Программы по электрике авто
ТОП-5 программ по ремонту и обслуживанию автомобилей
Статья о программах для ремонта и диагностики машин: терминология, топ-5 программ — их особенности и характеристики. В конце статьи — видео о программах для диагностики автомобилей. Статья о программах для ремонта и диагностики машин: терминология, топ-5 программ — их особенности и характеристики. В конце статьи — видео о программах для диагностики автомобилей.
Устройство автомобилей становится всё сложнее. Машины не только различных производителей, но и различных моделей в рамках одной фирмы всё сильнее отличаются, и ремонтировать автомобили, не имея соответствующей документации, практически бесполезно — поиск нужной информации займёт очень много времени.
Диагностика неисправностей – очень важный момент в работе автосервиса. Если проблема определена неверно, это может привести к проблемам с ремонтом и к потере репутации СТО. Именно поэтому наличие качественного электронного программного обеспечения на автосервисе крайне важно. Что предлагает в этом сегменте рынок информационных технологий?
Разбираемся в терминологии программ по ремонту автомобилей
Прежде чем перейти к рассказу о программах по ремонту авто, следует разобраться в терминологии. Для диагностики неисправностей используется программное обеспечение, состоящее из самой программы и базы данных, с которой эта программа работает.
База данных – это систематизированная информация, необходимая для ремонта авто, которая структурирована и хранится в электронном виде. В базе данных программного обеспечения могут храниться:
Существуют базы данных, хранящие информацию только об одном бренде авто, или мультибрендовые.
Программа работает с электронной базой данный, одной или несколькими. От того, какими базами данных оперируют на автосервисе, зависит эффективность диагностики и в конечном счёте качество работы.
Естественно, программное обеспечение стоит денег, и стоят денег базы данных. Поэтому для автосервисов выгодно приобретать то программное обеспечение, которое использует не единственную базу данных, а имеет возможность впоследствии подгружать другие базы, которые можно подкупать и обновлять со временем.
Платформа интерфейса
Все современные разработчики предлагают программы, которые могут быть установлены под различными операционными системами, в основном Windows, Android, MacOS. Эти программы ориентированы на то, чтобы работать с единой базой данных.
То есть, приобретая программное обеспечение, пользователь должен указать, на какую операционную систему он собирается его установить.
Язык реализации интерфейса
Учитывая особенности развития автомобильной промышленности в мире, нет ничего удивительного в том, что изначально программы и базы данных реализовывались на английском, немецком, итальянском языках. По очевидным причинам, в России предпочтительны программы с русскоязычным или мультиязычным интерфейсом.
К сожалению, на рынке «гуляет» множество программ и баз данных, не имеющих русскоязычного перевода или переведённые крайне непрофессионально. Такие программы неудобны в использовании. Более того, неверный или неполный перевод может не просто затруднить работу, но и принести существенный вред.
Можно слышать замечания, что достаточно и англоязычного программного обеспечения. Но по статистике, у нас в стране не так много автомехаников, свободно владеющих английским языком. А значит, информация, полученная от программы, может быть понята неверно или не в полном объёме.
Конечно, информация и на родном языке не гарантирует стопроцентное качество ремонта, но всё-таки снижает риск неправильных действий.
Расположение базы данных
Для качественной работы программного обеспечения важно, чтобы оно использовало только самые актуальные базы данных. На современном уровне развития технологий предлагается два варианта хранения баз данных: на персональном компьютере (ноутбуке, планшете) или в интернете.
Ещё на заре развития сети Интернет «отец» интернет-технологий Билл Гейтс указывал, что идеальной программой является та, которая опирается в своей работе не на локальную базу данных, а на постоянно обновляемую базу, расположенную в сети. Это правильно, поскольку постоянно выпускаются новые модели, новые детали, и программа, которая использует актуальную информацию, будет более эффективна.
Ещё один момент – стоимость сопровождения программного обеспечения, которое будет включать в себя и сопровождение базы данных. Какую программу выбрать – решать хозяину, но эти нюансы в любом случае учитывать стоит.
Лучшие программы по ремонту и обслуживанию автомобилей
На сегодня на рынке «гуляет» масса программного обеспечения для ремонта автомобилей, как «кустарного», так и высокопрофессионального. Рассмотрим пять наиболее часто используемых отечественными специалистами.
1. Alldata
Официальный сайт: http://www.alldata.com/
По отзывам специалистов, это наиболее полная и подробная база данных из всех присутствующих на нашем рынке информационных технологий. Создана она в США, имеет разделение по регионам и производителям.
База данных располагает подробной информацией по механике, запчастям, электрической части автомобиля. К услугам пользователей — монтажные и принципиальные схемы, электросхемы.
Изначально база данных распространялась на дисках. Со временем размер базы данных стал очень велик. Начиная с 2013 года, используется онлайн-версия с расположением в интернете. Размер базы данных – около 600 гигабайт. Онлайн-база включает в себя, кроме непосредственно самих данных, актуальные сервис-бюллетени.
Из минусов базы стоит упомянуть, что официально переведённой на русский язык версии нет, в основном у нас «ходит» пиратская версия. Данная база не содержит описания моделей, произведённых для внутриевропейского авторынка и Японии.
2. Программа Mitchell On Demand по ремонту автомобилей
Официальный сайт: https://mitchell1.com/prodemand/
Одна из лучших баз данных с точки зрения охвата производителей автомобилей. Также американская, по этой причине большая часть информации касается в первую очередь «природных американцев» и авто американских брендов, производимых в Европе и Азии.
Неоспоримое достоинство Mitchell – в том, что она содержит информацию об автомобилях старых марок, которые в своё время экспортировались из Европы на американский континент.
Эта база была переведена в онлайн на год раньше, чем Alldata, но тем не менее, все данные о старых моделях авто в ней сохранены по сей день.
Mitchell также содежит исчерпывающую информацию по механической и электрической части, схемы (в том числе цветные). Онлайн-версия периодически выпускает сервис-бюллетени.
Недостатки базы для наших СТО полностью совпадают с минусами Alldata.
Видео-обзор программы по ремонту автомобилей Mitchell OnDemand на русском языке:
3. Motordata — база данных по диагностике и ремонту автомобилей
Официальный / скачать программу: http://motordata.ru/ru
Эта программа заслуживает отдельного внимания уже хотя бы потому, что она имеет русскоязычный интерфейс. Программа создана в России, поэтому, с одной стороны, сравнивать её с американскими системами не совсем корректно, но стоит отметить тот факт, что она сделана с учётом именно российских реалий.
Motordata содержит информацию о тех марках автомобилей, которые «не учитываются» в американских системах: здесь можно получить данные об авто России, Кореи, Японии и Китая.
Пользователи отмечают, что наполнение базы данных пока слабоватое, но разработчики постоянно расширяют её. Здесь присутствуют цветные электрические схемы, имеется возможность протрассировать проводку с целью локализации неисправности.
Онлайн-версия программы рассчитана на отечественные «слабые» интернет-каналы, поэтому её легко использовать там, где нет возможности провести качественный интернет.
Из минусов российской программы на первое место выходит отсутствие данных, касающихся механики, а также отсутствие описания моделей авто, произведённых европейскими концернами.
Специалисты отмечают, что Motordata используют наряду с одной из описанных выше американских баз, чтобы таким образом покрыть максимальное количество моделей автомобилей.
4. Autodata Online
Официальный сайт: https://autodata.ru/
Это программное обеспечение практически полностью охватывает весь европейский модельный ряд автомобилей. Интересно особенностью программы является то, что она содержит информацию по регламентам техобслуживания и временным нормам работ.
Обязательные данные по диагностике электрики, а также упор на ежедневное обслуживание – «визитная карточка» бренда.
К сожалению, данное программное обеспечение более капризно воспринимает «узкие» интернет-каналы, на которых его работа существенно затрудняется. База данных Autodata Online не содержит свежие электрические схемы по автомобилям Японии, Китая и России.
5. Программа Bosch ESI Tronic по ремонту и обслуживанию автомобилей
Официальный сайт: https://ru-ww.bosch-automotive.com/ru/products_workshopworld/diagnostic_software/esitronic_1/esitronic_1
Эта программа достаточно известна на отечественном рынке программного обеспечения. Правда, её использование сопряжено с рядом особенностей: программа сильно зависит от диагностической аппаратуры, она «заточена» на собственную аппаратуру Bosch.
Программа содержит множество информационных блоков, включая перечень запчастей для механики, электрики, устаревших моделей. Интересной особенностью модуля является блок, позволяющий диагностировать работу снятых узлов и компонентов. Актуальность данных позволяет также хранить существующие цены на детали.
А вот стоимость Bosch, мягко говоря, «кусается» по сравнению с предыдущими описанными системами. Это обусловлено ежегодными обновлениями базы данных. Цены от 20-30 тысяч рублей.
Видео-обзор Bosch ESI Tronic:
Подводя итоги обзора, нужно заметить, что профессионал, скорее всего, не обойдётся одной системой, поскольку ни одна из них не охватывает всё разнообразие автопроизводителей и моделей. Для оптимальной работы СТО потребуется база данных американского происхождения, а также база данных с российскими, азиатскими и европейскими авто.
Видео о программах для ремонта и диагностики автомобилей:
Энциклопедия автоэлектрика. Программа AUTODATA. Часть 1
Программа AUTODATA разработана для автомастерских и адаптирована к сервисным службам, специализирующимся на проведении регламентных работ и ремонте автоэлектрики. Существует несколько версий этой программы, в том числе и русифицированных (AUTODATA 3.34). В настоящее время используются версии 3.38 и 3.45, хотя есть и более поздние версии. В платных сервисах по подписке есть более полные базы данных. Для ознакомления с работой, да и вообще при работе с автомобилями до 2009 года выпуска вполне достаточно версии AUTODATA 3.38. Её можно скачать в интернете вместе с таблеткой. Искать придется недолго, а вот с установкой придется повозиться. Она заточена под XP, для установки на 64-битные системы придется найти пару файлов в сети. Но это не вопрос. Занимает в файле образе диска программа совсем ничего – около 1,3 ГБ, просто удивляешься, как много информации она содержит.
Итак, считаем программа установлена. Запускаем. Открывается первая страница.
Здесь все просто. Необходимо выбрать марку авто по году выпуска, модели, типу двигателя. В нижней панели указана спецификация двигателя. Обычно владельцы ее не знают, тогда можно поинтересоваться мощностью (она указана в скобках в нижней строке.
Разумеется, база данных программы не 100%-я, и даже не 50-ти, но распространенные марки описаны вполне неплохо. Кстати, версия 4.45 урезала некоторые более старые модели, но зато разместила базы но более новые. Идем далее, выбираем марку авто
Я выбрал для примера автомобиль VW PASSAT 2002 г.в. модели 1,9D TDI PD с двигателем AVF мощностью 130 л.с., выпускавшегося с 2001 по 2005 года. Желтый значок за годами выпуска говорит о том, что на него в базе имеются практически все схемы. Нажимаем OK, и является следующая панель.
Совсем забыл напомнить: надо хоть немного знать английский язык. Ученикам автоэлектрика я советую завести блокнот и записать термины, которые попадаются с переводом. Поначалу очень помогает. Через пару месяцев работы блокнот можно выбросить. Видно, что на этой панели находится основное меню программы, точнее ее разделы. Я не буду сейчас заниматься дословным переводом, просто далее расскажу, для чего нужен каждый раздел. Хотя скажу сразу, автоэлектриков в левой половине списка интересует только нижняя строка. Первый раздел с восклицательным знаком говорит сам за себя: на что надо обратить внимание при обслуживании и ремонте, короче, какие хронические болезни у автомобиля. Я пока буду приводить только отдельные страницы подменю, иначе года не хватит, чтобы все описать.
В левом верхнем углу находится подменю, которые можно открывать и будут описаны проблемы Body (дословно – тело, для машины – кузов), ходовой, электрики и т.д. На правой стороне – описание Problem. Poor starting – дословно бедный старт, по-русски говоря слабый, плохой старт. И далее идет (здесь не вместилось) Cause – причины. Своеобразное руководство по эксплуатации, только для англичан.
Открываем следующую вставку.
Я открыл полезный для любого автолюбителя подраздел Технических данных – какие масла надо заливать и в каком количестве, та еще есть данные для любых жидкостей и систем. Далее я буду немного пропускать, там где совсем все понятно.
А вот этот раздел будет очень даже интересен всем автолюбителям и автомастерам. Это Repair Times – время ремонта, т.е. нормо-часы. Открыта вкладка Switches (переключатели). И первый переключатель – ключа зажигания. На его замену отводится 0,9 часа. Второй – переключатель поворотов – 0,7 часа. Скажу сразу, на дилерских СТО VW все построено именно по такой схеме. Мало того, не только клиент платит по этим нормо-часам, но и мастера получают зарплату именно по ним. Поясню. У нас поучился парень, закончил курсы автоэлектриков, дали направление на VW центр. Трудоустроили его там по 2-му разряду (это с высшим то образованием) с соответствующим окладом. Загрузили работой на 100%. А в конце рабочего дня считали отработанное время не по часам, с 9.00 до 18.00, а по нормо-часам, на которые он наработал. Т.е. к примеру, поменял на на пяти машинах замки зажигания, получи за 4,5 часа рабочего времени, а не за 8. Первое время, пока не набрался опыта получалось по 4 – 6 часов в день наработки получалось, потом уже на норму стал выходить. Опытные работники нарабатывают и побольше, но вкалывать надо. Я отвлекся.
Давление в шинах. Как видите, для каждого движка даже нужно свое давление, не говоря о типоразмерах. Но это лучше показать шиномонтажникам. Ни разу не видел у них AUTODATA.
Этот раздел посвящен работам по обслуживанию механики. Оказывается и это надо делать. Видно по описанию, что узел 2000MY необходимо осматривать каждые 10.000 миль пробега либо 12 месяцев, менять каждые 40.000 миль. Я раз покопался в этом разделе для своей машины. Если делать всё, что надо для её обслуживания самому в гараже, на работу уже ходить некогда.
Этот раздел иногда приходится смотреть и автоэлектрикам. Здесь есть рисунки, как куда подлезть.
Этот пункт полезен всем. Как сбросить сервисный интервал. Начну переводить: нажмите и удерживаете кнопку А. Включите зажигание, загорится на дисплее «SERVICE», отпустите кнопку А. Поверните кнопку В вправо, чтобы сбросить показания дисплея. Выключите зажигание. Сервис сброшен. Просто и понятно.
Потихоньку подбираемся к электрике. Этот раздел посвящен ключам. Иногда поменять батарейку составляет определенную трудность. Главное не заломать какой-нибудь заусенец. Можно, конечно, приклеить втихоря, но некрасиво. Поэтому здесь по пунктам изображено, каким образом производить разборку. Как видно в верхнем левом углу в модели имеются три варианта ключей, и для каждого имеется схема разборки.
В том же разделе имеется описание, как подвязать новый ключ, операции с центральным замком и иммобилайзером. Очень полезные сведения.
Вот с этого раздела следует непосредственно автоэлектрика. Полезен раздел лишь описанием места, куда можно воткнуть диагностический разъем. Забыл предупредить. Как видно из рисунка, программа разработана для праворульных машин. Для автоэлектриков это, в принципе, по барабану. Но иногда возникает вопрос нумерации цилиндров для японских машин.
Этот рисунок также надо перевернуть мысленно. Диагностический разъем находится слева под рулем. В большинстве современных автомобилей его следует искать возле левого колена водителя. Стандарт фирмы BOSCH, которая, собственно, и предложила протокол OBD, предполагает расположение диагностического разъема на расстоянии не более 1 метра от руля. Иногда без справочных данных приходится поискать и под пепельницей, и под подлокотником, и под стояночным тормозом и т.д.
Как обучиться автоэлектрике самостоятельно
Материал подготовлен автором проекта АвтобурУм.
Профессия автоэлектрика сейчас востребована на рынке труда со стороны работодателей. Кроме этого, она достаточно хорошо оплачиваема. Грамотный автоэлектрик может иметь свою практику, то есть получать доход от своей деятельности самостоятельно. Чтобы не иметь проблем с налоговой, лучше, конечно, оформить свою деятельность в соответствии с законодательством. Но, сейчас не об этом.
Каким образом можно получить профессию автоэлектрика
Самый традиционный способ – закончить высшее учебное заведение. В России есть несколько высших учебных заведения, которые готовят специалистов по родственным специальностям, но после их окончания некоторые выпускники не могут даже грамотно поменять аккумулятор. Есть учебные заведения, которые готовят автослесарей по государственной программе, давая им худо-бедные знания по автоэлектрике. Беда всех учебных заведений в том, что они как бы отодвигают нужные в процессе работы знания на второй план, замешивая их с совсем бесполезной информацией. Понятное дело, занятия ведут не специалисты, а преподаватели.
Наиболее полезный способ обучения по автоэлектрике – курсы автоэлектриков. Как правило, частные организации, которые проводят такие курсы, нанимают профессиональных автоэлектриков, прошедших специальные курсы. Практические занятия проводятся в реальной СТО. Есть смысл обучения на таких курсах. Есть и недостатки такого метода обучения:
не во всех городах, даже областных, проводятся такие курсы;
курсы имеют коммерческий характер, поэтому сроки максимально сжаты по времени;
в группе обучаемых обычно не менее 5 слушателей, лишний раз не попросишь пояснить, индивидуальные занятия стоят значительно дороже.
Есть еще вариант: обучение в качестве ученика автоэлектрика на конкретной СТО. Этот способ больше подходит для молодого человека. Но надо быть готовым, что первое время придется быть мальчиком на подхвате поди-подай, да и не факт, что на СТО работает грамотный разноплановый специалист-автоэлектрик.
Можно найти дедушку-автоэлектрика, работающего нелегально в гаражных кооперативах. Вероятнее всего, его знания будут устаревшие.
Современный вариант обучения – самостоятельное. Его преимущества:
вы можете обучаться в любое время и произвольный срок, сами составлять график обучения;
такое обучение бесплатно;
источник информации бесконечен – интернет;
вы сами можете выбрать свою специализацию (об этом чуть ниже).
самый главный враг самостоятельного обучения – лень;
нельзя самому себе выдать удостоверение (такие бумажки сейчас практически никого не интересуют, к тому же бумажку можно-таки изготовить либо поработать учеником);
трудности с практической частью (при наличии своего гаража можно сначала потренироваться на хламе, потом своем авто, затем друзей).
Что необходимо изучать
На нашей СТО в течение семи лет идет обучение слушателей и учеников по следующему приблизительному плану.
Это лишь ориентировочный план. Содержание занятий постоянно меняется в соответствии с изменением матчасти. Кроме этого, слушатели обычно заказывают определенную специализацию автоэлектрика:
схемотехник, специалист широкого профиля (наиболее востребован на СТО);
чиповщик, специалист по иммо, ключам, прошивкам (наиболее высоко оплачиваемый);
автоэлектрик по определенным маркам (при трудоустройстве на дилерские СТО);
Любая специализация включает все разделы обучения, ибо даже чиповщику, который будет работать с программным обеспечением, не знать, что такое, например, резистор, нельзя.
Как необходимо изучать
Всю информацию можно сейчас найти в интернете, но делать необходимо это не спонтанно, а тематически. То есть, если вы начинаете обучение по приведенной программе, начинайте с охраны труда. Скачайте типовые инструкции по ОТ для автоэлектрика, электрика. Не пропускайте этот пункт. Помните, Ваша жизнь важнее всяких денег. Затем переходите ко второму разделу. На этом этапе в вашем распоряжении уже должны быть инструменты, паяльник и др. Обычно автоэлектрике желают обучиться мужчины с опытом работы в гараже. У нас есть положительный опыт обучения молодых людей без опыта общения с авто, девушек для женского СТО (сейчас это фишка).
Самый сложный раздел программы – основы электротехники и электроники. В школе изучают резисторы, конденсаторы, диоды, но на уровне непонятных формул. В практике нужны знания для «чайников». Именно такую информацию нужно искать.
Обязательно надо скачать программы AUTODATA и TOLERANCE, разумеется, установить их.
На этом сайте есть несколько примеров занятий с этими программами:
Переходя к разделу «диагностическое оборудование» необходимо приобрести любой сканер.
Можно получше, типа AUTOCOM (Delphi) стоимостью около 5.000 рублей или подешевле типа ELM327 Bluetooth стоимостью от 500 рублей (3 бакса на алиэкспресс), который будет работать со смартфоном. Чип-тюнинг, скорее всего, самостоятельно изучить не получится: оборудование дорогое, да и риск без опыта что-то пробовать экспериментировать самостоятельно большой. Студенты-программисты осваивают чип-тюнинг за пару недель самостоятельно без проблем.
В процессе обучения необходимо зарегистрироваться на профессиональных форумах типа http://www.auto-bk.ru/forum/ и http://carhelp.info/forums/
Для начала при наличии своего гаража приглашайте в него своих друзей с различными авто, исследуйте, где находятся основные датчики, исполнительные устройства, узлы авто. Практически по любому вопросу вы найдете информацию в интернете. Более солидный сайт для поиска информации по последовательности ремонта – drive2.ru.
Начинайте самостоятельные ремонты с более простых задач: замена свечей, датчиков, узлов, компьютерной диагностики. Переходите к более сложным: прозвонке жгутов, измерению параметров датчиков, установке дополнительного оборудования.
Сроки самостоятельного обучения
Опыт обучения показывает, что для того, чтобы обучить специалистов «с нуля» до среднего уровня требуется для:
диагностов – 1 месяц;
схемотехников – 0,5 года;
специалиста узкого профиля – 3 месяца;
чиповщиков – 1 год плюс постоянное повышение квалификации.
Самостоятельное изучение обычно занимает большее время.
Не следует думать, что автоэлектриком может быть каждый. Автоэлектрик – сложная специальность. Необходимо быть специалистом-электриком, хорошим мотористом, иметь хороший уровень пользования компьютером, постоянно повышать образовательный уровень. Именно поэтому хорошего специалиста-автоэлектрика трудно найти. СТО постоянно сталкиваются с проблемой: как только толковый ученик-автоэлектрик достигает среднего уровня, он уходит на собственные хлеба. Оптимальный возраст самостоятельного обучения – от 30 до 40 лет. Я постоянно привожу пример, когда к нам пришел обучаться отличный плиточник с приличным доходом в возрасте 36 лет. Мотивировал переобучение беспокойством за свое здоровье. Честно говоря, не верил в успех. Сейчас он востребованный автоэлектрик, и очень грамотный.
Как легализовать свои самостоятельно полученные знания (получить «корки»). Наиболее простой вариант – устроиться на частное СТО, выписать удостоверение по охране труда с записью «автоэлектрик». Можно пройти какие-нибудь удаленные курсы, где дадут бумажку, разумеется, за деньги.