Прототип молот машина котлета
Катлеттаа – блюдо эстонской кухни
Первое погружение в мир настоящих трофи-рейдов — и сразу в чемпионат! — неожиданно породило такой, казалось бы, на поверхности лежащий вопрос: «А почему прототипы класса ТР3 называют котлетами?» Надо сказать, что при всей популярности термина, ответ на некоторое время поставил в тупик даже профессионалов внедорожного автоспорта.
Первыми версиями происхождения гастрономического названия самых навороченных внедорожников для трофи были такие: котлета как пачка свёрнутых денег зелёного цвета и перетянутая резинкой (вы помните), «нафаршированная» начинка прототипа, построенного по свободным техническим требованиям, или просто постоянное чувство голода на свежем воздухе трофических соревнований. Ни одна из версий не выдержала критики, хотя по некоторым признакам и казались вполне жизнеспособными.
На самом деле всё было так. Летом 2002 года в Санкт-Петербурге стартовало очередное внедорожное приключение «Ладога-трофи», в котором принимали участие экипажи из 13 стран. Среди прочих на старт гонки вышли эстонские команды, и один из дуэтов, Рейн Пинн и Майт Мумме, заявились на совершенно уникальном для тех лет самодельном автомобиле. За основу конструкции был взят Гелендваген, но переделок было столько, и они имели такой глубокий характер, что базовую машину было уже не узнать.
Кузов машины был сделан самими спортсменами из труб и алюминиевых панелей; при этом машина, оборудованная серийным трёхлитровым дизелем, оказалась самой маломощной из всех, представленных на «Ладоге 2002»: двигатель прототипа развивал всего 88 лошадиных сил. Но ездовые характеристики машины оказались настолько потрясающими, что эстонцы сумели завоевать «золото» в абсолютном зачёте гонки!
После победного финиша создатель машины, Майт Мумме, в повседневной жизни работавший преподавателем одной из таллиннских школ, рассказал в интервью программе «Offroad Club», что сначала собирался построить внедорожный прототип на базе Сузуки Самурай. Но неожиданно в поле зрения конструктора оказался «донор» Мерседес, конструкция агрегатов которого очень ему понравилась; рама, мосты, двигатель, блокировки… И на свет появился «Самодельный монстр».
А про котлету? Ах, да… Перед стартом гонки кто-то из многочисленных участников или зрителей, привлечённых необычной конструкцией вездехода, спросил эстонцев: «А что это за авто?» И получил ответ: «Катлеттаа!» Меткое определение моментально прижилось в джиперской среде, и уже на следующий год на трассу трофи вышла первая котлета российской подготовки: счастливыми обладателями супер-проходимца стали Михаил Клюйко и Игорь Пентинен.
Прототип ТР3 (39 фото)
Изготавливают прототипы ТР3 либо на основе какой-либо серийной модели внедорожника (Нивы, УАЗа, Дефендера, Судзуки Джимни и т.д.) или же вообще создают с нуля (для профессионального спорта) на базе пространственной рамы, с портальными мостами или вообще с независимой подвеской..
Пространственная рама в ТР3
Чертеж прототипа ТР3
Пространственная рама прототипа ТР3
Рама для прототипа ТР3
Багги из УАЗа с пространственной рамой
Бортовой редуктор для прототипа ТР3
Прототип ТР3 с агрегатами от Нивы своими руками
Создание прототипа ТР3
Производство прототипов ТР3
Как делают прототип ТР3
Изготовление каркаса прототипа ТР3
Зеленый прототип на резанных боггерах
Котлета для соревнования ТР3
Прототип ТР3 на ладоге трофи
Фото прототипа ТР3
Прототип УАЗ ТР3 едет в брод
Прототип тр3 своими руками
Соревнования ТР3 трофи
Прототип ТР3 на соревнованиях
Перевозка прототипа ТР3
Отечественный внедорожник шайтан
Прототип КотоПес для ТР3
Прототип Череп 2 ТР3
Так же прототипы ТР3 изготавливают на основе имеющихся внедорожников.
Прототип ТР3 на базе УАЗ
УАЗ ТР3 с бортовыми редукторами на мостах
УАЗ Котлета для соревнований
Прототип ТР3 из Нивы
Легкая и безрамная Нива 4×4 отлично подходит для переделок и создания внедорожника для трофи-рейдов в классе ТР3. На Нивы ставятся и мосты и бортовые редуктора и отрезается все лишнее. Фото прототипов ТР3 из Нивы:
Прототип ТР3 из Нивы
Нива прото ТР3 на шинах низкого давления
Нива ТР3 на выставке
Судзуки Джимни ТР3
Фото подготовленного судзуки джимни для трофи
ТР3 судзуки джимни
Судзуки джимни для трофи
Судзуки Джимни ТР3 на портальных мостах
Внедорожники ТР3 для трофи
Котлеты (прототипы) ТР3 делают и из других внедорожников. Выбор довольно большой.
Котлета из Джип чероки на соревнованиях
Котлета ТР3 из Jeep Cherokee
Прототип с каркасом безопасности
Ссанг Енг Корандо ТР3 с мостами Ниссан Патрол
Котлета (Прототип).
Автомобиль класса ТР-3,
построенный для трофи рейдов
Прототип, который был замечен на празднике годовщины клуба Балашиха4х4 оказался детищем компании «Большое колесо»
За его основу был взят Jeep Cherokee XJ 1992 года с 4-литровым рядным шестицилиндровым двигателем (190 л.с. при 4750 об.мин) с 305 Н.м. крутящего момента и «фуллтаймовой» 242-й раздаткой.
Дальше была переработана вся конструкция: был сварен пространственный силовой каркас из труб, к которому теперь крепятся все агрегаты.
Неразрезные мосты заменены на независимую подвеску на двойных А-образных рычагах.
Шаровые опоры – использованы верхние от «Соболя», а карданы от УАЗ, подогнанные по размеру.
Редуктора от коммунального трактора МТЗ 320.
Независимая подвеска комфортнее и хорошо работает на пересеченной местности.
Ход подвески получился – около 350 мм
Днище сделано максимально плоским.
Бортовые редуктора от МТЗ практически в стандартном виде, только переточены ступицы под 38-е колеса с двухсторонними бедлоками
Организована централизованная подкачка шин.
Карданы, а не ШРУСы использованы из-за соображений простоты и надежности.
Дисковые тормоза крепятся прямо на центральных редукторах. Они от ВАЗ 2108.
Сами центральные редуктора от БТР. Они доработаны и в них установлены пневмоблокировки СПРУТ.
Пружины и амортизаторы Tough Dog с десятью уровнями регулировки.
Кабина прототипа сохранила комфорт Jeep Cherokee
электростеклоподъемники, родная торпедо, панель приборов и кожаные сиденья с полным электропакетом.
Проводка убрана наверх, в том числе и два блока «мозгов» от мотора и коробки.
Видео как прототип преодолел вброд речку.
хотел узнать про «котлету»
Рылся я в просторах тЫрнета, искал информацию о джипах и их классификации, и нашел это=) быть может кому то тоже будет интересно=)
Как разобраться в сложной иерархии современных внедорожников? Точка зрения бывалого джипера (с)
У вас есть друзья-джиперы? Нет? Ну так вам везет. А у меня их цельный клуб, этих друзей. И не придумали они ничего более умного, чем подарить мне на день рождения собаку… Ну подарили и подарили, не убивать же их. Теперь-то что делать? Надо как-то жить дальше. Назвал псину незатейливым внедорожным именем Кевлар и начал понемногу вспоминать, каково это — быть собачником. И вот как-то на прогулке я обратил внимание на традиционный собачий ритуал знакомства. Ну, вы знаете: сначала замереть и смотреть друг на друга, потом осторожно подойти и понюхать в районе хвоста, а дальше сразу либо играть, либо разбежаться, либо драться. То есть собачки мгновенно понимают, кто что из себя представляет. И тут меня торкнуло: а ведь у джиперов вот совершенно такая же фигня. Встретил внедорожник в потоке, бросил взгляд мельком, и сразу все понятно — то ли мимо проехать, то ли посигналить, то ли опустить стекло и махать руками — мол, мы с тобой одной крови. Вот по этим отличительным признакам и решил я разделить внедорожники на классы.
Безликий «слик»
История покупки внедорожника легко укладывается в одну фразу — «надоело на маленьких машинах ездить, вот и взял большую». Представления о том, что там за ручки (или кнопки) с циферками 4L 2H, не имеем никакого, да оно и не надо, на бордюр у подъезда и так заскакивает.
Отличительные черты: шоссейная резина, «мухобойка» на капоте, до икоты скучная комплектация. Владельцы очень любят сигналить проезжающим мимо трофистам, тем самым как бы говоря: «Мы вместе!», чем вызывают у трофистов сочувствующие улыбки.
Данный класс наиболее многочисленный, эти машины можно встретить на стоянке у дома или офиса, на грунтовой дорожке к пруду, у забора дачи. Изредка после дождя такую машину можно увидеть на внезапно раскисшем лесном проселке: внутри наспех одетая растерянная девушка, а около машины мужик в костюме, вымазанном грязью, в руках — шнурок из магазина «автозапчасти» под названием «стропа буксировочная — 3 тонны», и на ваш подготовленный внедорожник он смотрит глазами, полными обожания и затаенной надежды. В общем, с этим классом все понятно. Да и хватит об обыденном. Неинтересная тема.
Вот тут все круче. Внедорожник покупался не просто так. А потому, что «реальный чел» должен ездить на «настоящей пацанской тачиле». В свете чего один внедорожник плюс сумка с деньгами и минус абсолютное непонимание, как надо, дает в результате массу поводов поржать.
Обычно это выглядит так. Низкопрофильные летние шины на тонколучевых литых дисках, тонировано все, включая фары и боковые зеркала заднего вида. Снаружи навешана куча хромированного железа, стилизованного под бампера и пороги, вся эта красота свисает до самой земли и весело скрежещет при переезде через «лежачий полицейский», после этого из салона выскакивает бледный хозяин и начинает ползать на карачках вокруг машины в поисках царапин.
На бампере и крыше стоит куча дополнительных фар в красивых ни разу не снимавшихся чехольчиках. Изнутри и снаружи машина вычищена и отполирована до зеркального блеска.
Представителей этого класса обычно можно встретить только в городе. За город они выезжать не любят, там дорога пыльная.
Машина совершенно стандартная, но наклейки на бортах имеются. Правда, обычно эти наклейки либо куплены в автомагазине в отделе для дальнобойщиков, либо получены на мощных спортивных мероприятиях уровня кубка водокачки и первенства второго подъезда. Но владельцы очень этими наклейками гордятся, и нередко можно встретить на дороге совершенно грязную машину, у которой на борту имеется отчищенная от грязи наклейка. Основными спортивными достижениями обладателей автомобилей данного класса являются посещение лагеря внедорожного соревнования, жарка шашлыка и рассказ правдивых историй о том, как они проезжали там, «где котлеты лебедились».
Главным же внедорожным приключением для таких автомобилей обычно является возвращение из лагеря соревнования обратно на асфальт по разбитой участниками дороге. Машины данной группы потенциально находятся в зоне риска и со временем могут быть насильственно переведены в категорию «трофимобиль», правда, до обрезания дело доходит редко, а вот быть задранными и обутыми в «лапти» — это запросто.
Не путать с реальным джипом и трофимобилем. Большие колеса, безумный бодилифт, мягкая либо отсутствующая крыша. Полированные борта, кожаный салон, мощная акустическая система. Машина хоть и похожа на трофимобиль, но на бездорожье не эксплуатируется. Главное и зачастую единственное предназначение данного аппарата — стоять на пляже, создавая тень для ящика пива.
Автомобиль этого класса обычно можно встретить только летом либо у озера, либо несущимся по улице города и исторгающим из себя жуткое количество децибелов до дрожи пафосной музыки, с салоном, набитым под завязку наиболее юными представителями автолюбителей обоего пола со счастливыми изрешеченными пубертатной шрапнелью лицами.
Встретив такую машину в потоке, не стоит к ней приближаться, лучше держаться на расстоянии нескольких автомобилей, потому что следующий маневр водителя неизвестен даже ему самому. Шансов дорасти до трофимобиля мало, со временем превращается в ржавое ведро с гайками и доживает свой век под навесом на даче.
Имеются силовой обвес, лебедка и грязевые колеса. Борта машины девственно чисты — ни одной наклейки, но изрядно поцарапаны ветками. На крыше — здоровенный люк. Заднее сидение снято. Салон машины перманентно пахнет пролитым пивом и мертвыми зверюшками. В остальном машина совершенно безликая и редко любимая. Так, рабочая лошадка, народ на лабазы забросить и обратно с «долбаниной» вывезти.
В городе автомобиль встречается редко, обычное место дислокации — охотбаза либо стоянка.
Вот мы и добрались пусть и не до самого многочисленного класса, но наиболее плотно встречающегося среди читателей данного журнала.
Марка автомобиля любая, возраст любой, степень подготовки любая. Что же объединяет эти машины? А то, что им всем одинаково не повезло с владельцами… Хозяева автомобилей этого класса любят ездить по бездорожью. Поэтому машина мятая, исцарапанная и постоянно грязная изнутри. На кузове присутствуют наклейки с огромного количества мероприятий, наклеенные внахлест друг на друга. Бампера либо силовые, либо оторванные, лебедка либо есть, либо нет, либо есть, но сгорела. К красивой некогда торпеде над панелью приборов саморезами прикручен кронштейн для навигатора. В багажнике жуткий бардак, потому что с собой возится все, что может понадобиться: от инструментов до запасной раздаточной коробки, но от непрерывной тряски все перемешалось до состояния однородной массы, и проще купить новое, чем найти что-либо в этом багажнике. Сверху лежат только буксировочный трос, корозащита, шаклы, перчатки и бензопила, потому что ими часто пользуются, а также аптечка и огнетушитель, потому что ими не пользуются вовсе, но постоянно показывают техкомиссарам или дают друзьям, чтобы те показали.
Оптические элементы фар всегда свежезамененные и уже полопавшиеся, все узлы и агрегаты автомобиля делятся на недавно поменянные и требующие замены в скором времени. На дорогах общего пользования встречаются так же часто, как и вне оных. В потоке приветствуют друг друга веселыми короткими звуковыми сигналами и «аварийкой». Манеру езды на асфальте имеют спокойную, на бездорожье — разную. С энтузиазмом принимают участие в выковыривании недоприводов из кюветов и грязьки. Жизнь автомобилей данного класса хоть и короткая, но весьма бурная.
От трофимобиля его может отличить лишь наметанный глаз опытного джипера. И мятоцарапанный кузов, и наклейки, и лебедки — все то же самое. Но общая концепция иная. Главная идея спорткара — максимум функциональности при минимуме веса. Поэтому тяжелые бампера, защиты всего на свете и экспедиционные багажники отсутствуют. Зато наличествуют каркас безопасности и куча дополнительных тумблеров на панели приборов (в роли которой обычно выступает лист алюминия с укрепленными на нем приборами).
Машины данного класса встретить на улицах практически невозможно. Не ездят они по улицам. Обычный маршрут следования: ремзона — базовый лагерь — закрытый парк — трасса — финиш — ремзона. Иногда маршрут корректируется: вслед за трассой сразу наступает ремзона без посещения финиша, но это уже зависит от таланта и удачливости экипажа.
Что до срока жизни спорткара… Скажу лишь, что эти аппараты обычно строятся дольше, чем эксплуатируются. Потому что, как это ни печально, спорткар морально устаревает примерно через пятнадцать минут после окончания строительства. Так что спортсмены редко ездят на одной и той же машине больше двух сезонов.
И «на сладкое» я расскажу вам о прототипах. Это такие машины, которые и машинами-то никогда не были. Кузова нет, кондиционера с магнитолой тоже. Есть сложная инженерная конструкция из труб, называемая пространственной рамой, внутри два сиденья, к ним с разных сторон прилеплены мотор, трансмиссия, мосты и запаска. Все. Едет эта штука везде. Точнее, она либо проезжает, либо тонет с концами. Третьего не дано. Хотя нет, есть третий вариант: иногда котлеты сходят с дистанции, изодрав в мелкие лоскутки свои огромные колеса.
В городе не встречается, по трассе катается верхом на эвакуаторе. В лесу тоже не встречается, потому что туда, где катаются котлеты, пешком не дойти и на нормальной машине не доехать. Поэтому встретить котлету нигде, кроме как в базовом лагере, практически невозможно.
Правда, способ увидеть котлету в ее естественной среде обитания все же есть. Его придумали организаторы соревнований специально для журналистов. Котлеты выманивают из болота на хорошо просматриваемое и освещенное пространство с многобалльными контрольными точками. И в оговоренное время деревья на окраине болота раздвигаются, и между ними протискиваются алюминиевые коробочки на колесах, обмотанные тиной и торфяным ковром. Журналисты тут же начинают щелкать затворами фотоаппаратов, и благодаря этим редким кадрам мы, простые обыватели, иногда имеем возможность лицезреть в журналах фотографии этих редких, но очень занятных автомобилей. Сколько живут котлеты, никто не знает, потому что они мигрируют по спортивным командам, периодически появляясь на соревнованиях разного уровня в различных городах и (иногда) странах.
Безусловно, перечисленные выше классы есть некая выжимка из всего того многообразия внедорожников, коими набиты наши дворы и улицы, и не всегда машина точно попадает в тот или иной класс, но, имея некоторую наблюдательность и смекалку, разобраться в том, кто стоит рядом с тобой в пробке, все же можно.
Ну, с классификацией автомобилей болееменее разобрались. Теперь хочется поподробнее остановиться на вторичных внедорожных признаках. А именно — наклейках.
На всех без исключения внедорожных соревнованиях машинам присваиваются стартовые номера, кои и налепляются на борта внедорожника. Также есть клубные наклейки, говорящие о принадлежности автомобиля к тому или иному внедорожному клубу. Ни качество полиграфии, ни дизайн наклеек, ни их количество ничего не скажут вам о серьезности соревнований, в которых участвовала машина. Поэтому проведем некий ликбез.
На всевозможные же КолбасOFF, Поми– дорOFF, «Трактористы» или «пятый ежегодный» смотреть с придыханием не стоит, обычно это просто приуроченное к определенной дате поедание шашлыка, совмещенное с вымазыванием колес тонким слоем глины.
Кстати, большое количество наклеек внахлест также свидетельствует о том, что машина в серьезных соревнованиях не участвовала, потому как на любом статусном мероприятии для того, чтобы пройти техническую комиссию, старые наклейки приходится с машины отдирать.
P.S. На этом месте я хотел поставить точку. Но, перечитав текст, подумал: классы, наклейки…
Да какая разница, на чем ездишь ты или стоящий рядом с тобой в пробке? Если он приветливо посигналил тебе, махнул рукой, да попросту улыбнулся, поприветствуй его в ответ и тоже улыбнись. Ведь не важно, какие мы снаружи, гораздо ценнее, что у нас в душе. А при всем разнообразии автомобилей и направлений их применения с уверенностью могу сказать: джиперы — народ приветливый и добродушный. А если кто будет настаивать на обратном, не верьте ему, он просто классы перепутал.