Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней

Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней

Какой срок действия путевого листа?

Также см.

Правило для всех

Составлять документ нужно на каждое транспортное средство, которое занято в перевозке грузов, багажа или пассажиров (п. 9 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152). Причем это правило распространяется не только на автотранспортные предприятия – профессиональных перевозчиков, но и на обычные организации, использующие автотранспорт для собственных нужд. Главный критерий – наличие пассажиров или груза.

Составлением путевых листов решается ряд задач. Во-первых, представители Минтранса, ГИБДД, Росздравнадзора и Роструда могу проверить отметки о техническом состоянии автомобиля и медосмотре сотрудника, доказывающие, что машина исправна, а водитель прошел медосмотр и может ею управлять.

Во-вторых, путевой лист – первичный документ, подтверждающий экономическую обоснованность расходов компании на автомобиль (зарплата водителя, ГСМ и т.д.).

Срок оформления

В 2020 году года действуют важные правила составления путевых листов. Если до 2019 года этот документ можно было оформлять на несколько поездок в разные рабочие дни или смены, то с 2019 года это законодательно запрещено. Запрет действует с 1 марта 2019 года.

По новым правилам путевой лист должен оформляться (п. 10 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152):

Таким образом, срок действия путевого листа легкового автомобиля не может быть больше продолжительности рейса или рабочего дня водителя. Аналогичное правило действует и для грузовиков.

Путевой лист на месяц: можно оформлять?

Путевой лист может быть оформлен на срок более одного дня, но не превышающий одного месяца (п. 10 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152).

Минтранс в письме от 04.04.2019 № ДЗ-514-ПГ разъяснил, что путевой лист можно оформить одним из способов:

При этом все остальные реквизиты должны быть неизменными.

Из этих разъяснений следует, что путевые листы даже на однодневные рейсы можно оформлять на срок, превышающий один день. Главное – проставлять в них показания одометра, сведения о выезде и заезде, отметки о медосмотре и контроле технического состояния перед каждым рейсом и после возвращения из него.

Таким образом, приходим к выводу:

Путевой лист на месяц (образец 2020) – скачать можно здесь

Источник

Как составить путевой лист, к которому не будет претензий у проверяющих

Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Смотреть фото Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Смотреть картинку Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Картинка про Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Фото Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней

Путевой лист — это документ, с помощью которого организации и ИП контролируют работу водителей. Еще одно его назначение — подтверждение расходов на ГСМ для целей налогового учета. Какие обязательные реквизиты должен содержать путевой лист? Как правильно вносить в него записи? Для чего желательно указать в путевом листе время и длительность стоянок, маршрут движения и иные дополнительные сведения? На эти и другие вопросы отвечают эксперты программы «Путевые листы и ГСМ» компании СКБ Контур.

Какую форму использовать

Постановлением Госкомстата от 28.11.97 № 78 были утверждены унифицированные формы путевых листов для легкового автомобиля, легкого такси, грузового автомобиля, специального автомобиля, а также автобусов. С 1 января 2013 года эти формы стали необязательными. Тем не менее, некоторые транспортные предприятия до сих пор продолжают использовать эти бланки (например, форму путевого листа для грузового транспорта № 4-П).

Индивидуальные предприниматели до 2008 года применяли формы путевых листов, утвержденные приказом Минтранса от 30.06.2000 № 68 (например, форму № ПГ-1 для грузового автомобиля). В связи с изданием приказа Минтранса от 18.09.09 № 152 эти бланки были отменены.

Таким образом, сегодня организация или ИП вправе самостоятельно разработать форму путевого листа. При этом важно, чтобы такой документ содержал все обязательные реквизиты, которые указаны в приказе Минтранса № 152.

Кто должен вести путевые листы

Согласно приказу Минтранса № 152, путевые листы применяют юридические лица и ИП, эксплуатирующие легковые, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Обязательный список реквизитов

Путевой лист (ПЛ) должен содержать следующие обязательные реквизиты:

Наименование и номер

В шапке путевого листа указывается тип транспортного средства, например «Путевой лист грузового автомобиля». Нумерация ведется в хронологическом порядке. Она может быть сквозной на протяжении года или начинаться заново каждый месяц. Номер путевого листа может содержать буквенные и цифровые префиксы, символы-разделители и т.п. Важно, чтобы в каждом следующем документе значащая часть номера увеличивалась на единицу.

Срок действия путевого листа

В шапке путевого листа обязательно обозначается дата его действия. Если ПЛ оформляется на несколько дней, проставляются даты начала и окончания срока его использования. Обычно пишут так: «Путевой лист грузового автомобиля № … от …» или «Путевой лист грузового автомобиля № … (действителен) с … по …».

Сведения о собственнике

Если собственником транспортного средства является юридическое лицо, нужно указать:

Если собственником транспортного средства является индивидуальный предприниматель, нужно указать:

Бесплатно узнать или проверить ОКПО, ИНН и другие коды контрагентов

Сведения о транспортном средстве

Сведения о водителе

Они включают в себя:

Необязательные сведения

Обычно в путевых листах указывают следующую дополнительную информацию.

Нормативный расход топлива отображают для того, чтобы обосновать расходы на ГСМ и отнести их к затратам, уменьшающим налоговую базу при расчете налога на прибыль. Дополнительно можно внести данные о перерасходе или экономии топлива, и обозначить объем и стоимость заправок во время рейса.

Также для того, чтобы обосновать расходы на ГСМ и подтвердить реальность поездки для целей налогового учета, целесообразно указать в путевом листе сведения о маршруте движения транспорта. При этом недостаточно вписать адреса контрольных точек маршрута, время следования в пути и пройденное расстояние — нужна запись, подтверждающая факт использования ТС в производственных целях (наименование груза, сведения о заказчике и т.п.)

Отметим, что путевой лист — это не единственный документ, которым можно оправдать затраты на ГСМ. Также для этих целей допустимо использовать, например, акты списания и акты выполненных работ.

Обратите внимание: чиновники не всегда признают, что путевой лист априори является документом, подтверждающим расходы на топливо (письмо Минфина от 16.06.11 № 03-03-06/1/354). Поэтому если ваша организация не является автотранспортным предприятием, желательно прописать в приказе по учетной политике положение об использовании путевых листов в качестве оправдательных документов при списании производственных затрат на ГСМ. В противном случае налоговики могут не принять ПЛ во внимание.

Интерес к путевым листам могут проявлять не только налоговики, но и контролеры из трудовой инспекции. Поэтому, помимо прочего, ПЛ должен подтверждать, что водитель (водители при посменной работе) во время рейса соблюдал предписанные законодательством нормативы труда и отдыха. Для этого в разделе «Маршрут движения» или в отдельном приложении к путевому листу нужно указать время и длительность стоянок. Эти показатели должны соответствовать нормативам по пересменкам и перерывам для приема пищи и отдыха. Такие нормы содержатся в приказе Минтранса от 20.08.04 № 15 (см. « Перевозчики должны пересмотреть режим труда и отдыха своих водителей »). Соответствующие положения надо закрепить в коллективном договоре или соглашении, оформленном по правилам Трудового кодекса.

При этом следует помнить, что путевой лист не является документом, который служит подтверждением реального рабочего времени водителя для целей расчета зарплаты и для урегулирования других взаимоотношений работника с работодателем. На это указано в Апелляционном определении Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 30.01.18 по делу № 33-567/2018.

Как заполняется путевой лист

Перечислим некоторые особенности составления путевых листов. Так, очевидно, что путевой лист оформляется перед выездом водителя на маршрут. Если этого документа не будет, ГИБДД выпишет штраф.

Отметки о предсменном техническом контроле ставятся вместо отметки о предрейсовом контроле в случае, когда водитель совершает несколько рейсов за смену по одному путевому листу.

При посменной работе нескольких водителей на одном транспортном средстве путевые листы можно выписать на каждого из них. Но делать это необязательно, так как в одном ПЛ можно указать несколько водителей.

Если составляется несколько путевых листов, время выезда и показания одометра на выезде можно отметить в первом из них, а время возвращения и новое значение пробега — в последнем.

Лица, заверяющие данные в путевом листе, должны после подписи указывать свою фамилию и инициалы. Таким способом заверяются:

Где регистрируется путевой лист

Путевые листы регистрируются в специальном журнале. Ранее для этого следовало использовать форму № 8 «Журнал учета движения путевых листов» (код по ОКУД 0345008), которая была утверждена постановлением Госкомстата от 28.11.97 № 78. С 1 января 2013 года применять типовые формы первичных учетных документов необязательно. Поэтому сейчас организации и ИП вправе разработать собственные формы журнала регистрации путевых листов. Однако многие продолжают пользоваться унифицированным бланком № 8.

Оформленные путевые листы подшиваются в папки и хранятся не менее пяти лет.

Источник

Путевой лист грузового автомобиля — 2021

Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Смотреть фото Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Смотреть картинку Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Картинка про Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Фото Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней

Согласно уставу автомобильного транспорта, путевой лист — это учетный документ для контроля работы транспортного средства и водителя. Эксплуатация транспорта без путевых листов в большинстве случаев запрещена, поскольку они подтверждают обоснованность пробега и списания расходов на ГСМ, а также начисление заработной платы водителям, поэтому при их заполнении важно соблюдать определенные правила, тем более что типового бланка путевого листа не существует.

С 01.01.2021 эти правила изменены. Минтранс Приказом от 11.09.2020 № 368 утвердил обязательные реквизиты и правила заполнения путевых листов, которые распространяются и на грузовые автомобили. Особенностям оформления путевых листов на этот вид транспортных средств и посвящена наша статья.

Зачем нужен путевой лист

Деятельность по перевозке грузов специализированными транспортными компаниями, а также иными организациями, эксплуатирующими грузовые автомобили, должна сопровождаться оформлением оправдательных документов. Таким документом, согласно п. 14 ст. 2 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, утвердившего устав автотранспорта, является путевой лист (ПЛ). Это первичный учетный документ, на основании которого организация может учесть затраты на его эксплуатацию в налоговых расходах.

Грузовой автомобиль представляет собой транспортное средство (ТС), предназначенное для перевозки грузов. Грузовики подразделяются:

Автомобиль с прицепом или автомобиль-тягач с полуприцепом или роспуском называют автопоездом.

Основным документом первичного учета, определяющим показатели учета работы подвижного состава и водителя, являются ПЛ. Именно они являются основанием для начисления зарплаты водителю и расчетов за перевозки грузов.

Можно ли ездить без путевого листа

Нет, нельзя. Согласно пункту 2 ст. 6 устава автотранспорта, перевозки грузовыми ТС без путевых листов запрещены. Невыполнение этого правила водителю грузовика грозит предупреждением или штрафом в размере 500 рублей (п. 2 ст. 123 КоАП РФ).

Наличие и корректность заполнения путевого листа могут проверить сразу несколько структур:

Кроме того, ошибки в путевых листах могут привести не только к штрафам, но и к снятию налоговых расходов.

Причем если эксплуатируется грузовик, то оформление путевых листов требуется не только при коммерческих перевозках, но и в том случае, если они выполняются для нужд организации или ИП (п. 2 ст. 20 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Например, отсутствие путевого листа не позволило компании доказать в суде обоснованность затрат на приобретение товара и дизтоплива, хотя товарные чеки на покупку солярки имелись. Однако согласно Определению ВС РФ от 22.12.2017 № 306-КГ17-18710, количество израсходованного топлива, исходя из пробега авто, может подтвердить лишь путевым листом.

Виды путевых листов грузового автомобиля

Обязательная для применения форма ПЛ как для легкового, так и для грузового автомобиля законом не установлена. Исходя из статьи 9 Закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ, формы «первички» организация разрабатывает самостоятельно. Согласно информации Минфина РФ № ПЗ-102012, применение унифицированных форм первичных документов начиная с 2013 года не являются обязательным. Однако несмотря на это, компании и ИП продолжают использовать именно их, прописывая этот факт в учетной политике.

С другой стороны, унифицированные формы не содержат обязательных реквизитов для заполнения ПЛ, поэтому их применение может повлечь нарушение нормативных требований.

Таким образом, унифицированные формы можно брать лишь за основу, а дополнять необходимыми реквизитами.

Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 утверждены два вида унифицированных путевых листов:

Отличие этих форм в том, что первая, № 4-С (сдельная) — используется при сдельной оплате работы на грузовике, а вторая, № 4-П (повременная) — при оплате работы по повременному тарифу (при этом допускается одновременная перевозка грузов до двух заказчиков в течение одной смены водителя).

Как правильно заполнять путевой лист грузового автомобиля

Заполнение ПЛ грузового автомобиля зависит от того, каким образом оплачивается работа водителя.

Если труд водителя оплачивается по сдельным расценкам, можно разработать бланк путевого листа, взяв за основу форму № 4-С, если по повременным расценкам — форму № 4-П. И в том и в другом случае бланки необходимо дополнить обязательными реквизитами, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368. Разработанный образец бланка следует закрепить в учетной политике компании.

Итак, согласно Приказу Минтранса РФ № 368 начиная с 01.01.2021 в бланке ПЛ должны быть следующие обязательные реквизиты:

Если же перевозка осуществляется несколькими видами сообщения, в соответствующей графе путового листа нужно будет указать все эти виды через запятую.

Что касается реквизита «Вид перевозки», здесь потребуется отразить один из следующих видов перевозок:

В ПЛ можно размещать и дополнительные реквизиты, учитывающие индивидуальные особенности работы предприятия.

Заполнять путевые листы необходимо по правилам, приведенным в пунктах 8–16 порядка заполнения ПЛ по Приказу Минтранса РФ № 368.

На каждое ТС заполняется отдельный ПЛ. Если за рулем одного и того же автомобиля работают несколько водителей, можно заполнить отдельный документ на каждого из них — п. 8 и 10 порядка.

Согласно разъяснениям Минтранса, приведенным в письме от 04.04.2019 № ДЗ-514-ПГ, если в путевом листе идентифицированы отметки о предрейсовом, послерейсовом медосмотре каждого водителя, управляющего ТС, можно оформить один ПЛ. И хотя данное письмо касается порядка заполнения путевого листа по утратившему силу Приказу Минтранса РФ № 152, руководствоваться им можно и сейчас.

Если на один грузовик оформлено несколько ПЛ для каждого водителя, то в документе необходимо указать:

Медработник отмечает в путевом листе результаты проведенных предрейсового и послерейсового осмотров в виде штампов «Прошел предрейсовый медосмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» или «Прошел послерейсовый медосмотр» соответственно (п. 15 порядка заполнения ПЛ, п. 16 и 17 порядка проведения медосмотров, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н.

Если рейс превышает по длительности один день, то отметки о предрейсовом и послерейсовом медосмотрах вносятся в путевой лист перед началом поездки и после ее завершения. По такому же принципу в путевом листе отражаются отметки и в том случае, если в течение одного дня производится один рейс и более. Эти разъяснения приведены в письме Минтранса РФ от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ до выхода новых правил оформления путевых листов, но актуальны и в настоящее время.

Предрейсовый и предсменный контроль техсостояния авто осуществляет работник, ответственный за данный участок работы. В путевом листе он отражает:

Последовательность проведения медосмотров и контроля техсостояния автомобиля при оформлении путевого листа законом не установлена, поэтому согласно письму Минтранса РФ от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ эти процедуры можно проводить в произвольной очередности.

Заполненные путевые листы нужно зарегистрировать в журнале, предназначенном для этих целей. Если журнал регистрации заполняется на бумаге, его листы нужно пронумеровать и прошить (п. 17 порядка).

Данный журнал может быть и в электронной форме. Информацию, вносимую в электронной журнал, необходимо заверять усиленной КЭП, а также иметь возможность его распечатки (п. 17 и 18 порядка).

Согласно указаниям по заполнению ПЛ, приведенным в Постановлении Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, после заполнения ПЛ диспетчером, документ выдается под расписку водителю.

В ПЛ по форме № 4-П предусмотрены блоки для заполнения заказчиками — отрывные талоны.

Выписывать новый ПЛ можно только после сдачи водителем предыдущего листа.

При перевозках МЦ в ПЛ необходимо отразить реквизиты товарно-транспортных документов с указанием характеристик перевозимого груза.

ПЛ и товарно-транспортные документы должны храниться совместно.

Источник

Риски при неправильном составлении путевого листа

Изменились правила составления путевого листа. В организации имеются как грузовые, так и легковые автомобили. Значит ли это то, что теперь необходимо заводить путевой лист на каждый день (в течение дня водитель производит 1-4 рейса)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В анализируемой ситуации путевой лист должен составляться на один день, до начала первого рейса.

Неправильное заполнение путевых листов может послужить причиной привлечения Организации к налоговой ответственности по ст. 120 НК РФ.

Примерные формы путевых листов смотрите ниже. Обращаем внимание, что их необходимо дополнить новыми реквизитами.

Обоснование позиции:

Неприменение или неправильное заполнение путевого листа может послужить причиной привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены или рабочего дня, или

до начала первого рейса, если в течение смены или рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Ранее п. 10 Приказа N 152 звучал так: «Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца».

Таким образом, Организация (не являющаяся транспортной) имеет право самостоятельно разработать и утвердить форму путевых листов. При этом в утвержденной форме должны присутствовать реквизиты, предусмотренные Законом N 402-ФЗ и Приказом N 152. Путевые листы не являются бланками строгой отчетности, поэтому Организация может изготовить их самостоятельно. Примерные формы можно посмотреть ниже, в разделе рекомендаций.
Что касается возможности составления путевого листа в целом на месяц, при условии выполнения рейсов каждый день, мнения контролирующих органов и судов по этому поводу всегда носили противоречивый и изменчивый характер.

С одной стороны, существовала позиция, что путевой лист выдается только на один день или смену. Например, в письме от 28.09.2018 N 03-01/21740-ИС Минтранс России указал, что путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с места его постоянной стоянки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителя и предрейсовом контроле технического состояния транспортного средства. Следовательно, по мнению финансовых органов, путевой лист может выдаваться на срок более одного дня и вплоть до месяца только в тех случаях, когда водитель направляется в длительные рейсы, не предполагающие его ежедневного возвращения к месту постоянной стоянки. Смотрите также письмо Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117, постановления АС Волго-Вятского округа от 27.11.2017 N Ф01-5193/17, АС Поволжского округа от 02.12.2016 N Ф06-15152/16.

С другой стороны, высказывалась позиция, что путевые листы составляются с такой частотой, чтобы по ним можно было судить об обоснованности расходов. Если оформление путевого листа на неделю (месяц, квартал) позволяет организовать учет времени работы транспорта и водителя, расхода ГСМ, то составленный с такой периодичностью путевой лист может подтверждать расходы при налогообложении прибыли. Смотрите по этому поводу письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, постановления АС Северо-Западного округа от 19.05.2017 N Ф07-2695/17, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.09.2013 N Ф04-3922/13, ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2009 N А56-10236/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 по делу N А38-4082/2008-17-282.

К сожалению, официальных разъяснений по ситуации с 01.03.2019 пока нет, судебная практика по объективным причинам не сформировалась. Поэтому мы можем высказать только свое экспертное мнение.

На информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» в январе, апреле 2018 г. доводилась информация, что консультирование граждан по вопросам заполнения путевых листов не входит в компетенцию Роструда, по данному вопросу следует обратиться в Минтранс России. Аналогичное мнение высказывал и Минфин России (письмо от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7855).

Исходя из формулировок Приказа N 467, полагаем, что путевой лист может выдаваться на срок более одного дня только в случаях, когда сама продолжительность рейса составляет более одного дня.

В случае, приведенном в вопросе (когда в течение дня водитель производит один или несколько рейсов), путевой лист должен составляться на один день, до начала первого рейса.

К сведению:

Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;

— Примерная форма путевого листа грузового автомобиля, разработанная с учетом положений приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (в редакции от 7 ноября 2017 г.) (подготовлено экспертами компании «Гарант»);

— Примерная форма путевого листа легкового автомобиля, разработанная с учетом положений приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (в редакции от 7 ноября 2017 г.) (подготовлено экспертами компании «Гарант»);

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник

Заполняем путевые листы в 2021 году: инструкция и образцы для бухгалтера

В 2021 году изменились форма и порядок заполнения путевых листов. Этот документ — основание для списания горючего в состав расходов для целей бухгалтерского и налогового учета, поэтому важно оформлять его правильно. Мы подготовили обзор внесённых изменений и пример заполнения путевого листа.

Кто должен составлять путевой лист

Путевой лист — это документ для учёта и контроля работы водителя и транспортного средства (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). В нём прописывается маршрут и техническое состояние машины, информация о проведённом медосмотре водителя и пр. Путевые листы нужны, чтобы обосновать необходимость аренды или лизинга, а также подтвердить расходы, связанные с использованием транспортных средств:

Путевые листы составляют индивидуальные предприниматели и организации всех форм собственности, которые используют транспорт в своей деятельности или для собственных нужд.

В новых правилах заполнения путевых листов убрали оговорку о том, что путевой лист оформляется только при перевозке пассажиров, багажа и грузов (Приказ Минтранса от 11.09.2020 № 368). Поэтому может показаться, что теперь даже на пустые транспортные средства надо будет оформлять документ. Но оговорка осталась в ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Так как юридическая сила ФЗ № 259-ФЗ выше, чем у Приказа Минтранса, полагаем, что оформлять путевые листы по-прежнему надо только для перевозки грузов, багажа и пассажиров.

Когда составлять путевой лист и сколько он действует

Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов. Мы собрали информацию в таблицу.

Время оформленияСрок действия
Один или несколько рейсов в течение смены в пределах одного дняДо начала первого рейсаНа один день
Рейс превышает продолжительность сменыДо начала рейсаНа срок, соответствующий длительности рейса
или
На срок, соответствующий количеству календарных дней, к которым относится смена (рабочий день), приходящаяся более чем на один календарный день

Если во время действия путевого листа транспортным средством посменно пользуется несколько водителей, то можно оформить несколько путевых листов для каждого водителя на один автомобиль.

Вести учет путевых листов и ГСМ по правилам — это просто.

Новые правила оформления путевых листов с 1 января 2021 года

Новые правила утверждены Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», который действует с 1 января 2021 по 1 января 2027 года.

Новый порядок составления путевых листов обязаны применять юрлица и ИП, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Рассмотрим важные изменения подробнее.

Изменение 1 — новый обязательный реквизит «Сведения о перевозке»

В путевой лист добавился обязательный реквизит «Сведения о перевозке». В нём надо указывать вид сообщения и вид перевозки из ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ.

Видов перевозок пассажиров и багажа в ФЗ предусмотрели всего три: регулярные, по заказам и на легковых такси. Этого точно недостаточно, поэтому в письме от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ Минтранс уточнил порядок заполнения этого реквизита. В графе «Вид перевозки» надо указывать один из следующих видов:

Изменение 2 — «Сведения о транспортном средстве»

Теперь в сведениях о транспортном средстве надо указывать марку транспортного средства и прицепа (при наличии). Раньше указывали только тип и модель.

Тут же будем указывать показания одометра при выезде с парковки и заезде на неё после окончания смены. Показания, как и раньше, включают полные километры пробега. Но в старой редакции заносить данные одометра при заезде на парковку не требовалось.

Изменение 3 — порядок проставления отметки о медосмотре и техконтроле

В новых правилах указали, что за контроль технического состояния отвечает должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспорта. Сейчас указано, что это делает контроллёр технического состояния. Если всё в порядке, нужно проставить отметку «Выпуск на линию разрешён».

Также в правилах прописали, какую отметку ставить в путевом листе после медосмотра водителя:

Изменение 4 — электронная форма журнала регистрации путевых листов

Теперь журнал можно вести на бумаге или в электронной форме на выбор. Если будете вести электронно, заверяйте внесённые в него сведения усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). А также обязательно предусмотрите возможность печати журнала на бумаге.

Если ведёте бумажный журнал, учитывайте, что все его страницы должны быть пронумерованы и прошнурованы.

Обязательные реквизиты путевого листа в 2021 году

Обязательные реквизиты путевого листа перечислены в Приказе Минтранса от 11.09.2020 № 368 и ч. 2 ст. 9 закона № 402-ФЗ. Первая группа даёт право на допуск транспорта к эксплуатации, а вторая — даёт право принять путевой лист к учёту.

Для допуска к эксплуатации

Чтобы на основании путевого листа списать ГСМ, в нём необходимо указать следующие реквизиты (разд. I Приказа № 368):

Наименование и номер. Укажите в бланке название документа и тип транспорта, для которого он составлен. Например, «Путевой лист легкового автомобиля». Нумеруйте путевые листы в хронологическом порядке.

Сведения о сроке действия. Сюда включите срок (число, месяц, год), в течение которого можно совершать поездки по выданному путевому листу. Документ может быть выдан и на несколько дней — в таком случае нужно указать даты начала и окончания срока, когда путевой лист может быть использован.

Сведения о перевозке. Это новый обязательный реквизит с 2021 года. В нём нужно указывать сведения о виде перевозки и сообщения. Эти данные приведены в ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Мы рассказали о них подробнее в разделе с изменениями 2021 года.

Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства. Тут нужно указать:

Сведения о транспортном средстве. В путевой лист нужно включить информацию о транспортном средстве:

Сведения о водителе. Эта часть должна содержать:

Если одно транспортное средство используют посменно несколько водителей, для каждого водителя можно оформить свой путевой лист на одну машину. В нём нужно указывать данные водителей, которые первыми выезжают с парковки и последними заезжают. Если путевой лист выписан на нескольких водителей, отметки о предрейсовом медосмотре должны быть в отношении каждого из них.

Для принятия к учёту

Помимо указанных реквизитов, путевой лист, как первичный документ, должен содержать обязательные реквизиты, установленные для всех первичных документов п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Обязательные реквизиты, согласно Закону № 402-ФЗ:

Часто для служебных поездок работники компании используют личные автомобили. Например, директор использует автомобиль для поездок в командировку, а менеджер может ездить на личном автомобиле на встречи с партнерами.

Чтобы подтвердить расходы на ГСМ, каждую поездку нужно отразить в путевом листе.

Дополнительные реквизиты путевого листа

Организации и ИП могут указать в путевом листе дополнительные реквизиты, учитывающие особенности их деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта (п. 7 разд. I Приказа № 368).

Такими дополнительными реквизитами, по мнению автора, могут быть:

Данные реквизиты позволяют организации осуществлять внутренний контроль над обоснованностью списания горючего.

Нормативная база, справочники ОКВЭД, ОКОФ, проводок, актуальные показатели. Чтобы получить доступ к материалам, просто зарегистрируйтесь

Форма и порядок заполнения путевого листа

Обязательного для всех бланка путевого листа по-прежнему нет. Вы можете разработать его самостоятельно или доработать и использовать унифицированные формы, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Доработка включает добавление всех обязательных реквизитов и исключение ненужных граф.

Бланк, который будете применять, закрепите в учётной политике. Перед этим проверьте, чтобы путевой лист соответствовал всем требованиям к первичным документам (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ), а не только к обязательным реквизитам листа. Если у вас уже есть утверждённая форма путевого листа, не забудьте доработать её под новые требования 2021 года.

Мы подготовили несколько образцов путевых листов, оформленных по новым правилам.

Образец путевого листа легкового автомобиля на основе типовой формы № 3

Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Смотреть фото Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Смотреть картинку Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Картинка про Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Фото Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней

Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Смотреть фото Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Смотреть картинку Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Картинка про Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Фото Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней

Образец путевого листа грузового автомобиля на основе типовой формы № 4-П

Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Смотреть фото Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Смотреть картинку Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Картинка про Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Фото Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней

Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Смотреть фото Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Смотреть картинку Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Картинка про Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней. Фото Путевой лист на грузовой автомобиль на несколько дней

Нормы расхода топлива

Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте введены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте”».

В соответствии с п. 1 данных Методических рекомендаций они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

На основании Методических рекомендаций в организациях утверждаются нормы расхода топлива и смазочных материалов для каждой модели (марки, модификации) эксплуатируемых автотранспортных средств.

НК РФ не содержит условия о нормировании расходов на горюче-смазочные материалы. Но если компания применяет эти нормы, она может подтвердить экономическую оправданность расходов в случае разногласий с налоговой (ст. 252 НК РФ).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *