Путешествия по зимнику на автомобиле
Как прокатиться по зимникам и северам, и не погибнуть. Даю советы, чтобы выжить
Север — это безумно красиво и безумно опасно! В некоторые места нашей страны можно добраться только зимой и по зимникам — сезонным дорогам в условиях холодного климата. Как говорится, север ошибок не прощает, поэтому в этом посте я расскажу вам, как лучше подготовиться к такому путешествию и вернуться из него живым и невредимым.
1. Автомобиль должен быть полностью исправен
Перед любым путешествием, а особенно таким ответственным, нужно обязательно проверить все важные элементы автомобиля и заменить, если есть подозрение, что что может сломаться.
2. Утепление автомобиля
Машины на северах серьезно утепляют, об этом я рассказывал в отдельном посте в блоге. Минимально, что можно и нужно сделать — это укрыть двигатель термоодеялом и закрыть решетку радиатора от встречного холодного ветра.
3. Запас еды и воды
Зачастую на северах и зимниках либо вообще нет пунктов питания, либо между ними очень большие расстояния, поэтому лучше взять с собой определенный запас еды хотя бы на несколько дней. Особенно на случай, если вдруг произойдет какое-то ЧП.
На северах и зимниках с топливом может быть беда — тысячи километров без заправок. Поэтому перед выездом обязательно уточните, где и какое топливо можно купить, при первой же возможности заправляйтесь на каждой заправке, чтобы иметь максимальный запас топлива всегда.
На северных машинах очень часто ставят дополнительные баки.
Но этот вопрос можно временно решить несколькими канистрами.
Обязательно с собой возьмите комплект теплых вещей и хорошей обуви. В случае поломки автомобиля, ремонта или необходимости дойти до ближайшей точки, где есть люди, это может спасти жизнь. Да даже если двигатель заглохнет и машина начнет замерзать — это может быть единственным шансом дождаться помощь.
С большой вероятностью связи в этих местах не будет, только спутниковая. Если спутник взять возможности нет, то перед выездом на зимник или трассу без связи предупредите близких, где вы, куда едете и когда ориентировочно должна появиться связь, чтобы вы снова отзвонились. В случае, если вы на связь не выйдете, близкие должны будут вызвать помощь.
С собой обязательно взять минимальный набор инструментов, чтобы починить автомобиль или вызволить его из беды — лопаты, троса.
8. Изучение местности
Перед выездом обязательно изучите карту местности — как ехать, что есть поблизости и куда идти в случае поломки авто. Такие кары обычно есть на пикетах
или на въездах на опасные трассы.
Надеюсь, что эти советы помогут вам грамотно подготовиться к непростому путешествию. Если есть что-то важное, что упустил, пишите в комментариях.
О моих актуальных поездках и путешествиях можно узнать из инстаграма
Комментарии 115
о чем был пост — не вьехал… банальные вещи повторены просто! надеюсь что хоть китайцы из хавала денег на топливо дали…sobesednik.ru/avto/201912…li-kitajskij-vnedorozhnik
Не удивительно, москвичам сложно в такие вещи северные въехать. Вы запаску с домкратом даже не берете в машину
Вот не надо. Не все)) В радиусе 500км от Москвы трос не допросишься. Когда в командировку езжу на дальний восток, то охреневаю от водителей которые везут меня от аэропорта на объект. Вылезти на встречку для обгона, где нельзя это делать нормальное дело.
По якутским новостям
Вас сегодня по телику показывали
в целом вывод такой: занятие это туповатое, делать там нечего, лучше сидеть зимой дома или кататься на лыжах, а всякая шляпа типо поездки по зимникам, это чисто 1 из 100000 этой ерундой занимается.
Не читая даю совет. Не.уй туда ехать.
Родился и вырос в ЯНАО. Приходилось при температуре ниже — 45° выезжать за пределы города на трассу или зимники. В принципе вы всё правильно описали. Обязательные пункты:
Исправный авто
Запас горючего
Тёплые вещи
Запас еды и воды
Без детей и женщин
То что нужно для разжигания костра и заготовки дров
Отсутствие паники
Люди в панике сначала начинают жечь вещи, потом колёса, а потом и сам автомобиль. В итоге все замерзают.
Опаснее всего дизельные авто, т.к. саляра часто просто замерзает. Ну и конечно же подвержена замерзанию любая гидравлика.
Не рискуйте жизнью и здоровьем без необходимости✌️
ещё хочется добавить 100 +++ но система не позволяет
Родился и вырос в ЯНАО. Приходилось при температуре ниже — 45° выезжать за пределы города на трассу или зимники. В принципе вы всё правильно описали. Обязательные пункты:
Исправный авто
Запас горючего
Тёплые вещи
Запас еды и воды
Без детей и женщин
То что нужно для разжигания костра и заготовки дров
Отсутствие паники
Люди в панике сначала начинают жечь вещи, потом колёса, а потом и сам автомобиль. В итоге все замерзают.
Опаснее всего дизельные авто, т.к. саляра часто просто замерзает. Ну и конечно же подвержена замерзанию любая гидравлика.
Не рискуйте жизнью и здоровьем без необходимости✌️
Родился и вырос в ЯНАО. Приходилось при температуре ниже — 45° выезжать за пределы города на трассу или зимники. В принципе вы всё правильно описали. Обязательные пункты:
Исправный авто
Запас горючего
Тёплые вещи
Запас еды и воды
Без детей и женщин
То что нужно для разжигания костра и заготовки дров
Отсутствие паники
Люди в панике сначала начинают жечь вещи, потом колёса, а потом и сам автомобиль. В итоге все замерзают.
Опаснее всего дизельные авто, т.к. саляра часто просто замерзает. Ну и конечно же подвержена замерзанию любая гидравлика.
Не рискуйте жизнью и здоровьем без необходимости✌️
По зимникам на Запорожце часть 1.
Сидим мы как-то в начале июля в березняке под перевалом Дятлова. Ветер, мокрый снег лепит в лицо, грязные, мокрые, еда на исходе. Напротив, сильно завалившись на бок посреди глиняной лужи, стоит заглохший Запорожец — бензин кончился, аккумулятор сел, лебёдка через раз работает. И вот сижу я, смотрю на него и понимаю, на чем я поеду на север этой зимой…
Подробный рассказ о поездке на Запорожце к перевалу Дятлова здесь.
С Димой Куликом разговор получился короткий:
— Ну чего, Диман, зимой на Запорожце поедем по зимникам на север?
— Конечно! А когда лучше по времени?
— Надо на крещенские, чтобы дубак покрепче был.
В Тюмени познакомились с любителем и знатоком Запорожцев – Александром Сосниным, который нам очень помог в поиске запчастей и ремонте машины. Готовиться начали заблаговременно, с мыслями, что обкатаем недельку перед дальней дорогой, и чтобы в последний момент ничего не вылезло. Ну-ну.
Неумолимо подходил день старта, а мотор периодически то устанавливался на машину, то опять вынимался. Зачем? Вы забывали когда-нибудь гайку в цилиндре после переборки двигателя? А два раза подряд? Когда в третий раз мотор был заведён и не застучал, то все были очень удивлены этим событием.
И вот 8 января, день старта. Прощаемся с друзьями и близкими, фотографируемся. Ключ на старт. Не заводится. Начинаем искать причину, крутить стартером, снова искать причину. В итоге высаживаем аккумулятор. Та-ак, понятно, на сегодня подвиг закончен, надо загонять в гараж.
Наступает 9 января, день второго старта. Прощаемся с друзьями и близкими, фотографируемся. Даже завести получилось. Плохонько, но завелся. Машем всем руками, включаем передачу… включаем передачу…
— Ты кулису регулировал?
— Ну да… Вроде… Ща!
И вот уже кто-то лезет под машину с ключами. В этот момент машина глохнет и все попытки её завести сходят на нет. Ага, понятно, на сегодня тоже с подвигами покончено.
Запорожец дотерпел до объездной. Начал троить, чихать и глохнуть. Ну вот уж фига тебе, наш красный друг – теперь мы будем чинить тебя только на улице.
В итоге 70 км от Тюмени до Нижней Тавды мы ехали 4 часа. Запорожец упирался как только мог – троил, глох, дергался, заставил нас поменять ремень генератора, трамблёр, свечи, топливный фильтр, и плюс ко всему постоянно слетали высоковольтные провода. Но все-таки мы его каждый раз побеждали и заставляли ехать дальше на север.
А потом Запорожец всё таки смирился, и за ночь мы прошли зимник до города Урай и к утру доехали до Югорска, где смогли купить запасной ремень генератора и топливных фильтров, потому что явно сильно ржавый бак очень быстро их забивал.
Из Югорска наш путь лежал в поселок Агириш. Очень красивая, укатанная снегом дорога, которая преподнесла нам очередной сюрприз. Мы как раз ехали и весело обсуждали тот момент, что как здорово получилось облапошить Запорожца, внезапно стартанув из гаража. Но наши размышления прервались грохотом, мгновенной потерей скорости и креном на левый борт. У нас отвалилось колесо. Да еще так эффектно, что его пришлось вдвоём с приличным усилием выдергивать из арки.
Оказалось, что гайки крепко притянуты к ступице. А в диске зияют четыре здоровых дырки, в тех самых местах, где должны быть отверстия «на 10». Старый металл и выработка дали о себе знать. Сразу пошли проверять по кругу остальные колеса – выглядят не очень, но люфтов пока нет.
Быстро поставив запаску и тронувшись, мы уже знали, чем будем заниматься в ближайшем населенном пункте. Приехав в Агириш, мы начали опрос местного населения на наличие в прошлом в этом поселке продукции Запорожского автозавода. И результат не заставил ждать – парень даже вызвался нас проводить до дома, где он видел во дворе вросший в землю Запорожец. Достучавшись до хозяина, мы уже через несколько минут энергично чистили от снега хозяину двор в направлении того места, где, по слухам, где-то там внизу, есть то, что мы ищем. Вскоре лопата и вправду издала характерный «дзиньк», и мы с криками: «Ди-иск!» вытащили что-то круглое и ржавое с остатками покрышки, на которой отчетливо виднелась надпись MadeinUSSR. Оно!
А потом, по совету этого же хозяина диска, поехали в магазин автозапчастей и набрали жигулевких шпилек с гайками. Правда, при перепрессовке родных шпилек выяснилось, что для этого лучше обычные болты с небольшой доработкой болгаркой.
И вот мы уже мчимся по 170-километровому зимнику в сторону поселка Хулимсунт, а оттуда по газотрассе держим путь в сторону Приполярного, перед которым вправо уходит очень узкий и сильно извилистый 155-километровый зимник до Саранпауля. Пожалуй, самый красивый отрезок нашего пути. Прямо такой таёжный серпантин, где каждый второй поворот глухой, а сосны и кедры с большими снежными шапками на ветвях смыкаются над головой.
Зимник. Что это и как по нему ездить.
Статья была написана по заказу издания «Тюменские дороги», поэтому многое в ней привязано к ЯНАО.
Для многих регионов России зимние дороги или зимники являются единственным средством сообщения с удаленными населенными пунктами. Связанно это с тем, что тундра и заболоченное редколесье российского Севера в теплый сезон является не преодолимым препятствием для колесной техники.
Обычно зимники начинают функционировать в январе и движение на них продолжается вплоть до мая, пока почва окончательно не отмерзает. Так происходит и в Ямало-Ненецком Автономном Округе, с небольшой поправкой. В апреле начинаются сильные бураны и дорожные работы на зимниках прекращаются. В связи с этим уже в апреле движение по зимникам запрещено.
Часть зимников ведомственные, и имеют ограничение на передвижение частного транспорта. На многих из них установлены шлагбаумы и контрольно-пропускные пункты. Поскольку строятся и обслуживаются такие дороги силами частных компаний (обычно нефтяными или газовыми) то хозяева имеют полное право ограничивать движение на них. Но частная техника все же ездит по этим дорогам, правда далеко не каждый автомобиль способен передвигаться по снежным магистралям, это под силу только внедорожникам. Дело в том, что как бы хорошо не следили за состоянием зимника, после каждого снегопада хорошо утрамбованная дорога превращается в участок спортивного бездорожья. Поверхность зимника обычно находится чуть ниже уровня окружающего снежного покрова, поэтому в сильный ветер дорогу быстро переметает делая ее совершенно неотличимой от окружающих снежных полей. После ветров и каждого снегопада на зимники выходит большое количество дорожной техники, в основном это трактора К-700 (Кировец), они тащат за собой специальные волокуши, которые в зависимости от формы расчищают либо трамбуют снег.
Для удобства работы техники, а также для транспорта передвигающегося по не расчищенному зимнику дорога маркируется специальными вешками снабженными светоотражающими лентами. Благодаря им даже заметенная дорога легко читается и полноприводная техника может передвигаться без угрозы сбиться с пути. Даже в условиях низовой пурги.
Длина зимних дорог варьируется от десятков до сотен километров. На протяженных зимниках через каждые пятьдесят-сто километров сооружаются базы дорожной техники из которых машины ежедневно выходят на работы по поддержанию зимника. Нередко на таких базах устраиваются пункты отдыха водителей, состоящие из нескольких теплушек. Там можно переночевать, поесть и произвести легкий текущий ремонт. Также на этих базах имеется радиосвязь и водители автомобилей передвигающихся по зимнику отмечаются в специальных журналах учета движения транспорта, также аналогичные журналы в обязательном порядке имеются на пропускных пунктах расположенных на въездах-выездах зимников. Северный край суров, непогода и морозы, постоянные спутники суровой зимы, иногда в считанные минуты способны превратить спокойное передвижение по зимнику в битву за жизнь, а посему очень важно знать местоположение участников движения в любой момент времени. Чем больше на трассе автобаз и пунктов отдыха, тем легче вычислить местоположения автомобиля попавшего в беду.
Движение по зимникам обычно осуществляется в темное время суток. В свете фар белая дорога обретает рельеф за счет игры света и тени, днем же напротив сливается с окружающим снегом и можно легко сползти на рыхлую обочину.
Особенности зимних дорог
Снег — самое сложное и непредсказуемое покрытие из всех существующих. Дело не столько в том, что ровный покров скрадывает рельеф и маскирует бугры и канавы, основная его опасность в другом. Ученые плотно занимающиеся изучением свойств снега насчитали в России около семидесяти(!) его разновидностей. В зависимости от температуры и плотности снежный покров способен менять свои свойства до противоположных. Так, например, при температурах близких к нулю по Цельсию, снег очень липкий и тяжелый, при этом его коэффициент сопротивления качению настолько высок, что не уступает рыхлому сухому песку. При снижении температуры свойства снега меняются. Минус десять-двадцать градусов в купе с высокой влажностью, свойственной для таких температур, превращают его в «манную крупу», снег смерзается в небольшие гранулы и становиться серьезным препятствием для колесной техники, машины буксуют на ровном месте — им не за что зацепиться. При температурах ниже минус тридцати влага вымерзает, снег снова меняет свои свойства теперь это мельчайшая снежная пыль. Утрамбованная сильным северным ветром она выглядит как настоящее шоссе, взрослый человек легко передвигается по ней, даже не оставляя следов. Но кажущаяся твердость обманчива, стоит только провернуть колесо, как снег расступается и машина провалившись оказывается обездвижена, практически без шансов выбраться самостоятельно. Но это еще не все сюрпризы которые нам преподносит снег. При смене температур образуется наст. Чем чаще прыгает ртуть в столбике термометра, тем больше слоев наста намерзает. Снегопады и перемены погоды превращают снежный покров в слоенный пирог. Обычно наст не настолько толст чтобы выдержать вес автомобиля, поэтому подламывается, и машина оказывается в ситуации парохода скованного льдами. Единственная возможность выбраться из такой западни — пробивать наст вокруг машины и вытаскивать ее обратно на твердое место.
Большую опасность при передвижении по тундре представляют сильные северные ветры. Дело в том, что при строительстве зимних дорог в тундре, магистраль прокладывается по возвышенностям, там суше и быстрее промерзает грунт, но в этом и проблема, так как дорога в результате открыта всем ветрам и шквальные порывы, а они на Севере обычное явление, поднимают снег и метут его через дорогу. Во-первых образуются перемёты, мешающие передвижению, а во-вторых видимость падает до нескольких метров, что делает передвижение на скорости (требуемое для прохождения перемётов) невозможным. Но останавливаться тоже нельзя — стоящая машина моментально оказывается заметенной снегом. В случае если вы не можете продолжать движение следует остаться в машине и дожидаться помощи, если о вашем передвижении по зимнику известно дорожным службам или дождавшись конца метели идти за помощью. Ни в коем случае не следует отправляться пешком в метель это опасно для жизни.
Техника, передвигающаяся по зимникам
В основном это полноприводные грузовые автомобили, Уралы и КамАЗы. Часто встречается гусеничная техника, она представляет наибольшую опасность для легкового транспорта. Во время движения в кабине гусеничного вездехода очень шумно и водители пользуются противошумными наушниками. Светотехника таких аппаратов также оставляет желать много лучшего, а скорость они развивают весьма порядочную, поэтому существует немалый шанс, что вас просто не заметят, особенно если ваш автомобиль светлого цвета и фары залеплены снегом. Во время прошлогодней автомобильной экспедиции в Нарьян-Мар (статья старая, речь идёт о поездке 2005-го года) мы едва не погибли из-за того, что поздно сообразили, что несущийся на наш стоящий автомобиль вездеход не собирается сворачивать в сторону. В последний момент мы успели отъехать. Увидев свет фар (до этого наша машина была обращена к вездеходу боковой стороной), ГТТ остановился и выпрыгнувший из кабины водитель обратился к нам со следующим вопросом: «Парни, вы откуда тут взялись?». Он просто не заметил белый Defender на белом снегу.
На зимниках Ямало-Ненецкого Автономного Округа нередко можно встретить хантов, представителей коренных народностей Севера. Обычно они передвигаются на снегоходах, а всем маркам предпочитают отечественный «Буран», за его ремонтопригодность и неприхотливость в отношении топлива. За снегоходами они почти всегда таскают самодельные прицепы (большие фанерные короба) с мороженной рыбой или… пассажирами. Обычное явление на зимнике «Буран» в прицепе которого сидят этак человек шесть. Обычно такие прицепы существенно выступают за габариты самого снегохода и не оснащены габаритными огнями. Поэтому при встрече с таким транспортным средством на ночном зимнике следует быть предельно внимательным.
Легковой транспорт встречается крайне редко, обычно такие машины идут в сцепке с грузовиками или тракторами, или же проехав самостоятельно твердый расчищенный участок останавливаются у перемета и ожидают попутный вездеход, чтобы прицепившись к нему пройти гиблый участок.
Хотелось бы немного рассказать о отношениях между водителями на зимних дорогах. В прошлом году, путешествуя по зимникам Ненецкого округа я был немало удивлен тем, что участники движения совсем не помогают друг другу. Потом я понял, что основная причина такого отношения кроется в том, что львиная доля водителей — гастарбайтеры из ближайшей заграницы. Север для них лишь место куда они приехали за «длинным рублем», поэтому и ведут они себя соответственно: человек — человеку конкурент (читай волк). Проехав несколько тысяч километров по зимникам ЯНАО я обратил внимание на то, что здесь люди ведут себя совершенно иначе. Нормальным явлением считается остановиться у встречной машины и расспросить друг — друга о том в каком состоянии дорога дальше, много ли машин прошло и т.п., ну а уж помочь вытащить засевший автомобиль или оказать любую иную требуемую помощь — закон. Приятно осознавать, что в Тюменской области люди еще не разучились помогать друг — другу.
Правила движения по зимним дорогам
Передвигаясь по зимним дорогам следует соблюдать все правила дорожного движения. Особое внимание стоит обращать на знаки, поверьте уж где-где, а на зимниках они установлены далеко не просто так. Есть такое выражение «Правила дорожного движения написаны кровью», так вот особенно оно актуально на таких дорогах как зимники. Поэтому настоятельно рекомендую следовать их предписаниям.
Также на зимниках существуют и свои собственные правила, например, на подъеме преимущество имеет автомобиль двигающийся вверх. И если вы, подъехав к спуску, увидели машину подъезжающую снизу, остановитесь, оставив место для маневра на выезде, выключите фары (так вы дадите понять что пропускаете и не ослепите водителя во время подъема) и подождите пока встречный автомобиль закончит подъем и минует вас, только после этого продолжайте движение. Ведь подняться по скользкой заснеженной дороге далеко не просто особенно большегрузному автомобилю и если из-за того что вы, не подумав выехали ему навстречу он потеряет ход, то может возникнуть довольно опасная ситуация, в которой грузовик, становившийся на склоне может опрокинуться сдавая назад.
Также не в коем случае не следует пить за рулем. Понимаю, дорога дальняя, едем медленно, машин мало, почему бы и не выпить? Я скажу почему. Управление автомобилем в сложных дорожных условиях уже само по себе серьезное испытание и не каждый водитель в состоянии справиться с управлением автомобилем даже будучи абсолютно трезвым и сосредоточенным, не говоря уже о пьяном. Если правила дорожного движения и мой комментарий не убедили вас, то добавлю, что на выездах с зимних дорог обычно дежурят экипажи ГИБДД, поджидая как раз таких любителей езды навеселе. И тогда не стоит рассчитывать на снисхождение. Еще один интересный факт: инспектора ДПС Ямало-Ненецкого Автономного Округа в своем большинстве мзду не берут, поэтому придется отвечать по закону.
Вот и всё на сегодня.
Удачи на дорогах!