Путешествие вокруг байкала на авто
Ремейк по-русски. Вокруг Байкала за 25 дней. 5850 — 5940 км.
Теперь километры будут отщёлкиваться не быстро. Здесь начинается самая тяжёлая часть нашего маршрута. Направо уходит поворот на Кумору. Слева проплывает живописное озеро Иркана. На нём – мы знаем это по отчётам – есть радоновые источники и место для ночёвки, но тихвинский экипаж упрямо едет вперёд.
Дорога ухудшается. Она вползает в лес, взрезается колеями и промоинами, потом превращается в каменный триал. Пока ещё не очень сложный, но заставляющий думать и активно крутить баранкой. Я замечал, что за год езды по асфальту отвыкаю от бездорожья. Это как навык езды на велосипеде или горных лыжах. Необходимо некоторое время, чтобы тело вспомнило: куда нажать, с какой силой, где крутануть, а где отпустить.
Однако темнеет. Неплохо бы встать на ночёвку. Как раз в этот момент мы выкатываемся на небольшую полянку на берегу неширокой, но бурной реки Срамная. Чёрт побери! Интересно узнать, откуда произошло это название!
Здесь нас ждало большое разочарование. Полянка, издалека казавшаяся очень уютной, при ближайшем рассмотрении оказалась сплошной помойкой: бутылки битые, бутылки не битые, череп неизвестного происхождения, банки консервные, части машин искореженные, бумага и там же, извините, говно. Я не знаю, кто автор этого свинства: охотники ли, рыбаки, джиперы, местные или приезжие. Но мне абсолютно непонятно, как можно так обращаться с окружающей средой. Ну ладно, плевать тебе на природу, но ты же там сидишь, ешь, выпиваешь. У меня в машине под ногами вечно горы окурков, грязных салфеток и пустых пачек сигарет – будет урна, выкину. Вообще, надо сказать, что в путешествиях по России я часто недоумеваю: почему у русского человека нет стремления улучшить свой быт, развить свой бизнес, выйти на какую-то новую ступень в качестве предоставляемых и потребляемых услуг? Поистине, загадка.
Между тем, не горя желанием ночевать в помойке, Олег – штурман тихвинского экипажа — отправился вперёд на разведку. Перешёл по брёвнышку Срамную и исчез в тайге. Увиденное за рекой его ошеломило. Он вернулся с вопросом: «А все уверены, что хотят ехать вперед?». Уверены, уверены! Видели в отчётах. За тем сюда и ехали. Но врубаться в это в сумерки не будем. Ночуем здесь.
Мой совет тем, кто будет заходить на зимник с севера: ночуйте на Иркане.
С выходом на зимник, мы начали бояться зверья. Как нас ни уверяли, что мишка сейчас сытый, не очень нас это успокаивало. Спать наш экипаж решил вчетвером в одной палатке, хотя раньше спали в двух. Я — с одного краю в обнимку с топором, Лёшка — с другого в обнимку с ружьём. Шутили: «У меня с собой хлыст. А у меня револьвер!» Смеялись, что это наши плюшевые игрушки. И вообще, поняли, что прав был Ульянов-Ленин, когда говорил, что не надо бояться человека с ружьём.
Кстати, егеря на кордоне при выходе из заповедника нам сказали, что брусники в этом году мало, и мишка ходит голодный. Ну, за что купил, за то продаю.
С этого момента будет очень мало слов и много фотографий. Какой смысл долго описывать порванные колёса, погнутые диски, выкорчёвыванье валунов ломами, размотку лебёдок?
Мы двигались медленно. Если быть точным, мы двигались очень медленно. Что говорить, если в первый ходовой день на зимнике мы преодолели два километра.
Сказывалась перегруженность машин, длинная база пикапов, плохой пониженный ряд обеих машин и большой жилой модуль в кузове тихвинцев, который очень сильно повлиял на развесовку машины. Однако, малая скорость передвижения, постоянные остановки, давали возможность наслаждаться видами и фотографировать.
Я бы не хотел пролететь этот участок быстро и по темноте, как делают некоторые. Нет, его надо пережить, впитать в себя, осознать редкое для горожанина ощущение полной оторванности от мира и полного единения с природой.
Ремейк по-русски. Вокруг Байкала за 25 дней. 0 — 4900 км.
Пунктир дороги. Штрих, пробел, штрих. Штрих – Кострома. Пробел – почти шестьсот километров пустоты между Костромой и Кировом. Редко в разрыве тайги покажется что-то – то гигантский остов заброшенного завода, то мелькнёт Вятка. Штрих – уже Киров. За ним – утомительный пробел дороги до Перми. Дорога петляет по лесам, встречается с деревнями, огибает живописный пруд в посёлке Белая Холуница, пробегает вдоль пугающих стен колонии в Омутнинске, расширяется и спрямляется на подъезде к Перми.
Мы едем на Байкал. Вернее, основная цель нашего путешествия не сам Байкал, а путь вокруг него. Часть этого кольца – знаменитый в кругах любителей бездорожья «110-й зимник». Историей зимника начинается каждый отчёт.
Зимой 1974-1975 годов Байкал подвёл строителей БАМа. Он не замёрз. Для доставки стройматериалов «с материка» дорожники и примкнувшие к ним энтузиасты-комсомольцы построили временную дорогу, по которой в день ехало до восьмидесяти грузовиков. БАМ быстро ушёл дальше. Дорога стала не нужна. Мосты смыло. Осыпи и половодье накидали на неё валунов. Болота всосали её в себя. Она превратилась в направление.
Мы едем вчетвером. Наш форд везет меня, мою жену Женю, сына Глеба и друга Лёху. Где-то в сутках позади нас едет второй экипаж – ребята из Тихвина. Я познакомлю вас с ними. Вадим – пилот. Олег – штурман. Жена Вадима Юля и их подруга Наташа. Мы ездили с ними годом раньше на Укок – высокогорное плато на Алтае.
Штрихи мелькают быстро: Екатеринбург, Тюмень, Ишим, Омск. Пробелы знакомы и по большей части унылы. Мы слушаем рассказ о жизни, случайно встреченного посетителя придорожного кафе: «Моя жена упрекает меня, говорит, что сюда – в Сибирь — людей ссылали, а я её жить привёз».
Мы видим вульгарных проституток и приблатнённых сутенёров. Мы слушаем разговоры дальнобойщиков в пятнадцатом канале. Даже их мат перестал уже резать нам слух — привыкли. Мы видим, как по обочине бежит кто-то. Крупнее собаки. Медведь? Нет, не медведь. Человек без ног бежит. На своих культях. А потом в канале дальнобоев разговоры слушаем: кто-то подобрал несчастного, нашёл фуру, идущую в Новосибирск, водитель которой согласился подбросить бедолагу. Этот инвалид от бандитов убегал, которые его попрошайничать заставляли.
После Новосибирска и штрихи и пробелы уже не унылы. Кемерово, с его остроумной надписью: «Кузбасс» на крутом берегу реки, отсылающей к Голливуду. За Кемерово мы встречаемся со своими новосибирскими друзьями, которые возвращаются с Байкала.
А потом — уютный и камерный Мариинск, с его великолепным ликёроводочным заводом. Ачинск – чудовищный промышленный цех компании одного из российских олигархов. И вот – Красноярск. Этот город не станет просто штрихом. Ещё в детстве от отца, часто ездившего в Сибирь на «шабашки», я много раз слышал это название. Здесь мы задержимся. «Столбы». «Столбизм». Слышали эти слова?
«Столбы» — заповедник в Красноярском крае. Столбы – скалы разнообразных причудливых форм. Столбизм – не только скалолазание, это — образ жизни, это субкультура, это — таблички с именами погибших смельчаков, это — целый культ.
Наше знакомство с ними мимолётно. Лишь несколько часов мы можем уделить блужданию меж знаменитых скал. Тихвинский экипаж нагнал нас и ждёт на берегу Енисея. Енисей. Сколько слышал я о нём! Как он был далёк и недоступен. Сейчас я сижу у костра на его берегу, а утром буду умываться его водами.
Тихвинцы уходят вперёд – у нас разный режим движения и разные интересы.
Канск, Тайшет, Нижнеудинск. И вот он, Тулун. Тулун – начало нашего кольца. Здесь мы уйдём на север. К Ангаре. К Лене. К БАМу. Здесь, если всё пойдёт хорошо, мы недели через две замкнём сложнейшую часть нашего маршрута.
А между тем, мы уже в Братске и ночуем на Ангаре с видом на Братскую ГЭС. Я не прихожу обычно в восторг от промышленных сооружений, но даже меня впечатляют масштабы плотины. Три слова, наверное, могут описать её: колоссально, величественно, мощно. Ну, и конечно, тот факт, что стоит она на великой сибирской реке Ангара, удваивает впечатления.
Поездка на Байкал на авто: стоимость и полезные советы
Озеро Байкал — уникальный природный водоём, который с недавних пор стал популярным туристическим направлением. Сюда приезжают самым разным транспортом — поездами, автобусами, автомобилями. Отправившись на Байкал на собственной машине, вы сможете увидеть столько интересных мест, на сколько у вас хватит времени и бензина.
Преимущества автотуризма
Поездка на собственном автомобиле даёт туристам множество преимуществ. Если у вас есть надёжная машина, а вы уверенно чувствуете себя за рулём, отправляйтесь в путешествие своим ходом.
Дорога в сторону Еланцов
Как доехать на машине до Байкала?
Решив ехать на авто, выберите маршрут. Составляя его, одни автомобилисты предпочитают дороги с лучшим покрытием, кратчайший или более интересный путь (с заездом в различные населённые пункты).
Везде заранее выбирайте место и способ ночёвки. Можно делать привалы, снять номер в отеле или целый домик на турбазе, а уже оттуда совершать «вылазки» — пешие, конные или лодочные, в места, куда не сможет проехать машина.
Из Москвы
Между столицей и Байкалом — более 5 тысяч километров. Едут к озеру по трассам М-7 «Волга» и М-53 (P-255) «Сибирь». Пока машина доедет от Москвы до Байкала, она сменит 5 часовых поясов.
Поехав по трассе М-7, вы будете ехать к Байкалу через Нижний Новгород, Иркутск. Если же отправиться по М-53, путь пройдёт через Киров, Екатеринбург, Тюмень. Далее маршрут совпадает с первым вариантом.
Из Санкт-Петербурга
К Байкалу можно ехать по маршруту А114: Тихвин, Киров, Иркутск. Расстояние — 5 800 км. Второй маршрут проходит через Москву (М-10), а далее любой из двух вариантов, приведённых выше.
Из других населённых пунктов
Из Екатеринбурга до Байкала — 3 500 км. Едут по федеральной трассе Р-351 — Тюмень, по трассе Р-402 через Ишим и Омск. Р-254 и Р-255 — через Кемерово и Красноярск.
От Новосибирска до Иркутска — 1 850 км. Едут по трассе Р-255 через Кемерово. От Красноярска до Иркутска — 1 100 км. Едут по трассе М53 (Р-255). Автомобилисты говорят, что дорога тут отличная, но кое-где ведутся ремонтные работы.
Когда лучше ехать?
На Байкале красиво всегда. Ехать сюда можно в любое время. Одним больше нравится тёплое время года, других влечёт толстый байкальский лёд.
Когда едут на Байкал:
Оптимальное время отдыха на Байкале — 6-7 дней. Как показывает практика, этого времени вполне достаточно, чтобы, не спеша, побывать во всех интересных местах.
Озеро в стороне Утулика
Отправные пункты для путешествия
Если от вашего населённого пункта до Байкала несколько тысяч километров, на дорогу уходит много сил и времени. Тем, у кого отпуск ограничен, лучше доехать/долететь до одного из ближайших к Байкалу городов, и уже оттуда начинать движение на авто, взятом в аренду.
Подходящие «отправные точки»:
На всём побережье полным-полно заповедных зон. Все они открыты для пеших туристов.
Учитывая масштабы Байкала, увидеть за один раз все достопримечательности уникального озера невозможно. Заранее составьте оптимальный маршрут, который пройдёт через наиболее интересные для вас места.
Аренда авто
В Иркутске и других городах, которые могут послужить для вас отправными точками для автомобильного путешествия, сдают в аренду машины последних лет выпуска. Обычно каждое авто застраховано.
Особенности аренды автомобиля:
Серпантин в Култуке
Что взять с собой?
Если впереди несколько тысяч километров, автомобиль должен быть максимально подготовлен к дальней поездке. Съездите на СТО заранее — пусть мастера тщательно проверят состояние машины и проведут соответствующее техническое обслуживание.
В пути могут понадобиться разные вещи. Начинайте собираться за несколько дней до поездки. А ещё лучше — составьте список, чтобы ничего не забыть.
У вас должен быть стандартный набор автопутешественника:
В тёплое время года на Байкале много клещей. Особенно в мае-июне. Обязательно имейте при себя аэрозоли для отпугивания паразитов. Если вас всё-таки укусит клещ, извлеките его целиком и поскорее обратитесь к врачу.
Отправляясь в почти дикие места, не особенно рассчитывайте на банкоматы. Они имеются только в крупных населённых пунктах, а оплата картами здесь – редкость. Берите побольше наличности.
Захватите бумажные карты автодорог, так как в удалении от городов часто нет связи, да и информация GPS-навигатора не всегда правдива.
Побережье озера со стороны Сармы
Куда и на чём ехать?
Многие автотуристы, впервые приехавшие в Иркутск, оказываются на распутье — куда ехать дальше, ведь Байкал большой и вокруг него много курортных поселений. Дороги тут хорошие, с чёткой разметкой, и куда ни поедешь, повсюду ровное покрытие и живописные виды.
Все главные направления имеют хорошее асфальтовое покрытие. Если съехать с трассы и поехать в деревню, придётся снизить скорость и быть максимально внимательным — здесь дороги хуже, есть выбоины и ямы величиной с автомобильный скат.
Если вы добрались до отправной точки и хотите арендовать автомобиль, учитывайте свои дальнейшие планы:
СТО и заправки
Путешествуя по Сибири и в районе Байкала, вы сможете убедиться в комфортности автомобильного туризма. В каждом населённом пункте есть СТО, в котором вашему авто заменят масло, устранят поломку и т. д.
Если ехать по трассе, проблем с топливом у вас не будет — буквально на каждом шагу здесь имеются заправки. Но только вы отъезжаете от трассы, частота заправочных станций критически снижается — заранее рассчитывайте количество топлива, чтобы не остановиться из-за пустого бензобака.
Осторожно — животные
И на оживлённых трассах, и на деревенских дорогах будьте готовы к встрече с животными. Здесь много коров и лошадей, которые пересекают не только спокойные пути в деревнях, но и выходят на трассы, по которым едут автомобили со скоростью 100 км/ч и более.
Местные автомобилисты сразу сбрасывают скорость, как только завидят вдалеке стадо. Даже если животные находятся в стороне от проезжей части, всё равно притормозите. Всегда может найтись несколько особей, которые отколются от стада и выйдут на дорогу.
Заповедники
Практически половина всего байкальского побережья — это заповедники. На территории заповедных земель на автомобиле перемещаться запрещено. Автомобилистам приходится объезжать их стороной.
Также на Байкале есть много государственных заказников — Кабанский, Степнодворецкий, Энхэлукский, Фролихинский и другие.
Трасса на МРС в сторону Еланцов
В каком направлении двигаться?
Некоторые автомобилисты мечтают объехать всё озеро по периметру. Однако сделать это невозможно. Вокруг Байкала нет единого транспортного пути, по которому можно было бы проехать на автомобиле. Приходится выбирать маршрут из тех, что есть.
На север
Северное побережье мало годится для путешествий на машине. Тут много лесов, рек и ручьёв, рельеф — скалистый. Лучше всего ехать по дороге Северобайкальск—Нижнеангарск. Здесь особенно красивые виды, горячие источники, бухта Аяя, много горных рек и озёр.
На юг
Южное направление — самое популярное у автотуристов. Трасса Р-258 «Байкал» — от Иркутска до Улан-Удэ — идёт по южному побережью озера.
Что можно посмотреть, поехав в южном направлении:
На восток
Исследовать восточное побережье озера можно по Баргузинскому тракту (Р438). Магистраль приближается к воде только на отрезке Максимиха-Гремячинск, остальной путь лежит на удалении от озера. Неподалёку от трассы находится национальный Забайкальский парк. Въезд в него платный.
Что можно посмотреть в Забайкальском парке:
На запад
Это настоящая Мекка для поклонников эзотерики, медиумов, шаманов и т. п. Байкал считают сердцем Сибири, а Ольхон — это сердце самого Байкала.
Ежегодно здесь, несмотря на удалённость, отдыхает около полумиллиона человек. От Иркутска до Ольхона примерно 300 км, путь проходит через Баяндай. На остров из Сахюрты регулярно ходит паром.
Что интересного на Ольхоне:
Восточная часть Ольхона скалистая. На автомобиле вы сможете проехать только вдоль Малого Моря.
Побережье Малого моря
Куда ещё поехать?
Чтобы решить, к какому побережью ехать, определитесь, что именно вы хотите посмотреть. Байкал прекрасен со всех сторон, но есть достопримечательности, ради которых люди едут сюда за тысячи километров.
Больше половины водных животных Байкала — это эндемики. Больше нигде в мире они не встречаются. Всего таких видов здесь около 1 000.
Куда стоит съездить на Байкале:
Видео обзор поездки на Байкал и советы:
Чем ещё заняться?
Байкал — это не только уникальный природный водоём и первозданная природа, но и возможность получить позитивные эмоции и порцию адреналина. Для туристов здесь организовывается множество интересных занятий, и каждый отдыхающий может выбрать развлечение на свой вкус.
Чем заняться и как развлечься в холодное время года:
Чем заняться в тёплое время года:
Универсальные занятия для любого времени года:
Сколько стоит съездить на Байкал?
Чтобы рассчитать стоимость поездки от одного пункта до другого, воспользуйтесь специальными сайтами. Введите названия исходного и конечного пункта и получите ответ. Подобный расчёт можно сделать, например, на сайте https://www.rudorjgi.ru
Попробуем рассчитать примерную стоимость поездки для маршрута Москва-Иркутск.
Имеются исходные данные:
Округлив результат, получим 23 000 руб. И это только в одну сторону. Туда и обратно понадобится 46 000 руб. Плюс бензин на поездки по Байкалу. Прибавим ещё примерно 10 000 руб. Итого — 56 000 руб. на бензин.
Стоимость ж/д билета от Москвы до Иркутска — 4 500 руб. В обе стороны — 9 000 руб. Плюс затраты на поездки по месту. По деньгам выгодно ехать на авто, если вы берёте с собой несколько человек.
Человек, отправляясь на отдых поездом или самолётом, со всеми текущими расходами тратит за неделю около 40 000 руб. — это эконом-вариант. Более красивый отдых обходится примерно в 130 000 руб.
Если вычесть стоимость билетов, человеку на автомобиле для недельного отдыха понадобится:
Советы туристов о путешествии на Байкал на автомобиле
Путешествие на Байкал автомобилем требует от водителя внимания и соблюдения правил безопасности. Чтобы не попасть в безвыходную или неприятную ситуацию, придерживайтесь стандартных правил поведения в пути и на отдыхе, а также прислушайтесь к советам автотуристов, побывавших на Байкале неоднократно.
Советы автотуристам на Байкале:
Путешествие на Байкал на своём автомобиле — трудный и долгий путь длиной в несколько дней. Такая задача по плечу только опытным и уверенным в себе автомобилистам.
Если вы готовы к дальнему путешествию на автомобиле, вы сможете вблизи увидеть все интересующие вас достопримечательности, сами выберите маршрут и сформируете график поездок. Ваш отдых будет более насыщенным и продуктивным.
Как спланировать поездку дешевле?
ВОКРУГ БАЙКАЛА 2014 отчёт о поездке (ч.1)
Вокруг Байкала Nissan Safari Y60
Наконец-то нашлось немного времени, написать хоть что-нибудь, отдаленно напоминающее отчет о Байкальской поездке.
Время в пути, расход, затраты.
Вся поездка заняла чуть больше 3-х недель. Пройдено 14 700 километров, движок за это время прокачал практически две тонны дизеля. Средний расход составил 13 литров на сотню, с учётом того что по трассе шли не ниже 100км/ч, +багажник на крыше, злая резина и в течении 5 дней прохождения участка «Улюнхан-Новый Уоян» в дневное время Сафаря не глушили, то получается вполне приличный расход.
Затраты на топливо 65 000 рублей, средняя цена дизеля на протяжении маршрута 32 рубля, на участке «Баргузин-Братск» вырастает до 37 рублей.
Общий бюджет экспедиции, включая кафешки, душ, сувенирчики и т.д, но исключая подготовку машины, составил 130 000 рублей. В гостиницах не останавливались, ночевали или в машине или в палатках, для чего в Сафаре был изготовлен спальник, а экспедиционный багажник расширен для установки двухместной палатки.
Дороги…
Дороги в нашей стране оказались лучше, чем я о них думал, было конечно пару нехороших участков. Например между Северобайкальском и Тулуном тракт оставляет желать лучшего, жёсткая гравийка во время езды по которой все болтики и гаечки в машине стремятся расстаться друг с другом.
Итак начнём.
Как это обычно бывает, за год до поездки во время разговоров за столом в состав команды набивается чуть ли ни 5 машин и места в них катастрофически не хватает. По мере приближения даты выезда энтузиазм у народа заметно подает, что они только не делают, только бы не стать участником автопробега, люди ломают руки, женятся, делают новых людей и т.д.
Так получилось и в этот раз, в «Экспедицию Вокруг Байкала» из всех заявленных участников сильным духом оказался только брат из Белоруссии, но так как «матч состоится в любую погоду» было принято решение ехать вдвоем одной машиной. В дальнейшем концепция была пересмотрена, и на борт были взяты две стюардессы…
Место сбора участников пробега в Воронеже, так как там последние месяцы проходила подготовка Сафаря. День намеченный для отъезда «совпал» с днём доставки из Владивостока контрактного заднего моста (1,5месяца его мотало по ж/д), мы не долго думая вкатили его, решив что обкатаем уже в дороге.
Вообще подготовка машины к выезду – бесконечное занятие. Выезд из Воронежа состоялся ночью с 27 на 28 июня.
Ольхон.
До Иркутска домчали за 5 суток, ехали с нормальными остановками на перекус и отдых.
Закупились провизией и вечером 2 июля уже ставили палатки на Ольхоне.