Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Горный тормоз принцип работы

Горный тормоз: принцип работы

Горный тормоз является самым простым, дешевым и универсальным средством торможения автомобиля.

Горным тормозом называется дополнительная тормозная система. Она обеспечивает движение автомобиля с небольшой скоростью. Устанавливается на грузовиках, автопоездах и автобусах.

Суть работы горного тормоза сводится к отключению подачи топлива и частичному перекрытию выпускного тракта с целью создания противодавления на такте выпуска.

Чаще всего представляет из себя заслонки с вакуумным сервоприводом.

Конструктивно заслонка выполнена таким образом, чтобы обеспечить размер остаточного зазора достаточным для того, чтобы слишком большое противодавление не мешало нормальной работе выпускного клапана.

Горный тормоз позволяет рабочей тормозной системе отдыхать, оставаясь в холодном состоянии, чтобы в критической ситуации она не отказала и остановила автомобиль.

Виды горных тормозов

Существует три вида вспомогательных тормозов: моторный, гидравлический и электрический. На холостом ходу замедлителем может работать и сам двигатель. Но его тормозного момента хватит лишь на легковой автомобиль.

Моторный

Моторный тормоз – это специальное приспособление, выключающее подачу топлива. Оно устанавливается в двигателе машины.

В процессе торможения заслонка перекрывает трубу глушителя и перемещает рейку топливного насоса. Бензин не поступает. Двигатель глохнет, но коленчатый вал продолжает вращаться.

Поршень старается вытолкнуть воздух из цилиндров. Он испытывает сильное сопротивление. Из-за этого замедляется вращение вала и, соответственно, ведущих колес.

Гидравлический

Гидравлический замедлитель состоит из двух колес с лопастями. Они расположены параллельно. Расстояние между колесами небольшое. Жесткая связь отсутствует.

Одно колесо закрепляется на карданном вале и вращается вместе с ним. Второе – на корпусе тормоза. Оно неподвижно.

Корпус гидравлического тормоза через специальный насос заполняется маслом. Оно разгоняется лопастями вращающегося колеса. Перетекает на неподвижное и теряет скорость.

Вновь попадая на первое колесо, масло замедляет его вращение. Тормозной момент передается на ведущие колеса автомобиля.

Электрический

В электрической тормозной системе с валом соединен ротор. А обмотки статора размещаются в корпусе.

Когда на них подается напряжение, появляется электромагнитное поле. Оно и не дает ротору вращаться с прежней скоростью.

Когда требуется притормозить, то всё пространство тут же заполняется маслом.

Будучи густой жидкостью, масло создаёт большое сопротивление для вращения этого гребного винта.

Этому же способствуют и лопасти на корпусе. Винту тяжело вращаться в такой густой среде, поэтому он будет через карданный вал притормаживать и ведущие колёса.

Куда же девается кинетическая энергия, отобранная в процессе торможения? А она идёт на нагрев того самого масла, поэтому это тепло отводится к штатному радиатору через теплообменник, или же в свой масляный радиатор.

В целом такая конструкция сильно похожа на гидротрансформатор автоматической коробки передач.

Только если там свойство вязкости масла использовалось для передачи крутящего момента на ведущие колёса от двигателя, то здесь это свойство используется наоборот, для снятия крутящего момента с ведущих колёс и преобразования его в тепло.

Источник

ТОРМОЗИТЬ БЕЗ ТОРМОЗОВ Торможение двигателем Volvo-VEB+

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Volvo не сажает дополнительного механизма на трансмиссионное торможение в грузовиках. Причины описываются двумя словами: расходы и вес. Ясно, что ретардер стоит денег. Несколько тысяч при покупке и (не забыть!) – несколько капель дизельного топлива на километр из-за потерь при буксировании. На 100 км в сумме набегает от 0,2 до 0,3 л, или в общей сложности от 200 до 300 л на 100 000 км годового пробега. Прибавка веса при наличии мало-мальски мощного ретардера начинается со 100 кг. Все же собственный вес грузовика и без того достаточен для большинства клиентов Volvo: ни FH, ни FM в качестве «легкого веса», что называется, «не катят».

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

В недостатках такого подхода значатся высокая тормозная мощность ретардера, какой еще не достигает торможение двигателем, и откровенно низкие затраты на ремонт тормозов и замену тормозных колодок. Не забудьте при этом про безопасность автомобиля.

Но ежедневная практика на улице показывает, что огромная мощность замедлителя в большинстве случаев не требуется. Хорошее торможение двигателем, подобное тому, что обеспечивает Volvo Engine Brake (VEB), тем более в комбинации с умело выбранной автоматикой передач в коробке, вполне достаточно при 40 т общей массы на уклонах до 4–5%.

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Это доказывали два идентичных полностью загруженных до 40 т седельных автопоезда FH на протяжении двух недель в районе Гётеборга. Единственное различие: один располагал только VEB, известным уже более десятилетия, а другой имел VEB+ («Веб плюс»), представленный совсем недавно. Старый добрый VEB развивает тормозную мощность около 300 kW (почти 410 л.с.) при 2300 об/мин. Вариант «плюс» способен на большее с мощностью 370 kW (добрые 500 «лошадей!) при схожем числе оборотов. Он держит заданный темп на уклоне 3–4% даже на самой высокой передаче, когда автопоезд, оснащенный VEB, хоть и медленно, но все же разгоняется.

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Отчетливое различие между VEB и VEB+ обнаруживается наконец на шестипроцентном подъеме Kalleback, который ведет в Гётеборг с востока. На первом испытании (скорость 80) идет торможение двигателем. Результат: автопоезд с VEB+ набирает обороты незначительно, но в конце мерного участка стабилизируется на десятой передаче при 85 км/ч. Мой коллега выстреливает на той же передаче к общей цели со скоростью «90» и намерен обойтись моторным торможением.

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Одной передачей ниже и на меньшей начальной скорости VEB все еще не держит автопоезд, набирает обороты до 74 км/ч, в то время как более мощный VEB+ замедляет его до 66. Коротко: VEB соответствует хорошему моторному тормозу, как и те, что устанавливают MAN, Mercedes, а также другие изготовители. VEB+ может больше, чем любой из них. Тем более это касается шестицилиндрового двигателя (FH16) объемом 16,1 л, располагающего тормозной мощностью 425 kW (почти 480 PS).

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Но и VEB+ не всегда может заменить ретардер. Он выдает почти половину тормозной мощности обычного замедлителя, но стоит 2150 евро. Да и лишний вес едва ли аргумент: несколько дополнительных килограммов раскручивают механику торможения двигателем, не больше того.

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Если тормозная мощность соответствует всасывающей мощности двигателя при наличии классического тормоза, использующего скоростной напор, то так называемое компрессионное торможение Volvo Engine Brake, очевидно, производительнее. Чтобы добиться этого повышения, они работают с помощью искусственного приема: в конце такта сжатия выпускной клапан открывает дополнительный кулачок. Благодаря чему втянутый и сжатый воздух может частично разрежаться и не давит на поршень вниз.

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

VEB идет еще дальше на один шаг. VEB использует так называемый EPG (Exhaust Pressure Governor). Ею Volvo уже в семидесятые годы оснастил обычный тормоз, использующий выхлопные газы двигателя, чтобы регулировать давление в выпускной системе при торможении. С тех пор это способствует сравнительно высокой тормозной мощности двигателя даже при малых оборотах и одновременно препятствует повышению давления до неконтролируемого открывания выпускных клапанов.

Это взаимодействие VEB и EPG открывает дальнейшие возможности. Например, если выпускные клапаны и в конце такта всасывания открываются, сжатый воздух от EPG устремляется назад в камеру сгорания. Лучшее наполнение цилиндров двигателя ведет немедленно к более высокой тормозной мощности. Эту совместную игру в VEB+ шведы еще утончили, что позволило еще больше повысить тормозную мощность.

Теперь в программе Volvo в общей сложности три моторных тормоза: добрый старый EPG, более мощный VEB и еще более мощный VEB+. А кому этого все же недостаточно, тот заказывает Voith Retarder VR3250.

Источник

Тормоз-замедлитель, Ретардер, Интардер, Турбо-ретандер, Горный тормоз и Jake Brake. Все что нужно знать о необычных тормозах.

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Недавно мне попалась статья о новых сверхтяжелых тягачах Mercedes-Benz, способных тянуть за собой до 250 тонн. Но заинтересовало меня не грузоподьемность, а конкретно некоторые технические решения, а именно — «Турбо-ретардер». Но прежде чем начинать разбираться в «Турбо-ретардере», следовала узнать что такое просто «ретардер», и с чем его едят. По мере изучения предмета, я наткнулся на огромное колличество интересных технических решений. Интересно? Погнали.

Начать конечно следует с википедии.

Тормоз-замедлитель, ретардер (англ. retarder), — устройство, предназначенное для снижения скорости транспортного средства без задействования основной тормозной системы. Из большого количества схем чаще всего применяются электромагнитная и гидравлическая. Преимущество гидравлического тормоза-замедлителя в стабильности тормозного усилия по мере повышения температуры, в то время как электродинамический ретардер способен выдавать большее тормозное усилие.

К слову, в англоязычном разделе вики статья на эту тему в 10 раза больше, чем в русском:

Теперь более подробный разбор.

По месту расположения ретардеры разделяют на первичные (перед коробкой передач) и вторичные (за ней). Недостаток первичных в том, что при переключении передач происходит прерывание тормозного момента — что, разумеется, нежелательно.

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Гидродинамический ретардер по принципу работы очень похож на гидротрансформатор. Ретардер этого типа состоит из двух турбин, закрепленных на одной оси в общем корпусе. Ротор жестко связан с ведущими элементами трансмиссии, в то время как статор жестко соединен с корпусом. При движении машины ротор бесцельно гоняет воздух внутри ретардера, а при включении ретардера открывается клапан, через который сжатый воздух поступает в расширительный бак, и рабочая жидкость начинает поступать внутрь турбины. Ротор, движимый карданным валом, разгоняет масло, которое затем попадает в статор и тормозится, замедляя тем самым и ТС. Для вывода тепла чаще всего используется система охлаждения двигателя. Ретардеры могут оборудоваться собственным радиатором, если объем системы охлаждения автодома не рассчитан на появление дополнительных источников тепла. В новых моделях этих устройств система охлаждения ретардера объединена с системой охлаждения двигателя, что не только делает конструкцию проще и легче, но и позволяет достичь большей стабильности температурного режима работы. Недостатком гидродинамического ретардера является тот факт, что для достижения эффективного торможения ему необходимы достаточно высокие обороты.


Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Индукционные тормоза обеспечивают рассеивание энергии торможения за счет генерации токов Фуко. В состав тормоза-замедлителя как правило входят неподвижный статор и пара роторов, жестко соединенных с вращающим их приводным валом. Статор и роторы установлены коаксиально (что бы совпадали центральные оси) друг напротив друга и разделены небольшим воздушным зазором во избежание любого трения.
Статор играет роль индуктора. Он состоит из последовательно соединенной пары электромагнитов, которые при непрерывном протекании электрического тока через обмотки статора создают электромагнитное поле, необходимое для возникновения токов Фуко в материале роторов.
Роторы играют роль якоря. Они изготовлены из специального проводящего материала, и вихревые токи в роторах возникают только при вращении роторов с помощью приводного вала в магнитном поле, созданном статором.
Токи Фуко по определению представляют собой токи, возникающие в массивном металлическом проводнике при его помещении в переменное магнитное поле. Токи Фуко циркулируют вокруг линий магнитного потока, и эти токи также называются вихревыми токами.
Появление токов Фуко в материале ротора приводит к возникновению лапласовых сил, действующих в направлении, противоположном вращению ротора. В результате этого создается тормозящий момент, действующий на приводной вал и замедляющий таким образом движение автомобиля.
Токи Фуко являются причиной интенсивного повышения температуры роторов, тепло от которых отводится в атмосферу посредством системы вентиляции.
Несмотря на то, что электромагнитные ретардеры тяжелее гидродинамических, они имеют существенное преимущество — начинают эффективно работать практически с холостых оборотов. Слабая сторона – ресурс. Ретардеры такого типа, могут быть установлены непосредственно на вторичный вал трансмиссии или карданный вал. Фирма Telma предлагает еще один способ установки – «на ось» или «осевой ретардер», если переводить дословно – axle retarder. На самом деле он устанавливается на задний мост, и ротор крепиться на вал главной передачи.
Принцип действия индукционных тормозов может показаться простым, но он основывается на сложных физических законах, как, например, электрическое сопротивление материалов, электромагнетизм и термодинамика.

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво



Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Последняя разработка фирмы Voith – акватардер. Он работает по тому же принципу что и гидродинамический, но вместо рабочего тела он использует не масло, а ОЖ двигателя. Акватардер установлен спереди двигателя и жестко закреплен с его коленчатым валом. Он относится к классу первичных ретардеров. Во время простоя работы (педаль тормоза не нажата) поток жидкости направляется помпой в систему охлаждения двигателя, минуя акватардер. Любое торможение активирует переключающий клапан, который направляет с помощью помпы весь поток охлаждающей жидкости в контур ретардера. Дальше эту функцию берет на себя сам ретардер, действуя как мощный насос. Чтобы с такой мощностью нагнетания получить желаемый тормозной момент, ретардер должен сопротивляться выходному сопротивлению. Этим дросселем является установленный на выходе акватардера пневматический регулировочный клапан, который служит бесступенчатым регулированием тормозного момента. При выключении ретардера оба клапана вентилируются и возвращаются в свое прежнее состояние. К недостаткам конструкции относиться малая мощность – около 1800 Нм, меньше, чем у ретардеров, работающих на масле (от 2000 до 3200 Нм). К достоинствам – малый вес, всего 32 кг, в сравнении с электромагнитным ретардером (в среднем от 100 кг) и простоту кострукции, так как нет необходимости в охлаждении.

Интардер
Некоторые производители автобусов и среднетоннажных грузовиков европейской конструкторской школы (ZF Friedrichshafen AG) встраивают ретандер непосредственно в коробку передач, чем достигается экономия в весе, простота обслуживания а так же возможность охлаждения агрегата ОЖ двигателя. Наиболее распространенным способом является установка ретардера за коробкой передач. Он соединяется со вторичным валом не напрямую, а через пару шестерен с передаточным отношением примерно 1:2, поэтому скорость вращения ротора здесь в два раза выше (что позволяет улучшить характеристики тормозного момента на малых скоростях). Но собственно почему интардер вынесен отдельно от гидродинамического ретардер? Все дело в соединении шестерен в соотношении 1:2. Я думаю, что ZF запатентовала эту схему, и другие производители не идут по этому пути по причине вынужденных отчислений.


***
Турборетандер на тяжелых тягачах Mercedes-Benz Actros SLT и Arocs SLT

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Тянуть за собой 250 тонн очень тяжело. Но еще тяжелее начать движение с таким грузом. Гениальность турбо-ретардера в том, что помимо своей основной функции, выполняет роль гидромуфтыв начале движения. Преимуществом такого способа передачи усилия является быстрое и плавное силовое замыкание с высоким проскальзыванием, при полном крутящем моменте двигателя до 3000 Нм, без износа узлов.
При нажатии на педаль акселератора, с помощью сжатого воздуха масло закачивается в сцепление с турбо-ретардером, это создает силовое замыкание между двигателем и первичным валом коробки передач. Количество масла регулируется нажатием на акселератор. Непосредственно после начала движения сцепление с турбо-ретардером замыкается, и масло удаляется из корпуса под воздействием центробежной силы, силовое замыкание между двигателем и коробкой передач производится стандартным способом с наивысшим КПД посредством фрикционного сцепления. В зависимости от нагрузки, подъема и выбранной программы движения тягач начинает движение на первой или второй передаче.
Поскольку трогание с места с проскальзывающим сцеплением не требуется, на SLT оно выполнено как однодисковое сухое сцепление. (На Semi-SLT без сцепления с турбо-ретардером применяется двухдисковое сухое сцепление).
При торможении турбинное колесо останавливается, и масло повторно закачивается в корпус, в этом случае сцепление с турбо-ретардером берет на себя функцию мощного первичного ретардера.
Так же, водитель может маневрировать на очень малых скоростях, контролируя скорость педалью газа, как на обычной автоматической коробке передач с гидротрансформатором. Тронуться на подъеме с сотней тонн позади, тоже труда не составит

Так же, я посчитал нужным добавить в обзор такие неотъемлимые средства остановки грузового транспортного средства, как Горный (моторный) тормоз и Jake Break.

Горный (моторный) тормоз

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Является самым простым, дешевым и универсальным средством торможения автомобиля. Работает только при включенной передаче и отпущенной педали акселератора. Суть работы горного тормоза сводится к отключению подачи топлива и частичному перекрытию выпускного тракта с целью создания противодавления на такте выпуска. Чаще всего представляет из себя заслонки с вакуумным сервоприводом. Конструктивно заслонка выполнена таким образом, чтобы обеспечить размер остаточного зазора достаточным для того, чтобы слишком большое противодавление не мешало нормальной работе выпускного клапана (точнее — исключалось его неконтролируемое открытие под воздействием отработавших газов из соседних цилиндров). Это одна из особенностей, ограничивающих максимальный тормозной момент такого тормоза-замедлителя.

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

К слову:
Эта же система использована для ускоренного прогрева грузовых дизелей Isuzu, Mazda, Mitsubishi. Включается отдельной кнопкой — нарисован двигатель со снежинкой. Выключается по сигналу от датчика температуры.

Нашел маленький отзыв о опыте пользования горным тормозом:

» — Во время недавней поездки в Монголию не один перевал пришлось проходить. Рено Премиум-3 имеет автоматическую заслонку. Включил-закрылась. Нажал газ-открылась. Отпустил газ-опять закрылась. Очень удобно на пересеченной местности(вниз-вверх-вниз). По эффективности: с небольшим грузом (8 тонн в контейнере 40-ке) на затяжных спусках приходилось немного иногда помогать «парашютом». Пустому вполне хватает одного горняка. Только передачу надо правильную выбирать. Рекомендуемый диапазон эффективной работы горного тормоза 2000-2100 (выделен синим цветом на тахометре).
Чем выше обороты-тем эффективнее торможение. Мне с небольшим грузом хватало и не полной эффективности. На Рено-подрулевой рычажок. Включил-увидел синюю шкалу. Выключил-шкала погасла.»

Jake Brake
Американские моторостроители пошли своим путем: там уже не первое десятилетие применяют Jake Brake — относительно простой тормоз Джакобса, встроенный в газораспределительный механизм. Принцип его работы основан на сбросе давления в цилиндре после такта сжатия при помощи штатного выпускного клапана. Для этого между толкателем и стержнем клапана устанавливается промежуточное звено — плунжер, изменяющий длину под действием управляющей гидравлической системы. Активная фаза торможения продолжается и на такте расширения, когда после закрытия клапана в цилиндре создается разряжение, поэтому такой тормоз называют декомпрессионным. Jake Brake применяется на грузовиках Freightliner (двигатели Cummins и Caterpillar) и DAF (голландцы не стали разрабатывать оригинальную конструкцию, а просто обратились за помощью к американцам).
Свой тормоз «по мотивам Jake Brake», но с несколько иным принципом действия сконструировал и MAN. Баварцы пошли сразу двумя путями — использованием заслонки в выпускном коллекторе и модернизацией газораспределительного механизма: маленький плунжер, встроенный в коромысло, уходит вслед за клапаном вниз, а моторное масло (оно начинает поступать через отдельный канал) давит на плунжер и удерживает клапан в приоткрытом положении. В течение всех тактов, кроме впуска, выпускной клапан открыт — а значит, двигатель работает как обычный компрессор, засасывая воздух и нагнетая его в закрытую заслонкой выпускную систему. В итоге противодавление выхлопных газов возрастает настолько, что существенно тормозит поршень и в конечном итоге ведущие колеса.


Источник

ДРУГИЕ ТОРМОЗА

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Грузовикам и автобусам незачем устанавливать рекорды скорости, а вот средняя скорость в холмистой и горной местности сильно зависит от того, насколько уверенно тяжелая машина способна двигаться не только вверх, но и вниз. И тут хорошим подспорьем штатной тормозной системе послужит замедлитель — устройство, позволяющее снизить скорость транспортного средства с минимальными потерями: без износа тормозных колодок и максимально эффективно отводя выделяемое тепло или используя полученную энергию для рекуперации.

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

В зависимости от способа передачи тормозного момента в силовую линию различаются два типа замедлителей: первичные (взаимодействующие с двигателем) и вторичные (ретардеры, взаимодействующие с компонентами привода). В первом случае эффект торможения зависит от передачи, выбранной водителем, поскольку коробка передач и сцепление располагаются между рабочим органом замедлителя и исполнительным приводом. Это можно отнести к ее минусам, ведь при переключении передачи происходит прерывание тормозного момента. Ну а плюсами первичного замедлителя являются сравнительно небольшая стоимость и малый вес — двигатель при оснащении системой моторного тормоза тяжелеет всего на 10-15 кг, в то время как прибавка веса при наличии мало-мальски мощного трансмиссионного ретардера начинается с 80 кг. Не это ли важнейший аргумент в пользу экономии топлива? Впрочем, забегая вперед, скажем, что современные грузовики зачастую оснащаются не одним типом замедлителя, а их комбинацией, которая интегрирована в единую систему управления торможением как часть комплексной системы активной безопасности. Зачем нужна такая комбинация нам еще предстоит разобраться, а начнем мы с обзора конструкций моторных тормозов, коих на данный момент насчитывается, по меньшей мере, пять разновидностей.

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Итак, самым простым по исполнению, а значит и адаптации к той или иной модели автомобиля, является моторный тормоз с заслонкой в выпускном трубопроводе (эту конструкцию в обиходе называют горным тормозом). Суть работы горного тормоза сводится к отключению подачи топлива и частичному перекрытию выпускного тракта с целью создания противодавления на такте выпуска. Конструктивно заслонка выполнена таким образом, чтобы обеспечить размер остаточного зазора достаточным для того, чтобы слишком большое противодавление не мешало нормальной работе выпускного клапана (точнее — исключалось его неконтролируемое открытие под воздействием отработавших газов из соседних цилиндров). Это одна из особенностей, ограничивающих максимальный тормозной момент такого тормоза-замедлителя. Заслонка обычно приводится в действие при помощи пневмопривода. Горный тормоз наиболее распространен у российских производителей, а на иномарках, оснащаемых более прогрессивными системами, ему зачастую поручают второстепенные функции, например — прикрытие заслонки во время прогрева для ограничения белого дыма.

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Надо отметить, что Scania на своих грузовиках, в силу конструктивных особенностей двигателя (раздельные головки блока), не разрабатывает современные компрессионные тормозные системы и устанавливает на свои машины обычный «горный тормоз». Другие моторостроители в двигателях используют общую или на три цилиндра (DAF) головку блока двигателя, что конструктивно позволяет разрабатывать интегрированные с мотором тормозные системы.

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Повысить отдачу горного замедлителя можно за счет открытия дросселирующего отверстия, соединяющего выпускной коллектор с камерой сгорания. Более двадцати лет назад такую конструкцию под названием Konstantdrossel (постоянный дроссель) разработали инженеры Daimler AG. С тех пор она устанавливается на грузовики Mercedes-Benz. Система представляет собой дополнительный (независимый от привода газораспределительного механизма) клапан в головке блока цилиндров, который во время активации моторного тормоза постоянно удерживается в открытом положении. Это позволяет использовать для торможения двигателем также часть работы сжатия во время второго такта. Каким образом? При движении поршня из нижней мертвой точки в верхнюю через постоянный дроссель происходит лишь незначительная утечка воздуха в выпускную систему, что позволяет достигать желаемой работы сжатия. Наибольшее количество сжатого воздуха выходит из камеры во время короткого зависания поршня в верхней мертвой точке, предотвращая его расширение в течение третьего такта (аналогия — вялый отскок сдутого мяча). В режиме ниже 900 об/мин утечки через постоянный дроссель возрастают, тормозной эффект уменьшается и система автоматически деактивируется.

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Помимо «постоянного дросселя» в активе Daimler AG есть еще запатентованная система моторного тормоза. Называется она Turbobrake (турботормоз). Основу системы составляет турбокомпрессор с изменяемой геометрией направляющего аппарата. При включении моторного тормоза за счет активации специального механизма уменьшается поперечное сечение на входе в турбину. В результате увеличивается скорость вращения турбины и давление наддува. Таким образом, большее количество воздуха может быть сжато в цилиндре за время такта сжатия, а значит — двигатель достигает большей тормозной эффективности. Разработчики утверждают, что такая система, вкупе с системой Konstantdrossel позволяет увеличить тормозную мощность двигателя почти в два раза. Для предотвращения недопустимо высокой скорости турбокомпрессора обороты турбины ограничиваются на уровне 90 тыс. об/мин. Регулирование тормозного момента осуществляется при помощи электронного блока управления. Время реакции турбо-тормоза варьируется в диапазоне от одной до десяти секунд, в зависимости от начальных оборотов двигателя и турбины. Турботормоз обеспечивает поступательное увеличение замедления, в результате водитель ощущает медленное увеличение от начальной до максимальной тормозной мощности. В настоящее время турботормоз находит применение на грузовиках Mercedes-Benz Axor. Аналогичной системой с некоторыми изменениями оснащаются двигатели Iveco Cursor.

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

А вот американские моторостроители пошли своим путем: там уже не первое десятилетие применяют Jake Brake — относительно простой тормоз Джакобса, встроенный в газораспределительный механизм. Принцип его работы основан на сбросе давления в цилиндре после такта сжатия при помощи штатного выпускного клапана. Для этого между толкателем и стержнем клапана устанавливается промежуточное звено — плунжер, изменяющий длину под действием управляющей гидросистемы. Активная фаза торможения продолжается и на такте расширения, когда после закрытия клапана в цилиндре создается разряжение, поэтому такой тормоз специалисты называют декомпрессионным. Jake Brake применяется на грузовиках Freightliner (двигатели Cummins и Caterpillar) и DAF (голландцы даже не стали разрабатывать оригинальную конструкцию, а просто обратились за помощью к американцам).

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Свой тормоз «по мотивам Jake Brake», но с несколько иным принципом действия сконструировал и MAN. Баварцы пошли сразу двумя путями — использованием заслонки в выпускном коллекторе и модернизацией газораспределительного механизма: маленький плунжер, встроенный в коромысло, уходит вслед за клапаном вниз, а моторное масло (оно начинает поступать через отдельный канал) давит на плунжер и удерживает клапан в приоткрытом положении. В течение всех тактов, кроме впуска, выпускной клапан открыт — а значит, двигатель работает как обычный компрессор, засасывая воздух и нагнетая его в закрытую заслонкой выпускную систему. В итоге противодавление выхлопных газов возрастает настолько, что существенно тормозит поршень и в конечном итоге ведущие колеса. MAN утверждает что EVB (так называется серийно устанавливаемая система) на 60% эффективнее чем обычный горный тормоз с заслонкой в выпускном коллекторе. Например, фактически тормозная мощность двигателя D28 с системой EVB достигает 290 кВт.

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Отдельного упоминания заслуживает разработанный конструкторами компании Volvo моторный тормоз VEB (Volvo Engine Brake). С технической точки зрения он представляет собой сочетание двух работающих вместе компонентов: компрессионного тормоза VCB (Volvo Compression Brake) и регулятора давления выхлопа EPG (Exhaust Pressure Governor) в приводе которого используется гидравлика. Двигатели с системой VEB отличаются особой конструкцией распредвала и коромысел выпускных клапанов. На кулачках выпуска имеются два дополнительных выступа: нагнетательный, благодаря которому клапаны выпуска «подпрыгивают» в начале такта впуска для подачи воздуха из выпускного трубопровода к цилиндрам; и декомпрессионный, за счет которого обеспечивается снижение давления в цилиндрах в конце такта сжатия.

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Это делает возможным достижение значительной эффективности замедления на сравнительно низких оборотах двигателя (около 1600 об/мин).

Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Смотреть картинку Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Картинка про Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво. Фото Принцип работы горного тормоза на грузовиках вольво

Предлагаемая в настоящее время усовершенствованная версия VEB+ (задействует дополнительное клапанное коромысло повышая давление на выпускные клапаны) в соответствии со спецификациями весит около 15 кг и сегодня считается самым мощным моторным тормозом в Европе. По сравнению с предыдущей версией мощность торможения двигателем увеличилась на 15%, составив 425 кВт, но, как и все вышеперечисленные типы моторных тормозов, VEB+ на средних и высоких оборотах заметно теряет свои свойства. Именно поэтому Volvo в качестве дополнения предлагает установку трансмиссионных замедлителей RET-TH или RET-TPT, которые восполняют этот пробел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *