Проблема с чипами для автомобилей
Почему дефицит микрочипов в автопроме — искусственная мера китайцев для порабощения мира
Предыдущий американский президент Дональд Трамп показал, что Китай можно качественно нагнуть. Диапазон воздействия — от правительства, до частных компаний. Поставить на место — возле входной двери в цивилизованный мир — можно и официальную власть вместе с генеральным секретарем ЦК КПК, и целую отрасль, как это и произошло с китайской сталью и алюминием, а так же любую фирму, настойчиво стремящуюся к бледнолицым. Huawei лишилась доступа к Android не только в Америке, но и во всем мире, в один щелчок, превратившись в бесполезную тыкву, пригодную лишь для Хеллоуина.
Мстят китайцы неспешно, хотя от прежнего сценария, рассчитанного на несколько веков, они все же перешли к более расторопному, рассчитанному на несколько лет. Китай мстит масштабно и с максимальным охватом.
Раньше, в условиях растущего потребления, заводы успевали за спросом, а в 2020 году перестали. Все по-прежнему ходят на работу, гонят план, но чипов от этого не становится больше. Причем американские и европейские заводы по выпуску чипов невнятно пытаются объяснить, что и сами не понимают, откуда взялся дефицит. Китайские, сингапурские и тайваньские — помалкивают. Но в мире производство автомобилей останавливается, а в Китае — нет.
У иностранцев 134 фабрики по производству микрочипов. Из них в Сингапуре — 8, в Китае — 11, на Тайване — 28. Вместе это означает 47 предприятий. Остальные — 87 в США, Франции, Германии, Италии, Мексике, Ирландии, Нидерландах, Японии, Южной Корее, Израиле и даже есть один заводик в ОАЭ.
Когда паника отраслей, особенно автомобильной, вышла на правительственный уровень, из ниоткуда возникло оправдание: в условиях спада в автомобильной отрасли производители микрочипов переориентировались на заказчиков, выпускающих сотовые телефоны. Откуда возникло это утверждение, никто и не заметил. Но алиби понравилось. Оно показалось достоверным и убедительным. Китай лишь ухмыльнулся, во второй раз обыграв человечество в своей игре.
Но картину испортил Apple, некстати подавший сигнал SOS: у него закончились эти самые микрочипы и поэтому план по выпуску iPhone будет провален. Высшие руководители отраслей, правительств и стран неумны ровно настолько, чтобы не среагировать на панику отдельного производителя, которого они ненавидят сильнее китайцев. Но вопрос остался: куда делись микрочипы во всем мире, если заводы работают в прежнем темпе, но в автомобильную отрасль они не попали, якобы оказавшись в сотовых телефонах, куда они тоже не попали.
Новый приказ Минздрава: анализ «на алкоголизм» придется сдавать практически всем водителям
Дилеры берут за установку ковриков в бюджетные авто по 400 000 рублей
Землетрясения на Тайване и пожары в Японии, разрушившие несколько фабрик по выпуску процессоров и микрочипов показали, что строительство нового завода с нуля занимает четыре месяца. Модернизация и капремонт существующего завода — один месяц. Но только руководитель VW Герберт Дисс, вздумавший превратить концерн в производителя электроники, тут же направил деньги на строительство собственного завода микрочипов. Остальные решили сокращать производство автомобилей.
В России 26 производств микрочипов. Тех самых, без которых погибает весь мир. Самое время красиво помочь землянам, отобрав у Китая рычаги давления, еще раз показав русскую уникальность: мы — единственная страна, создавшая то ли три, то ли пять вакцин от Covid, и мы — один из мощнейших производителей микрочипов. Хотя судороги АвтоВАЗа намекают, что микрочипы у нас в основном на бумаге и в отчетах Росстата.
Примечательно, что русские показали миру, как можно создать искусственный дефицит автомобилей, назначать любую цену и принуждать к дополнительному оборудованию. Но только Китай придал этому должное внимание. И применил нашу методику в секторе микрочипов, убедив всех в дефиците. Если бы Дональд Трамп остался на второй срок, ничего подобного в мире не случилось. Лишь в России подорожали автомобили, но это всегда зависит от нашей внутренней политики. Зато Китай не получил бы подсказку, которую реализовал с явной оглядкой на Россию, где все смиренно покорились, поверив в дефицит.
Российский автопром вслед за мировым столкнулся с нехваткой микросхем
Российские производители электроники для автомобилей вслед за мировыми столкнулись с нехваткой чипов, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка и автопроизводителей. Как пояснил глава комитета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) по автокомпонентам Алексей Беляев, речь идет о микросхемах для систем ЭРА-ГЛОНАСС, тахографов, панелей управления приборами, блоков управления двигателем, кузовной электроникой и мультимедийных систем.
Производители испытывают «высочайший дефицит компонентов» для автопрома, заявил изданию гендиректор НПП ИТЭЛМА Евгений Горелик. Нехватка чипов во всем мире возникла из-за того, что весной прошлого года на фоне пандемии автоконцерны сократили заказы, а сейчас отрасль оказалась не готова к возобновлению производства, предположил он.
Производство микросхем занимает от полугода и более, цикл включает в себя две части: выращивание кремниевых кристаллов и их установку в корпус, пояснил Горелик. «Сейчас у производителей чипов на складах кристаллов нет», — заявил он. На нехватку чипов пожаловался и другой крупный российский производитель электроники, пишет «Коммерсантъ», не указывая его.
В НП «ГЛОНАСС» сообщили изданию, что сейчас идут «трудные переговоры» между автопроизводителями и поставщиками по переносу сроков поставок. По его данным, трудности начались в ноябре прошлого года, сроки поставок увеличились с трех-четырех до девяти месяцев, «на некоторые позиции заказы принимают уже на 2022 год». На российском рынке машины без ЭРА-ГЛОНАСС продать нельзя.
Дефицит полупроводников останавливает мировой автопром. Что происходит?
Рост спроса на высокопроизводительные компьютеры в пандемию, когда большинство людей перешли на удаленную работу, спровоцировал дефицит чипов в других отраслях производства. Крупные мировые производители техники и целые отрасли столкнулись с проблемами в поставках — в частности, из-за нехватки полупроводников остановились автомобильные заводы. Разбираемся, как дефицит полупроводников влияет на крупные компании и что будет дальше.
Причины нехватки полупроводников — пандемия и Дональд Трамп
Среди причин глобального сокращения полупроводников называются две основные: последствия пандемии и торговых войн США и Китая, начатых при президенте Дональде Трампе.
Негативно на поставках полупроводников сказалось и торговое противостояние США и Китая. В прошлом году власти Штатов наложили ограничения на крупнейшего китайского производителя чипов Semiconductor Manufacturing International (SMIC). В результате компания осталась без возможности закупать оборудование для производства и продавать полупроводники американским компаниям. Заказчики были вынуждены сотрудничать с его конкурентами — например, Taiwan Semiconductor Manufacturing (TSMC). Как итог — произошло серьезное перераспределение цепочек поставок чипов.
Многие производители полупроводников сейчас — это так называемые «безфабричные производства» (англ. fabless). Они лишь разрабатывают технологию, а само производство чипов передают на аутсорс.
Но некоторые компании заранее подготовились к возможным сбоям и закупили полупроводники еще до введения жестких санкций против китайского бизнеса. Так поступила Huawei, сделавшая запасы важных для нее радиочипов. Среди автопроизводителей так сделала Toyota, заявившая, что не планирует сокращать производство, так как накопила запасы полупроводников на четыре месяца вперед.
Из-за дефицита чипов больше всего пострадали автопроизводители
Сильнее всего нехватка полупроводников ударила по автопроизводителям, которые используют их для программного обеспечения машин. О приостановках или замедлении в выпуске автомобилей уже заявили GM, Ford, Volkswagen, Honda, Fiat Chrysler, Volvo, Nissan, Mitsubishi, Nio.
Дефицит микросхем задел производителей процессоров для электроники Qualcomm и AMD, поставляющих детали для технологических гигантов, в том числе Sony и Microsoft. Sony заявила, что сложности с поставками полупроводников могут привести к дефициту игровых консолей PlayStation 5. Даже Apple не справляется с нехваткой полупроводников — компания не может полностью закрыть высокий спрос на новые модели iPhone.
Автомобильные производства конкурируют с технологическими компаниями за поставки чипов не напрямую, так как для автомобилей не всегда нужны столь же современные полупроводники, как и для гаджетов. Они покупают чипы, которые как управляют основными процессами в машине, так и используются в более второстепенном ПО.
Особенность цикла цепочек поставок в автопроизводстве — все детали закупаются точно к моменту сборки, запасов на будущее не делается. Но отсутствие даже одного чипа может остановить производственную линейку крупного завода.
По значимости для производителей чипов автомобилестроительные компании на втором месте после технологических, так как создатели гаджетов заключают долгосрочные контракты на поставку. В 2020 году только 3% продаж TSMC приходилось на автомобильные чипы, а на полупроводники для смартфонов — 48%.
Что происходит с автомобильными компаниями из-за дефицита полупроводников
Honda — останавливает шесть заводов в США, Канаде и Мексике.
Hyundai — сократил работу в выходные дни, чтобы скорректировать производство таких брендов, как Kona, Avante, Grandeur и Sonata.
Volvo — сократил производство грузовиков по всему миру.
Nissan — скорректирует производства на заводах в США и Мексике.
Nio — приостановила производство автомобилей на заводе Хэфэй. Компания снизила прогноз по производству на первый квартал до 19,5 тыс. единиц (предыдущий прогноз: 20–20,5 тыс. единиц).
Toyota — приостановила производство в Чехии.
Volkswagen — приостановил производство на заводе в Португалии.
Mitsubishi — сократил производство на внутреннем рынке на 4–5 тыс. единиц в марте и пересматривает производственный план на апрель.
Какие еще факторы влияют на дефицит полупроводников
TSMC — главный бенефициар дефицита полупроводников
Главные производители чипов на данный момент — тайваньская TSMC и южнокорейский Samsung. TSMC контролирует более половины мирового рынка микросхем, изготавливаемых на заказ. Сейчас компания строит новый завод. Предполагается, что полупроводники с нового производства станут на 70% более быстрыми и эффективными, чем прежние. Производство будет запущено в 2022 году.
Производством чипов занимается и Intel, однако американская компания не справляется с этой задачей на 100% и часть работ передает на аутсорс TSMC. По данным Financial Times, Intel уже обговаривает возможное партнерство с TSMC по новому производству в Тайване. Аналитик по производству микросхем в Bernstein Марк Ли считает, что в 2023 году Intel передаст TSMC на аутсорс 20% производства процессоров.
В феврале TSMC объявила о создании дочерней компании в Японии для проведения исследований в области новых полупроводниковых материалов.
По мнению аналитиков, одна из ключевых причин, по которой TSMC настолько эффективна и прибыльна, это концентрация производства в Тайване. По оценкам приближенных к компании людей, производственные затраты в США будут на 8–10% выше, чем в Тайване.
Европейские компании занимаются разработкой полупроводников, но избегают создания собственных производств, а вместо этого передают большую часть работ сторонним компаниям вроде TSMC. Поэтому производство микросхем в Европе на несколько поколений отстает от лидеров отрасли, таких как TSMC и Samsung. Остальные мелкие производители серьезно уступают лидерам в технологиях и производственных мощностях.
Проблема с нехваткой полупроводников начинает набирать все большие обороты: правительства и компании уже высказывают обеспокоенность тем, что дефицит микросхем может замедлить восстановление экономики после пандемии.
Samsung предупреждает, что сбои с поставками чипов могут распространиться и на более широкий технологический сектор.
В исследовательской компании TrendForce считают, что общеотраслевые усилия по ускорению производства автомобильных микросхем могут привести к замедлению поставок полупроводников для бытовой электроники и промышленных приложений.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем аккаунте в Instagram
Почему дефицит микросхем – это миф, но автокомпаниям и дилерам он выгоден
Марк Лю, глава одного из крупнейших производителей микрочипов в мире, Taiwan Semiconductor Manufacturing Co (TSMC), который является поставщиком Apple, Intel, Qualcomm и AMD, развенчал миф о дефиците микросхем для автомобилей
В прошлом году автопром сильно пострадал из-за локдаунов. Автокомпаниям приходилось закрывать заводы, а дилерам – шоу-румы и торговать машинами буквально из-под полы. Словом все они понесли солидные издержки, а эти издержки нужно как-то покрывать. Но как? Просить помощи от государства? Оно конечно поможет, но долги придется отдавать. Резко поднять цены на автомобили? Покупатели не поймут, и продажи могут упасть еще сильнее. Выпускать больше машин и заработать за счет объема? Увы, рынок не бездонный и даже с учетом отложенного спроса может возникнуть затоваривание, а, следовательно, вновь придется нести убытки.
И на данном этапе рассуждений в голову какого-то менеджера приходит гениальная по своей простоте мысль: а что если создать искусственный дефицит? Все мы знаем, что происходит, когда возникает нехватка того или иного ходового товара, будь то гречка или туалетная бумага – покупатели начинают сметать его с полок по любой цене.
Аналогичная история повторилась и с автомобилями. Их вдруг стало не хватать, причем по всему миру. Покупатели же готовы были тратить деньги, которые накопились за счет отложенных поездок на отдых и «вертолетной» финансовой помощи от государства (в развитых странах). Машину захотели иметь даже те, кто раньше о ней и не думал: в постковидную эпоху личный транспорт стал своего рода «оберегом», защищающим человека от вирусов.
Словом спрос появился нешуточный, а вот машин сильно больше производиться не стало. А что делают продавцы, когда спрос превышает предложение? Правильно – повышают цены. Причем повышают ровно на столько, насколько покупатели готовы переплатить. Если есть люди, согласные взять новый Land Cruiser, на который дилер накинул миллион сверху, как-то странно продавать этот же внедорожник за официальный прайс.
Не знаю, кто начал эту спекулятивную игру первым – дилеры или сами автопроизводители, но она оказалась выгодна и тем и другим. Одни смогли быстро заработать и отбить убытки от локдауна, другие – стали делать больше машин в дорогих комплектациях, которые приносят наибольшую прибыль – ведь покупатель готов купить все, что ему дают. Плюс заводы получили заказы на месяцы вперед, а вместе с ними и уверенность в завтрашнем дне. Ну и зачем, спрашивается, им нарушать эту идиллию? Гораздо проще сослаться на мифический дефицит микросхем, оправдывая многомесячные очереди и улетевшие в космос цены на машины.
Хотя здесь тоже все не так просто. Ведь автоконцерны формально не причем, и винят во всех грехах производителей автокомпонентов – это им не хватает чипов. Тот же завод Bosch Самара, сорвавший поставки блоков ABS/ESP на конвейер АВТОВАЗа, прогремел на всю страну. И подумайте, стал бы немецкий бренд портить свою репутацию, только для того, чтобы автопроизводитель и его дилер смогли больше заработать на дефиците машин?
А может быть, чипы оседают на складах перекупщиков, которые тянут с поставками для того, чтобы тоже заработать? Такой вариант исключать нельзя. Более того, возможен даже «заговор» на уровне… правительств! И это не шутка: американцы уже давно хотели развернуть масштабное производство микросхем у себя дома, чтобы не зависеть от несговорчивого Китая и других азиатских поставщиков – а тут и повод подвернулся, под который можно запросить у государства дополнительные ассигнования на строительство новых заводов.
Запутанная микросхема: чипы для смартфонов и машин не успевают развозить
Мировые поставки чипов в III квартале 2021-го побили исторический максимум в натуральном выражении, зафиксировала Ассоциация полупроводниковой промышленности. Выручка же от продажи микросхем с июля по сентябрь выросла на 27,6% по сравнению с тем же периодом 2020 года. Однако зарубежные и российские компании продолжают сообщать о нехватке чипов. Вероятно, проблема дефицита может поддерживаться искусственно, поскольку она позволяет некоторым участникам рынка извлечь краткосрочную выгоду из ситуации, считают некоторые эксперты. Другие уверены, что причина продолжающегося кризиса — логистические сложности, неравномерное распределение готовых микросхем, а также недостаток производственных мощностей.
Чипов много не бывает
— Рост поставок чипов в III квартале обусловлен глобальной мобилизацией производства по всему миру, закончились ремонты производств в Азии, введены новые мощности в Европе, — согласен исполнительный директор технологической практики PwC в России Артем Семенихин.
— Мы ощущаем дефицит с начала года. К концу года влияние нарастало. Сейчас можно описать ситуацию как «стабильно плохо», — сказал технический директор «АТБ Электроника» Степан Фионов.
Проблему подтвердили в «АвтоВАЗе».
— В настоящее время «АвтоВАЗ» в ежедневном режиме отслеживает ситуацию с поставками, в зависимости от которых мы выстраиваем график производства наших линий. К сожалению, мы не ожидаем скорого разрешения проблемы, — заявили в пресс-службе компании.
О недостатке электронных компонентов в автопроме также сообщили в «Сантэл-Навигации» (поставщик приборов ЭРА-ГЛОНАСС СП Daimler и КамАЗа, и других автопроизводителей) и международной консалтинговой компании Roland Berger.
Цены на взлет
Эксперты говорят о проблеме искусственного поддержания дефицита, от которого могут получить выгоду участники отрасли от производителей сырья для микросхем до изготовителей конечной продукции. По словам Степана Фионова, есть производители, которые заказывают больше чипов, чем требуется, для последующей перепродажи по завышенным ценам.
— Нельзя не отметить спекуляции со стороны азиатского рынка, где на данный момент комплектующие имеются в наличии и реализуются по ценам, отличающихся от цен производителя, они порой на один, два порядка выше, — сказал он.
Председатель TSMC Марк Лю в октябре заявил, что их фабрики выпускают больше чипов, чем доходит до конечных продуктов. По его словам, на рынке микросхем есть игроки, которые сознательно накапливают компоненты.
— Заказчики увеличивают буферные склады комплектующих. Таким образом, к производственным потребностям добавляется запрос на увеличение запасов. Поскольку заказчики обращаются ко всем дистрибьюторам, те также увеличивают свои заказы на фабриках с учетом расширения буферных складов. Спрос, таким образом, мультиплицируется, — указал исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский.
Влияние неравномерного распределения компонентов по заказчикам отметил и директор НПП «Итэлма» Евгений Горелик.
Прежде всего поддержание дефицита выгодно звену, распределяющему микросхемы, уточнил аналитик MForum Analytics Алексей Бойко.
— Поскольку производители чипов не так активно поднимают цены, именно торговые компании имеют возможность получать максимальную долю прибыли от своих сделок при условии, что у них есть какой-то оборотный капитал, который можно вложить в товарные складские запасы, — сказал эксперт.
В конце концов и конечные производители электроники вынуждены поднимать цены, отметил эксперт. Дефицит чипов позволил многим изготовителям конечных устройств оправдать подорожание продукции, считает Артем Семенихин.
— Для коммерческих организаций сохранение дефицита, а, следовательно, повышенного спроса на товар, всегда выгодно. В этом плане мы наблюдаем кратковременный эффект «естественной монополии», — заметил эксперт.
Ранее BMW и Daimler сообщили о желании держать цены некоторых моделей на высоком уровне даже после окончания полупроводникового кризиса.
Задача на логистику
Ранее аналитики IDC и Susquehanna Financial Group указывали на проблемы с логистикой. В октябре сроки поставок микросхем выросли с привычных 9–12 недель до 22–25. В некоторых случаях заказы приходили и через 60 недель, то есть больше чем через год.
— Есть сложности с самой перевозкой — недостаток контейнеров, снижение количества авиарейсов и, как следствие, серьезное удорожание доставки продукции до потребителя, — сказал Степан Фионов.
Сегодня наблюдается большое напряжение во всей цепочке поставок, включая логистику, согласен председатель комитета производителей автокомпонентов Ассоциации европейского бизнеса Алексей Беляев. Но на первое место он всё же ставит проблему нехватки производственных мощностей. Такого мнения придерживается и Евгений Горелик.