Пожарные авто в америке
Обзор пожарных машин США
Специальные пожарные машины Соединённых Штатов Америки – это национальная гордость. Подавляющее большинство пожарных машин – это модели, созданные частными производственными компаниями исключительно на заказ. Главная особенность подобных автомобилей – их основной или базой являются гражданские машины, которые производителями модифицируются специально для борьбы с огнём. Самыми известными компаниями, которые выпускают пожарную специальную технику в США, являются: Mack, Brockway, Autocar, GVC, Peterbilt, Kenworth и т.д.
Классификация пожарных машин в США
Пожарные специальные автомобили в США можно разделить на две основных категории: Classic и Custom.
Интересным отличием всех американских автомобилей является их окраска. В США окрас пожарных специальных машин регламентируется не государством страны и даже не властями штата, а округом. Это объясняет, почему в разных штатах, пожарные грузовые и легковые автомобили окрашены в разные цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий и чёрный.
На американских пожарных автомобилях используются современные двигатели, которые последним нормам ЕРА-2010, также задействуются ESP, ABS, cовременные электронные шины и другие вспомогательные элементы. Далее представлены самые известные и знаменательные производители пожарных машин в Соединённых Штатах Америки.
Mack – практически самая старая и при этом известная компания, которая занимается производством грузовых автомобилей в США. На протяжении долгого периода времени, компания Mack была известна благодаря собственным разработкам в сфере производства пожарных машин. Первая модель комплектного автомобиля для тушения фирма Mack выпустила в 1911 году.
Значимый толчок в развитии и распространении автомобилей случился через 45 лет, в 1956 году, когда Mack выкупила права на C-85. Этот бескапотный автомобиль стал базой для последующих легендарных С-95 и CF-600. Последний автомобиль считался самым популярным пожарным автомобилем своего времени.
Самая последняя серия автомобилей для огнеборцев – MS, была выпущена в 1990-х годах. Пожарное шасси изготавливалось компанией Renault, которая в то время владела Mack.
Теперь основой для пожарных машин являлась база Spectr 1871, которая комплектовалась разным оборудованием.
(Пожарный автомобиль HME Spectr 1871)
Данные американские пожарные машины отличаются необычной маневренностью и увеличенным до 52 градусов углом поворота. Двигатели, среди которых и газовые, поставляет Cummins.
У компании есть собственные комплектные машины: RAT (Rapid Attack Truck), CAT (City Attack Truck), SilverFox. Именно эта компания выпустила самую большую 4-осную пожарную машину, которая оснащена кабиной на 12 мест и мотором мощностью 500 л.с.
(Комплектный пожарный автомобиль HME RAT)
Американские пожарные машины
Отличительной особенностью американских пожарных машин является их эксклюзивное шасси. Автомобили всегда делают на заказ и не используют для них базовые модели. Это техника, которая редко выходит за пределы Штатов и ориентирована на методику пожаротушения в этой стране. Из-за узкой специализации машины можно встретить лишь в Мексике и Канаде, служба пожарной охраны которых сходна с американской. Чаще всего на вызовы о пожаре в США выезжают автомобили производства Mack, Brockway, Autocar, KME, Kenworth, Pierce.
Классификация
Все ПА, стоящие на вооружении спасательной службы Америки, делят на две большие группы:
В каждом штате для спецтехники есть свои нормативы, от которых зависит, какие цвета будут выбраны для окрашивания кузова. Американские пожарные машины могут быть как в классическом красном цвете, так и желтые, синие, белые, зеленые и даже черные.
ПА производства США делятся на типы:
Популярные марки
Фото американских пожарных машин демонстрируют нам специфические по внешнему виду автомобили, которые нарушают все принципы конкуренции между автопроизводителями. Именитые марки часто обмениваются своими шасси друг с другом, добавляя в базу компоненты сторонних компаний.
Pierce
Эта компания считается лидером среди производителей пожарных автомобилей в США. Ее продукция известна не только в Штатах, но и за рубежом, в частности, в Саудовской Аравии, которая еще в 1975 году заключила с Pierce контракт на поставку 700 единиц техники.
Почти 50 лет компания занималась переоборудованием машин других производителей, и лишь в 1979 с конвейера сошел собственный ПА, получивший имя Pierce Arrow. Вскоре появились автомобили на шасси Dash, Lance и Saber. В 1995 году Pierce выкупила Oshkosh Truck Corporation, после чего выпустили платформу Sky Arm, серию спасательных авто Encore, лесопатрульные модели Hawk Extreme.
С 1999 компания производит Kenworth T300 на одноименном шасси. Среди разработок этой фирмы – система компьютерного контроля за работой оборудования, собственная независимая передняя подвеска TAK-4, система PUC, меняющая вертикальное положение насоса при откинутой кабине.
На сегодняшний день Pierce производит все типы ПА и поставляет их в ряд других стран. Среди крупных партнеров – Китай и Гана. Самыми популярными считаются модели Saber II, Arrow XT, Impel, Quantum II, Velocity и Dash CF.
Еще один из старейшин среди производителей противопожарной техники. Первую комплектную модель ПА эта фирма выпустила еще в 1911 году, но рывок в производстве произошел спустя 50 лет. В 50-80-х годах прошлого века самыми массовыми считались ее модели C-95 и CF-600.
Именно этой компании принадлежит разработка самого мощного городского ПА в Штатах. В 1965 для Нью-Йорка создали целый автопоезд, который назвали Super-Pumper System. Его насос был рассчитан на перекачку 33600 л/мин. В комплект входили три стандартные С-85.
Последняя машина от Mack вышла в 90-х годах, когда компанией уже владела французская фирма Renault.
Компания Emergency One появилась в 1974 году и сегодня считается вторым автопроизводителем противопожарной техники в США. Ежегодно с конвейера сходит 700 машин. Стратегия, которой придерживается руководство E-One – использование различных типов шасси. Преимущество продукции – комплектные машины с пониженным центром тяжести. В качестве комплектующих на ПА ставят двигатели Detroit Diesel и КПП Allison.
Среди лидеров – автонасосы среднего и тяжелого класса производительностью от 4200 до 7500 л/мин. Сегодня самыми популярными считаются шасси Typhoon и Quest.
Seagrave Fire Apparatus
История этой компании началась в 1881 с выпуска обычных лестниц. Постепенно ассортимент пополнился прицепами с пожарным оборудованием, пожарными надстройками, насосами и полноценными пожарными автомобилями. Сегодня Seagrave Fire Apparatus считается лидером среди производителей противопожарной техники на собственной базе.
Компания работает только с одним видом шасси Marauder II, а также выпускает комплектные машины.
Семейная компания Kovatch Mobile Equipment первые заказы на разработку противопожарного оборудования получила от армии США в 1970 году. Постепенно ассортимент расширялся, но фирма не изменила своей стратегии и до сих пор является лидером среди поставщиков ПА для армейских нужд.
Сегодня самой известной машиной, работающей на военных аэродромах по всему миру, считается модель P-18. Она представляет тяжелую серию International Paystar. Объединившись с рядом других компаний, KME стала выпускать все типы ПА, используя собственные шасси Panther, Predator III, Severe Service. Также среди ассортимента – большие аэродромные автомобили Force с колесной формулой 4×4 и 8×8. Для стран Латинской Америки выпускается комплектная автоцистерна Motobomba.
Американские «пожарки». Малые и знаменитые
Обзор американских пожарных автомобилей
Даже кратко перечислить все существующие сегодня в США, а уж тем более сыгравших важную роль пожарных производителей нет возможности – не хватит места ни в каком журнале. Поэтому остановимся лишь на наиболее заметных фирмах, хотя и не входящих в ведущую десятку (Часть 1 и Часть 2) или сыгравших заметную роль на этом рынке и известных до сих пор.
Alexis
Семейная компания открылась ещё в 1947 году в одноименном городе в штате Иллинойс. Первым продуктом оказался капитально восстановленная цистерна American La France 1932 года. До сих пор важную часть продукции Alexis составляет переделка. Помимо коммерческих шасси производит комплектные машины на базе спецшасси других фирм. Известна тем, что для своих надстроек использует специальный пластик GRP разработки бельгийской фирмы Plastisol.
Crown
Уважаемый производитель автобусов из Калифорнии был образован ещё в 1904 году. Помимо автобусов в 1951–1985 годах компания выпустила чуть менее 1000 комплектных пожарных машин серии Firecoach на собственных шасси и со своими кабинами. Изготовленные из специальной стали, они обладали высокой коррозионной стойкостью, и многие из них до сих пор находятся в строю, зачастую в странах Южной Америки. Примечательно, что Crown Firecoach знаком нам больше других машин – его снимали в третьей части знаменитого фильма «Терминатор».
Duplex
Всегда бывшая некрупной фирма ещё с 1906 года производила полноприводные грузовики формулы 4х4. Позже, не выдержав конкуренции в этом сегменте, перешла к производству шасси. Многие крупные производители пожарных автомобилей строили машины на её базе. Наибольшей известности добилась в 1966 году, разработав стильную округлую бескапотную кабину для расчёта. Эта кабина встречалась на машинах сотни производителей; права на неё выкупила сторонняя фирма Truck Cab Manufacturing. В 1986 году Duplex выкупила английская компания Simon, после чего сменила имя на Simon-Duplex.
Калифорнийская компания была образована в 1883 году под именем John Bean. С ранних лет известность ей принесли выпускавшиеся под этим брендом пожарные насосы, широко применявшиеся сторонними фирмами. В 1928-м, объединившись с тремя другими производителями оборудования, в том числе пожарного, компания сменила название на Food Machinery Corporation (FMC). В середине 1960-х образовала совместное предприятие с производителем кранов и стройтехники Link-Belt. Использовала наработки партнёра для развития технологии пожарных подъёмников, но особого успеха не достигла. Позже заключила соглашение о производстве с другим именитым производителем лестниц и подъёмников, LTI, но и в этом случае успеха не добилась.
В 1984 году FMC выкупила другого именитого производителя противопожарной техники – компанию Van Pelt, имевшую к тому времени 75-летнюю историю. Совместно удалось представить новый продукт – бюджетную серию машин для небольших городков, Roughneck. Тем не менее в 1990 году удивительная невезучесть компании привела её к банкротству.
Grumman
Компанию основал инженер самолетной отрасли Лерой Грумман с партнерами в 1929 году. В основном она известна как производитель широкой номенклатуры самолетов (до 1980-х), а также 13 модулей для лунной программы Appollo. Кроме того, выпускала автобусы и специальную серию алюминиевых фургонов для почтовой службы США.
Однако Grumman была известна и качественными пожарными машинами разных серий: Wildcat, Firecat, Attackcat, Aerialcat. В конструкции всех широко использовался крылатый металл, вследствие чего многие машины находятся в строю до сих пор, спустя два десятка лет после закрытия производства. Толчок к развитию моделей объясняется приобретением в 1970-х годах двух именитых фирм Howe и Oren. Однако в 1992 году пожарное производство всей Grumman было выкуплено фирмой KME.
Образованная в 1923 году в Пенсильвании компания некогда входила в число крупнейших производителей пожарной техники США. Для типичных машин среднего класса она использовала собственные шасси и кабины, которые были популярны и у более мелких производителей. Появившуюся в середине 1970-х прицепную автолестницу оснащали мощным двигателем GM V8 (350 л.с.) и автоматической коробкой передач Allison. Несмотря на банкротство фирмы в 1989 году, многие машины после капремонта продолжают службу в разных регионах страны. Всего было собрано около 2500 машин обоих типов.
Maxim
Компания, основанная в 1914 году, названа по имени владельца Максима Карлтона. В своё время Maxim Motor была прямым конкурентом известнейшим компаниям Ahrens Fox и American La France. Maxim известна качественной продукцией на собственных капотных шасси. В 1955 году была выкуплена крупной компанией Seagrave, которая – неслыханное дело! – сохраняла марку на капоте более 20 лет.
Однако с этого момента история фирмы начала угасать, и в 1990 году бренд был закрыт.
Один из старейших производителей грузовиков в США, Mack, долгое время славился собственными пожарными машинами. Первая комплектная «пожарка» появилась ещё в 1911 году.
Резкий толчок последовал в 1956 году, когда были выкуплены права на разработанную разорившейся Ahrens-Fox бескапотную модель, известную как С-85. В дальнейшем она послужила базой для следующих моделей C-95 и CF-600, ставшей одной из самых популярных машин в своё время.
Марке Mack принадлежит и рекорд – самый мощный городской пожарный автомобиль США. В 1965 году для пожарного управления Нью-Йорка был разработан прицепной автопоезд под собственным именем Super-Pumper System. Установленный на прицепе насос De Laval перекачивал 33 600 л/мин, и приводился в действие дизелем Napier Deltic мощностью 2400 л.с. Работу обеспечивал комплект из трёх стандартных машин С-85 – две цистерны и один рукавный ход.
Последней серией комплектных пожарных машин марки стала MS в конце 1990-х, основанная на семействе французского Renault, владевшего к тому моменту Mack.
4Guys
Сравнительно молодой производитель появился на рынке в 1974 году. Необычное название связано с четырьмя совладельцами, основавшими компанию в г. Мейерсдейл (Пенсильвания). А специализация на производстве эллиптических цистерн объясняется предыдущим их опытом в строительстве цистерн для перевозки молока. Однако теперь 4Guys производит и стальные цистерны кубической формы, и комплектные пожарные машины на коммерческих шасси.
Smeal
Относительно молодая, но активно развивающаяся компания из Небраски. Основана была в 1955 году как фирма по ремонту сельхозтехники. Лишь в 1963 был получен заказ на ремонт местного пожарного автомобиля. Однако в результате был построен первый собственный пожарный автомобиль, с чего и началась привычная нынче деятельность фирмы.
Современная программа включает семейства стандартных машин Razor, Volunteer, Urban и Freedom, a также разнообразные машины по специальным заказам. Они базируются на различных сторонних коммерческих шасси, самые сложные, как правило, на шасси Spartan. Часто, как это принято в Штатах, построены в кооперации с другими компаниями. Помимо цистерн и отсеков Smeal самостоятельно производит различные лестницы и коленчатые подъёмники. На сегодняшний день продукцию фирмы предлагают 26 дилеров почти во всех регионах США.
Pirsch
Основатель одноимённой компании из Висконсина Питер Пирш был профессиональным пожарным. Кроме того, он был талантливым инженером, создателем раздвижных пожарных лестниц (сначала деревянных). Свою компанию он открыл в 1900 году. С той поры название марки стало именем нарицательным для автолестницы в США. Одним из первых Pirsch стал изготовлять лестницы из алюминия. Кроме того, фирме принадлежали и другие инновации – первая закрытая кабина для пожарной машины (1928 г.), первая прицепная автолестница с гидромеханическим приводом (1931 г.).
В послевоенные годы программа продолжала расширяться с использованием как своих, так и покупных коммерческих шасси. Однако конкуренция возрастала, с уходом основателя фирма стала терять позиции, и последний автомобиль был выпущен в 1987 году.
Ward LaFrance
Пожалуй, самая известная из разорившихся компания Ward LaFrance получила название по имени основателя Аддисона Уорда ЛяФранса. Имеет самое непосредственное отношение к знаменитой American LaFrance, поскольку Аддисон был сыном и племянником основателей и работал у них инженером. Однако в 1916 году он основал собственную фирму, которая производила множество коммерческих автомобилей от почтовых фургонов до троллейбусов и танковых тягачей. Продукция Ward LaFrance завоевала репутацию одновременно инновационной и качественной, особенно это относилось к пожарной технике. Первые пожарные машины появились в 1931 году, а к середине ХХ столетия программа включала много типов на коммерческих и собственных шасси, от лёгких пикапов до трёхосных аэродромных «тендеров».
Самая известная модель, Р-80 Ambassador, появилась в конце 1968 года как ответ знаменитой серии Century от родственной, но конкурирующей American LaFrance. Внешне «Посла» отличала необычная широкая кабина со сложным составным ветровым стеклом. Машина настолько понравилась пожарным, что в 1990-е совершенно посторонняя компания Able Fire Equipment специализировалась на капремонте этих машин, используя кабины Ranger и надстройки Emergency One. Кроме отличного качества Ward LaFrance широко прославилась тем, что с 1971 года настаивала на применении для пожарных машин не общеупотребительного красного, а специального, лимонно-жёлтого цвета. Проведя собственные исследования, специалисты фирмы утверждали, что он более заметен в тёмное время суток.
Этот вывод подтвердился много лет спустя, и некоторые европейские страны переходят на этот цвет в наше время.
Однако более дорогие, чем у конкурентов, машины производили в небольшом количестве, а в 1979 году компания прекратила их производство.
Американские «пожарки»
Топ 10 (часть 1)
Неудивительно, что Соединённые Штаты, имея самобытную автомобильную отрасль в целом, сохраняют такую же самобытность в области производства пожарных автомобилей. Особое отношение к ней формируется даже в названии этих машин – в отличие от утилитарных «траков», американцы уважительно именуют пожарные Engine (машина) или ещё более официально – Apparatus.
Вопреки частому утверждению, практически все пожарные машины США всегда строили специализированные фирмы. Из классической «американской дюжины» (Autocar, Brockway, Diamond Reo, Dodge, GMC, International, Ford, Freightliner, Kenworth, Mack, Peterbilt, White) комплектные пожарные машины серийно выпускал только Mack. Некоторые, как GMC, Kenworth и Peterbilt, в ранние годы эпизодически собирали штучные экземпляры, прочие же – никогда. В то же время практически любые, даже редкие, марки становились основой для пожарных машин; единственное, пожалуй, исключение – Marmon.
Все пожарные автомобили страны (как и соседней Канады) с давних пор делятся на два больших класса: Classic и Custom. Первый отлично знают и у нас – это дооборудованный, со специальной надстройкой стандартный грузовик. Почти все производители грузовиков в Штатах имеют в программе модели для противопопожарных целей, обычно среднего класса (International серий 4000–7000, Freightliner Business Сlass, Kenworth T300, Peterbilt 330–370). Как правило, производитель предлагает их на удлинённом шасси со сдвоенной кабиной (Custom- или Crew-Cab). Реже встречаются варианты на шасси наибольшего, 8-го класса грузоподъёмности. Примечательно, что в Штатах для этих целей не используются обычные грузовики бескапотной компоновки, хотя они, казалось бы, максимально для этого приспособлены. Невзирая на наличие особых моделей с пониженным входом (Mack LE, Freightliner Condor, Peterbilt 320), знаменитые местные традиции этого не позволяют.
В отличие от предыдущего класса Custom – как раз исключительно бескапотный. Эти машины строят специальные фирмы на собственных шасси с характерными кабинами вагонного типа повышенной вместимости (6–12 чел.). Все они очень схожи между собой и различаются лишь деталями. Как правило, производители сами собирают шасси на прочных лонжеронах, соединённых болтами, с плавающей в широком диапазоне колёсной базой. Двигатели, коробки передач, мосты и трансмиссии покупные, практически любые по выбору заказчика. Размещение двигателя спереди, но иногда встречается и в задней части кабины (прежде популярное, в последнее время исчезающее решение).
Разумеется, пожарные шасси ничем не уступают своим гражданским собратьям – на них распространятся последние нормы ЕРА-2010 (аналог Euro 5), на них устанавливают системы ABS, ESP, электронные CAN-шины и т.д. Внешне при этом они несут классические отличительные черты – обилие хромированных деталей, световых сигналов, пневмосирен, а также необычные для Европы открытые пульты управления на боковых поверхностях. До сих пор встречается и их переднее расположение, обычно на классических машинах для сельской местности. Сами производители изготовляют кабины и надстройки, а оборудование для них опять же закупают на стороне. В большинстве главным материалом служит алюминий, однако встречается пластик и хромированная сталь. Некоторые крупные фирмы разрабатывают и собственные 1- или 2-ступенчатые насосы, с приводом от основного или вспомогательного двигателя.
На сегодняшний день крупных производителей таких машин около десятка, ещё полсотни занимаются установкой надстроек на покупных шасси. Все эти машины изготовляются по заказам, среди них почти нет одинаковых.
Необходимо сказать об одной общей особенности американских пожарных машин – об окраске. В отличие от государственного, где общепринятый цвет автомобиля красный, расцветка подвижного состава регламентируется на уровне округов, даже не штатов. Поэтому возможна, в принципе, любая – некоторые машины окрашены весьма ярко, в непривычные жёлтые, зелёные, синие или даже чёрные цвета в различных сочетаниях.
Далее приведены в алфавитном порядке десять ведущих на сегодня производителей комплектных пожарных машин в США.
Ahrens-Fox – HME
Исчезнувшая было марка долгое время считалась одним из самых авторитетных производителей. Сначала называлась Ahrens Manufacturing, по имени одного из создателей, и выпускала пожарные насосы с середины XIX века. Первый автомобиль-прототип с собственным паровым котлом появился ещё в 1887 г. Первую в США «пожарку» с двигателем внутреннего сгорания выпустил тоже Ahrens, а в 1902 г. разработал собственный бензиновый пожарный насос.
Своё известное имя, Ahrens-Fox Fire Engine, получил в 1910 г.
Ещё в те далёкие времена фирма славилась различными новшествами – первый роторный насос (1913 г.), механическая высотная лестница (1923 г.).
А в 1915-м появилась классическая модель Ahrens-Fox М с двигателем, отодвинутым далеко за передний мост. Перед ним располагался водяной насос, внешне резко выделявшийся огромным блестящим шаром, сглаживавшим пульсацию. Эти особенности сопутствовали всем машинам фирмы до 1951 г.
К тому времени её дела шли не блестяще, она оказалась заложницей собственных технических решений. Однако давняя репутация и громкое имя сделали своё дело – появившаяся в 1956 г. бескапотная модель С привлекла к Ahrens-Fox внимание другого производителя, фирмы Mack, которая и приобрела права на всю техдокументацию.
Однако юридически Ahrens-Fox продолжала существовать и вновь появилась на рынке в 2002 г., когда права на неё выкупил другой производитель пожарных машин, HME.
За этой аббревиатурой скрывается наследник известного грузового производителя, Hendrickson Mobile Equipment. Он считается крупнейшим из независимых производителей пожарных машин в США.
Появился ещё в 1913 г. в Висконсине, производил разнообразные типы машин на собственных и покупных шасси. Пройдя череду реорганизаций, с 1980-х годов предлагает широкую гамму пожарных машин. В классической версии на сторонних шасси автомобили носят имена MiniMax, Wolf, Wildland, RedFox.
Основу комплектных машин составляет собственное шасси Spectr 1871 в различных модификациях. Пользователи отмечают необычную маневренность машин HME, за счёт увеличенного до 52° угла поворота передних колёс. Главным поставщиком двигателей, в том числе газовых, является Cummins. Собственные серии комплектных машин: RAT (Rapid Attack Truck), CAT (City Attack Truck), SilverFox. Мощные машины в богатой комплектации несут историческое название Ahrens-Fox. Особняком стоит самое большое в США 4-осное шасси Scorpion с низкоразмещённой 12-местной кабиной и 500-сильным двигателем, рассчитанное на установку «топовых» лестниц и коленчатых подъёмников.
American LaFrance
Одна из старейших и известнейших марок, American LaFrance (от фамилии совладельца), существует с 1873 г., а с 1907 г. выпускает собственные пожарные машины с ДВС. В 1938 г. представила 33-метровую 4-коленную лестницу, что стало стандартом, актуальным до сих пор. В следующем году впервые в США представила пожарный автомобиль с кабиной над двигателем. При этом сохраняла репутацию консервативного производителя – цепной привод сохранялся до 1935 г., а первый дизель появился лишь в 1965 г.
В середине 1960-х годов в программе появилась обновлённая модель, ставшая визитной карточкой фирмы на многие годы. Эта модель, «700», пережила несколько модернизаций, превратившись в знаменитую Century.
В 1980-е компанию приобрёл концерн ATO, уже владевший известными марками Snorkel, RD Murray, Scott и Safety Supply. Позднее в корпорацию вошли канадский Superior и самый известный в Штатах производитель автолестниц LTI (Ladder Tower International).
Тем не менее выпуск машин постепенно падал, и в 1995 г. American LaFrance обанкротилась. Однако уже год спустя её выкупил местный лидер грузового автопрома, Freightliner, и вскоре представил новейшую гамму Eagle на собственных шасси и агрегатах, с алюминиевыми кабинами в двух вариантах длины – 134 и 148 дюймов (2400 или 3760 мм).
Эта серия была вполне современна, ничем не уступала аналогам, и внешне явно напоминала собственные классические серии. Это её и подвело – крайне консервативные американские брандмейстеры оказались не готовы к массовым закупкам новых «Орлов». Несмотря на появление обновлённой версии Metropolitan, а также машин на шасси Freightliner M2 и классической Liberty, ситуация не улучшается.
С тех пор объёмы продаж постепенно падают, и в 2005 г. производство переехало из нового завода в цеха бывших RD Murray и LTI, а вдобавок к пожарным машинам American LaFrance начала производить коммунальное шасси Condor.
Emergency One
Эта компания (сокращённо E-One), наоборот, одна из самых молодых в отрасли, но в числе самых авторитетных; ныне занимает второе место в США, выпуская около 700 машин в год. Была основана в 1974 г. С 2008 г. принадлежит концерну Federal Signal Corp., куда входят некогда именитая Saulsbury и всемирно известный финский производитель коленчатых подъёмников Bronto Lift.
Изначально создавалась как производитель пожарной техники всех типов и классов. Во все времена выпускала классические модели на коммерческих шасси, от джипов до тяжёлых машин (сейчас эта линия имеет имя – Tradition). По заказу собирала различные бескапотные модели под «штормовыми» именами Cyclon, Hurricane, аэродромную серию Titan. В своё время прославилась созданием комплектных машин с пониженным центром тяжести на сторонних шасси (Simon-Duplex, PemFab). Обычно компания использовала двигатели Detroit Diesel мощностью до 500 л.с. и автоматические коробки Allison. На базе шасси выпускались модели с автонасосами Protector среднего (1800–4200 л/мин) и Hush тяжёлого (3600–7500 л/мин) класса.
Особенностью E-One являлось активное использование алюминия для кабины и кузовных элементов. В последнее время его заменяют композитными материалами.
Среди нынешних моделей – новые шасси Typhoon и Quest, которые постепенно заменяют предыдущие. Кроме того, E-One известна собственным производством легкосплавных выдвижных лестниц Strato Spear. Последняя новинка – их обновлённая и облегчённая версия под собственным именем Toughtruss.
Ferrara Fire Apparatus (FFA)
Малоизвестная за пределами США фирма была основана в 1982 г. крупным бизнесменом и по совместительству добровольным пожарным Крисом Феррарой (Chris Ferrara) в г. Батон-Руж, Луизиана.
Учитывая, что в окружающих штатах была слабо распространена система пожарных гидрантов, основатель сделал упор на производство цистерн для небольших городов. Сначала, правда, начал он с производства оборудования и ремонта машин других производителей, открыв Ferrara Firefighting Equipment.
В 1992 г. появились собственные алюминиевые комплексные надстройки, сделавшие фирму известной. Однако славилась она и необычайной гибкостью, позволявшей комбинировать элементы по выбору клиента из гальванированной или нержавеющей стали. На широкое применение алюминия намекало название первой серии машин Intruder.
В 1998 г. было представлено собственное шасси с кабиной с большой площадью остекления под странным именем Inferno. Впрочем, одно из значений этого слова – вырвавшееся из-под контроля пламя. За ним последовали среднетоннажные шасси Igniter, полноприводные версии 4×4 и серия Inundator для объектовых целей.
На сегодняшний день программа включает гамму машин на собственных средних шасси Intruder 2, Ember, тяжёлых Inferno XD, Igniter XD, Ultra (с короткими кабинами), Inundator, в полноприводных или 6×4 конфигурациях. Для всех них предлагается 50 вариантов интерьеров кабин.
В программе и серия Wildland на шасси International Workstar, и специальные полуприцепы ERT.
Kovatch Mobile Equipment (KME)
Семейную компанию основал демобилизованный потомок восточно-европейских иммигрантов, Джон Ковач-младший, в 1946 г. (John Kovatch-Jr). Интересно, что ныне фирму возглавляют его сын и внук, оба Джоны Ковачи, III и IV. Основатель открыл мастерскую по ремонту машин, и к началу 1970-х годов начал производить собственное пожарное оборудование. Сказались его старые армейские связи, и первые заказы поступили от армии США.
Эти связи сохранились и в дальнейшем, и сейчас компания – одна из ведущих поставщиков пожарных автомобилей для американской армии. Особо знаменита машина Р-18, произведённая рядом контрактов для военных аэродромов по всему миру на базе тяжёлой серии International Paystar (6×6). Основная серия Custom-built называлась Renegade и тоже широко поставлялась в армию в варианте 4×4.
Попутно заметим, что с 1983 г., приобретя фирму Car-Mar Fire Apparatus, KME стала авторитетным производителем аэродромных топливозаправщиков, нефте- и газовозов, а также полицейских автомобилей.
Расширение фирмы принесло приличные доходы, и два года спустя произошла следующая покупка – пожарного отделения всё того же Hendrickson (сама HME планировала тогда ограничиться лишь производством шасси), что позволяет использовать технологии в производстве собственных машин.
Наконец, в 1992 г. Kovatch Mobile Equipment приобретает целиком Grumman Emergency Products, который к тому времени был крупным производителем всех типов пожарной техники и владел историческими Howe и Oren.
Сегодня компания предлагает гамму машин всех типов на своих шасси Panther, Predator III и Severe Service. Специально для стран Латинской Америки в программу включена комплектная автоцистерна с собственным именем Motobomba. Гамма машин на сторонних шасси стартует с мини-цистерн на базе джипов и включает тяжёлые машины Legacy и Eliminator. Венчает программу собственная серия больших аэродромных автомобилей Force колёсной формулы от 4х4 до 8х8.