Программа стажировки водителя автомобиля образец
Программа стажировки
стажировки водителей наименование организации
Ознакомление работника с функциональной структурой подразделения, характером и особенностями предстоящей работы, производственно-технологическими процессами. Практическое освоение приемов и методов трудовой деятельности.
В период стажировки работник должен подробно изучить:
п/п
Ознакомление с техническими характеристиками и мерами безопасности при эксплуатации автомобиля, с устройством и порядком обслуживания транспортных и грузоподъемных средств, и механизмов, со всеми опасными местами механизма, машин, с устройством и применением предохранительных ограждений, приспособлений, а также назначением и правилами пользования средствами индивидуальной защиты
Подбор, применение инвентаря, приспособлений, инструмента и др. в соответствии с инструкциями по охране труда и технологических регламентов.
Если общая продолжительность стажировки составляет менее 5 смен, то соответственно изменяется продолжительность каждого из этапов или исключаются отдельные этапы. Это устанавливается исходя из практического опыта, конкретных обстоятельств и обязанностей (функций) работника.
Должность (ответственного за БДД) (подпись) Ф.И.О.
Приказ о стажировке водителя
Стажировка – это период, в течение которого сотрудник приобретает нужные навыки для дальнейшей работы. В нее может включаться, к примеру, изучение техники безопасности. Основные цели мероприятия: проверка профессиональной подготовки сотрудника, его ознакомление с техникой безопасности и правилами. Процедура предполагает документальное оформление. В частности, нужен приказ о стажировке водителя (образец – в конце статьи).
В каких случаях назначается стажировка
Стажировка в обязательном порядке проводится в этих случаях:
Стажировку стоит провести при переводе на другой тип транспорта.
Особенности проведения
Стажировка подразделяется на эти этапы:
Стажировка предполагает назначение ответственного лица, которое будет проводить инструктаж водителя. К нему предъявляется ряд требований. В частности, у этого лица должен быть большой водительский стаж.
Длительность стажировки зависит от будущей работы и опыта водителя. Однако она, в отличие от испытательного срока, в любом случае будет непродолжительной. Как правило, это 4-8 часов. Стажировка является оплачиваемым временем. Размер зарплаты определяется положениями трудового договора.
Документальное сопровождение
Проведение стажировки сопровождается оформлением этих документов:
Сотрудник допускается к стажировке на основании соответствующего приказа. В нем должны содержаться сроки мероприятия, данные о водителе и его наставнике.
Образец приказа
Приказ о прохождении стажировки №88
22 ноября 2020 года
Для обеспечения безопасной эксплуатации ТС, в соответствии с нормами п.7.2.4. ГОСТ 12.004-90, ТК, Постановления Минтруда №1/29 от 13 января 2003 года
1. Водителя Иванова Т.Л. допустить к стажировке сроком 2 смены с 24 ноября по 26 ноября под руководством наставника Громова А.Р.
2. Ответственному по БДД Зайцеву О.О. организовать стажировку в соответствии с Программой стажировок ООО «Автоцентр».
3. Итоги зафиксировать в листе прохождения стажировки.
4. Ответственность за исполнение распоряжения возложить на Зайцева О.О.
Директор Громыко О.Л. (подпись)
С приказами ознакомлены:
Иванов Т.Л. (подпись)
Зайцев О.О. (подпись)
Громов А.Р. (подпись)
Программа стажировки водителя автомобиля образец
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства транспорта РФ от 11 марта 2016 г. № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”
В соответствии с подпунктом 5.2.10.(3) Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395 (Собрание законодательства Российской Федерации 2004, № 32, ст. 3342; 2006, № 15, ст. 1612, № 24, ст. 2601, № 52 (ч. 3), ст. 5587; 2008, № 8, ст. 740, № 11 (ч. 1), ст. 1029, № 17, ст. 1883, № 18, ст. 2060, № 22, ст. 2576, № 42, ст. 4825, № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378, № 4, ст. 506, № 6, ст. 738, № 13, ст. 1558, № 18 (ч. 2), ст. 2249, № 32, ст. 4046, № 33, ст. 4088, № 36, ст. 4361, № 51, ст. 6332; 2010, № 6, ст. 650, ст. 652, № 11, ст. 1222, № 12, ст. 1348, № 13, ст. 1502, № 15, ст. 1805, № 25, ст. 3172, № 26, ст. 3350, № 31, ст. 4251; 2011, № 14, ст. 1935, № 26, ст. 3801, ст. 3804, № 32, ст. 4832, № 38, ст. 5389, № 46, ст. 6526, № 47, ст. 6660, № 48, ст. 6922; 2012, № 6, ст. 686, № 14, ст. 1630, № 19, ст. 2439, № 44, ст. 6029, № 49, ст. 6881; 2013, № 5, ст. 388, № 12, ст. 1322, № 26, ст. 3343, № 33, ст. 4386, № 38, ст. 4821, № 45, ст. 5822; 2014, № 12, ст. 1286, № 18 (ч. 4), ст. 2177, № 30 (ч. 2), ст. 4311, № 30 (ч. 2) ст. 325, № 37, ст. 4974, № 42, ст. 5736, № 43, ст. 5901, ст. 5926; 2015, № 2, ст. 491, № 16, ст. 2394, № 17 (ч. 4), ст. 2571, № 20, ст. 2925, № 38, ст. 5300), № 47, ст. 6605, № 49, ст. 6976; 2016, № 1 (ч. 2), ст. 242, № 2 (ч. 1), ст. 325, № 7, ст. 996, 997), приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Министр | М.Ю. Соколов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 августа 2016 г.
Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 11 марта 2016 г. № 59)
4. Профессиональный отбор проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с целью привлечения к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств, лиц, имеющих уровень компетенции, необходимой для надлежащего осуществления возлагаемых на них трудовых функций и соответствующей требованиям, предъявляемым к ним в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. В соответствии с требованиями статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, результаты которых оформляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111)*(3).
8. Соответствие работников требованиям к стажу (опыту) работы, установленным Квалификационными требованиями, подтверждается трудовой книжкой или иными документами в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
9. В случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.
10. В ходе собеседования подтверждается соответствие или несоответствие работников требованиям, предъявляемым к их знаниям на основании Квалификационных требований (в случае если прием на работу проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).
Собеседование проводится в устной форме. По решению юридического лица или индивидуального предпринимателя в дополнение к устной форме может использоваться также письменная форма (тестирование).
11. Результаты собеседования заносятся в листы собеседования, которые должны храниться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не менее пяти лет*(4).
13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.
Количество часов стажировки устанавливается работодателем.
14. При стажировке юридические лица и индивидуальные предприниматели проводят дополнительную проверку знаний и умений водителей на соответствие Квалификационным требованиям.
15. Стажировка водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.
16. Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:
не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).
17. Работодатели ведут документальный учет всех проведенных стажировок каждого водителя.
18. Прохождение стажировки подтверждается стажировочным листом, содержащим следующие сведения:
номер стажировочного листа;
фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
дата и время прохождения, количество часов стажировки;
замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью*(5), о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
19. Оформленные стажировочные листы должны храниться у юридического лица или индивидуального предпринимателя не менее пяти лет.
20. Стажировка водителей включает инструктаж и практику.
21. Инструктаж проводится с целью предоставления водителю информации о специфике выполнения трудовых функций, связанных с перевозкой пассажиров и грузов.
22. Практика проводится с целью подтверждения соответствия умений водителя Квалификационным требованиям при самостоятельном управлении конкретным транспортным средством под контролем водителя-наставника и включает управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования.
Для водителей маршрутных транспортных средств практическое управление транспортным средством с выездом на дороги общего пользования, включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.
23. Профессиональное обучение работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(6) и с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 292*(7).
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2878; 2013, № 27, ст. 3477.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 1999, № 10, ст. 1158; 2002, № 18, ст. 1721; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 46, ст. 5553; № 49, ст. 6070; 2009, № 1, ст. 21, № 48, ст. 5717; 2010, № 30, ст. 4000, № 31, ст. 4196; 2011, № 17, ст. 2310; № 27, ст. 3881, № 29, ст. 4283, № 30 (ч. 1), ст. 4590, № 30 (ч. 1), ст. 4596; 2012, № 25, ст. 3268, № 31, ст. 4320; 2013, № 17, ст. 2032, № 19, ст. 2319, № 27, ст. 3477, № 30 (ч. 1), ст. 4029, № 48, ст. 6165, № 52 (ч. 1), ст. 7002; 2014, № 42, ст. 5615; 2015, № 24, ст. 3370, № 29 (ч. 1), ст. 4359.
*(3) Зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111, с изменениями внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970), от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848).
*(4) Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» (зарегистрирован Минюстом России 8 сентября 2010 г., регистрационный № 18380).
*(5) Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2015 г., регистрационный № 40032).
*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 23, ст. 2878, № 27, ст. 3462, № 30 (ч. 1), ст. 4036, № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566, № 19, ст. 2289, № 22, ст. 2769, № 23, ст. 2930, ст. 2933, № 26 (ч. 1), ст. 3388, № 30 (ч. 1), ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1 (ч. 1), ст. 42, ст. 53, ст. 72, № 14, ст. 2008, № 27, ст. 3951, ст. 3989, № 29 (ч. 1), ст. 4339, ст. 4364, № 51 (ч. 3), ст. 7241; 2016, № 1 (ч. 1), ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78, № 10, ст. 1320.
*(7) Зарегистрирован Минюстом России 15 мая 2013 г., регистрационный № 28395, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 августа 2013 г. № 977 (зарегистрирован Минюстом России 17 сентября 2013 г., регистрационный № 29969), от 20 января 2015 г. № 17 (зарегистрирован Минюстом России 3 апреля 2015 г., регистрационный № 36710) и от 26 мая 2015 г. № 524 (зарегистрирован Минюстом России 17 июня 2015 г., регистрационный № 37678).
Обзор документа
Установлено, как проводится профессиональный отбор и обучение лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Соответствие работников квалификационным требованиям подтверждается документами об образовании и (или) о квалификации, трудовой книжкой. Кроме того, проводится устное собеседование. По решению работодателя может дополнительно назначаться и письменное тестирование.
Предусматриваются обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры для определения пригодности лица для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более 1 года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения стажировки. Количество часов стажировки устанавливается работодателем.
При стажировке проводится дополнительная проверка знаний и умений водителей на соответствие квалификационным требованиям.
Стажировка водителей включает инструктаж и практику. Установлены требования к водителю-наставнику.
Приложение N 2. Тематический план специальной подготовки и стажировки водителей, впервые назначаемых для работы на легковых таксомоторах
Приложение N 2
к циркулярному письму Министерства
автомобильного транспорта и
шоссейных дорог РСФСР
от 13 июня 1968 г. N 173-ц
СОГЛАСОВАНО
Министерством охраны
общественного порядка СССР
19 февраля 1968 г.
Тематический план
специальной подготовки и стажировки водителей, впервые назначаемых для работы на легковых таксомоторах
(утв. Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР 20 февраля 1968 г.)
Тематический план разработан в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29 ноября 1967 г. N 1092 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1967 г. N 956.
Специальная подготовка (60 часов)
Стажировка в пассажирском автотранспортном предприятии (3 дня)
Методические указания и программа
специальной подготовки водителей, впервые назначаемых для работы на легковых таксомоторах
На занятиях необходимо широко использовать учебное оборудование, технические средства, наглядные пособия (агрегаты, узлы, приборы изучаемых легковых таксомоторов, плакаты, схемы, графики, таблицы, диапозитивы, учебные фильмы, образцы бланков путевых документов и т.п.).
Водители-стажеры, закончившие специальную подготовку и сдавшие зачет, что отмечается в учетном листке, направляются в автотранспортное предприятие для стажирования и прохождения дальнейшей работы на легковых таксомоторах.
Тема 1.
Особенности устройства и техническое обслуживание легковых таксомоторов
Технические характеристики изучаемых легковых таксомоторов, их эксплуатационные качества. Заправочные емкости. Рабочее место водителя, регулируемое сиденье. Органы управления и контрольные приборы, уход за ними. Особенности устройства двигателя, уход за ним. Пуск двигателя при различной температуре наружного воздуха. Особенности устройства механизмов трансмиссии, уход за ними, регулировочные работы. Особенности устройства узлов ходовой части, уход за ними и регулировка. Углы поворота и установки передних колес. Типы и размеры применяемых шин, нормы давления и пробега, меры по увеличению срока службы шин. Правила установки на колесах легкового таксомотора отремонтированных шин. Значение балансировки колес. Особенности устройства рулевого управления и тормозов, уход за ними и регулировка. Электрооборудование легкового таксомотора. Система наружного и внутреннего освещения и сигнализации. Предохранители. Уход за системой освещения и сигнализации. Регулировка фар. Расход электроэнергии на легковом таксомоторе и меры, обеспечивающие увеличение срока службы аккумуляторных батарей. Кузов легкового таксомотора и размещение дополнительного оборудования (радиоприемника, часов, зеркал, контрольной лампы зеленого цвета и др.). Типы применяемых таксометров, их устройство, работа, неисправности и правила пользования. Радиотелефонное оборудование на легковых таксомоторах, его размещение и правила пользования. Инструмент и принадлежности легкового таксомотора. Особенности технического обслуживания легковых таксомоторов. Контроль состояния узлов, влияющих на безопасность движения. Способы определения и устранения неисправностей легкового таксомотора, возникших в пути. Обкатка нового и капитально отремонтированного легкового таксомотора.
Тема 2.
Особенности структуры и условия работы пассажирского автотранспортного предприятия
Структура и задачи пассажирского автотранспортного предприятия. Основные службы, отделы и производственные участки. Закрытые и открытые стоянки; особенности хранения легковых таксомоторов на открытых стоянках в условиях низких температур. Мероприятия, проводимые в автотранспортном предприятии по поддержанию легковых таксомоторов в технически исправном состоянии и готовности к работе. Правила внутреннего распорядка в пассажирских автотранспортных предприятиях. Особенности эксплуатации легковых таксомоторов. Трансфинплан пассажирского автотранспортного предприятия и его выполнение. Показатели эффективной работы легковых таксомоторов. Особенности работы и задачи пассажирских автотранспортных предприятий в условиях нового планирования и экономического стимулирования. Основные понятия о хозрасчете. Режим работы водителей. Задачи улучшения обслуживания населения таксомоторными перевозками.
Тема 3.
Основные сведения по эксплуатации легковых таксомоторов
Назначение и виды таксомоторных перевозок. Правила пользования легковыми таксомоторами и служебная инструкция водителя.
Особенности работы маршрутных таксомоторов. Расчет плана выручки. Движение маршрутных таксомоторов по расписанию.
Тарифы на перевозку пассажиров в таксомоторах и порядок расчета за проезд. Билеты, применяемые на маршрутных таксомоторах.
Диспетчерское руководство таксомоторными перевозками; служебные взаимоотношения диспетчера с водителем. Инструктаж водителей об особенностях работы на маршрутах движения. Организация выпуска и режим работы легковых таксомоторов; применяемые графики. Заправка таксомоторов. Подготовка их к работе, контроль технического состояния, особенно узлов, влияющих на безопасность движения.
Путевой лист легкового таксомотора; правила ведения первичного учета работы и оформления путевого листа. Порядок выдачи путевых листов шоферам. Порядок получения шоферами проездных билетов маршрутных таксомоторов.
Особенности работы заказных таксомоторов; наряд на выполнение заказа.
Порядок выезда легковых таксомоторов в загородные поездки.
Возвращение легковых таксомоторов на стоянки после выполнения заказа или очередной поездки с пассажирами. Поддержание связи с диспетчером. Организация информации о дорожных условиях, принятие оперативных мер по устранению недостатков. Порядок переключения легковых таксомоторов на другие стоянки.
Порядок обслуживания легковыми таксомоторами предприятий и организаций.
Линейный контроль; его задачи. Права и обязанности линейных контролеров (ревизоров).
Порядок возвращения в парк после окончания смены. Порядок сдачи путевых листов и выручки. Порядок сдачи забытых вещей.
Система оплаты труда водителей легковых таксомоторов; материальная заинтересованность водителя в выполнении плана выручки.
Тема 4.
План города (района) и размещение стоянок легковых таксомоторов
План города (района). Особенности работы легковых таксомоторов в условиях города (района). Требования к размещению стоянок легковых таксомоторов, их оформление и оборудование. Основные пункты тяготения пассажиропотоков (вокзалы, аэропорты, зрелищные предприятия, торговые центры и т.п.) и изменение пассажиропотоков в течение суток, в дни отдыха, праздничные дни и т.п. Изучение направлений движения маршрутных таксомоторов; опасные участки на маршрутах и меры предосторожности. Требования к выбору остановочных пунктов на маршрутах.
Тема 5.
Особенности вождения легковых таксомоторов, обеспечение культуры и безопасности пассажиров
Основные технические неисправности легкового таксомотора, угрожающие безопасности движения. Характерные неисправности тормозов, рулевого управления, шин, колес, приборов освещения и сигнализации, дополнительного оборудования, могущие вызвать опасные последствия. Повышенные требования к техническому состоянию легкового таксомотора (2 часа).
Общая специфика работы за рулем и требования к водителю легкового таксомотора. Профессиональное значение внимательности, наблюдательности, глазомера, зрительной памяти, осторожности, осмотрительности, быстрой и точной реакции, оценки обстановки движения и принятия мер, направленных на предотвращение дорожно-транспортного происшествия. Морально-волевые качества и решающее значение дисциплинированности водителя. Способность сохранять работоспособность и ее значение для безопасности движения и перевозки пассажиров. Нервная усталость и накопление утомления; опасные последствия. Значение соблюдения режима труда и отдыха. Влияние алкоголя на человека; нарушение нормальных функций под воздействием алкоголя и опасные последствия при управлении транспортным средством (4 часа).
Габариты и маневренность легкового таксомотора. Распределение нагрузки по колесам, расположение центра тяжести. Силы, действующие на автомобиль при движении. Сцепление колес с дорогой; условия, ухудшающие сцепление и меры предосторожности. Силы, действующие при торможении. Остановочный путь и составляющие его элементы. Факторы, влияющие на длину тормозного пути. Особенности торможения на скользкой дороге, крутых подъемах и спусках. Торможение с неотсоединенным двигателем. Параметры, характеризующие эффективность торможения. Причины, вызывающие потерю автомобилем устойчивости. Факторы, влияющие на управляемость. Меры, обеспечивающие устойчивость автомобиля в различных условиях движения, особенно на крутых поворотах, при выпуклом поперечном профиле дороги и т.п. Допустимая нагрузка легкового таксомотора. Влияние перегрузки на устойчивость и управляемость автомобиля. Опасные последствия перегрузки легкового таксомотора (4 часа).
Особенности вождения легковых таксомоторов; значение плавного трогания с места и остановки без резкого торможения и рывков. Недопустимость резких ускорений и замедлений движения. Опасность резких поворотов рулевого колеса. Особенности и техника переключения передач на легковом таксомоторе. Особенности движения задним ходом и маневрирования в узких проездах. Выбор скорости и действий водителя как днем, так и ночью на крутых подъемах и спусках, на поворотах с виражами и без них, перекрестках, железнодорожных переездах, мостах и подъездах к ним, путепроводах, в тоннелях, при проезде остановок общественного транспорта, опасных участков, перед которыми установлены дорожные знаки, пешеходных переходов, во время встречных разъездов с транспортными средствами на узких дорогах и т.п. Меры предосторожности при начале движения, маневрировании, обгонах и т.п. Приемы вождения легковых таксомоторов в сложных погодных условиях (снегопад, ливневый дождь, гололед, густой туман и т.п.). Особенности вождения и перевозки пассажиров в условиях низких и высоких температур. Приемы вождения легковых таксомоторов по горным дорогам; меры предосторожности. Особенности вождения легкового таксомотора в транспортном потоке; режим скорости, безопасные дистанции и интервалы. Разбор наиболее характерных дорожно-транспортных происшествий, совершенных вследствие неправильных приемов вождения легковых таксомоторов в различных дорожных и погодных условиях.
Рациональные схемы оценки обстановки в различных ситуациях по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (8 часов).
Тема 6.
Правила движения
Основные положения Правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР (общие обязанности водителей, порядок движения транспортных средств, проезд перекрестков, площадей, железнодорожных переездов, меры по обеспечению безопасности пешеходов, велосипедистов, пассажиров и т.п.). Правила пользования осветительными приборами. Правила встречного разъезда в темное время суток; действия водителя при ослеплении.
Дорожные знаки. Указатели. Линии разметки проезжей части. Сигналы светофоров и регулировщика. Опасные последствия нарушения правил движения.
Тема 7.
Правила техники безопасности
Повышенная ответственность таксомоторных перевозок. Изучение инструкции по технике безопасности. Требования к организации рабочего места водителя. Меры предупреждения травм при технических осмотрах и обслуживании легкового таксомотора в гараже и на линии. Удаление пассажиров из автомобиля и меры предосторожности при вывешивании осей домкратом, снятии и установке колес. Правила безопасности при демонтаже-монтаже шин, накачивании их воздухом в гараже и на линии. Правила техники безопасности при работе с аккумуляторными батареями. Меры безопасности при пользовании переносными электролампами, приборами и инструментом с электроприводом.
Опасность отравления выхлопными газами и меры предосторожности. Меры против проникновения выхлопных газов в кузов автомобиля. Личная гигиена водителя таксомотора. Правила пожарной безопасности в автотранспортном предприятии, автозаправочных станциях и других огнеопасных местах.
Правила буксировки легковых таксомоторов.
Обязанности водителя легкового таксомотора по сигналам гражданской обороны.
Зачет по программе специальной подготовки.
Методические указания и программа
стажировки водителей, впервые назначаемых для работы на легковых таксомоторах
Стажировка водителей, прошедших в учебном комбинате (автошколе) специальную подготовку, проводится в автотранспортном предприятии в течение 3 дней, под руководством опытных наставников. Для стажирования используются легковые таксомоторы, на которых в дальнейшем будут работать вновь назначаемые водители.
Прохождение стажирования отмечается в учетном листке.
По окончании стажировки с водителями проводится контрольное собеседование, после чего главный инженер автотранспортного предприятия дает заключение о допуске к самостоятельной работе на легковых таксомоторах.
Вождение легкового таксомотора, под руководством водителя-наставника, с пассажирами 2 дня.
Осмотр легкового таксомотора перед выездом, проверка его технического состояния и укомплектованности; контроль узлов, влияющих на безопасность движения. Получение путевых документов (проездных билетов для маршрутных таксомоторов). Выезд из гаража. Прибытие к месту стоянки. Посадка пассажиров. Включение таксометра. Движение в указанных направлениях с соблюдением всех требований безопасности. Прибытие к месту назначения. Выключение таксометра и включение внутреннего освещения (в вечернее и ночное время). Расчет за проезд. Высадка пассажиров. Приемы пользования радиотелефонным оборудованием. Последующие поездки с пассажирами. Работа на маршрутных таксомоторах. Возвращение в парк по окончании смены. Прохождение поста мойки и сдача автомобиля дежурному механику. Сдача путевых документов и выручки. Разбор недостатков в выполнении приемов вождения легкового таксомотора на маршрутах движения.
Управление учебных заведений
Госавтоинспекция ГУМ МООП СССР
Главное пассажирское управление Минавтошосдора РСФСР
Отдел главного ревизора по безопасности движения Минавтошосдора РСФСР
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.