Путешествие к северному ледовитому океану на автомобиле
На Северный Полюс на Авто без подготовки! Читать и смотреть всем до конца!
ПОЕЗДКА НА МОЕМ СНЕЖКЕ НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС!:
Идея попереться на Северный полюс возникла спонтанно и была обусловлена тем, что на Новый год уже наскучили пляжи и песок где-то в жарких странах или дождь и оливье в Киеве.
Хотелось почувствовать настоящую сказочную зиму, как в детстве. При неуемной любви к путешествиям на авто, выбор был очевиден. К тому же, это была прекрасная возможность протестировать новый автомобиль.
В Киеве решить вопрос о перелете с края материка на Землю Франца-Иосифа и дальнейшем океанском путешествии на ледоколе к Северному полюсу не удалось, что и неудивительно.
Поэтому было принято решение на Снежке ехать до края земли, в буквальном смысле слова — к Северному Ледовитому океану — через Беларусь, Россию, Финляндию и Норвегию, и оттуда, сориентировавшись на месте, пытаться попасть на Северный полюс.
Состав нашей, с позволения сказать, экспедиции предварительно состоял из трех человек: непосредственно меня, моего друга Дмитрия, тоже искателя приключений и настоящего авантюриста, а также друга Алекса из Чикаго, который заблаговременно прилетел в Киев.
Следует отметить, что наши приключения начались еще до отъезда из Киева.
Алекс, в ночь перед нашим отъездом, не переставая удивляться красоте, коммуникабельности и темпераменту украинских женщин, в процессе этого общения получил достаточно интимную травму и вынужден был вместо путешествия на Северный полюс заняться новогодним лечением в постельном режиме!
Итак, нас осталось двое. Снежок к путешествию специально не готовили — не было времени да и хотелось проверить возможности авто даже не меняя всесезонных колес 24-го радиуса.
Выезжали рано утром 22 декабря, первый пункт — Минск, где решили поужинать, встретиться с друзьями и переночевать.
Минск снова показался чистым, освещенным, спокойным городом с широкими проспектами, небольшим трафиком и постепенным уменьшением «совка» в атмосфере города.
Возвращаясь ночью из ресторана в гостиницу, мы наскочили на острый край бордюра и переднее левое колесо, с громким хлопком, взорвалось.
Первичный осмотр показал серьезность проблемы — боковой разрыв 15 см в длину и 5 в ширину — такая покрышка не подлежит восстановлению.
Половина ночи ушла на поиск круглосуточного шиномонтажа, поиск подобного колеса в Минске, Киеве, Москве или Питере, но все тщетно — такой покрышки нет в наличии — нужно ждать от 2 недель.
Шиномонтажники братской Беларуси, подбадриваемые нами и нашей горилкой, всю ночь колдовали над колесом, и им все-таки удалось закрыть пробоину двумя армированными латками, но, как сами же они признались, ехать на такой покрышке было очень небезопасно. В итоге решили ехать на запаске — летней покрышке 17-го радиуса.
Ставим меньшее колесо назад, благо профиль запаски высокий и это дает расхождение в высоте 17-го и 24-го радиуса всего сантиметров пять.
В итоге, поспав пару часов, выезжаем из Минска с целью преодолеть за один день весь путь по территории России и въехать в Финляндию.
Перед белорусско-российской границей нас останавливает местное ГАИ за превышение скорости, нам необходимо заплатить штраф, причем только белорусскими рублями, которых у нас нет и обменять валюту можно только в банке, который сегодня закрыт. Вобщем, небольшие переговоры, 10 долларов, и мы едем дальше. Кстати, это был первый и последний раз за это путешествие, когда нас останавливали за превышение скорости.
Россия. Огромная, разбитая, пьяная.
Такой она нам показалась.
Следует отметить, что российский этап был наименее приятен, особенно прохождение российских границ и общение с таможенниками и пограничниками.
Вечером приехали в Питер, поужинали в центре города. Питер понравился — дух города, Нева, архитектура. «Это — не Москва», заметил между прочим Дима, и был, несомненно, прав.
Миновав Российскую границу и въехав в Финляндию, мы словно попали в другой мир.
Ровные дороги, соблюдение ПДД, чистота обочин. Съехали с трассы на опушку леса, там и заночевали в Снежке, благо места, чтобы разложить в нем два спальных мешка, предостаточно.
Проснувшись бодрыми и довольными, одним броском преодолели путь до столицы Финляндии Хельсинки, где решили остановиться на два дня.
Все время ушло на рождественский шоппинг, любование современной функциональной архитектурой столицы и посещение отличных ресторанов — итальянского и скандинавского.
Выехав из Хельсинки, за один день проехали приблизительно половину территории Финляндии и остановились на ночевку в городе Оулу на берегу Ботнического залива.
На следующий день, выехав утром, к обеду мы въехали в сказочную Лапландию. Лапландия действительно красива, как в сказках, — вся заснеженная, огромные ели, кажется, вот-вот из-за сугроба выедет Дед Мороз или Санта-Клаус на повозке с оленями!
С этого момента мы перестали ехать по асфальту, точнее асфальт, конечно был, но под слоем льда и укатанного снега.
Тест резины на торможение сразу же поубавил оптимизма и заставил сбросить скорость, избегая резкого нажатия на любую из педалей — всесезонная резина явно не для зим в Лапландии.
Здесь мы остановились в горнолыжном курорте Леви — он находится уже за полярным кругом.
Леви неплох для тех, кто любит лыжи или сноуборд — отличная инфраструктура, большой выбор трасс.
Мы сняли коттедж, покатались на снегоходах и решили выезжать к Северному Ледовитому океану на следующее утро.
Утром на парковке мы не обнаружили Снежка, да и самой парковки тоже не было — ночью поднялась вьюга, которая полностью замела автомобиль.
Откапывали Снежка около часа и в такую непогоду двинулись дальше на север. При такой вьюге видимость составляет не больше 20 метров, движение возможно со скоростью 30-40 км/ч, не выше.
Ехали мы, в основном, в темное время суток, ведь световой день за полярным круком — это время с 10 до 14 часов, и чем дальше на север, тем световой день короче.
Через некоторое время изменился и пейзаж за окном — мы въехали в лесотундру.
Смена температуры на 20-30 градусов на расстоянии нескольких километров — это привычно для севера. Печка работает на полную мощность, Снежок, в одиночестве, в ночи, стойко перенося мороз, движется к побережью Северного Ледовитого океана.
Въехали в Норвегию поздно вечером. Изменения почувствовали сразу — дорога сузилась до ширины, при которой три авто на ней не разъедутся.
Рельеф — сплошная тундра и это позволяет разгоняться ветру до сумасшедшей скорости, что мы и чувствуем в салоне совсем не легковесного авто.
По нашему GPS навигатору остается около 300 километров до побережья Ледовитого океана, когда мы попадаем в настоящий буран.
Это не вьюга Северной Лапландии — буран налетает, мгновенно оповещая о себе мощным ударом ветра по кузову авто, видимость — абсолютный ноль, необходимо сразу останавливаться, иначе можно сорваться с дороги на обочину. К нашему счастью, бураны не длились больше тридцати-сорока минут, что позволяло нам хоть и медленно, но упорно двигаться в сторону побережья.
Проехав норвежскую тундру, мы обратили внимание на то, что рельеф снова изменился в сторону гористой местности.
Бураны успокоились, зато добавилось нервов при преодолении спусков и подъемов там, где это делают только автомобили с цепями на колесах.
В этот момент мы были очень рады наличию возможности переключения передач вручную и полному приводу — это помогало при почти полном отсутствии сцепления колес с дорогой.
Мы решили во что бы то ни стало добраться той же ночью до крайней точки материка, чтобы не утратить шансы попасть на Северный полюс в Новогоднюю Ночь.
Нам оставалось проехать еще около 150 км до Северного Ледовитого океана, когда условия путешествия стали еще более экстремальными — горные серпантины по сложности намного превосходящие крымские, бураны, чередующиеся с вьюгой и пугающее отсутствие заправок.
В какой-то момент мы неожиданно заехали в тоннель, прорубленный в скале, причем уклон дороги был все время вниз.
Мы остановились у информационного щита в середине 6-километрового тоннеля и с изумлением узнали, что этот тоннель проходит под Северным Ледовитым океаном и ведет к самой крайней точки материка Европа — острову Магероя!
Тоннель был построен всего несколько лет назад. На выезде из тоннеля нам предстала картина суровой арктической непогоды — сплошная белая стена бушующего бурана. Мы переждали, пока стихия успокоится, и двинулись дальше — осталось меньше 100 км до крайней точки.
Эта последняя дистанция была самой сложной — проезд по узким серпантинам, с одной стороны которых — отвесная стена горы, с другой — обрыв, ведущий к заливам Северного Ледовитого океана, кромешная тьма и бураны — это было настоящим испытанием.
На берегу, изрезанном живописнейшими фьордами, нам попадались малочисленные рыбацкие деревушки с суровыми местными жителями.
Живут люди там исключительно благодаря океану и рыбному промыслу.
Километров за пятнадцать до окончания полуострова, мы все-таки обнаружили заправку и, с радостью и воодушевлением, двинулись в конечный пункт — мыс Нордкап, представляющий собой отвесную скалу с пологим плато, возвышающуюся на высоте 300 метров над океаном.
Этот мыс был точкой навигационной опоры первых арктических путешественников.
Преодолев последний участок серпантина, мы въехали на плато, и перед нами открылась картина неописуемой красоты — безбрежная гладь Северного Ледовитого и Северное Сияние, освещающее его черные бескрайние воды.
Стало очевидно, что ради такой красоты, несомненно, стоило преодолевать все трудности пути.
Мы подъехали на Снежке почти к самому краю плато, остановившись метрах в пяти от обрыва, и решили заночевать здесь, не забыв отпраздновать достижение первой цели!
На следующее утро, проснувшись около 11.30, и обнаружив за окном абсолютно ясную погоду, мы решили не теряя времени провести фото-видеосъемку и найти маленький аэропорт, откуда, вроде бы, летают продовольственные самолеты на землю Франца-Иосифа.
Потратив не больше минуты, чтобы надеть перчатки и куртки, мы вышли из Снежка и обнаружили над собой черное небо — от ясной погоды минуту назад не осталось и следа.
Этот признак был нам уже знаком — буран!
Мы, не теряя времени, покинули опасную зону, спустились по серпантину вниз и снова попали в ясную погоду.
Найдя пологий спуск к океану, мы решили осуществить давнюю традицию и заехать колесам в океан.
Мой напарник Дмитрий фотографировал и снимал на видео, Снежок всеми четырьмя колесам стоял в Ледовитом океане, и в этот момент снова мгновенно потемнело, будто бы кто-то выключил в небе свет. Через долю секунды раздается мощнейший хлопок — огромная волна подгоняемая ветром разбивается о небольшую скалу, за которой мы, спрятавшись от ветра, проводим съемку.
Авто полностью накрывает тоннами брызг разбившейся волны, и эта вода начинает затягивать Снежок в океан!
Мгновенно оценив ситуацию, вижу, что колеса полностью в воде и следующая волна может затянуть машину еще глубже, откуда не выберешься! Включаю заднюю передачу, четыре колеса хватаются за скользкие камни и все-таки тащат Снежок назад.
Через мгновение второй хлопок и тонны воды обрушиваются на землю там, где только что были мы. Дмитрий промок до нитки под ледяной водой.
Мы отогреваемся и направляемся в сторону заправки. Уточнив у работников АЗС, где находится пресловутый аэропорт, направляемся в населенный пункт Хенингсваг.
Прибыв туда, мы быстро находим главного, к счастью говорящего по-английски.
Узнаем, что — о чудо! — самолет будет лететь на Землю Франца-Иосифа, как только позволит погода. Договорившись о цене нашего перелета, мы находим место стоянки для Снежка и ждем команды на вылет.
На этом автомобильная часть пути на Северный полюс благополучно закончилась — Снежок довез нас до края земли в буквальном смысле слова.
Утром следующего дня мы вылетели на Землю Франца-Иосифа — архипелаг островов принадлежащих России, большая часть которых до сих пор не исследована.
Мир многолетних льдов, вулканических гор и айсбергов. На исследовательской станции ближайшего острова архипелага мы узнали, когда именно сюда зайдет атомный ледокол, используемый ныне состоятельными туристами Европы и США, жаждущими экзотики Севера. К счастью, их тоже везли на встречу нового года на Северный Полюс, так что долго ждать нам не пришлось.
Утром следующего дня мы поднялись на борт ледокола, предварительно договорившись о цене вопроса с российским капитаном.
Во время пребывания на земле Франца-Иосифа нам удалось увидеть белых медведей, моржей и потрясающие пейзажи Арктики.
Двигаясь строго на Север, ледокол в течении двух дней пробивал себе дорогу сквозь толщу льда.
Зрелище ломающегося с оглушительным треском льда завораживает, как и пейзажи пустынной Арктики, освещенной непередаваемой красоты Северным сиянием.
Наконец мы достигли 900 N, то есть точки Северного Полюса, о чем всех возвестил мощный гудок нашего корабля!
Мы спустились на лед, организовали пикник и отпраздновали встречу Нового Года в совершенно иной, чистой, северной, арктической и прекрасной реальности.
Чистота природы, воздуха, красок и мыслей — незабываемые и невиданные доселе ощущения! Мы радовались, как дети, — теперь и мы среди покорителей Северного Полюса!
Путь назад, на материк затянулся на 4 дня. Прибыв, наконец, в Хенингсваг, мы обнаружили сугроб, в котором распознали Снежка и, откопав его, двинулись в обратный путь.
Север, видимо, не хотел нас отпускать, не показав всю свою истинную мощь.
Во время движения по серпантинам острова Магероя, налетел такой силы буран, который просто сорвал с дороги 3.5 тонного Снежка на обочину склона горы. Самостоятельные попытки выбраться не увенчались успехом — благо редко, но все же мимо проезжали норвежцы, которые к их чести всегда останавливались и пытались помочь.
В итоге пришлось вызывать специальный аварийный автомобиль, который прибыл через несколько часов и с помощью лебедки и 150 евро вызволил нас из опасной западни.
Уставшие и полные впечатлений, мы из последних сил совершили 700-километровый бросок назад, в Лапландию, в Леви, где нас ждал арендованный коттедж. Сауна, камин и вино помогли нам прийти в себя и с наслаждением вспомнить события последних дней.
Утром следующего дня мы выехали из Леви, проехали Финляндию, въехали в Швецию и, проехав почти всю ее территорию, прибыли в Стокгольм.
Там решили остановиться на три дня — отдохнуть, устроить шоппинг, почувствовать город, посетить лучшие местные рестораны и прочие достопримечательности.
Три дня в Стокгольме пролетели как один миг и, проснувшись утром 7 января, мы начали собирать вещи и готовиться к отплытию на пароме в Ригу.
Выходя из гостиницы, мы обнаружили, что наш Снежок взломан и из него украдено большинство вещей: навигационная система и самое главное — все наши документы!
И это в столице спокойной Швеции на паркинге 5-звездочного отеля!
Выяснение отношений с администрацией отеля ничего не дало, так как именно в этом месте у них не установлены камеры, грабители наверняка об этом знали, да и мы не располагали временем, так как через три часа отправлялся наш паром в Ригу.
Найдя без навигации и карты полицейский участок, мы оформили полицейский отчет у милой бабушки, оказавшейся местным шерифом, в здании полицейского участка больше похожего на детский садик. Полицейский отчет был оформлен на шведском языке и стал нашим единственным документом. Посольство Украины было закрыто по причине празднования Рождества Христова, и нам ничего не оставалось, как пробовать пересечь ЧЕТЫРЕ границы без единого документа, кроме отчета полиции на шведском языке.
Здесь, пожалуй, следует отметить, что на всем пути при прохождении границ нам очень помогал Снежок, так как первые вопросы, которые задавались пограничниками и таможенниками были об автомобиле: какая марка? какого размера колеса? какой расход? и т.д.
И только после этого учтиво интересовались документами и прочим.
Помогал Снежок и на обратном пути, что в условиях полного отсутствия бумаг было особенно актуальным.
В итоге, приплыв на пароме в Ригу и после этого проехав за сутки более 1200 километров, пройдя границы Латвии, Литвы, Беларуси и родной Украины, мы благополучно вернулись в Киев, где были сразу же остановлены местными Гаишниками в пять утра. Шведский отчет, наши бороды и усталые глаза явно ввели их в замешательство, и они долго совещаясь, но, все же, отпустили нас с Богом.
Последним интересным фактом путешествия стало то, что Снежок заглох за несколько метров до дома, и вкатившись на паркинг, больше не завелся, словно выполнив свой долг по доставке хозяина домой.
Как оказалось, неисправен был датчик топливного насоса, который просто-напросто превратился в льдину и отказался работать, но сделал это около самого дома, а не на серпантинах побережья Северного Ледовитого океана или в пустынной Лапландии…
Придя в себя, через несколько дней, я отчетливо осознал, что Северный Полюс — это самое красивое место на земле, которое я когда-либо видел!
Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 6
Итак, этот день настал. Мурманск — отправная точка для всех путешественников, которые хотят пощупать наш родной Северный Ледовитый океан. В последние годы таких становится все больше и больше. На Кольском полуострове есть несколько мест, более или менее удобных. Из всех особенно выделяются два. Полуостров Рыбачий и пос. Вайда-Губа — это самая северная точка Европейской части России. Это самое привлекательное и шикарное место для любителей бездорожья. Однако туда надо ехать на внедорожнике с шноркелем, и только! Кроссовер не потянет. Более 70 км бездорожья в одну сторону. Это грунтовка, щебень, острые камни, булыжники, реки вброд, затопления в низинах, болота, перевалы, песок. И еще раз все это обратно))) Очень интересно и захватывающе!
НО! Уж если вы там окажетесь, то никак не сможете отказать себе съездить там еще куда-нибудь. Таким образом, 70+70 км превращаются в 120+130 и более. Плюс, езда медленная и осторожная, а значит нужна ночевка там в палатке. Цивилизации там нет, никаких поселков жилых, гостиниц, АЗС, магазинов — ничего. Только природа, развалины времен ВОВ и вы. Ехать лучше на двух и более машинах, либо опытным водителям.
Когда я узнал об этом месте, просмотрел кучу видео и прочитал кучу статей, появилась мечта туда съездить. Но в этот раз она была непосильна. Так что после многодневных мучительных раздумий, я решил оставить ее на другой раз, и найти более подходящее место. Оно нашлось с другой стороны от Мурманска — пос. Териберка. До него идет полноценная дорога. Тоже, правда, не вся асфальтированная, но зато ровная. И доехать до туда может любой. А сам поселок жилой, и открытый берег моря — пешком пройти. Остановились на этом, втором, варианте. От Мурманска до Териберки 140 км. По навигатору ехать около 2 часов, но на деле выходит около 3х, если вы, конечно, хотите оставить машину в том же состоянии, что и накануне. Потому что дорога там без асфальта, с камнями и «трясучкой». По крайне мере, мы ехали около 40 км/ч. Более высокая скорость повышает риск порчи стоек.
А перед Териберкой мы решили заехать в славный город-порт Североморск, посмотреть на военные корабли. Но не тут-то было. Оказывается, город не простой, а военный, закрытый. За 10 км до него стоит КПП в обе стороны с шлагбаумами и офицерами, проверяющими лично «вручную» пропуска. Таким образом, там была небольшая пробка (2 колонны примерно по 10 машин в каждой друг за другом). У нас, конечно, не было никаких пропусков. Мы туристы. Из пробки не выедешь в сторону, разворота нет, сзади уже подперли. Пришлось доехать до шлагбаума. Женщине-офицеру сказали, что пропуска нет, и мы хотели просто посмотреть город в качестве туристов. Но тут все строго, и нас не пустили. Пришлось разворачиваться. Но чтобы развернуться, придется же переехать шлагбаум. Для этого у нас всех взяли паспорта, открыли шлагбаум, мы развернулись, забрали паспорта, и только после этого смогли уехать. Вот так все строго…
Поначалу скучная и немного утомительная дорога до Териберки уводила в сон.
Здесь мне помогал друг, садясь за руль. К шестому дню усталость все-таки немного накопилась. Периодически делали остановки, чтобы запечатлеть северные красоты. В Хибинах лежал снег везде, в Мурманске его не было нигде, дорога в Териберку была тоже в снегу, а сама Териберка и берег — опять без снега.
Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 1.
Еще в детстве у меня появилось такое хобби — изучать границы зоны проживания. Я садился в автобус и ехал до конечной остановки, которая была в отдаленном микрорайоне или за территорией города. Смотрел, что там есть, и ехал обратно. В следующий раз ехал в другую сторону, и так далее. Позже, находясь в длительных командировках в разных городах России, я выделял время на изучение и этих городов, ездил в окрестности города по всем направлениям, где есть дороги. Мне просто это было интересно — выйти за рамки знакомой местности. В 2013 году я переехал в Московскую область. Здесь, мне казалось, был предел моих мечтаний, и огромных просторов Подмосковья хватит для изучения на всю жизнь. Но так получилось, что благодаря работе за 4 года побывал во всех направлениях ближайшего Подмосковья. Однако душа не собиралась на этом останавливаться. И была поставлена очередная цель, где «краем земли» считаются границы всей России! Так родилась идея добраться до крайних точек нашей страны (запад, север и юг).
На запад, в Псков, поехал на машине, найдя попутчиков на bla-bla-car. На север, в Мурманск, поехал на машине с друзьями. На юг, к Эльбрусу, полетели на самолете всей семьей. Сегодня я хочу рассказать вам о незабываемом путешествии к Северному Ледовитому океану. Каждый из вас при желании может его повторить. Для этого не нужно много ресурсов, нужны решимость и единомышленники.
Итак, немного цифр. 3 человека, 11 дней и 5990 км пробега.
Подготовка к путешествию началась за 2–3 месяца. Решили ехать во второй половине июня (т. к. отпуск другу был выделен только в это время). Маршрут специально был задуман так, чтобы не возвращаться по той же дороге, а ехать другим путем:
Москва — В.Новгород — Питер — Выборг — Петрозаводск — Кировск — Мурманск — Териберка — Соловки — Медвежьегорск — Череповец — Вологда — Ярославль — Москва.
Жилье (максимально бюджетное) было забронировано заранее на букинге.
Программа осмотра достопримечательностей тоже заранее подготовлена и примерно распланирована по времени. Необходимые инструменты для машины в дорогу (запаска, трос, компрессор, лопата, ключи, масло, рем.комплект, аптечка, светоотражающий жилет, аварийный знак, стеклоомывайка от мух и пр.) собраны. Накануне отъезда собрались у меня с вещами, в 5 утра подъем и выезд. Очень волнительный момент, но очень захватывающий.
День 1. Москва-Питер.
Ну, понеслась! Встали в 5 утра, отнесли все вещи в машину, упаковали багажник, проверили документы, деньги, зарядки… Поехали!
Из Москвы в будний день и в субботу лучше выезжать до 6 утра, знаю по своему опыту. Пробок в 5.30 не было, выехали на Питерскую трассу и вперед. По плану: без остановок добраться до Новгорода. Там прогуляться по городу, размяться, и до 16.00 выехать дальше. На деле план перевыполнен. В Новгороде мы оказались уже около 13–14 дня.
Не глядя на часы погуляли по кремлю, мосту через реку Волхов, прошлись по набережной и по парку. Город достаточно большой, крупный транспортный узел.
Это один из наиболее древних, богатых, защищенных и славных городов на Руси, второй по значимости после Киева центр Киевской Руси, центр зарождения российской государственности.
Город возник на пересечении исторических водных путей: «Из варяг в греки» и Волжского. И сегодня это крупный промышленный, экономический и туристический центр России.
Примерно через час мы уже собрались ехать дальше. Следующая остановка — крепость «Орешек» в Шлиссельбурге. Наиболее удобное место для подъезда на машине и осмотра крепости — пос. им. Морозова, съезд на него из Питера не доезжая Невы и Шлиссельбурга, далее в сторону д. Шереметьевка по ул. Скворцова до воды. Там есть причал, с которого хорошо видна крепость. Пробовали мы и через сам Шлиссельбург подъехать (с противоположной стороны). Но там деревья, ров и ЛЭП мешают сделать нормальные фото.
На данный момент она не обустроена для массового посещения туристов. Говорят, что иногда туда ходят паромы, но мы их не видели. Однако «для галочки» сойдет, место интересное, берег Ладожского озера, да и сама крепость выглядит внушительно. Этого нам было достаточно, и мы поехали в Питер, надо заселиться и успеть погулять по городу.
В Питере вечером час-пик, другого никто и не ждал. Я бывал раньше здесь несколько раз, жил пару месяцев, и всегда хотел проехать на машине по Невскому проспекту. Наконец, моя мечта сбылась.
Около получаса я ехал не торопясь по главной улице Северной столицы, наслаждаясь моментом и ностальгируя.
Площадь Восстания, Аничков мост через Фонтанку, Гостиный двор, Казанский собор, река Мойка, Александровский сад, Дворцовая площадь…
Зимний Дворец, стрелка Васильевского острова, Ростральные колонны, строящийся стадион «Петровский»…
Так незаметно мы подъехали к нашему ночлегу на Васильевском острове. Заселились, сходили в пиццерию, погуляли в центре среди толпы таких же туристов, и около 21 вернулись в гостиницу. Первый день был насыщенным, немного устали. Но завтра опять рано вставать, надо многое успеть, чтобы не остаться без ночлега, потому что завтра мы выезжаем из «цивилизации» в «дикие места»…
Так прошел первый день нашего безумного путешествия на север. Сегодня проезжали в основном знакомые места, близкие к дому. О них нет смысла много говорить. Начиная с завтрашнего дня нас ждали незнакомые нам места; места, до которых еще не известно когда мы сможем добраться (а может, вообще никогда больше не получится здесь побывать); дикая природа во всей своей красе, каньон, глухие леса, водопады, речные пороги и озера… Это Карелия!