Пожарные машины разных стран
Лучшие пожарные автомобили со всего мира
Топ интересных и потрясающих пожарных машин.
Давайте сегодня поговорим об автомобилях, за руль которых вряд ли сядет большинство обычных автолюбителей. Речь пойдет о пожарных автомобилях, которые помогают спасать наши жизни, дома, квартиры и т. д.
Мы отобрали для вас самые лучшие и интересные пожарные транспортные средства со всего мира. Казалось, что сделать это нереально, поскольку большая часть подобной техники похожа друг на друга как две капли воды, за исключением расцветок кузова, формы навесного спецоборудования и лестниц. Но, оказывается, в мире немало интересных пожарных машин, которые все-таки отличаются друг от друга.
Как и в мире обычных автомобилей, вся пожарная спецтехника различается по видам. Какая-то предназначена для спасения людей из высотных зданий. Какая-то создана для того, чтобы просто быстрее добраться до места пожара. А некоторая применяется для тушения крупных промышленных пожаров.
Bedford RLHZ Self Propelled Pump
Этот пожарный автомобиль родом из Британии. Называется он «Зеленая богиня». Автомобиль «вышел в свет» в 1953 году и выпускался до 2004 года. Машина оснащалась 4,9-литровым двигателем и могла перевозить до 6 человек экипажа и 2200 литров воды со скоростью 105 км/час. Чтобы водителю было комфортно управлять автомобилем и была возможность быстрее добраться до места пожара, конструкторы оснастили автомобиль гидроусилителем рулевого управления. Для автомобиля образца 1953 года это была фантастика.
Несмотря на устаревшую конструкцию, этот автомобиль был популярен у пожарных Великобритании даже в начале 21 века.
BMW Isetta – версия для пожарных
Вы не поверите, но этот микроавтомобиль стоял на службе у пожарных Англии и некоторых других стран Европы. Isetta Feuerwehr использовался для доставки двух огнеборцев на место пожара по узким улицам больших городов.
К сожалению, из-за недостаточных габаритов машины пожарные не могли перевозить с собой спецоборудование, необходимое для тушения пожаров. Правда, некоторые автомобили все-таки перевозили специальный пожарный рукав. Были также экземпляры, у которых на крыше крепились небольшие пожарные лестницы. Тем не менее задача этой машины была в том, чтобы доставить огнеборцев на место пожара быстрее, чем на громоздких тяжелых машинах.
Самый высокий пожарный подъемник: Bronto Skylift F 112 HLA
Этот пожарный автомобиль способен справляться с пожарами в самых высоких зданиях. Платформа Bronto Skylift может поднимать пожарную лестницу на высоту 112 метров. Автомобиль был создан для тушения пожаров в многоэтажных жилых домах, офисах и небоскребах. Эта платформа может устанавливаться на различные шасси.
Российский пожарный комплекс «Гюрза»
Эти необычные пожарные автомобили на вооружение к пожарным России начали поступать совсем недавно. Решение о создании современного компактного мобильного пожарного комплекса было принято в 2012 году.
Этот многофункциональный пожарный комплекс оснащен не только оборудованием для тушения пожара водой. Например, «Гюрза» имеет оборудование для резки металлических конструкций на месте пожара, которые мешают спасательным работам. Также автомобиль оснащен оборудованием для тушения пожара пеной.
Эта удивительная пожарная машина способна в буквальном смысле проходить сквозь стены. Так, автомобиль оснащен абразивными материалами, которые, смешиваясь с водой, подаваемой тонкой струей под высоким давлением, могут разрезать стены зданий, металлические конструкции и т. п. (гидроабразивная резка).
Brush 5A7-6
Этот левиафан больше известен в США как «stump jumper». Его англоязычное название явно говорит о том, что машина создана для борьбы с лесными пожарами.
Автомобиль оснащен шестью колесами (6х6), которые помогают машине получить превосходную тягу для перемещения по лесному массиву. Благодаря высокому дорожному просвету автомобиль способен передвигаться через упавшие деревья и пеньки.
Чтобы защитить экипаж от падения деревьев и больших веток, машина оснащена специальной массивной клеткой-каркасом.
Hagglund BV206F
Благодаря гусеницам эта пожарная техника реально может пробраться туда, куда не может проехать ни один внедорожник и грузовик. Эта машина помимо пожарных Великобритании используется также военными Англии и других стран. Также к этому автомобилю поставляется специальный прицеп. Автомобиль оснащается 2,8-литровым V6 двигателем, который также устанавливается на Ford Capri. Некоторые модификации пожарных Hagglund BV206F оснащаются двигателем V8 Rover.
Пожарный Hummer H1
Вот еще один необычный пожарный автомобиль-внедорожник, который также может проехать туда, где нет асфальта. Hummer H1 отлично себя зарекомендовал не только в армии США. В итоге в ряде стран на его базе стали производить пожарные автомобили. Главное преимущество этого пожарного авто – это, конечно, его проходимость по внедорожью. Благодаря этому автомобиль спокойно может использоваться спасательными службами в горных районах, в лесных массивах и т. п.
Автомобиль оснащен баком воды на 600 литров, а также различным оборудованием для тушения пожара. Правда, из-за наличия оборудования машина рассчитана только на двух членов экипажа.
Foers Ibex
Британская компания Foers уже на протяжении многих лет производит пожарные автомобили Ibex в различных стилях и модификациях кузова, включая версии для тяжелого бездорожья. Например, есть как четырехколесные авто, так и шестиосные. Плюс существуют удлиненные машины. Независимо от модификации все машины оснащаются 2,4-литровым турбированным двигателем Ford и шестиступенчатой МКПП.
Пожарный Jaguar XJ6
Компания Jaguar и компания, которой принадлежит знаменитая гоночная трасса Silverstone, имеют давнее сотрудничество друг с другом. Так, еще в 1985 году для спортивного трека Jaguar разработал специальную модель пожарной машины. Речь идет о Jaguar XJ6, который оснащался 4,0-литровым двигателем. В этом автомобиле на заводе на заднем сиденье устанавливалось специальное оборудование для тушения пожаров на спортивной трассе. Благодаря мощному двигателю пожарные могли за короткое время подъехать к месту ЧП.
Jeep CJ
За долгую историю автопромышленности было выпущено немало пожарных автомобилей, которые спасли миллионы жизней. Но, оглядываясь назад, невозможно не вспомнить об особенном внедорожнике, созданном компанией Jeep для пожарных США, – модели CJ, которая была оборудована пожарной лестницей, резервуаром для воды, огнетушителями. Этот автомобиль был построен на специальной раме.
Российский пожарный автомобиль ПСА-Ч 20 57 ВР
Это еще один удивительный пожарный автомобиль, разработанный в России на базе шасси Iveco-AMT-6339. Модель 57 ВР создана для спасательных операций в случае чрезвычайных происшествий и пожаров в туннелях. Машина оснащена 500-литровым баком воды, 1200-литровыми воздушными баллонами и оборудованием для резки железобетонных конструкций. Основное предназначение этого двухкабинного автомобиля – спасение людей с места ЧП из туннельных строений. Благодаря двум кабинам этой машине не нужно разворачиваться. За счет грамотного проектирования кузова автомобиль способен эвакуировать до 20 человек. Максимальное количество экипажа пожарных составляет 4 человека.
Пожарная машина на базе Land Rover
За долгую историю производства внедорожника Land Rover Defender было создано немало спецтехники на базе этой модели. Например, на его базе до сих пор изготавливаются пожарные автомобили, которые используются пожарными службами Шотландии и спасательными службами Фолклендских островов.
Mercedes-Benz Unimog
Этот грузовой внедорожник Mercedes Unimog может использоваться пожарными, начиная от пустынь и заканчивая непроходимыми джунглями. Благодаря своей невероятной внедорожной тяге эта машина сможет доставить пожарных туда, куда не проедет ни один автомобиль.
Самое интересное, что этот автомобиль для пожарных производит не какая-то там сторонняя компания (как обычно это бывает), а сам Mercedes. То есть любой желающий может произвести заводскую пожарную версию.
Oshkosh Striker
Вы когда-нибудь задумывались, какая пожарная техника используется на аэродромах, чтобы тушить гигантские самолеты? Если вы часто путешествуете по миру, то наверняка видели эту необычную пожарную машину в одной из воздушных гаваней. Эта машина создана в США. Автомобиль выпускается в форматах 4×4 и 6×6.
Oshkosh Striker оснащается специальным оборудованием, которое способно подавать огнезащитное средство со скоростью 10 000 литров в минуту.
А для того чтобы быстро добраться до места пожара, автомобиль оснащен 16,4-литровым турбодизельным двигателем Scania мощностью 647 л. с.
Максимальная скорость пожарного грузовика составляет 112 км/час.
Пожарный концепт Peugeot H2O
Да-да, история автомира помнит и такой необычный пожарный автомобиль. Правда, эта машина была создана только в виде концепта. Концепт-кар был произведен компанией Peugeot в 2002 году и получил кодовое название «H2O».
Почему авто дали именно такое странное имя? Все дело в том, что этот пожарный автомобиль оснащался водородным двигателем.
Шестиколесный пожарный Range Rover
В мире есть несколько компаний, которые производят на базе внедорожников Range Rover пожарную спецтехнику в формате 4×4, 6×4 и 6×6.
Машина не только получила удлиненный кузов, но и ряд пожарного доп. оборудования.
Несмотря на громоздкое оснащение, внедорожник способен брать на борт до 5 членов экипажа.
Rosenbauer Panther
Panther из Австрии – еще один популярный в мире пожарный автомобиль. Эту машину можно заказать с четырьмя, шестью и даже восемью колесами, которые получают невероятную тягу от мощного мотора. Например, мощность 8-осного грузовика составляет 1450 л. с. Максимальная скорость этого огромного авто – 136 км/час. Пожарный грузовик Rosenbauer Panther может перевозить до 19 000 литров средств пожаротушения. Скорость подачи жидкости для тушения огня – 10 000 литров в минуту.
Smart для пожарных служб
Да, есть и такой автомобиль, который имеется в гаражном парке пожарных многих странах Евросоюза. Правда, скорее всего, подобное использование мини-автомобиля в пожарных целях сомнительно и больше походит на рекламную акцию компании Mercedes.
Тем не менее этот автомобиль может быть незаменим, например, в крупных тесных городах Европы, где передвигаться даже на легковых обычных автомобилях очень некомфортно. Благодаря же мощности, маневренности и размерам пожарные могут добраться до места пожара очень быстро.
Volvo XC70
Volvo имеет давнюю традицию создания аварийных автомобилей для своей страны. Например, вот перед вами Volvo XC70, специально разработанный для пожарных служб. Эта машина оснащена улучшенными тормозами, специальной подвеской, двигателем с повышенной мощностью и специальным оборудованием для спасательных служб.
10-тонный пожарный комплекс АЦ на базе «КамАЗа»
Эта пожарная машина, разработанная российской компанией, впервые встала на вооружение МЧС на Олимпиаде в Сочи. Затем эта модификация грузовика начала поставляться и в другие регионы России.
Длина автомобиля составляет 11 метров. Максимальное количество экипажа 6 человек.
Автомобиль оснащен:
Максимальная дальность подачи воды под высоким давлением составляет почти 100 метров. Скорость подачи воды – 7 500 литров в минуту.
Вот еще бонус: Илюстрация художника, который собрал все известные пожарные машины со всего мира.
Зарубежные пожарные автомобили. Виды пожарных автомобилей
Вначале XXI века обеспечение качества выпускаемой продукции стало одной из наиболее актуальных проблем в мире. Особенно важна она для современной России.
Экономическая и политическая ситуация в стране не могла не коснуться отрасли пожарного машиностроения (понятие “отрасли” здесь чисто условное). Но дело не только в кризисе 90-х годов. Проблемы возникли значительно раньше.
Еще в 80-е годы технологии и оборудование заводов-изготовителей отечественных пожарных автомобилей (ПА) оказались морально и физически устаревшими. Практически невостребованным был опыт ведущих зарубежных фирм-изготовителей пожарных автомобилей, таких как Ивеко, Магирус, Метц, Циглер (Германия), Розенбауер (Австрия), Сидес, Камива (Франция), Сильвани (Италия), Бронто Лифт (Финляндия) и др. К началу 90-х годов продукция заводов-изготовителей пожарных автомобилей имела ограниченную номенклатуру, низкие, по сравнению с зарубежными аналогами, технический уровень и качество изготовления. В результате наши автомобили оказались неконкурентоспособными на внешнем рынке (в основном это были страны Ближнего Востока), а внутренней конкуренции не было вообще (вся продукция распределялась по нарядам Союзглавмаша, а не по заявкам гарнизонов).
В то же время в 90-е годы произошел своеобразный прорыв в качественном уровне и технологии изготовления зарубежных ПА нового поколения, которые в настоящее время отличаются совершенством специальных шасси, на базе которых они созданы, высоким уровнем производственного исполнения, дизайна и безопасности. Хотя, надо признать, существенных изменений в технологии пожаротушения не произошло.
Какова должна быть государственная политика в области повышения качества выпускаемых пожарных автомобилей, особенно с учетом перехода ГПС в систему МЧС? Каковы возможные пути сотрудничества российских производителей с ведущими зарубежными фирмами в создании отечественных ПА нового поколения? Следует ли стремиться к достижению высшего мирового уровня качества при существующей экономической ситуации в России и заданном уровне ресурсного обеспечения пожарной охраны?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знать не только состояние, в котором находится отечественное пожарное машиностроение, но достигнутый мировой уровень создания и производства ПА.
В его преддверии активизировались поиски концептуальной модели ПА, которая была бы адекватной новому веку и отражала изменения в условиях и тактике пожаротушения.
Инициатива, как обычно в таких случаях, исходила от органов пожарной охраны различного уровня и нашла свое выражение в предложениях по совершенствованию типов, параметров и конструкции ПА. Эти предложения были вынесены на обсуждение пожарно-технической общественности (в виде публикаций и дискуссий на страницах национальных и международных профессиональных изданий).
Все обсуждавшиеся концепции (многие из которых уже реализованы в первые годы нового века) можно свести к нижеследующему перечню.
На международной выставке “Интершутц- 2000”, состоявшейся летом 2000 года в г. Аугсбурге (Германия), ряд фирм представил свои концептуальные модели перспективных ПА, в которых нашли отражение фрагменты изложенных выше концепций.
РИС. 1. Концептуальный пожарный автомобиль (concept fire truck-2000) фирмы Ziegler, Германия
Среди других отличительных признаков АЦ можно назвать:
В сопроводительных проспектных материалах на эту АЦ фирма предлагает обсудить другие предложения специалистов, направленные на совершенствование предложенной концепции.
Независимо от фирмы Ziegler подобную же концептуальную модель ПА создали фирмы Mercedes-Benz (шасси), Magirus (пожарная надстройка) совместно со специалистами пожарной охраны Ганновера (Германия) (рис. 2).
Машина с полной массой 16 т создана на базе шасси Mercedes Econic 1828 с двигателем мощностью 280 л.с. (удельная мощность 17,5 л.с./т), снабжена автоматической трансмиссией Allison, регулируемой пневмоподвеской, АБС и другими элементами. Управляемая задняя ось облегчает маневрирование на месте пожара и в транспортном потоке при скорости до 30 км/ч: при большей скорости управление задней осью блокируется в целях безопасности.
Оригинальная компоновка с передней кабиной напоминает автобусную (с большой площадью остекления). Кабина боевого расчета выполнена отдельно от кабины водителя и интегрирована в пожарную надстройку, что уже вызвало неодобрение пожарных.
Машина вывозит 2000 л воды и 200 л пенообразователя, снабжена насосом производительностью 1600 л/мин при 8 бар, имеет полный комплект аварийно-спасательного оборудования.
Весьма оригинально выполнен ряд конструктивных элементов, что является предметом отдельного анализа.
Изготовлено 6 образцов подобного ПА для защиты Всемирной выставки ЭКСПО-2000 в Ганновере и последующей опытной эксплуатации. По результатам опытной эксплуатации будет принято решение о целесообразности дальнейшего производства этого концептуального автомобиля.
Пример реализации в производстве представленной выше “алюминиевой” концепции (п. 10) показан на рис. 3.
Это пожарный автомобиль фирмы Розенбауэр, отличающийся современной компоновкой и целым рядом прогрессивных технических решений. Дизайн этого автомобиля вобрал в себя все основные представления о пожарном автомобиле начала нового столетия.
Рассматривая концепции создания ПА нового поколения, необходимо отметить следующее обстоятельство.
Даже простое рассмотрение проспектных материалов показывает, что между ПА, выпускаемыми фирмами Европы и США, существуют заметные, принципиальные отличия. По сути имеются два противоположных концептуальных подхода к созданию отдельных моделей и формированию парка ПА, характеризующих отличия в тактике применения технических средств при тушении пожаров.
РИС. 3. Концептуальный пожарный автомобиль, созданный по АТ- технологии фирмой Rosenbauer, Австрия
Рассмотрим каждый из подходов более подробно.
Американский подход
Американские производители ПА отказались от концепции сверхсложных систем, которая становится все более востребованной в Европе, хотя отнюдь не по соображениям технической неосуществимости.
Как фирмы, работающие в этой области, так и служба пожарной охраны США сделали выбор в пользу трех главных критериев, которые являются определяющими при создании ПА:
Эффективность при тушении пожара, по мнению американских специалистов, можно обеспечить применением ПА, которые в Европе классифицируются как “тяжелые”.
Как правило, это длиннобазные, крупногабаритные ПА с компоновкой, совершенно не традиционной для европейских автомобилей: передней кабиной (а не кабиной над двигателем), малыми углами свеса, средним расположением насоса, размещением личного состава спиной по ходу движения автомобиля. Пример компоновки подобных ПА представлен на рис. 4.
Полная масса таких ПА составляет около 18т (двухосные) или 26 т (трехосные автомобили), удельная мощность — не ниже 20 л.с./т.
Специалисты считают, что при той планировке городов, которая сформировалась в США (широкие просторные проспекты, удобные подъезды к домам), преобладающее применение мощных тяжелых ПА является оправданным, поскольку не ограничивается оперативность их движения.
Эффективность тушения обеспечивается применением мощных насосов: подача наиболее распространенного в США насоса составляет 1500 галлонов/мин (5678 л/мин), что в 2,5 раза выше подачи аналогичного европейского насоса (2400 л/мин).
РИС. 4. Традиционная компоновка американского пожарного автомобиля для города
Необходимая степень диспергирования воды обеспечивается введением в комплектацию весьма совершенных ручных и лафетных стволов с регулируемым распылом.
Такое сочетание мощных насосов и совершенных стволов должно обеспечивать универсальность тушения пожаров любого класса.
Такие ПА весьма популярны в США. Например, в программе производства фирмы Darley значится 6 моделей подобных автомобилей, с высотой подъема от 60 до 109 футов (от 18 до 33 м).
Для столь большой подачи предназначена стационарная выдвижная магистраль диаметром 100 мм. Естественно, колена автолестницы рассчитаны на эту повышенную нагрузку.
Безусловно, подобная концепция АЛ обеспечивает оперативность спасательных операций, однако монтаж их возможен опять-таки на шасси тяжелого класса; соответственно, маневренность таких АЛ на месте пожара оказывается ограниченной.
Необходимость учета критерия надежности, безопасности и простоты конструкции ПА специалисты США обосновывают следующим образом.
Пожарный автомобиль — сложная техническая система. Чем больше компонентов в системе, тем выше вероятность отказов и срывов, поэтому усложнение конструкции приводит к снижению надежности.
Кроме того, пожар — не лучшая рабочая среда для тонкой электронной аппаратуры, которой в последнее время все чаще оснащаются европейские ПА. По самой своей природе и функциональному назначению такое оборудование требует более высокой квалификации со стороны персонала как при оперативном использовании, так и при техническом обслуживании. При наличии подобной техники специальная подготовка персонала и специальная техническая служба для обслуживания становятся необходимостью, что является большой проблемой для США.
Объясняется это тем обстоятельством, что многие американские пожарные части укомплектованы добровольцами — преданными своему делу, отлично подготовленными, но лишь в качестве пожарных, а не специалистов по управлению и обслуживанию сложных технических систем.
Эта давняя традиция и создала потребность в простом, надежном и прочном пожарном оборудовании, которым оснащаются ПА. Упор на простоту и надежность оборудования специалисты США считают чрезвычайно важным фактором, учитывая также те трудные и опасные условия, в которых приходится работать пожарным: непогода, высокие температуры, ядовитый дым, обледенение и пр.
Однако при всей важности приведенных критериев определяющей при разработке и реализации концепции создания ПА в США является проблема рентабельности.
Это значит, что при сравнительном экономическом анализе двух “конкурирующих” концепций в США учитывают стоимость дополнительных устройств и расходы на оплату их операторов, сравнивая их с теми выгодами, которые реально принесет внедрение конкретной модели ПА.
Следует отметить, что основная тенденция в США состоит в том, чтобы по мере целесообразности встраивать в конструкцию пожарных автолестниц, авпоследнее время и автоподъемников, бортовые насосные системы, водяные и пенные емкости, силовые электроагрегаты и другие элементы. При этом экономическая оценка такой “тактической единицы” производится по особой статье, ибо эта установка выполняет иные функции и служит иным целям, чем классические европейские пожарные машины.
Европейский подход
Основной критерий, на котором базируется европейская концепция создания ПА (рис. 5), заключается в следующем: при любых обстоятельствах пожарные подразделения, получающие вызов на пожар, должны обеспечивать спасание людей, затем — организовать тушение. А меньшие по размеру и весу ПА, обладающие более высокой мобильностью и маневренностью, в условиях высокой интенсивности уличного движения и плотной застройки европейских городов в состоянии более оперативно доставить к месту пожара силы и средства для выполнения возложенных на пожарную охрану задач.
Именно потому в парке ПА европейских стран доминируют ПА легкого и среднего классов, а тяжелые ПА (основная тактическая единица в США) используются в основном для защиты пожароопасных объектов, а также в качестве специальных ПА, для которых оперативность не является преобладающим фактором.
Европейские производители ПА не считают целесообразной установку на городских ПА сверхмощных насосных систем, ограничиваясь применением на ПА среднего класса насосов с подачей 2400 л/мин или комбинированных насосов. Хотя модельные ряды насосных агрегатов, выпускаемых европейскими фирмами, значительно шире: конкретный тип насоса устанавливается в зависимости от функционального назначения ПА (городские, объектовые, аэродромные и т.д.).
РИС. 5. Компоновка европейского пожарного автомобиля нового поколения (автоцистерна фирмы Rosenbauer на шасси MAN)
В Европе разработана концепция многофункциональных ПА (по типу американских), однако она находится в стадии обсуждения и не поддерживается однозначно пожарной охраной разных стран. Тем не менее в программах производства некоторых фирм такие модели начинают появляться (АЦ с лестницей, аварийно-спасательные ПА с насосной установкой и т.п.).
С принятием европейских норм EN 1846 “Пожарные автомобили” структура типоразмерных рядов ПА установлена нормативно, поэтому дальнейшее развитие их концепции идет в направлении совершенствования технического уровня ПА — как оперативных транспортных средств, так и технических средств тушения. Подробнее эти проблемы рассмотреть в объеме журнальной статьи достаточно сложно.
Однако два обстоятельства концептуального характера можно отметить в данном обзоре: это постоянно растущий уровень дизайна современных европейских ПА и повышение степени автоматизации управления агрегатами и системами ПА, что в корне отличает их от американских ПА.
Последние модели ПА, предлагаемые потребителю европейскими фирмами, оснащены весьма сложными системами электронных датчиков, индикаторов, органов управления, а также сложными механизмами, встроенными элементами бортовой диагностики, обеспечивающими полностью автоматическую работу агрегатов и постоянный контроль за их состоянием.
Эти технические решения стали нормой для современных европейских ПА, и фирмы вынуждены организовывать курсы по обучению операторов, которым предстоит работать на таких машинах и обслуживать их. Именно эти обстоятельства американские специалисты считают неприемлемыми для пожарной охраны США по причинам, приведенным выше.
Вместе с тем намечается некоторое сближение американской и европейской концепций ПА. И та, и другая концепции предусматривают применение пожарных автомобилей первой помощи (американская версия “First-Out” Attack, или ПА первой атаки). Американская фирма Darley в проспектах 2000 года называет такой автомобиль “моделью тысячелетия” (Millenium Models). В Европе создание автомобиля первой помощи предусмотрено нормами EN 1846.
В Европе начинают производиться многофункциональные автомобили (о чем было сказано выше), что является главной тенденцией в США.
В то же время пожарная охрана США приобретает (или организует производство в дочерних фирмах европейских компаний) такие сугубо европейские ПА, как коленчатые подъемники фирмы Бронто, автоматические автолестницы Магирус, ПА корпорации Розенбауэр, которые не вписываются в американскую концепцию.
Новый концептуальный автомобиль Conzept- bus-2000, созданный в Германии пожарной охраной Ганновера совместно с фирмами Мерседес и Магирус (рис. 2), с полным основанием можно отнести к продукту двух, на первый взгляд противоположных, концепций.
В заключение следует остановиться еще на одном аспекте рассматриваемой проблемы.
В нашей стране господствующая идеология в создании ПА базируется на использовании для этих целей коммерческих шасси грузовых автомобилей. При прогнозируемой на начало века интенсивности дорожного движения ПА на таких шасси будут статичными, ничем не отличаясь от других участников транспортного потока.
Между тем в мире еще в конце прошлого века наметилась тенденция к применению специальных шасси для ПА.
Анализ технических характеристик специальных шасси, которые поставляются автомобильными корпорациями фирмам-изготовителям ПА, позволяет сделать вывод: в мире завершен переход на выпуск шасси нового поколения, которые по многим параметрам превосходят заменяемые модели. Этому есть свое объяснение: мировые автомобильные гиганты делят сферы влияния, и производство моделей “из прошлого” оказывается только на руку конкурентам.
Новинки грузового автомобилестроения фирмы и компании демонстрируют на международных автосалонах коммерческих и специальных транспортных средств, которые проходят под девизом: “Мы ведем процветающее дело!”
К сожалению, отечественные производители пока не нашли своей ниши в этом “процветающем деле”: технический уровень наших грузовиков как базы для создания ПА кардинально уступает техническому уровню соответствующей продукции зарубежных (ведущих и не ведущих) фирм. Перспективы на то, что отечественные шасси, прежде всего среднего и тяжелого классов, в ближайшее время достигнут (в стандартном исполнении) уровня зарубежных весьма проблематичны. Хотя надежды на создание специальных шасси для ПА имеются.
С учетом проведенного в настоящей статье анализа, новая идеология производства отечественных ПА должна базироваться на исполнении следующих решений:
а) применение для создания ПА специальных шасси, параметры которых адекватны их функциональному назначению, а именно: удельная мощность не менее 20 л.с./т; максимальная скорость не ниже 100 км/ч; повышенная эффективность торможения за счет применения апробированных решений: АБС, стабилизаторов устойчивости, системы экстренного растормаживания и т.п.;
б) реализация принципа “суперплотной” компоновки, успешно апробированного в ходе работ над АЦ вагонного типа, еще в прошлом веке созданной ВНИИПО, ВНИИТЭ и французской фирмой “Сидес”, и позволяющего снизить высоту центра тяжести ПА, его габаритную ширину, улучшить обзорность с места водителя, маневренность и другие параметры. Реализация этих, а также ряда других частных решений позволит снизить динамические габариты ПА и обеспечить условия его оперативного и безопасного движения к месту вызова;
в) проведение работ по повышению огнетушащей эффективности ПА и существенному изменению традиционного подхода к комплектации ПА, с включением оборудования для проведения аварийно-спасательных работ. Тем самым могут быть созданы предпосылки для модернизации и структурной реконструкции действующего парка пожарных автомобилей в стране.