Прицеп трансформер для легкового автомобиля своими руками
Жилой модуль-трансформер в прицеп.
После нескольких лет путешествий по Финляндии, Швеции, Норвегии на автомобиле вдвоем с женой, а также чтения многочисленных форумов с обсуждением различных самоделок, облегчающих быт автопутешественников, в голове поселилась мысль об изготовлении для этих целей своего жилого модуля. Эта мысль не давала покоя и в очередной раз возвращаясь из Финляндии, в разговоре с женой, мысль вырвалась наружу: «А хорошо бы было, если бы сзади был маленький прицепчик, который легко раскладывался бы в уютный домик?». Жена, видимо, была занята своими мыслями и не почувствовала подвоха. «Да, наверное» — сказала она. И когда она вдруг меня застала за изготовлением из картона каких-то коробочек и на вопрос: «А что это ты делаешь?» получила ответ: «Делаю макет раскладного каравана», ее удивлению не было предела! «Ну мы же обо всем договорились! Помнишь?» – ответил я. Отступать было некуда…
Итак! Исходные данные – автомобиль Volvo XC70, гараж 3,5х9 м. Необходимое условие – в гараж должен помещаться автомобиль и караван. Сначала предполагалось изготовление максимально дешевой будочки на базе готового прицепа. Дальше – больше! Т.к. в поездках по Норвегии неотъемлемой частью путешествий являются треки по горам, появилось желание иметь душ. Также ограниченная высота ворот гаража и желание стоять в караване в полный рост, привели к необходимости раскладной конструкции. Также в требованиях было наличие объемного багажного отделения. После изготовления ряда моделей и анализа вариантов, решение склонилось в пользу конструкции каравана-трансформера типа Esterel (можно задать в поиске). Суть в том, что поднимается крыша и раскладываются стенки. Бюджет был определен 150 тыс. руб. (Ха-ха-ха!). Конструкция основания (и крыши) – металлический каркас, обшитый алюминиевыми композитными панелями 3мм. Стены – ПВХ сэндвич-панели 24 мм в обвязке из алюминиевого швеллера 30х30 мм. Модуль должен быть съемный, чтобы не заморачиваться с ГИБДД и иметь возможность использования прицепа отдельно. Борьба за вес привела к использованию для каркаса алюминиевого профиля в ущерб цене.
При выборе прицепа весы склонились в пользу МЗСА 817717.015 (Off-road модель с колесами R16, усиленными рессорами, осью и ступицами). Размер кузова — 3,5х1,5 м. Про качество МЗСА ничего сказать пока не могу – купил и купил.
Т.к. сварка алюминия – задача отдельная, а конструкция каркаса могла меняться в процесса изготовления «по-месту», решено было соединять всё на заклепки и уголки, с последующим провариванием швов в специализированной мастерской.
Куплена профильная труба: 25х25х2 – на боковые части, 30х50х3 – на основание пола, 25х60х3 – на основание кровати и т.п. Забегая вперед, скажу, что дополнительных закупок труб, уголков, швеллеров и т.д. было еще немало ))).
Жилой модуль-трансформер в прицеп. Часть 4
Всем привет!
Продолжается работа над караваном. Начало здесь:
Жилой модуль-трансформер в прицеп.
Жилой модуль-трансформер в прицеп. Часть 2
Жилой модуль-трансформер в прицеп. Часть 3
Для изготовления стен было решено использовать сэндвич-панели 24 мм в обвязке алюминиевым швеллером 30х30х1,5 мм. Т.к. швеллер с более толстыми стенками найти не удалось, а впоследствии к швеллеру будут крепиться петли, решил усилить внутренним уголком 25х25х2 мм, что также позволяет выбрать зазор между толщиной панели и внутренним размером швеллера.
Вся обвязка собирается на клей-герметик Quelyd 007 жидкий металл, в углах вложены внутренние уголки 50х50х3 мм с креплением их заклепками с потайголовками. Впоследствии дополнительно, также на заклепки, были установлены внешние боковые крепежные уголки 75х75 мм.
С сэндвич-панелями есть один нюанс. Проблема в том, что стандартная толщина наружных листов ПВХ у панелей – 0,7 мм, что маловато. На заводе-изготовителе готовы были сделать на заказ панели с толщиной наружных листов 1,4 мм. Правда цена кратно возросла. В итоге, панели были привезены из Белоруссии, толщина 0,9 мм и, впоследствии, на наружную сторону был наклеен дополнительно лист жесткого ПВХ 0,7 мм. Итого – на внешней стороне стены толщина оболочки 1,6 мм, на внутренней – 0,9 мм. Правда и вес увеличился…
Для того, чтобы иметь возможность стоять в полный рост в душевом поддоне, который, в свою очередь, установлен на определенной высоте от пола, стены пришлось сделать высотой около 1,5 м. Соответственно поднимать крышу надо на высоту более 1,5 м.
Далее про дверь. Боковая дверь состоит из трех частей. Одна часть на большой боковой стене и две части на нижнем модуле.
При открывании – средняя створка открывается стандартно, затем откидывается нижняя створка.
Для подъема крыши изготовил два держателя, которые надеваются на передний и задний борта прицепа. При движении снимаются.
В них вставляются две телескопические стойки с ручными лебедками.
Т-образная конструкция стоек для транспортировки разбирается.
Мой жилой вкладыш. Начало. Часть 1
Долго смотрел и завидовал людям, имеющим возможность выезжать на природу не с палатками, а с кемпером. Не важно, прицеп ли, вкладыш в пикам или автодом…
Еще дольше были муки выбора… Остановил свой выбор на складных (Esterel), но почитав отзывы владельцев из России, и не только, понял, что для того что-бы этот радовал, то его надо брать свежим, Но это уже дорого, или брать за недорого и доводить его до ума самостоятельно. тоже суммы не маленькие.
В итоге был приобретен прицеп, 1-осный, 1,3м*2м. и в это прицеп начал сооружать складной модуль…
и начались муки творчества. Так как я в голове уже долго вынашивал сей вкладыш, то осталось все это только воплотить в материале. Начал с каркаса. Так как ширина прицепа 1,3м а с учетом толщины стен и технологических зазоров 1,2м было принято решение о боковых 30см свесах. Что увеличивает внутреннюю ширину до 1,8м, Длина принята по длине листа фанеры 2,44м.
Общая высота прицепа с вкладышем —планируемая— не более 1,4м — во избежания паруса за авто и для того, чтобы не закрывать обзор в заднее стекло автомобиля при движении по трассе.
Далее передняя и задняя стенки. Толщина стенки принята 20 мм, поэтому в изделии будет задействована труба 20 на 40 мм и 20 на 20 мм. Принцип сложения позаимствован из прицепа ESEREL. Боковые, одна на другую и перед-зад.
Отделка с наружи планируется ламинированной фанерой 6-4мм, над крыльями и дно из 6мм, складные элементы боковые-торцевые из 4мм боковые — каркас из бруса 45*20мм, а торцевые из квадрата 20*20мм и тоже обшиты фанерой.
тут уже видно спальное место. Оно будет еще подниматься на 10-12 см, под ним будут дополнительные места хранения.
Отсекая вопросы сообщаю, что прицеп не переделывается, жилой блок будет в роли груза.
Нашел сегодня окошки боковые, от Газели сдвижные, вечером цену скажут. Какие-то не гуманные цены. 1000 рублей за окно от Газели б/у.
Я нашел новые за 1300р. Веду переговоры о доставке.
Всего планируется 4 окошка: по одному (1000х500) в боковых стенах, одно (500х500) в глухой торцевой и одно глухое в верхней части дверного полотна.
Отдыхаю где хочу: как построить внедорожный прицеп-дачу своими руками, и сколько это стоит
Я давно убедился, что именно дом на колесах – это идеальное транспортное средство для длительных путешествий. В принципе, в нашей стране купить готовое жилье на колесах – чаще всего европейского производства – особых проблем не составляет. Да что там, даже отечественная компания “Купава” производит вполне годные туристические прицепы-«караваны», причем стоят они как минимум вдвое дешевле европейских аналогов. Одна проблема: все они – и самоходные автодома, и прицепы – не слишком уютно чувствуют себя вне приличного асфальта.
Д опустим, вам не нужно ездить напрямик через торфяные болота, а вполне достаточно того, чтобы прицеп или самоходный кемпер без проблем для своего здоровья выдержал многодневную поездку по разбитым дорогам с ямами в полколеса, бугристым грейдерам и горным грунтовкам с торчащими из дорожного полотна валунами. Увы — найти такую технику в готовом виде непросто…
Но есть старый принцип: «если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам». Именно так и решил Руслан, автопутешественник и блогер, известный в сети под ником «Внедорожный». В принципе, опыта ему было не занимать: в свое время он был председателем клуба автопутешественников «Аргонавт», занимался организацией массовых выездов и уже неплохо представлял, что, собственно, ему нужно. Но мало понять, что мобильное жилье должно быть способным двигаться не только по асфальту и при этом не рассыпаться. Муки выбора на этом не заканчиваются…
Муки выбора
Собственно, все внедорожные дома на колесах можно разделить на три группы. Во-первых, это самоходные кемперы на полноприводных шасси. Тут открывается огромное окно возможностей. Можно взять «буханку» (которая в нынешние времена называется УАЗ СГР) или Соболь 4х4 и плотно поработать с их внутренним обустройством. Увы, и внутренний объем этих фургонов довольно ограничен, и проблема возможности стоять в полный рост встает, извините за тавтологию, в полный рост.
Можно взять полноприводное шасси – скажем, УАЗ Профи или Соболь 4х4 Фермер и построить домик на этом шасси. Тоже, в общем-то, получится «дом кума Тыквы» — размер грузовой площадки этих автомобилей составляет около 3 метров в длину и двух в ширину, но можно использовать пространство над кабиной.
Популярные у нас среднеразмерные пикапы (Mitsubishi L200, Isuzu D-Max, Toyota Hilux) подходят для таких целей не слишком хорошо: их грузовая площадка имеет в длину всего 1,5 метра и сильно ограничивает возможности кемперостроителей.
Можно, конечно, найти полноразмерный американский пикап, но это дорого… А можно замахнуться на «крупные формы» и взять за основу, скажем, среднетоннажный Садко. Между прочим, его грузовая платформа имеет лишь немногим большие размеры (по сравнению с УАЗ Профи), зато внедорожные возможности — на высоте.
Но все автодома имеют один и тот же недостаток. Вот представьте себе: человек на кемпере-автодоме выезжает на отдых с семьей. Приехали, нашли симпатичное место на берегу таежного озера или с красивым видом на горную долину, начали располагаться, растянули тенты, разложили мебель. И тут выясняется, что мяса не купили, соль закончилась, пиво забыли, в конце концов. У владельца кемпера какие варианты? Либо он вручает семье кресла и оставляет их сидеть в чистом поле (тенты и маркизы, естественно, придется отцепить), а сам спешит в магазин в ближайший населенный пункт, либо они сворачивают лагерь и едут в магазин все вместе. Такая же коллизия возникает при желании осмотреть достопримечательности в ближайших окрестностях.
А вот если у тебя прицеп, то ты просто отцепляешь тягач, закрываешь дверь на замок и едешь налегке.
Мой дом — моя крепость
Вот Руслан и решил, что ему нужен именно прицеп. Но и прицепы, способные двигаться за тягачом по бездорожью, бывают двух типов. Во-первых, это прицеп-палатка. Как правило, они очень компактные, их может буксировать даже крохотный Suzuki Jimny. Кстати, такие прицепы под названием «Пикник» производят и у нас в стране, и стоят они относительно недорого, 250-300 тысяч рублей. Но… Все-таки они рассчитаны на эксплуатацию в летнее время: кухонный модуль с плитой и мойкой обычно делается выдвижным, а палатку, основой которой становится прицеп, все-таки нужно ставить: тянуть растяжки, забивать колышки… Да и без присмотра такой лагерь не оставишь, а развертывание прицепа-палатки — это время. Если человек провел десяток, а то и больше часов за рулем, он хочет только одного — спать, спать и еще раз спать!
Значит, решил Руслан, его потребностям соответствует только жесткий прицеп, в обиходе — «караван». Причем даже в готовых прицепах такого рода, с которыми ему приходилось иметь дело, на приведение дома из транспортного положения в положение «спальня» нужно проделать целый ряд операций — опустить стол, переложить на него спинку-подушку, достать матрас, расстелить, застелить постель… Это время. Так сложилась основная концепция, и Руслан приступил к работе.
Немедленно спать!
Раму Руслан приобрел готовую, а вот подвеску переделал самым радикальным образом. Установил новую, усиленную ось со ступицами от Mitsubishi Pajero и гидравлическими тормозами от него же. Оснастил тормозную систему ручным приводом, при помощи которого можно заблокировать колеса прицепа. Ось подвешена на рессорах от Газели, которые можно найти где угодно, в любом регионе. На задней стенке прицепа разместились два запасных колеса, плюс еще одно на автомобиле. Все колеса одинаковые и взаимозаменяемые, даже диски одинаковые. В дышло вживлен рабочий цилиндр от Волги, который приводит тормоз наката. В итоге прицеп действительно на моих глазах преодолел весьма серьезные препятствия, причем для того, чтобы их преодолеть, Руслану пришлось задействовать обе лебедки, установленные на его Pajero III.
Каркас сделан из алюминиевого полого профиля, внутрь которого закачан напыляемый полиуретановый утеплитель. Такой же утеплитель использован для термоизоляции основного жилого объема. Он заполняет все щели и даже проникает в микротрещины фанеры, из которой выполнены стены. В результате прицеп сохраняет температуру, как настоящий термос. В жару в нем прохладно, а в мороз он долго сохраняет тепло. Подтверждаю: пока мы беседовали с Русланом, температура за бортом перевалила за +26, но внутри царила прохлада. Учитывая все это, Руслан не стал связываться с установкой кондиционера, решив положиться на естественную вентиляцию.
Иногда проще таскать канистры
На той же стене закреплен откидной столик. Он имеет два положения. Первое — кофейного столика, причем его размер вполне позволяет позавтракать вдвоем. Ну а если нужен обеденный стол, то столик выдвигается вперед, под него ставится опора, и получается столешница. Обитатели сидят на двух объемистых рундуках, причем внутри них есть изолированные объемы, доступ в которые осуществляется снаружи прицепа. Там размещается «грязное» оборудование: инструменты, сварочный аппарат и тому подобные вещи. Еще одна такая емкость, большего размера, есть в передней части. В принципе, в нее помещаются четыре сумки с надувными лодками, но у Руслана там стоят газовый баллон, бачок с горючим для дизельного отопителя и генератор.
В средней части прицепа на левой по ходу движения стене установлен холодильник абсорбционного типа, который может использовать для питания 220 В, 12 В и газ. Руслан его покупал подержанным, и на самом деле им не очень им доволен. Как и все абсорбционные холодильники он, конечно, очень экономно расходует электричество, но есть нюанс. В систему заправлен не фреон, а смесь воды и аммиака, который постепенно начинает кристаллизоваться в змеевике. Аммиака в системе становится все меньше, и аппарат перестает выполнять свою основную функцию. Единственное спасение — холодильник вытащить, перевернуть вверх ногами, чтобы вода, стекая, смывала кристаллы, И такую процедуру нужно повторить раз десять. В новом прицепе, который Руслан строит совместно с компанией «Леруа Мерлен», он использовал современный компрессионный автохолодильник мощностью 45 Вт. Такой уровень электропотребления не составляет особых проблем: Руслан установил на крышу прицепа две солнечных батареи и аккумулятор емкостью 200 а*ч. Инвертор мощностью 3 кВт (он разместился под поверхностью, в которую врезана плита) позволяет не особенно нервничать по поводу доступной мощности.
Канистры для чистой воды разместились под мойкой. Руслан сознательно отказался от встроенного бака. Он объясняет это так: «Ну вот, скажем, есть родник. Я взял канистры, приехал, наполнил, поставил. А со стационарным баком нужно будет привезти канистры, а потом переливать их в заливную горловину. Закачивать насосом? Так не всегда близко к воде подъехать можно». Но в новом прицепе, который он строит с «Леруа Мерлен», Руслан все-таки повесил снаружи катушку с 20-метровым шлангом и погружным насосом «Малыш». Это все подключено к емкостям внутри прицепа, и есть заливная горловина.
Опыт, сын ошибок трудных
Естественно, кухонный уголок оснащен двухконфорочной газовой плитой. Но сначала ей пришлось выполнять не только функции устройства для приготовления пищи… В свой первый маршрут Руслан сорвался с не доведенным до ума прицепом. Сам он объясняет это так:
Все лето я проковырялся, строил прицеп, ну и «не вынесла душа поэта». Было так обидно: 9 месяцев в году ждешь лето, и вот лето прошло, а я его не увидел. И тут я понял, что нужно срываться и ехать. Собственно, так у меня родилась идея проекта «Из края в край». Первый этап, с ноября по март, я проехал в одиночку, с собакой, 26 регионов.
В поездку он сорвался, не установив запланированный автономный отопитель, вот и пришлось отапливать прицеп газовой плитой, ну а чтобы не угореть, открывать вентиляцию и оставлять щелку в окне. В итоге все-таки угорел, но это уже другая история… А до этого в первую же холодную ночь у него закончился газ в баллоне.
Проснулся — холодрыга! За бортом — минус двадцать пять. У меня собака замерзает! Я пса закутал в два спальника, достал генератор и строительный фен, поставил его на 600 градусов, и до утра мы так и спасались.
Итогом этого приключения стал прописавшийся в прицепе дизельный отопитель «Планар», которым Руслан очень доволен:
На ходу понижаешь температуру до 5-7 градусов, за 5-10 минут до остановки открываешь приложение в телефоне, запускаешь, выставляешь 22 градуса и жмешь «старт». Пока припаркуешься, зайдешь — а в прицепе уже те самые +22!
Последним этапом постройки стала легализация и официальное оформление. Оказалось, что получить государственные номера довольно просто: ведь с точки зрения официальных органов дом на прицепе — это просто груз. Естественно, людей в нем перевозить категорически запрещено.
Сколько стоит дом построить
Работы по обустройства мобильного дома еще не закончены. Так, в прицепе должен появиться проточный газовый водонагреватель и душ. Поддон уже есть, но вот слив к нему еще не сделан. А еще Руслан хочет сделать Г-образную скамеечку, которую можно будет откинуть так, чтобы получилось что-то вроде парты. На нее будет можно поставить ноутбук и работать, сидя прямо на разложенной кровати. Над входом появится тент-маркиза. Наверняка Руслану предстоит и более серьезно заняться вопросом защиты от комаров, слепней и прочего гнуса, особенно если он отправится в летний маршрут по восточным регионам. На сегодня он располагает только москитными сетками на окна, которые крепятся по временному варианту, при помощи двустороннего скотча и ленты «велькро» (в просторечии — «липучки»). А вот дверной проем никакой защиты от летающей нечисти не имеет…
Ну и теперь самый серьезный вопрос — о бюджете постройки такого прицепа. Сам жилой модуль из доступных материалов обойдется примерно в 100 000 рублей, но это — без шасси. Шасси — еще 25 000, окна — по 20 000, отопитель 20 000, газовая плита — около 5 000, раковина — 600 рублей, маркиза — 45 000, помпа — 5 000 рублей, фильтр для воды «Барьер» — 6 000 рублей, солнечные панели — по 15 000 каждая, контроллер — 4 000… Всего около 350-400 тысяч при условии, что все сделано своими руками.
Будут кемперы — будут и кемпинги
Я не мог не спросить Руслана: а зачем, собственно, он всем этим занимается: построил один «караван», строит второй, планирует построить большие дома на седельном полуприцепе к пикапу и на шасси тяжелого грузовика, ведет блог, устраивает мастер-классы…
По его словам, своими проектами он преследует три главные цели. Во-первых, популяризовать Россию как место для отдыха и путешествий. Внести посильный вклад в развитие такого туристического сегмента как автотуризм. Ну и наконец, по мере возможности популяризовать «караванинг», потому что у нас есть «закольцованная проблема». У нас не развивается обеспечивающая автотуризм инфраструктура, потому что не развит сам автотуризм, а автотуризм не развивается, потому что не развита инфраструктура. Потому что, по словам Руслана (и я могу их только поддержать), кемпингов у нас практически нет.
Как же так? — спросите вы. У нас на юге едешь, и вдоль дороги сплошняком вывески: кемпинг «У дяди Васи», «У дяди Пети», «У Татьяны». Но они ничего общего с кемпингами не имеют. Это просто платные парковки. Настоящий кемпинг — это окультуренная зона, разделенная на блоки, где отдельно стоят караванеры, кемперисты, велосипедисты и палаточники. Потому что культура отдыха у всех разная. Кемперист, как правило, дольше пары дней на одном месте не задерживается. Караванеры же чаще действуют по схеме «приехали, отцепились и на недельку зависли в одной точке». Так что их нужно разделять: не очень хорошо, когда у вас куча детей, собака, все бегают, играют, а кемперы то и дело катаются туда-сюда.
Кроме того, кемпинг — это сервис. Это подключение к электричеству, Wi-Fi, возможность слива серой воды и заправки чистой. В любом случае, в кемпинге должна быть прачечная, душевые, нормальные туалеты. Дальше идут всякие спа, бани, сауны и прочее, стационарные мангалы и беседки для отдыха. Должна быть и развлекательная программа, культурная программа… На территории кемпинга должна быть возможность нанять гида, взять в аренду велосипеды. Но таких кемпингов у нас, считай, и нет, кроме кемпинга в Суздали. Московский кемпинг — это просто перевалочный пункт. Там есть душевые, но это — просто парковка с очень тесным расположением, буквально борт о борт. Вы не можете растянуть маркизу, поставить шезлонг…
Прицеп-дача отличное приспособление для отдыха на природе. Он обладает высокой мобильностью и необходимыми дачными удобствами. А также, позволяет сэкономить деньги, так как изготовить его можно своими руками.
Чтобы собрать дачу на колесах можно использовать старую платформу от прицепа. Борта можно срезать, так как нам понадобиться только одна платформа. Необходимо ее качественно зачистить и приварить по периметру несколько направляющих, изготовленных из стального уголка. Направляющие нам понадобятся, чтобы прикрепить к ним стенки будущей конструкции. После зачистки нужно покрасить платформу.
Пусть вас не смущает плавность обводов, которая создает видимость больших размеров, так как конструкция прицепа-дачи полностью базируется на платформе прямоугольной формы изготовленной на заводе.
Большие габариты достигаются за счет листов водонепроницаемой фанеры больших размеров, из которых изготавливаются две основные стены, крыша и множество других частей.
Выбирая фанеру, необходимо руководствоваться целью максимально облегчить вес прицепа-дачи на колесах. Также, выбор в пользу древесины был сделан исходя из соображений дешевизны материала и удобства его обработки.
Поверх конструкции можно смонтировать легкую обшивку, состоящую из листов оцинкованной жести. А изнутри нужно все ошкурить, покрыть влагостойкой пропиткой, прошпаклевать, загрунтовать и покрасить.
Из плюсов этой конструкции:
— Дешевизна — не понадобилось затевать строительство большой передвижной дачи, которое наверняка бы потребовало намного больших расходов (даже на ту же ходовую часть). А поскольку подержанный прицеп уже имелся, остальные материалы обошлись сравнительно дешево.
— Наличие в таком прицепе спального места, которое легко вмещает сразу двоих взрослых человечек.
— Наличие кухни, в том числе полноценного стола, на котором можно приготовить пищу на газовой переносной плите.
— Наличие небольшого багажного отсека, оборудованного выдвижными ящикам, предназначенными для продуктов и вещей.
— Наличие двух окон в дверях и в люке на крыше.