Пожарная машина объем воды
Сколько воды в пожарной машине? Выясняем тоннаж различных АЦ
Автомобильные цистерны (АЦ) на базе отечественных машин оснащаются мощными насосами для обеспечения подачи воды к месту возгорания за расчетное время. Сколько тонн воды в пожарной машине зависит от типа АЦ, которая выбирается исходя из требований конкретного заказчика автомобиля. К российским условиям эксплуатации адаптированы АЦ на базе отечественных машин марок ЗИЛ, КАМАЗ, ГАЗ, УРАЛ, демонстрирующих хорошие характеристики в реальных ситуациях ликвидации пожаров.
Вместимость пожарных машин на базе ЗИЛ
Марка ЗИЛ по праву считается одной из базовых моделей пожарных машин, что подтверждается достаточной мощностью автомобилей, неприхотливостью в обслуживании, маневренностью и возможностью изменять комплектацию размещенного оборудования. Относительная компактность АЦ позволяет производить доставку воды к месту возгорания в городе и при плотной промышленной застройке. Сколько воды в пожарной машине конкретной модификации можно узнать из цифрового обозначения АЦ (3-40; 3,2-40; 4-40 и др.).
Вместимость пожарных машин на базе УРАЛ
Если сравнивать, сколько литров в пожарной машине на базе УРАЛ, то выясняется, что данная марка способная взять «на борт» большее количество жидкости за счет увеличенной мощности и проходимости.
Вместимость пожарных машин на базе ГАЗ
АЦ на базе ГАЗ предназначены для доставки веществ для тушения пожара, а также личного состава расчета и специальных средств для ликвидации очагов возгорания.
Модификация АЦ | Объем емкости для воды, л. | Объем емкости для пенообразователя, л. | |||||||||||||||||
Модель | База | Объем цистерны, л | Вместимость бака для пены, л |
АЦ 4,0-40 | ЗИЛ | 4000 | 300 |
АЦ 8,0-40 (5557) | УРАЛ | 8000 | 480 |
АЦ 3,0-40 (33086) | ГАЗ | 3000 | 180 |
АЦ 9,0-40 (43118) | КАМАЗ | 8000 | 480 |
На заметку. Объем воды в пожарной машине нового поколения больше, чем в старых моделях.
На базе ЗИЛ
ЗИЛ является одной из самых популярных базовых моделей для АЦ. Автомобили на этой базе очень мощные и маневренные. Плюсом является то, что они неприхотливы и не требуют частого ремонта и замены устройств.
Обычно АЦ на базе ЗИЛ среднего размера, что упрощает проезд автомобиля к площадке возгорания. Известный пример – АЦ-40(131)-137.
Вместимость цистерн для воды: 3000–4000 л.
Вместимость емкости для пены: 170–300 л.
АЦ-40(131)-137 (ЗИЛ)
На базе «Урал»
Пожарные машины повышенной проходимости на базе «УРАЛ» используются для тушения возгораний в труднопроходимых местностях. Часто в комплектацию также входят лестница, лафетные рукава, осветительное оборудование и т. д.
Вместимость цистерн для воды: 4000–8000 л.
Вместимость емкости для пены: 240–480 л.
АЦ 4,0-40 (Урал)
На базе ГАЗ
Пожарные автомобили на базе «ГАЗ» способны перевозить большое количество воды и оборудования к месту возгорания за короткий промежуток времени. Они справляются с бездорожьем и непогодой, поэтому часто используются для тушения пожаров в сельской и лесной местности.
Вместимость цистерн для воды: 1600–3000 л.
Вместимость емкости для пены: 130–180 л.
АЦ 3,0-40 (ГАЗ)
На базе КамАЗ
Известные представители пожарной техники имеют базу КАМАЗ. Кроме оборудования и экипажа, такие машины доставляют на место ЧС огромный объем воды.
Зачастую автомобили на базе КАМАЗ не требуют привлечения дополнительных водоисточников, так как вмещают воду, количество которой достаточно для осуществления пожаротушения вплоть до уничтожения пожара.
Вместимость цистерн для воды: 4000–8000 л.
Вместимость емкости для пены: 240–480 л.
АЦ 9,0-40 (43118) КамАЗ
Проверка наличия воды при принятии смены
График работы бригад МЧС устанавливается в соответствии с определенными правилами и требованиями. Круглосуточная служба обеспечивается наличием четырех дежурных караулов, каждый из которых работает 24 часа. Время отдыха в пожарной службе составляет трое суток. Затем происходит смена состава. Рабочие сутки начинаются, как правило, в восемь часов утра.
Так выглядит штатное расписание. Однако случаются экстренные ситуации, когда необходимо задействовать одновременно две-три бригады. Происходят непредвиденные смещения графика.
На сколько времени хватает воды в пожарной машине
Стандартные АЦ имеют в комплектации емкости для воды, объем которых не больше 3000–4000 литров. Такое количество огнегасящего вещества способно осуществлять пожаротушение в течение 5–8 минут. В связи с этим необходимо найти внешний источник для наполнения цистерн. В качестве таких источников выступают озера, реки, колодцы и т. п.
Кстати. С развитием технической промышленности на рынке пожарных автомобилей появились модели, вместимость которых достигает 8000 литров. Такого объема вполне достаточно для того, чтобы потушить возгорание без привлечения пожарного гидранта.
Автоцистерна КамАЗ-43253
Техника для выезда по вызову в черте населенного пункта или на промышленное предприятие. Самая популярная модель этой модификации шасси – АЦ 5.0/40-22ВР с модульной кабиной. Машина представляет собой самостоятельную боевую единицу с забором ОТВ из бака пенообразователя или с забором воды из водоисточника, другого резервуара или водопроводной сети. Также эта модель может выполнять функцию перекачки воды из удаленного от места возгорания источника.
Колесная формула машины 4×2 не предполагает эксплуатацию в сложных дорожных условиях, но при этом показывает отличную мобильность при преодолении узких проездов и разворотов. Плюсом этой модели, в отличие от 43118, стал увеличенный бак для пенообразователя, объем которого составляет 420 литров.
Использование пожарного гидранта
Пожарный гидрант – устройство, с помощью которого возможно подключение оборудования, подающего воду на очаг возгорания, к водопроводу. Все сети противопожарного водоснабжения имеют гидранты.
Открытие и закрытие гидрантов, а также присоединение к ним пожарных рукавов осуществляется с помощью пожарных колонок. Центральный ключ является инструментом для открытия клапана гидранта.
Способ подачи активного вещества из гидрантов зависит от давления водоснабжения:
Внимание! Гидранты должны проходить технические осмотры дважды в год. Это помогает увеличить срок эксплуатации и предупредить возможные поломки в системе.
Порядок подключения к гидранту
При подключении пожарного автомобиля к определенному источнику водоснабжения командир экипажа озвучивает определенную команду в зависимости от типа водоисточника.
Использование водных ресурсов с открытого водоема предполагает другую последовательность действий и при развертывании пожарного расчета его командиром дается команда «Автоцистерну на водоем ставь».
Установка автоцистерны на гидрант может осуществляться тремя возможными способами, а именно:
В первом случае необходимо от всасывающих рукавов отсоединить заглушку и на ее место надежно закрепить двойник. После этого, 4-метровые рукава, которыми укомплектован пожарный автомобиль, необходимо раскрутить в направлении гидранта и подключить к двойному разъему.
По нормам и стандартам эту операцию должен выполнять водитель пожарного автомобиля, в то время как пожарный проводит комплекс мероприятий по подготовке гидранта и колонки к работе.
Затем он принимает патрубки от водителя и подсоединяет их подающей колонке. После подключения и формирования окончательной магистрали происходит включение воды и расчет приступает к тушению пожара. Такой способ допускается лишь в том случае, когда выходное давление подачи воды из колонки не ниже 2 атмосфер.
При подключении на всасывающие линии процедура отличается от вышеописанной лишь тем, что водитель готовит к использованию не напорные, а всасывающие рукава. Предельный показатель минимального давления на выходе из колонки в этом случае немного и составляет от 2 до 3 атмосфер.
Третий комбинированный способ чаще всего используется в том случае, когда водителю пожарного расчета неизвестны показатели давления воды в водонапорной системе, а пуск первый воды осуществляется только через напорную магистраль.
При данном способе подключения к двойнику подключаются параллельно один всасывающий и один напорный рукав. Приэтом к двойнику присоединяется ближняя головка всасывающего рукава.
Правила подключения пожарной автоцистерны к гидрантам предусматривают возможность использования нестандартных напорных рукавов с диаметром 66 мм при длине в 20 метров. Также допускается соединение нескольких рукавов для обеспечения оптимальной длины магистрали.
Эти описываемые случаи имеют место при большом удалении гидрантов от проезжей части или невозможности разместить пожарную цистерну в непосредственной близости к ним ввиду неблагоприятных погодных условий (снежные заносы) или других факторов. Особое внимание в этом случае следует уделять напору воды и динамике его изменения в зависимости от параметров полученной магистрали.
Описанные способы должны выполняться в соответствии с нормативными требованиями и стандартами, которые задекларированы в законодательных и регламентированных актах.
Гигантские пожарные автомобили
Технические характеристики автомобилей улучшаются, повышается вместимость и проходимость, упрощается система управления. Небольшая техника с легкостью совершает разворотные маневры, однако не может похвастаться вместимыми емкостями для воды. Большие АЦ позволяют практически беспрерывно осуществлять пожаротушение без обращения к дополнительным водоисточникам.
Некоторые представители гигантских пожарных автомобилей:
Пожарный танк
Современные пожарные машины эффективно справляются с пожаротушением. Вместимость каждой единицы техники зависит от марки и базового шасси конкретного автомобиля.
Конструктивные особенности ПА на шасси КамАЗ
Благодаря широкому модельному ряду производитель может предложить МЧС автомобили различных категорий, адаптировав их под конкретные условия эксплуатации. Самыми популярными на сегодняшний момент считаются пожарные автомобили на шасси КамАЗ 43118 и 43253, которые оборудуют под автоцистерны. Можно выделить следующие преимущества этой марки:
Основу ПТВ пожарного автомобиля КамАЗ составляет насос. На машины этой марки чаще всего устанавливают НЦПН 40/100 или НЦПК 40/100-4/400. В зависимости от вида автомобиля в комплект входит телескопическая лестница. Ручной пожарный инструмент и инвентарь хранится в отдельных отсеках за «шторными» или панельными дверьми.
Требования к резервуарам, нормы проектирования
При проектировании рассчитывают объем ПР, выбирают способ размещения. Важно соблюсти расстояния к объектам. Основные требования к резервуарам запаса воды для пожаротушения есть в Р. 9 СП 8.
Размещение емкостей
ПР размещают с учетом свободного подъезда:
Стандартные требования пожарной безопасности к размещению под землей:
Размещение над землей:
Установка подземной конструкции поэтапно:
Расстояние между резервуарами и зданиями
Расстояние от пожарных резервуаров до зданий и сооружений (п. 9.11 СП 8):
для расширения применяют тупиковые водоводы до 200 м;
I, II ст. огнестойкости: от 10 м.
Расстояние между резервуарами рассчитывается исходя из выше указанных параметров, учитывая, что подача должна обеспечиваться из 2 соседних водохранилищ.
Расчет объема резервуара
Один м³ равен 1000 л. В среднем полезная вместимость ПР на предприятиях, крупных населенных пунктах: 100 – 500 м³. Для зон индивидуальной застройки: 50 – 150 м³.
Объем определяют по СП 8 и СП 31.13330, исходя из потребностей:
Правила по объему (Р 9 СП 8):
исходят из потребностей гидрантов, кранов, других средств пожаротушения (АУПТ) и при максимальном потреблении на иные нужды на все время тушения. Пример: 1 л/с на противопожарные нужды и 5 л/с на питьевые, что равно 6 л/с. Одновременное пополнение системами снабжения учитывают, если они I и II кат;
Что такое пожарная емкость
Понятие емкостей для огнетушащего вещества (ОТВ) охватывает хранилища с техническим паспортом по НПБ для значительного запаса жидкости согласно нормам расхода на объект (СП 8.13130).
Пожарные резервуары, это нормируемые НПБ сложные емкостные инженерные сооружения с обвязкой, помпами, или упрощенные конструкции – баки, цистерны. Задача – долговременное хранение огнетушащего вещества (ОТВ), обеспечение его постоянного наличия для противопожарных задач, включая меры по охлаждению промышленного оборудования (хранилищ нефти, газа).
Элементы, устройство резервуара (наземного бетонного или стального):
крепления с кронштейнами: для трубопровода, узла под сообщающуюся магистраль;
узлы (трубы) для заполнения, тестов, а также перелива;
Днище конусообразное, выпуклое, плоское. Всегда есть ребра жесткости. Температура воды в резервуаре должна исключать замерзание (+5… +95 °C). Упрощенные варианты (пластик, стеклопластик): корпус с гидроизоляцией, технологическими патрубками, наверху – горловина для доступа с люком, лестницей, с техническим колодцем, стояком для откачки осадка.
Быстро-сборные резервуары
Сборные пожарные хранилища стандартно изготавливаются из железобетонных блоков, колец, разрешены другие материалы (сталь). Особенности:
Элементы, нормы установки:
сваркой, если предусмотрены металлические закладные;
Слабое место бетонных резервуаров – стыки, их герметизируют, делая гидроизоляцию обмазками («КТтрон- 10 2К»).
- Пожарная машина обзор для детей
- Пожарная машина огонек книга