Пожарные машины ссср и россии
Первые пожарные машины
Зарождение специализированной пожарной техники началось в 17 веке. Именно тогда людям пришла идея усовершенствовать ручной способ тушения огня и подключить к бочкам с водой насосы. Дальность водяной струи при этом увеличилась до 6 метров, и это был настоящий прогресс.
История развития пожарных машин в мире
В начале 19 века ученые из разных стран задумались об использовании в пожаротушении паровых насосов. Самая первая пожарная машина в мире появилась в Англии в 1829 году. Ее придумал инженер-гидротехник Джордж Брейтуэйт. Изобретение получило название «Новинка». Насос этого паромобиля был рассчитан на подачу 200 галлонов воды на высоту до 90 футов. Несмотря на высокую производительность «Новинки», машину так и не поставили на вооружение.
Брейтуэйт продолжил разработки и в 1932 году по заказу короля Пруссии сделал уже четвертую ПМ, которую назвали «Комета». Котел здесь уже был с двойными цилиндрами и насосами. Именно эту модель поставили на серийное производство для Германии.
Параллельно с Брейтуэйтом работу над усовершенствованием технических средств борьбы с огнем вели и в Америке. В США первая пожарная машина появилась в Нью-Йорке в 1841 году. Это было изобретение Пола Рэпси Ходжа. Правительство города сделало заказ: машина должна перевозиться лошадьми, а высота подачи воды должна быть не менее уровня расположения флагштока мэрии. Разработка Ходжа по техническим характеристикам даже превзошла техтребования: она выбросила струю воды диаметром 1.5 дюйма выше обозначенной точки, но из-за конкуренции с компаниями, производящими ручные насосы, так и не стала на вооружение противопожарной службы.
Вторая попытка усовершенствовать средства тушения пожаров в Америке принадлежит Моисею Латте из штата Огайо. Именно он стал отцом первого успешного паромобиля в США, который был протестирован в 1852 году. Преимуществом его стала подача воды через рукав 120 метров на расстояние 45 метров. Именно это убедило городской совет Цинцинатти подписать с Латте договор. Первая успешная американская пожарная машина называлась «Joe Ross», или как прозвали ее горожане «Дядюшка Джо Росс». Все сразу оценили технологию подачи воды по 2, 4 и 6 рукавам одновременно. Через два года после первого эксперимента жители Цинцинатти добровольно собрали деньги на постройку еще одной машины, которую впоследствии назвали «Подарок горожан». На то время ее производительность поражала: подача воды через рукав 2.5 дюйма на расстояние до 297 футов всего через 3 минуты и 11 секунд после включения. До наших дней дошли фото первых пожарных машин, разработанных в Штатах: по внешнему виду они напоминали мини-паровозы, а в народе их называли «Паровой слон».
В 1890 году в Германии фирма «Юстус Кристиан Браун» выпустила первый самоходный паромобиль, а уже в 1901 году она же продемонстрировала миру, как электрическая энергия может быть полезна в борьбе со стихией, и протестировала бензиновый автомобиль. Инженеры разработали самоходную машину «Адлер» с аккумулятором и электромотором. Это была довольно громоздкая конструкция, развивающая скорость не более 30 км/ч. При этом она способна была перевозить до 12 ствольщиков одновременно и позволяла разместить минимальный набор противопожарного оборудования. Емкостей с водой на ней пока не было, их доработали уже инженеры из Англии.
Пожарные машины России
Первая пожарная машина в России появилась лишь в 1904 году, а до этого использовались конные бригады. Сделали ее в мастерских П.А. Фрезе, где ранее производили кареты. Это был автомобиль с одноцилиндровым мотором мощностью 9 л.с. Одновременно на нем могли ехать 10 человек. Из оборудования имелось две лестницы, стендер и 170 метров рукавов. Привод у машины был задний, а момент силы передавался посредством цепной передачи. На то время разработка Фрезе имела отличную скорость 15 км/ч, что позволяло пожарным прибыть на место на 12 минут раньше, чем конный экипаж.
В 1904 году в России построили еще один пожарный автомобиль, поставленный на шасси «Даймлер». Разработка принадлежала петербургскому обществу «Г.А. Леснер». Это была машина, оснащенная цистерной, стендером, комплектом рукавов и пассажирскими местами для 14 бойцов.
Москва отстала от Санкт-Петербурга на 3 года. Здесь противопожарная служба смогла пересесть на автомобили лишь в 1907 году. Это стало возможным благодаря работе инженеров завода Густава Листа. А серийный выпуск в России наладили лишь в 1913 на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе. Для спецтехники использовали шасси «Руссо-Балт-Д24-40». К 1917 году Россия подошла с запасом 10 пожарных машин на всю страну.
После революции потребность в специализированных транспортных средствах возросла, так как в условиях гражданской войны и погромов пожары усилились. Однако в стране на тот момент не осталось ни одного действующего завода, который смог бы производить машины. Ремонт старого оборудования вели кустарным способом.
Проблему решали переоборудованием трофейных иностранных автомобилей. Энтузиасты свозили технику на оставшиеся или недостроенные заводы и уже из общей груды металла комплектовали спецтранспорт. Удачей считалось найти именно старые пожарный автомобили. У «Паккард» это были машины грузоподъемностью 2 т, укомплектованные цистерной 1400 литров и насосом производительностью 1500 л/мин. Такой автомобиль был рассчитан на 6 человек. У «Фиат» – грузоподъемность 1.5 тонны, запас воды 365 литров и 10 посадочных мест.
До 1922 года собственных пожарных машин страна так и не имела. Отдельные бригады приспосабливали под свои нужды буквально все, что было под рукой. Популярностью пользовались автобочки и газовки. Последние представляли собой установленную на шасси небольшую цистерну, газовый баллон и несколько мест для боевого расчета. Газ (или сжатый воздух) подавался в цистерну. Создаваемое давление обеспечивало выброс водяной струи на расстояние до 30 метров.
В 1922 году власти приняли решение о покупке техники за границей. Это были образцы для создания отечественных машин. В это же время в СССР запустили свое производство несколько автозаводов, которым и была поручена разработка техсредств для тушения огня. В 1926 году на Миусском механическом и Ленинградском гидромеханическом заводе приступили к выпуску пожарных машин.
Первым советским пожарным автомобилем стал АМО-Ф-15, хотя более правильным было бы считать его автонасосом-линейкой. На нем перевозили основной инвентарь: лестницы, рукава, инструменты в специальных ящиках. Отдельно крепилась бочка для воды и банки с порошком. Имелся насос и пеногенератор. Автомобиль развивал скорость до 50 км/ч и мог доставить к месту пожара бригаду из 8 человек. Грузоподъемность шасси составляла 1.5 тонны, мощность двигателя – 30 кВт. Насос выдавал воды до 940 л/мин. Создание такого автомобиля значительно повысило эффективность работы спасателей, ведь теперь они могли справиться с огнем не только в жилых домах, но и на предприятиях. Производство пожарных АМО продолжилось до 1929 года, и всего было выпушено 308 единиц техники.
Первые автоцистерны появились в СССР в 1932 году на базе автомобилей ЯГ-4 и ЯГ-10. Их преимуществом стала повышенная грузоподъемность (5-10 т) и запас воды в 3400-4500 литров.
Производством машин специального назначения в 1931 году занялись Московский и Горьковский автозаводы. И именно они стали лидерами в выпуске техники для тушения пожаров. Первенцами были ПМГ-1, ПМЗ-1 и ПМЗ-2 на шасси ЗИС-5. С 1933 стали разрабатывать автолестницы, появились первые в СССР автомобили воздушно-пенного и углекислотно-снежного тушения, водозащитные машины и техника освещения.
Пожарные машины СССР
Старые пожарные машины лишь отдаленно напоминают современную технику огнеборцев, но в свое время они вызывали восхищение всех, кто видел их мчащимися по улицам города. История отечественных специализированных машин началась в 1904 году, и спустя более сотни лет можно сказать, что наши инженеры шагнули далеко вперед и могут составить конкуренцию зарубежным разработчикам.
Пожарные ретромашины
Первый пожарный автомобиль в России был сконструирован в Санкт-Петербурге инженерами фирмы «Фрезе и К». Это была машина с одноцилиндровым двигателем мощностью 9 л.с. Он вмещал 10 человек, оборудовался двумя деревянными лестницами, пожарными рукавами длиной 170 метров и колонкой для установки на кран. Первый экземпляр приобрела Александро-Невская пожарная часть, и уже в первый день своего дежурства бригада выехала по вызову. Показав отличные скоростные возможности и мощности, по сравнению с конными экипажами, автомобиль стал неотъемлемой частью пожарной охраны.
К выпуску пожарных фургонов присоединились компании «Леснер» и «Пузырев». Для них производство ярко-красных машин, спешащих на пожары, было своеобразной рекламой. При этом отечественная техника по параметрам отставала от зарубежных конкурентов. Также российские автомобили проигрывали им в цене, и именно поэтому огнеборцы чаще использовали разработки немцев и французов.
Почти через 10 лет производство пожарных машин освоил Русско-Балтийский вагонный завод. Самой выдающейся его моделью стал автомобиль Д24-40, который стоял на вооружении Петровского добровольного пожарного общества в Риге. Дальнейшее развитие его было прервано войной.
Пожарные машины СССР
Новый виток развитие пожарных автомобилей отечественного производства получило лишь после 1918 года. Тогда Московский Совет рабочих и солдатских депутатов принял решение о переоборудовании списанных грузовиков под спецтехнику. Уже через 4 года на службе московских отделений состояло около 30 автомобилей. Это было катастрофически мало для населения 2 млн человек.
Разработкой пожарных автомобилей в СССР с 1925 года занялся завод «Автопромторг». Это предприятие было специально открыто для выпуска спецтехники для нужд Москвы. Здесь работали над автонасосами, линейками, выдвижными лестницами. И именно эти машины окончательно заменили конные расчеты.
Новой советской пожарной машиной стал автомобиль АМО-Ф-15, или «пятнашка». Его выпуск поручили сразу двум заводам. Вскоре они достигли плана 10 единиц в месяц, и за 5 лет с конвейера сошло 500 автонасосов. К 1933 году это было уже 800 единиц техники, но и это не могло покрыть потребности огнеборцев страны.
В 1928 году настоящим прорывом стала комплектация техники коловратными насосами, которые выдавали до 20 л/с. Усовершенствовали эту модель уже через 3 года, выпустив АМО-4, однако машина, получившая центробежный насос, также просуществовала недолго. Пожарная охрана требовала более мощной техники, которой в итоге стало пожарное авто ЗИС-11 на базе самой популярной в СССР «трехтонки» ЗИС-5. Со временем к нему присоединилась машина на базе ГАЗ.
Десятилетие перед Второй мировой войной для советского автопрома стало прорывным. Автомобили получали название ПМЗ и ПМГ в зависимости от их базы. Индекс «1» был присвоен линейкам, «2» и «3» – автонасосам с цистернами. К ним постепенно добавились машины газодымозащиты, автомобили с прожекторными установками, техникой связи и газотушения.
Одновременно с разработкой машин в СССР велась работа над усовершенствованием пожарного оборудования. Особое внимание уделяли автонасосам. На рубеже 30-40-х годов на вооружении состояли:
Выпуск машин в послевоенные годы
После войны возникла необходимость разграничить автомобили. За основу комплектации взяли назначение машин:
Кроме этого было принято решение и о разграничении самых моделей. В городах оставили машины на базе ЗИС, так как они могли работать в высотных застройках, а более мелким населенным пунктам достались модификации ПМГ.
Пристальное внимание уделяли самой массовой модели – автоцистерне. Первым образцом стала машина на шасси ЗИС-150, которая получила название ПМЗ-9М. Просуществовала она всего несколько лет, и только когда разработчики дошли до переделки ЗИЛ-130 под нужды огнеборцев, в серию вышли новые автоцистерны ПМЗ-18. Не останавливались и инженеры Горьковского завода, которые на шасси ГАЗ-51А сделали переходную модель от первой автоцистерны до основного авто данного типа того времени ПМГ-36. Эта машина способна была вместить до 1100 литров воды, 50 л пены, а ее насос работал с производительностью 20 л/мин.
Самой удачной и надежной автоцистерной советского периода стал автомобиль АЦ-40 (131) 137 Прилукского завода, выпущенный на базе ЗИЛ-131. Такая машина везла до 2400 литров воды и до 150 л пены, при этом кабина ее была рассчитана на 7 человек. В 1978 году на вооружение огнеборцев стали поступать автоцистерны АЦ-40 (130) 63Б на ЗИЛ-130. На них ставили бак для воды на 2350 литров, а для пены — на 165 литров. На нефтехранилищах несли дежурство автомобили Урал-375 АВ-40 (375) Ц50А, рассчитанные на 4000 литров пены плюс еще 180 литров в отдельном баке.
Разработки 70-х годов составляли основу автопарка системы пожарной охраны вплоть до начала 2000-х годов. Модернизация велась в рамках моделей, исходя из возможностей базового шасси.
Как менялись пожарные автомобили за 150 лет
Пожарные повозки и автомобили от Российской Империи до наших дней
Сегодня, 30 апреля, у пожарных России профессиональный праздник – День работников пожарной охраны. Именно в этот день 371 год назад царем Алексеем Михайловичем был подписан «Наказ о Градском благочинии». Наказ этот впервые урегулировал обязанности пожарных дозоров и обязывал их нести круглосуточное дежурство в столице Русского государства, а также предписывал контролировать соблюдение правил противопожарной безопасности, строго контролировать и применять меры в отношении нарушителей. Пожары в деревянных городах или городах, где было немало деревянных строений, – дело опасное!
Впрочем, указы по противопожарной безопасности вводились и раньше – и при Иване IV Грозном, и при Великом князе Московском Василии II, который в 1434 году попытался регламентировать порядок обращения жителей с открытым огнем в ремеслах и быту.
В XIX веке император Александр I Павлович в первые годы своего царствования, в 1803-1804 годах, создал в обеих столицах, действующей – Санкт-Петербурге и бывшей – Москве, профессиональную военизированную пожарную охрану, в которую в качестве огнеборцев брали рекрутов Внутренней Стражи.
С приходом коммунистов и подписанием декрета «Об организации мер борьбы с огнем» В. И. Лениным в 1918 году начинается качественный и количественный скачок в создании профессионального централизованного государственного аппарата, обеспеченного материально-технической частью: специальными костюмами, сделанными из огнеупорной ткани, пожарными машинами и другими техническими и химическими средствами борьбы (противопожарные насосы, гидранты, специальные пенные составы для тушения возгораний разного типа).
Итак, в преддверии профессионального дня смелых и сильных духом мужчин и женщин давайте посмотрим на развитие технического оснащения.
И интереснее всего было бы посмотреть на изменения, произошедшие именно с технической частью, а именно узнать, как менялись экипажи пожарной охраны с течением времени.
Вступление в типологию пожарного автотранспорта (классификация пожарных автомобилей и расшифровка)
Пожарные автомобили проектируются на основе разнообразных транспортных средств:
машин на колесном и гусеничном ходу (о них мы и поговорим в нашем обзоре);
плавательных и летательных аппаратах;
поездах
Пожарные автомобили состоят из шасси. Основы транспортного средства (применяются как отечественные, так и зарубежные грузовые и легковые автомобили), пожарной надстройки (также применяются отечественные и зарубежные аналоги).
В надстройки могут входить: пожарные насосы, автолестницы, размещение для пожарного расчета (салон для людей), разнообразные отсеки (рундуки, ящики и т.д.) для инструментов (пожарно-технического вооружения), емкости для огнетушащих веществ и так далее.
Также, для понимания терминологии, в частности аббревиатур специализированной терминологии, предлагаем перед прочтением ознакомиться со следующей табличкой, при помощи которой можно понять о каком именно типе средства пожаротушения идет речь:
Основные пожарные автомобили
Общего применения
Целевого применения
Специальные пожарные автомобили
Источник таблицы (подробнее с определениями можно ознакомиться на сайте «Клуб пожарных и спасателей»): fireman.club
История развития пожарных автомобилей в Российской империи, СССР и России
Пожарные повозки и машины Российской империи
Становление технического обеспечения противопожарной обороны Великой Империи. От конных экипажей огнеборцев до первых автомобилей. Но что оставалось неизменным, так это люди. Они, как никогда в последующем, были настоящими бойцами, рыцарями, готовыми сразиться с одним из самых коварных и опасных врагов, не знающем пощады и жалости, – с огнем!
Конная тяга
Конно-бочечный пожарный ход. Воду из бочки перекачивали при помощи ручных насосов.
Схема пожарной повозки
Насосно-линеечная пожарная повозка. Вариантов спецтелег было много, на этом рисунке мы видим, в том числе, гидранты, пожарный багор, водяной насос и лестницу.
На пожар
Пожарный расчет. Москва, 1900 год.
Конные экипажи пожарной службы Российской империи. Очень скоро конная тяга будет заменена на тягу ДВС
«Даймлер-Лист»
Первый пожарный автомобиль для России «Даймлер-Лист». Сфотографирован в Москве на фоне пожарного депо на Пречистенке. Фотография 1908 года.
«Коммер-Кар»
Пожарная машина системы «Коммер-Кар» в Санкт-Петербурге. 1911 год.
Ручной пожарный насос
Двуручный противопожарный насос. Начало прошлого века.
«Леснер»
Пожарный автомобиль «Леснер».
Руссо-Балт Д24-40
Пожарные автомобили СССР
Этот период ознаменовался переходом на качественно и технически новый уровень. К доблести и самоотверженному труду с риском для жизни, у огнеборцев появился еще один бонус, они стали получать актуальную по тем временам технику. Что отличало советский период от современного и предшествовавшего, так это то, что 98-99% техники было отечественного производства. Грузовики были максимально унифицированы и строились на базе гражданских и военных автомобилей, что снижало их стоимость и давало возможность внедрить автомобили в большом количестве во всем СССР.
Пожарный автомобиль Я-3
Пожарный автомобиль производства «Автопромторга». Используется шасси трехтонного грузовика ярославского завода Я-3. Производился с 1925 по 1928 год.
Пожарный автомобиль (база АМО-Ф15)
Пожарный автомобиль на базе АМО-Ф15. Первый советский грузовой автомобиль, выпускавшийся серийно московским заводом АМО (Автомобильное Московское Общество).
Последующее развитие автомобилестроения под нужды брандмейстеров. ПМГ-1 – пожарный автомобиль. Выпускался с 1932 по 40-е годы.
«Пожарка» на базе ЯГ-6
Параллельно с ним в пожарные части поступал тяжелый грузовик ЯГ-6. Середина 30-х – середина 40-х. Также на шасси ставилась автоцистерна.
История советских и российских пожарных автомобилей
Москва. Лето 1907 года. По Мясницкой в сторону Лубянки на бешеной скорости 20 верст в час мчится автомобиль с лестницей вместо крыши и пожарными в.
Москва. Лето 1907 года. По Мясницкой в сторону Лубянки на «бешеной» скорости — 20 верст в час — мчится автомобиль с лестницей вместо крыши и пожарными в бронзовых касках. Рядом с шофером гордо восседает усатый брандмейстер: он не переставая бьет в начищенную до блеска корабельную рынду. Примерно так выглядел первый выезд «безлошадного» экипажа на пожар в Москве.
Пожарный автомобиль Леснер
В 1904 году на санкт-петербургской фабрике Петра Фрезе был построен первый российский пожарный автомобиль, оснащенный девятисильным одноцилиндровым двигателем французской фирмы «Де Дион». В автомобиле было десять мест для пожарного расчета, две деревянные лестницы, 170 метров рукавов и стендер — колонка для установки на водопроводный кран. 10 июня машина была приобретена Александро-Невской пожарной частью и в тот же день задействована на тушении пожара. Как и следовало ожидать, автомобиль с боевым расчетом прибыл к месту пожара на четверть часа раньше конных экипажей. Так началась эра «красных железных коней»: автомобиль заступил на службу в пожарную охрану.
Пионеры российской автомобильной промышленности — фирмы «Фрезе и К0». «Леснер», «Пузырев» — активно искали новых клиентов и предлагали пожарной охране специально оборудованные автомобили собственного производства. Выпускать пожарные машины было не только коммерчески выгодно, это была своего рода промо-акция: автомобильных гонок в России не устраивали, а пожарные машины — яркие, громкие и быстрые — были прекрасной «рекламой на колесах». Однако отечественные автостроители уже тогда проигрывали иностранным конкурентам в производительности и, следовательно, в себестоимости продукции. В царской России выгоднее было импортировать автомобили, нежели строить самим. Поэтому вакантные места «на службе царю и отечеству» занимали в основном машины французских и германских марок.
Даже крупнейший в стране Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ), освоивший выпуск пожарных автомобилей незадолго до Первой мировой войны, не в состоянии был кардинально изменить ситуацию. История самой первой пожарной линейки РБВЗ во многом показательна. Автомобиль «Русско-Балтийский тип Д24-40» был представлен на выставке машин в Санкт-Петербурге в мае 1913 года. Из столицы он отправился обратно на свою «малую родину» — в Ригу, в распоряжение Петровского добровольного пожарного общества. С началом Первой мировой войны автомобили были мобилизованы, и первую «пожарку» переоборудовали в мобильный медпункт. С красным крестом на борту она была отправлена на передовую, до которой от Риги было рукой подать. На фронте ее следы теряются. Забегая вперед, отметим, что спустя 65 лет команда следопытов-энтузиастов восстановила из оригинальных деталей той эпохи алый пожарный автомобиль Д24-40: он получил прописку в Рижском музее автомобилей.
Две революции и гражданская война не добавили стране новых транспортных средств. В 1918 году по инициативе Московского Совета рабочих и солдатских депутатов началось восстановление и переоборудование старых списанных грузовиков под пожарные машины, нехватка которых в городе ощущалась крайне остро. После переноса столицы из Петрограда в Москву тем более надо было «держать марку», поэтому московских пожарных пытались вооружить всеми доступными способами. В результате к 1922 году на службе в городской пожарной дружине состояло около тридцати автомобилей — и это на два миллиона населения! Значение каждого пожарного расчета трудно было переоценить: пожарные даже удостоились чести проводить собственные парады на Красной площади.
Пожарная линейка производства «Автопромторга» на шасси грузовика ярославского завода Я-3
В 1925 году был создан завод «Автопромторг», специализирующийся на производстве автомобилей для нужд города. Завод, располагавшийся на Миусской площади, выпускал линейки, автонасосы, механические выдвижные лестницы. Вскоре автопарк столицы пополнили еще семьдесят красных автомобилей от «Автопромторга». Они полностью вытеснили с московских улиц «старорежимные» конные расчеты.
В 1928 году на вооружение пожарных поступила первая советская модель АМО-Ф-15, выпускавшаяся в Москве. Машины были оборудованы коловратными насосами, способными ежесекундно подавать в рукава до 20 литров воды. Через три года на смену «пятнашке» пришла более совершенная машина с центробежным насосом — АМО-4. Вскоре и ее сменили новые мощные ЗИС-11 — автомобили на длиннобазном шасси легендарной «трехтонки» ЗИС-5.
Пожарная линейка ПМГ-1 на шасси ГАЗ АА
Специализированные пожарные автомобили назывались незатейливо — ПМЗ и ПМГ, что расшифровывалось как «пожарная машина ЗИС» и «пожарная машина ГАЗ». В зависимости от установленного на автомобиле оборудования ему присваивался порядковый индекс. Так, ПМЗ-1 и ПМГ-1 представляли собой линейки, ПМЗ-2 и ПМЗ-З — автонасосы с цистернами. Автопарк противопожарной службы прирастал машинами газодымозащи-ты, прожекторными установками, автомобилями связи и углекислотного тушения. Сталинский генплан развития Москвы предполагал строительство высотных зданий, обслуживать которые в экстренных случаях должны были мощные и быстроходные автомобили. С началом Великой Отечественной войны именно ПМЗ и ПМГ встали на защиту советских городов.
Пожарный автомобиль на шасси ГАЗ-63
После войны стала очевидной необходимость разграничить «зоны ответственности» автомобилей ПМЗ и ПМГ, которые значительно отличались друг от друга весом и грузоподъемностью. ПМЗ нашли применение в крупных городах, где и лестницы должны быть выше, и напор сильнее, а более простые ПМГ — в небольших населенных пунктах и сельской местности. Своя специфика была у пожарных машин, созданных для армии, авиации, нефтедобычи. Появились и спецмашины повышенной проходимости на шасси ГАЗ-бЗ, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131, аэродромные «пожарники» на шасси многотонных МАЗов, «Уралов» и КамАЗов, машины для ликвидации объемных пожаров на месторождениях нефти и газа на базе танков.
Пожарный автомобиль на шасси ЗИЛ-130
И все же самыми известными и массовыми стали многочисленные варианты пожарных автомобилей на базе ЗИЛ-130, которые бессменно несут свою вахту вот уже скоро полвека. Их основными производителями были Прилукский и Торжокский заводы противопожарного оборудования.
Модельный ряд пожарных автомобилей, производившихся в Советском Союзе, был столь разнообразным, что в нем нашлось место даже агитационным автобусам на шасси КАвЗ-651, предназначенным для проведения разъяснительной работы среди населения: считалось, что это повышает эффективность действий противопожарной службы в масштабе всей страны. В «корме» такого автобуса размещался раскладной киноэкран с боковыми шорами, позволявшими крутить фильмы на улице даже в светлое время суток. Выпускались и специальные штабные автомобили и автобусы, машины связи и оповещения.
Автолестница АЛ. Предназначена для подъема на высоту личного состава и огнетушащих средств, эвакуации людей, перемещения грузов по принципу подъемного крана (при сдвинутых коленах). Имеет в основном гидравлический или электрогидравлический привод.
#пожарный #грузовик #зил130 #зил #зил131 #амо #леснер #ссср