Протокол осмотра мотоцикла образец
ПРОТОКОЛ. осмотра предметов (документов) г
осмотра предметов (документов)
г. Омск | “ | ” | апреля 2013 | г. |
(место составления) |
Осмотр начат в | ч | мин. |
Осмотр окончен в | ч | мин. |
Ст.следователь СО РПТО ОП № 1 СУ УМВД России по г. Омску лейтенант юстиции
(наименование органа предварительного следствия,
звание, фамилия, инициалы)
в присутствии понятых:
1. Фризен Владислава Евгеньевича, проживающего по адресу: г. Омск, ул. 70 лет Октября д. 20, кв.498
(фамилия, имя, отчество и место жительства понятого)
2. Клименко Сергей Александрович, проживающего по адресу: г. Омск, ул. Ялтинская, д.8
(фамилия, имя, отчество и место жительства понятого)
с участием специалиста — эксперта-криминалиста ЭКЦ УМВД по Омской области, майора полиции Юрковой И.И.,
(процессуальное положение, фамилии, инициалы участвующих лиц)
о чем руководствуясь ст. 166 УПК РФ составил настоящий протокол.
Перед началом осмотра участвующим лицам разъяснен порядок его производства, а также их права и обязанности.
Понятым до начала осмотра разъяснены их права, обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 60 УПК РФ.
(фамилия, имя, отчество)
разъяснены его права, обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 58 (57) УПК РФ.
(подпись специалиста (эксперта))
Участвующим лицам также объявлено о применении технических средств фотоаппарата Canon EOS 650D Kit 18.50 млн пикс., матрица: 22.3 х 14.9 мм, карты: SD, поддержка RAW, скорость съемки: 5 кадров/с, видео разрешением до 1920×1080— специалистом Юрковой И.И
Осмотр производился в условиях естественного освещения
В ходе осмотра проводилась фотосъемка фотоаппаратом Canon EOS 650D Kit 18.50 млн пикс., матрица: 22.3 х 14.9 мм, карты: SD, поддержка RAW, скорость съемки: 5 кадров/с, видео разрешением до 1920×1080— специалистом Юрковой И.И. Всего использовано 3 кадра фотопленки.
К протоколу осмотра прилагаются фототаблица
Протокол прочитан лично
(лично или вслух следователем)
Замечания к протоколу, заявления не поступили
(содержание замечаний либо указание на их отсутствие)
Акт осмотра транспортного средства
Каждое транспортное средство время от времени подвергается осмотру и по результатам этой процедуры составляется специальный акт.
Когда необходим осмотр транспортного средства
Осмотр транспортного средства бывает востребован в самых разных ситуациях. При договорах купли-продажи, аренды, лизинге – для того, чтобы стороны могли убедиться в надлежащем техническом состоянии автомобиля, при авариях и ДТП – чтобы удостоверить различные повреждения или их отсутствие, а также при регистрации машины в ГИБДД и оформлении полиса ОСАГО.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Кроме того, такой осмотр может осуществляется компаниями, которые работают в транспортном бизнесе, при перевозках пассажиров и различного рода грузов – перед выходом авто на линию.
Периодичность осмотра
Частота осмотра автомобиля может быть различна. На предприятиях, которые регулярно используют транспортные средства, такой осмотр может проводиться каждый день, раз в неделю, раз в месяц или еще реже – в зависимости от ситуации.
Периодичность таких осмотров, так же как и порядок их проведения прописываются в локальной документации организации, которой и руководствуются работники при совершении вышеозначенной процедуры.
В других случаях (при заключении каких-либо договоров, объектом по которым выступает автомобиль) осмотр обычно становится разовым явлением.
Кто проводит осмотр
Для осмотра транспортного средства на предприятии отдельным приказом директора создается специальная комиссия, в которую включаются специалисты, обладающие достаточной квалификацией для того, чтобы произвести грамотное обследование автомобиля. В иных ситуациях, для осмотра транспорта кроме заинтересованных лиц могут быть привлечены дополнительные свидетели.
Какие документы следует подготовить для осмотра
Значение акта
Акт не только подтверждает сам факт проведенного осмотра, но и содержит информацию о его результатах. А это очень важный момент, поскольку в акт включаются сведения о том, в каком состоянии находится кузов (если ли вмятины, ржавчина, трещины, сколы и т.п.), коробка передач, салон, электрика, фары и стекла, шины, другие элементы автомобиля.
На основании этих данных выносится оценка транспортному средству, в том числе дается заключение о пригодности его к дальнейшему использованию.
При выявлении каких-либо неисправностей, поломок и повреждений, в акте также могут быть указаны рекомендации по их устранению.
Как составить акт
На сегодняшний день единого стандарта акта осмотра транспортного средства не существует. Это значит, что документ можно составлять в произвольной форме, ориентируясь на потребности компании и видение его специалистами. Однако, если внутри предприятия есть шаблон документа, указанный в его учетной политике, то применять при осмотре автомобиля следует именно его.
Особенности оформления акта
Акт можно сделать рукописным или напечатать на компьютере, при этом если выбрано электронное заполнение, готовый бланк надо распечатать, чтобы все присутствующие при осмотре лица могли поставить в нем свои подписи. Следует отметить, что для акта подойдет и обыкновенный листок бумаги и лист с фирменным оформлением. Количество экземпляров акта должно равняться числу людей, которые производили осмотр автомобиля.
Кто должен подписать акт
Акт в обязательном порядке должны подписать все, кто проводил осмотр автомобиля. Своими автографами эти лица будут свидетельствовать о том, что все сведения, внесенные в акт достоверны.
Именно поэтому при заполнении документа следует уделять внимание мелочам: неточности и ошибки, а тем более внесение в документ заведомо ложной информации нужно исключить, поскольку в дальнейшем они могут привести к разным неприятностям.
Что касается печати, то ее в акт ставить не обязательно, поскольку сейчас как индивидуальные предприниматели, так и юр.лица могут использовать этот атрибут в добровольном порядке.
Правила по регистрации и хранению акта
Если акт формируется в организации, то факт его создания нужно зафиксировать в специальном учетном журнале, куда вноситься информация обо всех аналогичных бумагах. Туда достаточно вписать номер и дату составления акта. Далее акт следует вложить в отдельную папку с другими такими же бланками и передать на хранение ответственному сотруднику. Период хранения акта должен соответствовать либо нормативно-правовым документам фирмы, либо законодательству РФ.
Образец акта осмотра транспортного средства
Если вам понадобилось сформировать акт об осмотре автомобиля, но вы не знаете, как правильно сделать этот документ, посмотрите приведенный здесь образец и его разбор – с их помощью, при минимальных правках, у вас без особых трудностей получится составить нужный бланк. Рассматриваемый пример касается осмотра автомобиля работниками транспортной компании.
Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Пример автотехнической экспертизы: Мотоцикл
Автотехническое и транспортно-трасологическое исследование
по факту столкновения автомобиля Hyndai Santa Fe гос. номер_________(вод. _________.) и мотоцикла Hondа VFR 800 гос. номер _________(вод. _________.)
№_________ 31 мая 2012 г.
2 апреля 2012 г. при ходатайстве от 30 марта 2012 г адвоката адвокатского бюро «Борис Кузнецов и партнеры»_________. поступили копии материалов о отказе в возбуждении уголовного дела: протокола осмотра места ДТП от 2 июня 2011 г. и схемы к нему, справки по ДТП от 2 июня 2011г., протоколов осмотра автомобиля Hyndai Santa Fe гос. номер __________________и мотоцикла Hondа VFR 800 гос. номер _________от 3 июня 2011г., акта судебно-медицинского исследования № _________от 30 июня 2011 г., справки о ДТП (предназначенной для страховой компании) от 2 июля 2011 г., справки об исследовании № _________ от 30 августа 2011 г., выполненное специалистом 10 отдела ЭКЦ ГУ МВД РФ по Московской области _________., а также справки об исследовании № 10/1- 122 от 30 июня 2011 г., выполненное специалистом 10 отдела ЭКЦ ГУ МВД РФ по Московской области_________., объяснений: водителя автомобиля Hyndai Santa Fe гос. номер _________. от 21 июня 2011 г. и без даты, а также очевидца _________. от 2 и 23 июня 2011 г. фотографий поврежденных автомобиля Hyndai Santa Fe гос. номер _________и мотоцикла Hondа VFR 800 гос. номер _________, как на месте ДТП, так и после него в электронном виде для производства автотехнического и транспортно-трасологического исследования, на разрешение которого поставлены следующие вопросы:
1. Каков механизм столкновения автомобиля Hyndai Santa Fe гос. номер _________и мотоцикла Hondа VFR 800 гос. номер _________(включая координаты места и угол столкновения данных транспортных средств) исходя из: их механических повреждений данных транспортных средств, копии протокола осмотра места ДТП от 2 июня 2011 г. и схемы к нему?
2. Исходя из ответа на вопрос № 1, состоятельны ли, с технической точки зрения, показания водителя автомобиля Hyndai Santa Fe гос. номер _________свидетеля_________. от 2 и 23 июня 2011 г. о том, что в момент столкновения с мотоциклом Hondа VFR 800 гос. номер _________, последний выехал на его полосу движения, т.е. место столкновения расположено на стороне его движения проезжей части автомобильной дороги «_________ Москва» в направлении г. _________а?
5. Как должны были действовать водители автомобиля Hyndai Santa Fe гос. номер _________и мотоцикла Hondа VFR 800 гос. номер _________в данной дорожно-транспортной ситуации исходя из требований Правил дорожного движения?
6. Сооответствовали ли действия каждого из водителей данных транспортных средств требованиям Правил в данной дорожно-транспортной ситуации?
7. Усматривается ли, с технической тоски зрения, причинная связь между несоответствием действий водителей автомобиля Hyndai Santa Fe гос. номер _________или мотоцикла Hondа VFR 800 гос. номер _________(если это будет установлено в вопросе № 7) и фактом столкновения?
8. В чем причина расхождения выводов данного исследования и справок об исследовании № 10/1- 160 от 30 августа 2011 г. и 10/1- 122 от 30 июня 2011 г выполненное специалистами 10 отдела ЭКЦ ГУ МВД РФ по Московской области _________ (если это будет усыновлено в данном исследовании)?
Производство исследования поручено эксперту центра медико-криминалистических исследований Маркоишвили Юрию Иродионовичу, кандидатом технических наук по специальности “Автомобильные дороги и автомобильный транспорт” (диплом № ТН 034396 от 30 января 1980 года), имеющему квалификацию инженера-механика автомобильного транспорта (диплом № 662589, выданный в Московском автомобильно-дорожном институте 24 июня 1971 года) и судебного эксперта-автотехника, а также стаж экспертной работы по специальности 7.1 “Исследование обстоятельств ДТП” с 1980 года и по специальности 7.3 “Транспортно-трасологическая экспертиза” с 1987 года (из них по 1992 год во ВНИИ судебных экспертиз (в настоящее время Федеральный центр судебных экспертиз), а с 1992 по 2008 г. в РСТК — свидетельство № 1355 от 30 марта 1984 года, выданное во ВНИИ судебных экспертиз, в настоящее время — Российский федеральный центр судебных экспертиз).
Ранее по данному отказному материалу были выполнены две вышеуказанные справки об исследовании (в которых специалисты-автотехники) по аналогичным вопросам пришли к следующим выводам:
справка об исследовании № _________ от 30 июня 2011, выполненная специалистом-автотехником _________
Исходные данные
По версии очевидца_________. 2 июня 2011 г. управляя автомобилем Нисан Альмера гос. номер к 303 ив 150 выезжал из коттеджного поселка в строну _________км; примерно около 22 ч. 15 мин. не доехав до перекрестка примерно 150 м., оп увидел, что на левый поворот стоял автомобиль, который стоял боком к нему (т.е. с поворотом налево по ходу движения данного автомобиля – прим. эксперта) на своей полосе, т.е. по направлению в г. _________и как ему показалось данный автомобиль хотел совершить поворот налево, чтобы следовать во встречном ему направлении; не доезжая примерно 70 м. он услышал звук удара и, переведя взгляд увидел, что от автомобиля отлетает мотоцикл; автомобиль же тронулся с места и, проехав ему на встречу остановился справа от него в кювете; до удара водитель автомобиля маневра налево не совершал.
После столкновения автомобиль Hyundai, получив повреждения: переднего бампера, передней панели, капота, обоих передних дверей, обоих передних фар, лобового стекла, обоих противотуманных фар, двигателя и его навесного оборудования, (при этом рулевое управление и тормозную систему проверить не представилось возможным), «положение рычага переключения передач – нейтральное автоматической КП) после столкновения, почти перпендикулярно обращенный задней частью к а/д _________Москва, располагался за пределами проезжей части примыкающей второстепенной дороги слева (по ходу движения данного автомобиля) таким образом, что расстояние от правой границы вышеуказанной дороги до его переднего правого колеса составляло около 6,5 м, а до заднего правого – 7,8 м.; из копий: объяснений — водителя автомобиля Hyundai от 21 июня 2011 и без даты, очевидца _________. от 2 июня 2011 г., 23 июня 2011 г., протокола осмотра места ДТП от 2 июня 2011 г. и схемы к нему, из копии справки по ДТП от 2 июня 2011 г., протокола осмотра автомобиля Hyundai от 8 июня 2011г.
Используемая литература:
Исследование
Механизм столкновения — это комплекс связанных между собой объективных обстоятельств, определяющих процесс сближения транспортных средств перед столкновением и взаимодействие в процессе удара и последующее их движение и других отброшенных объектов до остановки.
Из определения следует, что его можно разделить на три стадии :
Поскольку конечной целью экспертного исследования механизма столкновения является установление данных, позволяющих дать оценку действий водителей, основное значение имеет установление того, что произошло в первой стадии, когда каждый из водителей: автомобиля Hyundai и мотоцикла Honda мог оценить дорожно-транспортную ситуацию, чтобы не трансформировать ее в опасную, а в случае если она возникла — принять такие меры, которые привели бы к предотвращению столкновения, либо к снижению тяжести его последствий.
В дальнейшем процесс развивается под действием неодолимых сил, независимых от действий водителя.
Необходимость в анализе второй и третьей стадии механизма столкновения возникает для установления того, что произошло на первой стадии столкновения, а также для проверки различных версий.
Исходя из вышеизложенного, наиболее важным в рассматриваемом случае является установление того, что произошло на первой стадии столкновения, т. е. в рассматриваемом случае является выяснение того, как двигались автомобиль Hyundai и мотоцикл Honda до их первичного контакта.
Основными параметрами, характеризующими механизм столкновения являются:
место столкновения на проезжей части (т. е. координаты относительно границ проезжей части);
угол взаимного расположения транспортных средств (ТС) перед столкновением (в момент первичного контакта).
В зависимости от характера столкновения, вышеуказанный угол определяется по взаимным повреждениям, полученными транспортными средствами при их столкновении и следам, оставленным ими на проезжей части и на транспортных средствах.
Другим трасологическим признаком для определения места столкновения, является сдвиг следов качения или торможения или его прекращение; резкое отклонение следа колеса даже на незначительный угол свидетельствует о том, что остановившееся колесо находилось в момент удара непосредственно перед началом этого столкновения; такое отклонение возникает при эксцентричном ударе или ударе по направляющему или ведущему колесу.
Кроме того, к таким признакам относятся, и расположение на проезжей части различных объектов, отделившихся при ударе от транспортных средств осколки стекол, мелкие частицы, разлитая жидкость и т.д., которые всегда располагаются на некотором расстоянии — от нескольких метров до нескольких десятков метров за местом столкновения (в зависимости от их массы).
Также к таким признакам относится и повреждения верхнего слоя дорожного покрытия проезжей части (в рассматриваемом случае асфальтированного) от контакта с ней массивных деталей транспортного средства отделившихся от транспортных средств, либо расположенных на них, но деформированных при их столкновении, или при потери устойчивости какого нибудь транспортного средства и опрокидывании на проезжую часть.
Из всех вышеперечисленных признаков и имеющие отношение к данному столкновению на копии схемы к протоколу осмотра места ДТП от 2 июня 2011 г. зафиксированы:
При экспертном анализе вышеперечисленных трасологических признаков определения места столкновения автомобиля Hyundai и мотоцикла Hondа и вещной обстановки на месте ДТП следует сделать вывод о том, что место их столкновения расположено на сторонне а/д «_________Москва» при движении в сторону г. Москвы, т.е. по ходу движения мотоцикла Hondа, т.к. все эти признаки расположены на стороне движения последнего.
Однако в связи с многообразием данных признаков, более точное определение места столкновения автомобиля Hyundai и мотоцикла Hondа будет сделано ниже, после исследования механизма их столкновения.
Как отмечалось выше, угол столкновения определяется по взаимным повреждениям, полученными транспортными средствами при их столкновении и следам, оставленным ими на проезжей части и на транспортных средствах; в свою очередь вышеуказанные повреждения и следы определяются при осмотре поврежденных транспортных средств и при сопоставлении данных повреждений на транспортных средствах.
В данном исследовании использовался последний путь, т.к. по организационным причинам провести осмотр поврежденных автомобиля Hyundai и мотоцикла Hondа эксперту не представилось возможным, то в дальнейшем при исследовании механизма столкновения и угла столкновения будут использоваться сведения о повреждениях и следах, на автомобиле Hyundai и мотоцикле Hondа зафиксированными специалистами 10 отдела ЭКЦ ГУ МВД РФ по Московской области _________. при изучении фотографий данных транспортных средств в процессе производства справок об исследовании № _________ от 30 июня 2011 г. и №_________ от 30 августа 2011 г. (данные фотографии отсутствовали в распоряжении эксперта, а фотографии, автомобиля Hyundai и мотоцикла Hondа, имеющиеся в распоряжении эксперта и приведенные в данном исследовании не обладают информативностью для определения их повреждений ).
Из вышеуказанных фотографий следует:
Как следует из анализа вышеуказанных повреждений автомобиля Hyundai максимальные повреждения расположены в его правой передней части, при этом направление деформирующего воздействия направлено спереди назад.
Из анализа вышеуказанных повреждений мотоцикла Hondа следует, максимальные, что максимальные повреждения расположены в его передней части, при этом направление деформирующего воздействия направлены спереди назад и справа налево.
Такая локализация повреждений, направление деформации (спереди назад и справа налево у автомобиля Hyundai и спереди назад и слева направо у мотоцикла Hondа) свидетельствует о том, что здесь расположены парные участки деформаций данных транспортных средств и здесь расположено место их первичного контакта, а также здесь проходит линия столкновения, т.е. направление ударного импульса (направление относительной скорости).
Исходя из взаимных повреждений и деформаций, полученных данными транспортными средствами при их столкновении, их взаимного расположения зафиксированного на копии схемы к протоколу осмотра места ДТП от 2 июня 2011 г. и существующей на сегодняшний день классификации, данное столкновение является продольное (по направлению движения), встречное (по характеру взаимного сближения), косое (по относительному расположению продольных осей), блокирующее (по характеру взаимодействия при ударе), эксцентричное правое (по направлению удара относительно центра масс), переднее правое (по месту нанесения удара).
Для определения угла столкновения на моделях данных транспортных средств были нанесены зоны максимальных повреждений, взятых в свою очередь из анализа фотографий, специалистами 10 отдела ЭКЦ ГУ МВД РФ по Московской области _________ (см. выше).
Фото № 1. Положение мотоцикла Hondа VFR 800 гос. номер_________(вид сзади) и его следы на проезжей части, а также его повреждения (поз. 1- фрагмент облицовки; поз. 2 – расположение переднего колеса, вследствие деформации передней вилки, направление деформирующего усилия спереди назад исправо налево; поз. 3 – розлив ГСМ вокруг мотоцикла).
Фото № 2. Положение мотоцикла Hondа VFR 800 гос. номер _________(вид сзади) и его следы на проезжей части, а также его повреждения (поз. 1- розлив ГСМ вокруг мотоцикла; поз. 2 – деформация левой стороны руля; деформация и разрушение фары;)
Фото № 3. Вид на правую боковую поверхность при отсутствии обзорности передней части автомобиля Hyundai Santa Fe гос. номер _________(поз. 1 – отсутствие следов и повреждений на правой боковой поверхности; поз. 2 – отработанная подушка безопасности)
Фото № 4. Вид на левую боковую поверхность и слева сверху на переднюю часть автомобиля Hyundai Santa Fe гос. номер _________(поз. 1 – отсутствие следов и повреждений на левой боковой поверхности; поз. 2 – открытое состояние капота; поз. 3 – отработанные подушки безопасности;)
Фото № 5. Вещная обстановка на месте столкновения автомобиля Hyundai Santa Fe гос. номер _________и мотоцикла Hondа VFR 800 гос. номер _________(поз. 1 – осколки облицовки мотоцикла; поз. 2 – положение мотоцикла на проезжей части; поз. 3 – положение автомобиля у левой границы проезжей части второстепенной дороги; поз. 4 – течь ГСМ от мотоцикла т.е. с проезжей части а/д «_________Москва» на стороне движения в сторону г. Москвы в направлении второстепенной дороги; поз. 5 – осколки переднего бампера автомобиля Hyundai; поз. 6 – след волочения боковины шины переднего деформированного колеса и опрокинувшегося мотоцикла Hondа )
Фото № 6. Неинформативные копии фотографий автомобиля Hyundai Santa Fe гос. номер _________из отказного материала.
Однако, ввиду того что имеющихся в распоряжении эксперта фотографии автомобиля Hyundai Santa Fe гос. номер _________-из отказного материала (фото № 6) не обладают достаточной информативностью из-за низкого их качества, а другие аналогичные вышеуказанным, хотя и обладают достаточным качеством, но сфотографированы так, что на них не видна поврежденная передняя часть данного автомобиля и без применения масштабной или мерной линейки (фото № 3 и 4) и следовательно место удара визуально не представляется возможным.
Фотографии же мотоцикла Hondа VFR 800 гос. номер _________также не информативны, по причине выполнения их также без применения масштабной или мерной линейки (фото № 1 и 2).
По этой причине угол расположения автомобиля Hyundai на проезжей части будет определен другим способом.
Как отмечалось выше, одним из трасологических признаков определения места столкновения является определение его по осыпи осколков стекла или пластмассы, разрушенных при столкновении транспортных средств и отделившихся от них при этом, а затем упавших на проезжую часть, образуя при этом осыпь в форме эллипса, при этом поперечная координата места столкновения всегда располагается на большом диаметре данного эллипса.
Из копии схемы к протоколу осмотра места ДТП от 2 июня 2011 г. усматривается, что осыпь осколков стекла и пластмассы в форме эллипса расположена полностью на правой обочине, перед мотоциклом Hondа и параллельно ему (т.е. под углом к правой границе проезжей части а/д «_________Москва» на стороне движения в сторону г. Москвы – поз. 12 на копии вышеуказанной схемы ) и заднее колесо мотоцикла Hondа расположена на расстоянии около 3,5 м от линии, разделяющей транспортные потоки противоположного направления (разметка 1.1), а переднее – на расстоянии d = (3,5 – 2,0) = 1,5 м ( из вышеуказанной схемы) от той же разметки.
С другой стороны из фото № 5 поз. 5 усматриваются мелкие частицы светло- сиреневого цвета (т.е. цвета автомобиля Hyundai) его разрушенного переднего бампера, расположенные на проезжей части совпадающей с расположением вышеуказанной осыпи осколков на данной схеме, т.е. между мотоциклом Hondа и разделительной линией 1.1., которые переместились сюда под действием силы инерции после удара.
Тогда угол расположения мотоцикла Hondа на проезжей части после столкновения по отношению к линии, разделяющей транспортные потоки противоположного направления (разметка 1.1) составляет около 45 0 :
где: Lм г – габаритная длина мотоцикла Hondа VFR _________м;
c – расстояние от заднего колеса мотоцикла Hondа линии, разделяющей транспортные потоки противоположного направления (разметка 1.1), 3,5 м;
k — расстояние от переднего колеса мотоцикла Hondа линии, разделяющей транспортные потоки противоположного направления (разметка 1.1), 2,0 м;
Так как расположение мотоцикла Hondа на проезжей части, зафиксированное на копии схемы к протоколу осмотра места ДТП от 2 июня 2011 г. параллельно осыпи осколков стекол и пластмассы в форме эллипса (см. вышеуказанную схему), то следовательно большой диаметр эллипса (на котором как отмечалось выше расположена поперечная координата места столкновения) также параллелен расположению мотоцикла Hondа, то следовательно в момент первичного контакта автомобиль Hyundai располагался на проезжей части, будучи отклоненным передней частью влево (т.е. против часовой стрелки) под углом около 45 0 относительно линии, разделяющей транспортные потоки противоположного направления (разметка 1.1 (см. рис. 1).
Угол взаимного расположения данных транспортных средств определить экспертным путем не представляется возможным ввиду отсутствия в распоряжении эксперта фотографий поврежденной передней части автомобиля Hyundai и мотоцикла Hondа, выполненных с мерной линейкой, однако по мнения эксперта в момент первичного контакта последний двигался прямолинейно (см. исследование по вопросу № 2).
На основании вышеизложенного, а также исходя из повреждений, и следов полученных автомобилем Hyundai и мотоцикла Hondа, их взаимного расположения, зафиксированного копии схемы к протоколу осмотра места ДТП от 2 июня 2011 г. механизм столкновения данных транспортных средств был следующим:
автомобиль Hyundai, двигаясь по проезжей части а/д «_________Москва» на стороне движения в направлении г. _________а, при подъезде к пересечению с второстепенной дорогой начинает осуществлять левый поворот, предварительно снижая скорость (перед столкновением снизив её до 0 км/ч или близкой к нему) и после пересечения своей стороны движения линии, разделяющей транспортные потоки противоположного направления (разметка 1.1) оказывается на стороне движения в направлении г. Москвы, при этом, будучи отклоненным, от прямолинейного движения (разметки 1.1) передней частью влево (т.е. против часовой стрелки) на угол около 45 0 (см. рис. 1) своей правой передней стороной производит первичный контакт с передним колесом мотоцикла Hondа, двигавшегося по стороне движения в сторону г. Москвы прямолинейно (см. исследование по вопросу № 2); т.к. перед столкновением автомобиль Hyundai был неподвижным или скорость его движения была близкой к нулю, при нейтральном положении рычага АКП, то под действием поворачивающего момента, возникшего вследствие эксцентричности приложения силы удара, он начинает разворачиваться против часовой стрелки (при этом происходит отсоединение правой накладки его переднего бампера) и, разворачиваясь в этом направлении, достигнув положения, когда он становиться своим кузовом перпендикулярным проезжей части а/д «_________Москва» и параллельным проезжей части а/д, ведущий в коттеджный поселок, то вследствие продольного уклона в этом месте (фото № 7 поз. 1) и нейтрального положения рычага АКП, автомобиль Hyundai продолжает движение накатом в строну коттеджного поселка по левой обочине второстепенной дороги и исчерпав запас кинетической энергии, останавливается занимая положение, зафиксированное на копии схемы к протоколу осмотра места ДТП от 2 июня 2011 г (фото № 7).
Мотоцикл же Hondа после столкновения вследствие небольшой скорости автомобиля Hyundai (или отсутствия таковой резко останавливается и опрокидывается по этой причине на проезжую часть, где начинает образовываться повреждение верхнего слоя асфальтированного покрытия; далее под действием поворачивающего момента, возникшего от эксцентричного воздействия силы инерции (слева от центра масс – о чем свидетельствует повреждение левой части его рамы) после деформации его передней вилки спереди назад и справа налево начинает совершать сложное плоско-паралельное движение – т.е. одновременно разворачиваться против часовой стрелки и перемещаться прямолинейно к правой обочине (по ходу своего движения); далее перемещаясь таким образом, исчерпав запас кинетической энергии, останавливается занимая положение, зафиксированное на копии схемы к протоколу осмотра места ДТП от 2 июня 2011 г (фото № 5 поз. 2).
Как следует из вышеизложенного: «после столкновения… вследствие небольшой скорости автомобиля Hyundai (или отсутствия таковой, но однако ввиду того что его масса более чем почти в 10 раз больше чем у мотоцикла– mа/mм = 1916/213 = 9,13), мотоцикл Hondа резко останавливается и опрокидывается по этой причине на проезжую часть, где начинает образовываться повреждение верхнего слоя асфальтированного покрытия»;, следовательно место столкновения автомобиля Hyundai и мотоцикла Hondа расположено в месте начала повреждение верхнего слоя асфальтированного покрытия т.е. проезжей части а/д «_________Москва» на стороне движения в направлении г. Москва на расстоянии около 1,0 м от правой границы проезжей части – на стороне движения мотоцикла Hondа.
Фото № 7. Положение автомобиля Hyundai после столкновения. (поз. 1 – продольный уклон в месте примыкания проезжей части а/д «_________Москва» и а/д «_________Москва»; поз. 2 – проезжая часть второстепенной дороги; поз. 3 — течь ГСМ от мотоцикла т.е. с проезжей части а/д «_________Москва» на стороне движения в сторону г. Москвы в направлении второстепенной дороги;
В случае, если бы, как следует из показаний водителя автомобиля Hyundai его автомобиль перед столкновением «стоял» на стороне своего движения прямолинейно или по показаниям свидетеля _________. «стоял там же, но под углом, обращенный передней частью в сторону второстепенной дороги, т.е. влево, то тогда для того чтобы место столкновения его автомобиля и мотоцикла Hondа располагалось на стороне движения данного автомобиля, т.е. проезжей части а/д «_________Москва» при движении в направлении г. _________, водителю мотоцикла пришлось бы выехать на эту сторону движения, для чего он отклонился бы влево от своего движения.
Тогда вследствие эксцентричности приложения силы удара (справа от центра масс), возник бы поворачивающий момент, который развернул бы данный автомобиль по часовой стрелке (передней частью вправо – см. рис. 2) и он после столкновения, исчерпав запас кинетической энергии, остановился бы на правой обочине (по ходу своего движения).
Но т.к. следует из копии схемы к протоколу осмотра места ДТП от 2 июня 2011 г и фото № 5 поз. 2. после столкновения автомобиль Hyundai располагался на левой обочине (по ходу движения данного автомобиля), то показания его водителя и свидетеля _________. о том, место столкновения расположено на стороне проезжей части автомобильной дороги «_________Москва» при движения в направлении г. _________-а не состоятельны, с технической точки зрения.
В соответствии с требованиями Инструкции о производстве судебных автотехнических экспертиз в экспертных учреждениях системы МЮ СССР – п. 12 абз. 4 (М. 1981г, действующей в этой части и в настоящее время) определение момента возникновения опасности входит в компетенцию органа (лица), назначившего экспертизу.
Однако п. 9.б. абз.7 этой Инструкции гласит, что определение этого момента входит в компетенцию эксперта тогда, когда для этого необходимы специальные познания.
Применим эти познания.
Решения поставленного вопроса вытекает из требований Правил дорожного движения, соответствующие данной дорожно-транспортной ситуации, а именно п.п. 10.1 ч.2, (для водителя мотоцикла Hondа, и п.п. 13.12 и 8.1 ч. 2 (для водителя автомобиля Hyundai) Правил дорожного движения.
п. 10.1 ч. 2 «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства»
п. 13.12 «При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо…».
п. 8. 1 ч. 2 «… При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения).
Тогда исходя из вышеизложенного, а также источника 6.9 раздела исходных данных (применение специальных познаний при расследовании ДТП — пособие для экспертов, следователей и судей М. 1989 г) опасность для движения водителю мотоцикла Hondа возникла в момент пересечения автомобилем Hyundai линии, разделяющей транспортные потоки противоположного направления (разметка 1.1) проезжей части автомобильной дороги «_________ Москва».
При заданных исходных данных решить вопрос о технической возможности предотвратить столкновение водителем мотоцикла Hondа экспертным путем не представляется возможным, в виду отсутствия исходных данных о скорости или времени движения автомобиля Hyundai с момента возникновения опасности до места столкновения.
Водитель мотоцикла Hondа, в данной дорожно-транспортной ситуации двигающийся по своей стороне движения, с момента выезда на его сторону движения автомобиля Hyndai должен был в должен в своих действиях руководствоваться требованиями п. 10.1 ч. 2 Правил (текст которого приведен выше).
Решить вопрос о соответствии его действий требованиям этого пункта Правил экспертным путем не представляется возможным, ввиду того, что экспертным путем в свою очередь не представляется возможным решить вопрос о технической возможности предотвратить столкновение водителем мотоцикла Hondа.
Водитель же автомобиля Hyndai Santa Fe гос. номер _________, в данной дорожно-транспортной ситуации, совершая поворот налево с главной дороги на второстепенную и пересекая при этом главную, должен в своих действиях руководствоваться требованиями п.п. 13.12 и 8.1 ч. 2 Правил (текст которых приведен выше).
Так как водитель автомобиля Hyndai при осуществлении маневра поворота не уступил дорогу водителю мотоцикла Hondа, двигающемуся в прямом направлении, чем создал ему опасность для движения, то его действия не соответствовали требованиям вышеуказанных пунктов Правил. Кроме того, т.к. из-за невыполнения им требований п.п. 13.12 и 8.1 ч. 2 Правил произошло столкновение, то несоответствие его действий требованиям вышеуказанных пунктов Правил, с технической точки, зрения, находятся в прямой причинной связи с фактом столкновения.
Причиной расхождения выводов данного исследования и справок об исследовании: № _________ от 30 августа 2011 г. и №_________ от 30 июня 2011 г., выполненные специалистами 10 отдела ЭКЦ ГУ МВД РФ по Московской области соответственно _________., является допущенная ими техническая ошибка и заключающаяся в следующем: при определении места столкновения ими за осыпь осколков стекла и пластмассы в форме эллипса расположенной полностью на правой обочине, перед мотоциклом Hondа и параллельно ему (т.е. под углом к правой границе проезжей части а/д «_________Москва» на стороне движения в сторону г. Москвы – поз. 12 на копии схемы к протоколу осмотра места ДТП от 2 июня 2011 г) и являющейся одним из основных трасологических признаков при определении этого места принято место вытекания ГСМ, расположенное на частично на проезжей части а/д «_________Москва» на стороне движения в сторону г. Москвы (перпендикулярно ей), частично на примыкающей обочине и обозначенное на вышеуказанной схеме поз. 11).
Выводы
При заданных исходных данных исходя из: механических повреждений автомобиля Hyndai и мотоцикла Hondа, копии схемы к протоколу осмотра места ДТП от 2 июня 2011 г и проведенного экспертного анализа обстоятельств столкновения, это место расположено в поперечном направлении на проезжей части а/д «_________Москва» на стороне движения в направлении г. Москва на расстоянии около 1,0 м от правой границы проезжей части – на стороне движения мотоцикла Hondа; продольную же координату этого места экспертным путем определить не представляется возможным; в момент столкновения автомобиль Hyundai располагался на проезжей части, будучи отклоненным передней частью влево (т.е. против часовой стрелки) под углом около 45 0 относительно линии, разделяющей транспортные потоки противоположного направления (разметка 1.1 (см. рис. 1).
Угол взаимного расположения данных транспортных средств в момент первичного контакта определить экспертным путем не представляется возможным.
Водитель же автомобиля Hyndai Santa Fe гос. номер _________, в данной дорожно-транспортной ситуации, должен в своих действиях руководствоваться требованиями п.п. 13.12 и 8.1 ч. 2 Правил и его действия не соответствовали требованиям вышеуказанных пунктов Правил. Кроме того, несоответствие его действий требованиям п.п. 13.12 и 8.1 ч. 2 Правил с технической точки, зрения, находятся в прямой причинной связи с фактом столкновения.