЦ-4-60(5401НЕ)-515К, АЦ-4-40(5309)-505М. Первой пожарной автолестницей на иностранном шасси стала АЛ-30(HD120)-512H, собрали её летом 2018 года, а впервые представили жителям посёлка и гостям на праздновании 90-летия завода. В 2018 году предприятие изменило логотип. В поисках собственной эмблемы выбрали пример из животного мира. Если у Bronto в эмблеме изображён бронтозавр, то в продукции Ладана теперь присутствует изображение слона.
58. Пятьдесят оттенков красного. Пожарные автомобили на Олдтаймер-Галерее 2018.
Именно так, в шутливой форме, окрестил 27-ю по счету Олдтаймер-Галерею сам Илья Сорокин на открытии выставки. В первый же день мероприятия мне посчастливилось побывать там. Мои впечатления остались положительными. Несколько факторов повлияли на это. Во-первых, ранее я ни разу не присутствовал на ОГИС, во-вторых, в родном Санкт-Петербурге подобных ежегодных мероприятий не проводится.
Ранее я читал отчёты о прошлогодних выставках в Сокольниках и неизменно видел отзывы о стоимости билетов. У меня очень сильное недоумение на этот счёт. Как в анекдоте про ежиков – колется, но всё равно продолжаем. Кроме того, билеты на треть дешевле можно было купить на сайте мероприятия, не понимаю по каким причинам этой возможностью не воспользоваться в XXI веке.
Перейдём к самим экспонатам. Краткий обзор основных «шоу-стопперов» я уже выкладывал неделю назад, а теперь, хоть выставка уже и завершена, пройдёмся по основной теме мероприятия – пожарной технике. Напомню, что обилие красных автомобилей связано с тем, что в 2018 году отмечается столетний юбилей пожарной охраны СССР.
Автонасос на шасси АМО-4
Одна из первых полностью советских пожарных машин, созданная на шасси грузовика АМО-4. В задней части шасси установлен центробежный насос Д-20, способный перекачивать 1500 литро в минуту. Насос приводился от вала отбора мощности, соединявшего хвостовики сцепления и раздаточной коробки, расположенной в задней части кабины. Над насосом внутри надстройки помещался «бак первой помощи» с 360 литрами воды. В задней части устанавливалась надстройка из дерева, с каждого борта которой делались сиденья для шести пожарных и катушки с выкидными рукавами — каждый по 80 метров. Еще одна катушка с рукавом длиной 160 метров подвешивалась сзади у насоса. Пожарные рукава и лестницы крепились над надстройкой, а в её ящики укладывалось пожарное оборудование. В нишах подножек клали лопаты, ломы, багры и прочее. С правой стороны у кабины крепились колокол и два огнетушителя, с левой — пожарная колонка.
International Harvester B120
Шведская пожарная машина 1960 года выпуска на шасси американского полноприводного грузовика с 750-литровой цистерной и насосом производительностью 30 литров в минуту, установленном спереди. Все пожарное оборудование изготовлено фирмой Henrikssons Brandredskap.
Автомобиль с 1995 года нёс службу в пожарной части карельского города Костомукша, в 2005 году был списан, продан в частные руки и затем отреставрирован до первоначального состояния.
Пожарный автонасос ПМЗ-18
Пожарный автонасос ПМЗ-18 выпускался серийно с 1955 года Прилукским заводом противопожарного оборудования. Проектные чертежи для него были разработаны Особым конструкторским бюро № 8. ПМЗ-18 был наиболее распространённым пожарным автонасосом в эпоху, предшествующую массовому поступлению на вооружение огнеборцев пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-130.
Автонасос имел самый большой среди автомобилей этого типа бак так называемой «первой помощи» объёмом в 465 л.
Для своего времени запас вывозимых на пожар напорных рукавов был рекордным: 16 рукавов диаметром 51 мм и 33 рукава диаметром 66 мм. Надёжность конструкции автонасоса ПМЗ-18 пользовалась уважением у водителей.
Представленный на выставке пожарный автонасос ПМЗ-18 был обнаружен любителями отечественной техники в одном из колхозов Московской области. Летом 2007 года он был восстановлен специалистами Службы материально-технического обеспечения ГУП «Мосгортранс». Автонасос был восстановлен в том состоянии, в котором был получен на реставрацию, то есть с сохранением всех особенностей, внесённых в его конструкцию при поступлении в колхоз. В его кузове в дополнение к имеющемуся баку первой помощи был установлен водяной бак ёмкостью свыше 1000 л, необходимый для вывоза запаса воды на тушение пожара в сельской местности. Отсюда, учитывая суммарную ёмкость водяных баков, название восстановленного автомобиля «АЦ-2», присвоенное ему произвольно. Кроме того, напорные патрубки пожарного насоса ПН-30 из-за неправильной его сборки выведены в заднюю часть кузова (у серийного автомобиля они выводились на борта кузова).
Не смотря на эти перечисленные недостатки, автомобиль представляет собой большую историческую ценность, являясь единственным сохранившимся экземпляром пожарного автонасоса ПМЗ-18 на территории постсоветского пространства.
Пожарная автолестница АЛ-30
Пожарные автолестницы АЛ-30(131) выпускались Торжокским машиностроительным заводом с 1970 года. Проект автолестницы разработан Особым конструкторским бюро «Пожарная техника» под руководством ведущего конструктора Ю.А. Курчакова. Автолестница по праву считается настоящим символом советской пожарной охраны. Она является самым массовым выпускаемым промышленностью специальным пожарным автомобилем. Всего с 1970 по 1983 годы было выпущено 1700 автолестниц этой модели.
С 1970 года выпускалась модель Л21, имеющая гидравлический привод и конструкцию комплекта колен, сохранившуюся со старых моделей на шасси ЗИЛ-157. Особенностью этой конструкции были так называемые «замыкатели», разгружавшие колена лестницы в выдвинутом положении на определённой высоте. Наиболее очевидным внешним отличием этих автолестниц от последующих моделей является своеобразный «светофор» (транспорант световой указательной сигнализации), установленный на четвёртом колене автолестницы. Автолестница поставлялась на экспорт в страны социалистического лагеря, в том числе и в тропическом исполнении. Выпуск модели прекращён в 1983 году в связи с необходимостью модернизации автолестницы под требования нового ГОСТа.
В 1971 году на базе Л21 была выпущена единственная автолестница АЛ-30(131) модели Л22, отличительной особенностью которой была люлька оператора, подвешенная к первому колену. Автомобиль серийно не выпускался по причине многочисленных технических недостатков конструкции. С 1983 года Торжокским машиностроительным заводом выпускалась автолестница АЛ-30(131)506, основным отличием которой от модели Л21 являлся переход системы выдвижения колен на двухканатную лебёдку, позволявшую теперь, отказавшись от замыкателей, выдвигать колена на любую высоту. В дальнейшем конструкция автолестниц всё больше совершенствовалась, а Торжокский машиностроительный завод выпускал модернизированные модели ПМ-506 и в 90-е годы XX века.