Пожарная нагрузка легкового автомобиля
МДС 21-3.2001 => Примеры технико-экономического обоснования противопожарных мероприятий. Стоянка легкового автотранспорта.
Рис. 5. Зависимость минимальной продолжительности начальной стадии пожара tнсп от объема V и высоты H помещения
Рис. 6. Зависимость эквивалентной продолжительности пожара для железобетонных конструкций перекрытия от времени пожара для ПРВ
здесь V — объем помещения, м 3 ;
Рис. 7. Зависимость эквивалентной продолжительности пожара для несущих железобетонных стен от времени пожара для ПРВ
Рис. 8. Зависимость эквивалентной продолжительности пожара для центрально-сжатых железобетонных колонн для ПРВ
ПРИМЕРЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
СТОЯНКА ЛЕГКОВОГО АВТОТРАНСПОРТА
Двухэтажная обвалованная стоянка на 96 мест предназначена для строительства на внутридворовых и придворовых территориях новых и существующих жилых районов, микрорайонов, кварталов с использованием покрытия автостоянки для благоустройства и озеленения, игровых и спортивных площадок и т.п.
Автостоянка предусматривает манежное хранение легковых автомобилей, работающих на бензине или дизельном топливе.
Здание автостоянки включает:
Для определения категории пожарной опасности выполнялся расчет в соответствии с НПБ 105-95. В здании пожарная нагрузка только от легковых автомобилей.
Среднее количество горючих веществ и материалов в одном автомобиле следующее:
Низшая теплота сгорания, МДж/кг, этих веществ и материалов составляет:
Пожарная нагрузка от одного автомобиля будет равна:
100 х 33,52 + 60 х 42 + 20 х 41,8 + 10 х 24,3 + 4 х 44,14 + 5 х 14,31 + 9 х 17,76 = 7359 МДж.
В соответствии с расчетом здание не относится к категориям А и Б.
Равномерно распределенная пожарная нагрузка по помещению хранения автомобилей при площади хранения 1309 м 2 составит:
Проверяем значение пожарной нагрузки на участке
0,64 х 270 х 3 2 = 1555,2;
Помещение для хранения автотранспорта относится к категории В2.
Категория пожарной опасности здания В.
В соответствии со СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей» двухэтажные здания стоянок должны оборудоваться установками автоматического тушения пожара.
Этажи здания разделены противопожарным перекрытием. Огнестойкость противопожарного перекрытия, при которой не происходит потеря им несущей способности, определялась расчетом исходя из величины пожарной нагрузки и условий ее сгорания.
Определяем вид возможного пожара в помещении хранения автомобилей.
Удельная пожарная нагрузка по площади тепловоспринимающих конструкций в помещении хранения автомобилей составляет:
Для пожара, регулируемого вентиляцией, определяем возможную его продолжительность:
t = 353232 / 6285 х (0,6 х 0,8 х 48 + 3 х 2,3 х 2)0,88 1/2 = 1,6 ч.
Определяем проемность помещения
Эквивалентная продолжительность пожара для плиты перекрытия при длительности свободно развивающегося пожара продолжительностью 1,6 ч и проемности 0,02 не достигает 1 ч (рис. 6).
Следовательно, при фактическом пределе огнестойкости противопожарного перекрытия 1 ч и равным ему условиям сопряжении обеспечивается нераспространение пожара через перекрытие.
В соответствии с расчетом принимается противопожарное перекрытие 2-го типа (REI 60). Люки и клапаны в нем должны быть 2-го типа (EI 30).
Предел огнестойкости несущих конструкций, обеспечивающих устойчивость противопожарного перекрытия, и узлов крепления между ними, должен быть не менее R60.
Принятое объемно-планировочное и конструктивное решение, включающее устройство противопожарного перекрытия между 1-м и 2-м этажами, позволило рассматривать каждую часть здания как одноэтажное здание с самостоятельными выездами наружу и не оборудовать здание установкой автоматического пожаротушения. Все пожароопасные помещения надземного и цокольного этажей оборудованы автоматическими установками обнаружения пожара.
Технико-экономическое обоснование включает сравнение вариантов:
1. Здание без противопожарного перекрытия, оборудованное установкой автоматического пожаротушения.
2. Здание с противопожарным перекрытием, оборудованное установкой автоматической пожарной сигнализации.
3. Базовый вариант: здание без противопожарного перекрытия, без установок автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации, имеются только первичные средства пожаротушения.
В расчетах учитывались следующие сценарии пожаров.
Сценарии возможных пожаров предполагают возникновение загорания в одном из автомобилей. При свободном развитии происходит распространение горения на другие автомобили и пожар переходит в объемный.
Часть загораний ликвидируется с помощью первичных средств пожаротушения на небольшой площади.
Часть пожаров в зданиях, оборудованных установками автоматического пожаротушения, тушится в пределах расчетной площади тушения.
Пожары, которые не потушены первичными средствами из-за их или недостаточной эффективности, или позднего обнаружения, развиваются и тушатся при своевременном прибытии подразделений пожарной охраны.
Часть пожаров, прибытие на которые подразделений пожарной охраны по каким-то причинам не оказалось своевременным, развиваются на большие площади и происходят с обрушением строительных конструкций.
С учетом вероятности каждого из перечисленных вариантов развития пожара рассчитаны вероятностные годовые потери на объекте. В расчете принята стоимость 1 м 2 здания вместе с оборудованием:
М(П1) = 0,0000094 х 4200 х 2858 х 4 х 0,79 = 356 руб/год;
М(П1) = 0,0000094 х 4200 х 2858 х 4 х 0,79 = 356 руб/год;
М(П1) = 0,0000094 х 4200 х 2858 х 4 х 0,79 = 456 руб/год;
Таким образом, общие ожидаемые годовые потери составят:
М(П) = 356 + 2580 + 599 + 981== 4516 руб/год.
М(П) = 356 + 4175,6 + 3419,8 = 7951,4 руб/год.
В базовом варианте:
М(П) = 356 + 64335 + 6772 = 71463 руб/год.
Рассчитываем интегральный экономический эффект И по формуле (3) при норме дисконта 10%.
Приложение 1 (справочное). Определение основных параметров пожарной нагрузки помещений
Определение
основных параметров пожарной нагрузки помещений
В перечень основных параметров пожарной нагрузки входят удельные, в том числе приведенные и критические величины, а также усредненные показатели теплофизических свойств. Для определения данных параметров используются соотношения и зависимости следующего вида:
1. Удельная приведенная пожарная нагрузка, отнесенная к площади пола помещения, соответствует зависимости
— относительная массовая доля i-го вещества или материала в составе пожарной нагрузки;
— площадь пола помещения, ;
2. Удельная приведенная пожарная нагрузка, отнесенная к площади тепловоспринимающей поверхности ограждающих строительных конструкций помещения, соответствует следующим зависимостям:
— суммарная площадь внутренней поверхности ограждающих строительных конструкций помещения, ;
3. Удельное критическое количество пожарной нагрузки соответствует зависимостям
— высота i-го проема помещения, м;
4. Средняя теплота сгорания пожарной нагрузки соответствует соотношению
5. Средняя скорость потери массы пожарной нагрузки соответствует соотношению
6. Линейная скорость распространения пламени по поверхности пожарной нагрузки может приниматься по максимальной величине, характерной для составляющих эту нагрузку материалов:
Значения теплоты сгорания, скорости потери массы и скорости распространения пламени по поверхности для различных материалов, которые могут находиться в составе пожарной нагрузки помещений, приведены в стандарте [6] и монографии [7].
Характерные усредненные значения этих параметров для пожарной нагрузки различных помещений соответствуют нижеприведенным табличным данным пособия [9].
Усредненные значения параметров пожарной нагрузки различных помещений
Низшая рабочая теплота сгорания, МДж/кг
Линейная скорость распространения пламени, м/с
Удельная скорость выгорания, кг/( х с)
Здания I и II степени огнестойкости: мебель + бытовые изделия
Здания I и II степени огнестойкости: мебель + ткани
Здания I степени огнестойкости: мебель + ткани (0,75+ 0,25)
Кабинет: мебель + бумага (0,75 + 0,25)
Помещения, облицованные панелями ДВП
Административное помещение: мебель + бумага (0,75 + 0,25)
Общественные здания: мебель + линолеум ПВХ (0,9 + 0,1)
Библиотеки, архивы: книги, журналы на стеллажах
Сценическая часть зрительных залов: древесина
Верхняя одежда: ворс, ткани (шерсть + нейлон)
Резинотехнические изделия: резина, изделия из нее
Окрашенные полы, стены: дерево + краска РХО (0,9 + 0,1)
Выставочные залы, мастерские: дерево + ткани + краска (0,9 + 0,09 + 0,01)
«Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»
Утвержден и введен в действие
от 25 марта 2009 г. N 182
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
СВОД ПРАВИЛ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАТЕГОРИЙ ПОМЕЩЕНИЙ,
ЗДАНИЙ И НАРУЖНЫХ УСТАНОВОК
ПО ВЗРЫВОПОЖАРНОЙ И ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ
Determination of categories of rooms,
buildings and external installations
on explosion and fire hazard
СП 12.13130.2009
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом
МЧС РФ от 09.12.2010 N 643)
Сведения о своде правил
1. Разработан ФГУ ВНИИПО МЧС России.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность».
3. Утвержден и введен в действие Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 182.
4. Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
1. Область применения
1.2. Классификация зданий и помещений по взрывопожарной и пожарной опасности применяется для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара.
Классификация наружных установок по пожарной опасности используется для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара на наружных установках.
1.3. Настоящий свод правил не распространяется:
— на наружные установки для производства и хранения ВВ, средств инициирования ВВ, наружные установки, проектируемые по специальным нормам и правилам, утвержденным в установленном порядке, а также на оценку уровня взрывоопасности наружных установок.
1.4. Настоящий свод правил может быть использован при разработке специальных технических условий при проектировании зданий, сооружений, строений и наружных установок.
2. Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующий стандарт:
ГОСТ 12.1.044-89*. Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.
3. Термины и определения
В настоящем своде правил применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Аварийная ситуация: ситуация, характеризующаяся вероятностью возникновения аварии с возможностью дальнейшего ее развития.
3.5. Взрывоопасная смесь: смесь воздуха или окислителя с горючими газами, парами легко воспламеняющихся жидкостей, горючими пылями или волокнами, которая при определенной концентрации и возникновении источника инициирования взрыва способна взорваться.
3.6. Время отключения (время срабатывания): промежуток времени от начала возможного поступления горючего вещества из трубопровода (перфорация, разрыв, изменение номинального давления и т.п.) до полного прекращения поступления газа или жидкости в помещение.
3.8. Логическое дерево событий: графическое отражение общего характера развития возможных аварийных ситуаций и аварий с отражением причинно-следственной взаимосвязи событий в зависимости от специфики опасности объекта оценки риска с учетом влияния на них имеющихся защитных мероприятий.
3.9. Огненный шар: крупномасштабное диффузионное горение, реализуемое при разрыве резервуара с горючей жидкостью или газом под давлением с воспламенением содержимого резервуара.
3.10. Пожар в помещении: процесс диффузионного горения твердых, жидких и газообразных горючих веществ, находящихся в помещении, вызывающий прогрев строительных конструкций и технологического оборудования с возможной потерей ими несущей способности.
3.11. Проектная авария: авария, для предотвращения которой в проекте промышленного объекта предусмотрены системы обеспечения безопасности, гарантирующие обеспечение заданного уровня безопасности.
3.12. Пожарная нагрузка: количество теплоты, которое может выделиться в помещение при пожаре.
3.13. Размер зоны: протяженность ограниченной каким-либо образом части пространства.
3.14. Сценарий аварии: модель последовательности событий с определенной зоной воздействия опасных факторов пожара на людей, здания, сооружения и технологическое оборудование.
3.15. Удельная пожарная нагрузка: количество теплоты, которое может выделиться в помещение при пожаре, отнесенное к площади размещения находящихся в помещении горючих и трудногорючих веществ и материалов.
3.16. Частота реализации сценария аварии: частота возникновения и развития возможного сценария аварии в определенный период времени.
По пожарной опасности наружные установки подразделяются на категории АН, БН, ВН, ГН и ДН.
4.2. Категории помещений и зданий определяются, исходя из вида находящихся в помещениях горючих веществ и материалов, их количества и пожароопасных свойств, а также, исходя из объемно-планировочных решений помещений и характеристик проводимых в них технологических процессов.
Категории наружных установок определяются, исходя из пожароопасных свойств находящихся в установках горючих веществ и материалов, их количества и особенностей технологических процессов.
4.3. Определение пожароопасных свойств веществ и материалов производится на основании результатов испытаний или расчетов по стандартным методикам с учетом параметров состояния (давления, температуры и т.д.).
Допускается использование официально опубликованных справочных данных по пожароопасным свойствам веществ и материалов.
Допускается использование показателей пожарной опасности для смесей веществ и материалов по наиболее опасному компоненту.
5. Категории помещений по взрывопожарной
и пожарной опасности
5.1. Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности принимаются в соответствии с таблицей 1.
Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности
? Примечания. 1. Методы определения категорий помещений А и Б?
? 2. Отнесение помещения к категории В1, В2, В3 или В4 осуществляется в?
?зависимости от количества и способа размещения пожарной нагрузки в?
?указанном помещении и его объемно-планировочных характеристик, а также от?
?пожароопасных свойств веществ и материалов, составляющих пожарную?
5.2. Определение категорий помещений следует осуществлять путем последовательной проверки принадлежности помещения к категориям, приведенным в таблице 1, от наиболее опасной (А) к наименее опасной (Д).
6. Категории зданий по взрывопожарной и пожарной опасности
6.1. Категории зданий по взрывопожарной и пожарной опасности определяются, исходя из доли и суммированной площади помещений той или иной категории опасности в этом здании.
6.2. Здание относится к категории А, если в нем суммированная площадь помещений категории А превышает 5% площади всех помещений или 200 м2.
6.3. Здание не относится к категории А, если суммированная площадь помещений категории А в здании не превышает 25% суммированной площади всех размещенных в нем помещений (но не более 1000 м2) и эти помещения оснащаются установками автоматического пожаротушения.
6.4. Здание относится к категории Б, если одновременно выполнены следующие условия: здание не относится к категории А и суммированная площадь помещений категорий А и Б превышает 5% суммированной площади всех помещений или 200 м2.
6.5. Здание не относится к категории Б, если суммированная площадь помещений категорий А и Б в здании не превышает 25% суммированной площади всех размещенных в нем помещений (но не более 1000 м2) и эти помещения оснащаются установками автоматического пожаротушения.
6.6. Здание относится к категории В, если одновременно выполнены следующие условия: здание не относится к категории А или Б и суммированная площадь помещений категорий А, Б, В1, В2 и В3 превышает 5% (10%, если в здании отсутствуют помещения категорий А и Б) суммированной площади всех помещений.
6.7. Здание не относится к категории В, если суммированная площадь помещений категорий А, Б, В1, В2 и В3 в здании не превышает 25% суммированной площади всех размещенных в нем помещений (но не более 3500 м2) и эти помещения оснащаются установками автоматического пожаротушения.
6.8. Здание относится к категории Г, если одновременно выполнены следующие условия: здание не относится к категории А, Б или В и суммированная площадь помещений категорий А, Б, В1, В2, В3 и Г превышает 5% суммированной площади всех помещений.
6.9. Здание не относится к категории Г, если суммированная площадь помещений категорий А, Б, В1, В2, В3 и Г в здании не превышает 25% суммированной площади всех размещенных в нем помещений (но не более 5000 м2) и помещения категорий А, Б, В1, В2 и В3 оснащаются установками автоматического пожаротушения.
6.10. Здание относится к категории Д, если оно не относится к категории А, Б, В или Г.
7. Категории наружных установок по пожарной опасности
7.1. Категории наружных установок по пожарной опасности принимаются в соответствии с таблицей 2.
Категории наружных установок по пожарной опасности
Категория пожарной опасности автостоянки
В данной статье на основе нескольких примеров мы поговорим о том, как рассчитывается категория пожарной опасности автостоянки.
Данный вопрос, на мой взгляд, является одним из острых вопросов при проектировании помещений для хранения автомобилей: автостоянок, автомобильных паркингов, гаражей.
Для начала следует ответить на вопрос: «А нужно ли определять категорию пожарной опасности автостоянки или гаража?».
Ответ однозначный – да, нужно. Если посмотреть в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (ФЗ №123), то в статье 32 есть для автостоянок четкая классификация – класс функциональной пожарной опасности Ф 5.2, как для складских помещений.
Т.е. категорию пожароопасности для автостоянки нужно определять однозначно, и единственным документом, по которому следует проводить расчет категории пожарной опасности стоянки или гаража, является СП 12.13130.2009.
В соответствии с п. 5.2 СП 12.13130.2009 категорию по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять последовательной проверкой от наиболее опасной категории (А) к наименее опасной (Д).
В связи с этим, расчет категории гаражей и автостоянок с автомобилями на газообразном (пропан) и жидком топливе (бензин, дизельное топливо) следует начинать с категории А по взрывопожарной опасности. Хотя многие инженеры и проектировщики на этот счет грешат и сразу ставят категорию В по пожарной опасности, что является недопустимым и неправильным.
Итак, мы решили, что определять категорию пожарной опасности автостоянки нужно, переходим к самим расчетам.
Пример расчета категории пожарной опасности автостоянки №1.
Подземная автостоянка на 90 машиномест, рассчитанная на временную стоянку легковых автомобилей. Проектом не определен вид топлива, которое будет использоваться в автомобилях. Это в принципе и предусмотреть невозможно, не будет же потом на стоянке стоять охранник и проверять каждую заезжающую машину!
Поскольку конкретные марки автомобилей, вид топлива заранее узнать невозможно, начинаем проведение расчета с категории А по взрывопожарной опасности, т.е. в качестве топлива принимаем СУГ (пропан).
Наиболее часто в легковые автомобили устанавливают газовые баллоны, объемом 50 л. Поскольку газовые баллоны в соответствии с требованиями безопасности заправляют не более чем на 80%, то в качестве расчетного объема берем 40 л.
При расчете принимается, что вся масса газа, находящаяся в топливной системе автомобиля поступит в помещение автостоянки.
Плотность жидкой фазы пропана принимается равной 510 кг/м 3 [ищем в справочниках, я брал отсюда – Plant Engineer’s Reference Book. Dennis A. Snow. Elsevier, 2002], расчетная температура равна 25°С.
Суммарная масса газа, вышедшая в помещение, составит:
Свободный объем помещения принимается равным 80% от объема помещения:
Плотность паров пропана при расчетной температуре:
Средняя концентрация пропана в помещении стоянки составит:
Поскольку концентрация пропана меньше половины НКПР (НКПР пропана в воздухе равен 2,3% по объему), то возможно применение Приложения Д СП 12.13130.2009 по расчетному определению коэффициента участия горючего во взрыве.
Однако, проверим, превысит ли избыточное давление взрыва в случае, если коэффициент участия горючего во взрыве принять равным максимальному значению – 0,5.
Поскольку избыточное давление взрыва не превышает 5 кПа, то помещение автостоянки не будет относиться к категории А по взрывопожарной опасности.
Данный вывод получается при условии, что объем газового баллона не превышает 50 л.
Произведем расчет в случае размещения на автостоянке автомобилей на жидком топливе – бензине.
Пример расчета категории пожароопасности автостоянки №2.
Объем топливного бака автомобиля принимаем равным 60 л, степень заполнения 95%.
Площадь пролива составит:
Для расчета интенсивности испарения бензина в качестве справочных данных можно воспользоваться данными по бензину АИ-93 из пособия к НПБ 105-95.
В помещении автостоянки всегда работает общеобменная вентиляция, работу которой необходимо учитывать в расчете при определении интенсивности испарения.
Скорость воздушного потока составит:
По таблице А.2 СП 12.13130.2009 находим значение коэффициента η для скорости воздушного потока в помещении стоянки 0,1 м/с и температуры воздуха 25°С равное 2,4.
Т.е. при данных условиях бензин будет испаряться почти в два с половиной раза быстрее.
Интенсивность испарения W составит:
Масса паров, поступивших в помещение, составит:
Проверим, не превышает ли расчетная масса бензина общей массы, содержащейся в бензобаке. Плотность бензина принимается по ГОСТ Р 51105-97 равной 780 кг/м3.
Поскольку реальная масса бензина в бензобаке меньше расчетной, то берем последнюю величину за основу.
Бензин представляет собой смесь углеводородов, а не индивидуальное вещество, поэтому при расчете избыточного давления взрыва следует применять формулу А.4, а не А.1 СП 12.13130.2009.
Поскольку избыточное давление взрыва более 5 кПа, то помещение следует относить к категории А по взрывопожарной опасности.
В соответствии с п. А.2.3 СП 12.13130.2009 допускается учитывать работу аварийной или общеобменной вентиляции. В нашем случае стоянка автомобилей оборудована общеобменной вентиляцией.
Проведем расчет при условии размещения дополнительных (резервных), которые будут запускаться при остановке основных, электроснабжение данных вентиляторов необходимо осуществлять по 1-ой категории надежности (см. ПУЭ).
В соответствии с п. А.2.3 количество паров бензина в помещении можно уменьшить на величину, равную:
где А – кратность, T – время поступления горючего вещества в помещение.
Определим последнюю величину.
Время полного испарения бензина составит:
Коэффициент К равен:
Т.е. общая масса паров бензина находящаяся в момент взрыва в помещении автостоянки за счет работы общеобменной вентиляции, оснащенной резервными вентиляторами и электроснабжением по 1-ой категории, может быть снижена в 2,7 раза!
Следовательно, и избыточное давление взрыва также снизится в 2,7 раза и составит 2,45 кПа, т.е. менее 5 кПа.
Таким образом, категория автостоянки по взрывопожарной и пожарной опасности уже не А, стоянку можно отнести к категории В1-В4 по соответствующему расчету.
Пример расчета категории автостоянки по пожарной опасности №3.
Произведем расчет категории автостоянки по пожароопасности в случае, если она будет относиться к категории В1-В4 по пожарной опасности. Данный расчет применим для любого помещения хранения автомобилей, в том числе для гаража.
Для этого нам необходимо знать массу каждого горючего материала, входящего в состав автомобиля.
Такие данные, перерыв немало литературы, мне найти не удалось, поэтому предлагаю поступить по-другому. Известно, что доля горючих материалов от общей массы автомобиля составляет порядка 10%. Теплоту сгорания автомобильных материалов можно принять по базе типовой пожарной нагрузки (31,7 МДж/кг).
Еще раз оговорюсь, что заведомо знать, какие автомобили будут размещены на автостоянке, невозможно. Но, как показывает практика, можно ограничиться массой автомобиля в 3500 кг, что, кстати, является граничным значением при отнесении автомобиля к легковому, а также довольно большим запасом. К примеру, масса большинства легковых автомобилей составляет в пределах 1500 кг, крупных внедорожников в районе 2500 кг.
Итак, пожарная нагрузка автомобиля при принятых условиях составит:
Теперь нужно определить площадь размещения пожарной нагрузки. Она будет равна площади автомобиля в горизонтальной проекции. Условно можно принять ее равной площади прямоугольника, образованного двумя размерами: длиной и шириной единицы автотранспорта.
Удельная пожарная нагрузка составит:
Помещение с данной удельной пожарной нагрузкой может быть отнесено к категории В3 по пожарной опасности. Необходимо проверить неравенство. В этом случае нам понадобится третий геометрический размер автомобиля – его высота. Высоту можно принять с достаточным запасом равной 2,5 м.
Как указано ранее, высота помещения составляет 4 м, с учетом этого, неравенство принимает вид:
11095≥0,64·1400·1,5 2 =2016
Т.к. условие выполняется (пожарная нагрузка превышает предельно допустимую), то помещение стоянки следует отнести к категории В2 по пожарной опасности.
Итак, помещение стоянки относится к категории В2 по пожарной опасности.
В данной статье мы рассмотрели, как определяется категория пожарной опасности автостоянки.
Подписывайтесь на статьи моего блога, чтобы не пропустить последние новости.
Напоследок интересное видео о том, как пожар распространяется на стоянке автомобилей.
Спасибо за примеры. Очень наглядно. А гараж, в котором будет просто ремонтироваться авто, без возможности постоянного отстоя тоже следует на взрывоопасность проверять? Или это по типу автомоек можно сразу к пониженной категории относить?
Ping, Вам спасибо за отзыв!
Для автосервисов, станций техобслуживания автомобилей подход тот же (класс функциональной пожарной опасности Ф5.1). Для помещений помывки автомобилей (автомоек) также нужно проводить расчеты по определению категории.
С этим ничего не поделаешь, таков порядок, предписанный нормативными документами.
В качестве компенсирующих мероприятий для автосервиса можно написать слив бензина из топливных баков перед тем, как загнать автомобиль на ремонт.
С газом, если честно, пока не знаю как такое можно осуществить на практике.
Более того, написать в проекте можно много чего, только вот будет ли это потом выполняться в реальности?
А как быть с дизельными машинами. И свободным розливом ДТ по полу.
Если расчетная температура ниже температуры вспышки дизельного топлива, то сразу переходим к расчету категории В1-В4 по пожарной опасности.
В противном случае расчет ведем на категорию Б по взрывопожарной опасности.
Расчетная температура — это максимальная плюсовая либо отрицательная температура окружающей среды. Я правильно понял?
И в каком документе можно посмотреть эту температуру для определенных регионов.
В качестве расчетной берется максимальная плюсовая, а если она неизвестна, то принимается равной 61 град.
Температуру по регионам можно взять из СНиП 23-01-99.
Большое спасибо!. Замечательный блог. Многие мелочи уточнил только здесь. Но вопросы еще будут, наверно.
Если будут вопросы, пишите, с удовольствием отвечу.
Подскажите, к какой категории по пожароопасности нужно отнести надземную многоярусную (9 ярусов, высота 25 м) автостоянку, при условии что ¾ наружных стен выполнено жалюзийными решетками, ¼ из кирпича.
Проектировщик определил категорию здания как Вн (. ) правильно ли это? и соответственно АПС здание не оборудует.
если проектировщик определил категорию как Вн, то он посчитал, что автостоянка — это наружная установка, что неверно, на мой взгляд.
Категорию пожарной опасности автостоянки нужно подтверждать расчетом.
Нужно вести расчет на категорию А или Б, а если помещение по расчету не будет относиться к указанным категориям, то переходим к расчету категории В.
Все верно, считается суммарный объем.
Сейчас считаю категорию склада запчастей. Подскажите, пожалуйста, какую пожарную нагрузку и сколько можно показать. если заказчик говорит, что ни шин, ни промасленной упаковки не будет.
Упаковка в любом случае будет — гофрокартон, древесина, полиэтилен и т.п.
Запчасти некоторые тоже состоят из горючих материалов.
Стеллажи из чего сделаны будут? Если из древесины, то тоже надо учитывать.
А разве если в помещении гаража под каждым машиноместом имеется смотровая яма, в качестве площади разлива берется не площадь смотровой ямы?
Да, берется площадь смотровой ямы, если полы выполнены так, что все топливо потечет именно в нее.
Спасибо за доступное и подробное изложение.
Подскажите,пожалуйста, в автосалоне помещение выдачи автомобиля надо ли категорировать? Данное помещение не относится к складским и производственным помещениям, но при этом там будет находиться машина с полным баком бензина. Сама помещение представляет собой комнату 45м2 с воротами.
Категорированию подлежат помещения класса Ф5 функциональной пожарной опасности: складские, производственные и сельскохозяйственные. Если помещение не относится к классу Ф5, то определение категории пожарной опасности не требуется.
Здравстуйте, прочитал вашу статью. Мне она очень понравилась. Но у меня ряд вопросов.
Также я прочитал пример из МДС 21-3.2001.
1) Почему в том примере с автостоянкой в проверке условия: Q>= 0.64*gt*H^2.
gt=270, а не 1400 и высота 3м, а не как у вас 4-2.5.
Если у меня допустим 11 машин распологаются на площади 400м^2.
вычислять как q=Q*11/400 или Q/10.
где Q-нагрузка одной машины
1) это ошибка, qt берется не расчетным значением, а постоянным для полученной категории пожарной опасности. Опечатка, перешедшая из НПБ 105.
2) H берется от верхнего уровня размещения пожарной нагрузки до низа несущих конструкций перекрытия.
3) Нужно брать автомобиль с минимальными размерами и наибольшей Q в нем. Ну, как правило у легковых авто площадь не более 10 м.кв., поэтому берем тот автомобиль, у которого сумма произведений теплоты сгорания материала на его массу будет максимальной. Если все автомобили идентичны, то можно провести расчет так, как Вы указали, но при этом в расчет берется не площадь участка, в котором расположены автомобили, а сумма всех площадей, занимаемых автомобилями.
Скажите пожалуйста, какую площадь брать для грузовых автомобилей (например Камаз) — 10 м^2 или которую он занимает? Можно узнать откуда взята цифра 31,7 МДж/кг? Какой процент горючих материалов следует принимать для грузовых машин?
Для грузовых автомобилей, да и для любых автомобилей берется площадь 10 м.кв., если автомобиль занимает площадь меньшую либо равную 10 м.кв. В любом другом случае берете фактическую площадь.
31,7 МДж/кг — взята из книги Кошмарова «Прогнозирование опасных факторов пожара в помещении» (для легковых автомобилей).
Для грузовых слишком большой разброс может быть, поэтому нужно считать, горючих материалов может быть не так и много, подсчет не составит больших трудностей: колеса, узлы и агрегаты в моторном отсеке, отделка и сидения в салоне, топливо.
Необходимо также учитывать и наличие самого груза, в зависимости от условий конкретной задачи.
Подскажите, получается, что гаражный бокс на одну машину, даже с ямой, будет категории А. Как быть?
Не факт, но вполне по расчету гаражный бокс может оказаться категории А по взрывопожарной опасности. Как быть — вопрос решается в каждом конкретном случае по-разному.
Здравствуйте. Подскажите, почему в примере расчета № 1 мы берем плотность жидкой фазы пропана? Какова плотность аргона и кислорода?
потому что в баллоне пропан находится в жидком состоянии.
Плотность любого газа при любой температуре можно определить по формуле из СП 12.13130.2009, которая приведена в примере №1, когда определяется плотность паров пропана.
Для этого нужно знать молярную массу газа. Для кислорода — 32, для аргона — 39,95. Ну и поисковики Вам в помощь!
Добрый день уважаемый admin!
Ответьте пожалуйста на вопросы по вашим примерам
1. Почему в примере №1 Вы утверждаите, что баллоны наполняют газом на 80% (скажите источник) и 80% это по объему или по массе? У Вас указано по объему, но разве кроме жидкой фазы в объеме баллона не будет какое-то количество газа?
В соответствии с ГОСТ 15860 «Баллоны стальные сварные для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа». Максимальное количество газа (пропана) в баллоне 21,2 кг. Возможно ли взять эту цифру для расчета?
2. Как в случае с баллоном газа возможно применить ф.А.7 СП12 для вычисления объема газа, вышедшего из аппарата
Vгаза = 0,01xPапxVап — получается очень мало газа выйдет из аппарата, разве не весь газ выйдет?
Или эта формула справедлива не для сжиженных газов?
3. Если при расчете на категорию А, давление получилось менее 5 кПа, то необходимо считать на категории В1-В4, то в таком случае учитывается масса газа в аппарате? Или учитываются только другие сгораемые вещества?
Если газ в аппарате учитывать, то как быть с трубопроводами, какое количество газа надо будет учитывать при расчете на категорию В1-В4 — Может не в этой теме задал вопрос, но он очень важен для меня.
1. 80% — это по объему. Газобаллонное оборудование автомобиля оборудуется отсекающим клапаном, предотвращающим его заполнение более 80%. Раньше было РД 03112194-1094-03, но какой документ действует сейчас, надо уточнить.
Кроме жидкой есть и паровая фаза, но мы ей пренебрегаем ввиду того, что масса ее намного меньше массы жидкой фазы.
21,2 кг для 30-литрового баллона как-то очень много, на мой взгляд. Элементарный расчет показывает, что столько туда не влезет. Кстати, на практике могут использоваться баллоны, объемом и до 80 л.
2. Эта формула применима только для сжатых газов, непонятно, почему об этом в СП ничего не сказано.
3. Хороший вопрос, думаю да. Цитата из таблицы 1 СП 12.13130.2009: «вещества и материалы, способные при взаимодействии с кислородом воздуха только гореть. »
Вообще масса газа может быть определена по уравнению Менделеева-Клапейрона в общем случае без учета того, что он сжимаем. Но стоит ли делать это в данном случае? Масса газа в трубопроводах пренебрежимо мала по сравнению со всей массой пожарной нагрузки автомобиля и тепловой эффект, думаю, будет где-то «после запятой» находиться.
Добрый день уважаемый admin!
Спасибо за оперативные ответы и пояснения.
по вопросу 1: 21,2 кг. я взял для 50 л. баллона из ГОСТ 15860, где конкретно указано максимально возможное количество пропана в баллоне.
по вопросу 2: по ф.А.7 СП12 понятно, конечно следовало бы уточнить в СП12, что она неприменима для расчета объема газа в сжиженном состоянии
1. Да, первый раз ГОСТ смотрел, в нем была опечатка, вместо 50 — 30 л. Вполне адекватная цифра, на мой взгляд.
2. Будем ждать, может какие-нибудь изменения будут в дальнейшем вносить.
Вопрос спорный, но по логике учитывать нужно. Пример — склад с аэрозольными баллончиками, если их содержимое не учитывать, можно получить гораздо более низкую категорию, чем если их учесть. Согласны?
Если есть серьезные сомнения, всегда можно обратиться во ВНИИПО с просьбой о разъяснении.
Если СУГ, пропан-бутан,то он в фазе динамического равновесия «жидкая-паровая» не точно,от плотности зависит в одном литре жидкой-273 литра паровой.Умножь на литры в баллоне на 273 вот этот обьем и будет взрываться.
У нас был случай двухэтажный гараж на 4 грузовых бокса разлетелся на куски и 4 трупа от 3 х 80 литровых баллонов жидкой
Скажите пожалуйста в формуле расчета скорости воздушного потока 5 и 72 что это за цифры?
5 — кратность воздухообмена, в 1/ч,
72 — наибольший линейный размер автостоянки, м.
Объем топливного бака автомобиля принимаем равным 60 л, степень заполнения 95%.
Площадь пролива составит:
Не понял почему 1 л. на квадратный метр принимаем.
Если есть смотровая яма то бензин должен частично стекать туда?
Кратность воздухообмена обмена по каким формулам определяется?
Илья, 1 м.кв. принимаем по пункту А.1.2 г СП 12.13130.2009.
Если смотровая яма есть (в автостоянках они не предусматриваются), то при условии уклона полов в сторону смотровой ямы принимается, что весь бензин утечет в смотровую яму.
Кратность воздухообмена общеобменной или аварийной вентиляции определяется по соответствующим нормам на стадии проектирования. Можете уточнить, о какой вентиляции спрашиваете?
«Можете уточнить, о какой вентиляции спрашиваете?»
Там вентиляция естественная да и то через дверь когда заезжает либо выезжает тс.
Илья, посмотрите актуализированную редакцию СНиП 21-02-99, а именно СП 113.13330.2012.
Здравствуйте.Подскажите пожалуйста можно ли совмещать помещения ремонта двигателя(кат В4-площадь 31,04м2)и сварочный пост(категория Г-площадь 43,1м2)в одном помещение?
Не совсем понял вопроса. Если совместить два помещения с разными категориями будет одно помещение, категорию которого нужно вновь определять расчетом.
А можно ли их совмещать?В этом у меня был к вам вопрос.Сварочный пост-раскаленный метал,ремонт двигателя-ну какой то объем масла,может керосин или бензин для чистки,но все равно объемы маленький.
Посмотрите п. 6.2.12 СП 4.13130.2009.
А почему при расчете вы не учитываете моторное масло?
Моторные масла, как правило, имеют высокую температуру вспышки (в районе 200 град. Цельсия) и в нормальных условиях не нагреты до нее и тем более выше.
Поэтому, нет смысла учитывать моторное масло при расчете категории А или Б помещения автостоянки, сразу можно переходить к категориям В1-В4.
Мне чрезвычайно интересно узнать Ваше мнение по следующим вопросам, отраженным в Ваших расчетах.
О массе бензина, участвующей в аварии.
В расчете № 2 Вы принимаете объем топливного бака равным 60 л и степень заполнения 95%. И то и другое, по моему мнению, не обоснованно! Например, Toyota Land Cruiser 200 / 4.0i V6 (243Hp) имеет вид топлива бензин и топливный бак объемом 138 л.
Согласитесь, 60 литров или 138 литров это очень существенная разница. Или доподлинно известно, что в гараже находятся автомобили только с ТБ на 60 л?
А степень заполнения. Почему? На каком основании именно 95%. Следует же рассматривать наиболее опасный вариант. Если при определении категории необоснованно делать подобные допуски, то это ведет к совершенно необоснованному снижению категории. Опять же навскидку — тот же автомобиль Toyota Land Cruiser 200, заправившись непосредственно перед парковкой на стоянке (до полного бака) в 150 м от гаража, просто физически не успеет сжечь на дистанции 150 метров 5% от 138 литров (6,9 литра. )
Теперь о марке бензина.
Почему, на каком основании принимается именно АИ-93 по ГОСТ 2084-67 (шестьдесят седьмого года!) (см. Пособие к НПБ 105-95), если существуют и применяются, помимо этого бензина, также и другие марки и классы бензина по ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия».
Например, у того же автомобиля вид топлива АИ-95.
Теперь о температуре в ответах на вопросы.
Почему следует принимать значения температуры по СНиП 23-01-99* «СТРОИТЕЛЬНАЯ КЛИМАТОЛОГИЯ», если: «1.1 Настоящие строительные нормы устанавливают климатические параметры, которые применяют при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, при планировке и застройке городских и сельских поселений.»
Категорирование помещений имеет несколько иную направленность, в частности, исследование пожарной опасности технологического процесса. И уместнее, как мне кажется использовать не указанный СНиП, а ГОСТ 16350-80 «КЛИМАТ СССР. РАЙОНИРОВАНИЕ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ», ведь:
«Настоящий стандарт устанавливает климатическое районирование территории СССР и статистические параметры климатических факторов, которые должны использоваться при установлении технических требований, выборе режимов испытаний, правил эксплуатации, хранения, транспортирования всех видов машин, приборов и других технических изделий (в дальнейшем — изделий), предназначенных для эксплуатации в одном из климатических районов, установленных настоящим стандартом.»
Об интенсивности испарения.
Понятно, что при испарении бензина при его свободном растекании, а не с зеркала емкости, он полностью испарится за время менее 3600 с, но расчетная выкладка должна присутствовать и опираться на конкретные величины. Одной из таких величин является давление насыщенных паров. В п. А.2.7 СП 12 указано: «Интенсивность испарения W определяется по справочным и экспериментальным данным. Для ненагретых выше расчетной температуры (окружающей среды) ЛВЖ при отсутствии данных допускается рассчитывать W по формуле. Как видим, сказано вполне конкретно, что следует принимать по справочным и экспериментальным данным, а вот по формуле рассчитывать только ДОПУСКАЕТСЯ, при отсутствии таковых.
Это же сказано и про давление насыщенного пара: «. определяется по справочным данным» и даже не ссылается СП на уравнение Антуана.
И данные эти, в частности давление насыщенных паров, указаны в таблице 2 «Испаряемость бензинов» ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия». Правда опираются они не на октановое число, а на классы бензинов, которые, в свою очередь, определяются в зависимости от времени года использования и климатической зоны использования. В частности, для районов II_4 и II_5, в период с 1 октября по 1 апреля, используются бензины 4 класса. Этому классу в таблице 2 ГОСТ соответствует максимальное давление насыщенных паров 95 кПа. Как видим, 95 кПа, указанные в ГОСТ, несколько больше, чем определенные расчетным методом, 26,77 кПа.
Также существуют ГОСТ 1756—2000 (ИСО 3007-99) «Нефтепродукты. Определение давления насыщенных паров», ну или ГОСТ 28781-90 «Нефтепродукты. Метод определения давления насыщенных паров на аппарате с механическим диспергированием».
По тексту Вы пишете: «В соответствии с п. А.2.3 КОЛИЧЕСТВО паров бензина в помещении можно УМЕНЬШИТЬ НА величину равную К=АТ+1». Извините, конечно, но в указанном пункте написано другое! «. МАССУ. следует РАЗДЕЛИТЬ на коэффициент К, определяемый по формуле. »
Далее, правда, расчет ведется правильно.
На что конкретно опираются Ваши допуски, изложенные по массе горючих материалов в составе автомобиля (10%) и принятая условность: «теплоту сгорания автомобильных материалов можно принять по базе типовой пожарной нагрузки (31,7 МДж/кг)? Откуда взяты эти сведения? Как это сочетается с п. 4.3 СП 12?
Надеюсь на Ваши ответы, не ради спора, а ради нахождения истины.
Большое спасибо за вопросы!
1. На блоге приводятся примеры, а не готовые технические решения по конкретным объектам. В каждом конкретном случае проектировщик сам должен принять исходные данные для расчета, если они не регламентированы теми или иными нормами.
Да, разница в приведенном Вами примере внушительная, но и последующие проектные решения, связанные с ними будут также завышенными. Насколько они будут экономически целесообразными навскидку сказать трудно.
Чтобы однозначно сказать, какие исходные данные целесообразно принимать в расчет, нужно проводить соответствующие исследования по статистическому распределению автомобилей в автостоянках с учетом объема топлива в них. Ну и затем уже соответствующие цифры следует закрепить в нормы или методики.
Заранее проектом невозможно предусмотреть, какой объем топлива будет находиться в автомобиле, как нельзя быть уверенным в том, что в автостоянке не окажется автомобиль, работающий на СУГ.
2. Теперь о марке бензина.
В примере был рассмотрен АИ-93 по причине отсутствия каких-либо справочных данных о составе и константах уравнения Антуана для бензина АИ-95, к примеру. Дело в том, что октановое число зависит от состава бензина, а не наоборот. Другими словами, бензин, имеющий одно и то же октановое число, может иметь абсолютно разный химический состав, со всеми вытекающими.
3. Теперь о температуре.
Категория помещений как раз и определяется на стадии проектирования, поэтому применение СНиП 23-01-99 правомерно.
4. Об интенсивности испарения.
Константы уравнения Антуана являются справочными данными, по которым рассчитывается (определяется) давление насыщенных паров. Не обязательно по уравнению Антуана его определять.
5. В ГОСТ Р 51105-97 приведены лишь пределы давления насыщенных паров, в которые при испытаниях должны «вписаться» пробы исследуемых бензинов.
6. Про «количество» принято, исправлю.
К сожалению, за все время поисков так и не смог найти какую-либо базу данных по массе и составу горючих материалов для широкого спектра видов автомобилей. На практике это очень просто оценить, зная вес отдельных конструкций, узлов и агрегатов автомобиля, объем технических жидкостей. Но, боюсь, такие данные могут быть не приняты при прохождении экспертизы проекта.
10% горючих материалов от массы автомобиля и теплота сгорания 31,7 МДж/кг взяты из литературных источников, завтра библиографию опубликую.
Надеюсь смог ответить на Ваши вопросы!
Пузач С.В. Методы расчета тепломассообмена при пожаре в помещении и их применение при решении практических задач пожаровзрывобезопасности. Монография. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2005. — 336 с.
Теплота сгорания отсюда:
Кошмаров Ю.А. Прогнозирование опасных факторов пожара в помещении: Учебное пособие. – М.: Академия ГПС МВД России, 2000 – 118 с.
Позже еще опубликую.
Здравствуйте и спасибо за ответы.
Возвращаясь к вопросу 10% и теплоты сгорания ГВ и ГСМ в составе л/а.
Приведенные Вами монография и учебное пособие, безусловно расширяют кругозор слушателей Академии и увеличивают багаж их знаний, но вот статус их ограничивается именно этим. Они не являются даже справочниками.
Между тем, согласно письму ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 19.12.2012 г (№ 13-5-02-6056эп, подписанному заместителем начальника НИЦ ПП и ПЧСП А.А. Коcачевым) «Разъяснение положений СП 12.13130.2009», мнение специалистов института изложено следующим образом:
«В соответствии с требованиями п. 4.3 СП 12.13130.2009 допускается использование опубликованных справочных данных по пожароопасным свойствам веществ и материалов. В настоящее время другие официальные данные, кроме приведенных в СП 12.13130.2009 и Пособии по применению НПБ 105-95, отсутствуют.»
Т.е. на «настоящее время»-на дату подписания письма 19.12.2012 г. монография 2005 гв и учебное пособие 2000 гв специалистами института не признаны источниками необходимых данных для категорирования. Я понимаю это так.
Мне бы тоже хотелось на практике руководствоваться не только сведениями из указанных источников, но и, например, изложенными в журналах «Пожарная безопасность», справочниках Баратова, Корольченко, Загорского, в интернете и т.п. Однако, СП установлено иное и специалистами института на это дополнительно и конкретно указано.
Ну и еще одно место в СП относится к обсуждаемому вопросу:
(абзац введен Изменением N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 643).
Собственно, полено в тот же костер.
Что Вы думаете по этому поводу?
Если правильно понял, в письме, о котором идет речь, прямо сказано, что никакая информация, кроме той, что содержится в СП 12.13130.2009 и Пособии к НПБ 105-03 в расчетах не может применяться?
Если это так, то данную постановку кроме как абсурдом и революцией назвать не могу.
А кто исполнитель по данному письму?
Если на какой-либо объект разрабатываются СТУ и в рамках этих СТУ получены какие-либо данные о показателях пожарной опасности веществ и материалов, либо о пожарной нагрузке каких-либо изделий (объектов), а затем эти СТУ согласованы, то результаты научно-исследовательских работ, которые «легли» в СТУ, могут быть использованы при расчете категорий.
Только вся загвоздка в том, что «пожарные» СТУ нигде не публикуются, а следовательно и сослаться на них невозможно.
Я слово в слово переписал то, что изложено в письме и заключил в кавычки. Так что именно так в письме и сказано!
И это сочетается с выдержкой из СП 12 (А.1.1).
Т.е., если я правильно понимаю, то при наличии в помещении вещества или материала, взрывопожароопасные свойства которого не указаны в СП 12 или пособии, то остается единственный источник необходимых сведений. Этот источник должен являться результатом научно-исследовательских работ, согласованным в порядке установленном для согласования отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности.
Получается, что любой другой источник необходимых сведений, включая БСЭ, хим. энциклопедию, формулы определения констант уравнения Антуана, Менделеева и т.д. и т.п. — использовать нельзя.
Наука же со своими формулами второстепенна, а во главе угла у нас согласование результатов НИР в порядке.
Как-то так получается.
А вот где их брать, эти согласованные результаты НИР, действительно как-то не самоочевидно.
Похоже, что такими запретами и действиями ВНИИПО отжимает тему категорирования на себя. Они-то располагают этими результатами НИР.
Дополню свое мнение по этому письму. Не следует забывать, что письмо — это лишь мнение конкретного человека или группы лиц по какому-либо вопросу. Мнение мнением, а есть нормативный документ по пожарной безопасности, т.е. свод правил СП 12.13130.2009, в котором есть фраза «официально опубликованная справочная информация».
В моем понимании — это информация, которая находится в общем доступе, т.е. она опубликована в книге, журнале и т.д. и на нее не наложен гриф «секретно», книгу или жарнал можно купить, почитать в библиотеке или в интернете и т.д. Можно, конечно и «буквоедством» заняться с привлечением словарей или ученых в области русского языка и все-таки сформулировать в итоге точное определение официально опубликованной справочной информации, но есть ли смысл, когда многолетняя практика говорит совершенно о другом?
Игорь, повторюсь, смысл письма, именно письма, как мнение сотрудника ВНИИПО, мне и Вам понятен правильно, но он идет вразрез с фактическим смыслом «официального опубликования», со сложившейся практикой, да и по смыслу своему просто абсурден.
Думаю, ничего такого не произойдет, как считали категории по справочникам, так и будут.
Спасибо за интересную дискуссию,
Дело в самой формулировке «официальное опубликование». Согласитесь, далеко не все издания могут претендовать на статус официальных, даже опубликовав ту или иную информацию.
Специалисты «КонсультатнтПлюс» на этой странице: http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=22472
дают разъяснения по вступлению в силу нормативно-правовых актов. И там и тут одна и та же формулировка «официальное опубликование».
«. Официальные источники опубликования: „Российская газета“, „Собрание законодательства Российской Федерации“, дополнительно с 26.10.1999 — „Парламентская газета“, дополнительно с 10.11.2011 — размещение на „Официальном интернет-портале правовой информации“ (www. pravo.gov.ru).
Основание: Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ.»
Это, что касается опубликования нормативно-правовых актов.
Федеральный закон 123-ФЗ опубликован тут:
Свод правил СП 12.13130.2009 разработан и утвержден в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст. 5608).
В этом Постановлении, а именно, в п. 29 указано следующее:
«29. Опубликование сводов правил осуществляется разработчиком В ЕГО ОФИЦИАЛЬНЫХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ. Текст свода правил размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.»
«30. Разработчик вправе:
а) определять в установленном законодательством Российской Федерации порядке организации,
осуществляющие изготовление тиража свода правил и его распространение;
б) устанавливать правила распространения ОФИЦИАЛЬНО ОПУБЛИКОВАННЫХ сводов правил.»
Так что СП 12.13130.2009 безусловно является официально опубликованным документом, в следствие чего, он может являться источником информации.
В отношении Пособия к НПБ 105-95 подробно я не изучал, но думаю, что этот документ также был когда-то официально опубликован.
Чего же не хватает? Да просто официального опубликовния справочников в системе МЧС.
А они как раз и не опубликованы, а выпущены некими типографиями в определенных тиражах и с определенной ценой, что само по себе противоречит принципам официального опубликования, которые заключаются в следующем:
Во-первых, официальное опубликование должно проводиться путем помещения текста документа в общедоступном издании, которое должно свободно распространяться среди населения по неограниченной подписке.
Во-вторых, помещение текста в общедоступном издании только тогда имеет статус официального опубликования, когда это издание законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида документов.
В-третьих, документ должен быть опубликован в официальном издании полностью.
Вы же понимаете, что это — по определению разные вещи.
Поверьте, мы с Вами по одну сторону баррикады! Но, если опираться на обсуждаемое положение, то действительно получается, что любое значение НТС, взятое не из СП 12 или Пособия, может привести к разборкам с ОНД, обоснованному оспариванию ОНД полученных результатов и т.п. А разборки эти не нужны ни нам, ни заказчику. Посему, предлагаю выкроить время и изучить вопрос подробнее.
Здесь изложил только тезисы. Но ведь «Нужно понимать всю глубину наших глубин. »
Для справочников и книг нет такого понятия как официальное опубликование, насколько мне известно, есть процедура официального опубликования нормативно-правовых актов, к которым книги, справочники, монографии и др. не относятся.
Еще не хватало, чтобы ВНИИПО справочники официально через себя утверждало, это будет нонсенс, согласитесь!