Проверка авто на соответствие сертификации
ОТТС: что это, зачем он, как жить без него
Согласно ТР ТС 018/2011:
«одобрение типа» — форма оценки соответствия транспортного средства (шасси) требованиям настоящего технического регламента, установленным в отношении типа транспортного средства (шасси);
«одобрение типа транспортного средства» — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента;
Словарь-справочник «Техническое регулирование в автомобилестроении» под редакцией Н.В.Гусакова, Б.В. Кисуленко определяет ОТТС как документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия транспортных средств, отнесенных к одному типу.
Если проще, то одобрение типа транспортного средства – документ, подтверждающий соответствие автомобиля требованиям ТР ТС 018/2011 (на данный момент времени, а ранее на соответствие требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», еще ранее требованиям системы ГОСТ Р).
Если говорить еще проще, то это как метрика из роддома на младенца, где указан его вес, рост, пол, ФИО, дата и место рождения и т.д. (т.е. технические характеристики ТС, марка, модель и т.д.). Так на основании данных из роддома человек получает в дальнейшем свидетельство о рождении, так и транспортное средство на основании ОТТС получает ПТС (на бумаге до 01.07.2017).
Если углубиться немного в историю, то мы увидим Система сертификации механических ТС и прицепов была утверждена Госстандартом России еще в далеком 1993 году, в 1995 году были внесены изменения, а работать начала с 1996 года.
В принципе ОТТС конечному собственнику ТС особо и не нужен, однако всегда есть какое-то НО, без которого в России не бывает. Многие автовладельцы сталкиваются с такой ситуацией как ошибка в ПТС, либо какие-то данные просто не указаны (например до 2006 года строки экологический класс в ПТС просто не было, потому что не было регламента о выбросах). Казалось бы что тут такого, однако при покупке такого автомобиля новым собственником, ему вполне могут отказать в регистрации на основании того, что не все графы заполнены, а где их брать то эти самые данные. Вот и требуют с конечного пользователя ОТТС, хотя во многих случаях это просто невозможно. ОТТС не может быть у автомобилей до 1996 года (чаще даже до 2000 года, именно с этого времени система более/менее нормально заработала), у автомобилей ввезенных из-за границы как единичные ТС и для личного использования, у автомобилей выпущенных для министерства обороны и у автомобилей ввезенных неофициально «серыми» дилерами. Кстати ситуация с неполным заполнением возникла из-за того что ПТС выдают два госоргана (ГИБДД и ФТС), а поскольку у ФТС это не основная функция, то данные заполнялись по принципу «пишу что нашел».
Если на руках есть ПТС, то ОТТС собственнику не нужен, потому как автомобиль уже выпущен в обращение. И выдать его никто не сможет, поэтому требования получить ОТТС на автомобиль (например если вам ПТС по какой-либо причине аннулировали, или в ПТС не хватает данных, или не указан номер ОТТС) незаконны и абсурдны, т.к. суть сертификации оценка новых ТС. Это все равно, что требовать с человека при получении паспорта метрику из роддома.
Конечно если у вас в ПТС не указаны какие-то данные (например экологический класс) или есть ошибка (например неправильно указано разрешенная максимальная масса), то ОТТС (конечно если он указан в ПТС) большое подспорье. Из него легче узнать недостающие данные.
Кстати база ОТТС есть здесь www.gost.ru.
А что делать тем у кого нет данных об ОТТС в ПТС (да и ОТТС на его транспортное средство нет в природе), а данные нужны?
Есть такой документ, называется Положение о ПТС и ПШТС (правда действовать ему осталось совсем немного, до 1 июля 2017 года), так там подробно расписано и про выдачу и про внесение данных в ПТС при их отсутствии.
Там есть такие пункты:
33. В строке «10. Мощность двигателя, л.с. (кВт)» указывается мощность двигателя в лошадиных силах (киловаттах).
34. В строке «11. Рабочий объем двигателя, куб. см» указывается рабочий объем цилиндров двигателя.
35. В строке «12. Тип двигателя» указывается тип двигателя в зависимости от применяемого топлива.
36. В строке «13. Экологический класс» прописью указывается один из экологических классов, которому соответствует транспортное средство.
(в ред. Приказа МВД России N 828, Минпромторга России N 1227, ФТС России N 1744 от 30.08.2012)
При отсутствии в паспорте данной строки сведения об экологическом классе транспортного средства в раздел «Особые отметки» вносится запись: «Экологический класс (указывается номер экологического класса)».
37. В строке «14. Разрешенная максимальная масса, кг» указывается цифровое значение массы снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленной организацией или предпринимателем в качестве максимально допустимой.
38. В строке «15. Масса без нагрузки, кг» указывается цифровое значение массы транспортного средства без нагрузки.
39. Сведения, предусмотренные в пунктах 33 — 38 настоящего Положения, заполняются на основании ОТТС, Свидетельства, а при их отсутствии соответствующие строки могут заполняться на основании официально изданных технических характеристик, справочников, таблиц и иных документов.
(в ред. Приказа МВД России N 828, Минпромторга России N 1227, ФТС России N 1744 от 30.08.2012)
Любой внимательно прочитав п.39 увидит, что кроме ОТТС можно использовать Свидетельство (имеется свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства) или любой официально изданный справочник, а под иными документами стоит понимать документ (справка о технических характеристиках) выданный испытательной лабораторией или организацией-изготовителем ТС (представителем) или любой другой официальной организацией имеющей необходимые базы данных и несущей ответственность за их предоставление.
Еще есть проблема с внесенными изменениями в конструкцию ТС и конструкцией эксклюзивных автомобилей (мелкосерийных, скомпонованных под конкретного пользователя). В общем виде купил себе автовладелец красивый автомобиль (с нестандартным обвесом заводского изготовления, или редкость типа DeLorean DMC-12, или реально переоборудованный предыдущем владельцем), едет такой красивый и тут бац, останавливают его и … начинают подозревать собственника в том, что он внес изменения в конструкцию ТС и не зарегистрировал это. Составляют протокол и проводят административное расследование с запросами на завод-изготовитель или держателю ОТТС. Однако не во всех случаях завод «жив» и может ответить (например, автобусов марки Икарус у нас в стране бегает предостаточно, а завод благополучно «скончался»), а ОТТС на них и не выдавался, соответственно и информацию взять негде. Получается в лучшем случае, что может найти собственник, это справочные данные в руководстве по эксплуатации (которое при желании можно сделать и самому)).
В подобных случаях доказательной базы просто нет, а отсюда вывод доказать, что вы переоборудовали ТС невозможно (за исключением случая откровенного «колхоза»).
ОТТС. Где и как найти? (вопрос)
Друзья-товарищи, будьте добры, проясните вопрос — Где и как найти ОТТС на мою машину?
Обращался электронкой в ООО «ММС Рус» (официальный Дистрибьютор автомобилей Mitsubishi в России).
От них получил ответ:
«…
Сожалеем если наш ответ Вас разочарует, но указанный в Вашем письме автомобиль не был предназначен Производителем для эксплуатации на территории РФ, в связи с чем ОТТС на него отсутствует.
…
«
Вот теперь и не знаю, как быть с требованием соответствия автомобиля ОТТС
Комментарии 18
bazaotts.ru/
я тут нашел нужную ОТТС
Нет ОТТС- понятие «внесения изменений» не работает! Читайте, что такое единичное ТС и определение внесения изменений. Теперь всё крутится вокруг ОТТС и данных, официально предоставленных заводом-изготовителем на НОВЫЕ СЕРИЙНЫЕ машины, поставляющиеся на внутренний рынок через дилеров. Всё, что было привезено частным образом для личного пользования до вступления нового ТР, ОТТС априори иметь не может! По этому вписание опций на такие машины противозаконно! Так же как и требование гайцов иметь такие записи в ПТС и СТС.
читаем внимательно. Даже если Вы установили ТСУ, на автомобиль у которого предусмотрено место установки, написано про прицеп в руководстве, ПРОВЕРКЕ ДАННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ НЕ ПОДЛЕЖИТ, т. е. не нужно обращаться в ГИБДД для получения разрешения и Свидетельства. Хотите умыть сотрудников ДПС, задайте им встречный вопрос, есть ли у патрульного автомобиля ДПС Свидетельство об установке СГУ на крыше кузова, обычно патрульки это обычные авто, СГУ сами устанавливают, без соблюдения процедуры внесения изменений в конструкцию ТС.
Как проходит процедура сертификации автомобиля: этапы и сложности процесса
Сертификат соответствия техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС) — это документ установленного единого образца, подтверждающий, что продукция прошла все процедуры оценки и соответствует требованиям ТР ТС. Некоторые виды транспортных средств не позволят выпустить на общественные дороги без этого сертификата.
Рассмотрим подробнее процедуру сертификации соответствия: узнаем, какими нормами регулируется это правило, какие виды транспортных средств попадают под него, как и где сертифицировать автомобиль.
Особенности процедуры сертификации автомобиля
В РФ и на территории Таможенного Союза утверждены технические регламенты на автомобиль, относящиеся к указанной сфере деятельности:
В соответствии с этим сертификат на автомобиль оформляется на основе действующего технического регламента «О безопасности колесных автотранспортных средств». Именно он определяет требования к оформлению специальных разрешений для серийных моделей легковых, грузовых и специальных авто в форме ОТТС (одобрения типа транспортного средства). Заявителем выступает производитель серийного автомобиля или его законный представитель.
Оформить сертификат на автомобиль можно только в центрах сертификации, прошедших государственную аккредитацию и получивших соответствующее разрешение на работу. Чтобы уточнить соответствие машины существующим нормам и стандартам технического регламента, в подобных местах проводят испытания авто. По правилам, это делают в специализированных лабораториях, оборудованных всем необходимым для установления качества.
Важно! Все автомобили, произведенные в России или привезенные из-за рубежа, должны соответствовать не только установленным параметрам качества, но и классу экологической безопасности.
Какие автомобили подлежат обязательной сертификации
Сертификат соответствия в обязательном порядке оформляется на следующие виды транспортных средств:
Как пройти сертификацию
Технический регламент ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» определяет требования по оформлению специальных разрешений для серийных моделей легковых, грузовых и специальных автомобилей в форме ОТТС.
Подать заявку на оформление сертификата вправе производитель серийного автомобиля либо его законный представитель. К заявке прикладывается пакет соответствующей документации.
После подачи заявки и документов в орган сертификации экспертная комиссия проводит всесторонний анализ готовящейся к выпуску модели серийного российского автотранспортного средства (или к первому ввозу в РФ — импортной новой модели автомобиля).
На основе заключения органа о соответствии модели требованиям безопасности конкретного типа на каждый выпускаемый с конвейера автомобиль оформляются соответствующие документы. Орган проводит идентификацию, проверку выполнения всех требований, подготавливает протокол технической экспертизы и оформляет свидетельства о безопасности.
Примечание. Для подтверждения соответствия легковых и грузовых автомобилей органы сертификации рассматривают заявку в течение 3 рабочих дней.
Если автомобиль относится к единичным (в формулировке, указанной в действующем ТР), возможно, придется проводить дополнительные испытания, связанные с исследованием особенностей конструкции конкретного устройства перед его официальным выпуском на дороги РФ. При этом оформляется другой официальный сертификат соответствия — свидетельство БКТС (о безопасности конструкции транспортного средства). Срок действия таких сертификатов, как правило, не превышает 4 лет.
Какие документы требуются для оформления
Чтобы пройти автомобильную сертификацию, подают заявку в сертификационный центр вместе с определенным комплектом документов. Его лучше готовить заранее, поскольку получение этих бумаг отнимает некоторое время (например, оформление протокола испытаний занимает около 7 рабочих дней).
В перечень документов входят:
Требования безопасности
Перечень требований безопасности, которым должен соответствовать автомобиль, указан в ТР ТС 018/2011. Их много, основные такие:
Этапы процедуры
Вся сертификация делится на 3 этапа. Первый называют подготовительным. Он состоит из рассмотрения комиссией заявки, сопутствующих документов и сведений о заявителе. Именно на этом этапе принимают решение о допуске или недопуске к сертификации.
Второй этап основной. В это время проводится полный комплекс оценочных работ по подтверждению соответствия продукции — от идентификации до испытания образцов в аккредитованной лаборатории. Иногда выполняют анализ состояния производства или сертификацию системы менеджмента качества предприятия.
Примечание. Состав основного этапа зависит от схемы сертификации.
Третий этап заключительный. Здесь анализируются результаты, полученные после проведения второго этапа, и выносится вердикт о выдаче сертификата соответствия на продукцию.
Кроме перечисленных этапов, отдельно выделяют одно обязательное мероприятие — инспекционный контроль. Его проводят ежегодно при выдаче сертификата соответствия более чем на 1 год. В задачи инспекционного контроля входит проверка безопасности сертифицированных товаров.
Стоимость прохождения
Стоимость сертификата меняется в зависимости от его вида, региона РФ, в котором проводят оформление, перечня необходимых испытаний и расценок выбранного центра сертификации. В целом цены варьируются примерно от 9 до 18 тыс. руб.
Получение сертификата
После прохождения 2 этапов сертификации экспертная комиссия анализирует выявленные результаты проверок. Если они положительные, орган оформляет сертификат соответствия, регистрирует его и выдает лицензию на право применения знака соответствия. Им маркируется продукция или документация на услуги.
Справка. Если результат испытаний отрицательный, заявителю выдают заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата.
После получения документа проводится периодический инспекционный контроль за объектом (если это предусмотрено схемой сертификации). Это делают в течение всего срока действия сертификата, обычно 1 раз в год, в форме периодических проверок.
В случае неудовлетворительного прохождения проверки (при нарушении соответствия продукции установленным требованиям или неправильном применении знака соответствия) орган согласовывает с заявителем перечень корректирующих мероприятий и проводит их. Все результаты отправляются в Федеральную службу по аккредитации.
Экологическая сертификация
Работа автомобилей негативно сказывается на экологической обстановке. Потому, помимо сертификата соответствия, государство требует проведение экологической сертификации для всех видов автотранспорта.
Справка. Самым строгим стандартом считается Евро 5. Его ввели в 2012 году для дизельных транспортных средств и в 2014 году — для машин, работающих на бензине.
При ввозе машины в страну проще всего оформить этот документ на таможенной границе РФ. С помощью сопроводительных документов на авто и официальной базы данных сотрудники таможни на месте определят класс экологической чистоты и сразу выдадут сертификат соответствия формы Евро 5. Позже его используют при постановке автомобиля на учет в органе государственной регистрации.
При вывозе транспортного средства из страны документ международного образца оформляют в официально аккредитованных центрах или органах сертификации.
Сертификат оформляется в соответствии с требованиями ТР ТС 013/2011 об экологическом классе чистоты конкретного двигателя.
Класс указан в следующих документах:
Заключение
В техническом регламенте «О безопасности колесных автотранспортных средств» закреплены требования, согласно которым оформляют сертификат на определенные виды грузовых, легковых и специальных транспортных средств. Получают документ только в органах сертификации либо организациях, имеющих соответствующее разрешение на проведение экспертизы.
Все виды автомобилей, произведенные в России или привезенные из-за рубежа, должны получать сертификат соответствия экологическому классу. Если в ПТС не будет отметки о классе чистоты выбросов вредных веществ в атмосферу, вы не сможете зарегистрировать и использовать авто в РФ.
Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства
Закон, который сегодня полностью регулирует получение подобных разрешений на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), начал действовать с 01.01.2015 года. Его формулировка звучит так: Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 02.12.2014) «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств». Именно согласно этому документу теперь оформляются разрешения на производство и оборот транспорта. В частности, и свидетельство сбктс.
Категории ТС, которые обязаны получить данное разрешение
Одно из основных понятий, которое встречается при оформлении разрешения – «Единичное транспортное средство». Под ним подразумевается транспорт, который был произведен на территории Таможенного союза, и ввозится на его территорию частным лицом для своих потребностей. Также он должен быть старше 3 лет. Кто может получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства? В этот список попадают такие категории тс:
Какой транспорт не подлежит СБКТС
Некоторые виды тс получить свидетельство такого образца не могут. К ним можно отнести:
Необходимый пакет документов для оформления сертификата
Получение свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства невозможно без некоторых документов. Их ксерокопии должны быть предоставлены в орган сертификации владельцем автотранспорта в обязательном порядке. Без них оформление разрешительного документа будет невозможным. Обратите внимание, что отсутствие того или иного документа может стать препятствием в быстром решении вопроса. В этот перечень входят:
Также рекомендуется добавить в этот перечень подробное описание автомобиля или мототранспорта. Особенно это касается случаев, когда оригинальная конструкция была видоизменена.
Сроки оформления и подлинность сертификата БКТС
Также вы всегда можете обратиться к нам, если уже получили сертификат и хотите проверить его подлинность. Документ должен быть зарегистрирован в реестре. Только тогда его получение можно считать законным.
Сертификация автомобилей
Сертификация автомобилей – это процедура, которая проводится в рамках требований, установленных в законодательном порядке. Она необходима предпринимателям для получения сертификата, который даёт им право законно поставлять автомобили на территорию ЕАЭС, либо производить их.
Обязательна ли сертификация автомобилей?
Эта процедура проводится в обязательном порядке практически на все виды авто (в частности, легковые, грузовые и прочие). Регламентирует необходимость получения сертификата такой документ как ТР ТС о безопасности автотранспортных колёсных средств (ТР ТС 018/2011).
Кроме того, этот норматив устанавливает необходимость оформления СБКТС или ОТТС, если авто ввозится в нашу страну и в другие страны ЕАЭС.
Как происходит сертификация автомобилей?
Процесс оформления сертификата на авто и СБКТС различаются. В первом случае процедура состоит из нескольких этапов:
Для проведения сертификации автомобилей предприниматель должен подать следующие документы:
Получение СБКТС
Свидетельство, которое удостоверяет безопасность конструкции автотранспорта, требуется всем без исключения, кто решил ввезти транспорт в ЕАЭС. То есть, физические лица также должны получать СБКТС. Для его оформления необходимо:
Документы должны быть представлены: ПТС (или иностранным паспортом ТС), вин-кодом, наименованием и описанием авто.
Получение СБКТС не занимает много времени. Сертификация автомобилей требует чуть больше временных затрат, так как предполагает испытания образцов транспорта.