Путешествие на дальний восток на автомобиле
Что нужно знать для автопутешествия по Дальнему Востоку России
Статья об автомобильном путешествии по Дальнему Востоку: что нужно знать, как подготовиться к поездке. В конце статьи — видео о переезде на автомобиле через всю Россию. Статья об автомобильном путешествии по Дальнему Востоку: что нужно знать, как подготовиться к поездке. В конце статьи — видео о переезде на автомобиле через всю Россию.
Самый восточный край России недаром носит название Дальний Восток – до него действительно далековато, если добираться из европейской части страны.
Вряд ли можно назвать Дальний Восток Меккой отечественного туризма — для того, чтобы увидеть его красоту, добираться придётся долго, и решаются на такое путешествие на автомобиле немногие.
Но край этот настолько удивителен и прекрасен, что дорога того стоит: потрясающая природа, истинно российские просторы — и масса впечатлений вам гарантирована!
Почему именно автомобиль
Красота Дальнего Востока не просто неповторима. В принципе, неповторим каждый уголок Земли. Но здесь природа особенно удивительна.
Живописные перевалы и сопки, экзотические на взгляд обитателя европейской части страны посёлки, пустынные дороги в окружении девственных лесов — всё это завораживает и поражает даже бывалых путешественников. Огромное пространство между озером Байкал и приморским Владивостоком даже на самолёте перелететь непросто: это вам не два часа между Москвой и Крымом. Но никакой, даже самый комфортный перелёт, не создаст той атмосферы, в какую погружаются путешественники в автомобиле.
Впрочем, чтобы получить от поездки действительно положительные впечатления, стоит заранее познакомиться с нюансами, важными для автомобилиста.
Дорога по Дальнему Востоку – это не загородная поездка, она не будет ни лёгкой, ни простой. Автомобильные трассы Приморского края славятся своим «анти-качеством»: местные шутят, что здешние дороги – это направления, кое-где покрытые асфальтом, и увы, это правда. Но настоящий путешественник проедет везде! Итак, начинаем собираться в дорогу.
Вместе – лучше!
Дальняя дорога безумно романтична и интересна, но требует определённого подхода. Лучше, если в автомобиле будут два водителя: они смогут сменяться, обеспечивая друг-другу возможность отдыха.
Ещё лучше отправиться в путь группой из нескольких автомобилей. Такой вид путешествия, особенно если едут близкие по духу люди, и веселее, и интереснее, и надёжнее.
Маршрут путешествия
Дальний Восток – это огромный регион, охватывающий бассейны впадающих в Тихий океан рек, Курильские острова, остров Сахалин. В состав региона входят четыре автономных области, три края, автономный округ. Территория очень большая, поэтому маршрут лучше запланировать заранее, и заранее же понимать: объять необъятное с первого раза всё равно не получится, придётся выбирать.
Можно построить свой маршрут, начиная с Владивостока. Добравшись в этот город любым способом – самолётом, теплоходом, поездом, далее двинуться уже на автомобиле в сторону Иркутска через Хабаровск, Благовещенск и Читу по трассам Р-258 и Р-297.
Ещё один популярный вариант – доехать до Магадана и оттуда двинуться в сторону Владивостока, воспользовавшись трассами А-360 и Р-504.
Обилие интересных мест на Дальнем Востоке, скорее всего, заставит растеряться даже самого бывалого путешественника — куда отправиться в первую очередь?
На Камчатке можно запланировать посещение Курильского озера, где во время нереста нерки охотятся медведи. В Приморском крае можно провести время в посёлке Горные ключи, знаменитом своими минеральными источниками. Можно даже искупаться в Японском море, посетив бухту Триозёрье.
А в Хабаровске в музее Гродекова у вас будет возможность познакомиться с бытом местных народов, увидеть осколок метеорита и чучело мамонта. Также в этом музее находится интерактивное отделение для детей.
Особое место – Колыма. Проехав по Колымскому шоссе, вы вволю насмотритесь на тундру, сопки и бескрайнюю тайгу. Расстояние в 2032 км – путь неблизкий, но когда вернётесь, вам будет, о чём рассказать.
Время поездки
Для автомобильного путешествия на Дальний Восток выбор времени очень важен. В зависимости от того, в какое время вы решили отправиться в путешествие, нужно будет подбирать снаряжение, одежду, экипировать автомобиль.
Этот регион славится жарким, но быстротечным летом. На побережье зима смягчается за счёт влияния морского климата. Этот же фактор делает местную весну прохладной и затяжной, лето – не жарким, а осень – долгой и тёплой.
С другой стороны, частыми гостями в прибрежных районах бывают:
В южных областях Дальнего Востока очень высокая влажность — она может достигать 90 процентов. Обилие дождей приводит к разливам рек, ухудшению состояния дорог.
Интересной особенностью Дальнего Востока по сравнению с европейской частью России является контрастность погоды — длительные периоды солнечных ясных дней могут неожиданно сменяться непрекращающимися дождями на несколько суток. Редко, но из Монгольских и Северо-Китайских степей могут приходить сюда даже пыльные бури.
Экипировка автомобиля
Как уже упоминалось, собирать автомобиль в дорогу следует в соответствии со временем, на которое намечено путешествие. Но есть и общие рекомендации.
Брать с собой «всё и на всякий случай» — занятие бесперспективное, а зачастую даже вредное. Следует позаботиться только о самом необходимом — о том, что сложно приобрести в дороге.
К сожалению, качество дальневосточных дорог оставляет желать лучшего. А некачественные дорожные покрытия – это быстро выходящие из строя подшипники и амортизаторы. Лучше взять с собой в дорогу следующие запчасти для вашего «железного коня»:
Перед тем, как отправляться в дорогу, следует в обязательном порядке заехать на СТО и пройти техосмотр автомобиля. Будет лучше, если вы особо подчеркнёте специалистам на СТО, что предстоит долгое путешествие на машине, и ходовую часть лучше проверить особенно тщательно.
Навигационные тонкости
Начинаем с навигационной системы. Перед тем, как отправляться в поездку, стоит заблаговременно подгрузить карты тех городов и районов, по которым вы планируете проезжать.
Удобным программным обеспечением является система 2GIS, в которой можно, помимо дороги, узнать о необходимом сервисе или о достопримечательностях по пути следования.
Помимо уже привычной современным путешественникам навигационной программы в электронном виде стоит всё же потратить время и снабдить «бардачок» автомобиля бумажным атласом дорог в современном варианте. Дорожных указателей на дорогах Дальнего Востока не так, чтобы много, поэтому указания навигатора могут завести неопытного водителя в не слишком комфортную ситуацию.
Дальний Восток – это большие расстояния, а в наше время отсутствие мобильной связи – это практически катастрофа. Поэтому следует заранее позаботиться о зарядных устройствах.
Также не стоит забывать о переводе средств связи в режим роуминга. Для того, чтобы сэкономить средства, стоит заранее озаботиться вопросом подбора наиболее удобных сервисных пакетов вашего оператора связи, в которых предусматриваются скидки на звонки не в вашем регионе. Ну, и конечно, стоит заранее пополнить телефонный счёт, чтобы потом не рыскать в поисках способа сделать это в дороге.
Топливный вопрос
Дальний Восток – это регион с дорогим бензином. По оценкам экспертов, сейчас в Якутии бензин обходится в среднем около 56 руб., в Магаданской области – 54 руб., на Чукотке – 58 руб. за литр. Средняя цена по региону – 45 рублей. Поэтому взять с собой полную канистру в путешествие не только можно, но и нужно.
Заправки вдоль трасс здесь, конечно, в наличии, но их не так много, как нужно для таких больших расстояний. Запас топлива – та предосторожность, за которую вы не раз себя похвалите.
Что же касается газовых заправок, их здесь тоже не так много, как хотелось бы, но всё-таки сейчас их количество постепенно растёт.
Аренда автомобиля
Не все решаются отправиться на Дальний Восток на автомобиле из европейской части страны — слишком долгий путь через всю Россию может показаться утомительным, усталость водителя рано или поздно начнёт сказываться, и, добравшись до места назначения, можно уже и не обратить внимания на его красоты из-за усталости от слишком долгой дороги.
Но для тех, кто любит автопутешествия, но не решается на столь долгий путь, существует выход — использование арендного автомобиля.
Многие туристы поступают следующим образом: добираются до какого-либо крупного центра Дальнего Востока (Хабаровска, Магадана, Владивостока) любым удобным способом — на самолёте, поезде, а затем берут в аренду автомобиль, чтобы поездить по дальневосточному краю в своё удовольствие.
Близость Японии обусловила некоторые особенности аренды автопарка во Владивостоке: здесь много автомобилей японского и корейского производства. Впрочем, в последнее время количество европейских машин также возросло. Так что можно без проблем выбрать как авто с левосторонним, так и правосторонним расположением руля.
Чем более длителен период аренды, тем ниже будет стоимость одного дня. Залог за автомобиль составляет от 6 до 10 тысяч рублей РФ. В стоимость аренды входят страховки, техобслуживание, налоги. Как правило, практикуется стопроцентная предоплата.
Сдавать автомобиль после путешествия следует в чистом состоянии, с полным баком.
Заключение
Путешествие по Дальнему Востоку на автомобиле – это чудесные дни на лоне уникальной природы. Но если вы хотите, чтобы ваша поездка получилась приятной, следует обязательно хорошо к ней подготовиться, соблюдать технику безопасности и заранее спланировать свой маршрут. Хорошего вам отдыха!
Видео о переезде на автомобиле через всю Россию:
Одинокое путешествие на Дальний Восток.
Тягу к различного рода аферам в области автопутешествий почему-то я помню у себя всегда. Вот и в этот раз идея покупки машины во Владивостоке, последующего на ней изучения Приморья и прохвата потом через всю страну домой, зрела в голове года два, обрастала подробностями и становилась всё более навязчивой. А чтобы эта поездка не показалась рядовой, то для полного удовлетворения было решено исполнить эту затею в одиночку. А ведь это были 2008-2009 годы. Ещё свежи были в моей памяти лихие 90-е (работал дальнобоем), а в сети всё ещё бродили истории про убитых и ограбленных перегонщиков праворуких машин с Дальнего Востока.
Оправданием всему этому было то, что именно такую машину, и именно за такие деньги можно купить только во Владивостоке и нигде больше. А какие либо риски, муссируемые родственниками, которые были ошибочно и слишком рано мной ознакомлены с этой затеей, отвергались на корню, хотя сам я пребывал как раз в их предвкушении.
К весне 2010 года очередной автомобиль был продан, коим был Тойота Сурф в идеальном состоянии и с «правильным» рулём. («В идеальном состоянии» или «в идеале» — это общепринятое выражение среди владельцев 20-летних машин, и строго охраняемое от нападков непосвящённых лиц.) Вообще, причина продажи крылась вовсе не в идеальности состояния, а в том, что прилично поездив на двух подряд внедорожниках в кузове универсал, было решено снова возвращаться к пикапу. Ну не смог я ужиться в одной комнате с канистрами, лопатами и лодочным мотором. А так как денег особо не было, а пикап нужен был максимально новым, неприхотливым к дизтопливу и желательно с дешёвыми ценами на запчасти, то выбор пал на диковинный Ссанг Йонг Муссо Спортс. Машина с очень сомнительной внешностью, но зато с проверенным мерседесовским дизелем под капотом, и, что редко и удивительно для пикапов, с очень приятной и мягкой пружинной подвеской заднего моста. А в 2009 — 2010 годах машинам этим было всего по 3-5 лет от роду. Поэтому стоянки во Владивостоке, специализирующиеся на продаже автомобилей из Кореи, были ими забиты в буквальном смысле, да ещё и по цене 400-450 тысяч рублей.
А тем временем новости с форума Дром.ру приходили всё тревожней и тревожней. Чуть ли не каждый месяц обновлялась одна заветная для меня цифра, уменьшаясь с какой-то дикой скоростью. Осталось 800… 600… 400 километров. Это было ужасно. Меня уже начинало всего дёргать только от одной мысли, что когда я там поеду, то уже везде между Читой и Хабаровском всё закатают в асфальт. И я так и не застану тех страшилок, которыми тогда кишели темы про перегон на различных форумах. Надо было спешить.
И вот уже традиционно, в первый же день отпуска я вышел из дома, чтобы сесть и уехать за многие тысячи километров от места жительства. Как обычно туда, где ещё никогда не был. Правда, впервые за много лет сел не за руль, а в вагон поезда. Маршрут был выбран таким: Новый Уренгой — Новосибирск еду два с половиной дня на поезде, потом около 20-ти часов в ожидании самолёта слоняюсь по городу, и после этого около шести часов лечу на самолёте до Владивостока.
На форуме Лендкрузер.ру списался с Андреем из Уссурийска, и мы договорились, что он поможет мне найти таксиста, который повозит по рынкам и стоянкам. Андрюха приехал меня встречать в аэропорт не один, а с весёлой и дружелюбной бандой на мотоциклах. С ними даже была девушка на классике. И вот что больше всего запомнилось, так это то, что я тогда впервые в жизни увидел молодёжь на мотоциклах, которые едут строго по ПДД. Они не превышали скорость, занимали ряд по двое или по одному посередине полосы, и никто из них ни разу не проехал в междурядье. Это было что-то.
В Уссурийске, после прогулки по городу и посещения рынка, уже на следующее утро встретился с таксистом, с которым мы в общей сложности прокатались целый день, и который сразу сказал, что мы, конечно, можем для общей картины поездить по рынкам и стоянкам, но если мне нужен корейский автомобиль, то надо ехать сразу на рынок «Ольга-Влад», который находился на въезде во Владивосток со стороны Уссурийска. Но не посетить «зелёнку» (рынок «Зелёный угол») я не мог. И вот здесь я сделал для себя кое-какое открытие. Перед этим у меня было несколько внедорожников Тойота. Например, мостовой Хайлюкс со всеми блокировками, с пониженными редукторами, лебёдкой и абсолютно новыми шинами Интерко ТСЛ размером 36″. Так вот даже с гипнотизирующей мантрой «Да он ещё 20 лет проходит» и «Мотор контрактный, сцепление новое, мосты перебранные» он был в итоге с трудом продан за 450 тысяч рублей. Сурф с примерно такой же подготовкой был продан ещё дешевле. Здесь же стояли абсолютно пустые и видавшие виды Хайлюксы с каким-то немыслимым боди-лифтом на лысых 35-ых Гудричах за 500-600 тысяч рублей. За некоторые ничем не приметные 20-летние Лендкрузеры просили под миллион. Я бродил по рынку и недоумевал. Ну как можно купить самый простой Тойота Хайлюкс 1993 года с независимой подвеской спереди за полмиллиона рублей. Хотя вру, он был не совсем простой. Все его алюминиевые детали под капотом были полностью покрыты красивым налётом белой плесени. Видимо, сказывались долгое ожидание покупателя и влажный морской климат Приморья.
Продавец этого чуда оказался добродушным и разговорчивым дядькой. Согласился, что «в Европе» (Это он так называл всё, что западнее Байкала.) на подобные машины цена интересней. Но он не переживает, и что в основном клиенты на подобные внедорожники с Чукотки и Магадана, которые всё равно приедут и купят.
А ещё показал мне свои ряды так называемых распилов. Это полностью разрезанные шлифмашинкой на несколько частей автомобили, и потом сваренные. Один ряд этих машин было особенно видно — ржавые полосы сварки, которые явно были сделаны на скорую руку, пересекали стойки и днища кузовов. Причём машины стояли даже с не собранным салоном в районе шва. Как объяснил продавец, их просто как попало сварили, чтобы они хоть как-то передвигались и смогли доехать до ж/д платформы. Это был целый ряд машин для для каких-то определённых перекупов, которые привозят их к себе в города и там уже у себя это всё красиво замазывают и закрашивают. Ну и соответственно продают за бОльшую цену.
Ну а мы после этой экскурсии поехали на стоянку корейских машин. Нужных мне пикапов там стояло в ряд больше двух десятков. Состояние у всех было разное. Какие-то были очень даже хорошими, какие-то совсем укатанными. Но что самое интересное — пробег был у всех примерно одинаковым — от 39 до 59 тысяч км. И самое смешное, что было не обязательно, чтобы более ушатанные машины были с бОльшим пробегом. Т.е. счётчики сматывались там даже не на глазок, а абсолютно от балды. Поэтому при выборе машины на спидометр смотреть не приходилось, а пришлось изучать исключительно визуальное состояние и главные показатели пробега — потёртости руля, педалей и рычага АКПП.
И уже глубоким вечером, включив автонавигатор и задав адрес квартиры, которую снимал, я вырулил со стоянки на улицы Владивостока за рулём своего нового автомобиля.
И чуть ли не на первом светофоре впал в ступор. Подъезжаю к светофору, у меня зелёный, но я вижу, что по перпендикулярной дороге, где точно горит красный, все абсолютно спокойно несутся мне наперерез. Начинаю замедляться при приближении к перекрёстку и вдруг машины с обеих сторон как по команде останавливаются, и я с глазами по пять копеек медленно между ними проезжаю. А они тут же сзади меня опять все начинают ехать куда им надо. Как оказалось, во Владивостоке уже тогда на некоторых светофорах были установлены дополнительные секции с зелёными стрелками, которые направлены не вправо или влево, а вверх, т.е. можно было на основной красный двигаться прямо, пропуская машины с других направлений.
В этот же вечер приключилась ещё одна забавная история. По дороге домой навигатор повёл меня напрямую через дворы и куда-то вверх. И при наборе высоты я внезапно въехал то ли в тучу, то ли в густой туман. Плотность была такой, что в какой-то момент перед капотом вдруг стало вообще ничего не видно. Останавливаюсь, выхожу, и, вглядевшись, вижу впереди ровно по курсу крышу дома. И вдруг понимаю, что вижу на уровне своих глаз крышу пяти или девятиэтажного дома. А прямо от бампера машины вниз под углом 45° уходит довольно крутая лестница. И при этом Навител мне настойчиво предлагает ехать именно туда.
Вообще, после Владивостока в списке для обязательного посещения одним из главных мест Приморского края у меня был посёлок Хасан. Место, которое известно благодаря советско-японскому военному конфликту в районе озера Хасан летом 1938 года. Но примечателен посёлок ещё двумя интересными фактами. Во-первых, это место стыка трёх границ — России, Китая и КНДР. Т.е. единственное место, где мы имеем сухопутную границу с Северной Кореей. И во-вторых, он является самым южным населённым пунктом Дальнего Востока России, и вообще краем географии всего этого региона. (Кстати, самый северный дальневосточный населённый пункт посёлок Юрюнг-Хая находится в Якутии.)
По приезду в Хасан, который находится примерно в 270 километрах южнее Владивостока, первой задачей было посмотреть на Северную Корею. Покрутившись по посёлку и найдя самое высокое место, с упоением полюбовался на холмы вдалеке, которые были отделены от меня как минимум тремя слоями колючей проволоки, рвом с крокодилами и минным полем. Ну, это мне так тогда показалось, Северная Корея же. Потом, при неудачной попытке проехать на побережье, поездил по камышам, покормил собой какое-то несметное количество кровососущих насекомых, и, чуть не застряв в болоте, решил, что миссия моя в этом знаковом месте страны выполнена. Тем более, что машина была без номеров, а у меня не было пропуска на посещение приграничной зоны, хоть ко мне никто и не проявлял никакого интереса.
На обратном пути в районе посёлка Посьет случайно наткнулся и не смог отказать себе в удовольствии объесться диким виноградом сорта «Вырви глаз», который впоследствии оказался ещё и подвидом «Сведи челюсть». И благодаря которому мне наверное ещё сутки казалось, что у меня и правда вот-вот вытечет почему-то именно правый глаз и я уже больше никогда не смогу разговаривать. Если честно, то виноград там наверное вкусный, но только не в конце июля-начале августа.
Конечно, по сравнению с Владивостоком, природа здесь совсем другая. Не скажу, что лучше или хуже, просто другая и всё. Вода теплее, виноград растёт. Или вот те же акулы, встречающиеся в тех краях.
Примерно за неделю изъездил Приморский край вдоль побережья сколько смог.
Посмотрел на озеро Ханка, съездил в Находку. (Кстати, уже вторую Находку на своём жизненном пути, потому что ещё одна Находка есть за Полярным кругом на берегу Находкинской бухты Тазовской губы Карского моря.) Промчал от Артёма до Ольги. Потом по кругу через Арсеньев опять вернулся в Уссурийск и потихоньку начал забирать в сторону дома, пока не доехал до поста ДПС возле всем известного моста через реку Амур в Хабаровске, где и был схвачен блюстителями правопорядка.
К сожалению, хоть я и прокатался по Хабаровску полдня и изъездил его практически весь, видел я его только через лобовое стекло из-за руля машины. Точно так же как и Биробиджан, и Благовещенск. В которые заезжал совсем не надолго, и покатавшись, возвращался на федералку и продолжал свой путь в сторону дома. Только лишь в Благовещенске долго прогулял по набережной, разглядывая Китай через реку, и в сотый раз проклиная себя, что забыл взять с собой загранпаспорт в эту поездку.
И я наконец таки дорвался до грунтовки Хабаровск — Чита. А кто там ездил, тот помнит, что грунтовка была не той привычной грунтовкой, как где либо по стране. Там дорога отсыпалась тем, что получалось от взрывных работ, т.е. дорожное полотно из колотого скальника абсолютно разного размера и с очень острыми краями. Ну и конечно же я, как и многие там проезжающие, сильно прорезал колесо, что не принесло никакой радости.
Дело в том, что в 2010 году эта дорога была практически безлюдной. Из-за незадолго до этого введённых новых таможенных правил (были значительно увеличены пошлины и стало практически невозможным оформить так называемые конструкторы), поток машин с Дальнего Востока практически полностью прекратился. Соответственно чуть ли не весь придорожный сервис умер. АЗС, шиномонтажки и кафе позакрывались в большом количестве на этих более чем двух тысячах километрах, и в основном стояли заколоченные или с вывесками «продаётся». В сутки на запад проезжало не более десяти машин, и столько же навстречу. Вот и весь поток. А ведь ещё совсем недавно из Владивостока в западном направлении перегонялось до тысячи машин в сутки.
Единственная жизнь, которая была на этой трассе вне населённых пунктов, это было вездесущее китайское радио и строители-дорожники. Правда, когда ехал по строящимся участкам дороги, то с удивлением замечал, что асфальт на дороге укладывался странным образом — его десятками километров тянули одной полосой. И так было местах, наверное, в десяти. Т.е. строительство шло не как обычно, когда укладывается асфальт по всей дороге и посёлок строителей постепенно передвигается. Нет. Здесь на всех стройучастках просто гнали одну полосу реально десятками километров. И только потом, уже по приезду домой, увидел по телевизору, что тем же самым путём едут жёлтые Калины, и всё встало на свои места.