Пожарная машина с подъемником

Пожарная автолестница (АЛ)

Пожарная автолестница (АЛ) – это специальный пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.

Пожарная машина с подъемником. Смотреть фото Пожарная машина с подъемником. Смотреть картинку Пожарная машина с подъемником. Картинка про Пожарная машина с подъемником. Фото Пожарная машина с подъемником

Работа пожарной автолестницы на пожаре

Предназначена для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

В жилом секторе, общественных зданиях и промышленных сооружениях пожары могут возникать на различных высотах. В соответствии с требованием руководящих документов, подъем на высоту организуется для спасания и защиты людей, имущества, сосредоточения требуемых сил и средств, подачи огнетушащих веществ и выполнения других работ.

Подъем на высоту и спуск осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий, а также различных технических средств.

К техническим средствам спасания относятся спасательные рукава, веревки, трап, специальные и ручные пожарные лестницы. К этим средствам относятся и механизированные автолестницы и автоподъемники коленчатые.

Пожарная машина с подъемником. Смотреть фото Пожарная машина с подъемником. Смотреть картинку Пожарная машина с подъемником. Картинка про Пожарная машина с подъемником. Фото Пожарная машина с подъемником

Первое упоминание о создании механических пожарных лестниц в России изобретателем П. Дальгреном относится к 1778 году. В последующие годы разрабатывались механические чатырехколенчатые лестницы для конной повозки, длина которых не превышала 24 м.

С 1955 года начат промышленный выпуск автолестниц с механическим приводом, а с 1963 года – производство автолестниц с гидравлическим приводом. При этом АЛ-30 (ПМ 580) высотой 30 м известны почти в 50 странах мира. К концу второго тысячелетия в стране начато производство серии автолестницы высотой от 17 до 62 м на шасси ЗиЛ, КамАЗ, МАЗ, «Татра».

Важно. Требования к пожарным автолестницам на настоящий момент изложены в ГОСТ Р 52284-2004 Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.

Принцип работы автолестницы заключается в подаче стрелы или люльки в необходимую точку пространства в пределах рабочего поля.

Рабочее поле (зона досягаемости) автолестницы – это зона, очерченная вершиной лестницы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности.

Кроме того, грузоподъемность шасси и размеры автолестницы должны быть такими, чтобы не ограничивалась их проходимость в условиях городской застройки и было возможным устанавливать и маневрировать автолестнице и автоподъемника коленчатым у объектов, вблизи которых нет асфальтобетонных покрытий. Поэтому они сооружаются на высокопроходимых шасси с колесной формулой 6х6 или 6х4 (в зависимости от массы) с двигателями, обеспечивающими их эксплуатацию в транспортном и стационарном режимах.

Важно. Автолестницы приспособлены для установки на площадках с уклоном не более 6° и могут безопасно применяться при скорости ветра в любом направлении не более 10 м/с.

Назначение

Пожарные автолестницы предназначены для доставки расчета к месту пожара и выполнения следующих работ на пожаре:

Устройство

Пожарная машина с подъемником. Смотреть фото Пожарная машина с подъемником. Смотреть картинку Пожарная машина с подъемником. Картинка про Пожарная машина с подъемником. Фото Пожарная машина с подъемником

Устройство пожарной автолестницы на примере АЛ-30(131)-21Л

1 – базовое шасси; 2 – опорные устройства; 3 – механизм выключения рессор; 4 – опорно-поворотный круг; 5 – поворотная рама; 6 – пакет колен лестницы

Основными конструктивными элементами автолестницы являются:

Все механизмы и устройства автолестницы обеспечивают:

Пакет колен – это основной элемент конструкции, обеспечивающий действия пожарных в пределах рабочего поля движения автолестницы.

Стрела (пакет колен) автолестницы по своему назначению является основным элементом конструкции, при помощи которого осуществляются все операции, предусмотренные техническими данными автолестницы. Стрела состоит из четырех, пяти, шести или семи секций (в зависимости от модели автолестницы), телескопически соединенных между собой. В технической литературе такая конструкция называется открытым ферменным телескопом. Каждое колено изготавливается из высокопрочных легированных сталей, и состоит из двух боковых ферм, каждая из которых образуется профилированной тетивой (снизу) и верхним поясом, соединёнными между собой раскосами и стойками. Боковые фермы соединены между собой в горизонтальной плоскости ступенями.

Пожарная машина с подъемником. Смотреть фото Пожарная машина с подъемником. Смотреть картинку Пожарная машина с подъемником. Картинка про Пожарная машина с подъемником. Фото Пожарная машина с подъемником

Комплекты колен высотных автолестниц в обязательном порядке оснащаются лифтом, который служит для быстрой эвакуации людей или подъёма на высоту пожарных и специального оборудования. При помощи лебедки лифт перемещается на роликах по направляющим, приваренным к верхним поясам колен. Лифт снабжен системой торможения (ловителем). В случае обрыва троса лебедки автоматически срабатывает система торможения, и лифт останавливается.

На всех современных моделях автолестниц предусматривается использование специальной площадки крепления эластичного секционного спасательного рукава РС-С, позволяющего производить быструю эвакуацию людей, в том числе не имеющих возможности передвигаться самостоятельно.

Люлька – это устройство, обеспечивающее эвакуацию людей и работу пожарных на высоте при тушении пожара и устанавливаемое на вершине лестницы стационарно или быстросъемно.

Ряд моделей автолестниц снабжается съёмной или постоянно закреплённой на вершине подвесной люлькой. Подвесная люлька (чаще всего двухместная) придаёт автолестнице дополнительные возможности, характерные для автоподъёмников. Если автолестница оснащена пропорциональной системой электрогидроуправления, то в люльке устанавливается дополнительный пульт, с которого оператор управляет всеми движениями стрелы.

Традиционно наибольшее распространение имеют автолестницы с высотой подъёма 30 метров, из которых самой массовой является модель ПМ-506 различных модификаций.

Типы (виды)

Классификацию автолестниц проводят по 3 критериям, это:

Два первых показателя взаимосвязаны. То есть чем большее количество колен, тем длиннее лестница. Но здесь есть и другой фактор, влияющий на ее длину. Это длина самих колен. Начнем с их количества. Современные пожарные автолестницы представлены тремя конструкциями: трех-, четырех- или шестиколенные.

Теперь, что касается длины каждой части. Здесь классификация также тройная. Если:

Пожарная машина с подъемником. Смотреть фото Пожарная машина с подъемником. Смотреть картинку Пожарная машина с подъемником. Картинка про Пожарная машина с подъемником. Фото Пожарная машина с подъемником

К длине лестницы на автомобиле специалисты подходят очень внимательно, проводя точные расчеты. Все дело в том, что чем длиннее лестничная конструкция, тем больше у нее масса. А это высокая вероятность опрокидывания всего оборудования вместе с автомобилем. К тому же всегда длина консоли, а именно это собой представляет автолестница, это высокие нагрузки на системы, узлы и детали, в которых создается напряжение, появляется вибрация, а соответственно и деформации (обычно прогибы).

Теперь что касается разновидностей приводов. Сегодня на автолестницах применяют следующие виды:

Все специалисты и пожарные сводятся в одном мнении – гидравлические приводы лучшие. Они удобны и проще в эксплуатации.

Типоразмеры

Автолестницу в зависимости от максимальной рабочей высоты полностью выдвинутой лестницы, в соответствии с ГОСТ Р 52284-2004 следует изготовлять следующих типоразмеров:

ТипоразмерВысота подъема лестницы
АЛ 10-1510-15
АЛ 16-2016-20
АЛ 21-2521-25
АЛ 26-3126-31
АЛ 32-4032-40
АЛ 41-5241-52
АЛ 53-6053-60

По заказу потребителя допускается изготовление автолестниц с рабочей высотой более 60 м с параметрами, соответствующими техническим условиям на конкретную модель.

Самая высокая пожарная автолестница

Пожарная машина с подъемником. Смотреть фото Пожарная машина с подъемником. Смотреть картинку Пожарная машина с подъемником. Картинка про Пожарная машина с подъемником. Фото Пожарная машина с подъемником

Самая высокая пожарная автолестница Magirus M68L (DLK-68)

Немецкий производитель пожарных автомобилей Magirus Gmbh на выставке INTERSCHUTZ 2015 показал самую высокую в мире пожарную автолестницу Magirus M68L (DLK-68) высотой 68 м. Напомним, что после реорганизации в Magirus Group входят: Magirus Gmbh в Ульме (Германия), Magirus Camiva SAS (Франция), Iveco S.p.A. Stabilimento Mezzi Speciali (Италия) и Magirus Lohr GmbH (Австрия).

Magirus M68L стала новым флагманом в линейке Extra Long Ladders (XXL) (сверхдлинные лестницы), в это семейство также входят лестницы высотой 52, 55 и 60 метров.

Автолестница смонтирована на четырехосном шасси IVECO Trucker AD340 T45 хотя она может быть установлена на шасси любого производителя допустимой полной массой 34 тонны. Турбодизель IVECO Cursor 13 развивает мощность 450 л.с.

7-коленная лестница обеспечивает максимальную рабочую высоту 68 м (пол люльки находится на отметке 66 м), все движения лестницы стабилизированы системой компьютерной стабилизации Magirus CS, которая была специально доработана для новой автолестницы.

Модернизированные Х-образные выносные опоры системы Vario шириной 6 м, совместно с системой предотвращения опрокидывания Magirus ASS, обеспечивают автолестнице максимальный вылет 20 м, при нагрузке в люльке 100 кг.

Автолестница оснащена спасательной люлькой RC300, грузоподъемностью 300 кг. Новый спасательный лифт RE300 вмещает теперь 3-х человек и имеет грузоподъемность 300 кг, может работать при угле подъема лестницы от 30° до 75°, теперь двигается еще быстрее. Новый лифт получил дистанционное радиоуправление. Максимальная нагрузка на вершину верхнего колена при снятой люльке составляет 500 кг, на вершину нижнего, при работе в режиме крана – 4000 кг.

Автолестница имеет полную массу около 30 тонн, длину 13,00 м, ширину 2,50 м и высоту 3,97 м.

Классификация

Классификация АЛ по исполнению:

Исполнение пожарных автолестницСхема
Не оборудованные съемной люлькой и лифтомПожарная машина с подъемником. Смотреть фото Пожарная машина с подъемником. Смотреть картинку Пожарная машина с подъемником. Картинка про Пожарная машина с подъемником. Фото Пожарная машина с подъемником
Оборудованные съемной люлькой на вершине лестницыПожарная машина с подъемником. Смотреть фото Пожарная машина с подъемником. Смотреть картинку Пожарная машина с подъемником. Картинка про Пожарная машина с подъемником. Фото Пожарная машина с подъемником
Оборудованные лифтом, движущимся по лестницеПожарная машина с подъемником. Смотреть фото Пожарная машина с подъемником. Смотреть картинку Пожарная машина с подъемником. Картинка про Пожарная машина с подъемником. Фото Пожарная машина с подъемником
Оборудованные съемной люлькой на вершине и лифтом, движущимся по лестницеПожарная машина с подъемником. Смотреть фото Пожарная машина с подъемником. Смотреть картинку Пожарная машина с подъемником. Картинка про Пожарная машина с подъемником. Фото Пожарная машина с подъемником

Обозначение и маркировка

Обозначение пожарной автолестницы имеет следующую структуру:

АЛ-30 (43114) мод. ХХА-ХХ ХХ Х,

Пожарная машина с подъемником. Смотреть фото Пожарная машина с подъемником. Смотреть картинку Пожарная машина с подъемником. Картинка про Пожарная машина с подъемником. Фото Пожарная машина с подъемником

Условное обозначение пожарной автолестницы на схемах тушения пожара

Основные требования к оборудованию

Конструктивная прочность, что исключает нарушение целостности лестницы при ее движении и вращении.

Маневренность и управляемость.

Распределение нагрузки по оси лестницы должно быть равномерным.

Коэффициент устойчивости автолестницы – 1,4 при отсутствии наружной дополнительной нагрузки.

Допустимая скорость передвижения лестницы – не более 80 км/ч.

Наличие аварийного привода.

Оснащение светоотражателями и тормозной системой.

Наличие телескопической системы выдвижения секций лестницы, что обеспечивает бесперебойную и плавную работу механизма.

Покрытие ступенек лестницы антискользящими резиновыми накладками или из любого другого материала, чтобы обеспечить безопасность для людей при передвижении.

Устройство ограничителя на верхнем конце последней секции лестницы.

Оборудование автолестницы необходимыми приборами и датчиками, которые контролируют качество и безопасность работы конструкции.

Высота пожарной лестницы колеблется в пределах 17–60 метров, что зависит от выбранной модели.

Требования охраны труда

На пожарных автолестницах с лифтами не реже 1 раза в месяц проверяется работоспособность ловителей кабины лифтов. Осмотр грузозахватных приспособлений производится лицом, ответственным за их исправное состояние, в соответствии с временным регламентом по обслуживанию данных узлов. Результаты проверки ловителей кабины лифта и осмотра вспомогательных грузозахватных приспособлений оформляются актом (приказ Минтруда России № 881н от 11.12.2020 «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны»).

После установки пожарной автолестницы и пожарного коленчатого автоподъемника на выбранную площадку необходимо выполнить следующее:

При работе на пожарной авто лестнице и пожарном автоподъемнике водитель:

Для выполнения операции по подъему и спуску людей в люльке (при наличии на пакете колен люльки) следует:

Осуществлять движение люльки после:

По окончании работ перевести люльку из рабочего в транспортное положение.

Правила приемки и методы испытаний

Детально правила приемки и методы испытаний изложены в ГОСТ Р 52284-2004 Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.

Дополнительно о различных моделях пожарных автолестниц:

Источники: ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения; Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. Преснов А.И., Каменцев А.Я., Иванов А.Г. и др. –СПб: 2006; Пожарная техника. Безбородько М.Д. –М.: 2004; ГОСТ Р 52284-2004 Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.

Источник

Пожарная машина с лестницей

Пожарная автолестница (АЛ) позволяет осуществлять работы по тушению возгораний и эвакуации пострадавших на высоте. Для того чтобы разобраться в вопросе использования автолестниц в условиях пожара, необходимо определить задачи, виды, ТТХ и правила эксплуатации АЛ.

Предназначение пожарной автолестницы

Автолестница используется в следующих целях при пожаротушении:

Внимание! На рынке пожарной техники появилось особое оборудование, которое объединяет функции пожарных цистерн и автолестниц. Оно называется автоцистерна пожарная с лестницей. Фото этой техники вы сможете найти в интернете.

Особенности конструкции

Пожарная машина с лестницей обладает широким функционалом и позволяет совершать большое количество действий при пожаротушении.

Основное оборудование

Элементы конструкции автолестницы:

Платформа

Платформа позволяет удобно обслуживать механизмы автолестницы, а также размещать противопожарные средства в особых местах хранения.

В целях безопасности необходимо соблюдать правила:

Внимание! Позади платформы устанавливают ящик, в котором размещают противопожарные устройства. Проход к бензобаку ограничивается специальными дверями.

Передняя опорная рама

Позади рубки водителя устанавливается передняя опорная рама. Это механизм, который подпирает коленья при отсутствии движения.

Чтобы коленья не сдвигались, срабатывает механизм пружинных защелок рамы, закрепленных на направляющих.

Для того чтобы коленья не двигались произвольно, рама оборудована запорным крюком. Он опускается под своим же весом, когда лестница поднимается, и освобождает колено.

Коленья

Система коленьев формируется из четырех главных колен и одного вспомогательного.

Каждое из них – надежная стальная конструкция, состоящая из двух модулей, крепко скрепленных между собой.

Все коленья одинаковые по устройству, но различаются по весу и габаритам.

Внимание! Для упрощения передвижения по лестнице коленья покрывают рифлеными накладками из резины. Нумерование коленьев происходит сверху вниз.

Нижнее считается основным. Оно закреплено шкворнем и перемещается с помощью направляющей дуги. Именно с помощью нижнего колена осуществляется изменение угла наклона лестницы.

Фиксируют коленья автоматическими замыкателями.

Опорное устройство

Устройство опоры помогает достичь устойчивости автолестницы и предотвратить перегрузку коленьев.

Гидромеханизмы

Гидроустройство автолестницы позволяет настроить работу исполнительных механизмов.

Гидросистема включает в себя:

Электрооборудование

В систему электроустройства АЛ входит управление шасси и дополнительными электромеханизмами (предохранители, освещение и т. д.).

Напряжение для питания электрооборудования АЛ – 24 В от сети шасси по однопроводной электросхеме.

Электрооборудование АЛ включает в себя:

Внимание! Все устройства электросети объединены кабелями. Щиток управления находится в кабине водителя.

Классификация автолестниц

Существует несколько разновидностей классификаций автолестниц.

Типы лестниц в зависимости от высоты подъема приведены в таблице.

ТипВысота подъема, м
АЛ 10-1510–15
АЛ 16-2016–20
АЛ 21-2521–25
АЛ 26-3126–31
АЛ 32-4032–40
АЛ 41-5241–52
АЛ 53-6053–60

По исполнению выделяют такие виды АЛ:

Более того, существуют другие разновидности:

Востребованные модели

На рынке пожарного оборудования представлено огромное количество моделей автолестниц. Купить предлагается либо современные устройства, либо те, что уже несколько лет подряд надежно удерживают звание лучших из-за своих характеристик.

Данная модель предназначена для:

АЛ-30 возможно эксплуатировать при температуре от –40 до +40 градусов Цельсия. Допустимая скорость ветра при высоте 30 м – 10 м/с.

Примеры моделей: АЛ-30 Mercedes-Benz Unimog 5000, АЛ-30 TATRA-T815, АЛ-30 ЗИЛ 433112.

Установка используется для:

Примеры моделей: АЛ-50 КамАЗ-53229, АЛ-50 VOLVO FL 626.

Правила эксплуатации

Работа с автолестницей регулируется законом. Любое нарушение техники безопасности может привести к гибели людей и усложнению процесса пожаротушения. Правила следующие:

Внимание! К управлению автолестницами допускаются только мужчины от 21 года, прошедшие курсы и получившие разрешение на работу с данным оборудованием.

Маркировка автолестницы

Пожарные автолестницы маркируются с использованием букв и цифры. Например, АЛ-30/40 (УРАЛ-4320):

В скобках после наименования дается марка шасси, а затем отмечают номер модели.

Маркировочные таблички прикрепляют на видных местах и в кабине водителя.

Отсутствие маркировки может повлечь наказание. Автолестница без специального знака не используется при пожаротушении (не сертифицирована).

Высота пожарной машины с лестницей позволяет добраться до возгораний на самых высоких точках этажных зданий. Это упрощает процесс ликвидации пожара и спасения людей от гибели. Управление и эксплуатация АЛ должна осуществляться с учетом всех требований безопасности и только профессионалами.

Не забываем, что необходимо изучить по ГОСТу, автолестницы пожарного типа.

Источник

Пожарный автоподъемник (коленчатый АПК и телескопический ТПЛ)

Пожарный автоподъемник – это специальный пожарный автомобиль, оборудованный специальными стационарными надстройками в виде поворотных коленчатых, телескопических стреловых устройств с люлькой на вершине.

Пожарная машина с подъемником. Смотреть фото Пожарная машина с подъемником. Смотреть картинку Пожарная машина с подъемником. Картинка про Пожарная машина с подъемником. Фото Пожарная машина с подъемником

Пожарный коленчатый автоподъемник

Спасание людей и имущества при пожарах является важнейшим видом действий по тушению пожаров. Основными способами их являются перемещение людей и имущества, в том числе подъем или спуск с использованием специальных технических средств в безопасное место и защита их от опасных факторов пожара.

При проведении этих действий используются немеханизированные и механизированные средства. К первым относятся стационарные и ручные (переносные) пожарные лестницы, различные спасательные устройства (спасательные рукава, веревки и др.), надувные и амортизирующие устройства и т.д. Ко вторым относятся пожарные пожарные автолестницы (АЛ) и пожарные автоподъемники.

Пожарные автоподъемники являются передвижными средствами спасания: ими укомплектовываются пожарно-спасательные части пожарно-спасательных гарнизонов.

Пожарные автоподъемники по сравнению с автолестницами имеют большую маневренность, но лишены такого важного преимущества лестницы, как возможности осуществления непрерывной эвакуации людей без изменения положения стрелы. В то же время, они имеют более широкие по сравнению с автолестницами возможности по подаче воды на высоты, а так же при проведении эвакуации одновременно с нескольких позиций (окно, балконов, разных этажей).

Грузоподъемность шасси и размеры пожарных автоподъемников должны быть такими, чтобы не ограничивалась их проходимость в условиях городской застройки, и было возможным устанавливать и маневрировать АЛ и пожарным автоподъемникам у объектов, вблизи которых нет асфальтобетонных покрытий. Поэтому они сооружаются на высокопроходимых шасси с колесной формулой 6×6 или 6×4 (в зависимости от массы) с двигателями, обеспечивающими их эксплуатацию в транспортном и стационарном режимах.

Пожарные автоподъемники приспособлены для установки на площадках с уклоном не более 3° и могут безопасно применяться при скорости ветра в любом направлении не более 10 м/с.

Пожарная машина с подъемником. Смотреть фото Пожарная машина с подъемником. Смотреть картинку Пожарная машина с подъемником. Картинка про Пожарная машина с подъемником. Фото Пожарная машина с подъемником

Пульты управления пожарных автоподъемников размещаются на платформе и в люльке, если она предусмотрена в конструкции. Пожарные автолестницы и автоподъемники оборудуются системами автоматики и сигнализации, позволяющими контролировать и регулировать параметры, влияющие на безопасность их работы.

Среди зарубежных моделей пожарных автоподъемников в нашей стране имеют распространение 30-метровые коленчатые автоподъёмники Bronto Skylift 303 на шасси КамАЗ-53213 или Isuzu LV136, а также автоподъемники со стрелой коленчато-телескопического типа Bronto Skylift F52HDT и F54HDT на шасси Scania c максимальной высотой подъёма соответственно 52 и 54 метра.

Грузоподъемность люлек 50-метровых автоподъемников достигает 400 кг при максимальном вылете стрелы 21 метр. Справой стороны стрелы по всей ее длине установлена телескопическая лестница, состоящая из 5-ти основных и одного концевого колен. Максимальная нагрузка стрелы подъемника составляет 8 человек (7 человек на лестнице и 1 в люльке).

Назначение

Пожарные подъемники предназначены для:

Пожарные автоподъемники бывают:

Пожарный коленчатый автоподъемник (АПК) – это специальный пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

Устройство

Все виды пожарных автоподъемников (см. выше) имеют одинаковое устройство:

Пожарная машина с подъемником. Смотреть фото Пожарная машина с подъемником. Смотреть картинку Пожарная машина с подъемником. Картинка про Пожарная машина с подъемником. Фото Пожарная машина с подъемником

Виды пожарных автоподъемников

1 – шасси; 2 – опоры; 3 – механизм блокировки рессор; 4 – поворотная рама; 5 – механизм подъема колен; 6 – комплект колен; 7 – люлька

а – с шарнирным соединением колен; б – с телескопическим соединением колен; в – с шарнирно-телескопическим соединением колен

В дальнейшем будет рассматриваться вариант с телескопическим соединением колен.

Управление стрелами и люлькой осуществляется гидравлическими цилиндрами.

Пожарная машина с подъемником. Смотреть фото Пожарная машина с подъемником. Смотреть картинку Пожарная машина с подъемником. Картинка про Пожарная машина с подъемником. Фото Пожарная машина с подъемником

Принципиальная кинематическая схема подъема и выдвигания люльки

1 – гидроцилиндр подъема комплекта стрелы; 2 – механизм поворота; 3 – поворотная рама; 4 – телескопическая стрела; 5 – гидроцилиндр выравнивания люльки; 6 – люлька; 7 –шарнирная стрела; 8 – гидроцилиндр подъема шарнирной стрелы; 9, 10 – рычаги

Гидроцилиндр 1 (их на АПК по два) с размерами 160×110×1200 мм (диаметр поршня, шток, ход поршня) обеспечивает подъем комплекта стрел: телескопической 4 и шарнирной 7. Гидроцилиндр 8 (160×110×1440 мм) подъема шарнирной стрелы 7 обеспечивает рычагами 9 и 10 ее подъем на 180°. На каждой стреле 7 установлен гидроцилиндр 5 выравнивания люльки 6. Его осуществляет специальный блок управления горизонтированием (БУГ).

Люлька грузоподъемностью 300 кг вмещает 4 человека. Она поворачивается специальным гидроцилиндром поворота вправо и влево на 45°.

Подача воды к лафетному стволу осуществляется по специальным водоводам телескопического устройства, размещенным внутри стрел, имеющих коробчатое прямоугольное сечение.

Люлька оборудована устройством, ограничивающим грузоподъемность.

В люльке имеется пульт управления.

Пожарная машина с подъемником. Смотреть фото Пожарная машина с подъемником. Смотреть картинку Пожарная машина с подъемником. Картинка про Пожарная машина с подъемником. Фото Пожарная машина с подъемником

Схема выдвигания телескопических секций

1 – первая секция; 2, 14 – скользун; 3 – натяжник; 4 – вторая секция; 5, 8, 9, 15, 16 – ролики; 6 – основание телескопа; 7 – цепь сдвигания; 10 – тяга; 11 – шток; 12 – гидроцилиндр; 13 – цепь выдвигания

Телескопическая стрела 4 состоит из трех секций, размещенных одна в другой.

Все секции телескопической стрелы перемещаются относительно друг друга по роликам и скользунам. Шток 11 гидроцилиндра 12 закреплен к торцу основания телескопа 6, а гидроцилиндр 12 свободно перемещается, опираясь скользуном 14 на поверхность первой секции 1. При выдвижении гидроцилиндр 12 перемещается влево и вытягивает вторую секцию, жестко связанную с гидроцилиндром. Одновременно вытягивается цепью 13 и первая секция. Вытягивание первой секции 1 происходит через ролик 5 с помощью цепи 13. Один конец цепи крепится на первой секции, а второй – посредством тяги 10 закрепляется на торце основания телескопа 6.

При сдвигании секций гидроцилиндр 2 перемещается вправо, втягивает вторую секцию 4. Одновременно через ролик 9 цепью 7, соединенной с первой секцией, вся система будет втягиваться в основание телескопа 6. Натяжение цепи 7 производится натяжником 3.

Конструктивные особенности

Пожарные автоподъемники, как и автолестницы, имеют неповоротную и поворотную части. Неповоротные части и механизмы поворота АЛ и АПК идентичны. Основное их различие заключается в устройстве механизмов выдвижения люльки.

Главными механизмами и агрегатами автоподъемников являются:

Типоразмеры

Пожарные автоподъемники, в зависимости от максимальной рабочей высоты полностью разложенного автоподъемника, следует изготовлять следующих типоразмеров:

ТипоразмерВысота подъема люльки, м
АПК 10-1510-15
АПК 16-2116-21
АПК 22-2822-28
АПК 29-3629-36
АПК 37-4837-48
АПК 49-5649-56
АПК 56-6456-64

По заказу потребителя допускается изготовление пожарного автоподъемник с рабочей высотой более 64 м с параметрами по техническим условиям на пожарном автоподъемнике конкретного типоразмера.

Самый высокий пожарный автоподъемник

Пожарная машина с подъемником. Смотреть фото Пожарная машина с подъемником. Смотреть картинку Пожарная машина с подъемником. Картинка про Пожарная машина с подъемником. Фото Пожарная машина с подъемником

Финской компании Bronto принадлежит рекорд высоты среди телескопических автоподъемников. Их телескопический автоподъемник Bronto Skylift F 112 HLA, способен поднять пожарных на высоту 112 метров. Рекордом является и то, что платформа может находиться на высоте 90 метров при вылете стрелы в строну на 25 метров.

Механизм монтируется на стандартном шасси Mercedes-Benz Actros 7660, доработанном в семиосный автомобиль компанией Paul Nutzfahrzeuge. Пять осей необычного шасси управляемые, а четыре являются приводными. В транспортном положении автоподъемник имеет высоту 4 м и длину 19 м, что позволяет передвигаться по дорогам общего пользования. Снаряженная масса «чемпиона» достигает 77000 кг.

Обозначение и маркировка

Обозначение пожарного автоподъемника имеет следующую структуру:

АКП-32 (43118) мод. ХХА-ХХ ХХ Х,

Пожарная машина с подъемником. Смотреть фото Пожарная машина с подъемником. Смотреть картинку Пожарная машина с подъемником. Картинка про Пожарная машина с подъемником. Фото Пожарная машина с подъемником

Условное обозначение АПК на схемах тушения пожара

Пожарная машина с подъемником. Смотреть фото Пожарная машина с подъемником. Смотреть картинку Пожарная машина с подъемником. Картинка про Пожарная машина с подъемником. Фото Пожарная машина с подъемником

Условное обозначение ТПЛ на схемах тушения пожара

Обслуживание и освидетельствование

Пожарная машина с подъемником. Смотреть фото Пожарная машина с подъемником. Смотреть картинку Пожарная машина с подъемником. Картинка про Пожарная машина с подъемником. Фото Пожарная машина с подъемником

Обеспечение готовности и надежности пожарных автоподъемников. Для эффективного использования АКП или АЛ предусматривается техническое обслуживание и техническое освидетельствование.

Техническое обслуживание включает все виды проводимых обслуживаний, как и для пожарных автолестниц. Перечень работ регламентируется заводскими инструкциями.

Техническое освидетельствование. Техническое освидетельствование производится в целях обеспечения надежной работы всех механизмов АКП. Проверку работы всех устройств автоматики, блокировки
и сигнализации проводят по всей границе поля движения люльки называемого зоной досягаемости. Техническое освидетельствование проводит владелец. Установлено два вида технического освидетельствования:

Кроме того, производится не реже 1 раза в 6 месяцев испытание ограничителя грузоподъемности.

Рабочее поле (зона досягаемости) – это зона, очерченная вершиной стрелы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимально допустимыми вылетом и высотой для соответствующей грузоподъемности. Таким образом, она включает область безопасной работы полностью нагруженной люльки, охватывающей высоту подъема и вылет стрелы. Зона устанавливается заводом-производителем.

Пожарная машина с подъемником. Смотреть фото Пожарная машина с подъемником. Смотреть картинку Пожарная машина с подъемником. Картинка про Пожарная машина с подъемником. Фото Пожарная машина с подъемником

Рабочее поле пожарного автоподъемника на примере АКП-32(4310)

При частичном техническом освидетельствовании проводят:

Полное внеочередное техническое освидетельствование производится в случае замены расчетных элементов и сборочных единиц, а также после капитального ремонта АКП.

Полное техническое освидетельствование включает:

Испытания

Испытания проводят специально назначенные комиссии для оценки работоспособности всех систем и механизмов пожарного автоподъемник.

Приняты два вида испытаний:

Испытанию без нагрузки трехкратно подвергаются все механизмы. Для этого пожарный автоподъемник должен быть установлен на опоры. Испытания проводят в пределах зоны досягаемости.

Проверка работы устройств автоматики, блокировки и сигнализации проводят по всей границе рабочего поля. При достижении границы зоны досягаемости должна срабатывать автоматика, и все движения прекращаются.

Проверка блокировки движений стрелы производится при невыставленных опорах. В этом случае невозможно поднять, выдвинуть или повернуть стрелу.

Статические испытания (ограничитель грузоподъемности должен быть отключен) осуществляют в целях проверки грузовой устойчивости и прочности всех элементов АКП. Их проводят в 2-х положениях.

Пожарная машина с подъемником. Смотреть фото Пожарная машина с подъемником. Смотреть картинку Пожарная машина с подъемником. Картинка про Пожарная машина с подъемником. Фото Пожарная машина с подъемником

Схема статических испытаний пожарного автоподъемника

При испытаниях следует:

Установить пожарный автоподъемник в положение 2 и произвести описанные выше действия. Испытания проводят 1 раз.

АПК считается выдержавшим испытания, если не обнаружено опускание груза и повреждений механизмов и металлоконструкций.

Динамические испытания проводят грузом, на 10 % превышающим грузоподъемность люльки. Проводится не менее 3-х циклов при всех возможных движениях люльки.

Испытания положительны, если не наблюдалось отказов в работе и не обнаружено повреждений в системах АПК.

Пожарная машина с подъемником. Смотреть фото Пожарная машина с подъемником. Смотреть картинку Пожарная машина с подъемником. Картинка про Пожарная машина с подъемником. Фото Пожарная машина с подъемником

Проверка ограничителя грузоподъемности производится грузом, превышающим номинальный на 10 %. Ограничитель должен четко сработать и надежно отключить систему гидропривода. После его срабатывания невозможно включить движение стрелы. Испытания проводят не менее 3-х раз.

Проверка времени маневров производится при максимальных скоростях движения полностью нагруженной люльки. Проверяют выдвигание опор, подъем и опускание люльки, ее поворот. Время маневров должно соответствовать нормативным значениям.

О проведении испытаний производится запись в формуляре и составляется соответствующий акт.

Источники: ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения; ГОСТ Р 53329-2009 Техника пожарная. Автоподъемники пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний; Пожарная техника. Безбородько М.Д. –М.: 2004; Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. Преснов А.И., Каменцев А.Я., Иванов А.Г. и др. –СПб: 2006; Первоначальная подготовка пожарных, пожарная техника: Учебно-методическое пособие. –Барнаул: 2002; приказ МЧС России № 555 от 18.09.2012 «Об организации материально-технического обеспечения системы МЧС России».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *