Пожарные машины разных стран

Лучшие пожарные автомобили со всего мира

Топ интересных и потрясающих пожарных машин.

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

Давайте сегодня поговорим об автомобилях, за руль которых вряд ли сядет большинство обычных автолюбителей. Речь пойдет о пожарных автомобилях, которые помогают спасать наши жизни, дома, квартиры и т. д.

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

Мы отобрали для вас самые лучшие и интересные пожарные транспортные средства со всего мира. Казалось, что сделать это нереально, поскольку большая часть подобной техники похожа друг на друга как две капли воды, за исключением расцветок кузова, формы навесного спецоборудования и лестниц. Но, оказывается, в мире немало интересных пожарных машин, которые все-таки отличаются друг от друга.

Как и в мире обычных автомобилей, вся пожарная спецтехника различается по видам. Какая-то предназначена для спасения людей из высотных зданий. Какая-то создана для того, чтобы просто быстрее добраться до места пожара. А некоторая применяется для тушения крупных промышленных пожаров.

Bedford RLHZ Self Propelled Pump

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

Этот пожарный автомобиль родом из Британии. Называется он «Зеленая богиня». Автомобиль «вышел в свет» в 1953 году и выпускался до 2004 года. Машина оснащалась 4,9-литровым двигателем и могла перевозить до 6 человек экипажа и 2200 литров воды со скоростью 105 км/час. Чтобы водителю было комфортно управлять автомобилем и была возможность быстрее добраться до места пожара, конструкторы оснастили автомобиль гидроусилителем рулевого управления. Для автомобиля образца 1953 года это была фантастика.

Несмотря на устаревшую конструкцию, этот автомобиль был популярен у пожарных Великобритании даже в начале 21 века.

BMW Isetta – версия для пожарных

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

Вы не поверите, но этот микроавтомобиль стоял на службе у пожарных Англии и некоторых других стран Европы. Isetta Feuerwehr использовался для доставки двух огнеборцев на место пожара по узким улицам больших городов.

К сожалению, из-за недостаточных габаритов машины пожарные не могли перевозить с собой спецоборудование, необходимое для тушения пожаров. Правда, некоторые автомобили все-таки перевозили специальный пожарный рукав. Были также экземпляры, у которых на крыше крепились небольшие пожарные лестницы. Тем не менее задача этой машины была в том, чтобы доставить огнеборцев на место пожара быстрее, чем на громоздких тяжелых машинах.

Самый высокий пожарный подъемник: Bronto Skylift F 112 HLA

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

Этот пожарный автомобиль способен справляться с пожарами в самых высоких зданиях. Платформа Bronto Skylift может поднимать пожарную лестницу на высоту 112 метров. Автомобиль был создан для тушения пожаров в многоэтажных жилых домах, офисах и небоскребах. Эта платформа может устанавливаться на различные шасси.

Российский пожарный комплекс «Гюрза»

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

Эти необычные пожарные автомобили на вооружение к пожарным России начали поступать совсем недавно. Решение о создании современного компактного мобильного пожарного комплекса было принято в 2012 году.

Этот многофункциональный пожарный комплекс оснащен не только оборудованием для тушения пожара водой. Например, «Гюрза» имеет оборудование для резки металлических конструкций на месте пожара, которые мешают спасательным работам. Также автомобиль оснащен оборудованием для тушения пожара пеной.

Эта удивительная пожарная машина способна в буквальном смысле проходить сквозь стены. Так, автомобиль оснащен абразивными материалами, которые, смешиваясь с водой, подаваемой тонкой струей под высоким давлением, могут разрезать стены зданий, металлические конструкции и т. п. (гидроабразивная резка).

Brush 5A7-6

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

Этот левиафан больше известен в США как «stump jumper». Его англоязычное название явно говорит о том, что машина создана для борьбы с лесными пожарами.

Автомобиль оснащен шестью колесами (6х6), которые помогают машине получить превосходную тягу для перемещения по лесному массиву. Благодаря высокому дорожному просвету автомобиль способен передвигаться через упавшие деревья и пеньки.

Чтобы защитить экипаж от падения деревьев и больших веток, машина оснащена специальной массивной клеткой-каркасом.

Hagglund BV206F

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

Благодаря гусеницам эта пожарная техника реально может пробраться туда, куда не может проехать ни один внедорожник и грузовик. Эта машина помимо пожарных Великобритании используется также военными Англии и других стран. Также к этому автомобилю поставляется специальный прицеп. Автомобиль оснащается 2,8-литровым V6 двигателем, который также устанавливается на Ford Capri. Некоторые модификации пожарных Hagglund BV206F оснащаются двигателем V8 Rover.

Пожарный Hummer H1

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

Вот еще один необычный пожарный автомобиль-внедорожник, который также может проехать туда, где нет асфальта. Hummer H1 отлично себя зарекомендовал не только в армии США. В итоге в ряде стран на его базе стали производить пожарные автомобили. Главное преимущество этого пожарного авто – это, конечно, его проходимость по внедорожью. Благодаря этому автомобиль спокойно может использоваться спасательными службами в горных районах, в лесных массивах и т. п.

Автомобиль оснащен баком воды на 600 литров, а также различным оборудованием для тушения пожара. Правда, из-за наличия оборудования машина рассчитана только на двух членов экипажа.

Foers Ibex

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

Британская компания Foers уже на протяжении многих лет производит пожарные автомобили Ibex в различных стилях и модификациях кузова, включая версии для тяжелого бездорожья. Например, есть как четырехколесные авто, так и шестиосные. Плюс существуют удлиненные машины. Независимо от модификации все машины оснащаются 2,4-литровым турбированным двигателем Ford и шестиступенчатой МКПП.

Пожарный Jaguar XJ6

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

Компания Jaguar и компания, которой принадлежит знаменитая гоночная трасса Silverstone, имеют давнее сотрудничество друг с другом. Так, еще в 1985 году для спортивного трека Jaguar разработал специальную модель пожарной машины. Речь идет о Jaguar XJ6, который оснащался 4,0-литровым двигателем. В этом автомобиле на заводе на заднем сиденье устанавливалось специальное оборудование для тушения пожаров на спортивной трассе. Благодаря мощному двигателю пожарные могли за короткое время подъехать к месту ЧП.

Jeep CJ

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

За долгую историю автопромышленности было выпущено немало пожарных автомобилей, которые спасли миллионы жизней. Но, оглядываясь назад, невозможно не вспомнить об особенном внедорожнике, созданном компанией Jeep для пожарных США, – модели CJ, которая была оборудована пожарной лестницей, резервуаром для воды, огнетушителями. Этот автомобиль был построен на специальной раме.

Российский пожарный автомобиль ПСА-Ч 20 57 ВР

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

Это еще один удивительный пожарный автомобиль, разработанный в России на базе шасси Iveco-AMT-6339. Модель 57 ВР создана для спасательных операций в случае чрезвычайных происшествий и пожаров в туннелях. Машина оснащена 500-литровым баком воды, 1200-литровыми воздушными баллонами и оборудованием для резки железобетонных конструкций. Основное предназначение этого двухкабинного автомобиля – спасение людей с места ЧП из туннельных строений. Благодаря двум кабинам этой машине не нужно разворачиваться. За счет грамотного проектирования кузова автомобиль способен эвакуировать до 20 человек. Максимальное количество экипажа пожарных составляет 4 человека.

Пожарная машина на базе Land Rover

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

За долгую историю производства внедорожника Land Rover Defender было создано немало спецтехники на базе этой модели. Например, на его базе до сих пор изготавливаются пожарные автомобили, которые используются пожарными службами Шотландии и спасательными службами Фолклендских островов.

Mercedes-Benz Unimog

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

Этот грузовой внедорожник Mercedes Unimog может использоваться пожарными, начиная от пустынь и заканчивая непроходимыми джунглями. Благодаря своей невероятной внедорожной тяге эта машина сможет доставить пожарных туда, куда не проедет ни один автомобиль.

Самое интересное, что этот автомобиль для пожарных производит не какая-то там сторонняя компания (как обычно это бывает), а сам Mercedes. То есть любой желающий может произвести заводскую пожарную версию.

Oshkosh Striker

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

Вы когда-нибудь задумывались, какая пожарная техника используется на аэродромах, чтобы тушить гигантские самолеты? Если вы часто путешествуете по миру, то наверняка видели эту необычную пожарную машину в одной из воздушных гаваней. Эта машина создана в США. Автомобиль выпускается в форматах 4×4 и 6×6.

Oshkosh Striker оснащается специальным оборудованием, которое способно подавать огнезащитное средство со скоростью 10 000 литров в минуту.

А для того чтобы быстро добраться до места пожара, автомобиль оснащен 16,4-литровым турбодизельным двигателем Scania мощностью 647 л. с.

Максимальная скорость пожарного грузовика составляет 112 км/час.

Пожарный концепт Peugeot H2O

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

Да-да, история автомира помнит и такой необычный пожарный автомобиль. Правда, эта машина была создана только в виде концепта. Концепт-кар был произведен компанией Peugeot в 2002 году и получил кодовое название «H2O».

Почему авто дали именно такое странное имя? Все дело в том, что этот пожарный автомобиль оснащался водородным двигателем.

Шестиколесный пожарный Range Rover

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

В мире есть несколько компаний, которые производят на базе внедорожников Range Rover пожарную спецтехнику в формате 4×4, 6×4 и 6×6.

Машина не только получила удлиненный кузов, но и ряд пожарного доп. оборудования.

Несмотря на громоздкое оснащение, внедорожник способен брать на борт до 5 членов экипажа.

Rosenbauer Panther

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

Panther из Австрии – еще один популярный в мире пожарный автомобиль. Эту машину можно заказать с четырьмя, шестью и даже восемью колесами, которые получают невероятную тягу от мощного мотора. Например, мощность 8-осного грузовика составляет 1450 л. с. Максимальная скорость этого огромного авто – 136 км/час. Пожарный грузовик Rosenbauer Panther может перевозить до 19 000 литров средств пожаротушения. Скорость подачи жидкости для тушения огня – 10 000 литров в минуту.

Smart для пожарных служб

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

Да, есть и такой автомобиль, который имеется в гаражном парке пожарных многих странах Евросоюза. Правда, скорее всего, подобное использование мини-автомобиля в пожарных целях сомнительно и больше походит на рекламную акцию компании Mercedes.

Тем не менее этот автомобиль может быть незаменим, например, в крупных тесных городах Европы, где передвигаться даже на легковых обычных автомобилях очень некомфортно. Благодаря же мощности, маневренности и размерам пожарные могут добраться до места пожара очень быстро.

Volvo XC70

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

Volvo имеет давнюю традицию создания аварийных автомобилей для своей страны. Например, вот перед вами Volvo XC70, специально разработанный для пожарных служб. Эта машина оснащена улучшенными тормозами, специальной подвеской, двигателем с повышенной мощностью и специальным оборудованием для спасательных служб.

10-тонный пожарный комплекс АЦ на базе «КамАЗа»

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

Эта пожарная машина, разработанная российской компанией, впервые встала на вооружение МЧС на Олимпиаде в Сочи. Затем эта модификация грузовика начала поставляться и в другие регионы России.

Длина автомобиля составляет 11 метров. Максимальное количество экипажа 6 человек.

Автомобиль оснащен:

Максимальная дальность подачи воды под высоким давлением составляет почти 100 метров. Скорость подачи воды – 7 500 литров в минуту.

Вот еще бонус: Илюстрация художника, который собрал все известные пожарные машины со всего мира.

Источник

Зарубежные пожарные автомобили. Виды пожарных автомобилей

Вначале XXI века обеспечение качества выпус­каемой продукции стало одной из наиболее ак­туальных проблем в мире. Особенно важна она для современной России.

Экономическая и политическая ситуация в стра­не не могла не коснуться отрасли пожарного маши­ностроения (понятие “отрасли” здесь чисто услов­ное). Но дело не только в кризисе 90-х годов. Пробле­мы возникли значительно раньше.

Еще в 80-е годы технологии и оборудование заводов-изготовителей отечественных пожарных ав­томобилей (ПА) оказались морально и физически устаревшими. Практически невостребованным был опыт ведущих зарубежных фирм-изготовителей пожарных автомобилей, таких как Ивеко, Магирус, Метц, Циглер (Германия), Розенбауер (Австрия), Сидес, Камива (Франция), Сильвани (Италия), Бронто Лифт (Фин­ляндия) и др. К началу 90-х годов продукция заводов-изготовителей пожарных автомобилей имела ограниченную номенклатуру, низ­кие, по сравнению с зарубежными аналогами, техни­ческий уровень и качество изготовления. В результа­те наши автомобили оказались неконкурентоспособными на внешнем рынке (в основном это были страны Ближ­него Востока), а внутренней конкуренции не было вообще (вся продукция распределялась по нарядам Союзглавмаша, а не по заявкам гарнизонов).

В то же время в 90-е годы произошел своеобраз­ный прорыв в качественном уровне и технологии изготовления зарубежных ПА нового поколения, которые в настоящее время отличаются совершен­ством специальных шасси, на базе которых они со­зданы, высоким уровнем производственного ис­полнения, дизайна и безопасности. Хотя, надо при­знать, существенных изменений в технологии по­жаротушения не произошло.

Какова должна быть государственная политика в области повышения качества выпускаемых пожарных автомобилей, особенно с учетом перехода ГПС в систему МЧС? Каковы возможные пути сотрудничества россий­ских производителей с ведущими зарубежными фирмами в создании отечественных ПА нового по­коления? Следует ли стремиться к достижению вы­сшего мирового уровня качества при существую­щей экономической ситуации в России и заданном уровне ресурсного обеспечения пожарной охраны?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знать не только состояние, в котором находится отечествен­ное пожарное машиностроение, но достигнутый ми­ровой уровень создания и производства ПА.

В его преддверии активизировались поиски концептуальной модели ПА, которая была бы адек­ватной новому веку и отражала изменения в усло­виях и тактике пожаротушения.

Инициатива, как обычно в таких случаях, исхо­дила от органов пожарной охраны различного уров­ня и нашла свое выражение в предложениях по со­вершенствованию типов, параметров и конструк­ции ПА. Эти предложения были вынесены на об­суждение пожарно-технической общественности (в виде публикаций и дискуссий на страницах на­циональных и международных профессиональных изданий).

Все обсуждавшиеся концепции (многие из кото­рых уже реализованы в первые годы нового века) можно свести к нижеследующему перечню.

На международной выставке “Интершутц- 2000”, состоявшейся летом 2000 года в г. Аугсбурге (Германия), ряд фирм представил свои концептуаль­ные модели перспективных ПА, в которых нашли от­ражение фрагменты изложенных выше концепций.

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

РИС. 1. Концептуальный пожарный автомобиль (concept fi­re truck-2000) фирмы Ziegler, Германия

Среди других отличительных признаков АЦ можно назвать:

В сопроводительных проспектных материалах на эту АЦ фирма предлагает обсудить другие пред­ложения специалистов, направленные на совер­шенствование предложенной концепции.

Независимо от фирмы Ziegler подобную же кон­цептуальную модель ПА создали фирмы Merce­des-Benz (шасси), Magirus (пожарная надстройка) совместно со специалистами пожарной охраны Ганновера (Германия) (рис. 2).

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

Машина с полной массой 16 т создана на базе шасси Mercedes Econic 1828 с двигателем мощно­стью 280 л.с. (удельная мощность 17,5 л.с./т), снаб­жена автоматической трансмиссией Allison, регу­лируемой пневмоподвеской, АБС и другими эле­ментами. Управляемая задняя ось облегчает манев­рирование на месте пожара и в транспортном пото­ке при скорости до 30 км/ч: при большей скорости управление задней осью блокируется в целях безо­пасности.

Оригинальная компоновка с передней кабиной напоминает автобусную (с большой площадью остекления). Кабина боевого расчета выполнена отдельно от кабины водителя и интегрирована в по­жарную надстройку, что уже вызвало неодобрение пожарных.

Машина вывозит 2000 л воды и 200 л пенообра­зователя, снабжена насосом производительностью 1600 л/мин при 8 бар, имеет полный комплект ава­рийно-спасательного оборудования.

Весьма оригинально выполнен ряд конструк­тивных элементов, что является предметом отдель­ного анализа.

Изготовлено 6 образцов подобного ПА для за­щиты Всемирной выставки ЭКСПО-2000 в Ганно­вере и последующей опытной эксплуатации. По ре­зультатам опытной эксплуатации будет принято решение о целесообразности дальнейшего произ­водства этого концептуального автомобиля.

Пример реализации в производстве представ­ленной выше “алюминиевой” концепции (п. 10) по­казан на рис. 3.

Это пожарный автомобиль фирмы Розенбауэр, отличающийся современной компоновкой и целым рядом прогрессивных технических решений. Ди­зайн этого автомобиля вобрал в себя все основные представления о пожарном автомобиле начала но­вого столетия.

Рассматривая концепции создания ПА нового поколения, необходимо отметить следующее об­стоятельство.

Даже простое рассмотрение проспектных мате­риалов показывает, что между ПА, выпускаемыми фирмами Европы и США, существуют заметные, принципиальные отличия. По сути имеются два противоположных концептуальных подхода к со­зданию отдельных моделей и формированию парка ПА, характеризующих отличия в тактике примене­ния технических средств при тушении пожаров.

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

РИС. 3. Концептуальный пожарный автомобиль, созданный по АТ- технологии фирмой Rosenbauer, Австрия

Рассмотрим каждый из подходов более подробно.

Американский подход

Американские производители ПА отказались от концепции сверхсложных систем, которая стано­вится все более востребованной в Европе, хотя от­нюдь не по соображениям технической неосущест­вимости.

Как фирмы, работающие в этой области, так и служба пожарной охраны США сделали выбор в пользу трех главных критериев, которые являются определяющими при создании ПА:

Эффективность при тушении пожара, по мне­нию американских специалистов, можно обеспе­чить применением ПА, которые в Европе класси­фицируются как “тяжелые”.

Как правило, это длиннобазные, крупногаба­ритные ПА с компоновкой, совершенно не тради­ционной для европейских автомобилей: передней кабиной (а не кабиной над двигателем), малыми уг­лами свеса, средним расположением насоса, разме­щением личного состава спиной по ходу движения автомобиля. Пример компоновки подобных ПА представлен на рис. 4.

Полная масса таких ПА составляет около 18т (двухосные) или 26 т (трехосные автомобили), удельная мощность — не ниже 20 л.с./т.

Специалисты считают, что при той планировке городов, которая сформировалась в США (широкие просторные проспекты, удобные подъезды к до­мам), преобладающее применение мощных тяже­лых ПА является оправданным, поскольку не огра­ничивается оперативность их движения.

Эффективность тушения обеспечивается приме­нением мощных насосов: подача наиболее распро­страненного в США насоса составляет 1500 галло­нов/мин (5678 л/мин), что в 2,5 раза выше подачи аналогичного европейского насоса (2400 л/мин).

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

РИС. 4. Традиционная компоновка американского пожар­ного автомобиля для города

Необходимая степень диспергирования воды обеспе­чивается введением в комплектацию весьма совер­шенных ручных и лафетных стволов с регулируе­мым распылом.

Такое сочетание мощных насосов и совершен­ных стволов должно обеспечивать универсаль­ность тушения пожаров любого класса.

Такие ПА весьма популярны в США. Например, в программе производства фирмы Darley значится 6 моделей подобных автомобилей, с высотой подъ­ема от 60 до 109 футов (от 18 до 33 м).

Для столь большой подачи предназначена стаци­онарная выдвижная магистраль диаметром 100 мм. Естественно, колена автолестницы рассчитаны на эту повышенную нагрузку.

Безусловно, подобная концепция АЛ обеспечи­вает оперативность спасательных операций, однако монтаж их возможен опять-таки на шасси тяжелого класса; соответственно, маневренность таких АЛ на месте пожара оказывается ограниченной.

Необходимость учета критерия надежности, безопасности и простоты конструкции ПА специа­листы США обосновывают следующим образом.

Пожарный автомобиль — сложная техническая система. Чем больше компонентов в системе, тем выше вероятность отказов и срывов, поэтому усложнение конструкции приводит к снижению на­дежности.

Кроме того, пожар — не лучшая рабочая среда для тонкой электронной аппаратуры, которой в по­следнее время все чаще оснащаются европейские ПА. По самой своей природе и функциональному назначению такое оборудование требует более вы­сокой квалификации со стороны персонала как при оперативном использовании, так и при техниче­ском обслуживании. При наличии подобной техни­ки специальная подготовка персонала и специаль­ная техническая служба для обслуживания стано­вятся необходимостью, что является большой проблемой для США.

Объясняется это тем обстоятельством, что мно­гие американские пожарные части укомплектованы добровольцами — преданными своему делу, отлич­но подготовленными, но лишь в качестве пожар­ных, а не специалистов по управлению и обслужи­ванию сложных технических систем.

Эта давняя традиция и создала потребность в простом, надежном и прочном пожарном оборудо­вании, которым оснащаются ПА. Упор на простоту и надежность оборудования специалисты США считают чрезвычайно важным фактором, учитывая также те трудные и опасные условия, в которых приходится работать пожарным: непогода, высокие температуры, ядовитый дым, обледенение и пр.

Однако при всей важности приведенных крите­риев определяющей при разработке и реализации концепции создания ПА в США является проблема рентабельности.

Это значит, что при сравнительном экономиче­ском анализе двух “конкурирующих” концепций в США учитывают стоимость дополнительных устройств и расходы на оплату их операторов, срав­нивая их с теми выгодами, которые реально прине­сет внедрение конкретной модели ПА.

Следует отметить, что основная тенденция в США состоит в том, чтобы по мере целесообразно­сти встраивать в конструкцию пожарных автолест­ниц, авпоследнее время и автоподъемников, борто­вые насосные системы, водяные и пенные емкости, силовые электроагрегаты и другие элементы. При этом экономическая оценка такой “тактической единицы” производится по особой статье, ибо эта установка выполняет иные функции и служит иным целям, чем классические европейские пожарные машины.

Европейский подход

Основной критерий, на котором базируется евро­пейская концепция создания ПА (рис. 5), заключает­ся в следующем: при любых обстоятельствах пожар­ные подразделения, получающие вызов на пожар, должны обеспечивать спасание людей, затем — ор­ганизовать тушение. А меньшие по размеру и весу ПА, обладающие более высокой мобильностью и ма­невренностью, в условиях высокой интенсивности уличного движения и плотной застройки европей­ских городов в состоянии более оперативно доста­вить к месту пожара силы и средства для выполнения возложенных на пожарную охрану задач.

Именно потому в парке ПА европейских стран доминируют ПА легкого и среднего классов, а тя­желые ПА (основная тактическая единица в США) используются в основном для защиты пожароопас­ных объектов, а также в качестве специальных ПА, для которых оперативность не является преоблада­ющим фактором.

Европейские производители ПА не считают це­лесообразной установку на городских ПА сверх­мощных насосных систем, ограничиваясь приме­нением на ПА среднего класса насосов с подачей 2400 л/мин или комбинированных насосов. Хотя модельные ряды насосных агрегатов, выпускаемых европейскими фирмами, значительно шире: конк­ретный тип насоса устанавливается в зависимости от функционального назначения ПА (городские, объектовые, аэродромные и т.д.).

Пожарные машины разных стран. Смотреть фото Пожарные машины разных стран. Смотреть картинку Пожарные машины разных стран. Картинка про Пожарные машины разных стран. Фото Пожарные машины разных стран

РИС. 5. Компоновка европейского пожарного автомобиля нового поколения (автоцистерна фирмы Rosenbauer на шас­си MAN)

В Европе разработана концепция многофункци­ональных ПА (по типу американских), однако она находится в стадии обсуждения и не поддерживает­ся однозначно пожарной охраной разных стран. Тем не менее в программах производства некото­рых фирм такие модели начинают появляться (АЦ с лестницей, аварийно-спасательные ПА с насосной установкой и т.п.).

С принятием европейских норм EN 1846 “По­жарные автомобили” структура типоразмерных ря­дов ПА установлена нормативно, поэтому дальней­шее развитие их концепции идет в направлении совершенствования технического уровня ПА — как оперативных транспортных средств, так и техниче­ских средств тушения. Подробнее эти проблемы рассмотреть в объеме журнальной статьи достаточ­но сложно.

Однако два обстоятельства концептуального ха­рактера можно отметить в данном обзоре: это по­стоянно растущий уровень дизайна современных европейских ПА и повышение степени автоматиза­ции управления агрегатами и системами ПА, что в корне отличает их от американских ПА.

Последние модели ПА, предлагаемые потреби­телю европейскими фирмами, оснащены весьма сложными системами электронных датчиков, инди­каторов, органов управления, а также сложными механизмами, встроенными элементами бортовой диагностики, обеспечивающими полностью авто­матическую работу агрегатов и постоянный конт­роль за их состоянием.

Эти технические решения стали нормой для со­временных европейских ПА, и фирмы вынуждены организовывать курсы по обучению операторов, ко­торым предстоит работать на таких машинах и об­служивать их. Именно эти обстоятельства амери­канские специалисты считают неприемлемыми для пожарной охраны США по причинам, приведен­ным выше.

Вместе с тем намечается некоторое сближение американской и европейской концепций ПА. И та, и другая концепции предусматривают применение пожарных автомобилей первой помощи (американ­ская версия “First-Out” Attack, или ПА первой ата­ки). Американская фирма Darley в проспектах 2000 года называет такой автомобиль “моделью ты­сячелетия” (Millenium Models). В Европе создание автомобиля первой помощи предусмотрено норма­ми EN 1846.

В Европе начинают производиться многофунк­циональные автомобили (о чем было сказано выше), что является главной тенденцией в США.

В то же время пожарная охрана США приобре­тает (или организует производство в дочерних фир­мах европейских компаний) такие сугубо европей­ские ПА, как коленчатые подъемники фирмы Бронто, автоматические автолестницы Магирус, ПА корпорации Розенбауэр, которые не вписыва­ются в американскую концепцию.

Новый концептуальный автомобиль Conzept- bus-2000, созданный в Германии пожарной охра­ной Ганновера совместно с фирмами Мерседес и Магирус (рис. 2), с полным основанием можно от­нести к продукту двух, на первый взгляд противо­положных, концепций.

В заключение следует остановиться еще на од­ном аспекте рассматриваемой проблемы.

В нашей стране господствующая идеология в создании ПА базируется на использовании для этих целей коммерческих шасси грузовых автомобилей. При прогнозируемой на начало века интенсивности дорожного движения ПА на таких шасси будут ста­тичными, ничем не отличаясь от других участников транспортного потока.

Между тем в мире еще в конце прошлого века наметилась тенденция к применению специальных шасси для ПА.

Анализ технических характеристик специаль­ных шасси, которые поставляются автомобильны­ми корпорациями фирмам-изготовителям ПА, по­зволяет сделать вывод: в мире завершен переход на выпуск шасси нового поколения, которые по мно­гим параметрам превосходят заменяемые модели. Этому есть свое объяснение: мировые автомобиль­ные гиганты делят сферы влияния, и производство моделей “из прошлого” оказывается только на руку конкурентам.

Новинки грузового автомобилестроения фирмы и компании демонстрируют на международных ав­тосалонах коммерческих и специальных транспор­тных средств, которые проходят под девизом: “Мы ведем процветающее дело!”

К сожалению, отечественные производители пока не нашли своей ниши в этом “процветающем деле”: технический уровень наших грузовиков как базы для создания ПА кардинально уступает техни­ческому уровню соответствующей продукции зару­бежных (ведущих и не ведущих) фирм. Перспекти­вы на то, что отечественные шасси, прежде всего среднего и тяжелого классов, в ближайшее время достигнут (в стандартном исполнении) уровня за­рубежных весьма проблематичны. Хотя надежды на создание специальных шасси для ПА имеются.

С учетом проведенного в настоящей статье ана­лиза, новая идеология производства отечественных ПА должна базироваться на исполнении следую­щих решений:

а) применение для создания ПА специальных шасси, параметры которых адекватны их функцио­нальному назначению, а именно: удельная мощность не менее 20 л.с./т; максималь­ная скорость не ниже 100 км/ч; повышенная эффек­тивность торможения за счет применения апробиро­ванных решений: АБС, стабилизаторов устойчиво­сти, системы экстренного растормаживания и т.п.;

б) реализация принципа “суперплотной” ком­поновки, успешно апробированного в ходе работ над АЦ вагонного типа, еще в прошлом веке создан­ной ВНИИПО, ВНИИТЭ и французской фирмой “Сидес”, и позволяющего снизить высоту центра тяжести ПА, его габаритную ширину, улучшить об­зорность с места водителя, маневренность и другие параметры. Реализация этих, а также ряда других частных решений позволит снизить динамические габариты ПА и обеспечить условия его оперативного и бе­зопасного движения к месту вызова;

в) проведение работ по повышению огнетуша­щей эффективности ПА и существенному измене­нию традиционного подхода к комплектации ПА, с включением оборудования для проведения аварий­но-спасательных работ. Тем самым могут быть созданы предпосылки для модернизации и структурной реконструкции действующего парка пожарных автомобилей в стране.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *