Процент дтп с тонированными авто
Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации
Верховный суд РФ запретил страховым компаниям самостоятельно определять степень вины водителей в ДТП и на основании своих выводов снижать суммы компенсаций. Тонированные стёкла авотомобиля и отсутствие полиса ОСАГО не могут свидетельствовать о безусловной вине водителя в столкновении, соответственно, страховщики не могут по этим основаниям уменьшать сумму выплаты за причинённый ущерб, поясняет высшая инстанция.
ВС отмечает, что в случаях тонированнных стёкол необходимо устанавливать причинно-следственную связь между плохим обзором и фактом аварии. А управление же автомобилем без ОСАГО в принципе не может находиться в причинно-следственной связи с совершением аварии, отмечает высшая инстанция.
До ВС дошла жалоба жительницы Адыгеи, которая требовала взыскать с САО «ВСК» страховую выплату, неустойку, штраф, компенсацию морального вреда, расходы на представителя и услуги нотариуса. Общая сумма иска составила около 100 тысяч рублей.
Согласно заявлению, в результате дорожно-транспортного происшествия, которое произошло по вине другого водителя, заявительнице повредили автомобиль BMW. Она отправила «ВСК» заявление о страховой выплате, так как в этом обществе была застрахована гражданская ответственность виновника аварии. Автомобиль заявительницы между тем застрахован не был, а в момент ДТП за рулём находилась не владелица автомобиля. Кроме того, сотрудники ГИБДД установили, что лобовое стекло машины заявительницы затонировано.
Страховщики определили, что размер ущерба составил 750 тысяч 37 рублей, но посчитали, что вина участников ДТП была обоюдной. Из-за этого истице выплатили лишь 50 % от суммы ущерба.
Ответчик сослался на материал ГИБДД, согласно которому к административной ответственности привлекли обоих участников аварии. Один из водителей признан виновным в нарушении правил разворота вне перекрёстка (пункт 8.8 ПДД). На находившегося же за рулём машины истицы составили протокол за управление автомобилем с покрытием на переднем стекле, ухудшающим обзорность с места водителя, а также за отсутствие ОСАГО.
При этом про степень вины водителей в создании аварийной ситуации в документах ничего не говорилось, но страховщики сочли справедливым разделить ущерб пополам.
Владелица BMW с таким раскладом не согласилась и сначала написала претензию, а потом подала заявление в суд. Однако Майкопский городской суд в удовлетворении исковых требований отказал, согласившись со страховой, что участники ДТП виноваты в равной степени, а значит свои обязательства перед истицей ответчик выполнил. Верховный суд Адыгеи эту позицию поддержал.
Но Верховный суд РФ счёл выводы коллег из нижестоящих инстанций ошибочными.
Верховный суд РФ напомнил ключевые нормы, касающиеся подобных ситуаций:
— вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (абзац 2 пункта 3 статьи 1079 ГК РФ);
— вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (абзацем первым пункта 1 статьи 1064 ГК);
— лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 той же статьи).
«По смыслу приведенных норм права общими основаниями ответственности за причинение вреда являются наличие вреда, противоправность действий его причинителя, причинно-следственная связь между такими действиями и возникновением вреда, вина причинителя вреда.
Следовательно, отмечает высшая инстанция, прояснение всех деталей и обстоятельств аварии имеет существенное значение для разрешения подобных споров.
ВС обращает внимание, что причинно-следственная связь ущерба от аварии и факта тонировки на переднем стекле машины судом не устанавливались.
Управление же автомобилем в отсутствие ОСАГО в принципе не может находиться в причинно-следственной связи с совершением аварии, отмечает высшая инстанция.
Она также ссылается на положение пленума от 26 декабря 2017 года No 58: в пункте 46 разъяснено, что если из документов полиции невозможно установить вину застраховавшего ответственность лица в наступлении страхового случая или определить степень вины каждого из водителей, то обратившийся за страховой выплатой, не может быть лишен права на ее получение.
Действительно, в таком случае страховые организации производят выплаты в равных долях от размера ущерба (абзац четвертый пункта 22 статьи 12 Закона об ОСАГО). При этом получатель имеет право в судебном порядке потребовать взыскания недостающей части страхового возмещения, напоминает ВС.
Он поясняет, что при рассмотрении такого спора суд обязан установить степень вины лиц, признанных ответственными за причиненный вред, и взыскать со страховой организации страховую выплату с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых застрахована.
ВС РФ счёл допущенные нарушения существенными, в связи с чем отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в Верховный суд Адыгеи.
Водители нашли способ ездить с тонировкой. В ГИБДД разводят руками
В 2020 году правила тонировки автомобильных стекол откорректировали и привели в соответствие с современным ГОСТом — светопропускаемость лобового и передних боковых стекол должна составлять не менее 70%. ГИБДД за этим пристально следит и регулярно проводит рейды: любителям тонировки на первый раз выписывают штраф в 500 рублей, а во второй раз за неисправленное нарушение сумма штрафа возрастает вдвое либо водителя арестовывают на срок до 15 суток за неповиновение требованиям сотрудника полиции.
Однако на рынке появились компании, которые предлагают обойти все ГОСТы — установить съемную тонировку или каркасные шторки. У водителей появляется возможность ездить с затонированными стеклами, а при возникновении сотрудников полиции — устранить нарушение на месте и ничего не платить. Autonews.ru рассказывает, как водители обходят закон и почему это небезопасно.
Почему тонировка вне закона
Главная причина запрета сильной тонировки — в том, что она снижает светопропускаемость стекол. Как следствие, в темное время суток или при плохой погоде водителю становится хуже видно, что происходит на дороге, а это уже чревато авариями.
Именно потому, что хороший обзор важен в первую очередь водителю, для стекол второго ряда нет никаких ограничений — их можно тонировать хоть на 100%, лишь бы не пленкой с зеркальным эффектом.
А вот передние стекла и лобовое можно затонировать лишь на 30%. Слабую тонировку делают уже на заводе, правда, это почти незаметно. Через несколько лет эксплуатации стекла автомобиля в любом случае начнут пропускать меньше солнечного света, и чтобы будущий владелец не попал на штраф, заводы тонируют стекла на 10-15%.
Несмотря на то, что подобная тонировка не спасает от солнца и не скрывает, что лежит в машине, безопасность — главная причина суровых ГОСТов.
Что бывает за тонировку
Сегодня слишком сильную тонировку приравнивают к неисправности автомобиля или условиям, при которых эксплуатация невозможна.
В первый раз автомобилист может отделаться простым предупреждением, если согласится устранить нарушение на месте — то есть просто снять пленку и обеспечить нужную светопропускаемость.
Если пленку снять не получилось или не захотелось (ее установка может стоить дороже, чем оплата штрафа), то на первый раз сотрудники ГИБДД выпишут квитанцию на 500 рублей и отпустят, а водитель сможет оплатить штраф со скидкой в 50%.
Но все равно будет необходимо избавиться от тонировки в течение 10 дней. Если этого не сделать, то при повторной остановке сотрудниками ГИБДД штраф может удвоиться, а в отдельных случаях суд может арестовать водителя — дело в том, что его действия будут приравнены к неповиновению законным требованиям сотрудника полиции. Как правило, все обходится штрафом, если водитель ранее не был в похожей ситуации или если у него нет неоплаченных штрафов.
А вот если это уже не первый случай попадания под суд из-за тонировки или если штрафы систематически не оплачиваются, то шансы на то, чтобы быть арестованным, возрастают.
Как водители обходят правила
Автомобилистам очень не нравится запрет на глухую тонировку. Они объясняют, что темные стекла нужны им для защиты от солнца. Некоторые говорят, что так красивее, и «машины выглядят более стильно и дерзко».
На рынке уже несколько лет предлагают съемную тонировку. Она представляет собой силиконовую накладку, которая клеится на внутреннюю часть стекла автомобиля. Такую накладку легко снять, если водителя останавливает сотрудник ГИБДД и просит избавиться от тонировки. Человек просто снимает ее и уезжает, отделавшись предупреждением, а за ближайшим поворотом снова клеит на стекло. Это опасная, но очень доступная возможность ездить с затонированными стеклами — две таких накладки обойдутся в 3-4 тысячи рублей.
Другие автомобилисты покупают каркасные шторки. Они тоже недорогие и стоят порядка 4 тысяч рублей за два боковых стекла. Такие шторки разрабатываются под разные модели автомобилей и продаются с разной светопропускаемостью. Как и съемная тонировка, шторки легко убираются при первом требовании сотрудника полиции и затем так же легко возвращаются на место. Производители в описаниях к таким каркасным шторкам об опасности тонировки ничего не говорят.
Чем опасны подобные лайфхаки
Тонировка ухудшает ориентацию водителя в пространстве и, соответственно, влияет на скорость принятия решений. Например, без тонировки автомобилист может различить пешехода с расстояния в 100 метров, а с наглухо затонированным лобовым стеклом — лишь с 50-70 метров.
Это небезопасно в целом для всех, а в особенности — для пожилых автомобилистов и для людей с плохим зрением.
Водители каких автомобилей чаще всего попадают в ДТП
По официальной статистике ГИБДД, в 2020 году в России произошло 145 тысяч ДТП. Правда, инспекторы учитывают только аварии с пострадавшими, а сколько было происшествий без раненых или погибших, не знает никто.
Статистику таких аварий ведут коммерческие компании — например, сайты, где публикуют объявления о продаже машин. Мы посмотрели на исследование одного из таких ресурсов и узнали, какие марки автомобилей чаще всего попадают в аварии и во сколько в среднем обходится их ремонт.
Daewoo
Smart
Genesis
Jaguar
Mercedes
Infiniti
Citroen
Skoda
Lexus
Как быть в курсе новостей про автомобили
Данные о количестве ДТП в России — официальная статистика ГИБДД. Самые аварийные марки автомобилей и средняя стоимость ремонта — аналитика сайта « Авто-ру »
Эти статьи стоит прочитать заранее. Они точно помогут, если случится ДТП:
Странно что нет BMW. И таксомоторов. Но смарт? Серьезно? Есть вопросики к этой статистике.
Рустам, Потому что BMW обычно в ремонте. )))
Lev, тут должна быть шутка про лендровер!
Рустам, в каршеринге Смартов полно. С таксистами тоже все понятно, аварии в основном несерьезные, ремонтные мастерские у таксистов свои — так дешевле, а если никто не знает что было дтп — тачку можно будет потом слить дороже.
Это статистика только по маркам автомобиля без указания модели, как я понял? Тогда бесполезная статистика)
Статистика по маркам и моделям водителей-виновников ДТП (а не всех участников) была бы намного информативнее
ну с деу все понятно-на них доставщики хасанят
но смарт?
ну уж не матизы, а нексии
В аварии попадают не авто, а водители.Напр. «смарты»- любимый транспорт молодых девушек. Водители дорогих авто ездят небрежно, часто «гоняют», у них опасный и оттого аварийный стиль вождения. Проффи и люди постарше ездят аккуратнее. Вы не поверите, у меня за 40 лет одна авария средней тяжести, которая случилась на второй год после покупки авто. С тех пор по моей вине не было ни одной стычки. Правда, я ездил практически каждый день, чем наработал большой практический опыт вождения. Постоянно слежу за исправностью своего железного коня, при малейшем сомнении еду в сервис, исправляю. На безопасности экономить категорически нельзя.
Это статистикой можно назвать с натяжкой, где ВАЗ? Он на 1 месте
Самые частые ДТП в России
Каждый день на дорогах страны происходит 400 ДТП с пострадавшими. В них гибнет 44 человека.
Если посмотреть на статистику МВД и страховых компаний, то большинство дорожных происшествий происходит по одинаковым сценариям. Мы изучили эти данные и собрали картину типичного ДТП в России.
Сколько ДТП произошло
В статистику МВД, которую публикуют в открытом доступе, попадают только ДТП с погибшими и ранеными.
По этой статистике, в 2020 году в стране произошло 145 тысяч дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Каждое девятое — со смертельным исходом. За год на дорогах страны погибло 16 тысяч человек. Еще 183 тысячи получили травмы. Но ежегодное число ДТП и количество пострадавших постепенно снижается.
Обзор Обзор дорожной аварийности за 2020 год — Научный центр безопасности дорожного движения МВДPDF, 2,6 МБ
Каждая седьмая авария в стране произошла по вине пьяных водителей. В таких ДТП в прошлом году погибли 4515 человек — это почти четверть всех смертей на дорогах.
Самый опасный регион, по статистике МВД, — Чечня. Здесь на тысячу аварий с пострадавшими приходится 444 погибших. На втором месте Ингушетия: 332 погибших. На третьем — Чукотка: 240. Выживают пострадавшие чаще всего в Санкт-Петербурге: на тысячу ДТП приходится 42 погибших.
Аварии, в которых пострадали только машины, посчитать сложно. По статистике ГИБДД, примерно половина водителей оформляла такие ДТП по европротоколу. За 11 месяцев 2019 года без вызова автоинспекторов обошлись примерно 750 тысяч водителей. Если допустить, что в каждой аварии участвовало два автовладельца, то всего ежегодно происходит как раз около 750 тысяч ДТП без пострадавших.
Кроме того, статистика не учитывает ситуации, когда водители договариваются на месте, не вызывая аварийного комиссара. Например, одна машина разбила бампер другой, виновник на месте отдал владельцу пострадавшего автомобиля деньги — и все разъехались почти довольные. Сколько происходит таких аварий — никто не знает.
С кем и почему случаются аварии
Средний возраст водителя, попавшего в ДТП, — от 30 до 40 лет. По вине таких автовладельцев случается четверть всех аварий. Причем те, кто сел за руль недавно, ездят аккуратнее: чаще всего происшествия случаются с теми, у кого водительский стаж от пяти до десяти лет. Мужчины попадают в аварию в четыре раза чаще женщин.
Девять из десяти машин, попавших в прошлом году в ДТП, — легковые. По данным Тинькофф-страхования, чаще всего страдают автомобили бизнес-класса: например, из всех застрахованных в компании Mercedes-Benz Е-class и БМВ третьей серии 30% побывали аварии в первом квартале 2021 года.
Если же говорить о более массовых моделях, то самое аварийное авто — Фольксваген Тигуан: 23% машин побывали в аварии. На втором месте Фольксвагены Поло: 21,3% застрахованных автомобилей обращались за выплатами. На третьем месте Тойота Рав 4 : 21,2%. Несмотря на то что самые продаваемые машины в России сошли с конвейера ВАЗа, иномарки бьются чаще.
Девять из десяти ДТП происходят из-за того, что водители нарушают правила дорожного движения. Чаще всего — не соблюдают знаки приоритета на перекрестке. При этом треть всех нарушений происходит из-за того, что с дорогой что-то не так. Например, дорожный знак не видно, или его вообще нет, или стерлась разметка.
Самый частый вид дорожного происшествия — столкновение двух автомобилей. На втором месте — наезд на пешехода. На третьем — вылет с трассы, например если водитель не справился с управлением на скользкой дороге. Есть и экзотические причины: в прошлом году в ГИБДД зарегистрировали 695 случаев наезда на животных. Хотя типичное ДТП банально: не пропустил чужой автомобиль на перекрестке и врезался в него.
Где и когда происходят ДТП
Три четверти всех дорожных аварий в прошлом году произошли в населенных пунктах. Треть — в региональных столицах. На долю загородных трасс приходится всего четверть ДТП, но последствия обычно тяжелее: получает травмы и гибнет здесь даже больше людей, чем на городских улицах.
По статистике Тинькофф-страхования, самый аварийный регион страны — Мурманская область: в первом квартале 2021 года 29% застрахованных здесь машин попадали в ДТП. Второе место у Московской области: пострадали 27,2% авто. На третьем месте Москва: 24%.
40% всех аварий происходит с июля по октябрь. Больше всего — в августе. Самый аварийный день недели — пятница. Самое аварийное время — с пяти до восьми часов вечера. Каждое пятое ДТП происходит в этот трехчасовой промежуток.
Среднестатистическое ДТП
Проанализировав статистику, мы нарисовали картину типичного российского ДТП.
Август, пятничный вечер, Мурманск. Среднестатистический 39-летний россиянин Александр едет по городу на своем Тигуане. Он не первый год за рулем — стаж вождения 7 лет. Но, проезжая очередной перекресток, Александр не замечает знака «Уступи дорогу» и врезается в Фольксваген Поло. Пострадавших нет, а повреждения у машин несерьезные: у Тигуана разбита фара и бампер, у Поло погнулось крыло. Александр и владелец пострадавшего автомобиля оформляют аварию по европротоколу и разъезжаются. Занавес.
Тонированные стекла автомобиля не влияют на взыскание ущерба от ДТП
Существо происшествия:
Согласно заявлению, в результате дорожно-транспортного происшествия, которое произошло по вине другого водителя, заявительнице повредили автомобиль BMW. Она отправила «ВСК» заявление о страховой выплате, так как в этом обществе была застрахована гражданская ответственность виновника аварии. Автомобиль заявительницы между тем застрахован не был, а в момент ДТП за рулём находилась не владелица автомобиля. Кроме того, сотрудники ГИБДД установили, что лобовое стекло машины заявительницы затонировано.
Страховщики определили, что размер ущерба составил 750 тысяч 37 рублей, но посчитали, что вина участников ДТП была обоюдной. Из-за этого истице выплатили лишь 50 % от суммы ущерба.
Ответчик сослался на материал ГИБДД, согласно которому к административной ответственности привлекли обоих участников аварии. Один из водителей признан виновным в нарушении правил разворота вне перекрёстка (пункт 8.8 ПДД). На находившегося же за рулём машины истицы составили протокол за управление автомобилем с покрытием на переднем стекле, ухудшающим обзорность с места водителя, а также за отсутствие ОСАГО.
При этом про степень вины водителей в создании аварийной ситуации в документах ничего не говорилось, но страховщики сочли справедливым разделить ущерб пополам.
Владелица BMW с таким раскладом не согласилась и сначала написала претензию, а потом подала заявление в суд. Однако Майкопский городской суд в удовлетворении исковых требований отказал, согласившись со страховой, что участники ДТП виноваты в равной степени, а значит свои обязательства перед истицей ответчик выполнил. Верховный суд Адыгеи эту позицию поддержал.
Но Верховный суд РФ счёл выводы коллег из нижестоящих инстанций ошибочными:
«общими основаниями ответственности за причинение вреда являются наличие вреда, противоправность действий его причинителя, причинно-следственная связь между такими действиями и возникновением вреда, вина причинителя вреда.
Таким образом, ответственность за причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия вред возлагается только при наличии всех перечисленных выше условий»