Принцип работы автомобиля пенного тушения

Пожарные автомобили целевого применения

Основные пожарные автомобили общего и целевого применения – техника для доставки боевого расчета и оборудования к месту ликвидации возгораний и проведения аварийно-спасательных работ. В городской среде по вызову выезжают ПА общего применения. Техника, задействованная при тушении пожаров на промышленных предприятиях, аэропортах, объектах социально-культурного назначения, относится к категории основных пожарных автомобилей целевого назначения. Их задача – доставка личного состава и ПТВ под нужды конкретно возникшей ситуации.

Типы автомобилей целевого назначения

Основные пожарные автомобили целевого применения по базовому конспекту МЧС условно делятся на 8 подвидов:

Аэродромные автомобили

При возгораниях и ЧС на аэротранспорте применяют специальные машины, оборудованные техническими средствами для эвакуации пассажиров и экипажа, а также для локализации возгораний на взлетных полосах с целью предупреждения распространения огня на соседние крылатые машины. Нередко задачей бойцов становится тушение разлитого по взлетному полю топлива.

По уровню противопожарной защиты выделяют 9 категорий аэродромов. Каждая из них предполагает свое количество дежурных автомобилей класса АА. Минимум на каждом аэродроме должна быть одна машина целевого назначения с запасом огнетушащих веществ 8 тонн. Если объекту присвоена 9-я категория, то таких ПА должно быть уже 2. 1-4 категория предполагает дежурство дополнительных машин (1-3 единицы) с запасом ОВ по 8 т каждая.

Техника класса АА бывает двух видов:

Основное требование, предъявляемое к технике этого класса – быстрое боевое развертывание. На это отводится не более 3 минут. Аэродромные ПА по нормам международной организации гражданской авиации должны быть высокомобильными и развивать скорость до 80 км/ч всего за 45 с. Обязательное условие – наличие полноприводного шасси 6×6 или 8×8. Важный показатель – насос. На большинстве моделей установлен тип ПН-40УВ и ПН-60Б. Последний дает при напоре 100 м расход 60 л/с.

Машины порошкового тушения

Техника, востребованная при ликвидации огня на химических и нефтеперерабатывающих предприятиях, обычных или атомных электростанциях. Основным ОТВ является порошок на основе кальцинированной соды, бикарбоната натрия, графита, стеаратов железа и алюминия. Для хранения огнетушащего порошка используются специальные резервуары. В их верхней части имеется расширение для дозаправки и проведения ТО. В нижней – люк для удаления остатков вещества.

Одна машина оснащается несколькими резервуарами. Плюс к ним устанавливаются 1-2 лафетных ствола, обеспечивающих подачу ОТВ 20-100 кг/с. К рукавным линиям можно подсоединять ручные стволы, но их производительность в разы ниже, всего 5 кг/с.

Принцип работы ПА порошкового тушения основан на принудительном пневматическом вытеснении порошка по трубопроводам или рукавным линиям. ОТВ при этом переводится в псевдосжиженное состояние и становится более текучим. Именно принцип трансформации тушащего вещества лег в основу классификации машин типа АП.

В пожарной охране самым распространенным автомобилем целевого применения типа АП является АП-3(130)-148А на платформе ЗИЛ-130.

Автомобили пенного тушения

Основная сфера применения техники типа АПТ – ликвидация возгораний на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. По конструкции и принципу действия они во многом сходны с автоцистернами общего применения, благодаря чему машины можно заправить водой, если такая необходимость возникнет во время ликвидации возгораний.

На вооружении МЧС стоит два типа АПТ:

Автомобили комбинированного тушения

Техника, задействованная при тушении пожаров и ликвидации последствий ЧС на машиностроительных предприятиях. Принцип ее действия заключается в одновременной подаче двух типов ОВ: порошка и воздушно-пенного состава. Как правило, базой для машин АКТ становятся шасси повышенной проходимости. В зависимости от этого варьируется грузоподъемность транспортного средства.

К легкому типу относят модель АКТ 1/1(4320), поставленную на шасси Урал. Кабина рассчитана для перевозки только троих человек. Сосуды для пены и порошка размещаются на специальной платформе. Для подачи ОТВ используется энергия сжатого воздуха, который хранится в баллонах под давлением 15 МПа. Сосуд для порошка рассчитан на загрузку 900 кг вещества, а емкость бака для пенообразователя составляет 1000 литров. Расход порошка из лафетного ствола – 40 кг/с.

К среднему классу относится автомобиль АКТ-6/1000-80/20. Он смонтирован на шасси КамАЗ-53229, имеет пожарный центробежный насос, порошковую установку, баки для пенообразователя и цистерну для воды. Кабина машины рассчитана на доставку личного состава в количестве 7 человек. Объем цистерны составляет 6000 литров, баки для пены в количестве двух штук вмещают в себя 1000 кг вещества каждый, установка для порошка также рассчитана на 1000 кг. Производительность насоса составляет 80 л/с. Подача водяного ствола – 60 л/с, а порошкового – 20 кг/с.

Автомобили газового тушения

Техника типа АГТ используется для тушения пожаров на закрытых объектах с хранением в них материальных ценностей. Это музеи, библиотеки, склады, банки, архивы. Основным ОТВ являются инертные газы. Как правило, это двуокись углерода СО2. Газ закачивают в баллоны, количество которых зависит от модели автомобиля.

Автомобили газоводяного тушения

Машины класса АГВТ зарекомендовали себя при тушении горящих газовых и нефтяных фонтанов. Механизм тушения основан на использовании высокой скорости отработанных газов, которые срывают пламя горящего фонтана. Дополнительно для снижения температуры очага возгорания вводят струю воды. Основные требования, предъявляемые к машинам АГВТ:

Вода подается в поток газов по лафетным стволам, которые крепятся на корпусе ТРД так, что водяные струи входят в газы на расстоянии 1-2 мм от сопла двигателя. Вода к стволам проходит от ПНС, насосно-рукавных автомобилей или от АЦ.

АГВТ устанавливают в непосредственной близости от зоны возгорания, поэтому защита от тепловых потоков является обязательным условием для этого типа машин. С этой целью на них устанавливают оросители щелевого типа. Их насадки направлены на кабину и баки.

Автонасосные станции

Специальные автомобили, созданные для перевозки и подачи воды по магистральным пожарным рукавам к лафетным стволам, ПА или в качестве создания резервного запаса воды в местах крупных возгораний. Преимуществом этого вида техники считается бесперебойная подача воды для 3-4 АЦ с перекачкой на расстоянии до 2 км. Машины считаются вспомогательными средствами, которые работают вместе с рукавными автомобилями, машинами водопенного тушения и автоцистернами. На вооружении МЧС стоят ПНС на базе КамАз, ЗИЛ, МАЗ. Производительность их насосов составляет 100 л/с, чаще всего это модель ПН-100.

Пеноподъемники

Машины, созданные для тушения пожаров пеной на высоте. Их конструктивная особенность – наличие поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелы с пеногенераторами. Основная сфера применения – ликвидация возгораний на зданиях и технологических установках высотой до 40 метров.

К классу ППП относят приспособленные пеноподъемники и собственно пеноподемники. Первые разработаны на базе серийных коленчатых подъемников. Их задействуют при ликвидации немасштабных пожаров. Второй тип – современные машины, созданные исключительно для подачи пены на высоту. В их основу были положены компоновочные схемы автобетононасосов.

Источник

Назначение автомобилей воздушно-пенного тушения

Большинство пожарных автомобилей используют воду в качестве огнетушащего вещества. Машина пенного тушения внешне не отличается от остальной пожарной техники своим окрасом и обозначениями, но применяет пену в качестве основного огнегасящего средства.

Особенности пенного пожаротушения

Пенообразователи используются повсеместно на предприятиях и в общественных местах в виде огнетушителей, систем пожаротушения или цистерн. Несмотря на такую популярность, у пены есть несколько отличительных характеристик, о которых не стоит забывать:

Классификация пенных растворов

По способу получения вещества выделяют два вида пены:

Кратность пены играет большую роль при выборе эффективного вещества. Эта характеристика измеряется как отношение объема готовой пены к объему пенообразующей субстанции, находящейся в растворе. Проще говоря, во сколько раз больше пены получилось из исходного вещества.

По этому параметру пена бывает:

Еще один признак классификации – химический состав вещества. Средства схожи по свойствам, но отличаются показателями эффективности. По химическому составу выделяют следующие виды пенообразователей:

Положительные качества пены

К «плюсам» средства относятся следующие показатели:

Пожарный автомобиль пенного тушения

АПТ относятся к основным пожарным машинам и широко используются муниципальными организациями для защиты некоторых объектов от огня. Назначение автомобиля воздушно-пенного тушения:

Развертывание спасательной операции должно быть организовано в кратчайший срок. Именно поэтому на особо опасных объектах автомобили дежурят постоянно.

На заметку. Работа машины наглядно показана на видео в конце статьи.

Устройство и оборудование

Сам автомобиль состоит из следующих элементов:

Экипировка надстройки может изменяться в зависимости от модели авто. Базовое оснащение включает в себя:

Кстати. В дополнительную экипировку могут входить пеногенераторы, запасы рукавов, пеносмесители, лестницы, запас инструментов и средств индивидуальной защиты.

Тактико-технические характеристики

Назначение ТТХ автомобилей воздушно-пенного тушения заключается в их соответствии целям использования машины. К основным показателям относятся:

Область применения

Автомобиль пенного тушения используется в местах хранения и обработки горючих жидкостей. В основном к таким местам относятся объекты нефтяной промышленности:

Также машинами оснащаются подразделения, предназначенные для тушения крупных возгораний: ландшафтных пожаров, то есть лесных, степных и торфяных воспламенений, а также возгораний на горных выделках.

Модели АПТ

Несмотря на разнообразие моделей АПТ, типы машин схожи в использовании. Основные различия – марка шасси, комплектация, схема водопенных коммуникаций.

Автомобиль АВ-20

Модель отличается двумя показателями:

Однако для боевого расчета предусмотрено всего три места.

Автомобиль АВ-40

Наиболее современная и укомплектованная модель. Оснащена лафетным стволом, который расположен на крыше авто. Автомобиль рассчитан на команду из семи человек, включая водителя. В базовую комплектацию машины входят огнетушители, напорные рукава разного диаметра, а также всевозможные инструменты – багры, лопаты, пилы, ключи, ломы, ножовки.

Другие автомобили

Остальные модели могут отличаться по следующим показателям:

Преимущества тушения пожара с помощью пены

При тушении возгорания пеной можно отметить несколько ее положительных качеств, к которым относятся:

Ограничения в применении пенных растворов

В использовании пены существуют некоторые ограничения:

Работа на АПТ

Для безопасной работы АПТ соблюдают несколько правил:

Действия работников АПТ и автоцистерн схожи, выполняются в том же порядке:

Выводы

Машины пенного тушения составляют конкуренцию автоцистернам и автомобилям, использующим прочие виды огнетушащих веществ. По сравнению с водой пена подходит для большего числа видов возгораний, используется для объемного тушения пожаров, при этом расход ее меньше. У порошковых составов и углекислоты пенообразователь выигрывает за счет изолирующих свойств и безопасности для людей и природы. К разновидностям пожарных машин относится и аэродромный пожарный автомобиль.

Даже при использовании на твердых горючих материалах (класс А) пена зарекомендовала себя более выгодным образом, чем вода, за счет смачивающих свойств и возможности проникать в поры.

Тем не менее у вещества есть несколько особенностей. В частности, его нельзя применять при тушении пожаров категорий Е (оборудование под напряжением) и D (металлы), а также хранить при отрицательных температурах.

Подводя итоги, можно сказать, что АПТ представляет собой более совершенную модель, нежели автоцистерна или насосно-рукавная машина.

Источник

Автомобили пенного тушения

Назначение, устройство и основные характеристики автомобилей пенного тушения, дыхательного аппарата «АП Омега». Разведка места пожара. Прокладка рукавной линии со стволом «Б» длиной 40 м от колонки, установленной на гидрант, выполнение норматива.

Назначение, устройство и основные характеристики автомобилей пенного тушения

Основным огнетушащим средством тушения нефтепродуктов является пена, которая может приготавливаться двумя способами:

Химическая пена получается в результате химической реакции между кислотной и щелочной частями специально приготовленных порошков. Приготовление такой пены осуществляется в специальных пеногенераторах.

В отличии от автоцистерны автомобиль воздушно-пенного тушения комплектуется большим количеством пенообразующей и пеноподающей аппаратуры. Например, АВ-40 (375Н) оснащается двумя телескопическими пеноподъемниками, шестью генераторами пены ГПС-600. Для обеспечения одновременной работы шести пеногенераторов ГПС-600 кроме пеносмесителя ПС-5 предусмотрен трубопровод с вентилем и калиброванным отверстием диаметром 20 мм, соединяющий цистерну с всасывающей полостью центробежного насоса, что обеспечивает дополнительное дозирование пенообразователя от АВ-40 (375) можно получить 1000 м3 пены с кратностью 10, что дает возможность потушить пожар в резервуаре емкостью 5000 м3.

Для подвоза большого количества пенообразователя при тушении крупных пожаров используют полуприцепы.

Для тушения пожаров в замкнутых объемах (кабельные тоннели, подвалы и т.п.) используют пожарные автомобили, оборудованные генераторами высокократной пены вентиляторного типа. Составными частями такого генератора являются осевой вентилятор, распределители, корпус и сетки, формирующие пену. Такой автомобиль выпускают мелкими сериями отечественная промышленность на базе шасси ГАЗ-66. Он может работать в двух режимах: дымоудаления и генерация пены высокой кратности. Привод осевого вентилятора осуществляется от двигателя шасси через КОМ.

За рубежом применяют для оснащения автомобилей пенного тушения переносные генераторы высокократной пены, привод которых осуществляется от водяной турбины с использованием напора, развиваемого пожарным насосом.

При проведении разведки устанавливаются:

автомобиль пенное тушение рукавная линия

наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты) людей, а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;

наличие и возможность вторичных проявлений ОФП, в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства на объекте пожара;

место и параметры пожара, а также возможные пути распространения огня;

наличие и возможность использования систем и средств противопожарной защиты организации (объекта);

местонахождение ближайших водоисточников и возможные способы их использования;

наличие электроустановок под напряжением, способы и целесообразность их отключения;

состояние и поведение строительных конструкций здания (сооружения), места их вскрытия и разборки;

достаточность сил и средств подразделений, привлекаемых к тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара;

возможные пути ввода сил и средств подразделений для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара, и иные данные, необходимые для выбора решающего направления.

При проведении разведки используется документация и сведения, представляемые должностными лицами организации (объекта), знающими его планировку, особенности технологических процессов производства, а также планы и карточки тушения пожаров.

При организации разведки руководитель тушения пожара:

определяет направления проведения разведки и лично проводит ее на наиболее сложном и ответственном направлении;

устанавливает количество и состав групп разведки, ставит перед ними задачи, определяет применяемые средства и порядок связи, пожарный инструмент, оборудование и снаряжение, необходимые для разведки;

устанавливает порядок передачи полученной в ходе разведки информации.

Личный состав подразделений, ведущий разведку, обязан:

иметь при себе необходимые средства спасания, СИЗОД, связи, тушения, приборы освещения, а также инструмент для вскрытия и разборки конструкций;

проводить работы по спасанию людей в случае возникновения угрозы для них;

соблюдать требования правил охраны труда и правил работы в СИЗОД;

принимать, в случае обнаружения очага пожара, необходимые меры по его тушению и защите имущества;

докладывать своевременно в установленном руководителем тушения пожара порядке результаты разведки и полученную в ее ходе информацию.

При наличии явных признаков горения разведка проводится с рукавной линией и присоединенным к ней перекрывным стволом, при этом насос автоцистерны заполняется водой для быстрой ее подачи в рабочую линию (при пожаре на этажах зданий создается резерв рукавных линий на горящем этаже для осуществления маневров со стволом).

Назначение, устройство и тактико-технические характеристики дыхательного аппарата АП Омега

Аппарат предназначен для использования частями ГПС, МЧС, ВГСО, производственным персоналом и аварийно-спасательными формированиями предприятий с потенциально опасным производством.

Исключительный комфорт в работе:

подвесная система состоит из литой, более эргономичной панели и подмягченных плечевых ремней, созданных по новым технологиям с использованием современных материалов;

разъем для подключения спасательного устройства, входящий в стандартную комплектацию, расположен на левом плечевом ремне, на уровне груди пользователя, что существенно упрощает подключение спасательного устройства в условиях плохой видимости и работы в спецодежде;

мягкий поясной ремень с амортизационной прокладкой позволяет более равномерно распределить вес аппарата и снизить нагрузку на позвоночник.

наличие вентиля, оборудованного предохранительным и отсечным клапанами, позволяет предотвратить разрыв баллона при чрезмерном нагреве и исключить образование реактивной струи при обламывании вентиля;

резиновый демпфер на нижнем основании панели предохраняет вентиль баллона от вертикальных ударов при падении аппарата;

доработанный легочный автомат АП-2000 отличается повышенной огнестойкостью и ударопрочностью, создан с использованием новых материалов.

возможность работы в шланговом варианте от систем подачи сжатого воздуха низкого давления (стационарные и передвижные) увеличивает срок защитного действия практически до «бесконечности», что дает возможность закончить сложную и трудоемкую работу без перерывов на зарядку или смену баллонов;

устройство «quick fill» предназначено для быстрой зарядки аппарата перед пуском сжатого воздуха из транспортного баллона, что позволяет обеспечить действующее звено или расчет необходимым количеством воздуха высокого давления для продолжения работ в диапазоне температур от минус 40 до + 60°С (стандартный компрессор высокого давления работает в диапазоне температур от +5 до +45°С).

Простота технического обслуживания:

соединения шлангов воздуховодной системы осуществляется при помощи скоб, что упрощает монтаж/демонтаж системы;

воздуховодная система не требует регулировки и настройки в процессе эксплуатации аппарата;

основные узлы разбираются без применения специальных инструментов, что облегчает ремонт в полевых условиях и существенно снижает нагрузку на базы ГДЗС по обслуживанию дыхательных аппаратов;

простота конструкции позволяет непосредственно пользователю определить причину неисправности в случае возникновения нештатной ситуации.

надежность воздуховодной системы позволяет не держать на складе запасные части, что снижает затраты необходимые для содержания оборудования в рабочем состоянии;

основные узлы и детали взаимозаменяемы с узлами и деталям аппарата АП-2000, что позволяет проводить ремонт и обслуживание АП «Омега» без переучивания мастеров ГДЗС;

АП «Омега» может ставиться в расчет вместе с аппаратом АП-2000;

необходимые детали легко переставляются с аппарата на аппарат.

Рабочее давление воздуха в баллоне, Мпа (кгс/см)

Избыточное давление в подмасочном пространстве лицевой части при нулевом расходе, Па (мм вод. ст.)

Время защитного действия (при легочной вентиляции 30 л/мин, температура +25С) мин, не менее

АП «Омега» 1, АП «Омега»-Север-1

Количество баллонов, шт. х объем баллонов, л

АП «Омега»-1,АП «Омега»-Север-1

АП «Омега»-2, АП «Омега»-Север-2

2х4, 2х4,7, 2х6,8, 2, х6,9

Масса снаряженного аппарата (без спасательного устройства), кг

Габаритные размеры, мм, не более

Гарантийный срок эксплуатации, год

Средний срок службы аппарата, лет, не менее

Порядок закрепления КИП и ДАСВ за газодымозащитниками

На основании приказа начальника территориального органа МЧС России, специального управления (отдела) ФПС, подразделения ФПС, образовательного учреждения МЧС России о допуске к самостоятельному использованию СИЗОД за личным составом ФПС издается приказ о закреплении ДАСВ, ДАСК, о чем делается соответствующая запись в личной карточке газодымозащитника.

За газодымозащитниками, входящими в составы расчетов отделений на специальных пожарных автомобилях ГДЗС, закрепляются ДАСК с временем защитного действия не менее 4-х часов.

На каждого газодымозащитника заводится личная карточка.

Закрепление (перезакрепление) ДАСК и ДАСВ производится персонально за каждым газодымозащитником приказом соответствующего начальника территориального органа МЧС России, специального управления (отдела) ФПС, подразделения ФПС, образовательного учреждения МЧС России.

При групповом использовании ДАСВ, в целях качественного обслуживания (проведения проверок № 1,2) и организации смены караулов (дежурных смен), закрепление СИЗОД за личным составом должно производиться в следующем порядке: первый-третий караул (дежурная смена), второй-четвертый караул (дежурная смена) при наличии СИЗОД.

Прокладка рукавной линии со стволом «Б» длиной 40 м от колонки, установленной на гидрант. Выполнение норматива

Выполнение норматива №17:

а) в летнее время: 15-отл, 17-хор, 19-уд

б) в зимнее время: 17-отл, 19-хор, 21-уд

При увеличении длины рукавной линии на каждые 20 м рукава к норме времени прибавляется 8 сек.

Назначение, устройство и технические характеристики пенных генераторов ГПС-200, ГПС-600, ГПС-2000

Пеногенераторы средней кратности, такие как ГПС-200, ГПС-600, ГПС-2000 предназначены для получения воздушно-механической пены из водного раствора пенообразователя, а также формирования струи и подачи ее при тушении пожара любой сложности, горючих и легковоспламеняющихся жидкостей.

Устройство и принцип действия ГПС.

Генераторы пены по своей конструкции и принципу работы одинаковы и отличаются лишь геометрическими формами, размерами корпуса и распылителя.

Так, на рисунке 1 изображен генератор средней кратности ГПС-600, который состоит из насадок, корпуса с направляющим устройством, распылителя, пакета сеток и напорной соединительной головки.

Рисунок 1 Генератор ГПС-600

В сетке имеются ячейки по 0,8-1 мм, которые сделаны из проволоки толщиной 0,3-0,4 мм. Для получения воздушно-механической пены используется раствор пенообразователя. Он может быть как общего назначения, синтетический, углеводородный, так и биоразлагаемый.

Через распылитель раствор пенообразователя под давлением выбрасывается на пакет сеток, создавая тем самым разрежение в корпусе. Через заднюю открытую часть корпуса воздух устремляется в зону пониженного давления. В корпусе пенообразователь интенсивно перемешивается с воздухом, и образуются пузырьки воздушно-механической пены, которые имеют приблизительно одинаковый размер.

Источник

Спринклерное водяное пожаротушение

Спринклерная система – это автоматическая установка водяного или пенного пожаротушения с оросителями, обеспечивающими плотную завесу ОТВ для своевременной локализации возгораний и предотвращения распространения огня за границы охвата разбрызгивателей. Спринклерное оборудование – это разветвленная система трубопроводов с наносными установками, подсоединенными к оповещателям.

Первые спринклерные установки пожаротушения появились на фабриках в Великобритании в 19 веке. Они были очень примитивны и представляли собой медные трубы с проделанными в них отверстиями для подачи воды в случае возгорания. Чтобы закрыть отверстия, когда в пожаротушении не было необходимости, использовали смесь мела и опилок, которую сверху покрывали воском. Такие примитивные спринклерные установки водяного пожаротушения можно было считать автоматическими, так как срабатывали они при нагревании воска.

Современные спринклерные системы предполагают установку наносов и специальных оросителей в виде цилиндра с перфорированным дном. Внутрь вставлена стеклянная колба, реагирующая на температуру, а в качестве ОТВ используют воду или пену. Дополнительно по трубопроводу проходят воздуховоды: воздушная установка в спринклерном пожаротушении предупреждает промерзание жидкости при пониженных температурах.

Принцип работы

Спринклерные установки предназначены для подачи огнетушащего состава на очаг возгорания. Принцип работы основан на комплексном использовании пожарной автоматики:

Непосредственный принцип спринклерного пожаротушения очень прост. Чтобы сработала система, достаточно создания следующих условий:

При работе системы спринклерного пожаротушения последовательно работают два датчика:

Виды и типы установок спринклерного пожаротушения

В зависимости от температурных параметров помещения выделяют следующие типы АСПТ:

Устройство АСПТ

Основными узлами системы спринклерного пожаротушения считаются:

При обслуживании спринклерной системы пожаротушения проверяют работу всех узлов. Для оценки температуры срабатывания датчиков и расхода воды используют гидротестер Поток СП 01.

В сухих и комбинированных АСПТ дополнительно применяют:

Область применения

Монтаж системы спринклерного пожаротушения предусмотрен в разных помещениях:

Преимущества и недостатки АСПТ

Как и у любой системы, у установки спринклерного пожаротушения есть свои преимущества и недостатки. Плюсы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *