Путешествие на авто в архангельскую обл
15 особенностей дорог Архангельской области, и почему по ним отказываются ехать туристы
Из 8 000 километров дорог Архангельской области асфальтовое покрытие имеет только четверть. В остальном это различные грунтовки и зимники, а есть и летники. Это те дороги, которые существуют только в жаркий летний сезон. Есть и другие особенности местных трасс, но обо всем по порядку.
01.Начнем с главного. Архангельск – это центр, от него начинаются все пути в далекие уголки области, которая по площади больше Франции. Основная трасса Архангельской области — М8 Холмогоры вдоль Северной Двины. Она в отличном состоянии, никаких проблем с проездом нет.
02.Есть еще вторая асфальтированная трасса в Каргополь, а третья на Котлас асфальтируется уже не один десяток лет, и, наверное, лет через 10 можно будет проехать с ветерком, а пока там тряский грейдер.
03.На этом то и все. Другие трассы в разные районы области только грунтовые. Где-то лучше, где-то хуже.
04.Вот, например, на Пинежье, куда мы ездили, трасса выглядит вот так. Нет, это не проселок куда-то в деревню, а официальная дорога в райцентр. Других вариантов нет. Лет 15 назад в принципе дороги не было, только зимник.
05.Ходит на Пинежье еще самый медленный поезд в России. 223 км до Архангельска проезжает он за 5+ часов. Все из-за лесов и топких болот. Покрытие не позволяет ехать быстрее. Ветка, кстати, тупиковая, строили её в советские времена, а дальше отказались от строительства.
06.На машине, правда, тоже будет отнюдь не быстрее добраться. По грунтовкам летом в хорошую погоду зачастую едешь 40-70 км/ч. А после дождей и в межсезонье дороги разбивает, можно и завязнуть.
08.Часть времени года и вовсе не доехать, мостов нет. Капитальные мосты строить не хотят, так как дорого, а народу живет мало. Дешевле содержать паромные переправы и понтонные мосты.
09.Последние ставят только по низкой воде, т.к. сильным течением может унести. Как ни странно, но проезд по части мостов бесплатный, а в некоторых районах платный.
10.Иногда бывает и так. Навигатор приводит к мосту. Знаки стоят свежие, а…
11.А моста и нет. Понтон уже замыло песком. Возможно зимой организуют ледовую переправу.
12.Кстати, протяженность ледовых переправ официально 23 км, есть еще неофициальные, которые накатывают местные жители на свой страх и риск. Про зимники и ледовые переправы Архангельской области я уже рассказывал ранее.
13.Паромы же ходят от ледохода до ледостава, а это все зависит от погоды. Проезд на них всегда платный. За кроссовер берут 400 р. Внедорожники, пикапы в 2 раза дороже, легковушки на 100 рублей дешевле. Многое, конечно, зависит от сезона. В таком случае цена за тот же паром будет до 2000 р.
14.Есть другая особенность — «летники». Это временные дороги типа зимников. Существуют только в жаркое лето, когда река сильно мелеет. Прокладывают их прямо по берегу реки. Состояние бывает очень разное. Иногда пройдет легковушка, иногда внедорожник. Исчезнуть эти дороги могут в любой момент. Пойдут дожди, вода поднимется и все. Жди следующего года.
15.Единственное, кто ездит в межсезонье по любым дорогам — это вездеходы. Их называют каракаты. Кто-то делает самостоятельно, а кто-то покупает. Сам удивился, что такие производят мелкосерийно и совсем недорого по современным меркам, за 250-300 тысяч вечнодеревянных. Это не Шерпы за 6 миллионов. Правило простое: чем дальше уедете от Москвы, тем дешевле вам обойдется вездеход.
16.Часть дорог области состоит из бетонных плит в одну колею. Во времена СССР их строили болгары. В наше время дорожники – шутники расставляют знаки с ограничениями перед поворотами. Официально ехать можно 90 км/ч, но в реальности около 50. Так безопаснее, потому что иногда встречаются разбитые плиты.
17.Вот на полевых дорогах скорость контролируется исключительно разумом. Камер и инспекторов ГИБДД тут не бывает никогда.
18.Есть еще более красивые луговые дороги среди стогов сена, но их почти не осталось. Сено в 21 веке оказалось ненужным, как и сельское хозяйство на севере.
19.Грунтовые трассы равняют грейдеры и катки. Летом после дождей их разбивает, образуются колеи от лесовозов, которые в этих местах ездят регулярно. Нам повезло, была засуха.
20.Однажды на обочине встретили вот такое чудо-юдо. Кто знает, для чего придумали странный каток?
21.Местная особенность дорог — северный загар. После таких трасс машина покрывается толстым слоем равномерной грязи, а вот зимой наоборот. Машина чистая всегда. Моют осенью, а затем весной. Чистый снег на дорогах, химии и соли 0.
22.Пока едешь по глубинке, можно увидеть старую технику, которой в городах давно нет. Вот кто-то сделал сарай из ЛИАЗа.
23.ЗИЛки, ГАЗики, старые Москвичи, Жигули и Запорожцы еще на ходу. Автопарк в глубинке обновляется медленнее всего в России.
24.Следующая особенность — это «внезапный асфальт». Едешь по грунтовой трассе, въезжаешь в деревню, а там асфальт. Объясняется просто: полностью заасфальтировать дорогу денег нет, а закатать асфальт в деревне можно ради комфорта. Так пыли не будет.
25.Когда постоянное движение по грунтовкам, то пыль стоит столбом. Жить в пылевых условиях неприятно. Все покрывается толстым слоем пыли, поэтому если едете по деревенской грунтовке, то скидывайте скорость до 30-40 км/ч, а можно и ниже. Местные жители скажут вам за это «Спасибо».
25.Для Архангельских дорог идеален кроссовер, внедорожник или пикап. Полный привод и большой дорожный просвет будет огромным плюсом. Так ехать гораздо комфортнее, а главное вероятность вашего доезда гораздо выше, так как фактор погоды никто не отменял. В этот раз энергоемкая подвеска Subaru XV здорово выручила, неровности она сглаживает на ура.
26.Бывает так, что хорошая асфальтовая дорога может внезапно закончиться тупиком, как на трассе Р1 из Петербурга в Архангельск. Дальше проезда нет, только в объезд. Дорогу обещают скоро полностью заасфальтировать. Добираться из Петербурга до Белого моря можно будет очень быстро, а пока в межсезонье лучше объезжать стороной эти места.
27.Туристы чаще всего так и поступают. Не заманишь современных туристов на грунтовки. Хочет нынче турист комфорта, ровных асфальтовых дорог с капучино и хот-догами на заправках. Выбор каждого, кому что нравится. Машин с номерами других регионов видели не так много, а в глубинке и вовсе не встречали. Все же Русский Север — это больше на любителя.
А Вы бы отправились путешествовать по таким дорогам? В следующий раз расскажу, как мы ездили ловить уходящую красоту на Пинежье. Подписывайтесь, чтобы не пропустить, за комментарии и репосты (нажать красную кнопку D под этой записью) всем огромное спасибо! Меня это очень мотивирует писать новые интересные фоторассказы )
Самые свежие фото, как всегда, в инстаграм @di_artphoto и Telegram @ skazka_travel а на Ютубе выкладываю видео из путешествий по России.
Зимняя трасса М8. По снежной сказке в Архангельск!
Сегодня мы вернемся в январь и поедем на Север в снежную сказку! Трасса М8 идёт из Москвы к берегам Белого моря в Архангельск. Общая протяженность 1271км. Дорога проходит через 5 областей: Московскую, Владимирскую, Ярославскую, Вологодскую, Архангельскую. У нас же маршрут по последним двум участкам.
В обиходе автодорогу называют Холмогоры. Холмов и гор, и правда, на этой трассе в избытке. Многие произносят название с ударением на второй слог, правильно же на первый. Вообще многие географические название в Архангельской области именно на первый слог.
Поскольку дорога федерального значения, то содержится хорошо, не то, что раньше. В Вологодской было еще ничего, а вот в Архангельской вместо дорог одни руины. К тому же полосы были настолько узкие, что грузовикам было сложновато разъезжаться, бокового интервала не хватало, битые зеркала не редкость. Сейчас же произведен ремонт всей трассы, и она просто идеальна.
01.На улице был хороший морозец под 20-30 градусов. В Сямженском районе дороги посыпали песком и плохо убирали, каша сильная, машину возит по сторонам. Обгонять не удобно. Пузотёркам приходится очень не просто! Им лучше сразу ехать на эвакуаторе верхом.
02.За Верховажьем началась зимняя сказка. Дорога идет до Архангельска вдоль реки Вага и Северная Двина. Летом удобно купаться и дебоширить загорать на огромных песчаных пляжах по пути!
03.Граница с Архангельской областью, дальше снежный накат с небольшими колеями.
04.Ехать стало гораздо приятней по снежку и безопасней. Дорога всё время идёт среди густых лесов.
05.Минуем Вельск по объездной, до 2012г. дорога проходила через город с жд переездом и тянущимися пригородными 40км-ч. Времени это отнимало немало. Сейчас же с иголочки новая трасса с развязками и регулярными съездами в город со всех сторон.
07.Изредка леса чередуются с деревнями, но их тут так мало по трассе, что, на среднюю скорость особо не влияет. В основном деревни стоят в стороне, вдоль реки. И они очень интересные, старинные, с огромными домами в 6-8 окон, колодцами журавлями и деревянными церквями. Настоящая кладезь для любителей старины и архитектуры.
08.Лесные виды радуют и радуют глаз! Ну а чтобы любоваться видами, нужно вовремя заправиться, АЗС не так много, планируйте заранее.
09.Смеркается в январе быстро, и день короток на Севере. Это фото сделано в 15.30. Спустя полчаса совсем стемнало, и я отправил фотоаппарат на отдых до завтрашнего утра.
10.Обратный путь. 10 утра только-только светает. Когда то этот путь пешком с рыбным обозом проделал Ломоносов. Мы же рыбы с «рыбного обоза» купить не успели и едем налегке. В наше время дорожка сильно поменялась в лучшую сторону, но уже не столь романтичную на приключения. Хотя. при ремонте дороги (сейчас) даже нашли артефакты времен войны с Антантой, почти 100 лет пролежали в земле.
11.За окном по-прежнему сказочно красиво. Всегда бы так зимой на дорогах было, а не эта слякотная зима.
12.Густые ели и сосны. А среди них бегают спят мишки.
13.В один момент показалось солнце в туманной дымке.
15.Граница. На Вологодчине очень часто висят плакаты с брендом Великий Устюг – родина деда Мороза. Раскрученное место, особенно популярное в зимние каникулы. До этой родины отсюда еще 540км по большей части убитой дороги. Так, когда вы доедете до Деда Мороза, у него сразу нужно будет просить новые шины и оплату счёта на ремонт ходовой!
16.Едем-едем и тут бац показалось гало — оптический эффект в виде круга вокруг солнца. На фото по центру–еле заметная полоска от него. Нормально снять не было места, т.к. леса закрывают обзор.
17.Перед Вологдой трафик увеличился, и за всю дорогу, пожалуй, это самый интенсивный участок(50км). Т.к. тут присоединятся дорога со стороны Великого Устюга. Обгонять посложнее, благо часто идет дополнительная полоса в населённых пунктах. К тому же стоит много камер, и «работают машинки» будьте внимательны!
18.И наконец, выглянуло солнце за всю поездку, редкий гость!
19.Если вы видите лесовоз «35», то значит, что вы на Вологодчине. Их тут много, и все они груженые-перегруженные тащат тонны леса. Даже на бок завалился слегка. Основные разрушители дорог здешних мест.
20.На объездной Вологды солнце быстро стремилось к горизонту, а нам же ещё предстоял путь в темноте.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить другие интересные посты! За комментарии и репосты (нажать красную кнопку D под этой записью) всем огромное спасибо! Меня это очень мотивирует писать новые фоторассказы ) Сделаем ленту красочней и интересней!
Новогоднее путешествие на Русский Север. Часть 3. Архангельск
В 9 утра мы покидаем Вологду, впереди 760 км до Архангельска.
Сегодня немного подморозило, за окном уже небольшой минус. Машин не много, едем в удовольствие. На сегодня каких-то конкретных остановок не запланировано, нужно просто доехать до Архангельска, где у нас забронирована квартира. Едем не спеша, примерно каждые 100 км останавливаемся, чтобы размяться.
В 12 часов въезжаем в Архангельскую область.
Дорога начинает петлять, всё больше и больше. И вот, на этих крутых поворотах, видим сначала одну улетевшую в кювет машину, а через несколько десятков километров ещё две. Даа, здесь нужно быть поосторожней! Я и так не сильно гнал, но после увиденного стал ехать ещё аккуратней.
Это нарезка из трех ДТП в течение часа:
Трасса проходит сквозь густой хвойный лес, высоченные ели стоят ровным забором.
Не могли не остановиться в этом волшебном лесу. Перекусили, отдохнули, ребенок порезвился в снегу.
На часах 3 часа дня, а уже начинает темнеть. Здесь, на Севере темнеть начинает раньше, чем у нас.
В 4 часа уже совсем темно.
Вспоминаю, что уже вечер, а нам так никто из Архангельска по поводу квартиры не перезвонил. Звоню сам. То, что я услышал на том конце провода, неприятно удивило: грубая тётка ответила мне, что ни о какой брони она не знает, и что они вообще с Букингом больше не работают. Я в шоке, спрашиваю – квартира то хоть такая есть у них? Есть, говорят, и как раз свободна. Для оформления нужно приехать… на автовокзал в 19-й офис! Странная система, ну ладно, обещаю быть в 19 часов. На крайний случай, гостиниц в городе полно, без койки не останемся.
Ещё несколько часов, и вот он, мост через Северную Двину. На том берегу Архангельск! Въезжаем в город, первые слова – ого, сколько здесь снега! Его действительно очень много, причем не только на обочинах, но и на дороге. Похоже, здесь несколько дней был снегопад. Мы даже поначалу подумали, что здесь не принято чистить дороги, северный город, типа так положено.
Едем к автовокзалу. На часах уже начало девятого, немного опаздываем… и оказываемся у закрытых дверей вокзала! Нормально… Думаем, что делать? Жена говорит – поехали искать гостиницу. Давай, отвечаю, попробуем позвонить напоследок, вдруг ответят? И действительно, уже другая девушка, просит нас зайти с другой стороны здания, с чёрного хода, и на второй этаж. Заходим во двор, темно, бомжи какие-то ошиваются повсюду, Вобщем, стрёмно было как-то! Поднимаемся в офис, девушка показывает нам на экране компьютера как выглядит квартира, всё, как мы и заказывали на Букинге. Оформляемся, оставляем залог 1000 рублей (опять!) и получаем ключи. Квартиру, говорит, ищите сами, а завтра за ключами придут наши ребята! Ооо, ребята? У меня уже просто нет слов! Супруга толкает меня в бок, мол, говорила тебе, надо было ехать в гостиницу! Ну да ладно, отправляемся искать квартиру.
Адрес в самом центре, в новом доме. Нашли мы её, в итоге, с большим трудом. Действительно, новостройка, только подъезды к самому дому перекрыты шлагбаумами, парковка только для местных. Оставили машину перед въездом, убедившись, что её видно из окна.
О самой квартире тоже нужно сказать пару слов. Однокомнатная студия, всё вроде ничего на первый взгляд. Но весь ремонт сделан явно на скорую руку, тут что-то подклеено, там что-то отваливается, ощущение какой-то брезгливости вызвала она у меня. Первый раз пожалел, что не взяли с собой своё постельное белье. И за всё это 2500 рублей, между прочим! Ну что ж, бывают и такие проколы с ночёвками.
Обустроились, подогрели ужин и завалились спать. Денёк сегодня выдался долгий.
С утра в оговоренное время за ключами приходит мужик. Бормоча себе под нос что-то про электрику, он облазил каждый уголок своих «апартаментов», и не найдя, к чему придраться, с явной неохотой отдал нам наш залог. Очень всё это было неприятно, эта хата чуть не испортила нам всё впечатление от Архангельска.
Хватаем вещи и грузимся в машину. Сегодня прилично похолодало, на улице 15-16 градусов мороза. Полночи, кстати, огромные трактора чистили снег на улицах, так что сегодня город выглядел иначе.
Сначала решаем ехать в Малые Корелы. Это музей под открытым небом, в экспозиции которого находятся около 100 гражданских, общественных и церковных построек, самые ранние из которых датируются XVI и XVII веками. Среди экспонатов — крестьянские, купеческие избы, амбары, колодцы, изгороди, ветряные мельницы и т.п. Музей расположен на том же берегу, что и Архангельск, в 30 километрах к югу.
За окном еще темно, на часах начало девятого. Едем по берегу Северной Двины, вскоре замечаем указатель – Малые Корелы, северный вход. Сворачиваем туда, ещё пару километров по зимнему лесу и мы у ворот музея.
Всё закрыто, кроме нас никого нет. Выясняем из объявления на кассе, что открываются они в 10 часов и вход стоит 750 р. с человека. Однако! Я думал, что деньги здесь берут, только если заказываешь экскурсию, а походить по территории можно бесплатно. Наивный! Желание осмотра музея немного ослабевает. Решаем пока съездить ещё в одно место, не такое туристическое, как это.
Место это называется село Лявля, где находится деревянная церковь Николая Чудотворца, а напротив неё выстроен каменный храм, освящённый в честь праздника Успения. Лявля находится в 8 километрах от Малых Корел. Кстати, оказалось, что мы немного не доехали до Главного входа в музей, он расположен буквально через полкилометра от указателя на северный вход. Здесь тоже ещё всё закрыто, так что едем в Лявлю.
Святоникольская церковь в Лявле знаменита тем, что это самая старая деревянная шатровая постройка в Подвинье и одна из древнейших во всей России: она была построена в 1580-е годы и сохранилась до наших дней без особых изменений.
Соседняя каменная церковь Успения датируется уже 1804 годом постройки.
Обе церкви стоят на высоком холме, откуда открываются очень красивые виды.
Мороз на улице даёт о себе знать, переодеваемся в более теплые вещи, благо взяли кое-что с собой из дома.
Возвращаемся к музею.
До открытия ещё полчаса, совещаемся – пойдем внутрь или нет. И всё же решаем не ходить. Тут несколько причин — территория музея просто огромна, а на улице мороз. Больше часа мы точно не выдержим, и успеем посмотреть едва ли половину, и то бегом. Ну и платить за это, конечно, не хотелось. Решаем хотя бы поснимать то, что увидим снаружи. Будет повод вернуться сюда летом!
Хватаем фотоаппараты и идем снимать. Снаружи не так уж много видно, сфотографировали, что смогли.
Холодно, ещё холоднее: 6 причин поехать в Архангельск зимой
Когда холодно, человек инстинктивно тянется к теплу, поэтому не удивительно, что зимой многим россиянам хочется поехать в жаркие страны. Мы же предлагаем побороть природные инстинкты и сделать наоборот – углубиться на север нашей родины, в Архангельск. Это неизъезженный туристами край привлекает своей суровой красотой, древней историей и современными тайнами. Сюда здорово убежать от питерской слякоти или московской суеты, чтобы получить незабываемые впечатления и просто отдохнуть
Начнем с того, что без машины в Архангельске делать нечего. Все более-менее значимые достопримечательности находятся за пределами города и на приличном расстоянии друг от друга. У нас перегоны за день из Архаргельска и обратно составляли от 250 до 380 км, причем большей частью по закатаным в снег дорогам без асфальта и мобильной связи, где не улететь в кювет в скользких поворотах нам мешала лишь постоянно работавшая система стабилизации.
Если ехать сюда на своем автомобиле, то нужно учитывать специфику зимнего вождения с наледями, снегопадами, плохо расчищеным трассами, обязательно предусмотрев по маршруту места для промежуточных ночевок. Есть еще вариант взять машину в аренду в Архангельске, либо искать местного гида с личным транспортом. Для тех, кто не обладает достаточным опытом езды в темное время суток (световой день зимой здесь очень короткий) по неосвещенным зиминим трассам, последний вариант будет предпочтительнее, хотя и затратнее.
Перед о мной подобной проблемы выбора не стояло – в Архангельске я оказался по приглашению компании Ford. Поэтому предстоящие трудности воспринимались как возможность потренировать свои водительские навыки и заодно испытать ходовые качества Ford Kuga и Explorer в суровых дорожно-климатических условиях русского Севера. Хотя суровые они лично для меня, а для местных водителей езда в по таким дорогам – это привычная ежедневная рутина.
Забегая вперед, скажу, что последний пункт нашей программы, посещение расположенного возле ракетного полигона «закрытого» села Нёнокса (из-за такого соседства сюда надо заранее заказывать пропуск) с единственной в России пятишатровой деревянной церковью XVII века, мы осилить уже не смогли, так как поздно стартовали и выбились из графика. Так что «разведанных» нами точек Архангельской области, а вместе с тем и причин, по которым этот край стоит обязательно посетить хотя бы раз, получилось шесть, вместо семи запланированных. Но есть еще две важные причины, по которым здесь лучше оказаться зимой. К некоторым туристическим местам гораздо проще добраться именно по зимнику, поскольку не везде есть асфальтовые дороги, а где-то в теплое время года дорог и вовсе нет (так деревня Нёнокса окружена болотами). Ну и, кроме того, зимой нет комаров, которые на Севере имеют особенно лютый нрав.
Уезжая рано утром и приезжая затемно, в самом Архангельске мы толком так ничего и не посмотрели. Хотя по пути из отеля успели зарулить в пассажирский порт, здание которого по размера оказалось едва ли не больше терминала аэропорта. Здесь у причала мы застали дизельный ледокол «Диксон», который построили финны в 1983 году.
По пути нам также попался на глаза почти достроенный собор Архангела Михаила. Ну как попался – это один из крупнейших храмов в России, поэтому не заметить его очень сложно. Тем более, что стоит он прямо на берегу Северной Двины и его золотые купола видит каждый, кто въезжает или выезжает из Архангельска через Северодвинский мост.
Кстати, сам Северодвинский мост, соединяющий правую и левую части города, также считается местной архитектурной достопримечательностью. Его длина – порядка 800 метров, которые водителям частенько приходится отстаивать в пробке, поскольку для автомобилей советскими конструкторами предусмотрено всего две полосы, а вторая половина моста отведена под стратегически более важные железнодорожные пути.
Ближайшее от Архангельска и самое колоритное туристическое место области – это парк деревянного зодчества Малые Корелы. Подобных музеев под открытым небом в России не мало, но этот – самый большой. Короткая прогулка с гидом займёт около полутора часов, а по-хорошему здесь нужно остаться на целый день. Мы имеем ввиду световой день к которому привязано время работы парка. Зимой, как уже говорилось, он здесь очень короткий.
В Малых Корелах можно гулять, знакомиться с бытом наших предков, кататься на лошадях и санках, а в перерывах отогреваться только что сваренным сбитнем и уплетать вкуснейшие домашние пироги в местном кафе. Тёплая обувь (идеально – валенки, риск промочить их здесь минимален) и хороший пуховик – обязательны, впрочем тем, кто едет на Север это должно быть и так понятно.
Примерно в восьмидесяти километрах от Архангельска и в четырёх километрах от первой столицы русского Севера, деревни Холмогоры, находится Куростров, отделённый от Большой земли притоком Северной Двины. На этом острове стоит небольшая промысловая деревенька, где в ноябре 1711 года родился и откуда подростком отправился пешком в столицу будущий светило российской науки – Михайло Ломоносов. Сейчас это место так и называется – Ломоносово, а в ту пору именовалось Мешанинское.
Летом добраться сюда можно только на переправе, а зимой – по льду. Пару месяцев в году, осенью и весной, пока не встал или не сошел лёд, эта деревня фактически не имеет физической связи с внешним миром – разве что в экстренном случае сюда прилетит вертолёт. Но местных жителей это не пугает – из запчастей от мотоциклов и грузовиков они строят каракаты, 3- и 4-колёсные вездеходы на пневмабаллонах низкого давления – такие пройдут по самому тонкому льду и не утонут в воде. К нашему приезду лёд уже набрал достаточную толщину, чтобы выдержать вес автомобиля, но по соображениям безопасности в Ломоносово мы отправились пешком.
Ломоносово – не только родина великого ученого. Эта деревня также славится своими сувенирами из резной кости – мамонта, моржа или обычной коровы. Здесь же находится одно из лучших в России училищ, где осваивают профессию резчика. Попробовать себя в деле может любой желающий – нужно лишь привыкнуть к обращению с бормашинкой, её визгу и специфическому запаху, напоминающим о стоматологическом кабинете.
Ну и конечно, какое посещение Ломоносова без визита в краеведческий музей? Как вы уже догадались, музей посвящён быту местных жителей и до сих пор кажущейся невероятной истории восхождения звезды Михайло Ломоносова и становления русской науки.
Насытившись культурных знаний хорошо утолить голод в расположенной неподалёку местной столовой, где подают домашний подовый хлеб, блины с морошковым вареньем, а также щи и гречневую кашу с мясом, томленые в настоящей русской печи.
4. ПИНЕЖСКИЙ ЗАПОВЕДНИК
Уже на полдороги из Архангельска в Холмогоры трасса стала заметно хуже. Но если здесь ещё местами под снегом проступал асфальт, то дальше начался настоящий зимник. К счастью, перед нами прошёл грейдер и ровный, хорошо укатанный снег, позволял на прямиках выжимать больше сотни – летом здесь грунтовка и на ней так быстро не проедешь. Рельеф дороги – фантастический. Постоянные перепады высот, крутые виражи. Местами трасса напоминает настоящий горный серпантин! До Пинеги добрались, когда уже смеркалось, но успели взглянуть на руины расположенного неподалёку Красногорского Богородицкого монастыря.
Главное место цивилизации в этих краях – база отдыха Голубино. Здесь шутят, что у них единственный тёплый общественный туалет в радиусе сотни километров, и это вполне похоже на правду. Хотя Пинежский заповедник уникален (в нем растут даже несколько видов архидей!), в плане сервиса конкуренции здесь никакой, что к счастью пока не сказалось на качестве обслуживания. Рекомендуем остаться здесь на ночь – других вариантов поблизости все равно нет.
От базы рукой подать до пещеры «Голубинский провал» (всего в окрестностях насчитывается около 460 карстовых пещер), стоянки оленей, куда в феврале-марте сгоняют стада поголовьем до 15 тысяч животных (тогда же происходят состязания оленеводов), самой высокой точки Архангельской области – Красной горки, и водопада Святой источник.
Поход в пещеры разрешён только в сопровождении инструктора с базы Голубино (здесь же вам выдадут необходимое обмундирование, включая обязательные фонари и каски). Это очень милый дедушка, раньше работавший журналистом и занимавшийся изучением заповедника. Он порадует вас байками, фотографиями из личного архива, подробно расскажет обо всех интересных местах Пинеги и вообще не даст заскучать.
Уставшие но довольные, получившие массу впечатлений от езды по зимним «серпантинам», вечером мы вернулись в Архангельск. А на следующее утро отправились в Северодвинск – «колыбель» отечественного подводного флота, по пути заскочив на заброшенный аэродром Лахта.
Во времена СССР здесь была военная авиабаза для стратегических бомбардировщиков. Военные ушли, оставив после себя раразруху, которую продолжили культивировать нелегальные сборщики металлолома и прочей «халявы». Дошло до того, что с аэродрома, откуда взлетали самолеты, бившие фашистов в годы Второй Мирвой, даже попытались украсть железобетонные плиты взлетной полосы! Полосу успели частично разобрать, пока местные жители не подняли бунт и не встали на защиту военной реликвии. С тех пор плиты так и остались лежать стопкой на лётном поле.
Сейчас аэродром никак не используется, а у нас здесь получилось отличное место для зимнего «дрифта».
По сравнению с Архангельском, Северодвинск – город компактный, и от того он кажется более уютным. Здесь ещё сохранились многоквартирные деревянные двухэтажные дома, которые придают городу особый колорит. Причём выглядят эти дома вполне опрятно, не вызывая ассоциаций с рухлядью. Музей подводных лодок расположен в двухэтажном, но уже каменном доме. Типичный ДК середины прошлого века. Однако к удивлению внутри нас ждал современный интерактивный музей с невероятно увеличенным гидом рассказавшим и наглядно показавшим все, что уже не находится под грифом «Совершенно секретно».
М ы узнали, в чем заключается принципиальная конструктивное отличие между российскими и американскими подлодками, посмотрели большой макет атомной подводной лодки, потренировали погружение и всплытие, а также «запустили» баллистическую ракету (в уменьшенном масштабе). Здесь же посмотрели небольшую экспозицию, посвящённую СССР с артефактами и фотографиями жизни Северодвинска той эпохи.