Путешествие на авто на кольский полуостров
Путешествие на Кольский полуостров, Хибины и Рыбачий. Пару слов о северном сиянии и местном бездорожье.
Путешествие на Кольский полуостров, на самый край земли к Баренцеву морю. У нас уже сложилась традиция ездить каждый год осенью на Кольский. Ведь в это время самая красота. Чаще ездят летом, и это не самое лучшее решение и вот почему.
01.На почему отвечу в конце. А пока старт. По пути заехали на вулкан Гирвас. Нам очень повезло увидеть его в тот момент, когда сбрасывали воду. Покидаем республика Карелия и проезжаем полярный круг.
02.По традиции принято перекатить автомобиль самому через полярный круг, но мы не стали соблюдать традицию и просто проехали.
03.Хибины. Вот, где, настоящая красота и дикая природа. Утром сделали поход в горы. Хибинские горы совсем невысокие, но очень красивые. Там мы встретили далеко не один водопад. А какие там озера, так и хочется сходить в поход подольше. Но времени мало, и мы едем на Рыбачий.
04.По пути увидели северное сияние и сделали отдых на природе. Ночевали прямо у озера.
05.Заехали в заброшенный шар РЛС. Здесь классно звучит музыка, эхо отражается от стен.
06.Дорога на Рыбачий легкое бездорожье, но вначале это типичные дороги России. Сплошные ямы, что такое ремонт дорог здесь не слышали давно. По пути посмотрели водопады и забираемся на хребет. Дальше мы хотели объехать полуостров Средний по периметру. Как оказалось, вместо дороги пошло бездорожье. Мы то и дело объезжали сложные участки. Какое состояние этих дорог — есть в видео.
06.Ночью встретили заброшенный город и заночевали в нем. Вообще бывший СССР оставил здесь очень много военных артефактов. Заброшенные места тут повсюду.
07.Езда по бездорожью сильно снижала темп, в общем, этот оффроад внес коррективы и вместо 1 дня мы ехали 2. Тем не менее полуостров Средний мы проехали, посмотрели красивое место Два брата, тут тоже было полярное сияние.
08.Теперь на мыс Немецкий, край земли и самая дальняя точка в европейской части России. Полуостров Рыбачий тоже имеет плохие дороги, но тут все же легче.
09.А какое шикарное северное сияние было! Особенно круто, что был самый край земли. Это была самая дальняя точка нашего путешествие на машине. Арктика – доступна каждому.
10.Хребет Муста-Тунтури тоже поражает красотой.
11.Закаты там просто шикарные
12.На обратном пути снова заехали в Хибины. Хибинские горы преобразились, листва облетела, и вид уже не тот. Осень и Кольский полуостров это чудо и зачем летом туда ездят?
13.Но путешествие не заканчивается, едем в город Кандалакша на Белое море. Посмотрели лабиринт Вавилон, это тайны истории. Непонятно его предназначение. Пейзажи вокруг радуют, это же Белое море, которое отличается особой живописностью.
14.Кольский полуостров и вообще Мурманская область в который раз поражает красотой. Почему именно лучше осенью ехать, а не летом? Потому, что можно поймать сияние, природа гораздо красивее, нет толп туристов, проще найти место для ночевки и побыть в уединении, а не рядом с соседями алкотуристами.
Смонтировал небольшой видеоролик на 10 минут с путешествия на Кольский. Рекомендую посмотреть. Пока монтировал и отбирал фото, самому захотелось снова съездить на Кольский в этом году. Кольский – жди!
Самые свежие фото, как всегда, в инстаграм @di_artphoto и Telegram @ skazka_travel
За Полярный круг: Кольский — 2021 (1 часть)
Доброго всем дня! Интересных маршрутов и новых направлений Вам, друзья!
Вот и пришло лето 2021 года, планов не было никаких. Время медленно катилось и к началу июля было решено что-то делать с размеренной бренностью бытия. Требовались новые впечатления и эмоции. Моря и океаны, где еще не бывали, или закрыты, или стоят баснословных денег, отпуска не совпадают, а также кучка других мелких нюансов не позволяют заранее спланировать какую-то «движуху», чтобы разнообразить скучные будни.
Ленивое желание куда-то сгонять на УАЗе (рассматривали Карелию, Хибины, близлежащие к Москве области) в один прекрасный момент превратилось в «А давай махнём снова на Кольский?». Поначалу идея была воспринята не очень, вроде два раза были, последний раз в прошлом году, однако мотивация посмотреть что-то новое, что в прошлые поездки не удалось, да и просто вырваться из душного города (жара в Москве была за 30 уже пару недель), стала определяющей. Поездке быть.
По датам выезда тоже не было определённости, сначала хотели поехать в начале августа, но ситуация с отпусками спутала все карты – решено, едем в середине июля. Были идеи посетить в этот раз Териберку, но в итоге решили лучше на несколько дней сгонять на Терский берег Кандалакшского залива Белого моря.
Итак, за пару недель до выезда нарисовался следующий маршрут: Москва – Ярославль – Вологда – ночевка перед Вытегрой на озере Ковжском – Стела Республика Карелия — Пудож – Медвежьегорск – ночевка в районе Кеми, место ночевки не знали, но одно живописное местечко было на примете, надо было только доехать – Стела Полярный круг – Мурманск – перевал Муста-Тунтури – п-ов Средний и далее сразу на п-ов Рыбачий – Мыс Немецкий – Мыс Кекурский – Мыс Скорбеевский – Мурманск – Кандалакша – Умба – Кашкаранцы – Терский (Аметистовый) берег (Чаячья скала) и далее уже по направлению к дому.
Если есть маршрут, то нужно искать с кем поехать. Варианты были и их было много, но, как это обычно бывает (если не планировать за полгода, хотя и это бывает не работает), один за одним эти варианты стали отпадать. Наш экипаж был полностью укомплектован сразу: Я, брат, сын брата и наш с братом отец. Ближе к выезду сформировался второй экипаж, полностью новый: свежая (конца 2020 года) Буханка «Экспедиция» УАЗ 390995 Батоныч, его владелец Fizkulturnichek и два его друга. Опыта дальних поездок на УАЗе у них не было, крейсерская скорость Буханки была не известна, поэтому мы были готовы к тому, что маршрут и тайминг движения возможно придётся корректировать.
Кроме того, не внушал радости и прогноз погоды на п-вах Среднем и Рыбачем, дожди, холодная погода, а один из дней вообще обещал быть «ураганным» … gismeteo предупреждал о ветре 25 м/с с порывами до 28-30 м/с. Забегая вперед скажу, что в него то мы и попали на Мысе Кекурском, было довольно «интересно». Прогноз погоды все дни до выезда то смещался на пару дней, то и вовсе менялся на благоприятный. В который раз убедились, точному прогнозу верить нельзя.
Но, обо всём по порядку…
Перед выездом провели ревизию машины (подробнее в предыдущих темах), кое-что поменяли, кое-что долили и т.д. Старт по обычаю был намечен на ранее утро воскресенья 18 июля 2021 года. В субботу мы отправились в магазины, чтобы закупить провизию на 7 человек. Вечером также планировали загрузить машины и прицеп, чтобы в воскресенье уже ничего не отвлекало от старта.
Закупив полный багажник, мы приехали на дачу и стали укладывать вещи (были собраны заранее) в УАЗ и прицеп, в Буханку решено было всё подготовить, а загрузить всё уже с утра. Всё уложив и уже вечером собравшись домой на отдых, звонок от Fizkulturnichek должен был скорректировать все наши планы… один из членов экипажа попал в аварию, второй поехал к нему в больницу, а сам владелец буханки один не поедет… занавес!
Было решено, что наш экипаж едет в любом случае. Через несколько часов пришла информация, что второй экипаж, правда уже в количестве двух человек, всё-таки поедет.
Старт был намечен на 6 часов утра 18.07.2021…
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ 18.07.2021
Проснувшись в полпятого утра, плотно позавтракав, собрали оставшиеся вещи и отправились на дачу за УАЗом. Второй экипаж подтянулся с часовым опозданием. Загрузили вещи в обе машины (как всегда некоторые вещи в итоге оказались лишними), включили рации, сняли контрольные показатели спидометра и в районе полвосьмого утра был дан старт нашей новой поездки на Кольский.
Дорога была хорошо знакома, машин в воскресное утро было мало, поэтому мы без проблем (без пробок) покинули Москву, а затем и Московскую область. Наш путь лежал через Ярославль и далее на Вологду.
В Ярославской области решили сделать небольшую остановку возле дорожного знака населенного пункта с приятным каждому русскому человеку названием «Бухалово». Посмеялись, сделали контрольные снимки и отправились дальше по маршруту.
Кольский полуостров. Путешествие года.
Ну что же… Фототур по Кольскому полуострову, который наша команда после череды странных событий стала в шутку называть «фотосюрр», благополучно завершился. Все участники в целости и сохранности вернулись домой и уже излагают свои первые впечатления в интернетах (раз и два). Мы же с Василием grigorich1777 попали в родные пенаты позже всех, т.к. «бонусом» у нас был длинный и скучный перегон до Воронежа. Тем не менее, любая дорога когда-нибудь кончается, автомобили просыхают после покорения бродов полуострова Средний и готовятся к очередному ТО, среди гигабайт фотографий отбираются первые несколько и рождается пост-анонс грядущих репортажей.
Итак, что я имею сказать по существу вопроса…
02. Думаю, многих интересует каково состояние дорог и направлений на Кольском полуострове и как справился с оффроад-участками маршрута мой верный Дастер. Обо этом будет большой пост — с описанием всех нюансов, побед и поражений. Пока скажу только, что за неделю я проехал больше луж, чем за весь предыдущий стаж вождения, но высокая после дождей вода в реках, нас не остановила и все намеченные цели были достигнуты. Перед поездкой я планировал приобрести АТ-резину, но в итоге поехал на стоковой и она отлично себя показала. Из дополнительной подготовки был сделан только лифт подвески с помощью полиуретановых проставок, в салоне был установлен инвертор на 220В для зарядки, а на крышу автомобильный бокс. Обо всем этом я подробно напишу в ближайшее время. Ну и о преодолении водных преград и последствиях тоже. За фото спасибо Владимиру Колесникову.
03. На пути к Кольскому ночевали на берегу Белого моря в Рабочеостровске. Не смотря на то, что церковь бутафорская (это декорации к фильму Лунгина «Остров»), место очень впечатлило, был неплохой свет, как вечером, так и на рассвете, поэтому однозначно быть красивому посту.
04. Часть команды ехала с нами из Питера, остальные присоединились уже в Мурманске. Утрамбовав вещи, мы вышли на маршрут. Погода стремительно портилась. Первый фотостоп случился уже под дождем у водопада на реке Юринга. Через несколько дней, уже на обратном пути в Мурманск, мы заночевали тут же. Бурлящий и стремительный поток воды в обрамлении осенних красок, думаю, тоже достоин отдельного поста.
05. Хребет Мустатунтури, на мой взгляд, одно из самых живописных мест Кольского полуострова. Просто невероятные осенние цвета тундры!
07. После полуострова Средний мы перебрались на Рыбачий и тут я уже окончательно «заболел» этой суровой северной красотой.
08. Два дня мы стояли лагерем на мысе Кекурский. Погода наладилась и случилось то, ради чего многие вообще едут в Заполярье. Когда уже никто не ждал (а многие уже завалились спать по палаткам), тучи стремительно растащило и уже далеко за полночь включилось Северное сияние. Конечно, я не мог не поставить фото с ним в качестве заглавной, но меня так же воодушевила фактура черных как уголь камней и скал, рыжие водоросли и бесконечный цикл приливов и отливов Северного Ледовитого океана. Поэтому с Кекурского будет просто масса интересных фотографий.
09. Знаменитый после фильма «Левиафан» поселок Териберка. Не скажу, что меня очень сильно впечатлило тамошнее кладбище кораблей.
10. А вот каменный пляж неподалеку просто нереально крут. Особенно на длинной выдержке))
11. Далее мы отправились в Ловозёрские тундры. Это второй по высоте горный массив Кольского полуострова. Когда мы поднялись на верх, неожиданно для себя мы увидели не то чтобы снег, но конкретную изморозь. И традиционный для этих мест ураганный ветер. Сообща решили отказаться от ночевки в палатках и поехали в поселок Ревда на поиски более теплого. Нашли гостиницу под названием «Гостиница», в которой оказалось почти так же холодно, как на улице. В общем, гостиница категории «треш». Спали в спальниках на не разобранных кроватях, ужин готовили на своей плите возле машины, т.к. электрическая плита на кухне не смогла даже вскипятить воду.
12. Володя the42-th утром сказал, что эта гостиница в Ревде — самый экстремальный этап нашего путешествия. А Василий grigorich1777 посетовал, что надо было всё таки ночевать неподалеку от Перевала Геологов. Кстати, все нашли на фото фигурку в зеленом? Это Оля. Она большая поклонница Исландии, но Кольский её тоже пленил навсегда.
13. Ну а потом были Хибины. На этом снимке для масштаба представлен L200.
14. Было ясно, мы снова надеялись на Полярное Сияние ночью, оно случилось, но было очень слабым. Мы переночевали у красивого водопада с названием Красивый и это была самая холодная ночь нашего фототура. С утра мы увидели заиндевевшие палатки и скованные ледком лужи. Мы позавтракали и и отправились в обратный путь.
Сколько стоят выходные на Крайнем Севере
Многим хочется открыть для себя Россию, но кажется, что выезжать дальше центральной полосы дорого и сложно. Раньше я тоже так думал — пока не съездил на Кольский полуостров.
У меня была очень простая цель — увидеть северное сияние. Если вы живете в европейской части России, самый простой способ это сделать — отправиться в Мурманск. Это один из самых северных городов нашей страны, он находится почти на краю материка.
Расскажу в статье, как организовал такую поездку и сколько потратил.
Траты на четырехдневную поездку на Кольский полуостров — 17 800 Р на одного
Авиабилеты Москва — Мурманск и обратно от Nordwind | 11 500 Р |
Аренда машины с бензином, 3 дня | 2300 Р |
Питание | 2000 Р |
Аренда туристического снаряжения | 1000 Р |
Квартира в Мурманске, 1 ночь | 600 Р |
Квартира в Кировске, 1 ночь | 400 Р |
Как устроен Кольский полуостров
Кольский полуостров — это самый северный уголок европейской части России. Рядом только холодные районы Финляндии и Норвегии, а еще Баренцево море и Северный Ледовитый океан. По большей части территория полуострова находится за полярным кругом, поэтому у нас эти места принято называть Заполярьем.
Условия жизни в Заполярье суровые: там холодный климат и длинные ночи, когда солнце вообще не поднимается из-за горизонта в течение нескольких месяцев. Например, в Мурманске полярная ночь длится больше сорока дней — с начала декабря по середину января. Во многом поэтому на полуострове размером с небольшую европейскую страну живет меньше 750 000 человек.
Зато для эко- и этнотуризма эти места подходят идеально: с одной стороны, нетронутая природа в ее суровом северном варианте, полярная ночь и северное сияние. С другой — следы того, как человек пытался обжиться в этих условиях, и свидетельства того, как часто у него это не получалось.
Дальше расскажу о главных местах, которые стоит посетить на Кольском полуострове.
Мурманск
Всю территорию Кольского полуострова занимает Мурманская область с административным центром в одноименном городе. Мурманск — это самый большой город на полуострове и вообще самый крупный населенный пункт, находящийся за полярным кругом. По данным Мурманскстата, на начало 2019 года в городе жило около 300 000 человек. Для города, расположенного в таких суровых климатических условиях, это довольно много.
Мурманск имеет для страны стратегическое значение — там находится один из портов, который не замерзает даже зимой во время полярной ночи и обеспечивает России постоянный прямой выход в Мировой океан. Особенно важным это оказалось во время Второй мировой войны: именно в Мурманск шло большинство союзнических арктических конвоев с военной техникой. Этот транспортный коридор позволил Советскому Союзу выстоять в самый тяжелый период войны.
Еще на сопке рядом с городом расположен мемориал защитникам советского Заполярья, в народе его называют просто «Алешей». Это высокая стела в виде советского солдата, который смотрит на запад, в сторону Норвегии и мемориала «Долина Славы» — раньше он назывался «Долина Смерти»: в годы войны там шли ожесточенные бои. Высота сопки, на которой стоит мемориал, — 173 метра над уровнем моря, поэтому она хорошо видна из любой части Мурманска, а с самого этого места открывается прекрасный вид на город.
Поселок Териберка
Териберка — это небольшой поселок у самого берега Баренцева моря, от Мурманска до него 130 км. Свою нынешнюю известность Териберка получила после того, как в 2014 году режиссер Андрей Звягинцев снял там драму «Левиафан». Фильм получил статуэтку «Золотой глобус» и даже номинировался на «Оскар». Местные жители говорят, что после выхода этой ленты поток туристов в поселок многократно увеличился.
«Левиафан» — трейлер фильма на «Кинопоиске»
Кажется, что сейчас Териберка постепенно вымирает: во времена СССР здесь проживало около 3000 человек, в последнее время осталось чуть больше 400 постоянных жителей. Кроме туристов и рыбалки, заняться местным там особо нечем.
Хибины
Это большой, но не очень высокий горный массив, расположившийся к югу от Мурманска. Самая крупная горная вершина находится на высоте всего 1200 метров. Зато там нет проблем с нехваткой кислорода, и в этих горах даже совсем неподготовленный человек может чувствовать себя вполне комфортно.
Чтобы оказаться в Хибинах, нужно ехать либо в город Апатиты, либо в Кировск — они оба расположены прямо у подножья этого горного массива. Во время нашего путешествия мы останавливались на ночевку в Кировске. Главная его достопримечательность — вид на сам город: за немногочисленными домами лежит большое горное озеро, а за ним возвышаются Хибины.
Часть подъемников начинается прямо в окрестностях Кировска, так как северный склон расположен в городской черте. До курорта можно доехать прямо на общественном транспорте — это удобно, потому что на ночевку можно остаться в самом городе.
Лапландский заповедник
Свободного доступа в заповедник для туристов нет, туда можно попасть только в составе организованной экскурсионной группы. К сожалению, в эту поездку у нас не было возможности провести там много времени. Мы полюбовались красотой заповедника лишь издали, когда возвращались из Кировска в Мурманск по федеральной трассе «Кола».
Кольская сверхглубокая скважина
Кольская сверхглубокая находится недалеко от границы с Норвегией, рядом нет крупных городов. Желающим увидеть это место придется ехать от Мурманска на машине около трех часов. Проезд к скважине перекрыт, однако записи на туристических форумах говорят о том, что территорию никто не охраняет, и любители полазать по разрушенным памятникам истории всегда могут найти обходные пути.
Сама скважина сейчас представляет из себя трубу, торчащую из земли и прикрытую стальной заглушкой. Вокруг нее сохранились полуразрушенные технические постройки, которые раньше относились к бурильному комплексу.
Сам я на Сверхглубокой не был — узнал про нее только после возвращения домой. Если снова окажусь в тех местах, первым делом поеду именно туда — это же целый бесплатный музей истории советского бурения, до которого просто нужно суметь добраться.
Северное сияние
Для многих туристов это главная цель приезда на Кольский полуостров. Сияние — это специфическое свечение неба, которое чаще всего можно увидеть только в местах, расположенных за полярным кругом. Обычно оно ярко-зеленого цвета, но иногда может быть и розовым, и фиолетовым, и даже слегка оранжевым. Если упрощенно, сияние возникает из-за взаимодействия частиц солнечного ветра с составом нашей атмосферы.
До поездки я много про него читал, и практически везде писали что-то такое: «Северное сияние невозможно описать словами, его просто нужно хотя бы раз в жизни увидеть». Подписываюсь под каждым словом.
Когда видишь северное сияние в первый раз, даже не сразу понимаешь, что это оно: сперва свечение в небе очень слабое, и кажется, что это просто облака. Но постепенно оно усиливается, появляется тот самый характерный зеленый свет, и вот дальше его действительно сложно описать словами. Скажу лишь, что ехать на Кольский полуостров стоит хотя бы ради этого короткого момента.
Когда ехать на Кольский полуостров
Описать климат на Кольском полуострове почти так же сложно, как и северное сияние. Здесь долгая полярная ночь, во время которой солнце практически не встает из-за горизонта. Без солнечного света атмосфера не прогревается, и поэтому зимой здесь бывает очень холодно — а зима, как ее понимает житель средней полосы России, в этих широтах длится чуть ли не полгода: с октября по апрель.
В холодное время года в некоторых местах на полуострове температура может запросто опускаться ниже −30 °C, а порой доходит и до −50 °C. Но в целом средняя температура января и февраля в Мурманске всего около −8 °C. Это связано с близостью Гольфстрима.
Температура воды у поверхности Гольфстрима — около +26 °C. Огромные массы такой теплой воды прогревают находящийся над ними воздух, который ветрами переносится на Европу. Благодаря этому климат в странах Северной Европы гораздо мягче и теплее, чем в северных регионах России. И именно этот эффект делает зимы в Мурманске относительно теплыми, благодаря чему порты Кольского полуострова никогда не замерзают и судоходство идет круглый год.
Но Гольфстрим — это только течение, а вокруг ведь ледяной океан. Из-за высокой влажности и холодного ветра с моря даже при привычных для москвичей −10 °C в Мурманске мороз пробирает до костей. Словом, зима — не самое лучшее время для поездок по полуострову.
Весной и осенью температура обычно колеблется от −4 до +7 °C. Главная разница между этими двумя сезонами — в природе. Весной, особенно ранней, зелени еще практически нет, поэтому северный пейзаж, и без того не радующий разнообразием красок, может показаться совсем безжизненным. Зато осенью всюду появляются желтые, красные и рыжие тона, что придает местным ландшафтам уютный, теплый вид.
Если главное для вас — увидеть северное сияние, то стоит ехать на полуостров поздней осенью или даже зимой. Холодно, но зато в это время самая высокая вероятность увидеть зеленое свечение в суровом северном небе.
Чтобы поймать лучший момент, можно воспользоваться специальным приложением, например Northern Lights Aurora Forecast. Оно не только показывает вероятность появления северного сияния в конкретные даты, но и помогает отслеживать определенные показатели, при которых можно увидеть свечение с разной степенью интенсивности.
Еще оно выдает прогноз солнечной активности на ближайшие часы и дни: чем длиннее и ярче индикатор, тем выше вероятность увидеть сияние. Здесь самое высокое значение — 2. При таких показателях северное сияние невооруженным глазом не заметить — только через специальную технику
Наш маршрут
На охоту за северным сиянием у нас было всего четыре неполных дня — с 5 по 8 октября.
В дни нашего путешествия вероятность увидеть сияние была примерно одинаковой по всему полуострову, поэтому, когда мы строили маршрут, в первую очередь исходили из транспортной доступности точек.
Путешествие из Москвы на Кольский полуостров и обратно
Экипировка
Кольский полуостров — это еще не совсем Арктика, которая требует от туриста серьезной подготовки. Однако это все-таки Крайний Север — там холодно и плохие дороги, которые в снегопад может полностью занести, и придется ночевать в сугробе под открытым небом. Поэтому, отправляясь в такое путешествие, нужно помнить о минимальном наборе самостоятельного туриста.
Теплые вещи. Они не дадут вам продрогнуть до костей под холодными ветрами Баренцева моря:
Аптечка. Мой опыт самостоятельных путешествий показывает, что лучше всегда брать с собой простую аптечку на случай переохлаждения или травм при падениях. Вот что либо пригодилось, либо успокаивало нервы своим наличием в аптечке:
Туристическое оборудование. Если хотите настоящего экстрима и планируете ночевать под открытым небом, то обязательно изучите вопрос выбора снаряжения заранее.
На Кольском полуострове в любое время года вам однозначно понадобится утепленная палатка с прочным дном, защитой от сильного ветра и воды. Спальники лучше брать зимние, рассчитанные на температуры до −30 °C, поскольку слишком жарко в них точно не будет, а вот замерзнуть в летних, как оказалось, очень просто.
Аренда машины
У нас было мало времени, поэтому мы заранее знали, что для поездок по полуострову будем арендовать автомобиль. Сразу решили, что возьмем Рено Дастер, потому что у него полный привод и высокий дорожный просвет. Для путешествия по Кольскому полуострову это важно: на местных дорогах очень просто повредить дно машины или где-нибудь застрять. Еще большие колеса хотя бы немного снижают дискомфорт от езды по ухабам.
мы потратили на аренду машины и бензин
Дороги в Мурманске и на трассе «Кола» отличные, пробки бывают только в часы пик и то не такие серьезные, как в Москве. Движение довольно спокойное, мы не заметили, чтобы кто-то сильно гонял или серьезно нарушал ПДД.
За городом более-менее оживленное движение есть только на федеральной трассе «Кола», которая идет из Санкт-Петербурга в Мурманск и далее до самой границы с Норвегией. В остальных местах можно ехать одному долгое время и увидеть лишь пару встречных машин. Это, кстати, может стать проблемой, если у вас возникнут неполадки с машиной, ведь связь ловит далеко не везде. Я читал, что на пустынных дорогах Крайнего Севера принято притормаживать у любой машины, стоящей на трассе, и спрашивать, не требуется ли какая-то помощь. В Заполярье без взаимовыручки не выжить.
Как добраться до Мурманска
мы потратили на авиабилеты туда-обратно
Поезд до Мурманска стоит дешевле: из Москвы в среднем от 2000 до 3100 Р за место в плацкарте, но идет он около полутора суток. Из Санкт-Петербурга поезд идет сутки и стоит от 1600 Р за место в плацкарте.
Как добраться до Териберки
Если кратко, то это непросто, не всегда дешево, и доехать можно только по автодороге. Из Мурманска добраться до Териберки можно тремя способами: на автобусе, такси или на машине — своей или арендованной.
Автобус. Можно попробовать добраться до Териберки общественным транспортом: автобус № 241 отвезет вас от автовокзала в Мурманске прямо в поселок. Проезд стоит 538 Р и занимает около 4 часов. Это не самый частый маршрут на автовокзале Мурманска, поэтому придется подстроиться под его расписание, а ехать вы будете дольше, чем на машине, из-за большого количества остановок по пути. Автобус ходит через день, отправляется из Мурманска вечером, а возвращается из Териберки только утром, поэтому съездить туда на день без ночевки таким образом не получится.
Всю эту информацию я прочитал на форумах, когда готовился к поездке на полуостров. Но она была написана много лет назад, поэтому, если захотите отправиться в Териберку именно на автобусе, лучше идти за актуальной информацией на автовокзал Мурманска.
Такси. От Мурманска до Териберки такси будет стоить около 5000 Р за поездку в одну сторону. По крайней мере, местные таксисты предлагали нам именно такие условия.
стоит такси из Мурманска до Териберки
Сначала эти цены показались нам сильно завышенными. И только когда мы проехали этой дорогой сами, то поняли, что это вполне гуманная цена за такую поездку. Тут важно иметь в виду, что поймать такси в обратном направлении в самой Териберке может быть крайне сложно, поэтому вам, скорее всего, придется договариваться с таксистом сразу и на обратную дорогу.
Машина. Между Мурманском и Териберкой всего 131 км — мелочь по меркам Центральной России. Но эта дорога отняла у нас очень много времени, а у нашей машины — очень много здоровья. Навигатор показывал, что этот маршрут мы пройдем за два часа, по факту мы плелись по нему больше четырех. Последние 40 км на пути к Териберке были самыми сложными: полностью разбитая и местами размытая грунтовка отняла больше времени, чем 91 км по шоссе до поворота на поселок.
Также обязательно нужно закладывать хотя бы пару лишних часов на остановки по дороге. Дело в том, что по пути встречается много красивейших пейзажей и маленьких достопримечательностей, мимо которых совсем не захочется просто проехать.
Как добраться до Хибин
В районе гор расположено несколько городов со своими аэропортами — в первую очередь это Мончегорск, Апатиты и Кировск. Поэтому вариантов добраться значительно больше. Еще в эти города ведет железная дорога и часто ходят автобусы из Мурманска и из соседней Карелии.
Самолет. Рядом с горным массивом Хибины есть одноименный аэропорт, в который летают рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга и нескольких других городов. Но рейсы туда стоят дороже, чем в Мурманск.
Машина. Чтобы попасть в Хибины, мы ехали из Териберки до Кировска. Это примерно 316 км, дорога заняла у нас 8 часов: сначала мы снова долго ехали практически по бездорожью от Териберки до нормального асфальтового шоссе, а потом несколько раз останавливались, чтобы насладиться красотой местной природы и сделать фотографии.
Но в целом дорога от Териберки до Кировска довольно комфортная: на ней гораздо меньше шансов застрять или повредить машину, чем в самой Териберке и ее окрестностях, а еще есть много заправок и городов, где можно отдохнуть и перекусить.
Где жить
Тут всего два варианта: комфортный и туристический. Комфортный — это аренда квартиры или бронирование отеля. Туристический — это аренда палаток и туристического оборудования и довольно непростые условия проживания под открытым небом. Мы решили попробовать оба варианта.
На второй день мы ночевали в Териберке — в палатках, потому что нам хотелось пожить на природе. Но даже в этом медвежьем углу можно найти теплое и комфортное жилье. Сейчас на «Букинге» доступно 17 предложений. Это вполне современные домики недавней постройки, которые стоят прямо вперемежку с высокими кустами и брошенными строениями. Когда мы были в поселке, ночь в таком домике стоила 1800 Р с человека.
мы заплатили за два дня аренды палаток и спальных мешков
С палаткой сложно. Сначала надо искать подходящее место для ночлега. Погода может сильно измениться. Когда мы ночевали в Териберке, погода менялась чуть ли не каждые 15 минут: в один момент мы смотрели на красивое звездное небо — а потом сразу начался сильнейший ветер и град.
В целом палатку в этой местности можно поставить практически где угодно, главное, чтобы место было выбрано за пределами территории частных владений — таких, например, как те самые новенькие домики для туристов. Денег за установку палатки на природе никто не просит. Поэтому мы просто постарались выбрать место, защищенное от ветра и диких зверей.
Где поесть
стоят блюда из оленины в кафе
Наш основной рацион за пределами населенных пунктов состоял из мяса для шашлыка, снеков, хлеба, фруктов и овощей. В сумме мы потратили около 7000 Р на пятерых, но большая часть этих денег ушла на крепкий алкоголь — только он, наверное, и помог нам пережить ту ночь в палатке под Териберкой.
Если будете в Мурманске и вообще на Кольском полуострове, обязательно попробуйте вяленого морского ерша. Это такая местная рыба, ее еще называют камбалой, она считается одним из местных деликатесов. Стоит в среднем от 1000 Р за кг, но можно найти и дешевле. Его можно не только попробовать в ресторанах, но и купить в рыбных магазинах или даже заказать в интернете.
В итоге
Для нашей компании «экспедиция» на Кольский полуостров стала не просто удачной поездкой на выходные, она положила начало нашим путешествиям по России, в особенности по ее северной части. Конечно, самым большим впечатлением стало северное сияние.
Мы были приятно удивлены этой частью России: несмотря на сложные погодные условия и постепенное вымирание небольших поселков, там живут очень позитивные люди, которые любят свою малую родину и которых совсем не смущает местный климат и сложная транспортная доступность некоторых мест.
При этом и в городах, и на трассах между ними есть все необходимое для комфортных путешествий: уютные кафе, АЗС, отели и хостелы, достаточное количество квартир, сдающихся в аренду посуточно. В общем, если вы тоже давно хотели узнать нашу необъятную страну, но не знали, с чего начать, тогда Кольский полуостров — отличный вариант для первого шага.