Пожарная машина вид спереди
58. Пятьдесят оттенков красного. Пожарные автомобили на Олдтаймер-Галерее 2018.
Именно так, в шутливой форме, окрестил 27-ю по счету Олдтаймер-Галерею сам Илья Сорокин на открытии выставки. В первый же день мероприятия мне посчастливилось побывать там. Мои впечатления остались положительными. Несколько факторов повлияли на это. Во-первых, ранее я ни разу не присутствовал на ОГИС, во-вторых, в родном Санкт-Петербурге подобных ежегодных мероприятий не проводится.
Ранее я читал отчёты о прошлогодних выставках в Сокольниках и неизменно видел отзывы о стоимости билетов. У меня очень сильное недоумение на этот счёт. Как в анекдоте про ежиков – колется, но всё равно продолжаем. Кроме того, билеты на треть дешевле можно было купить на сайте мероприятия, не понимаю по каким причинам этой возможностью не воспользоваться в XXI веке.
Перейдём к самим экспонатам. Краткий обзор основных «шоу-стопперов» я уже выкладывал неделю назад, а теперь, хоть выставка уже и завершена, пройдёмся по основной теме мероприятия – пожарной технике. Напомню, что обилие красных автомобилей связано с тем, что в 2018 году отмечается столетний юбилей пожарной охраны СССР.
Автонасос на шасси АМО-4
Одна из первых полностью советских пожарных машин, созданная на шасси грузовика АМО-4. В задней части шасси установлен центробежный насос Д-20, способный перекачивать 1500 литро в минуту. Насос приводился от вала отбора мощности, соединявшего хвостовики сцепления и раздаточной коробки, расположенной в задней части кабины. Над насосом внутри надстройки помещался «бак первой помощи» с 360 литрами воды. В задней части устанавливалась надстройка из дерева, с каждого борта которой делались сиденья для шести пожарных и катушки с выкидными рукавами — каждый по 80 метров. Еще одна катушка с рукавом длиной 160 метров подвешивалась сзади у насоса. Пожарные рукава и лестницы крепились над надстройкой, а в её ящики укладывалось пожарное оборудование. В нишах подножек клали лопаты, ломы, багры и прочее. С правой стороны у кабины крепились колокол и два огнетушителя, с левой — пожарная колонка.
International Harvester B120
Шведская пожарная машина 1960 года выпуска на шасси американского полноприводного грузовика с 750-литровой цистерной и насосом производительностью 30 литров в минуту, установленном спереди. Все пожарное оборудование изготовлено фирмой Henrikssons Brandredskap.
Автомобиль с 1995 года нёс службу в пожарной части карельского города Костомукша, в 2005 году был списан, продан в частные руки и затем отреставрирован до первоначального состояния.
Пожарный автонасос ПМЗ-18
Пожарный автонасос ПМЗ-18 выпускался серийно с 1955 года Прилукским заводом противопожарного оборудования. Проектные чертежи для него были разработаны Особым конструкторским бюро № 8. ПМЗ-18 был наиболее распространённым пожарным автонасосом в эпоху, предшествующую массовому поступлению на вооружение огнеборцев пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-130.
Автонасос имел самый большой среди автомобилей этого типа бак так называемой «первой помощи» объёмом в 465 л.
Для своего времени запас вывозимых на пожар напорных рукавов был рекордным: 16 рукавов диаметром 51 мм и 33 рукава диаметром 66 мм. Надёжность конструкции автонасоса ПМЗ-18 пользовалась уважением у водителей.
Представленный на выставке пожарный автонасос ПМЗ-18 был обнаружен любителями отечественной техники в одном из колхозов Московской области. Летом 2007 года он был восстановлен специалистами Службы материально-технического обеспечения ГУП «Мосгортранс». Автонасос был восстановлен в том состоянии, в котором был получен на реставрацию, то есть с сохранением всех особенностей, внесённых в его конструкцию при поступлении в колхоз. В его кузове в дополнение к имеющемуся баку первой помощи был установлен водяной бак ёмкостью свыше 1000 л, необходимый для вывоза запаса воды на тушение пожара в сельской местности. Отсюда, учитывая суммарную ёмкость водяных баков, название восстановленного автомобиля «АЦ-2», присвоенное ему произвольно. Кроме того, напорные патрубки пожарного насоса ПН-30 из-за неправильной его сборки выведены в заднюю часть кузова (у серийного автомобиля они выводились на борта кузова).
Не смотря на эти перечисленные недостатки, автомобиль представляет собой большую историческую ценность, являясь единственным сохранившимся экземпляром пожарного автонасоса ПМЗ-18 на территории постсоветского пространства.
Пожарная автолестница АЛ-30
Пожарные автолестницы АЛ-30(131) выпускались Торжокским машиностроительным заводом с 1970 года. Проект автолестницы разработан Особым конструкторским бюро «Пожарная техника» под руководством ведущего конструктора Ю.А. Курчакова. Автолестница по праву считается настоящим символом советской пожарной охраны. Она является самым массовым выпускаемым промышленностью специальным пожарным автомобилем. Всего с 1970 по 1983 годы было выпущено 1700 автолестниц этой модели.
С 1970 года выпускалась модель Л21, имеющая гидравлический привод и конструкцию комплекта колен, сохранившуюся со старых моделей на шасси ЗИЛ-157. Особенностью этой конструкции были так называемые «замыкатели», разгружавшие колена лестницы в выдвинутом положении на определённой высоте. Наиболее очевидным внешним отличием этих автолестниц от последующих моделей является своеобразный «светофор» (транспорант световой указательной сигнализации), установленный на четвёртом колене автолестницы. Автолестница поставлялась на экспорт в страны социалистического лагеря, в том числе и в тропическом исполнении. Выпуск модели прекращён в 1983 году в связи с необходимостью модернизации автолестницы под требования нового ГОСТа.
В 1971 году на базе Л21 была выпущена единственная автолестница АЛ-30(131) модели Л22, отличительной особенностью которой была люлька оператора, подвешенная к первому колену. Автомобиль серийно не выпускался по причине многочисленных технических недостатков конструкции. С 1983 года Торжокским машиностроительным заводом выпускалась автолестница АЛ-30(131)506, основным отличием которой от модели Л21 являлся переход системы выдвижения колен на двухканатную лебёдку, позволявшую теперь, отказавшись от замыкателей, выдвигать колена на любую высоту. В дальнейшем конструкция автолестниц всё больше совершенствовалась, а Торжокский машиностроительный завод выпускал модернизированные модели ПМ-506 и в 90-е годы XX века.
Не большая экскурсия по пожарному автомобилю
Доброе время суток, моим подписчикам и всем остальным не менее уважаемым людям. Давненько не брал я в руки шашек писал ничего о своей любимой профессии. Сегодня решил восполнить данный пробел.
И речь пойдет о втором по распространенности на территории России и стран бывшего СССР пожарном автомобиле АЦ-40 (131) 137А. Если вы видите на улице пожарную машину то в 3-х случаях из 10 это будет именно она. В 4-х из 10 такая же цистерна но на базе ЗИЛ-130 и в остальных случаях прочие пожарные автомобили. (За исключением пожалуй только Москвы и СПБ).
Автоцистерна пожарная на базе автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-131. Серийный выпуск начался в 1970 году и продолжалось до начала нового тысячелетия. Как донор использовались так же списанные с военных складов автомобили. Как и большинство, спроектированное советскими инженерами данный автомобиль получился очень удачным: полноприводное шасси вкупе с надежным и неприхотливым двигателем, плюс проверенный насос сделали из этого автомобиля долгожителя, который выходив по два эксплуатационных срока героическими усилиями водительского состава еще долго будет защищать нас от огня.
Кабина водителя и старшего автомобиля (начальника караула или командира отделения) Ничего необычного. Видны стационарная и носимые радиостанции.
Кабина боевого расчета. Здесь выезжает личный состав отделения до 4-х (в очень хорошем случае) человек. Стоить отметить, что в процессе эксплуатации автомобили подвергаются доработке уже в частях. Так на этой машине дыхательные аппараты расположены в кабине, а не в отсеке, как задумано. Это позволяет надевать их еще в пути следования к месту вызова, что сокращает время подготовки звена газодымозащитной службы (ГДЗС) к работе. В крыше видно люк, для управления лафетным стволом, расположенным на крыше. Под сиденьем в ящике так же вывозится различное оборудование (рукавные зажимы, спасательные веревки, стволы РСК-50 с расходом 3,7 литра в секунду)
Задний правый отсек. Справа один рукав с предыдущей фотографии, небольшой пеногенератор, так называемая «бензоболгарка», бензопила, станина для крепления переносного лафетного ствола (о нем позже) и еще два резервных баллона.
Насосный отсек. Старый, но не бесполезный@ ПН-40У. Пожарный насос производительностью 40 литров в секунду с напором 100 метров водяного столба. Справа от него водосборник для заправки АЦ от пожарного гидранта(об этом тоже позже). Над насосом Бак для пенообразователя, емкостью 150 литров.
Палуба сзади. Пеналы для всасывающих (125 мм) и напорно-всасывающих (75 мм) рукавов. С помощью первых АЦ заправляется из открытых водоисточников, вторые для заправки от пожарного гидранта. Между ними трехколенная лестница. До третьего этажа или крыши двухэтажного дома. Если надо, то можно выдвинуть до 4-го этажа, но в нарушении правил охраны труда. Справа та же штурмовая лестница, на которой виден крюк, которым она цепляется за подоконники и перила балконов.
Задний левый отсек.Справа вверху всасывающая сетка для всасывающих же рукавов 125 мм. Рядом сетка для 75 мм рукавов. Под ней Крюк для открывания крышек колодцев. Под ним пожарная колонка для забора воды из гидранта. Под ней ломы трех видов: универсальный, тяжелый и шаровый. Рядом четырехметровый заправочный рукав, за ним трехходовое разветвление для раздачи воды из магистральной линии в рабочие. Магистральная линия идет от насоса и состоит из рукавов Д77 мм с проходимостью до 21 л\с. Рабочая линия из рукавов Д55 мм идет от разветвления до стволов.
Передний левый отсек.Еще одно разветвление и заправочный рукав. На стенке отсека закреплены рукавные зажимы для оперативного устранения не больших повреждения рукавных линий. И укладка из 8 рукавов Д77 мм той самой магистральной линии.
Емкость цистерны для воды у данного автомобиля вмещает в себя 2400 литров. Что не много, но при должном рвении и выучки личного состава, достаточно для тушения, на пример квартиры. При более крупных пожарах автомобиль устанавливается на открытый водоисточник, пожарный водоем или гидрант. Выглядет это так (фото не мое, украл отсюда http://wiki-fire.org/АЦ_40_131_137А.ashx )
На этом все. Со временем расскажу о других автомобилях, оборудовании и тактике тушения пожаров. Задавайте вопросы, на все отвечу с удовольствием.