Путешествие по россии с палаткой на машине
Где шикарно отдохнуть в России с палаткой: 10 проверенных мест
Фотоальбом читателей Т—Ж
В походе по России здорово спать под шум сосен, варить мидии в морской воде и сплавляться по рекам.
Мы попросили читателей рассказать о лучшем отдыхе с палаткой и прислать фотографии. В этой подборке — 10 отличных мест, где можно любоваться закатами, слушать тишину и сладко спать на природе.
Башкирия
На Зубах Шурале действительно неплохо. Что скрывай место, что не скрывай, народу по выходным там всегда море.
Река Воньга в Карелии
Нам нравится ходить по рекам и озерам Карелии: там можно отстраниться от суетливого города, поесть свежих ягод, грибов, рыбы. Однажды мы ходили по реке Воньга от Энгозера. Я сам составлял маршрут. Мы стартовали от озера около железнодорожной станции, потом несколько дней двигались между островами, огибали небольшие перешейки и водопады и в конце вышли в Белое море.
Море произвело на меня неизгладимое впечатление: под толщей воды кипит жизнь, отливы и приливы в метр высотой и природа, которую больше нигде не увидишь. Мы находили черничные и брусничные поля, грибные дороги, варили мидии в морской воде. Еще я впервые ловил рыбу. Мы поймали большую щуку, которую сразу запекли и съели.
Теперь походы с палаткой — наш основной вид отдыха. Палатка относительно дорогая и легкая, с внутренней сеткой, в ней прохладно. В жаркую сухую погоду можно даже не вешать внешний тент.
Калининградская область
В Калининградской области хорошие места для отдыха с палаткой на берегу моря — в Мечникове, по дороге на Балтийск. Еще есть Балтийская коса, куда переправляются на пароме или лодке. Там располагаются где-нибудь за военной частью в сторону погранзаставы.
Остальные места, например Куликово, слишком замусорены и заезжены. Будете отдыхать на головах друг у друга и слушать чужую музыку.
Варианты отдыха на берегу других водоемов лично не пробовал. Говорят, хорошие места можно найти, если сплавляться по реке Лаве. Еще советую окрестности Виштынецкого озера.
100 ночей в автопалатке на крыше: не обзор, а опыт жизни
Это не обзор продукта, как бывает в ютубе. И тем более не нативная реклама. Это я захотел рассказать про важный кусок жизни в большой поездке СПб – Магадан – Дальний Восток – СПб. 4.5 месяца я ночевал на крыше своей машины в любую погоду.
Жить на земле – нет, потому что:
= ставить и собирать лагерь по полчаса мне надоело
= легкую палатку можно отапливать, но комфорт так себе, особенно в дождь
= звери, насекомые
= искать ровные площадки и прыгать с матрасами\раскладушами – тоже надоело
Жилой модуль вместо кузова или в него – нет, потому что дорого и есть смысл ставить только на новую машину, тоже по экономическим соображениям, а на новую Л200 денег нет.
Жить в салоне – нет, потому что:
= в пикапе тесно
= часто нужно сидеть с ноутом
Остается палатка на крышу, а если перечитать мои “почему нет”, то и техзадание к проекту рисуется:
= утепление по стенам и отопление
= жесткая крыша от дождя
= максимально простое развертывание и складывание
= дешево
В 2019 году я уже было собирался делать заказ, но съездил на Abenteur & Allrad в Германию, вот рассказ про поездку из двух частей. Повторюсь, всем российским поклонникам автопутешествий нужно обязательно там побывать. Во-первых, вы увидите чудеса из Инстаграма вживую, во-вторых – посмотрите на кэмп сайте сразу на тысячу реальных оверлендеров, концепции автомобилей и кемпинга, маршруты и стили жизни. Я гарантирую что вы пересмотрите как минимум часть собственных представлений о деле.
У меня натурально мир перевернулся. В частности, я увидел какими разными бывают палатки, массу технических деталей, сильных и слабых мест. На выставке к тому же можно было почти во всех моделях посидеть – как в Икее. Узнал что иностранные производители палаток не имеют в модельном ряду утепленных версий. Что дно и матрас – это не просто опция, а ключевые элементы конструкции. Что механизм складывания может либо радовать точностью и конструкцией, либо превратить жизнь туриста в кошмар.
В итоге в 2020 я посмотрел свежим взглядом на редкие предложения на Авито, на отечественные палатки. Ближе всего к мировому опыту продвинулся тверской бренд “Ястреб”. Ну я и заказал.
Я расскажу об эксплуатации, и мне можно верить. Потому что мой трип по длительности, нагрузке и разнообразию условий сойдет за 5-6 “отпускных” сезонов.
Многие ребята и сам производитель говорят что ставить на обычные поперечины и штатные релинги – нормально. Мне так не показалось. Особенно на короткую кабину пикапа. Почему? Потому что железный багажник после дорог Урала, Якутии, Колымы и Приморья рвало и крутило. Мне также известны случаи падения палаток с поперечин. Мое мнение: едете на оффроуд – ставьте палатку на самый крепкий силовой багажник, доступный для вашей машины. Поставили на поперечины – катайтесь осторожно.
Пикаповодам. Ставить палатку на обычный кунг нельзя в принципе. В инстраграме есть фото таких сетапов, но я видел их на выставке в жизни – там под кунгом силовой каркас с опорами и креплениями как минимум за пол кузова, а скорее всего насквозь за раму. Кунг, прикрученный струбциными к бортам, такая палатка вывернет наружу вместе с бортами.
80 килограмм на крыше для среднеразмерного пикапа – это много. Палатка не очень мешает на трассе до 140 км\ч, но уже после 110 расход прирастает на литр каждые +10 км на спидометре. На серпантине тоже не очень мешает, но раскачивание и крены, конечно, увеличиваются. В горах нужно ездить существенно осторожнее. Но больше всего внимания понадобилось мне в крытых паркингах и на автомойках. Хвала небесам, в МакАвто габарит по высоте 2.80 м.
Еще раз скажу – имейте в виду боковые крены! А если ставите палатку на однообъемный кузов внедорожника – еще и чувствительный перевес на заднюю ось.
Разборка и сборка палатки
Эти процедуры отлично и легко смотрятся в Ютубе, но лично мне понадобилось время чтобы выйти на желаемый норматив: 3 минуты на разборку и не более 5 на сборку. С летними палатками все проще чем с моей, у которой шкура очень плотная и складывается с усилием.
Все производители предлагают использовать палатку как бокс для хранения вещей. В моем случае получилось так себе. Половину объема занимает сложенная вдвое лестница, остается место для двух подушек, спальников и мелочевки типа пачки салфеток. И даже эта поклажа уже требует аккуратного укладывания чтобы палатка закрылась руками.
Если лестница хранится внутри палатки, то разбирать и собирать палатку вы будете без нее. Ставить палатку нужно так, чтобы это было удобно делать. Для работы с передней частью удобно стоять в дверном проеме, с задней приходится вставать на заднее колесо. Если машина после бездорожья вся в грязи, через минуту после разбора палатки в грязи будете вы. А если вы еще и невысокий, как я, то нужно позаботиться о том, за что хвататься руками, когда будете лазить на колесо – оно часто скользкое.
В морозы следует вовремя очищать замки палатки от льда.
Эти особенности – сущая мелочь по сравнению с недостатками обычных наземных палаток. Еще раз – с момента остановки до готового спального места проходит 3 минуты, или 5 если нужно завести печку и закинуть наверх ноутбук и телефон.
Сложно ли выравнивать машину для ночевки?
Да, иногда приходится минут 10 повертеться. Особенно если есть требование непременно стоять носом в сторону выезда. Я до сих пор обхожусь установкой на глаз, но креномер в машине сильно пригодился бы, выбираю сейчас себе в подарок. Небольшой дифферент на корму = куда смотрят во время сна ноги – не очень критичен, боковые же крены или дифферент на морду реально мешали спать.
Европейцы-кемпероводы покупают специальные треугольные упоры для подкладывания под колеса машины, ребята попроще вырубают аналоги из полена. Мне это все складывать некуда, и наверное особо не нужно.
Удобно ли залезать на крышу и спускаться?
Мне – да. Я легкий, стройный и сильный. Ребятам с одышкой и лишним весом может быть некомфортно. Часто слышал шутку про то, как по ночам ходить по нужде, особенно после пивного вечера. Отвечаю: я справлялся с задачей в сракотан пьяным. Трезвым и когда ночевал в одиночку – отливал стоя на лестнице. Наверное, в автопоездках не стоит напиваться в сракотан, и вообще так себе развлечение, мне не нравится.
Жизнь в разную погоду
Вот когда я в полной мере ощутил как же хороша моя палатка, именно толстокожий зимний вариант с серой крышей!
Утром в жаркий день палатка нагревается с некоторой задержкой, и в принципе хорошо держит прохладу при условии открытой вентиляции.
В дождь в палатке всегда сухо, при условии что входы закрыты плотно и правильно. Даже после 5 дней дождей подряд благодаря пластиковой крыше палатку не нужно сушить.
Кажется что печка – тема для зимы, но мы начали включать ее на минимальную мощность уже в августе, когда температура ночью по маршруту стала падать ниже +12. Очень комфортно, особенно в сырую погоду, ведь печка еще и сушит воздух.
Я планирую добавить в палатку датчик CO = угарного газа. Несмотря на то что печка дизельная, и то что у нас контур отопления не замкнут, некоторое опасение угореть – есть. Пару раз было что просыпались от запаха дыма когда ветер загонял выхлоп печки в ее же воздухозаборник. До сих пор обходился тем что спускался вниз и поворачивал печку выхлопом по фактическому ветру.
Мне известны эксперименты с установкой отопителя внутри палатки, например как у блогеров Невинских “вместе далеко” (не помню какой ролик и минуту, пересматривать сил моих нет). Это неудачное решение, от которого производитель отказался. Мелкие проблемы типа чудовищного веса крыши и как заправлять расположенный на крыше бачок с соляркой – важны, но решаемы. Не решается то, что теплый воздух должен заходить в палатку снизу и к ногам, и то что отопитель над ухом будет отвратительно шуметь и щелкать насосом. Боль и страдание.
Так же не так просто завести воздуховод через пол. Во-первых, там матрас, во-вторых пол по углам палатки всегда завален вещами.
Можно ли в палатке готовить?
Да, я такое практикую. Довольно удобно. Под матрасом у меня есть тонкая фанерка, она используется как кухонный стол. Реально спасает зимой и в плохую погоду.
Стандартная палатка – максимум для двоих стройных ребят. Крупным дядькам и барышням может быть некомфортно, но где нынче комфортно толстякам? Вот для понимания расположения в палатке я добавлю к предыдущей картинке фото из положения полулежа.
Как в автопалатке заниматься сексом?
Что еще в палатке можно делать?
Можно работать, как это почти каждый день исполнял я. Работать лежа с ноутбуком неудобно, хочется иметь что-то вроде спинки дивана. Для этого я купил в палатку складное кресло для медитации, я такое на йоге видел. Не верх удобства, но позволяет сидеть с опорой на спину и не оттягивать спиной стенки палатки, так же как не упираться спиной в металлические стойки.
Следующий технический пост будет про вот эту красную печку. Она крутая, но много важных особенностей.
О путешествиях по России. 10 вариантов маршрутов.
Мне не интересно заниматься рерайтингом, а попросту говоря копированием и дублированием чужих, уже написанных текстов, поскольку я вполне способен написать что-то интересное сам. Но вот, на сайте журнала «Men’s Health» был представлен список наиболее интересных автомобильных поездок по России. Людей в эти места заносило по работе (это тест-драйвы, автопробеги, путешествия). Учитывая, что в силу разных причин, я мало езжу по России, но при этом знаю, что мест заслуживающих внимания множество, эти варианты показались мне интересными и я решил поделиться ими с вами. В конце концов, вдруг кто-то соберется, проедет и вернувшись расскажет о своих впечатлениях. Было бы интересно почитать. В общем, вот эти варианты, выбирайте идею для своего путешествия!
Андрей Леонтьев, путешественник, организатор автомобильных экспедиций:
«Тем, кто сомневается, стоит ли путешествовать по России на машине, скажу: по нашей стране можно ездить на чем угодно, важно просто иметь желание. Что же касается автомобилей, то их современные возможности мы часто сильно недооцениваем. Например, я даже проехал от Москвы до Сахалина на Jaguar XKR (машине с дорожным просветом десять сантиметров), и все проблемы ограничились парой пробитых колес. В другой раз мы намотали 10 000 км по северу России на двух Porsche 911, и тоже не могу сказать, чтобы у нас были какие-то серьезные трудности. Даже мифы о некачественном топливе, и те сильно преувеличены. Я ездил из Москвы в Игарку на дизельном Jaguar XF и по пути несколько раз заправлялся, сливая солярку с «Уралов». По возвращении единственной неисправностью в машине был оборвавшийся тросик датчика износа тормозных колодок правого заднего колеса. И все! Правда, я бы советовал в любую поездку, связанную с проникновением в экстремальные точки страны, ехать на двух или трех машинах: если что, всегда будет кому взять на буксир или как-то еще оказать помощь».
1. Мурманская область
Маршрут: из Мурманска по Кольскому полуострову
Продолжительность: 3-4 дня
Сезон: конец лета – осень
Зачем ехать: Извилистые каменистые дороги, реки без мостов, бездонные лужи и крутые грунтовки, ведущие к вершинам сопок — идеальные условия для оффроуда. Неслучайно, что на Кольском полуострове мы оказывались дважды и оба раза — со школами водительского мастерства: сначала на Audi Q7 со школой Quattro, потом с Volkswagen Driving Experience на Tiguan. «В первый день можно размяться, сгоняв в Териберку — село, прославившееся на весь мир благодаря фильму «Левиафан», — делится опытом Илья Виноградов, штурмовавший полуостров на Tiguan. — От Мурманска до села 140 км, из них последние 40 — грейдер, по которому можно держать крейсерские 80 км/ч. Полюбовавшись в Териберке на кладбище кораблей на берегу Баренцева моря, здание заброшенной школы и вполне приличный песочный пляж, можно проехать по грунтовке чуть дальше, в горы. На следующий день, отмахав часа за три 210 км до Кировска по федеральной трассе «Кола», можно следующие три часа испытывать на прочность себя и свою машину, пробираясь 30 км прямо по руслу реки Вудъяврйок в Хибинах в районе горы Куэльпорр. Вознаграждение — расположенный в конце пути красивый водопад «Красивый» с купальней, в которой стоит немедленно освежиться. Если долгий брод и купание в ледяной воде не остудили твой пыл, на третий день можешь попробовать взять приступом гору Большой Вудъявр, чтобы посмотреть на Кировск с высоты 850 метров.
Автомобиль: На маршруте встречаются приличных размеров камни и перегибы с диагональным вывешиванием колес, но Tiguan со всеми вызовами справился. Так что не надо думать, будто на Кольский полуостров можно ехать только на БТР.
Советы: В интернете можно найти уже составленные маршруты поездок по Кольскому полуострову разной категорий сложности. Также ты можешь принять участие в программе Volkswagen Driving Experience, которая предлагает путешествия различной продолжительности по интересным маршрутам на Tiguan и Touareg в сопровождении инструкторов.
2. Республика Алтай
Маршрут: Кату-Ярык – Балыкча
Продолжительность: один день
Сезон: лето (весной, осенью и зимой из-за дождей и снегопадов требования к возможностям техники и мастерству водителя возрастает в разы)
Зачем ехать: Уникальный перевал — практически горнолыжный спуск с горы в долину длиной 3806 метров (с перепадом высот в 603 метра) и крутизной склона 63°. Тебя ждут девять асимметричных виражей, и каждый расположен под своим углом, причем самый трудный из них — последний при спуске (и, соответственно, первый при подъеме). Спасибо за эту дорогу стоит сказать бульдозеристам Аркадию, Анато¬лию и Виктору Ухановым из совхоза «Совет¬ский Алтай», которые в 1987–1989 годах прокладывали ее в тяжелейших условиях.
Автомобиль: Полноприводный дизельный автомобиль будет лучшим выбором, потому что кроме 4х4 тут потребуется хорошая тяга. А вот высокий клиренс не обязателен, нам, например, хватило возможностей BMW 3 Гран Туризмо. Впрочем, если твоя машина спасует, на помощь придут местные силы. На перевале дежурят «Уралы» и «Беларуси», готовые взять на буксир тех, кто не осилит путь самостоятельно. Стоит удовольствие немало — 1500-2000 рублей за каждый виток.
Советы: Дорога однополосная, поэтому те, кто едут вниз, должны уступать путь поднимающимся, которым приходится труднее. На спуске в каждом повороте делай остановку, чтобы убедиться, что тебе навстречу не едет другой автомобиль (в расположенных там «карманах» разъехаться проще). Если планируешь провести внизу несколько дней, захвати с собой дрова. В долине реки Чулышман, куда ты попадешь, топлива для костра нет.
3. Калмыцкая степь
Маршрут: от Астрахани до Элисты через поселки Ики-Бухус, Ики-Манлан, Смушковое, Утта, Харгата, Мелиоратор, Ут Сала, Зунда-Толга и Кевюды
Продолжительность: 3–5 дней
Сезон: лето
Зачем ехать: Тебя ждет маршрут ралли-рейдов «Великая степь» и «Шелковый путь». Барханы, дюны и соляные озера ты можешь чередовать с выездами на обычные асфальтированные дороги (если устанешь от облаков пыли и бесконечных препятствий). Завершив маршрут, в Элисте посети Золотую обитель Будды Шакьямуни — главный храм Калмыкии, с самой высокой в Европе статуей Будды (9 метров).
Автомобиль: «Мы двигались на трех Mitsubishi Outlander, Pajero Sport и Pajero — и, конечно, лучше всего было в последнем, — вспоминает Антон Иванов, проехавший по великой степи в 2005 году. — Чем серьезнее внедорожник, тем больше ты сможешь увидеть, а в степи есть на что посмотреть: бескрайние просторы, заброшенные постройки в духе «Кин-дза-дза», и среди редкой растительности живописно белеют черепа животных — очень кинематографичные картины».
Советы: «Эта трасса считается самым сложным южным маршрутом российских ралли, — рассказывает Антон. — Даже если степь выглядит ровной, как лист бумаги, не стоит жать газ в пол: у меня на глазах УАЗ лидера национального зачета по ралли оставил в незамеченной канаве свой перед¬ний мост, а раллийные КамАЗ и Pajero «сделали уши» (причем последний — дважды). Причина? Кочки и рытвины раскачивают и опрокидывают тонны железа в считаные секунды».
4. Сахалин
Маршрут: Южно-Сахалинск – Холмск – Томари – бухта Тихая – Красногорск – Углегорск – бухта Тихая – Стародубское – Долинск – Южно-Сахалинск
Продолжительность: 3–5 дней
Сезон: июнь – август
Зачем ехать: «Сахалин — совершенно особенный обломок советской цивилизации, — рассказывает Кирилл Вишнепольский. — Вот представь: ты несешься по пустынной трассе через долину, слева на поле пасутся лошади, вдалеке грузные облака стекают по склонам сопок… Чистая Швейцария. А повернешь за поворот — и ты на лукоморье: слева под обрывом кривой полосой уходит вдаль океан, справа — отвесные скалы. То ли Дувр, то ли побережье северной Испании, где-то у Барселоны. На горизонте мелькают то ворота синтоистского храма, то монструозные трубы заброшенных японских пороховых заводов. Если ты не до конца чтишь закон, то время от времени ты останавливаешься, чтобы прямо у дороги купить у браконьеров разлапистого камчатского краб¬а (есть его нужно на месте, если положить в салон автомобиля, запах краба останется с тобой навсегда). Но слишком не тормози — ты должен до заката успеть к Чертову мос¬ту, уникаль¬ному железнодорожному соору¬жению в 40 мет¬ров над ущельем, которое 90 лет назад строили корейские рабы. Ты сворачиваешь с трассы, полчаса продираешься через амазонских масштабов джунгли (слышал про знаменитое сахалинское высокотравье? Лопухи и папоротники здесь достигают высоты в 3-4 метра, распространен также бамбук), и в километре от моста вдруг выруливаешь в типичный подмосковный дачный поселок — тут тетя Зина в выцветших трениках пропалывает картошку и поглядывает на тебя подозрительно».
Автомобиль: Вполне приличного вида трасса, по которой ты летишь 130 км/ч, может в один момент обернуться чем-то вроде артиллерийского полигона, на котором нет ни одного квадратного сантиметра ровной поверхности. В любом месте дорога может упереться в брод или как минимум в лужу размером с Патриарший пруд, благоухающую вековой тиной. Впрочем, электронные системы помощи водителю, применяемые в Toyota Hilux и Toyota Prado, помогли нам намотать 1500 км по Сахалину, ни разу не застряв и не перевернувшись (хотя попытки «сделать уши» были, не скроем).
Советы: Местный водитель привык, что большую часть времени на дороге он — один. Так что водитель может ехать с любой скоростью по одноколейной дороге и маневрировать без предупреждения — будь внимателен. На север острова лучше не соваться, погубишь средство передвижения (даже местные автопрокаты откажут тебе в услугах, если узнают, что ты собрался в верхнюю часть Сахалина). А если застрял на пустынной дороге в горах или лесу, поглядывай по сторонам — к тебе на угощение может явиться медведь.
5. Дальний Восток
Маршрут: Якутск – Усть-Нера – Сасыр – Зырянка – Средний Колым – устье реки Колыма – Черский – Билибино – Певек
Продолжительность: 7–10 дней
Сезон: не раньше 1 марта и не позднее 20–30 марта (иначе машины не успеют вернуться до таяния льда и застрянут в Певеке до июня, когда начнут ходить паромы)
Зачем ехать: «Это уникальный маршрут, на котором все необычно, причем по ходу движения твои удивление и восхищение только возрастают, — не устает удивлятьс¬я и восхищаться путешественник Алексей Симакин. — Ты пересекаешь удивительно красивую реку Лена, едешь порядка 30 километров по замерзшей реке Алдан, и чем дальше, тем более инопланетным становится пейзаж вокруг. После Сасырского перевала вокруг только снег, и если вдруг где-то на горизонте появляется какое-нибудь деревце, оно воспринимается как чудо. Ты проезжаешь брошенные деревни, брошенную технику, и уже кажется, что нет больше нигде людей — только полчища зайцев, которые бегают среди ржавеющих тракторов и самосвалов. Не надо пугаться: я два раза ездил по этому маршруту и был приятно удивлен, что зимник чистят, готовят и там ходит техника. Если в 2006 году такая поездка была экстремальным испытанием на выживание, то теперь все куда менее рискованно».
Автомобиль: Обычные пикапы Volkswagen Amarok прошли этот путь без проблем, как и пикапы Mazda BT-50. Правда, лучше поставить колеса побольше, а диски — поменьше, чтобы потом снижать давление в шинах, увеличивая «пятно» контакта. И, конечно, нужен запас топлива: есть перегоны, которые нереально пройти на одном баке, тем более что можно попасть в пургу и сутки сидеть в машине, работающей на холостом ходу.
Советы: «Потребуется спутниковый телефон, потому что сотовая связь между населенными пунктами не работает», — предупреждает Сергей Уколов, участвовавший в организации пробега на Mazda BT-50. Настоятельно рекомендуем найти и скачать из интернета GPS-треки, чтобы можно было идти по приборам, потому что иногда в стек¬ло ничего не видно — одна белая пелена, в которой можно быстро потеряться.
6. Южный Урал
Маршрут: от Варны до Парижа
Продолжительность: 3–5 дней
Сезон: лето
Зачем ехать: Живописная и качественная асфальтовая трасса из Уфы в Магнитогорск, с которой можно съезжать в степь и на штурм бродов. Кроме того, у тебя будет возможность посетить Порт-Артур и осмотреть стоящую в центре Парижа Эйфелеву башню без необходимости менять рубли на непомерно дорогие нынче евро. Дело в том, что в этих местах жили оренбургские казаки, которые давали своим селам названия в честь мест, где им доводилось воевать. Обязательно нужно съездить в Аркаим — место силы неизвестной цивилизации, развивавшейся в этих местах 4000 лет назад, а в Магнитогорске — устроить заезд вокруг металлургического комбината. У нас получилось объехать его за 20 минут. Побьешь рекорд?
Автомобиль: Land Rover Evoque было более чем достаточно.
Советы: «Лучше брать с собой палатки — в них ночевать комфортнее, чем в тех гостиницах, что есть на маршруте, — советует Леонтьев. — И надо внимательно смотреть на знаки, чтобы случайно не заехать на территорию заповедника, — таблички с информацией, что дальше проезда нет, могут быть совсем незаметными, но это не значит, что природоохранная инспекция пожалеет тебя и не выпишет штраф».
7. Байкал
Маршрут: вокруг озера по льду (2-й вариант — вдоль Кругобайкальской железной дороги)
Продолжительность: 10–14 дней (2-й вариант — 1-2 дня)
Сезон: февраль – март
Зачем ехать: Зимой Байкал предложит тебе абсолютно все препятствия, которые возможны в ледовом походе, — от торосов и заносов до трещин, которые придется переезжать или даже перепрыгивать на машне. Прибавь к этому красоту ледяных пещер, удивительно прозрачный синий лед и такие экзотические развлечения, как ловля омуля с глубины в 300 метров — путешествие мечты, не иначе. Но не спеши расплываться в счастливой улыбке. Шеф-редактор сайта MHealth.ru Дмитрий Сироткин в первый же день такой экспедиции едва не провалился под лед на Toyota Land Cruiser 200 (задние колеса машины ушли в полынью), но из этой ловушки ее вовремя выдернула Toyota Hilux напарника по путешествию. Да и погода на Байкале далеко не всегда так безоблачна, как на этой фотографии. Снова слово Сироткину: «Когда поднялась пурга, видимость упала до 10 метров, а скорость машин до 3–5 км/ч, причем при остановках ветер начинал тащить громадный «крузак» по льду. Открывать дверь было просто опасно — ее могло сорвать с петель». И все же чаще Байкал радовал нас менее экстремальными условиями. Так, Антон Иванов за время путешествия по льду даже слегка загорел на зимнем солнце. (Или его лицо стало красным от волнения? Все-таки Антон разогнался до 200 км/ч.)
Автомобиль: Полноприводный автомобиль с высоким клиренсом. На любом другом ты не сможешь съезжать с подготовленных МЧС ледовых трасс на «дикий» лед.
Советы: «Байкал — это ключевая точка нашей страны, куда можно и нужно ехать в любое время года», — безапелляционно заявляет Андрей Леонтьев. На счету Андрея множество байкальских автомобильных мероприятий, а также рекордов скорости, установленных в рамках ежегодно проводимых (самим же Леонтьевым) «Дней скорости на льду Байкала». Например, он смог разогнать на замерзшей воде Porsche Panamera Turbo S до 295 км/ч. Но учти: зимой путешествовать по озеру самостоятельно нельзя. Обязательно обратись за помощью в Лигу ледовых капитанов. «Только они знают, где можно ездить вне трасс, и только они могут на глаз определять изменения в ледовой обстановке, которые на Байкале происходят каждые несколько часов». Пристегиваться нельзя — если машина пойдет под лед, тебе нужно будет максимально быстро ее покинуть. На этот же случай захвати увесистый камень — проще будет выбить стекло, чем открывать его.
8. Приэльбрусье
Маршрут: Минеральные воды – ущелье Адыр-су – Баксанское ущелье – Терскол – Былым – перевал Актопрак – Чегемское ущелье – Пятигорск – перевал Гум-баши – ущелье Кубани – Джилы-су – ущелье Худеса – плато Бечасын – ущелье Харбаз – Джилы-су – Долина нарзанов
Продолжительность: одна неделя
Сезон: апрель – ноябрь
Зачем ехать: Ущелья Центрального и Западного Кавказа доступны только пешим туристам или тем, кто вооружен мощными внедорожниками. Красота гор Кавказа не нуждается в дополнительной рекламе, а еще ты приобщишься к истории — частично повторишь путь экспедиции генерала Георгия Эммануэля, которая первой в 1829 году покорила Восточную вершину Эльбруса.
Автомобиль: Идеальный вариант — пикап, в который гарантированно влезет все необходимое в путешествии оборудование и который сам гарантированно вылезет из тех мест, где другие машины застрянут. Мы ехали на Ford Ranger.
Советы: Будь внимателен на дорогах в населенных пунктах: местные коровы могут неторопливо пересекать шоссе или просто лежать посреди улицы и греться в лучах солнца. Кстати, о солнышке: даже если на дворе лето, не забудь взять с собой зимние вещи. В горах всегда лежит снег.
9. Ингушетия
Маршрут: Магас – Таргим – Эгикал – Эрзи – Ольгети
Продолжительность: 3 дня
Сезон: лето
Зачем ехать: Нехоженые и неезженые горные тропы и броды приведут твою машину в удивительные горные ущелья, а грунтовые дороги — прямиком в Средневековье. На узкой полосе в 25 километров стоят около пяти сотен родовых башен X–XVII веков. Каменные строения смотрятся как сказочные замки, хотя это замки и есть, ведь большинство из них построены для обороны. Зимой недалеко отсюда работает небольшой горнолыжный курорт Армхи, летом там велопарк, а также проходит фестиваль бейсджампинга. Пугает само слово «Кавказ»? «Сегодня в Ингушетии безопасно, местные очень гостеприимны, а буквально на каждом углу — посты полиции», — успокаивает Леонтьев.
Автомобиль: Внедорожник (в нашем случае Land Rover) будет правильным выбором, если ты хочешь передвигаться не только по дорогам.
Советы: «Самое удивительное, что у каждой родовой башни до сих пор есть хозяева — потомки тех, кто ее строил. Надо обязательно пообщаться с местными, чтобы самому почувствовать эту связь времен. Это поразительно!»
10. Ханты-Мансийск
Маршрут: из Сургута в Ханты-Мансийск
Продолжительность: 3–5 дней
Сезон: зима, которая тут продолжается с октября по апрель
Зачем ехать: Посетишь стойбище хантов в Аганском районе Югры, горнолыжный курорт «Хвойный урман», центр зимних видов спорта имени А.В. Филипенко, где проходят этапы Кубка мира по биатлону, и сфотографируешься с памятником мамонтам — в общем, найдешь развлечения на любой вкус. Дорога из Сургута в Ханты-Мансийск даст фору многим подмосковным трассам. Правда, иногда бывает и по одной полосе в каждую сторону — аккуратнее с обгонами, тут невнятная разметка и знаки, а также час¬то встречаются блюстители порядка.
Советы: Как и везде в снежных краях, надо очень внимательно относиться к обочине — крепкий снежный наст может оказаться обманчивым. Помимо снега важно помнить про короткий световой день — севера не любят лежебок, так что в путь отправляться лучше пораньше, чтобы преодолеть основную дистанцию засветло. Кстати, чтобы спокойно стартовать утром, лучше заранее убедись в том, что твой автомобиль умеет это делать при глубоко минусовых температурах.