Пожарная машина история создания
Первые пожарные машины
Зарождение специализированной пожарной техники началось в 17 веке. Именно тогда людям пришла идея усовершенствовать ручной способ тушения огня и подключить к бочкам с водой насосы. Дальность водяной струи при этом увеличилась до 6 метров, и это был настоящий прогресс.
История развития пожарных машин в мире
В начале 19 века ученые из разных стран задумались об использовании в пожаротушении паровых насосов. Самая первая пожарная машина в мире появилась в Англии в 1829 году. Ее придумал инженер-гидротехник Джордж Брейтуэйт. Изобретение получило название «Новинка». Насос этого паромобиля был рассчитан на подачу 200 галлонов воды на высоту до 90 футов. Несмотря на высокую производительность «Новинки», машину так и не поставили на вооружение.
Брейтуэйт продолжил разработки и в 1932 году по заказу короля Пруссии сделал уже четвертую ПМ, которую назвали «Комета». Котел здесь уже был с двойными цилиндрами и насосами. Именно эту модель поставили на серийное производство для Германии.
Параллельно с Брейтуэйтом работу над усовершенствованием технических средств борьбы с огнем вели и в Америке. В США первая пожарная машина появилась в Нью-Йорке в 1841 году. Это было изобретение Пола Рэпси Ходжа. Правительство города сделало заказ: машина должна перевозиться лошадьми, а высота подачи воды должна быть не менее уровня расположения флагштока мэрии. Разработка Ходжа по техническим характеристикам даже превзошла техтребования: она выбросила струю воды диаметром 1.5 дюйма выше обозначенной точки, но из-за конкуренции с компаниями, производящими ручные насосы, так и не стала на вооружение противопожарной службы.
Вторая попытка усовершенствовать средства тушения пожаров в Америке принадлежит Моисею Латте из штата Огайо. Именно он стал отцом первого успешного паромобиля в США, который был протестирован в 1852 году. Преимуществом его стала подача воды через рукав 120 метров на расстояние 45 метров. Именно это убедило городской совет Цинцинатти подписать с Латте договор. Первая успешная американская пожарная машина называлась «Joe Ross», или как прозвали ее горожане «Дядюшка Джо Росс». Все сразу оценили технологию подачи воды по 2, 4 и 6 рукавам одновременно. Через два года после первого эксперимента жители Цинцинатти добровольно собрали деньги на постройку еще одной машины, которую впоследствии назвали «Подарок горожан». На то время ее производительность поражала: подача воды через рукав 2.5 дюйма на расстояние до 297 футов всего через 3 минуты и 11 секунд после включения. До наших дней дошли фото первых пожарных машин, разработанных в Штатах: по внешнему виду они напоминали мини-паровозы, а в народе их называли «Паровой слон».
В 1890 году в Германии фирма «Юстус Кристиан Браун» выпустила первый самоходный паромобиль, а уже в 1901 году она же продемонстрировала миру, как электрическая энергия может быть полезна в борьбе со стихией, и протестировала бензиновый автомобиль. Инженеры разработали самоходную машину «Адлер» с аккумулятором и электромотором. Это была довольно громоздкая конструкция, развивающая скорость не более 30 км/ч. При этом она способна была перевозить до 12 ствольщиков одновременно и позволяла разместить минимальный набор противопожарного оборудования. Емкостей с водой на ней пока не было, их доработали уже инженеры из Англии.
Пожарные машины России
Первая пожарная машина в России появилась лишь в 1904 году, а до этого использовались конные бригады. Сделали ее в мастерских П.А. Фрезе, где ранее производили кареты. Это был автомобиль с одноцилиндровым мотором мощностью 9 л.с. Одновременно на нем могли ехать 10 человек. Из оборудования имелось две лестницы, стендер и 170 метров рукавов. Привод у машины был задний, а момент силы передавался посредством цепной передачи. На то время разработка Фрезе имела отличную скорость 15 км/ч, что позволяло пожарным прибыть на место на 12 минут раньше, чем конный экипаж.
В 1904 году в России построили еще один пожарный автомобиль, поставленный на шасси «Даймлер». Разработка принадлежала петербургскому обществу «Г.А. Леснер». Это была машина, оснащенная цистерной, стендером, комплектом рукавов и пассажирскими местами для 14 бойцов.
Москва отстала от Санкт-Петербурга на 3 года. Здесь противопожарная служба смогла пересесть на автомобили лишь в 1907 году. Это стало возможным благодаря работе инженеров завода Густава Листа. А серийный выпуск в России наладили лишь в 1913 на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе. Для спецтехники использовали шасси «Руссо-Балт-Д24-40». К 1917 году Россия подошла с запасом 10 пожарных машин на всю страну.
После революции потребность в специализированных транспортных средствах возросла, так как в условиях гражданской войны и погромов пожары усилились. Однако в стране на тот момент не осталось ни одного действующего завода, который смог бы производить машины. Ремонт старого оборудования вели кустарным способом.
Проблему решали переоборудованием трофейных иностранных автомобилей. Энтузиасты свозили технику на оставшиеся или недостроенные заводы и уже из общей груды металла комплектовали спецтранспорт. Удачей считалось найти именно старые пожарный автомобили. У «Паккард» это были машины грузоподъемностью 2 т, укомплектованные цистерной 1400 литров и насосом производительностью 1500 л/мин. Такой автомобиль был рассчитан на 6 человек. У «Фиат» – грузоподъемность 1.5 тонны, запас воды 365 литров и 10 посадочных мест.
До 1922 года собственных пожарных машин страна так и не имела. Отдельные бригады приспосабливали под свои нужды буквально все, что было под рукой. Популярностью пользовались автобочки и газовки. Последние представляли собой установленную на шасси небольшую цистерну, газовый баллон и несколько мест для боевого расчета. Газ (или сжатый воздух) подавался в цистерну. Создаваемое давление обеспечивало выброс водяной струи на расстояние до 30 метров.
В 1922 году власти приняли решение о покупке техники за границей. Это были образцы для создания отечественных машин. В это же время в СССР запустили свое производство несколько автозаводов, которым и была поручена разработка техсредств для тушения огня. В 1926 году на Миусском механическом и Ленинградском гидромеханическом заводе приступили к выпуску пожарных машин.
Первым советским пожарным автомобилем стал АМО-Ф-15, хотя более правильным было бы считать его автонасосом-линейкой. На нем перевозили основной инвентарь: лестницы, рукава, инструменты в специальных ящиках. Отдельно крепилась бочка для воды и банки с порошком. Имелся насос и пеногенератор. Автомобиль развивал скорость до 50 км/ч и мог доставить к месту пожара бригаду из 8 человек. Грузоподъемность шасси составляла 1.5 тонны, мощность двигателя – 30 кВт. Насос выдавал воды до 940 л/мин. Создание такого автомобиля значительно повысило эффективность работы спасателей, ведь теперь они могли справиться с огнем не только в жилых домах, но и на предприятиях. Производство пожарных АМО продолжилось до 1929 года, и всего было выпушено 308 единиц техники.
Первые автоцистерны появились в СССР в 1932 году на базе автомобилей ЯГ-4 и ЯГ-10. Их преимуществом стала повышенная грузоподъемность (5-10 т) и запас воды в 3400-4500 литров.
Производством машин специального назначения в 1931 году занялись Московский и Горьковский автозаводы. И именно они стали лидерами в выпуске техники для тушения пожаров. Первенцами были ПМГ-1, ПМЗ-1 и ПМЗ-2 на шасси ЗИС-5. С 1933 стали разрабатывать автолестницы, появились первые в СССР автомобили воздушно-пенного и углекислотно-снежного тушения, водозащитные машины и техника освещения.
История пожарных машин
До XVII века «пожарной охраны» как таковой не было. Не существовала никакая система борьбы с огнем, люди боролись сами по себе. С увеличением городов увеличивался и ущерб, причиняемый пожарами. Назрела необходимость создания специальной службы, которая была бы ответственна за их тушение, и разрабатывание методики и техники, которые бы в совокупности эффективно помогали людям бороться с огнем. Основной задачей, стоявшей тогда перед изобретателями, была разработка устройства с механизмом подачи воды.
Вскоре появились насосы – основной атрибут пожарных подразделений по всему миру. Дальность водяной струи первых насосов не превышала 6 м, что очевидно было не вполне эффективно. Более того, такие устройства не были способны подавать воду из иных источников, кроме специальной перевозимой бочки. В связи с этим, для обслуживания одного такого механизма требовалось до 50 человек.
Для транспортировки бочек и труб, использовались повозки различной комплектации. После распространения паромобилей стали использовать пароконные повозки, на которых монтировалась большая бочка, ящик с инвентарем, а также находились места, предназначенные для пожарной команды. Повозки были усилены большими колесами и специальными рессорами. Сперва они делались полностью из дерева, а потом стали дополняться металлическими элементами, что безусловно повышало прочность и перевозимую полезную массу.
На рубеже XIX и ХХ веков в окраске стали преобладать красные цвета, которые до сих пор являются самым ярким опознавательным знаком в оформлении современных пожарных автомобилей. Первые пожарные автомобили имели как конную тягу, так и элеткротягой. Аккумуляторы могли питать электродвигатель, а при необходимости и насос. Резервуар для воды был на несколько сотен литров, имелась катушка, на которую наматывался рукав, лестница и прочий инвентарь. Также были предусмотрены места и для пожарной команды. Аккумуляторной батареи весом 600 кг, хватало энергии на перемещение на 60 км со скоростью 20 км/ч.
Первый пожарный автомобиль был назван «Паровой слон» и был сконструирован в 1859 г. и, как можно догадаться из названия, он был на паровом ходу. В России первый пожарный автомобиль появился 10 июня 1904 г. в Петербурге.
Он имел одноцилиндровый двигатель мощностью 9 л.с. и был предназначен для транспортировки пожарной команды из 10 человек. На машине имелись две пожарные лестницы, стендер и 80 саженей рукавов. Привод задний, момент силы передавался посредством цепной передачи. Скорость этого автомобиля составляла 15 км/ч. Рядом с местом командира находилась небольшая аптечка для оказания первой помощи. В тот же день, когда машина была принята пожарными, она сразу же приняла участиве в тушении пожара. Она прибыла к очагу возгорания на 12 минут быстрее, чем в среднем то же расстояние преодолевал конный обоз и тем самым доказал свою практичность.
В советское время первым пожарным автомобилем носил название «Подствольный». Появился на свет он в 1926 году. Он был оснащен насосом на 1200л/мин и его экипаж состоял из 8 пожарных
Автоцистерна представляет собой резервуар с водой, бак для пенообразователя. При необходимости в дополнительном количестве воды, используется автонасос, который может подавать воду из пожарным гидрантов или различных водоемов.
В настояшее время в связи с тенденциями к урбанизации и возвышению этажности городской инфраструктуры, всё более актуальными становятся выдвижные лестницы. Существуют экземпляры лестниц, способных подняться на высоту в 110 м – для такой лестницы доступны этажи вплоть 40-го. Однако, такие уникальные лестницы единичные, в связи с этим пожарная безопасность высотных зданий является довольно сложной и проблемной задачей.
Как менялись пожарные автомобили за 150 лет
Пожарные повозки и автомобили от Российской Империи до наших дней
Сегодня, 30 апреля, у пожарных России профессиональный праздник – День работников пожарной охраны. Именно в этот день 371 год назад царем Алексеем Михайловичем был подписан «Наказ о Градском благочинии». Наказ этот впервые урегулировал обязанности пожарных дозоров и обязывал их нести круглосуточное дежурство в столице Русского государства, а также предписывал контролировать соблюдение правил противопожарной безопасности, строго контролировать и применять меры в отношении нарушителей. Пожары в деревянных городах или городах, где было немало деревянных строений, – дело опасное!
Впрочем, указы по противопожарной безопасности вводились и раньше – и при Иване IV Грозном, и при Великом князе Московском Василии II, который в 1434 году попытался регламентировать порядок обращения жителей с открытым огнем в ремеслах и быту.
В XIX веке император Александр I Павлович в первые годы своего царствования, в 1803-1804 годах, создал в обеих столицах, действующей – Санкт-Петербурге и бывшей – Москве, профессиональную военизированную пожарную охрану, в которую в качестве огнеборцев брали рекрутов Внутренней Стражи.
С приходом коммунистов и подписанием декрета «Об организации мер борьбы с огнем» В. И. Лениным в 1918 году начинается качественный и количественный скачок в создании профессионального централизованного государственного аппарата, обеспеченного материально-технической частью: специальными костюмами, сделанными из огнеупорной ткани, пожарными машинами и другими техническими и химическими средствами борьбы (противопожарные насосы, гидранты, специальные пенные составы для тушения возгораний разного типа).
Итак, в преддверии профессионального дня смелых и сильных духом мужчин и женщин давайте посмотрим на развитие технического оснащения.
И интереснее всего было бы посмотреть на изменения, произошедшие именно с технической частью, а именно узнать, как менялись экипажи пожарной охраны с течением времени.
Вступление в типологию пожарного автотранспорта (классификация пожарных автомобилей и расшифровка)
Пожарные автомобили проектируются на основе разнообразных транспортных средств:
машин на колесном и гусеничном ходу (о них мы и поговорим в нашем обзоре);
плавательных и летательных аппаратах;
поездах
Пожарные автомобили состоят из шасси. Основы транспортного средства (применяются как отечественные, так и зарубежные грузовые и легковые автомобили), пожарной надстройки (также применяются отечественные и зарубежные аналоги).
В надстройки могут входить: пожарные насосы, автолестницы, размещение для пожарного расчета (салон для людей), разнообразные отсеки (рундуки, ящики и т.д.) для инструментов (пожарно-технического вооружения), емкости для огнетушащих веществ и так далее.
Также, для понимания терминологии, в частности аббревиатур специализированной терминологии, предлагаем перед прочтением ознакомиться со следующей табличкой, при помощи которой можно понять о каком именно типе средства пожаротушения идет речь:
Основные пожарные автомобили
Общего применения
Целевого применения
Специальные пожарные автомобили
Источник таблицы (подробнее с определениями можно ознакомиться на сайте «Клуб пожарных и спасателей»): fireman.club
История развития пожарных автомобилей в Российской империи, СССР и России
Пожарные повозки и машины Российской империи
Становление технического обеспечения противопожарной обороны Великой Империи. От конных экипажей огнеборцев до первых автомобилей. Но что оставалось неизменным, так это люди. Они, как никогда в последующем, были настоящими бойцами, рыцарями, готовыми сразиться с одним из самых коварных и опасных врагов, не знающем пощады и жалости, – с огнем!
Конная тяга
Конно-бочечный пожарный ход. Воду из бочки перекачивали при помощи ручных насосов.
Схема пожарной повозки
Насосно-линеечная пожарная повозка. Вариантов спецтелег было много, на этом рисунке мы видим, в том числе, гидранты, пожарный багор, водяной насос и лестницу.
На пожар
Пожарный расчет. Москва, 1900 год.
Конные экипажи пожарной службы Российской империи. Очень скоро конная тяга будет заменена на тягу ДВС
«Даймлер-Лист»
Первый пожарный автомобиль для России «Даймлер-Лист». Сфотографирован в Москве на фоне пожарного депо на Пречистенке. Фотография 1908 года.
«Коммер-Кар»
Пожарная машина системы «Коммер-Кар» в Санкт-Петербурге. 1911 год.
Ручной пожарный насос
Двуручный противопожарный насос. Начало прошлого века.
«Леснер»
Пожарный автомобиль «Леснер».
Руссо-Балт Д24-40
Пожарные автомобили СССР
Этот период ознаменовался переходом на качественно и технически новый уровень. К доблести и самоотверженному труду с риском для жизни, у огнеборцев появился еще один бонус, они стали получать актуальную по тем временам технику. Что отличало советский период от современного и предшествовавшего, так это то, что 98-99% техники было отечественного производства. Грузовики были максимально унифицированы и строились на базе гражданских и военных автомобилей, что снижало их стоимость и давало возможность внедрить автомобили в большом количестве во всем СССР.
Пожарный автомобиль Я-3
Пожарный автомобиль производства «Автопромторга». Используется шасси трехтонного грузовика ярославского завода Я-3. Производился с 1925 по 1928 год.
Пожарный автомобиль (база АМО-Ф15)
Пожарный автомобиль на базе АМО-Ф15. Первый советский грузовой автомобиль, выпускавшийся серийно московским заводом АМО (Автомобильное Московское Общество).
Последующее развитие автомобилестроения под нужды брандмейстеров. ПМГ-1 – пожарный автомобиль. Выпускался с 1932 по 40-е годы.
«Пожарка» на базе ЯГ-6
Параллельно с ним в пожарные части поступал тяжелый грузовик ЯГ-6. Середина 30-х – середина 40-х. Также на шасси ставилась автоцистерна.
История развития пожарной техники
Благодаря техническому прогрессу борцы с огнём получили новые технически средства для эффективного пожаротушения. Достижение в области машиностроение, изобретение паровых двигателей, привели к появлению самодвижущихся экипажей пожарной службы.
Впрочем, раньше, чем было подтверждено, что машине с бензиновым мотором сложно обнаружить альтернативу, пожарная техника прошла довольно длинный и тернистый путь от парового насоса до идеального пожарного автомобиля с бензиновым мотором.
1-й паровой насос изобрели британцы, а именно Брайт-Уайт и Эрик-сон в 1839 году. Эту новинку использовали долгое время, правда она являлась к месту тушения пожара позже гужевого транспорта.
Середина XIX столетия была предпринята первая попытка создать паровую машину, которая бы работала без сбоев, она обслуживалась, как водится, двумя экспертами и внешне очень напоминала паровоз. Довольно низкая скорость передвижения не позволяла новому паромобилю прибывать к месту пожара, раньше повозок на конной тяге, впрочем, прогресс был на лицо.
К концу XIX века во многих городах Европы паромобиль занял заслуженное место в пожарных частях. Первые паровые автомобиле не отличались по своему внешнему виду от конных экипажей, зато, кроме воды, могли перевозить шланги, лестницы. Диаметр задних колёс был больше передних, водитель, как и кучер, восседал на широких козлах.
В отличие от Европы, в России долгое время использовались конные повозки. Основной причиной применения лошадей стало бездорожье.
Первый пожарный электромобиль создала немецкая компания «Юстус Кристиан» в 1901. Тяжёлые аккумуляторы устанавливали в ящики под сиденьем, общая мощность батарей составляла – 9,6 киловатта, а скорость электромобиля не превышала 30 км в час. Автомобиль был предназначен для перевозки 10-12 людей.
Эпоха паровых и электромобилей окончилась с появлением бензинового двигателя.
В России же, которая с запозданием освоила паровую технику, произошёл быстрый переход от конной тяги к бензиновым моторам.
В начале 1920-х гг. появились удивительные «самоделки». Так, симферопольские пожарные восстановили грузовой «Паккард» и превратили его в своего рода «линейку». На ней к месту бедствия возили все необходимые принадлежности для тушения пожара, но главное — команду из 16 пожарных. В Херсоне, Курске, Смоленске и многих других городах числилось по несколько старых грузовиков, переделанных аналогичным образом в автолинейки.
Имелись также автобочки, доставлявшие на пожар воду. Некоторые команды для оказания скорой противопожарной помощи (подачи первой струи) использовали так называемую «газовку» или «газшпритц». На такой машине размещали небольшую (до 500 л ) цистерну, баллон со сжатым воздухом или углекислым газом (давлением до 110 кг/см2), различный пожарный инструмент и сидения для нескольких «тушил». Подавая воздух или газ из баллона в цистерну, в ней создавали давление 2 — 3 кг/см2, что обеспечивало дальность выброса струи до 30 м из ствола, соединенного с ней выкидным рукавом. За непродолжительное время действия такой машины, бойцы с огнем успевали запустить в работу другую технику.
ыпуск пожарных машин. Специалисты, полагаясь на успешное решение этих проблем, не теряли времени и тщательно готовились к грядущему крупносерийному производству пожарной автотехники.
вязывались дискуссии о том, как обеспечить потребности страны в пожарных автомобилях Чаще всего рассматривали следующие три способа решения проблемы: закупать машины за границей, изготавливать их на отечественных шасси, переоборудовать под «пожарки» изношенные грузовики, непригодные к дальнейшему использованию по прямому назначению.
Первую полностью отечественную пожарную машину на шасси ГАЗ-АА выпустили под маркой ПМГ-1.
Машина ПМГ-1 сразу понравилась пожарным за быстроту движения и мягкость хода, за достаточно высокую оснащенность необходимыми принадлежностями, простоту их укладки. Команда быстро прибывала к огню и сходу вступала в борьбу с ним
. Случалось, обходились первой помощью, но чаще тушение пожара требовало больших усилий и мужества.
После Великой Отечественной войны произошел качественный скачок в производстве советских пожарных машин. Автозаводы после войны освоили новые модели грузовиков, которые по энерговооруженности, а также по совокупности грузоподъемности, маневренности и проходимости существенно превосходили все довоенные модели. Агрегатная база этих грузовиков подходила для создания пожарных машин принципиально нового поколения.
К 1950 году на Советской Украине, в городе Прилуки Черниговкой области было открыто специальное конструкторское бюро ОКБ-8, чьей специальностью стало проектирование пожарной техники. Там же, в Прилуках построили завод, который до самого развала СССР серийно выпускал десятки моделей пожарных автомобилей самого различного назначения, и, кстати, продолжает изготавливать пожарную технику до сих пор.
В 50-60-е годы в качестве агрегатной базы для пожарных машин отлично проявили себя трехосные полноприводные (6х6) грузовики московского Автозавода имени Сталина, а потом Завода имени Лихачева. Первые мелкосерийные пожарные машины на шасси ЗИС-151 под названием ПНЗМ-3 в начале 50-х строил еще Миусский завод пожарных машин в Москве. На заводе в Прилуках первую пожарную машину ЗИС-151 освоили в 1954 году. Она звалась ПМЗ-13, и выпускалась большими сериями. Автомобиль уже обрел современный облик пожарной машины с двойной кабиной, но, как и у ПНЗМ-3, кузов изготавливался на деревянном каркасе, обшитом снаружи стальным листом.
В 60-е стали выделяться пожарные машины специального назначения, например аэродромные. Так у пожарного ЗИЛ-157 появилась модификация ПМЗ-27А с лафетным стволом, установленным на крыше кабины. Она позволяла пустить струю воды прямо на ходу, пока пожарный автомобиль еще только подъезжает к горящему самолету или строению. Правда, такие машины служили не только на аэродромах, но и в обычных пожарных депо. Также у ПМЗ-27 существовали северная и тропическая модификации для регионов с соответствующим климатом. Эти машины поставлялись даже на экспорт. Все автомобили семейства ПМЗ-27 могли заливать огонь как струей воды, так и уже применявшимся в тот период химическим пенным раствором. Для пенообразователя на машине имелся специальный бак.
1969 году в Особом конструкторском бюро ОКБ-8 ПМ разработали целое семейство штабных автобусов.
Для разработки семейства специализированных пожарных автомобилей с использованием кузова вагонной компоновки от автобуса малого класса конструкторы приступили впервые. При разработке перспективного типового ряда пожарных машин на ближайшие пять лет впервые уделили внимание специализированным пожарным автомобилям. Практика показала, что без такой техники с каждым годом все трудней обеспечивать взаимодействие подразделений при тушении масштабных пожаров. На местах всяким правдами и не правдами ваяли доморощенные конструкции, при этом приспосабливали любые доступные транспортные средства. Пестрая и нерегламентированная палитра подобной техники требовала приведения к единому требованию и перечню функционального оборудования и ТТХ. Если по составу оборудования проблем не возникало, помог богатый опыт создания подобных машин в Ленинградском УПО, то с вагонным кузовом такого размера еще не работали.
Разрабатываемое семейство специализированных машин предполагало пять разновидностей:
АС — автомобиль связи;
АШ — автомобиль штабной;
АПО – автомобиль приема пищи и отдыха;
АСО — автомобиль связи и освещения;
АГДЗС — автомобиль газодымозащитной службы;
АЭА — автомобиль экзаменационный агитационный.
При разработке новых пожарных автомобилей учитывается ряд факторов. Во-первых, началось создание пожарных автомобилей на базе грузовых автомобилей с дизельными двигателями. Выпуск таких грузовых автомобилей в стране успешно освоен. Их внедрение обусловлено тем, что дизельные двигатели на 25-30 % расходуют меньше топлива, чем карбюраторные двигатели, работающие на бензине. Во-вторых, осуществлено увеличение мощности двигателей со 110 до 155 кВт и более. В-третьих, большое внимание уделяется как основным, так и специальным пожарным автомобилям.