Пожарная машина оснащена чем
Оборудование пожарного автомобиля
Результат оперативного реагирования команды спасателей на сигнал о возгорании во многом зависит от комплектации пожарных автомобилей специальным оборудованием. Перечень пожарно-технического вооружения прописан в ГОСТе 12.2.047-86. Нарушение правил оснащения ПА влечет за собой не только срыв операции, но и составляет опасность для жизни спасателей и людей, попавших в беду.
Стандартный комплект
Для оперативного реагирования на вызов бригада спасателей использует определенный комплекс вспомогательных средств, которые входят в перечень основного оборудования пожарных автомобилей или являются частью пожарно-технического вооружения. Первое представляет собой комплекс коммуникаций для подавления огня. Ко второму относят технические средства для защиты личного состава при проведении разведки на месте происшествия и ликвидации возгораний.
Стандартно ПА общего назначения, к которым относят автоцистерны, насосно-рукавные машины, автомобили первой помощи и спасательный транспорт, на борту обязательно имеют:
Перечень пожарного оборудования, возимого на пожарных автомобилях, зависит от модели транспортного средства. В зависимости от сложности ситуации на место вызова посылают машину, оснащенную в соответствие со стандартным протоколом действий.
Оборудование для эвакуации
Первоначальной задачей бригады спасателей является эвакуация людей и материальных ценностей из охваченной огнем зоны. Кроме подручных средств, перечисленных выше, большое значение в благополучном исходе операции по эвакуации имеет гидравлический аварийно-спасательный инструмент. Это переносные комплексы с гидроприводом, которые используют для деблокировки пострадавших во время ЧС.
ПА автомобили общего назначения оснащены:
Принцип действия гидравлического аварийно-спасательного инструмента основан на приведении в действие насоса (ручного или с электроприводом).
Пожарные стволы
Один из видов специального оборудования основных пожарных автомобилей, используемого для подачи огнетушащих средств через рукава гидрантов.
Пожарные стволы | |
Пропускная способность и размеры | Вид огнетушащего вещества |
Ручные | Водяные |
Лафетные | Пенные |
Комбинированные |
Ручные активируются ручным оборудованием. Их недостаток – ограниченное расстояние действия, максимум 5 метров. Применяют при тушении небольших очагов возгорания. Лафетные – оборудование спецтехники. В комплекте – варианты насадок.
Переносное оборудование обоих типов крепится на окончании рукавной напорной линии. Стационарные устанавливаются только на опорах и соединяются с краном или насосом автомобиля. Благодаря стволам и насадкам можно формировать как сплошную струю для тушения огня на дальних расстояниях, так и распыленную для небольших площадей или локального очага.
Машины, выезжающие в зону пожара, комплектуются следующими моделями стволов.
РС-70
Рукава
Вид технического оснащения любого автомобиля, который выезжает в зону ЧС. Сегодня используют три типа рукавов:
Всасывающие
Используются для забора воды из водоисточника для дальнейшего пожаротушения. Стандартно длина рукавов, которыми комплектуются ПА – 4 метра. При транспортировке их располагают в пенале на крыше АЦ. Некоторые автомобили имеют отделение на уровне насосного отсека.
Напорно-всасывающие
Используют для забора воды и ее последующей транспортировки из водоисточника или гидранта с использованием насоса. Их отличительной особенностью является металлический проволочный каркас, покрытый текстильным кожухом. Пеналы для хранения и транспортировки таких рукавов расположены на надстройке ПА. Конструкция этих отсеков предусматривает естественную просушку оборудования во время возвращения техники на базу. Напорно-всасывающие рукава предназначены для подачи пенообразователя, масла и других специальных жидкостей.
Напорные
Наиболее распространенный вид рукавов, которыми комплектуются автоцистерны, пожарные поезда, корабли, краны. Предназначены для подачи огнетушащих веществ под избыточным давлением. В АЦ напорные рукава транспортируются в одинарной или двойной скатке. Также возможно использование специальной катушки.
Классификация ПТВ пожарной машины
Инструменты, используемые во время проведения спасательной операции, являются обязательным компонентом пожарных автомобилей любого вида. Их делят на две группы:
К механизированным ПТВ относят устройства с электро-, мото-, пневмо- и гидроприводом. К немеханизированным – классический рабочий инструмент.
Назначение ручного инструмента:
К механизированному инструменту относят бензомоторные пилы, электрические молотки, автогенно-резальные агрегаты.
Размещение в автомобиле
По конспекту, которым пользуются оперативные бригады, выезжая на вызов, к размещению оборудования на пожарном автомобиле предъявляют высокие требования. Часть хранится в кабине боевого расчета, часть – в кабине водителя. Основной же инвентарь расположен в отсеках кузова. Четкий порядок – залог уменьшения времени на боевое развертывание без снижения его оперативной подвижности.
Размещение оборудования подчинено правилу эргономики:
В кабине водителя должны быть огнетушители и ручной инструмент. В зоне боевого расчета размещают пожарные стволы и рукавные зажимы, противогазы и фонари. Все оборудование размещают так, чтобы оперативники при боевом развертывании не мешали друг другу.
Пожарные автомобили
Пожарный автомобиль – незаменимый помощник спасателей при ликвидации крупных возгораний. Техника делится на виды. Одни авто служат для перевозки средств тушения, другие – огромные «насосы» для подачи воды из природных источников.
В статье поговорим о том, чем оснащена пожарная машина, какие разновидности техники встречаются в России и как менялись автомобили на протяжении последнего века.
Краткая история пожарных автомобилей в России
Пожарные составы существовали задолго до изобретения автотехники. В России на место ЧС спасательные отряды доставляли обозы. Однако не каждый горожанин спешил уступить дорогу колеснице, тогда конструкторы задумались над модификацией повозок.
В 1890-х годах был представлен прообраз светозвуковой сигнализации. Авторство принадлежало обер-полицмейстеру города Москвы А. Власовскому. Специалист снабдил обозы горящими факелами (выполняли роль проблесковых маячков) и сигнальными рожками. Это стало своеобразным «прорывом» – пожарный обоз привлекал внимание горожан и был заметен в ночное время.
Однако оперативности повозкам не хватало, а лошади пугались огня. Тогда инженеры задумались над созданием автоматизированных перевозок.
«Пионером» российской противопожарной техники стал автомобиль, выпущенный более 100 лет назад. В 1904 году фабрика «Фрезе и К» сконструировала машину, способную доставить к месту пожара 10 спасателей. Автомобиль был укомплектован двумя лестницами, противопожарным рукавом и колонкой гидранта.
Более модифицированный образец несколькими месяцами позже представила компания «Г. А. Леснер». Их детище вмещало экипаж из 14 пожарников. Оснащался автомобиль насосом, цистерной, колонкой гидранта, а также противопожарными рукавами.
В 30-х годах прошлого века наладилось производство автонасосов. Первая модель – АМО-Ф-15 – оснащалась двигателем мощностью в 30 кВт. Насос подавал порядка 900 литров воды в минуту.
В эти же годы специалисты представили первые машины для освещения места пожара. К концу 30-х годов автопром наладил производство противопожарной техники. Однако большая часть автомобилей выходила на линию в крупных городах. В отдаленных местностях вплоть до 1940 годов использовали старый метод – обозы.
С середины 20 века спецмашины появились во всех уголках страны, их производство приобрело массовый характер.
Сегодня лидерами российского рынка остаются автомобили компаний «ЗИЛ», «МАЗ», «КАМАЗ», «УРАЛ». Нередко компании закупают технику итальянского бренда «Ивеко». Мощность современных машин в десятки раз выше, чем у «старичков». Последние ушли «на покой», посмотреть на них можно в музее МЧС.
Что собой представляет пожарная машина
Определение техники следующее: это транспортное средство, предназначенное для тушения пожара. Однако назначение новых автомобилей одним лишь уничтожением огня не ограничивается.
Существует ряд классификаций пожарной автомобильной техники. Выделяют основные машины, автолестницы, автоцистерны, установки для дымоудаления и т. д. В зависимости от тактико-технического назначения комплектация и внешний вид транспорта разнятся. Ниже предлагаем рассмотреть описание оборудования «классической» машины, выезжающей на место ЧП.
Из чего состоит
В состав кузова входит салон для сотрудников пожарной службы, насосы различных мощностей, резервуары для спецсредств (порошковых огнетушителей и др.), отсеки для дополнительного инвентаря (щитов, шлангов), средства связи. В основе лежит шасси высокой проходимости. В кабине водителя расположены многочисленные датчики, отслеживающие работу автомобиля.
Основные параметры
Размеры пожарной машины, в зависимости от завода-изготовителя, разнятся. Габариты КАМАЗа 43114 (наиболее распространенного в РФ), выглядят так:
Длина – 8000 миллиметров, ширина – 2500 миллиметров, высота – 3380, вес – 15535 килограммов. Автоцистерна вмещает шесть бойцов пожарного расчета.
Средняя скорость пожарных машин – 45 километров в час на шоссе с ровным покрытием и 25 километров в час на труднопроходимых дорогах.
Примечательно, что автомобили, выпущенные в Японии и США, имеют другие габариты. Их использование в России допустимо, однако техника должна отвечать требованиям ГОСТов и беспрепятственно входить в пожарные проезды. Согласно нормативным документам, ширина последних – от 3,5 до 6 метров (зависит от высоты здания). Автомобиль должен уместиться в это пространство и спокойно в нем развернуться.
В целом же устройство американских, японских и российских агрегатов схожее. Единственное отличие – зарубежная техника оснащена большим количеством автоматики (встроенная фото- и видеофиксация происходящего, к примеру).
Спецтехника оснащена мощными фарами и дополнительными световыми сигналами, говорящими о целевом назначении автомобиля остальным участникам дорожного движения. Кроме того, пожарный транспорт отличает расцветка. Машины пожарной базы имеют яркий окрас, который регламентирован законом.
Цветографические схемы
В России и многих зарубежных странах пожарная автотехника окрашивается в красный цвет. На кузов спецмашины также наносят контрастные полосы. Их предназначение – уместить данные пожарной части или название частной противопожарной организации. На боковой полосе также указывают номера автомобиля и его территориальную принадлежность.
Тревожная сигнализация
Для звукового оповещения используют сирены. Характеристики их могут отличаться: мощность современных «сигналок» варьируется от 250 до 650 Гц.
Звук подается посредством постоянного тока, отработанными газами движка. Сам сигнал включается каждые 2 секунды.
Классификация пожарных автомобилей
Современные пожарные машины могут подразделяться на несколько категорий. Техника общего назначения применима в условиях городов и сельской местности. Есть и другие агрегаты: они доставляют спасателей на сложные объекты: аэродромы, нефтебазы. Ниже рассмотрим основные отличия общих и модифицированных пожарных автомобилей.
Общего назначения
К этой категории относят:
Пожарный автомобиль первой помощи
Целевого назначения
На сложных объектах нужна «тяжелая пожарная артиллерия». На предприятиях нефтегазовой промышленности, химических заводах, аэродромах обычные «пожарки» могут не справиться.
На помощь людям приходит техника целевого назначения. Она отличается от классических авто. Список «автопрофессионалов» выглядит так:
Специальные
Есть в пожарных автопарках и другая техника, предназначенная для помощи основным автомобилям. В России таких «помощников» насчитывается около 50 видов. Ниже рассмотрим основные.
Вспомогательные
Для того чтобы сэкономить время автомеханикам, в пожарных частях присутствует машина диагностики. Это отдельный автомобиль, способный «поставить диагноз» поломавшемуся агрегату.
В условиях севера надежным помощником выступает автомобиль отогрева. Машина быстро приводит в боевое состояние замерзшую технику.
Для быстрого очищения места происшествия от смога используют автомобиль дымоудаления (обозначение «АД»). Этот агрегат позволяет наладить видимость в зоне возгорания.
Также с огнем и его последствиями борются пожарный прицеп, автолестницы, штабные авто газодымозащитных служб, передвижные компрессорные станции, автолаборатории.
Пожарные машины нового поколения
Современные пожарные автомобили снабжены автоматической системой управления. Это позволяет сэкономить драгоценные минуты на месте ЧП, не отвлекаясь на ручные манипуляции.
Например, заполнить насосы возможно одним нажатием кнопки. Десятилетия назад пожарные делали это самостоятельно.
Увеличился в новых моделях и функционал. Так, один автомобиль может выполнять работу трех агрегатов: иметь функцию тушения, АСП, поднимать спасателей на высоту.
Строительство высотных зданий заставило инженеров модифицировать подъемные возможности техники. Самый высокий подъемник способен доставить лестницу на высоту 112 метров! При этом платформа надстраивается на шасси разных моделей.
На заметку. Похвастаться новинками может и Россия. Так, пожарный комплекс под названием «Гюрза» способен разрезать металлические преграды на месте возгорания. Это дает возможность бригадам подобраться к центру пожара и спасти жизни людей, заблокированных в зданиях.
Итак, пожарная техника за последние сто лет прошла серьезный путь модернизации.
Пожарные обозы, еще функционировавшие в начале 20 века, заменили автоматизированные системы.
Сегодня пожарная автотехника способна не только тушить «классические» пожары, но и ликвидировать пламя в экстремальных условиях: в портах, нефтебазах, на химических заводах.
Конструкторы учитывают современные реалии, создавая усовершенствованную технику, способную удалить дым, добраться до балконов небоскребов и оперативно ликвидировать пламя на химическом предприятии. Главное – верно оценить ситуацию и подогнать нужный автомобиль.
Устройство пожарной машины
Пожарные автомобили используются для доставки личного состава и средств тушения огня. На вооружении МЧС стоит несколько типов машин, но в городе чаще всего встречается техника, входящая в класс основных ПА. Независимо от типа, все пожарные машины имеют шасси, которое чаще всегда остается базовым от обычного автомобиля, и надстройку, включающую в себя кабину для боевого расчета, агрегаты для тушения пожара, емкости для ОТВ и отсеки для хранения инвентаря.
Комплектация
Основную кабину, как и шасси, под выполнение машиной спецзадач переделывают редко. Она остается от базового автомобиля. За ней же крепится кабина боевого расчета. Вместимость ее зависит от марки ПА, при этом количество сидений редко превышает 6 мест. Традиционные многоместные кабины делают двухсекционными. Сиденья сконструированы таким образом, что человек может сидеть в них в полном обмундировании, включая СИЗОД за спиной.
Устройство установки с насосом зависит от комплектации фронтальной части пожарной машины. В базовой версии (кабина плюс дополнительный ряд сидений) насос находится в днище кабинного блока. Это позволяет высвободить дополнительное пространство для рамы с функциональным оборудованием и пульта управления. Снаружи насосная установка защищена поддоном. Ряд сидений для боевого расчета при этом расположен в кабинном блоке за насосом. Он крепится при помощи двух пар амортизирующих элементов, расположенных на равном удалении от центральной оси этого блока. Такое крепление сидений для бойцов оправдано оптимизацией управления насосной установкой. При многоместных кабинах насос располагают в задней части кузова, при этом управление им осуществляется исключительно вне транспортного средства.
В кузовной части расположена цистерна для ОТВ. Она делится на две емкости: большая для воды и меньшая для пены. С ними запитан насос, который и подает ОТВ. Он получает энергию от двигателя через дополнительную трансмиссию, включающую в себя коробку отбора мощности и карданную передачу.
Как правило, в ПА используют насосы двух типов: вакуумный и центробежный. Первый обеспечивает засасывание воды из емкости цистерны или водоема (сети) и подает ее на центробежную установку. Там при помощи вращающихся лопастей создается давление для подачи ОТВ в шланги.
Вакуумная система представлена не только насосом, но и кранами, управляющими приводами и трубопроводами. Различают четыре типа вакуумных установок:
Комплектация зависит от вида автомобиля. Управление системами осуществляется автоматически или вручную. С наиболее распространенными насосами ПН-40 работают газоструйные вакуумные установки. Они обеспечивают забор огнетушащих жидкостей в процессе работы насосной системы и восстанавливают водяной столб в случае его обрыва.
Дополнительная трансмиссия, которая обеспечивает передачу мощности к агрегатам системы, позволяет регулировать крутящий момент, передаваемый на элементы машины. В современных ПА используют четыре вида дополнительных трансмиссий:
С системой насосов обычно запитана механическая трансмиссия. Сборка этой части зависит от марки автомобиля и от расположения насосной установки. Также от разновидности ПА зависит и комплектация коробкой отбора мощности: для ЗИЛа это чаще всего КОМ-68Б, а для УРАЛа – КОМ-Ц1А.
Чтобы насосное оборудование всегда было в рабочем состоянии, систему охлаждения двигателя дополняют теплообменником. Его задача – подогрев оборудования и воды в цистерне в холодное время года, а также охлаждение механизмов летом.
По периметру цистерны располагаются отделения для перевозки и хранения инвентаря и спасательного оборудования, используемого во время тушения возгораний и эвакуации людей. Основную часть составляют пожарные рукава и стволы. Отдельные виды автомобилей комплектуются лестницами.
Проблесковые маячки и фары
Особенностью всех ПА считается наличие электрооборудования. Сюда входят приборы сигнализации и освещения. Расположение электрооборудования приведено на примере автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ-131.
Все выключатели обычно размещают в кабине водителя. Для освещения объекта используется фара-прожектор, установленная на кронштейне по внешним углам кабины. Ее положение можно менять в горизонтальной и вертикальной плоскости. В задней части автомобиля расположена задняя фара, которая освещает насосное отделение при заборе воды из водоема. Ее положение также можно менять за счет кронштейна пенала. Мощность фар зависит от их типа – 41 или 27 Вт для ФТ1Б или ФТ304 соответственно.
На крыше ПА закреплены фонари, которые подают прерывистые сигналы синего цвета. Для освещения кабины и салона боевого расчета, отделения для насоса и отсеков с ПТВ используются плафоны ПК-201 с лампами 5.9 Вт. Активация ламп насосного отделения осуществляется при помощи кнопок на щитке этой секции. Он крепится на стенке с правой стороны. На нем расположены контрольные лампочки наполнения цистерны: четверть, половина и полная заправка. Здесь же находится и индикатор нагрева воды в системе охлаждения (срабатывает при температуре выше 115°С). Также предусмотрена отдельная лампочка, показывающая падение давления в системе смазки двигателя. На щиток вынесена и кнопка дистанционного запуска стартера.
Проблесковые маячки, передние и задние фары, прожектор, а также переключение управления лампами зоны ПТВ из кабины на насосный отсек активируются из кабины водителя.
Переоборудование
Переоборудованием пожарных автомобилей занимаются автопроизводители. Принципиальным на этом этапе является выбор легких и прочных материалов. Надстройки машины делают из алюминия и стеклопластика, которые отличаются небольшим весом, не боятся коррозии и поддаются резке при помощи лазера. Шторки всех отсеков также алюминиевые с прорезиненными вставками. Это обеспечивает им подвижность и защищает от попадания влаги внутрь отделений. Для цистерны выбирают экологически чистый материал, поэтому при необходимости пожарные автомобили могут использоваться для доставки питьевой воды населению.
Современные ПА обладают рядом преимуществ перед своими предшественниками:
Автомобили пожарно-спасательные (АПС, ПСА)
Автомобиль пожарно-спасательный (АПС, ПСА) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.
Общие сведения
Пожарно-спасательные автомобили – категория мобильных средств пожаротушения (а именно – пожарных автомобилей) появившаяся в результате передачи пожарной охране РФ функций по проведению аварийно-спасательных работ, после слияния пожарных и спасательных формирований в рамках системы МЧС. Появилась необходимость объединить возможности основных пожарных автомобилей и аварийно-спасательной техники. Как следствие, такие автомобили впитали в себя черты и той и другой техники.
ПСА обеспечивают расширение технических и функциональных возможностей пожарного автомобиля за счет совмещения функций пожаротушения и аварийно-спасательных работ путем усовершенствования узлов самого автомобиля и оснащения его аварийно-спасательным комплексом. Автомобили пожарно-спасательные создаются на базовом шасси грузовых (реже легковых) автомобилей с кабиной, содержащей секцию для боевого расчета. В кабине размещаются обогреватель, ящики для пожарного оборудования и инструмента. ПСА оборудуются стандартными цистерной для воды и пенобаком. Кузов содержит левые и правые кузовные отсеки, на его крыше установлено пожарное оборудование и инструмент, а под ним, с двух его сторон, образованы дополнительные отсеки с откидными вниз дверцами, которые выполняют функцию дополнительных подножек.
В задней части кузова предусмотрен отсек для насосной установки. Сзади, с двух сторон кузова, установлены лестницы для облегчения подъема персонала на крышу. В кузовных отсеках, как правило, устанавливаются выдвижные поддоны. Автомобили, кроме пожарного оборудования, оснащаются аварийно-спасательным комплексом, включающим спасательное оборудование, аварийно-спасательный инструмент, электросиловое оборудование, средства индивидуальной защиты, средства связи, приборы для проведения химической и радиационной разведки, санитарное оборудование, прочее оборудование. Все перечисленное оборудование размещено в кузовных отсеках, выдвижных ящиках, а также в дополнительных отсеках.
Схема ПСА 2,0-40/2(43206)
Основные конструктивные особенности
Недостатком конструкции является, несмотря на то, что он может быть использован как для тушения пожаров, так и для спасения людей в экстремальных аварийных ситуациях, сложность его конструкции. Кроме того, отсутствие необходимого для ликвидации любой аварийной ситуации оснащения снижает функциональные возможности комплекса.
Техническими задачами, решаемыми при создании ПСА, являются расширение технических и функциональных возможностей автомобиля за счет совмещения функций пожаротушения и аварийно-спасательных работ путем усовершенствования узлов самого автомобиля и оснащения его аварийно-спасательным комплексом.
Поставленные задачи достигаются тем, что в автомобиле, содержащем базовое шасси с кабиной и секцией для боевого расчета, в которой установлено сиденье, на раме шасси установлен надрамник, на котором установлены цистерна и кузов, содержащий левый и правый кузовные отсеки и заднюю дверь.
Установленное на крыше кузова пожарно-техническое оборудование, емкость пенообразователя, пожарный насос, установленный в заднем отсеке кузова, согласно изобретению под сиденьем секции для боевого расчета установлен обогреватель, а за спинкой сиденья образованы ящики для размещения средств индивидуальной защиты, под одной из дверей секции установлен выдвижной ящик, выступающий относительно поверхности двери, опора которого закреплена на раме шасси.
Цистерна установлена, по меньшей мере, на двух дугообразных поперечинах надрамника и связана посредством стяжных хомутов с горизонтальными участками надрамника, примыкающими к дугообразной части его поперечин, под кузовом за задними колесами образованы дополнительные отсеки с откидывающимися вниз дверцами, с одной из сторон за передними колесами автомобиля установлен выдвижной ящик, опора которого закреплена на раме шасси
Емкость пенообразователя установлена внутри емкости цистерны и содержит фланец, закрепленный на верхней поверхности цистерны, кроме того, автомобиль оснащен аварийно-спасательным комплексом, включающим спасательное оборудование, аварийно-спасательный инструмент, электросиловое оборудование, средства индивидуальной защиты, средства связи, приборы для проведения химической и радиационной разведки, санитарное оборудование, прочее оборудование.
Кузовные двери снабжены телескопическими опорами. В кузовных отсеках, как правило, установлены выдвижные поддоны для оборудования.
Оснащение
ПСА оснащаются насосными установками, по аналогу пожарных автоцистерн. Так же они оснащаются емкостями для огнетушащих веществ – цистерной для воды и емкостью для пенообразователя.
ПСА-Ч (IVECO AMT)-57ВР
Спасательное оборудование включает, по меньшей мере, веревку пожарную спасательную, лестницу трехколенную, лестницу-палку, натяжное спасательное полотно, самоспасатель изолирующий, канатно-спусковое спасательное устройство, покрывало огнетушащее, лодку резиновую надувную, круг и жилет спасательные.
Аварийно-спасательный инструмент включает, по меньшей мере, кувалду, ножовку, ломы, крюки, топор, лопату, комплект ручного гидравлического инструмента: насосную станцию, резак-разжим, расширитель, домкрат, лебедку ручную, электропилу дисковую, электропилу цепную.
Электросиловое оборудование включает, по меньшей мере, генератор электрический переносной, катушку электрическую с силовым кабелем, прожектор выдвижной мачты, прожектор переносной, фонарь электрический.
Средства индивидуальной защиты включают, по меньшей мере, аппарат дыхательный со сжатым воздухом, респиратор, костюм теплоотражательный, диэлектрический комплект, в который входят, по меньшей мере, перчатки и ножницы для резки проводов.
Средства связи включают, по меньшей мере, радиостанцию УКВ, сигнальную акустическую установку, электромегафон.
Приборы для проведения химической и радиационной разведки включают, по меньшей мере, дозиметр, измеритель мощности дозы, газоанализатор-сигнализатор, прибор химической разведки войсковой.
Санитарное оборудование содержит, по меньшей мере, санитарный чемодан с аптечкой первой помощи, по меньшей мере для 50 человек, аптечку медицинскую для оснащения транспортных средств, носилки санитарные мягкие, одеяло шерстяное.
Автомобиль содержит прочее оборудование, которое включает, по меньшей мере, буксирный трос, знак аварийной остановки, огнетушитель, канистру для топлива, колодки противооткатные, конус оградительный, ленту барьерную оградительную, лампу паяльную.
Оснащение автомобиля, кроме пожарного оборудования, аварийно-спасательным комплексом, включающим спасательное оборудование, аварийно-спасательный инструмент, электросиловое оборудование, средства индивидуальной защиты, средства связи, приборы для проведения химической и радиационной разведки, санитарное оборудование, прочее оборудование, позволяет использовать его не только при тушении пожаров, но и для ликвидации чрезвычайных ситуаций на различных объектах промышленного и гражданского строительства, а также транспортных средствах.
Разнообразие моделей
В силу широты целей применения ПСА, их модельный ряд (по сравнению с другими классами пожарных автомобилей) очень широк, и подчас изобилует довольно «экзотическими» моделями.
Так, например, в связи с необходимостью проведения аварийно-спасательных работ связанных с пожарами в тоннелях, появился ПСА челночного типа ПСА-Ч(IVECO AMT 6339)-57ВР.
Для работы в условиях крайне низких температур, был создан ПСА-С-6,0-40/100(AMT-6339)40ВР.
Кроме того существуют ПСА для работы в условиях бездорожья и т.д.
Охрана труда
При работе на пожарных аварийно-спасательных автомобилях запрещается :
К работе с краном-манипулятором допускаются лица, прошедшие курс обучения и имеющие допуск на право управления краном-манипулятором и строповки грузов.
При работе используются стропы, прошедшие проверку.
В случае подтекания масла из гидросистемы работа прекращается и устраняется неисправность.
Перед включением электросиловой установки производится заземление пожарного аварийно-спасательного автомобиля.
Электрооборудование подвергается осмотру ежедневно при смене караула. Защита выходов напряжения генератора проверяется на срабатывание устройства защитного отключения, измерение сопротивления изоляции узлов электросиловой установки, токоприемников и элементов кабельных линий и распределительных коробок.
Если при включении выключателя «220 В 50 Гц» на электрощите происходит постоянное срабатывание защиты генератора, то пожарный аварийно- спасательный автомобиль подлежит отправке на стационарную проверку.
При эксплуатации генератора электросиловой установки ведется журнал, в котором регулярно записываются показания измерительных приборов, время работы и остановки, отклонения от нормы в его работе и работе двигателя, а также фиксируются осмотры и текущий ремонт.
Во время работы с выносной электростанцией необходимо соблюдать следующие требования:
Перед началом выполнения работ со стационарной и выносной лебедкой от мотопривода или гидропривода водитель убеждается в отсутствии людей в опасной в случае обрыва троса лебедки зоне. Наматывание троса на барабан лебедки производится при отсутствии людей в опасной зоне.
Во время проведения работ принимаются меры по предотвращению попадания рук или других частей тела в движущиеся (вращающиеся) части лебедки или под перемещаемый груз.
Запрещается эксплуатация лебедки при неисправном состоянии троса, превышении допустимых нагрузок, недостаточной видимости зоны проведения работ, неправильно навитом тросе на барабан.
При работе дисковой пилой с электроприводом соблюдаются следующие меры безопасности:
При работе дисковой пилой с электроприводом запрещается :
При использовании гидравлического аварийно-спасательного оборудования и инструмента проверяется состояние шлангов и соединительных штуцеров. Осматриваются режущие кромки инструмента, которые в случае неисправности – заменяются, затем протираются маслом.
Запрещается работать с гидравлическим аварийно-спасательным оборудованием при:
При работе с дымососом необходимо соблюдать следующие требования:
ТТХ пожарно-спасательных автомобилей
Модель | Емкость для воды, л | Емкость для пенообразователя, л | Марка насоса | Боевой расчет, чел | Макс скорость, км/ч | Масса полная, кг | Шасси | Мощность генератора, кВт |
АПС-2,0-40/2(43206) | 2000 | 120 | НЦПК-40/100-4/400 | 6 | 80 | 11400 | Урал-43206-41 | – |
ПСА-2,5-40/100-4/400 (43206)036-1 ПВ | 2500 | 150 | НЦПК-40/100-4/400 | 7 | – | – | УРАЛ-43206 | – |
ПСА-3(43206) | 3000 | 180 | НЦПК-40/100-4/400 | 7 | 90 | 12300 | Урал-43206 | – |
ППСА 3(3409)-01НН | – | – | – | 3 | – | – | ГАЗ-3409 | 2 |
ПСА-С-6,0-40/100(AMT-6339)40ВР | 6000 | 600 | НПЦ-40/100 | 6 | – | 24920 | IVEKO AMT-6339 | 20 |
АПС(Л)-1,25-0,8(5337) | 1250 | 100 | – | 6 | 85 | 14500 | МАЗ-5337 | – |
ПСА-Ч(IVECO AMT 6339)-57ВР | 3000 | 200 | НЦПК-40/100-4/400 | 5 | – | – | IVECO-АМТ | – |
Источники:
- Пожарная машина огонек энигма
- Пожарная машина перевернулась в магнитке