Проблемы на рынке автомобилей

Итоги ноября на российском авторынке: падение на 20%

Проблемы на рынке автомобилей. Смотреть фото Проблемы на рынке автомобилей. Смотреть картинку Проблемы на рынке автомобилей. Картинка про Проблемы на рынке автомобилей. Фото Проблемы на рынке автомобилей

Вот уже пятый месяц подряд объемы продаж новых автомобилей в России продолжают снижаться: по данным Ассоциации европейского бизнеса, результат ноября составил 125 тысяч машин (без учета марок Mercedes, BMW и Mini, которые предоставляют свою статистику только раз в квартал), что на 20,4% меньше, чем годом ранее. Сильный прирост рынка в первом полугодии, обусловленный трудностями в аналогичный период прошлого года из-за строгих ковидных ограничений, сменился затяжным падением: за последние одиннадцать месяцев покупателей нашли 1 млн 439 тысяч автомобилей, то есть преимущество относительно суммарного объема продаж с января по ноябрь 2020-го теперь составляет всего лишь 6,9%.

По прогнозу АЕБ, даже в декабре, несмотря на традиционный предновогодний рост продаж, рассчитывать на положительную динамику не стоит, так что общегодовые результаты, в сравнении с 2020-м, могут оказаться весьма скромными. Более того, в первые месяцы следующего года российский рынок едва ли оправится на фоне сокращения производства, нехватки полупроводников, логистических проблем и растущих дилерских наценок, а сегмент электромобилей может особенно сильно пострадать из-за отмены нулевой импортной пошлины вкупе со вступлением в силу постановления правительства, которое предполагает почти девятикратное увеличение ставки утилизационного сбора на такие машины.

Лада Веста уже четвертый месяц подряд оказывается самой популярной моделью на рынке, причем более дешевой Гранте, которая сильнее пострадала от дефицита микрочипов, до сих пор не удается сократить отставание. Вместе с ними в десятке лидеров вновь оказались сразу две Тойоты (RAV4 и Camry), а Renault Logan и лифтбеки-близнецы Volkswagen Polo и Skoda Rapid продолжают терять позиции, пропустив вперед Duster и стремительно набирающий популярность Haval Jolion. Да и в целом среди производителей из более-менее заметных игроков российского рынка легковых автомобилей приростом могут похвастать только китайские бренды Haval, Chery и Geely, а также компания Mitsubishi, продемонстрировавшая положительную динамику во многом благодаря тому, что в ноябре прошлого года она еще не успела отойти после резкого падения продаж в начале пандемии.

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в ноябре 2021 года (в сравнении с ноябрем 2020-го)

Марканоябрь 2021, шт.ноябрь 2020, шт.Динамика
Лада2637338064–31%
Kia1451421012–31%
Hyundai1439517469–18%
Renault1183713852–15%
Toyota76068199–7%
ГАЗ54285540–2%
Volkswagen504010864–54 %
Skoda50009666–48%
Haval49091628+202%
Nissan46774924–5%
Chery40971497+174%
УАЗ30704109–25%
Mitsubishi30232839+6 %
Geely28262015+40 %
Mazda25652953–13%
Ford21231218+74%
Lexus9082233–59%
Peugeot733425+72%
Genesis61454+1037%
Audi6141803–66%
Changan567871–35%
Volvo5521030–46%
Porsche519385+35 %
Suzuki500855–42%
Citroen432297+45%
Land Rover416735–43%
Cheryexeed403103+291%
Subaru232634–63%
Chevrolet19744+348%
GAC174
FAW162288–44%
Opel14791+62%
Cadillac13390+48%
Fiat106113–6%
Infiniti104184–43%
Jeep101102–1%
Honda9079+14%
Isuzu7883–6%
Dongfeng7087–20%
Jaguar3793–60%
IVECO3429+17%
Hino27
Lifan26108–76 %
Brilliance436–89%
Zotye20
Foton123–96%
Chrysler03
Datsun0853

Топ-25 самых популярных автомобилей в России в ноябре 2021 года (в сравнении с ноябрем 2020-го)

Источник

«Негативный тренд продолжается»: продажи автомобилей падают третий месяц подряд

Продажи новых автомобилей выросли на 15,1% за первые три квартала 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего за январь–сентябрь 2021 года было продано 1 260 111 автомобилей.

За сентябрь 2021 года дилерам удалось реализовать 119 485 автомобилей, что на 22,6% меньше, чем в 2020 году, и на 31,5% меньше показателей 2019 года.

Лидер рынка «Автоваз» в сентябре потерял в продажах 51% (продано 17 189 автомобией), KIA — минус 16% (17 037), Hyundai — минус 26% (13 624).

Негативный тренд продолжается, комментирует Томас Штэрцель, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ: «Хорошо известный дефицит автомобилей на рынке, связанный с сокращением производства и мировой проблемой нехватки полупроводников, а также новые вызывающие опасения факторы, такие как энергетический кризис в Китае и Великобритании, рост стоимости сырья и другие проблемы, будут поддерживать негативный тренд в ближайшие несколько месяцев». По его мнению, сейчас ситуация на рынке крайне нестабильна и в ноябре Комитет автопроизводителей пересмотрит свой прогноз рынка на 2021 год.

Согласно прогнозу АЕБ, сделанному в июле, по итогам 2021 года рынок вырастет на 9,8%. Всего будет продано 1,75 млн автомобилей.

Дефицит из-за чипов

«Начало года было еще ничего: продажи у дилеров шли неплохо, машины были в наличии. Но цены начали расти с начала года, а примерно со II квартала стал усиливаться дефицит автомобилей и, соответственно, увеличились сроки поставок новых машин», — напоминает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. Основная причина проблем на российском авторынке, как и на мировом, — нехватка электронных компонентов (чипов).

Как же мировые автопроизводители старались компенсировать нехватку микросхем? К примеру, Mercedes весной этого года на время останавливал производство седанов С-класса, чтобы использовать чипы для выпуска более дорогих моделей. К аналогичной схеме прибегала и Renault: производитель сортировал свои чипы, резервируя их для более маржинальных моделей.

В 2021 году из-за дефицита полупроводников в мире будет выпущено на 7-9 млн автомобилей меньше, говорится в исследовании компании BCG (Boston Consulting Group). В I квартале 2021 года производственные потери мировых автопроизводителей, по данным BCG, составили примерно 1,4 млн единиц. Сильнее всего упало производство в Европе — на 428 990 автомобилей, в Китае — на 364 774 и в Северной Америке — на 354 442 автомобиля. Российский рынок отдельно BCG не выделяет, но он входит в европейский. Во II квартале производство упало еще на 2,6 млн единиц (больше всего в Северной Америке — 866 924, в Европе — 743 100 и в Китае — 419 600).

Наиболее существенные потери производства в первом полугодии этого года понесли автоконцерны Ford (падение более 700 000 единиц), Stellantis (марки Chrysler, Citroën, Dodge, Fiat, Jeep и др. — падение почти 600 000) и Renault-Nissan-Mitsubishi (падение более 415 000). В III и IV кварталах, по прогнозам BCG, падение составит еще от 3 млн до 5 млн единиц.

А что же российские заводы? Они почувствовали дефицит чипов этим летом. Крупнейший российский производитель «Автоваз» из-за дефицита компонентов несколько раз приостанавливал выпуск ряда моделей Lada. В конце июня в Нижнем Новгороде остановили завод Группы ГАЗ филиала Volkswagen Group Rus. Оставшись без чипов, «Автоваз» стал предлагать дилерам комплектации Lada Vesta, Xray и Largus без мультируля с функцией круиз-контроля и мультимедийной системы. Чтобы избежать рисков остановки крупнейших автопроизводителей и возникновения дефицита российских автомобилей у дилеров, автоконцернам разрешили до конца года не устанавливать на машины в России и других странах ЕАЭС систему экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС).

Воспользоваться мерой пока смог лишь «Автоваз». С середины сентября автоконцерн перестал устанавливать на новые автомобили ЭРА-ГЛОНАСС-модули.

Все в очередь

«Дефицит был с начала года, но сейчас стало хуже», — сетует представитель крупного российского дилера. По его словам, на рынке более-менее доступны Renault, BMW и весь модельный ряд выше линейки С у Mercedes-Benz. По остальным производителям жесткая нехватка, особенно у Lexus, Volkswagen и Nissan.

«Наибольший дефицит по популярным в России кроссоверам, их не хватает по BMW, Audi, Mercedes-Benz, Porsche и Volvo. Серьезная проблема с поставками у MINI, автомобилей нет совсем. Мы начинаем продавать авто из шоурума и уже опасаемся, что ситуация с поставками может продлиться более длительное время и потом уже даже в шоуруме будет нечего экспонировать», — добавляет Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «АВТОDOM».

Дефицит есть по всему рынку новых автомобилей, но в большей степени касается моделей с самым современным уровнем мультимедиасистем, технически наиболее сложных, говорит Андрей Каменский, директор по маркетингу АГ «АВИЛОН».

По его словам, чтобы сократить сроки поставок, производители ввели ограничения на некоторые опции. Например, в зависимости от бренда и модели покупателям временно недоступны панорамные крыши, камеры кругового обзора, дисплеи и др. «По Mitsubishi остались автомобили только в максимальном оснащении, все базовые раскуплены, у Hyundai нет в наличии Santa Fe и Palisade. У Volvo в наличии есть практически весь модельный ряд, но некоторые версии остались в количестве нескольких штук», — перечисляет Каменский.

Потребители, которые хотят приобрести новый автомобиль, вынуждены ожидать его несколько месяцев. «В среднем срок ожидания нового автомобиля массового сегмента вырос примерно на месяц-полтора, в премиальном сегменте — на полтора-два месяца», — отмечает Андрей Каменский. «Около трех месяцев нужно будет подождать Skoda, пять-шесть месяцев — Volkswagen, семь месяцев — импортные BMW. Даже Lada, а также Hyundai и Kia российской сборки не всегда есть в наличии у дилера», — говорит Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto.

Цены на взлет

На волне нехватки машин у дилеров и высокого спроса со стороны покупателей растут и цены. Средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России по итогам августа нынешнего года составила 2,14 млн рублей, подсчитали эксперты агентства «Автостат». Если в июне средневзвешенная цена составляла более 1,8 млн рублей, то в июле она уже превысила 1,9 млн рублей, а в августе выросла еще на 200 000 рублей. Рост с января по август составил 21%.

За последний год в среднем цена автомобиля в массовом сегменте выросла на 15-25% в зависимости от бренда и модели, премиум-сегмент дорожал быстрее, массовый — более аккуратно, говорит Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр». «В сентябре произошло повышение цен на автомобили BMW, в зависимости от модели в среднем на 1,8%. По бренду Volvo рост цен в сентябре составил 100 000 рублей. В октябре уже произошло увеличение стоимости автомобилей Fiat в среднем на 2%. По брендам Cadillac и Chevrolet цены выросли по моделям: Cadillac XT4 —-80 000 рублей, XT5 — 150 000 рублей, XT6 — 200 000 рублей, Chevrolet Traverse — 60 000 рублей. И до конца года автомобили еще будут дорожать», — прогнозирует Каменский. «Прибавка идет по 1-2% ежемесячно. За девять месяцев текущего года Kia Rio Сomfort прибавила в цене 115 000 рублей — с 914 900 до 1 029 900 рублей, а Skoda Rapid Аctive 100 000 рублей — с 958 000 до 1 059 000 рублей», — говорит Денис Мигаль.

Учитывая сложившуюся на рынке ситуацию, эксперты «Автостата» прогнозируют дальнейший рост цен: в целом за весь 2021 год стоимость авто может вырасти на 25%.

Спасение «с пробегом»

Какой же выход ищут дилеры? «Нас спасают продажи авто с пробегом. По итогам девяти месяцев 2021 года в «Рольф» продажи новых автомобилей выросли на 7%, а авто с пробегом — на 54% год к году», — говорит представитель «Рольф». Fresh Auto за девять месяцев 2021 года продала 22 137 автомобилей с пробегом, это на 64% больше, чем в январе этого же года. Высокий покупательский спрос на подержанные автомобили фиксирует и «АВИЛОН». В первую очередь клиенты интересуются автомобилями в возрасте 2-3 лет с незначительным пробегом, а также одним владельцем, говорит Андрей Каменский, при этом число предложений уменьшается, в том числе под влиянием дефицита новых машин, из-за которого сокращается количество сделок по трейд-ин.

По данным «Авито Авто», за прошедшие девять месяцев 2021 года продажи на рынке авто с пробегом выросли на 7,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя цена автомобиля с пробегом в стране составила 335 000 рублей, увеличившись на 17,5% по сравнению с январем-сентябрем прошлого года. Первое место среди самых востребованных моделей на рынке авто с пробегом занимает ВАЗ (LADA) Priora со средней ценой 207 000 рублей и долей в продажах 3,3%. На второй позиции — ВАЗ (LADA) 2114 Samara (средняя цена на рынке авто с пробегом — 100 000 рублей, доля в продажах — 2,5%). Третья строчка — у ВАЗ (LADA) Granta (средняя цена на рынке авто с пробегом — 335 000 рублей, доля в продажах — 2,4%). Замыкают пятерку лидеров по продажам на рынке авто с пробегом ВАЗ (LADA) Kalina и Ford Focus. В топ-10 самых продаваемых моделей на рынке авто с пробегом по итогам прошедших девяти месяцев 2021 года также входят Hyundai Solaris, ВАЗ (LADA) 2107, Kia Rio, ВАЗ (LADA) 2110 и ВАЗ (LADA) 4×4 («Нива»).

Когда ждать стабилизации

«Безусловно, рано или поздно ситуация нормализуется, но маловероятно, что это произойдет раньше середины следующего года. Цены к тому времени вырастут в лучшем случае на процент инфляции и однозначно не пойдут вниз», — говорит Андрей Терлюкевич из «АвтоСпецЦентра».

По большому счету дилерам делать нечего, придется работать с тем, что есть, говорит Владимир Беспалов. По его мнению, если в начале года предполагалось, что ситуация с микрочипами нормализуется к концу 2021 года, а дефицит сохранится лишь до 2022-го, то сейчас очевидно — проблема может сохраниться до 2023 года. Прогноз по итогам продаж по году Беспалов пересматривать пока не будет: прогноз роста на 5% по итогам года предполагает, что в четвертом квартале падение составит около 17% к четвертому кварталу прошлого года.

На поддержку государства дилерам пока надеяться нечего. Программы льготного автокредитования и лизинга автотехники (предполагают субсидирование 10% скидок на автомобиль стоимостью до 1,5 млн рублей. — Forbes) не планируется возобновлять до конца текущего года, на следующий год на них предусмотрено около 10 млрд рублей, сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров.

Источник

Новогодних скидок на машины не будет. Но есть и хорошие новости

Проблемы на рынке автомобилей. Смотреть фото Проблемы на рынке автомобилей. Смотреть картинку Проблемы на рынке автомобилей. Картинка про Проблемы на рынке автомобилей. Фото Проблемы на рынке автомобилей

Проблемы на рынке автомобилей. Смотреть фото Проблемы на рынке автомобилей. Смотреть картинку Проблемы на рынке автомобилей. Картинка про Проблемы на рынке автомобилей. Фото Проблемы на рынке автомобилей

Ждать новогодних распродаж бессмысленно, ведь у автодилеров в этому году нет проблем со спросом, говорят участники рынка. Если на какие-то редкие модели и установят скидки, то они будут далеко не такими щедрыми, как раньше, предсказал председатель комитета по развитию предпринимательства в автомобильной отрасли Санкт-Петербургского отделения «Деловой России» Вячеслав Жигалов. Автомобилей на складах осталось мало, очередь заказов на многие импортные модели уже перешла на 2022 год, а срок ожидания увеличился в среднем на полтора месяца.

Спрос сейчас значительно превышает предложение, отмечает руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Всему виной — дефицит автомобилей из-за нехватки микрочипов. По словам Целикова, если бы кризиса поставок автомобилей не было, то в этом году продажи оказались бы на уровне двух миллионов машин. Но в нынешней ситуации ожидаемый объем реализации автомобилей в России составит 1,6-1,7 миллиона единиц. Это на 36% больше, чем в прошлый, «пандемийный» год, но меньше, чем в 2018 и 2019 годах.

Помимо этого, авторитейл в 2021 году показал значительный рост цен на новые машины — плюс 20-25%. И это не считая стоимости дополнительного оборудования, которое прибавляет к чеку еще несколько сотен тысяч рублей. Автомобили АвтоВАЗа сейчас можно купить на 9-12% дороже, чем в январе. Citroen только в ноябре поднял цены на все модели на 20-50 тысяч рублей. Один из самых популярных в России брендов — Kia — увеличил стоимость своих машин на суммы от 15 до 100 тысяч рублей.

Когда покупать новую машину

Быстрого решения проблем с поставками автомобилей на российский рынок ждать не стоит в ближайшее время, говорит аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. Поэтому тем, кому срочно необходимо поменять машину, стоит заказать ее сейчас.

Проблемы на рынке автомобилей. Смотреть фото Проблемы на рынке автомобилей. Смотреть картинку Проблемы на рынке автомобилей. Картинка про Проблемы на рынке автомобилей. Фото Проблемы на рынке автомобилей

Сергей Целиков добавляет, что если есть возможность именно заказать автомобиль, а не покупать на месте, то лучше ей воспользоваться. «Все, что есть в наличии у дилеров — уходит с огромными накрутками. Поэтому, если человек готов подождать какое-то время, то можно сделать предзаказ у дилера и ждать по рекомендованной розничной цене. Срок ожидания увеличился, но если экономия составит полмиллиона рублей, то почему бы и не подождать», — советует Целиков.

Допы на полмиллиона скоро исчезнут

Покупка автомобилей, которые сейчас находятся на складах автодилеров, обойдется намного дороже за счет включенного в стоимость дополнительного оборудования. Это уникальная ситуация, такого никогда не было на рынке, говорит Сергей Целиков. Сигнализация с автозапуском и GSM, антишум, антикор, защита двигателя и коробки, ковры и брызговики в комплекте могут прибавить до 450 тысяч рублей к цене автомобиля массового сегмента.

Впрочем, эксперты уверены: обязательные допы уйдут в прошлое, как только объемы поставок автомобилей вернутся на прежний уровень. Баланс рынка восстановится, и тогда продавцам не придется накручивать стоимость машин для большей выручки.

Проблемы на рынке автомобилей. Смотреть фото Проблемы на рынке автомобилей. Смотреть картинку Проблемы на рынке автомобилей. Картинка про Проблемы на рынке автомобилей. Фото Проблемы на рынке автомобилей

Что ждать от цен в следующем году

По прогнозам исследовательской компании IHS Markit, ситуация с микроэлектроникой останется напряженной на протяжении всего 2022 года. Аналитики Intel предрекают, что дефицит сохранится и в 2023-м. Владимир Беспалов говорит, что в любом случае быстрого решения проблемы не произойдет. Следовательно, цены будут только расти.

Сергей Целиков согласен с этим мнением: «Все зависит от производства, здесь ситуация непредсказуемая. Все ждали, что к концу этого года все разрешится, но, как видим, сдвига в лучшую сторону не произошло. И в прогнозах все дальше и дальше оттягивается момент, когда кризис в связи с нехваткой микрочипов завершится. Все зависит от того, как производители сумеют договориться с поставщиками и какие сбои ждут в дальнейшем. В первом полугодии нормализации ситуации точно не предвидится».

При этом Вячеслав Жигалов настроен более оптимистично: «Мы можем ориентироваться на то, что к концу первого квартала следующего года ситуация начнет выправляться. Думаю, что это не будет одномоментно для всех. В среднем, картина начнет улучшаться к концу марта».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *