Рабочие дни авто все
Как поставить машину на учёт, если 10 дней выпадают на выходные?
10 дней и выходные
По закону мы обязаны перерегистрировать автомобиль на себя или поставить его на учёт в ГИБДД в течение 10 суток после даты покупки. Срок начинает идти со следующего дня после даты в договоре купли-продажи и заканчивается на 10-й день включительно. Но как поставить автомобиль на учёт, если 10 дней выпадают частично или полностью на выходные?
У нас есть на это ответ как в законодательном контексте, так и на уровне фактической регистрации.
В чём проблема?
Как мы уже описали, нам даётся 10-дневный срок для постановки на учёт в ГИБДД машины. Проблема в том, что эти 10 суток частично или полностью могут выпадать на выходные дни — будь то праздничные или просто небудние дни.
В таком случае 10 дней для нас превращаются в гораздо меньший срок. А если предстоят новогодние праздники, а машину мы приобрели 31 декабря 2021 года вечером накануне, то мы можем попасть в совсем безвыходную ситуацию. Ведь МРЭО ГИБДД может работать вплоть до 10 числа.
Как поставить на учёт — решение
Начнём с формального. Некоторые подразделения ГИБДД работают и выходные дни, а также в праздничные. Просто нужно найти работающее ближайшее к Вам МРЭО. По закону Вы не обязательно должны ставить машину на учёт только в подразделении по адресу регистрации — можно в любом, даже в другом городе (только номера всё равно будут выданы региона Вашего адреса регистрации).
Но и тут есть проблема. Официальных источников по графику работы подразделений не найти — даже в списке на официальном сайте ГИБДД. Поэтому придётся обзванивать их в поисках работающего.
Решение по закону
Но делать этого, возможно, будет и не нужно. Потому как срок 10 дней может быть продлён при одном условии — последний день этого срока выпадает на выходной день. И тогда этот самый последний день переносится на первый рабочий день после выходных. Выходные в данном случае считаются по утверждённому Министерством труда списку в текущем году.
Такую норму содержит Гражданский кодекс в статье 193:
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
К примеру, Вы купили машину 31 декабря накануне новогодних праздников. А формальными праздничными выходными признаны дни с 1 по 11 января включительно. И тогда течение периода в 10 дней стартует с 1 января, а завершающие сутки — 11 января — выпадают на выходной. Поэтому последним днём для регистрации автомобиля будет 12 января — первый рабочий день после выходных.
Другой пример: Вы приобрели автомобиль 27 апреля, а официальные выходные — с 1 по 5 мая, а затем с 9 по 12 мая. Срок 10 дней начинает идти с 28 апреля и заканчивается 8 мая. Так как 8 мая — рабочий день, то этот срок не продлевается, несмотря на то, что он попадает в выходные дни, поэтому, чтобы зарегистрировать машину вовремя, необходимо уложиться с оставшиеся рабочие дни.
Если всё же не удалось поставить машину на учёт в течение 10 дней, то и здесь есть вариант избежать штрафа. Согласно КоАП, срок привлечения к ответственности за несвоевременную регистрацию автомобиля составляет 2 месяца. Они начинаются исчисляться на следующий день по прошествии 10 дней. То есть, если суммарно после покупки (даты в ДКП) пройдёт более 70 дней, то штраф Вам уже не могут выписать по сроку давности привлечения.
Рассчитать стоимость полиса ОСАГО
Если в ГИБДД выписали штраф
Если всё же Вам выписали штраф, несмотря на то, что срок по вышеуказанным объяснениям должен быть продлён, такое постановление нужно обжаловать — лучше в суде (в районном по месту совершения нарушения). В жалобе в суде обязательно ссылаться на статью 193 ГК, в рамках которой постановление должны отменить.
О том, как обжаловать штрафы пошагово, мы описали в статье про оспаривание таковых.
Без машин, но с автосервисами: к чему готовиться водителям в локдаун
С 30 октября по 7 ноября в России объявлены нерабочие дни с сохранением заработной платы. В регионах, где наблюдается наиболее сложная ситуация с коронавирусом, режим нерабочих дней может начать действовать уже 23 октября и продлиться после 7 ноября. Решение будут принимать сами регионы на основании имеющихся у них полномочий. Власти Москвы уже воспользовались этой возможностью: начало частичного локдауна запланировано на 28 октября. Разбираемся, как эти планы отразятся на автомобилистах.
Автосалоны переходят на удаленную работу
Как подтвердили в беседе с Autonews.ru в Российской ассоциации дилеров (РОАД), автосалоны по всей России, как и в прошлом году, подпадают под подобные ограничения, поэтому продолжить работу на время ограничений в обычном режиме уже не смогут. В Москве власти уже подтвердили, что будут закрыты торговые объекты за исключением тех, что реализуют товары первой необходимости.
Представители работающих в столице дилерских центров подтвердили, что попали под ограничения. Участники отрасли рассказали Autonews.ru, что постараются переключиться на интернет-продажи и дистанционную приемку автомобилей. В частности, об этом заявил генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.
«Интернет-продажи, дистанционная приемка, доставка автомобилей отработаны в нашей компании еще на опыте ограничений 2020 года, поэтому сейчас мы будем также использовать эти инструменты в работе», — рассказал Терлюкович.
Уже заказанные автомобили, по его словам, будут выдавать клиентам дистанционно. При этом представитель отрасли обратил внимание на возможные сложности со сменой летней резины на зимнюю — станции технического обслуживания (СТО) у дилеров работать не будут.
«Локдаун не отразится на дефиците автомобилей, а вот на сезоне шиномонтажа, с началом которого он совпадает, отразится. От своевременной замены летних покрышек на зимние зависит безопасность дорожного движения, поэтому ограничения работы сервисных центров могут негативно отразиться на аварийности на дорогах», — предупредил представитель дилерского сообщества.
Некоторые дилеры рассказывать о своих планах отказались, а в другие отметили, что для подтверждения своих окончательных планов по работе в регионах ждут распоряжений местных властей.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин заявил Autonews.ru, что автодилеры вполне могут приостановить свою работу. При этом ремонтные зоны, по его мнению, нужно сохранить в рабочем режиме.
Шиномонтажи и пункты техосмотра планируют продолжить работу
Autonews.ru обзвонил несколько крупных московских шиномонтажей, где рассказали, что намерены продолжить работу и во время нерабочих дней. «У нас нет никакой информации о том, что мы закрываемся, будем работать, как и в прошлом году. Очередей пока нет», — сообщили в одном из сервисов в Медведково. Схожую информацию сообщили и на СТО на востоке столицы.
Вице-президент Национального автомобильного союза уверен, что автосервисы и шиномонтажи должны работать и в локдаун. «Они оказывают услуги первоочередной важности для населения. В тех же автосервисах ремонтируют, к примеру, автомобили «скорой помощи». Здесь ограничений быть не должно», — отметил эксперт.
В свою очередь генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» (автомобилисты получают там одобрение на внесение изменений в конструкцию, включая различный тюнинг и установку газовых баллонов) Юрий Пархоменко объяснил, что если автосервисы работают по государственным контрактам и обслуживают госучреждения, они точно продолжат свою работу. Что касается обычных станций и шиномонтажей, то эксперт затруднился прогнозировать их работу.
«В прошлый раз все предприятия сферы услуг, которые обслуживали важный госсектор, продолжали работу. Мы также продолжим работу. У нас, например, контракт с «Мосгортрансом», мы не можем не выполнить своих обязательств. Возможно, по необходимости организуем удаленную работу, но закрываться нам просто нельзя», — отметил Пархоменко.
Ряд владельцев пунктов техосмотра, а также шиномонтажей и СТО признались в беседе с Autonews.ru, что при прошлых локдаунах продолжали свою работу «полуофициально». По их оценкам, формально они должны были прекратить свою работу, но отказываться от обязательств по госконтрактам, а также от ремонта автомобилей не могли. На этот раз опрошенные бизнесмены планируют работать по такой же схеме.
Как пояснил председатель Гильдии Игорь Волчек рассказал Autonews.ru, сейчас он не видит явного запрета для работы пунктов техосмотра, СТО и шиномонтажей.
«Конечно, мы проконсультируемся у юристов, но пункты техосмотра у нас будут работать, — сказал Волчек. — В прошлом году мы работали по госконтрактам, также к нам приезжали водители для прохождения техосмотра и мы также планируем выдавать диагностические карты. Ведь сам техосмотр никто не отменял и люди приезжают за услугой. Скопления людей у нас нет — оставляешь машину, ее проверяют. Не вижу необходимости нас закрывать. На крайний случай можно проверить QR-коды», — считает эксперт.
По его словам, останавливать работу СТО и шиномонтажей нет смысла, ведь водители должны иметь возможность обслуживать свои автомобили и исключить риск ДТП.
«В прошлом году в локдаун многие водители решили использовать свободное время и заняться ремонтом своих автомобилей. И, конечно, СТО и шиномонтажи работали, пусть и полуофициально. Риск заражения для водителей минимален, никаких контактов с сотрудниками практически нет. Думаю, что и в этот локдаун будет точно так же», — подытожил представитель отрасли.
Описание и продолжительность действия знака рабочие дни
В черте города дорожных знаков гораздо больше, чем за его пределами. Некоторые из них непонятны автомобилистам, поэтому они путаются, а затем стараются объезжать такие участки. Это относится не только к новичкам. Так делают и водители с большим опытом. Что же значит знак Рабочие дни? Когда и где он устанавливается?
Описание в ПДД
Его рассматривают во всех автошколах. Однако в некоторых из них на его объяснение тратят очень мало времени, так как он встречается редко в реальных условиях. Из-за этого ученики его не запоминают, а впоследствии возникают проблемы.
Нельзя недооценивать дорожные обозначения, так как все они важны — даже те, которые несут дополнительную информацию. Они особенно необходимы в крупных городах, где дороги состоят из нескольких полос, и по ним всегда передвигается огромный поток машин. Благодаря указателям, организация дорожного движения становится более понятной.
«Рабочие дни», если быть точнее, по своей сути — не знак, а информационная табличка. Она прямоугольная, а на её белом фоне расположено 2 пересекающихся молотка. Её значение следующее – действие распространяется лишь в дни работы граждан, то есть, с понедельника по пятницу, за исключением праздников.
Какие важные вопросы связаны с применением этого знака?
Продолжительность действия
Итак, по каким дням действует табличка, теперь понятно. Однако на какое расстояние распространяется её действие?
На самом деле, всё просто.
Раз табличка всегда располагается совместно с каким-либо знаком, значит — они будут действовать на одном и том же расстоянии.
Например, рядом расположен знак «Обгон запрещён». Его время действия будет с 00:00 в понедельник и до пятницы, когда стрелки покажут 23:59.
Вообще говоря, «Обгон запрещён» отменяется:
Последний вариант встречается крайне редко, так как на трассе эта табличка практически никогда не устанавливается. Её необходимость в такой местности минимальна из-за минимальной загруженности транспортом.
Поэтому именно для рассматриваемого дорожного обозначения нет заранее определённой зоны, на которой он действует. Она формируется исходя из того, какой знак стоит рядом.
Что делать если работа в зоне действия указателя
Ситуации с этой табличкой встречаются разные, так как она часто применяется. Бывает такое, что указатель установлен по дороге к месту работы, или на парковке. Как быть тогда? Долго ли он действует и как?
Это ограничение не распространяется на людей, которые работают на территории действия этих знаков. Они могут проезжать туда в любые дни, если для них, это дни работы. Также ограничение не действует на маршрутные транспортные средства.
Табличка встречается и в других ситуациях, но они не относятся к подъезду к месту работы. Что касается её действия при подъезде к месту работы, стоит отметить, что ограничение не распространяется на людей, которые там работают. Следовательно, штраф предусмотрен при таких условиях лишь для лиц, которые не работают и не проживают в таких местах.
Санкции
Любой знак, расположенный на дороге, устанавливает определённые правила, либо ограничивает что-либо. Поэтому за их несоблюдение предусмотрены штрафы. «Рабочие дни» также ограничивает определённые моменты дорожного движения, поэтому за его нарушение будет штраф.
За нарушение таблички «Дни работы» наказание будет таким, какое предусмотрено за несоблюдение знака, установленного вместе с ней.
В выходные наказание за такое нарушение можно получить лишь в случае, если этот день будет считаться рабочим по всей стране ввиду предпраздничных дней. В других ситуациях, если инспектор выпишет протокол за нарушение в этот период, то его можно оспорить в суде.
Штрафы за несоблюдение «Рабочие дни»:
Не стоит забывать, что ограничения, установленные этими дорожными знаками, действуют только с понедельника по пятницу, кроме праздничных дней. Поэтому в выходные запрет теряет свою силу. Следовательно, наказать водителя за несоблюдение этого правила тогда будет нельзя.
Табличка «Дни работы» практически не устанавливается на трассе. Её необходимо запомнить и понять принцип действия, прежде всего, автомобилистам, которые чаще всего ездят в городских условиях. Нарушения могут привести к штрафу, а в крупных городах — и к эвакуации транспорта, если он будет стоять не там, где нужно, и не в то время.
В условиях постоянной проблемы с парковками, для работников какой-либо определённой компании табличка всегда гарантирует беспроблемный заезд к месту работы, а также свободные места на автостоянке в час пик.
Как ездить в нерабочие дни: действие дорожных знаков разъяснили в МВД
Как ездить по выделенкам в нерабочие дни
Над большинством выделенных полос для общественного транспорта висит дорожный знак 8.5.2 «Рабочие дни». То есть движение по таким полосам запрещено только по будням. Такая практика сначала появилась в Москве, после чего стала постепенно распространяться по регионам России. В ноябре 2020 года в столице запретили выезжать на выделенки и по выходным — пробки мешают общественному транспорту и в менее нагруженные дни. Однако во многих регионах выделенные полосы по выходным по-прежнему открыты. Как объяснили в МВД России, в таком случае в нерабочие дни полосы для общественного транспорта действуют также, как и в выходные.
«Дорожным знаком 5.14 «Полоса для движения маршрутных транспортных средств» обозначаются полосы для движения маршрутных транспортных средств. Применение с указанным дорожным знаком знака дополнительной информации (таблички) 8.5.2 «Рабочие дни» ограничивает действие знака только рабочими днями. Таким образом применение мер административного воздействия, предусмотренных ч.1.2 ст. 12.17 КоАП, в отношении собственников транспортных средств, двигавшихся по полосам для маршрутных транспортных средств в зоне совместной установки дорожного знака 5.14 и знака дополнительной информации (таблички) 8.5.2, неправомерно», — говорится в ответе ведомства Autonews.ru.
Можно ли оставить машину на стоянке для выходных дней
На некоторых улицах и придомовых территориях стоянка и остановка запрещена в будние дни: запрещающие знаки висят совместно с табличкой 8.5.2 «Рабочие дни». В выходные же дни водители спокойно паркуются в таких местах. В 2020 году некоторые автомобилисты во время объявленных нерабочих дней попали в ловушку, посчитав, что запрещающие знаки в это время также не работают.
Из-за COVID-19 нерабочими тогда были объявлены дни с 30 марта по 5 апреля, позже нерабочий период был продлен до 30 апреля. В итоге поставившие машины на прикол водители начали каждый день с 30 марта получать штрафы за стоянку в неположенном месте. В Москве и Санкт-Петербурге штраф за парковку под знаками «Стоянка запрещена» и «Остановка запрещена» — 3000 рублей, а в остальных городах России — 1500 рублей. Полученные штрафы удавалась отменить только после процесса обжалования.
После этого в ГИБДД выпустили разъяснение, согласно которому, действия водителей, находившихся в зоне действия дорожных знаков, установленных совместно с информационной табличкой «Рабочие дни», нельзя считать нарушением.
«Применение с дорожными знаками знака дополнительной информации (таблички) 8.5.2 «Рабочие дни» ограничивает действие знака только рабочими днями, — говорится в ответе ГИБДД. — Таким образом действия водителей, находившихся в зоне действия дорожных знаков, установленных совместно с информационной табличкой «Рабочие дни», не могут образовывать состав административного правонарушения», — объяснили в ведомстве.
В столичоной МАДИ Autonews.ru сообщили, что знаки «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена» в сочетании с табличкой 8.5.2 «Рабочие дни» во время объявленных нерабочими днями действовать не будет. «Соответственно, автомобилисты в нерабочие дни смогут парковаться в таких местах и не будут получать за это штрафы. Обращаем также внимание водителей: если под запрещающим знаком отсутствует табличка 8.5.2, парковаться в таком месте категорически запрещено», — сказали в МАДИ.
Как будут работать платные парковки
Режим работы платных парковок в нерабочие дни определяют местные власти. К примеру, в Москве платные стоянки работали в обычном режиме и никаких льгот автомобилистам не предоставляли. Власти объясняли свое решение тем, что подобные каникулы — «это не праздничные дни». Исключение коснулось только медиков — для них парковку сделали бесплатной. Автомобилисты, которые не сразу разобрались в тонкостях, получили штрафы по 5 тыс. рублей.
В Санкт-Петербурге во время нерабочих дней платная парковка также работала в обычном режиме. Более того, именно в разгар пандемии в 2020 году городские власти смогли решить правовую коллизию и начать не только фиксировать нарушения, но и оформлять штрафы. Тогда это нововведение вызвало в городе настоящий скандал.
Юристы советуют не рисковать
Юрист Михаил Никитин считает, что водителям не стоит рисковать и следовать логике «нерабочие дни — это выходные». Эксперт полагает, что нельзя быть полностью уверенным в том, что автомобилистам в спорной ситуации не придет штраф.
«Вопрос еще в том, что в Москве нарушение правил стоянки и остановки администрирует МАДИ, — обратил внимание Никитин. — По моему мнению, там могут совершать ошибки, а водители не хотят тратить время на обжалование постановлений».
В свою очередь юрист Дмитрий Дугин предположил, что в случае перехода на нерабочие дни в ГИБДД и в МАДИ на этот раз будут сразу руководствоваться разъяснениями МВД.
«Ведомство объяснило, как нужно трактовать знаки, конечно, у нас всегда лучше перестраховаться и не проверять, изучили ли в регионе практику работы в такие необычные дни, — отметил Дугин. — Но даже если объявят нерабочие дни, и водитель неудачно оставит автомобиль, у него будет основание для отмены постановления. Нужно ссылаться на разъяснения ГИБДД и МВД и аннулировать штрафы».
Режим труда и отдыха водителей
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.
Однако до сих пор многие водители автомобилей не имеют информации о том, что представляет из себя «правильный» режим работы за рулем. В этой статье будет рассмотрены особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей (действуют с 1 января 2021 года), которые содержат информацию о времени работы водителя в разных ситуациях:
Внимание! В данной статье рассматриваются особенности работы водителей, работающих по найму, и индивидуальных предпринимателей. Нормативы для физических лиц рассмотрены в отдельной статье: «Режим управления личными грузовиками и автобусами».
Графики работы водителей
В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.
Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.
Существует 2 типа учета рабочего времени:
Каждый из этих типов ниже будет рассмотрен подробнее.
Рабочее время водителя
Рассмотрим, из чего состоит рабочее время водителя:
15. Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:
б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;
г) время простоев не по вине водителя;
время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;
д) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Обратите внимание, здесь перечислены 8 различных видов деятельности. Это свидетельствует о том, что водитель не должен управлять автомобилем в течение всего рабочего времени.
Например, если у водителя 8-часовой рабочий день, то в эти 8 часов должно войти также время на предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры, время перерывов для отдыха, время для посадки и высадки пассажиров и т.д.
Обратите внимание, некоторые организации могут предложить водителю делать перерывы для отдыха за счет уменьшения времени обеденного перерыва. Это неправильно.
Внимание! До 31 декабря 2020 года в рабочее время водителя включались также:
С 1 января 2021 года указанные операции в рабочее время водителя не входят.
Ежедневный учет рабочего времени
При ежедневном учете рабочего времени водитель работает по стандартной 40-часовой неделе.
Еще раз напомню, что в это время входит не только время управления автомобилем.
Примечание. До 31 декабря 2020 года накладывались и дополнительные ограничения. Если у водителя было 5 рабочих дней, то длительность каждого из них не должна была превышать 8 часов. Если у водителя было 6 рабочих дней, то каждый из них не должен был быть длиннее 7 часов. С 1 января 2021 года эти требования перестали действовать.
Суммированный учет рабочего времени
Примечание. До 1 января 2021 года в некоторых случаях (в курортной местности и на сезонных перевозках) допускалось применять суммированный учет в течение сезона. С 1 января 2021 года учетный период во всех случаях составляет 1 месяц. Он может быть увеличен до 3-х месяцев по согласованию с представительным органом работников.
Например, в течение месяца, состоящего из 31 дня есть 23 рабочих дня. В этом случае общее время работы водителя не должно превышать 23*8 = 184 часа. При этом могут быть рабочие дни, в течение которых водитель работает больше 8 часов.
Однако и тут есть свои особенности. При суммированном учете длительность рабочего дня не может превышать 10 часов.
Есть несколько исключений, когда длительность рабочего дня может быть увеличена до 12 часов:
Примечание. Перечень исключений был обновлен 1 января 2021 года.
Разделение рабочего времени на части
Примечание. До 1 января 2021 года рабочее время могло быть разделено на части только для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах и для водителей служебных легковых автомобилей органов государственной власти.
Существует возможность разделения рабочего времени любого водителя на несколько частей. При этом перерыв назначается не позже, чем через пять часов после начала рабочего времени. Длительность перерыва составляет не более:
При этом время отдыха и питания в перерыв не включается.
Например, на практике может иметь место следующий рабочий день водителя автобуса:
Действия водителя | Фактическое время | Рабочее время |
Управление автобусом | 4 часа | 4 часа |
Перерыв | 2 часа | |
Обед | 2 часа | |
Управление автобусом | 4 часа | 4 часа |
Итого | 12 часов | 8 часов |
Такая схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.
Ненормированный рабочий день
Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:
8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность. При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.
Время управления автомобилем
Выше рассматривалась длительность рабочего времени водителя, далее речь пойдет непосредственно о времени управления автомобилем, которое занимает лишь часть рабочего дня.
Время управления автомобилем в течение рабочего дня не должно превышать 9 часов.
Примечание. До 31 декабря 2020 года существовало дополнительное ограничение при работе в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов. Максимальное время управления в этих случаях не должно было превышать 8 часов.
Кроме того, время управления автомобилем может быть увеличено до 10 часов не более 2-х раз в неделю.
Примечание. До 31 декабря 2020 года также допускалось ведение суммированного учета времени управления автобусом при управлении городскими и пригородными автобусами. Эта возможность отменена с 1 января 2021 года.
Специальные перерывы, включающиеся во время работы
Существуют специальные перерывы для отдыха, которые включены во время работы водителя. Они предоставляются всем водителям.
Примечание 1. До 5 июня 2018 года такие перерывы предоставлялись только водителям, осуществляющим междугородные перевозки.
Примечания 2. Правила выбора длительности специальных перерывов изменились 1 января 2021 года (все нововведения отображены ниже).
Длительность перерыва составляет 45 минут. Первый перерыв назначается через 4 часа 30 минут непрерывного управления автомобилем. Следующие перерывы имеют такую же длительность и назначаются через каждые 4 часа 30 минут. При этом если время перерыва совпадает со временем обеда, то перерыв не предоставляется.
Например, 8-часовой рабочий день водителя должен выглядеть следующим образом:
Действия водителя | Фактическое время | Рабочее время |
Предрейсовый медицинский осмотр | 15 минут | 15 минут |
Управление автомобилем | 4 часа 30 минут | 4 часа 30 минут |
Специальный перерыв для отдыха | 45 минут | 45 минут |
Управление автомобилем | 1 час | 1 час |
Обед | 30 минут | |
Управление автомобилем | 1 час 30 минут | 1 час 30 минут |
Итого | 8 часов 30 минут | 8 часов |
Примечание. Если водитель имеет 8-часовой рабочий день, в середине которого выделен 1 час времени для обеденного перерыва, то специальные перерывы для отдыха такому водителю вообще не требуются.
Выше мы рассматривали рабочее время водителей. Его продолжительность не должна превышать установленных законодательством величин. Ниже речь пойдет о времени отдыха, которое должно быть не меньше, чем установлено законодательством.
Режим отдыха водителей в 2021 году
Что касается отдыха водителей, то он состоит из следующих составных частей:
Для каждого из видов устанавливаются собственные нормативы. Рассмотрим их подробнее.
Перерыв для отдыха и питания
Продолжительность перерыва для отдыха и питания составляет от 30 минут до 2-х часов.
Если длительность рабочего времени превышает 8 часов, то могут предоставляться 2 перерыва на обед. При этом их суммарная длительность составляет от 30 минут до 2-х часов.
Ежедневный (междусменный отдых)
При стандартной схеме учета времени длительность ежедневного отдыха должна быть в 2 раза больше, чем длительность рабочей смены. При этом во время ежедневного отдыха включается также и время обеда.
Например. Пусть в понедельник водитель работает с 8 до 17 часов (перерыв на обед 1 час). В этом случае время отдыха между сменами должно составлять 15 часов. Т.е. следующий рабочий день должен начаться не раньше, чем в 8 часов.
При 7 часовом рабочем дне следующий рабочий день может начаться на 2 часа раньше, чем предыдущий.
При суммированном учете рабочего времени длительность ежедневного отдыха должна быть не меньше 11 часов.
Примечание. До 1 января 2021 года минимальная длительность ежедневного отдыха составляла 12 часов.
Кроме того, с 1 января 2021 года время междусменного отдыха может быть уменьшено до 9 часов, но не более 3-х раз за рабочую неделю (между двумя выходными).
Еженедельный непрерывный отдых
Еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 45 часов. Причем с 1 января 2021 года этот отдых не «накладывается» не междусменный отдых, а замещает его.
Примечание. До 31 декабря 2020 года минимальная длительность ежедневного отдыха составляла 42 часа, однако она складывалась с междусменным отдыхом. В результате минимальная продолжительность выходного была больше.
Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса
В завершение предлагаю Вам рассмотреть пример. Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса, работающего по суммированному учету рабочего времени:
Действия водителя | Пн | Вт | Cр | Чт | Пт | Сб | Вс |
Предрейсовый медицинский осмотр | 7:30 | 6:00 | 17:00 | 14:00 | 14:00 | ||
Управление автобусом | 7:45 | 6:15 | 17:15 | 14:15 | 14:15 | ||
Специальный перерыв для отдыха | 17:00 | ||||||
Управление автобусом | 17:15 | ||||||
Перерыв | 11:45 | ||||||
Обед | 13:45 | 10:00 | 21:00 | 19:00 | 17:00 | ||
Управление автобусом | 14:45 | 11:00 | 22:00 | 20:00 | 18:00 | ||
Специальный перерыв для отдыха | 17:00 | 14:30 | 22:00 | ||||
Управление автобусом | 17:15 | 15:15 | 22:15 | ||||
Специальный перерыв для отдыха | 19:30 | 00:00 | |||||
Управление автобусом | 20:00 | 00:30 | |||||
Послерейсовый осмотр | 20:45 | 16:45 | 01:45 | 01:45 | 20:45 | ||
Междусменный отдых | 21:00 | 02:00 | 02:00 | 21:00 | |||
Еженедельный отдых | 17:00 | ||||||
Рабочее время, ч | 10,5 | 10 | 0 | 8 | 11 | 0 | 6 |
Данная таблица составлена таким образом, чтобы показать различные возможные варианты планирования рабочих дней:
Кроме того, если Вы хотите составить графики работы водителей без нарушения законодательства, то рекомендую Вам самостоятельно изучить соответствующий нормативный документ:
Исключения для водителей
Существуют несколько категорий водителей, режим работы которых может не соответствовать требованиям, рассмотренным выше. Речь идет о водителях: