Пожарная машина пмг 1

ГАЗ-АА ПМГ-1

Миусский завод пожарных машин был основан в Москве в 1919 году. Он возник на базе мастерских гаража Наркомпрода на Миусской площади, в которых ремонтировали неисправные автомобили, поступавших с разных концов страны. После окончания Гражданской войны мастерские стали заводом, получившим собственный номер «6». Таким образом, Миусский завод можно считать одним из первых автомобилестроительных предприятий, основанных в России после Великой Октябрьской социалистической революции. С 1923 года его специальностью становится постройка пожарной техники, остро необходимой для городского хозяйства. В 20-е годы завод подчинялся конторе «Автопромторг», занимавшейся эксплуатацией и импортом автомобильной техники. За несколько лет работы завод претерпел ряд реконструкций цехов и расширение территории, позволявшее увеличивать объемы выпуска и совершенствовать технологию производства пожарных машин, насосов, мотопомп.

С 1929 года Миусский завод перешел из ведения «Автопромторга» в подчинение Всесоюзного автотракторного объединения ВАТО, руководившего новой автомобильной промышленностью СССР. Именно на рубеже 20-30-х годов представители пожарной охраны поставили вопрос о создании пожарной машины малого тоннажа более мобильной, маневренной, и, что важнее всего, более дешевой, чем пожарные машины на базе АМО. Вот цитата из вышедшей в 1930 году статьи, посвященной проблеме создания новой машины, сходного с ПМЗ-1 назначения: «Ограничение АМО-4, конечно, не являлось целесообразным, так как пожарное дело требует наличие пожарных автонасосов и малого тоннажа как в крупных городских командах, так и в условиях работы провинциального, заводского и сельского сектора, где автонасосы на шасси малого тоннажа являются первенствующими, и даже часто единственными, которые могли быть там приняты».

После монтажа насоса на шасси, устанавливали деревянный кузов-«линейку» с боковыми сидениями для бойцов пожарной команды. Внутри кузова располагался бак с водой, так называемый водобак первой помощи. Данная емкость с водой была необходима, так как перед пуском в центробежный насос требовалось залить порцию воды.

В середине 30-х годов Миусский завод официально стал филиалом ЗИСа. Но объемы производства автонасосов на горьковских шасси именно в это время заметно превышали число выпущенных ПМЗ «Пожарных машин ЗИС». Так, в 1936 и 1937 годах в Миуссах построили по 564 ПМГ-1, в то время, как количество изготовленных ПМЗ тогда колебалось в пределах 360-390 машин. С 1937 года базовым стало модернизированное шасси с новым двигателем ГАЗ-ММ.

В провинциальных и сельских пожарных дружинах некоторые «полуторки» доживали до 60-70-х годов. Иногда их устанавливали на постаменты в качестве памятников.

О ПМГ-1 вспоминет водитель-ветеран И. М. Харитонов:

Источник

ГАЗ-АА ПМГ-1

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

Миусский завод пожарных машин был основан в Москве в 1919 году. Он возник на базе мастерских гаража Наркомпрода на Миусской площади, в которых ремонтировали неисправные автомобили, поступавших с разных концов страны. После окончания Гражданской войны мастерские стали заводом, получившим собственный номер «6». Таким образом, Миусский завод можно считать одним из первых автомобилестроительных предприятий, основанных в России после Великой Октябрьской социалистической революции. С 1923 года его специальностью становится постройка пожарной техники, остро необходимой для городского хозяйства. В 20-е годы завод подчинялся конторе «Автопромторг», занимавшейся эксплуатацией и импортом автомобильной техники. За несколько лет работы завод претерпел ряд реконструкций цехов и расширение территории, позволявшее увеличивать объемы выпуска и совершенствовать технологию производства пожарных машин, насосов, мотопомп.

С 1929 года Миусский завод перешел из ведения «Автопромторга» в подчинение Всесоюзного автотракторного объединения ВАТО, руководившего новой автомобильной промышленностью СССР. Именно на рубеже 20-30-х годов представители пожарной охраны поставили вопрос о создании пожарной машины малого тоннажа более мобильной, маневренной, и, что важнее всего, более дешевой, чем пожарные машины на базе АМО. Вот цитата из вышедшей в 1930 году статьи, посвященной проблеме создания новой машины, сходного с ПМЗ-1 назначения: «Ограничение АМО-4, конечно, не являлось целесообразным, так как пожарное дело требует наличие пожарных автонасосов и малого тоннажа как в крупных городских командах, так и в условиях работы провинциального, заводского и сельского сектора, где автонасосы на шасси малого тоннажа являются первенствующими, и даже часто единственными, которые могли быть там приняты».

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1 Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

После монтажа насоса на шасси, устанавливали деревянный кузов-«линейку» с боковыми сидениями для бойцов пожарной команды. Внутри кузова располагался бак с водой, так называемый водобак первой помощи. Данная емкость с водой была необходима, так как перед пуском в центробежный насос требовалось залить порцию воды.

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1 Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1 Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

В середине 30-х годов Миусский завод официально стал филиалом ЗИСа. Но объемы производства автонасосов на горьковских шасси именно в это время заметно превышали число выпущенных ПМЗ «Пожарных машин ЗИС». Так, в 1936 и 1937 годах в Миуссах построили по 564 ПМГ-1, в то время, как количество изготовленных ПМЗ тогда колебалось в пределах 360-390 машин. С 1937 года базовым стало модернизированное шасси с новым двигателем ГАЗ-ММ.

В провинциальных и сельских пожарных дружинах некоторые «полуторки» доживали до 60-70-х годов. Иногда их устанавливали на постаменты в качестве памятников.

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

О ПМГ-1 вспоминет водитель-ветеран И. М. Харитонов:

Техническая характеристика

Источник

История довоенных пожарных автоцистерн

Извозчиков, доставлявших воду в бочках для самых разнообразных потребностей людей, а также транспортные средства, на которых ее привозили, называли водовозами. Речь пойдет именно о них. И вот почему…

Издавна, вода была, и до сих пор остается, основным средством тушения пожаров. Особенно она важна в начальной фазе гашения огня, покуда он сильно не разгорелся. Поэтому, когда не было водопровода, для оказания первой противопожарной помощи воду брали из заблаговременно расположенных около домов кадок. В них она стекала с крыш во время дождя по водосточным желобам и трубам. В засушливую погоду кадки наполняли водой из прудов, рек, колодцев. На пожаре ее чаще всего не хватало.

Поэтому брандмейстеры везли воду с собой. В чем же?

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

Конный бочечный пожарный ход

Лет 150 назад и раньше – в бочках на конных пожарных ходах. Словом «бочка» называли русскую единицу объема жидкости, равную 40 ведрам, или 492 л. В России велся учет этих емкостей, Так, в 1892 году наша противопожарная служба имела 39390 бочек, в то время как насосов было всего 13876, а линеек для доставки пожарных – лишь 4970. Превышение численности водовозных транспортных средств над другими свидетельствует о важности доставки воды к очагу возгорания.

Появление автомобиля привело к созданию моторизованных пожарных ходов. В Европе раньше, чем в России, сделали автомобиль, доставлявший воду в закрытой емкости, которая на латыни называлась cisterna, отсюда и в русский язык вошло слово «цистерна», а автомобильное шасси с цистерной стали называть автоцистерной.

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

Первые пожарные машины представляли собой этакие огнеборческие комбайны. В них совмещались функции сразу нескольких конных ходов: мотор заменял лошадей, надстройка с сидениями – линейку, бак с водой для оказания первой противопожарной помощи – бочку, привод от двигателя машины к насосу – бригаду качальщиков. ПМГ-1 и ПМЗ-1 были именно такими универсальными машинами.

Вспомним, чего только на них ни везли: стендеры, лестницы, спасательные круги, шанцевый инструмент (ломы, лопаты, багры и пр.), забирные и выкидные рукава, брандспойты, огнетушители, фонари и т.п. С таким техническим оснащением можно было начинать тушение пожара. Если он был в самом зачатке, то его удавалось погасить собственными силами, а если разбушевался, то, подключившись к источнику воды (пруд, река, водопровод), приступали к длительной борьбе с огнем. При нехватке собственных сил, вызывали другие пожарные команды

В универсальных пожарных машинах было много разнообразного оборудования, но для долговременной борьбы с пламенем ни одного из доставленных средств не хватало: ни воды, ни лестниц, ни яркости фонарей «летучая мышь». Недостатки универсальных пожарных машин представлялось возможным скомпенсировать созданием специализированных автомобилей. О двух из них – осветительных и автолестницах – уже рассказывалось. Об автоцистернах поговорим здесь.

В предвоенные годы класс пожарных автоцистерн еще только складывался. Конструкторы экспериментировали, поэтому различные модели этих машин существенно отличались. В них просматривались тенденции: рост объема доставляемой воды, улучшение транспортировки бойцов, оснащение машины для работы в качестве автонасоса первой помощи нормального автонасоса, собственно цистерны, поливочной.

В начале 30-х годов лишь два завода в стране выпускали пожарные машины: ленинградский «Промет» и московский Миусский, с 1935 года ставший филиалом ЗИС. В Москве базой для них служило шасси АМО-4, позже ЗИС-11, а в Питере – шасси ярославских грузовиков. В конце 30-х годов начал работать Краснодарский завод противопожарного оборудования

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

Предтечей автоцистерны стала бочка на конном ходу, снабженная ручным насосом. Ее емкость не превышала 500 л, а скорость подачи воды – 15 л/мин. Такие цистерны применяли на небольших пожарах. Устройство и недостатки этих аппаратов (малый объем бака и низкая производительность насоса) указали пути совершенствования такой техники.

Для первых отечественных автоцистерн использовали шасси иномарок. Так, Московский завод Автопромторга применял шасси от ФИАТ-15-тер. На раму устанавливали 80-ведерный бак (984 л), крепили лестницы, багры и другой инструмент, на шесть человек – пару сидений, под которыми лежали баллоны со сжатым воздухом, подаваемым в цистерну для создания в ней избыточного давления. Водой, поступавшей по рукаву в брандспойт, тушили пламя, а когда она заканчивалась, то либо мчались на заправку, либо брали ее из водопроводной сети. Сжатого воздуха хватало на 3-4 цикла, вес же возимого газового хозяйства превышал 200 кг.

Такие машины называли «газовками». Прибывая на пожар в полной готовности, они не могли работать долго из-за малого запаса воды и газа. И все же некоторые их свойства оказались полезными. По аналогии с ними. на автонасосах ПМГ-1 и ПМЗ-1 оставили небольшой бак с водой, гарантировавший запуск центробежного насоса и подачу первой струи.

В 1935 году на Миусском заводе начали серийно строить автоцистерны ПМЗ-2. Вот как они были устроены. На шасси ЗИС-5 укрепили бак емкостью 1500 л, между ним и кабиной расположили катушку с выкидными рукавами и сидения для четырех пожарных, под ним – в задке машины – центробежный насос Д-20, а над ним – трехметровые забирные рукава, уложенные в желоба, к которым пристегивалась раскладная лестница. С боков и позади бака располагались инструментальные ящики, к заднему подвешивалась большая катушка с выкидными рукавами. Вода в бак либо заливалась через его верхнюю горловину, либо закачивалась насосом из водоема или водопроводной сети. В брандспойты она подавалась от насоса по выкидным рукавам: либо из бака (оказание первой помощи), либо извне – из водоема или водопроводной сети (работа в качестве автонасоса). В нижней части внутренней полости цистерны проложили четыре трубы, по которым зимой пропускали выхлопные газы, минуя глушитель. Благодаря этому вода в баке нагревалась и не замерзала при минусовой температуре окружающего воздуха.

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

Пожарная автоцистерна ПМЗ-2

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

Машина ПМЗ-2 могла работать в качестве цистерны и автонасоса – как основного, так и вспомогательного. Пожарным этот автомобиль нравился за универсальность. Лишь недостаточный объем бака побуждал их хлопотать о создании более совершенных по этому параметру пожарных автомобилей. Их разрабатывали на шасси ярославских грузовиков.

Прежде чем они появились, в пожарной охране Минска сделали автоцистерну на базе грузовика ЗИС-5 с баком емкостью 2500 л, сзади которого на площадке возили сельскую мотопомпу. Нашлось место и для трех катушек с выкидными рукавами (две по бокам и задняя). В подножки встроили инструментальные ящики. Приезжая по вызову, снимали мотопомпу, подсоединяли ее к баку с водой, словом, собирали гидросистему, похожую на ПМЗ-2, и примерно так же использовали ее на пожаре. Однако минская «пожарка» оказалась непрактичной из-за недостаточной производительности насоса (всего 600 л/мин) и более сложных соединений выкидных рукавов. Специализированные автоцистерны были совершеннее.

Сначала на шасси ЯГ-4 сделали 3-тонную автоцистерну с одной задней катушкой и открытой кабиной. Затем «Промет» выпустил небольшую партию аналогичных машин на основе грузовика ЯГ-6 с цистерной емкостью 4000 л, тоже с кабиной без крыши.

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

Пожарная автоцистерна без крыши на шасси ЯГ-6

Потом, используя трехосное шасси ЯГ-10, изготавливали автоцистерны с баком на 4500 л и открытой кабиной. И лишь после этого в Ленинградском тресте очистки города (ЛТОГ) достигли своеобразного предела в «гонке за емкость» – начали строить самые большие в предвоенные годы автоцистерны на шасси ЯГ-6 с баком емкостью 5000 л. В закрытом резервуаре имелся верхний лаз, по бокам установили сидения для восьми человек (трое в кабине, всего же 11), под баком, около кабины разместили насос и всю гидросистему, в задке по бокам подвесили две катушки с выкидными рукавами, а между ними – запасное колесо и стендер. Забирные рукава уложили в лотках, закрепленных над баком.

Были варианты с приспособлениями для полива улиц и без них. К этому автомобилю на том же заводе сделали упрощенный насос – одноступенчатый центробежный и без вакуум-аппарата. Поэтому при работе с открытого водоема требовалось в насос пускать воду из цистерны. Под сидениями для бойцов поместили: справа – выдвижную лестницу, слева – две штурмовые и шанцевый инструмент.

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

Пожарная автоцистерна Ленинградского треста по очистке города (ЛТОГ)

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

Пожарная автоцистерна ЛТОГ

Тактико-технические характеристики пожарной автоцистерны ЛТОГ

В 1936 году на Миусском заводе сделали несколько опытных машин, используя трехосные шасси. Так, на ЗИС-6 установили двигатель от «правительственного» лимузина ЗИС-101 и бак на 3000 л. Тогда же на шасси ГАЗ-ААА поставили насос от ПМГ-1 и бак емкостью 1500 л. Испытания новинок не дали обнадеживающих результатов, и эти работы остановили.

В 1938 году на Краснодарском заводе противопожарного оборудования на шасси ЗИС-5 изготовили автоцистерну с двухрядной шестиместной закрытой кабиной. В ней, помимо начальника автохода и шофера, сидели четверо бойцов. Над баком и кабиной на кронштейнах расположили забирные рукава и лестницы: трехколенную, штурмовку и «палку». Защита от непогоды всей команды – преимущество этой машины, а малый объем бака – всего 1500 л – недостаток. Как бы там ни было, именно такой дизайн автоцистерн оказался перспективным. В послевоенный период строят пожарные машины только с закрытыми кабинами для всего экипажа.

Участник выставки на ВДНХ 1939 года, где получил высшую оценку пожарного руководства СССР, а также руководителей партии и правительства, в частности М.И. Калинина. И называлась эта машина именно «ЗИС-пожарный». Информацию о нём можно найти в журнале «Пожарная техника» (№2 за 1941 год).

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

Пожарная автоцистерна Краснодарского завода ППО (ЗИС-Пожарный на шасси ЗИС-5 1933–41)

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

Пожарная автоцистерна ЗИС-11 изготовленная в Ленинграде

Несмотря на многообразие конструкций довоенных автоцистерн и большое количество построенных автомобилей этого типа, лишь единицы сохранились до наших дней. Один из них – ПМЗ-2 – бережно сохраняют и поддерживают на ходу бойцы и механики пожарной части № 29 в подмосковном городе Балашиха.

Источник: журнал «Техника молодежи» (№ 8, 2002 год).

Так же читайте дополнительный материал по теме:

Источник

Пожарный автомобиль ПМГ-1: история, устройство и ТТХ

Даже среди любителей истории техники не многие ответят, что означает эта аббревиатура. Я спрашивал и тех, кто, казалось бы, непременно должен знать ее, – пожарных. «Тушилы» вспоминали с трудом, да и то не все. А между тем, ПМГ-1 – первая пожарная машина, сделанная на ходовой части грузовика ГАЗ-АА. Ее начали изготавливать 70 лет назад, сразу на двух заводах: в Москве – на Миусском механическом, в Питере – на «Промет». Но прежде чем это случилось, произошло немало примечательных событий…

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

Пожарный автомобиль ПМГ-1

Выпуск пожарных автомобилей на шасси АМО-Ф-15 начался в марте 1926 года в Ленинграде. Чуть позже такие же машины стали делать на столичном заводе № 6 Автопромторга, называемом чаще Миусским. Потребность страны в грузовиках была огромной, и пожарными принадлежностями оснащали каждый выделенный для этого АМО. За первый год выпуска сделали 26 «пожарок», в следующем – 90 в 1928 году – 323, Требовалось больше.

Как же искали выход из «пожарного» тупика?

История

В 1929 году советское правительство утвердило план строительства в Нижнем Новгороде автомобильного завода (НАЗ) с нормой ежегодного выпуска не менее 100 тыс. автомобилей. Помимо этого, планировалась модернизация столичного автозавода АМО с целью расширения производства на нем грузовых машин до 25 тыс. в год. Достижение таких результатов обеспечило бы необходимый выпуск пожарных машин. Специалисты, полагаясь на успешное решение этих проблем, не теряли времени и тщательно готовились к грядущему крупносерийному производству пожарной автотехники.

Работа шла по двум основным направлениям. Первое можно назвать интеллектуальным штурмом проблемы пожарного машиностроения, а второе – отработкой конструкций наиболее важных агрегатов для пожарных машин. Начиная с 1925 года, проводились совещания специалистов по пожаротушению. На них завязывались дискуссии о том, как обеспечить потребности страны в пожарных автомобилях Чаще всего рассматривали следующие три способа решения проблемы: закупать машины за границей, изготавливать их на отечественных шасси, переоборудовать под «пожарки» изношенные грузовики, непригодные к дальнейшему использованию по прямому назначению.

Выделение валютных средств на импорт пожарных машин неуклонно сокращалось и в 1927 году прекратилось вовсе. Ожидать первых авто от еще не построенного НАЗа представлялось непростительным бездействием. Поэтому решили восстанавливать отработавшие ресурс грузовики и оснащать их пожарным оборудованием. Такие машины выпускали с 1924 года Ленинградский гидромеханический завод и столичный Миусский. На нем же упорно трудились над созданием самого важного для пожаротушения агрегата – водяного насоса.

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

Выбор у конструкторов был небогатым: коловратный, называемый в наши дни шестеренчатым, и центробежный. В первом – вращается плотно притертая пара сцепленных шестерен. Такой насос не требовал какой-либо подготовки к запуску и мог качать воду с глубины до 7 м. Им оснащали пожарные машины на шасси АМО-Ф-15. Но «коловратке» противопоказана грязь, а в реальной российской действительности на пожарах часто приходилось качать неочищенную воду из водоемов, что снижало эффективность работы пожарных АМО и к концу 20-х годов поставило под сомнение пригодность таких машин к работе в сельской местности и даже в городе при отсутствии водопровода около очага возгорания. Альтернативой коловратного стал центробежный насос. У него был единственный недостаток – для запуска требовалось залить в него порцию воды Опытные образцы «центробежек» сделали еще в 1925 году. Пожарным больше подходил двухкамерный насос (однокамерный оказался малоэффективным, а трехкамерный – слишком сложным). Испытания новинки дали обнадеживающие результаты. Так, двухкамерный насос обеспечивал предельную глубину забора воды 8 м, дальность струи – 50 м, высоту – 40 м, а производительность –1200 л/мин. Специалистов эти показатели устраивали.

В чем же они видели преимущества новинки?

Центробежный насос воспринимал загрязненную воду с песком и даже мелкими предметами; работал последовательно с другим насосом, прибавляя к входному напору выработанный в нем. Новыми насосами предполагалось оснащать пожарные машины, изготавливаемые на шасси Я-7, АМО-4, «Форд-АА». Последнее особенно импонировало специалистам. Дело в том, что основным поставщиком грузовиков (около 80 %) должен был стать НАЗ, на котором освоили производство американских машин «Форд-АА» под маркой ГАЗ-АА. А значит, отработка конструкции пожарной машины на основе «Форда», по сути дела, подготавливала безболезненный переход на отечественную базовую модель. И вот в конце 1932 года этот заветный момент наступил. Первую полностью отечественную пожарную машину на шасси ГАЗ-АА выпустили под маркой ПМГ-1. Рассмотрим ее устройство.

С Московского автосборочного завода имени Коммунистического интернационала (ныне АЗЛК) на Миусский механический завод шасси ГАЗ-АА, то есть грузовик без кузова, пригоняли своим ходом. Первым делом из него извлекали карданный вал и сидение водителя. Сзади коробки передач устанавливали раздаточную, а в задке машины – центробежный насос Д-20. Нижний выходной хвостовик раздаточной коробки соединяли карданным валом с главной передачей, а верхний – с насосом. На шасси устанавливали деревянную надстройку с боковыми сидениями для пожарной команды. В ней располагали бак с водой для оказания первой помощи на пожаре. По бокам к спинкам сидений крепили катушки с выкидными рукавами. Сверху надстройки закрепляли трехколенную выдвижную лестницу, забирные рукава, запасное колесо и резиновые стволы, внутри надстройки – стендер и фонарь «летучая мышь», а в ее ящиках – различные противопожарные принадлежности (разветвитель-тройник, забирные сетки и прочее) и шанцевый инструмент. На передних крыльях закреплялись пеногенератор, разветвитель-двойник и два огнетушителя, а к задку автомобиля приделывались поворотные кронштейны, на которых подвешивали большую катушку с выкидными рукавами. Для управления машиной при подаче воды на пожаре помещали внутри надстройки соответствующие тяги, а в задней ее части устанавливали ручки управления.

Устройство

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

Устройство пожарного автомобиля ПМГ-1

Тактико-технические характеристики

пожарного автомобиля ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА (в скобках – шасси ГАЗ-ММ)

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

Тактико-технические характеристики ПМГ-1

Прибыв к очагу возгорания, команда из 8 человек первым делом отсоединяла заднюю катушку, закрывавшую доступ к приборам управления насосом, Если на месте не оказывалось воды, то, как только прокладывали выкидные рукава, водитель включал подачу ее из бака первой помощи, а при необходимости в огонь подавалась пена от подключаемого к системе подачи воды пеногенератора.

Если же источник воды имелся, то входной штуцер насоса соединяли с гидрантом забирным рукавом, либо последний с надетой на его окончание сеткой опускали в водоем и запускали насос с включенным вакуум-аппаратом который отключали, убедившись, что вода поступает в брандспойты. В дальнейшем водитель следил за работой насоса, ствольщики подавали воду в огонь, а остальные, в зависимости от ситуации, помогали им, пользуясь лестницами и пожарными инструментами (в конкретных случаях все могло выглядеть гораздо сложнее).

Воспоминания водителей

Машина ПМГ-1 сразу понравилась пожарным за быстроту движения и мягкость хода, за достаточно высокую оснащенность необходимыми принадлежностями, простоту их укладки. Команда быстро прибывала к огню и сходу вступала в борьбу с ним. Случалось, обходились первой помощью, но чаще тушение пожара требовало больших усилий и мужества.

Вот что вспоминал о ПМГ-1 водитель-ветеран И.М. Харитонов:

Прошли годы, большую часть ПМГ-1 давно списали в утиль, но кое-где они еще встречаются. Так, в пожарной части № 29 Подмосковного города Балашихи бережно сохраняют целый ангар старинных отечественных пожарных машин. Старейшая из них – ПМГ-1. Ее восстановили и поставили на ход механики части. Вот что сказал мне старший водитель Н.П. Саблин: «ПМГ-1 – это наша самая любимая машина. Мы бережем ее и изредка показываем на выставках ретроавтотехники». Я же, разделяя гордость его, посетую: в автомобильных музеях страны такой машины пока нет. Будет ли?

Источник: журнал «Техника молодежи», № 4 / 2002.

Фотографии

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

Пожарная машина пмг 1. Смотреть фото Пожарная машина пмг 1. Смотреть картинку Пожарная машина пмг 1. Картинка про Пожарная машина пмг 1. Фото Пожарная машина пмг 1

О других пожарных автомобилях, их истории создания и тактико-технических характеристиках читайте в нашем специальном разделе

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *