Пулемет на коляске мотоцикла

Самые необычные боевые мотоциклы в истории

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

Стоит отметить, что до начала Первой мировой войны основным средством передвижения во всех армиях оставался конь. Лошади использовались в армиях в огромных количествах, при этом они требовали ежедневного ухода, их нужно было кормить и поить. К примеру, в Русской императорской армии в 1916 году 50 процентов всех продфуражных грузов составлял корм для лошадей: овёс, сено, кормовая солома. Это были миллионы пудов грузов, которые отличались не только большим весом, но и занимали много места. Появление механизированных транспортных средств серьезно упрощало логистику, да и обращаться с ними можно было не как с живым существом.

Проекты бронированных мотоциклов

Идею оснастить мотоцикл пулеметом и минимальным бронированием предложил Фредерик Ричард Симмс еще в 1898 году. Этот человек, по сути, основал также всю автомобильную промышленность Великобритании. Созданный им проект представлял что-то наподобие моторизованной коляски с пулеметом на борту, который прикрывался бронещитком. По современной терминологии его изобретение назвали бы квадроциклом. На него он водрузил 7,62-мм пулемет Максима. Примечательной особенностью разработки, получившей название Motor Scout, было то, что при необходимости водитель-стрелок мог перейти исключительно на педальную тягу.

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

В Первую мировую войну мотоциклы массово начали получать вооружение. В армиях многих стран появились модели с установленным в коляске пулеметом, который спереди прикрывался бронещитком. При этом в Российской императорской армии была спроектирована и самоходная зенитная установка на базе мотоцикла. Бронирования подобная модель не имела. При этом в коляске на установке для ведения противоаэропланного огня размещался стандартный пулемет «Максим».

После завершения Первой мировой войны базой для создания бронециклов на долгие годы стал один из самых мощных и тяжелых мотоциклов с коляской – американский Harley Davidson. В США еще в 1930 годы обзавестись мотоциклами с бронированием хотели полицейские. Видимо, сказывалась необходимость противостоять гангстерам, получившим в свое распоряжение многочисленные пистолеты-пулеметы Томпсона. По сути, подобные мотоциклы представляли собой обычные версии «Харлеев» с коляской, на которые спереди устанавливались бронещиты с врезками из пуленепробиваемого стекла. Щиты были подобны тем, что сегодня используются бойцами спецподразделений при штурмах и освобождении заложников.

Военных ходовые возможности мотоцикла не удовлетворяли. Скорость и маневренность тяжелой машины оставляли желать лучшего. Однако компанию FN ждал успех на международном рынке. Модель удалось продать полиции Бразилии под обозначением Armoured Moto FN M86. В Бразилию отправились оба построенных мотоцикла, а также вся техническая документация для их выпуска. При этом позднее такие бронециклы закупили и другие страны Латинской Америки, а также Румыния и Йемен. Правда, все партии были небольшими, всего было выпущено примерно 100 подобных мотоциклов.

Еще дальше пошли инженеры шведской компании Landsverk, которые построили для датской армии бронецикл Landsverk 210. Модель создали в 1932 году на базе мотоцикла Harley Davidson VSC/LC. На этой модели водитель был прикрыт броней не только спереди, но и со спины, а также частично сбоку. При этом броня защищала и сам мотоцикл, все важные узлы и агрегаты и частично прикрывала даже колеса. В Дании модель назвали FP.3 (Førsøkspanser 3). Однако военных модель не впечатлила, управлять мотоциклом было очень тяжело, а на скорости его сильно заносило. Мощный двигатель 1200 кубиков, развивавший до 30 л.с., ситуацию не спасал, так как масса брони и вооружения размещенного на модели превышала 700 кг.

Бронецикл Гроховского

В межвоенный период советский конструктор и инженер Павел Игнатьевич Гроховский предложил собственный проект боевого бронированного мотоцикла или просто бронецикла. Павел Гроховский был в первую очередь авиаконструктором и работал в интересах только появляющихся воздушно-десантных войск. Как мы уже знаем, он не был первопроходцем в вопросе создания бронецикла, подобные идеи в 1930-е годы массово рассматривались военными многих стран. Конструкторы предлагали многочисленные варианты одноместных бронированных машин, а также бронированных моделей мотоциклов с коляской и пулеметным вооружением. От разработок иностранных конструкторов бронецикл Гроховского отличался в первую очередь наличием полноценного бронекорпуса, защищавшего бойца со всех сторон.

Бронецикл Гроховского был проработан детально, но проект не заинтересовал военных, поэтому никогда не был реализован в металле. Жаль, если учесть, что свой вариант полугусеничного мотоцикла появился и широко использовался Германией в годы Второй мировой войны, правда, это был вариант без брони, зарекомендовавший себя как эффективный легкий тягач-транспортер. При этом, как и бронецикл Гроховского, немецкий SdKfz 2 создавался в первую очередь для воздушно-десантных войск.

Полугусеничный мотоцикл SdKfz 2

Одним из самых интересных, а главное эффективных и востребованных примеров необычных боевых мотоциклов по праву считают немецкий полугусеничный мотоцикл SdKfz 2. Данная модель стала одним из героев голливудской ленты «Спасти рядового Райана». Мосфильм в этом плане не отстает, SdKfz 2 представлен и в российском фильме «Звезда», в котором с немецким патрулем на полугусеничном мотоцикле сталкивается советская разведгруппа. С 1940 по 1945 год в Германии собрали 8871 такой мотоцикл, а после завершения войны из имеющегося задела еще примерно 550 машин.

Данная модель разрабатывалась как транспортер и полугусеничный тягач для парашютных и горно-егерских частей. Машину планировалось использовать в качестве легкого артиллерийского тягача. При этом неоспоримым преимуществом было то, что мотоцикл можно было легко перевозить прямо на борту основного немецкого военно-транспортного самолета Ju-52. В годы войны полугусеничный мотоцикл нашел применение во всех частях немецкой армии. Обычно его использовали для транспортировки легких артиллерийских орудий: горных и зенитных пушек, минометов небольшого калибра, различных прицепов. Также SdKfz 2 могли использовать в качестве прокладчика кабеля и даже буксировщика самолетов на аэродромах.

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

Отдельно можно выделить тот факт, что одним из вариантов заводской поставки была навесная броня, после установки которой полугусеничный мотоцикл превращался в боевую разведывательную машину, вооруженную пулеметом. Правда, подобная модификация существенно повышала массу мотоцикла, что негативным образом сказывалось на скоростных характеристиках и проходимости SdKfz 2. В обычном варианте полугусеничный мотоцикл SdKfz 2 мог передвигаться по пересеченной местности на скорости до 40 км/ч, а на шоссе выдавал и 62 км/ч. При этом стандартная грузоподъемность модели составляла 350 кг, экипаж – до трех человек.

Противотанковый мотороллер

Одним из самых сумасшедших проектов в истории военной мототехники можно назвать французский противотанковый мотороллер Vespa 150 TAP. Модель строилась серийно и была изготовлена в товарных количествах – от 500 до 800 штук. Необычный мотороллер специально разрабатывался для французских десантников-парашютистов и представлял собой носитель 75-мм безоткатного орудия M20 американского производства.

При создании данной модели конструкторы взяли за основу итальянский мотороллер Vespa с одноцилиндровым двухтактным бензиновым двигателем. Основным преимуществом такого решения была мобильность, скорость мотороллера по дорогам с твердым покрытием доходила до 66 км/ч. При этом его рама выдерживала вес американского безоткатного орудия M20, которое хоть и не было венцом творения, но все еще пробивало 100 мм брони с помощью кумулятивных снарядов.

Источник

Мотоциклы Победы. Как у Красной Армии появились военные мотоциклы

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

Сегодня мой рассказ о мотоциклах-солдатах Великой Отечественной войны, об их создателях и о появлении новых мотозаводов.

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

Из фильмов про войну мы все помним, что немецкие войска часто использовали мотоциклы. Мотопехота вермахта совершала стремительные броски, а колонна мотоциклистов могла легко застать врасплох подразделения Красной Армии в тылу. Притом, мотоциклы вермахта довольно легко преодолевали бездорожье, могли проходить эшелонированную оборону и просачиваться сквозь леса.

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

К тому же, немецкий мотоцикл с боковой коляской представлял собой довольно серьезную боевую единицу. Как правило, в коляске был пулеметчик с ручным пулеметом MG-34 и он мог вести огонь на ходу и в направлении наступления. Сбоку его поддерживали уже огнем из автоматов.

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

Вермахт в Великую Отечественную войну использовал несколько видов тяжелых мотоциклов. Самыми распространенными были ВМW R12, BMW R71, BMW R75 и Zundapp КS750. Одиночные легкие мотоциклы, как правило, были марки DKW или BMW.

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

В Красной Армии мотоциклетную тему откровенно проспали. Долгие годы считалось, что нужно делать ставку на кавалерию, а не на мототехнику. Поэтому мотоциклы до войны в войсках были, но в несоизмеримых с немцами количествах. Зачастую, на них ездили посыльные, адъютанты и редко когда офицеры. И только после молниеносной оккупации Германией Польши, в Красной Армии спохватились и принялись спешно формировать мотоциклетные подразделения, как самостоятельные боевые единицы.

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

Но дело в том, что в предвоенном СССР существовало лишь две модели мотоциклов мало-мальски подходящих под армейские задачи – это ТИЗ АМ-600 с коляской «Таганрог» и двигателем 16 л.с. и ПМЗ-А-750.

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

На начало войны каждый из 29 механизированных корпусов Красной Армии имел свой мотоциклетный полк, вооруженный даже минометами. Звучит грозно, но по факту они лишь начинали формироваться и состояли из техники Л-8, Иж-9 и АМ-600. А некомплект по технике достигал до 80%.

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

Но что тогда могли противопоставить в СССР против германской мототехники? Немногочисленную мотопехоту на ИЖах, ПМЗ, ТИЗ (в год в СССР тогда выпускали всего 5 тыс. мотоциклов и мотовелосипедов, тогда как в Германии делали по 200 тыс. мотоциклов уже в 1938 г). Производства тяжелых мотоциклов «Днепр» и «Урал» в СССР тогда еще не было. Та же ВМW за годы войны выпустила 16 510 мотоциклов только одной модели R 75, а Zundapp KS 750 — 18 635 шт.

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

На начало1941 года аналогов немецкой мототехники в Красной Армии были считанные единицы и то, если считать таковыми слабые ТИЗ АМ-600. Само решение в СССР о производстве специального армейского мотоцикла было принято лишь в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции, разобраны до винтика и по ним изготовлены чертежи.

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

Московские, харьковские, ирбитские и др. М-72
С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 должно было развернуться на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ), но до войны успели сделать лишь несколько опытных экземпляров. Кстати, название М-72 расшифровывается очень легко : буква «М» – это обозначение места производства – Москва, а цифра – номер следующего поколения, относительно немецкого R-71.

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

Харьковский регион выбрали для производства М-72 вовсе не случайно. Здесь было развитое производство рам на ХТЗ, конвейер и близость к остальным поставщикам. Двигатели для харьковских М-72 делали в Киеве, Но харьковский «Серп и молот» успел выпустить лишь 123 мотоцикла, когда немцы подошли к городу. Производство спешно эвакуировали в Горький на территорию завода «Красная Этна». Третьим производителем военных М-72 должен был стать ленинградский завод «Красный Октябрь», но и он успел выпустить лишь несколько экземпляров армейских мотоциклов, как в срочном порядке оборудование пришлось эвакуировать в Горький. На территорию Тюменского мотозавода эвакуировали и оборудование из Таганрога, где выпускали АМ-600.

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

Осенью 1941 года, когда немцы вплотную подошли к Москве, было принято решение об эвакуации и последнего действующего производства мотоциклов на Урал. В город Ирбит на территорию пивоваренного завода перевозили оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Новый завод расположили прямо на земле, а уже вокруг строили новые цеха. Но какой же трудовой подвиг совершили люди, если 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить уже в Ирбите. Подчеркну, что старт производства был дан зимой, когда еще не успели достроить здания цехов!

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

И с тех пор военные М-72 начали поступать в Красную Армию. Сначала единицами, затем десятками, потом сотнями. В 1942 году предприятия смогли выпустить уже несколько тысяч мотоциклов. В 43-м выпуск М-72 не намного увеличился, и лишь 1944 стал рекордным – два мотозавода: в Горьком и Ирбите сделали 5380 мотоциклов (90 % годового плана).

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

К ним вскоре подключился и Тюменский мотозавод. Именно там разработали внедорожный М-72 с приводом на колесо коляски. Всего же за годы войны М-72 было выпущено около 17 тыс. штук. Конечно, их было несоизмеримо мало в сравнении с немецкими BMW на полях той войны, но именно с таких небольших трудовых подвигов и ковалась тогда Великая Победа.
Ленд-лиз

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

Но стоит отметить, что весомый вклад в победу внесла техника, поставляемая от союзников по ленд-лизу. Всего за годы войны СССР получил 29 690 (в другим данным 29 994) импортных мотоциклов для нужд армии. Еще почти 5 тыс. были отправлены в органы НКВД.
Военный департамент США предложил мотоциклы Indian модели 741-Б без коляски. Они были закуплены и стали поступать с конца 1942 года, и до конца войны их ввезли 6759 штук. Позже англичане выделили 727 мотоциклов «Велосетт», 200 «Матчлесс» и 679 БСА модели М-20.

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

Все они шли в Союз без колясок. Но самым массовым импортным мотоциклом стал американский Harley-Davidson WLA-42, который стал поступать с 1943 года. Их было ввезено 21 572 шт. Модель с 750-кубовым V-образным мотором мощностью 25 л.с. оборудовалась высоким «ветровиком», кожаными боковыми сумками, площадками для ног. В армии он получил прозвище «Валуй».
Импортные мотоциклы собирали в Серпухове и Москве. Но к сожалению, для установки коляски подходил лишь Harley-Davidson и Indian – остальные были маломощными.

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

Коляски к Харлеям цепляли от советских М-72 или АМ-600, а иногда просто крепили сварной каркас из труб и так и отправляли на фронт. Как признавали сами бойцы, американские мотоциклы значительно уступали по надежности и характеристикам немецким, да и М-72 был куда более практичным.

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

Уже ближе к концу войны, мотопехотные подразделения начали формировать на трофейных мотоциклах BMW и Zundapp. Их также часто использовали в РККА при частях как вспомогательный транспорт.

М-72
Мотоцикл М-72 был вполне современным и продуманным. К примеру, рычаги на руле были расположены концами не наружу, а во внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской было удобно переключать передачи не ногой, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце. На мотоцикл устанавливались ящики для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь, как по ходу мотоцикла, так и назад.

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

М-72 комплектовался оппозитным двигателем воздушного охлаждения рабочим объемом 745,42 см³ и мощностью 22 л.с. при 4600 об\мин. Диаметр цилиндра 78 мм. Степень сжатия 5.5. Ход поршня 78 мм. Клиренс 135 мм. Масса — 380 кг.
Мотоцикл комплектовался 6-вольтовым электрооборудованием и генератором Г-11, 45 Вт. Запас топлива 22 л. Расход топлива 7 л/100 км. Максимальная скорость 85 км/ч. По тем временам – это был очень прогрессивный и современный мотоцикл, конструкция которого и компоновочная схема прожила на конвейерах разных заводов почти 80 лет! А в том же Ирбите до сих пор выпускают специальные реплики легендарного М-72 под брендом «Урал».

Горьковские и Киевские мотоциклы М-72

Как я уже писал выше, одновременно с Ирбитом, производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», впоследствии названный Горьковским мотоциклетным заводом (ГМЗ). Сюда в 1941-м был эвакуирован Харьковский мотоциклетный завод. ГМЗ также делал мотоциклы М-72 всю войну. Уже в 1949 году Горьковский мотозавод был реорганизован, а его производство решено было перенести в Киев на мощности, созданного в 1945 году, Киевского мотозавода. Тогда из Горького в Киев прибыло и около 100 специалистов и инженеров ГМЗ для организации выпуска тяжелого мотоцикла М-72. Подчеркнем, именно М-72, который уже 9 лет как выпускался в СССР.

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

Так, что выпуск в Киеве мотоциклов с коляской был организован вовсе не пленными немцами из BMW, как пишут в некоторых источниках, и вовсе не на оборудовании BMW. Выпуск колясочных М-72 в Киеве стартовал в 1951 году ( спустя 10 лет от начала первых М-72) и продолжался до 1958 года, когда его сменила более прогрессивная модель К-750. Киевский М-72 имел тот же двигатель 750 см3, 22 л.с., как и остальные мотоциклы этой серии других заводов. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства в начальные годы не было. До 1955 года мотоциклы М-72 поступали только в армию, и лишь через 10 лет после окончания войны разрешили их продажу населению. Поэтому большинство М-72 у коллекционеров именно из частных владений и моложе 1955 года, а не из армии.

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

Но немецкие «корни» и оборудование в Киеве все же были. Правда, другой немецкой марки – Wanderer. В 1945 году, когда в Киеве на базе бывшего Бронетанкового ремонтного завода № 8 был организован мотоциклетный завод, изначально он был ориентирован на выпуск легкого мотоцикла Wanderer-1Sp на оборудовании, полученном по репарации из Германии. Именно эту модель под названием «Киевлянин» К1-Б, а также мотоколяску для инвалидов войны К1-В и выпускал КМЗ до 1952 года.

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

Ну а если оценивать вклад М-72 в победу, то вопреки скептикам, которые наверняка скажут о малом их количестве в войсках, известно о нескольких ключевых операциях, где воины-мотоциклисты особо отличились. Первый раз эффективно мотопехоту Красной Армии применили еще при обороне Москвы в 1941 году и сорвали наступление немцев. Но М-72 — это не только военный, но еще и трудовой подвиг. Подвиг безымянных рабочих, инженеров и руководителей эвакуированных заводов, которые в невероятных условиях создавали мотоциклы для фронта. Они тоже ковали будущую Победу.

Всех с Днем Победы!

P.S. Если уважаемые читатели сочтут эту статью интересной — подписывайтесь на мой блог.
Другие обзоры мототехники на канале в Youtube

Комментарии 558

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

Оппозитный Харлик, показанный на фото — производился для боевых действий в Африке. Стандартная, V-образная схема Харлика имела некоторые проблемы в воздушном охлаждении заднего цилиндра. Оппозитная схема решила этот вопрос для жаркого региона. Но в целом — не пошло…

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

Статья, как обзорная, очень неплоха! Но фактологических косяков и нестыковок даже статистических все же — весьма изрядно.

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

Спасибо, за хорошую и интересную статью.

Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть фото Пулемет на коляске мотоцикла. Смотреть картинку Пулемет на коляске мотоцикла. Картинка про Пулемет на коляске мотоцикла. Фото Пулемет на коляске мотоцикла

Не оскорбляй, тем более имя. Я ж не называю тебя Х*яфыч))))
К слову о цивилизванном диалоге…
Да будет тебе известно, великий исторег, что георгиевская лента и гвардейская — разные вещи.
А то, что ими награждали военннослужащих РОА — даже не буду озвучивать.

Продолжаю дальше. Если, по твоему, я оскорбил совок, то какое ты к нему имеешь отношение? Я ж не сказал, что конкретно ТЫ, к примеру, хворый на всю голову? Вот потому и не переходи на личности.

Если ты смотришь Раша Тудэй или подобное, пойми, телек не показывает всю действительность.
Как говорится «не верь глазам своим». Ведь для того и существуют провокации, чтобы кого-то или что-то очернить. Скажу тебе честно — я не смотрю телек, зря потраченое время. Как говорил профессор Преображенский — «Не читайте советских газет.» Не буду говорить, что это за произведение великого русского писателя.
Знаешь про такое понятие «обьективная оценка»

Обрати внимание, что фразы про «голыми руками и т.д.» — это был сарказм на твой коммент про сказочные успехи. Ну прям уберменш
Ну включи логику епта. Чего такой обидчивый?
Про героизм. Какой главный инстинкт человека? Ответ — инстинкт самосохранения и продолжения рода. Потому чтобы толпа(подразделение) вышло в полный рост в атаку, или устроило наступление в разгар белого дня, выполнило глупую задачу ценой больших потерь — должнен быть фактор, который заставит это сделать.
Как раз страх быть убитым своими или расстреляным за невыполнение приказа, трибунал и т.п. и делал большой процент этого героизма( заметь, я не осуждаю и не говорю, что не было отчаяных и смелых людей — их было много)
И что значит «штампы»? Хочешь сказать, что не было всего того, что я перечислил.

Повторю еще раз, включи холодный мозг.

Ты так и не ответил на мой вопрос — если всего было до**я, то нахера было за бешеные бабки покупать это всё у амеров?

К слову о машинах. Сэкэмэ, ты думаешь что ты говоришь? Если бы я ездил на таврии, то имел бы право тебя упрекнуть… Где логика?
Я тебе это сказал, потому что у вас страшная мания хвалить отечественное(а есть ли что? ты явно не носишь джинсы фабрики Большевичка, лол), но ездить на иномарках, да и все пользовать импортное… вот к чему это было… не тупи
Ты ездишь на фольце( ну как ни крути, дело не в том, куда идут прибыли), а в том, что гадкие, по твоим словам, капиталисты построили у вас завод, наняли ваших людей, чтобы вам делать нормальные машины. Исходя из твоих мыслей, это уже должно было тебя оттолкнуть. Ладно, если бы ты сказал, что я езжу на крутых космических Жигулях, собранных нашими людьми для нас… Чуешь нотку гордости и патриотизма? Только что-то не вяжется, как говорится, есть «маленький нюанс»
И так во всем.
Да, у меня обычная корейская иномарка украинской сборки, но я честно признаю, что в моей стране слабовато с легковым отечественным автопромом. Просто я не страдаю ура-патриотизмом.

И конце концов, союз вроде был могуч, да завалили его как-то просто и все тут. А их главные «враги» спокойно живут и процветают, хотя у них самих хватает врагов…

Советский Союз решился на ленд-лиз, потому что в нём больше внимания уделялось бронетехнике и самолётам. Автомашины, локомотивы и мотоциклы конечно тоже производили, но им уделялось меньше внимания. Поэтому и решили их закупать за границей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *