Работа на автомобиле рукавном

12. РАБОТА НА АВТОМОБИЛЕ НАСОСНО-РУКАВНОМ ПОЖАРНОМ (АНР)

12.1. Пожарный насосно-рукавный автомобиль предназначен для доставки к месту пожара пожарного расчета, пожарно-технического вооружения и служит для подачи воды и воздушно-механической пены на тушение пожара.

Насосно-рукавные автомобили могут использоваться как самостоятельные боевые единицы и как насосные станции при работе в перекачку с одной или несколькими автоцистернами или насосно-рукавными автомобилями. В состав пожарного расчета входят: командир отделения, водитель, семь пожарных.

12.2. Действия личного состава при развертывании АНР

12.2.1. Установка АНР на водоисточник.

Установка АНР на водоисточник производится расчетом из двух человек – пожарным № 5 и водителем, аналогично установке на водоисточник автоцистерны (п.п.11.2.1.1.-11.2.1.3.).

12.2.2. Развертывание отделения АНР с подачей стволов.

12.3. Правила охраны труда при эксплуатации АНР аналогичны правилам охраны труда при эксплуатации АЦ.

13. РАБОТА НА ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЯХ ПЕННОГО ТУШЕНИЯ (АПТ)

13.1. Автомобили пенного тушения предназначены для доставки к месту пожара пожарного расчета, пожарно-технического вооружения, пенообразователя и служат для подачи пенообразователя, через дозирующую пенную вставку, в магистральную линию пожарной насосной станции (автоцистерны) и могут подавать пену через ГПС-600 или ГПС-2000, производить заправку пенообразователем автоцистерны, а также могут работать как автоцистерны при заборе воды из гидранта или водоема. В состав пожарного расчета входят: командир отделения, пожарный, водитель.

13.2. Действия личного состава при проведении развертывания автомобиля для подачи пенообразователя в магистральную линию аналогичны подаче воды из автоцистерны. Подача пенообразователя производится после подсоединения напорного рукава автомобиля к дозирующей вставке магистральной линии. Подача пенообразователя регулируется системой управления насосом (рычагом изменения оборотов двигателя, маховиком напорной заслонки) до появления устойчивой воздушно-механической пены.

По окончании работы на автомобиле пенные коммуникации промываются водой.

13.3. Правила охраны труда при эксплуатации АПТ

К эксплуатации автомобиля пенного тушения могут быть допущены только лица, прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие свидетельство установленного образца.

13.3.1. В процессе эксплуатации для предупреждения несчастных случаев запрещается:

допускать к работе с автомобилем посторонних лиц;

работать на автомобиле, находящемся в неисправном состоянии;

работать, не включив стояночную тормозную систему.

13.3.2. Необходимо исключить попадание пенообразователя в водоисточник при работе автомобиля,

13.3.3. В зимнее время следить за состоянием подножек, ступенек, трапов и поручней, своевременно очищать их от снега и льда.

13.3.4. Во время работы, технического обслуживания и ремонта необходимо соблюдать Правила по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России и другие действующие нормативные правовые акты в области охраны труда.

14. РАБОТА НА ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЯХ ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ

14.1. Автомобили порошкового тушения предназначены для доставки к месту пожара пожарного расчета, пожарно-технического вооружения, огнетушащего порошкового состава и служат для тушения пожаров путем подачи на очаг огнетушащего состава в виде газопорошкового облака (струи) через лафетный или ручные стволы. В состав пожарного расчета входят: командир отделения, пожарный, водитель.

14.2. Действия личного состава при развертывании автомобиля

14.3. Правила охраны труда при эксплуатации АП

К эксплуатации автомобиля порошкового тушения могут быть допущены только лица, прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие свидетельство установленного образца.

14.3.1. В процессе эксплуатации для предупреждения несчастных случаев запрещается:

допускать к работе с автомобилем посторонних лиц;

работать на автомобиле, находящемся в неисправном состоянии;

работать при отсутствии герметичности в трубопроводах и соединениях;

устранять дефекты на трубопроводах и соединениях, находящихся под давлением;

работать без изолирующих средств защиты органов дыхания при ручной загрузке порошка в автомобиль и проведении работ по очистке емкости;

работать на автомобиле, не включив стояночную тормозную систему.

14.3.2. В зимнее время следить за состоянием подножек, ступенек, трапов и поручней, своевременно очищать их от снега и льда.

14.3.3. Во время работы, технического обслуживания и ремонта необходимо соблюдать Правила по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России и другие действующие нормативные правовые акты в области охраны труда.

15. РАБОТА НА ПОЖАРНОМ АВТОМОБИЛЕ ГАЗОВОГО ТУШЕНИЯ (АГТ)

15.1. Пожарный автомобиль газового тушения предназначен для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и огнетушащего вещества и служит для тушения пожаров путем подачи двуокиси углерода (СО 2 ) от газовых баллонов автомобиля через шланги к стволу-снегообразователю (стволу-раструбу) или стволу-пробойнику (стволу-лому) непосредственно в очаг пожара или в объем, где происходит пожар.

В состав пожарного расчета входят: командир отделения, водитель, пожарный.

15.2. Действия личного состава при развертывании автомобиля для подачи двуокиси углерода

15.2.3. По окончании подачи газа водитель перекрывает запорные головки баллонов и фиксирует предохранительной чекой пусковое устройство, закрывает раздаточные головки на катушках и закрывает баллонные отсеки. Командир отделения и пожарный сматывают шланги на катушки и запорным механизмом фиксируют их от самопроизвольного вращения, закрывают раздаточные головки на стволах, закрывают отсеки.

15.3. Правила охраны труда при эксплуатации АГТ

К эксплуатации автомобиля газового тушения могут быть допущены только лица, прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие свидетельство установленного образца.

15.3.1. В процессе эксплуатации для предупреждения несчастных случаев запрещается:

допускать к работе с автомобилем посторонних лиц;

работать на автомобиле, находящемся в неисправном состоянии;

работать без изолирующих средств защиты органов дыхания при выпуске двуокиси углерода в закрытом помещении;

работать при отсутствии герметичности в трубопроводах и соединениях;

устранять дефекты на трубопроводах и соединениях, находящихся под давлением;

работать, не включив стояночную тормозную систему;

работать с баллонами, не прошедшими освидетельствование в Госгор-технадзоре.

15.3.2. В зимнее время следить за состоянием подножек, ступенек, трапов и поручней, своевременно очищать их от снега и льда.

15.3.3. Во время работы, технического обслуживания и ремонта необходимо соблюдать Правила по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России и другие действующие нормативные правовые акты в области охраны труда.

16. РАБОТА НА ПОЖАРНОМ АВТОМОБИЛЕ ДЫМОУДАЛЕНИЯ

16.1. Автомобиль дымоудаления предназначен для доставки к месту пожара пожарного расчета, пенообразователя, пожарно-технического вооружения и служит для удаления дыма из лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий путем нагнетания воздуха в нижнюю часть здания и выпуска дыма через проемы в его верхней части, удаления дыма из подвальных помещений путем его отсоса, удаления дыма из помещений большого объема путем нагнетания воздуха в нижнюю часть помещения и выпуска дыма через отверстия в его верхней части, производства воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее по тканевому рукаву в помещение. Кроме того, автомобиль может быть использован для создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.

Состав пожарного расчета: командир отделения, пожарный и водитель.

16.2. Действия личного состава при развертывании автомобиля

16.2.1. Включение и выключение вентиляторной установки.

Выключение вентиляторной установки производится в обратной последовательности.

16.2.2. Подача чистого воздуха по напорному рукаву.

Водитель производит включение вентиляторной установки.

16.2.3. Удаление дымовых газов из помещения.

16.2.4. Генерация и подача воздушно-механической пены.

16.2.5. Создание заградительных полос из воздушно-механической пены.

По команде: «Заградительную полосу (указывается направление (маршрут) и протяженность) — ставь!» водитель устанавливает автомобиль в исходной точке, включает стояночную тормозную систему, глушит двигатель, производит буксировочное соединение автомобиля с АЦ. Командир отделения снимает чехол с напорного патрубка вентилятора, открывает двери вентиляторного отсека кузова, производит соединение напорного рукава АЦ с приемным патрубком устройства получения воздушно-механической пены. Пожарный достает пенообразующую сетку, присоединяет ее к внутреннему напорному патрубку кузова, крепит пенный рукав к наружному напорному патрубку кузова, направляет рукав в требуемый объем. Водитель производит включение вентиляторной установки. Водитель АЦ по команде: «Раствор пенообразователя — подать!» подает 4-6 % раствор пенообразователя в водопенные коммуникации, при этом задвижка на напорном патрубке насоса открыта полностью, давление воды установлено 0,6-0,8 МПа (6-8 кг/см 2 ). Водитель АД устанавливает обороты вентилятора для устойчивого пенообразования. После появления пены занимает место в кабине, снимает автомобиль со стояночного тормоза. Автоцистерна производит буксировку автомобиля дымоудаления со скоростью, обеспечивающей требуемую ширину заградительной полосы. Командир отделения и пожарный поддерживают рукав, формируя направление заградительной полосы.

16.2.6. После окончания работ автомобиль приводится в транспортное положение, операции проводятся в обратной последовательности.

16.3. Правила охраны труда при эксплуатации АД

К эксплуатации автомобиля дымоудаления могут быть допущены только лица, прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие свидетельство установленного образца.

16.3.1. В процессе эксплуатации для предупреждения несчастных случаев запрещается:

допускать к работе с автомобилем посторонних лиц;

работать на автомобиле, находящемся в неисправном состоянии;

включать вентиляторную установку при отсутствии на ней защитных кожухов и сеток.

16.3.2. В зимнее время следить за состоянием подножек, ступенек, трапов и поручней, своевременно очищать их от снега и льда.

16.3.3. Во время работы, технического обслуживания и ремонта необходимо соблюдать Правила по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России и другие действующие нормативные правовые акты в области охраны труда.

Источник

Пожарный рукавный автомобиль

Пожарные рукавные автомобили выполняют задачу по доставке в зону возгораний запаса пожарных рукавов до 5000 м, их механизированной прокладке и уборке магистральных линий. Используются для подачи объема воды и огнетушащих средств на значительном удалении. Совместимы с другими техническими средствами, обеспечивающими работу пожарных расчетов в зоне крупных аварий: передвижными насосными станциями, автоцистернами и АНР.

По ГОСТу Р 53247-2009 рукавный пожарный автомобиль относится к спецтехнике. Специфика его эксплуатации становится определяющим фактором переоборудования базовых машин. Обязательным условием является полноприводное шасси, благодаря чему можно реализовать функцию раскатки линий во время движения автомобиля. Из-за значительного метража имеющихся в комплекте рукавов в основное оборудование включен механизм для их скатки и погрузки. Далее они, сложенные гармошкой, транспортируются в специальных отсеках кузова или на крыше АР. Обязательное условие – наличие вентиляции под кузовом.

Сегодня на вооружении МЧС стоят рукавные пожарные автомобили АР-2 на шасси ЗИЛ, Урал и КамАЗ.

АР-2 (131) 133

Транспортное средство на базе шасси ЗИЛ-131. Доставляет в зону ЧС оперативную бригаду и запас напорных рукавов трех диаметров: 77, 100 или 150 мм и длиной 2.04, 1.76 и 1.34 км.

Компоновка основных узлов автомобиля делает его универсальным техническим средством для выезда на пожары в городской или сельской черте, а также на промышленных предприятиях. Полноприводное шасси повышает проходимость машины. Одним из элементов безопасности на дороге является лебедка в передней части пожарного ЗИЛ-131. Она приводится в действие механической односкоростной КОМ с пределом отбора 22 кВт (30 л.с.) и двумя карданными валами с промежуточной опорой.

Кабина в этой модели трехместная. За ней располагается цельнометаллический кузов, впереди и сзади которого имеются ящики. Их двери используют как площадку для погрузки рукавов. В полу кузова проложена система вентиляции, обеспечивающая просушку инвентаря во время доставки его с места пожара на базу.

Внутри кузов при помощи быстросъемных стоек делится на секции. Расстояние между ними меняют в зависимости от диаметра перевозимых рукавов. Количество таких стоек рассчитывается с ориентацией на оборудование наименьшего диаметра.

Перед укладкой рукавов линии разъединяют. Для скатки используют механизм, расположенный в передней части машины. Его привод работает от вала лебедки. При погрузке скаток включают подъемный механизм с пневмоприводом.

В АР-2 (131) 133 полностью сохранено электрооборудование базового шасси. В дополнение к нему поставлена фара-прожектор, сигнальная фара и задняя фара, подсвечивающая место прокладки линий.

Характеристики пожарного рукавного автомобиля АР-2 (131) 133.

Количество мест в кабине3
Рукава, шт.

102

Скорость выкладки, м/с9
Тип лафетного стволаПЛС-60КС
Полная масса10425
Габариты, д*ш*в, мм7275*2536*3030
Мощность двигателя, кВт110
Расход топлива, л/100 км40

АР-2 (КамАЗ 43114)

Базой для этого транспортного средства стало шасси 6×6 КамАЗ-43114. Кабина у него полностью сохранена и рассчитана на три посадочных места, включая водительское кресло. Кузов крепится к шасси при помощи стремянок. Внутреннее его пространство по бокам разделено продольными секциями, в которых перевозят уложенные в «гармошку» рукава. Середина – проход для свободного доступа к оборудованию. В средней части допустимо хранение рукавов в скатке. Кузов открывается со всех сторон: боковины у него в виде шторок, а задние двери откидные. Боковые отсеки, расположенные в нижнем ярусе кузова, закрываются откидными дверцами с подножками.

ТХ АР-2 (КамАЗ 43114).

Количество мест в кабине3
Рукава, м/шт

АР-2 (КамАЗ 5350)

Уникальность этой модели АР состоит в кузове, изготовленном из сборных алюминиевых профилей с полностью скрытыми крепежными деталями. Такая технология позволила повысить устойчивость металлических частей автомобиля к коррозии. Также модульная система дала возможность модификации кузова в период использования машины.

В остальном же эта модель по техническим характеристикам схожа с АР-2 (КамАЗ 43114).

Количество мест боевого расчета3
Рукава, м

1200

Тип лафетного стволаLS-S40
Расход лафетного ствола, л/с60
Габариты, д*ш*в, мм8250*2550*3700
Полная масса, кг16150

АР-2 (Урал 5557)-56ВР

Еще один автомобиль, эксплуатируемый при выезде на крупные пожары – АР-2 (Урал 5557)-56ВР. Он выполняет все функции, возложенные на данный вид спецтехники. Перевозит рукава 77, 100 и 150 мм длиной 2.0, 1.34 и 1.76 км. Благодаря лафетному стволу может быть задействован при тушении возгораний воздушно-механической пеной.

Источник

Пожарный рукавный автомобиль АР-2

АР-2 – это пожарная техника, без которой сегодня невозможно представить ни одно тушение крупных возгораний. Однако сложно поверить, что совсем недавно пожарным подразделениям приходилось находить другие варианты доставки рукавов к месту возгорания. Как появились и в чем преимущество АР-2?

Пожарные рукавные автомобили

АР-2 пожарный автомобиль используется при ликвидации пожаров на предприятиях и городских объектах. Рукавные линии прокладываются напрямую от насосной станции к месту возгорания, что позволяет эффективно справляться с разного рода воспламенениями.

История создания

Впервые пожарный рукавный автомобиль появился в 1920-х годах в пожарных гарнизонах в Москве и Ленинграде. Его появление здесь объясняется тем, что во время крупных возгораний необходим достаточный запас рукавов, а обеспечить его только лишь стандартными пожарными машинами невозможно.

Было решено выделить специальный транспорт, который будет отвечать за поставку рукавов в очаг воспламенения. Сперва использовались стандартные прицепы. Спустя некоторое время стали функционировать обычные грузовики, переоборудованные для транспортировки рукавов.

На заметку. Во время войны рукавные пожарные машины были оснащены необычным для настоящего времени снаряжением – бронещитами. Именно они позволяли прокладывать рукава во время ведения боевых действий.

В 50-е годы прошлого столетия были выпущены первые специализированные АР-2 на шасси ЗИС-150.

Предназначение

АР-2 применяют для установки и свертывания рукавных линий, уничтожения воспламенений на предприятиях и крупных объектах в населенных пунктах.

Температура при эксплуатации такого транспортного средства должна быть в норме от –45 до +40 °C. Допустимо использовать АР-2 по бездорожью и при непогоде.

Задачи пожарного рукавного автомобиля:

Модели

В качестве одних из самых известных моделей АР-2 можно выделить:

Особенности конструкции АР-2

Элементами конструкции пожарных рукавных автомобилей являются шасси и кузов, НПР (напорно-пожарные рукава), система управления транспортом и другими механизмами, электроустройства.

Шасси

Шасси, используемые при конструировании рукавного автомобиля, должны быть полноприводными. Это позволяет прокладывать рукавные линии во время движения транспорта.

К электрооборудованию базового шасси также устанавливают:

Кузов

Кузов пожарного автомобиля с рукавами закрепляется к шасси. Внутри находятся шесть секций, в которые складывают смотанные рукава. Центровая секция служит в качестве места для прохода при укладке рукавных конструкций.

Имеются задние и боковые откидные выходы. Сбоку на нижних отсеках тоже есть двери со специальными спусковыми подножками, которые предназначаются для экстренного спуска.

Пожарные рукава

Для прокладки рукавной линии используются задние шторные проходы. Прокладка может быть осуществлена непосредственно во время движения транспорта, но при условии, что включена первая передача.

Внимание! Допускается использование лафетного ствола, закрепленного поверх кузова, вместе с насосной станцией во время устранения возгорания. Это ускоряет работу НПР.

После окончания пожаротушения линию НПР разделяют на рукава. Затем, используя устройство намотки, возвращают в кузов пожарной машины.

Электрооборудование

В комплекс электрустройств пожарного автомобиля с рукавами входят:

Электрическое питание пожарного автомобиля происходит постоянным током в 24 В.

Технические характеристики АР-2

Технические данные об устройстве АР-2 включают в себя информацию о типе и мощности встроенного двигателя, допустимой скорости передвижения, о напорных рукавах и т. д.

ТТХ АР-2 (КАМАЗ-43114)-55ВР приведены в таблице.

ШассиКамАЗ-43114 (6х6)
Двигательдизель
Мощность176 КВт
Скорость90 км/ч
Места3
Напорные рукава (77 мм)1 200/60, м/шт.
Напорные рукава (150 мм)800/40, м/шт.
Расход лафетного ствола40 л/с
Намотка рукавовмеханизированная
Масса15 100 кг
Габариты, мм8 100×2 500×3 450

Комплектация АР-2

В комплектацию АР-2 входят следующие компоненты:

Внимание! В зависимости от модели некоторые параметры и опции комплектации АР-2 меняются. Пример: АР-2 (131)133 может иметь в комплектации:

Фото всех моделей и расшифровки их ТТХ можно найти в интернете.

Преимущества АР-2

Пожарные рукавные автомобили надежно зарекомендовали себя при тушении возгораний на крупных объектах. Основные плюсы использования техники:

Появление пожарных рукавных автомобилей значительно упростило работу пожарных подразделений. Теперь нет необходимости задействовать дополнительную пожарную технику для транспортировки рукавных устройств, что существенно ускоряет процесс пожаротушения и делает его более эффективным.

Источник

Работа на пожарных автомобилях

Своевременное прибытие по вызову на пожар и включение в работу пожарных насосов, механизмов и агрегатов основных и специальных ПА зависит от многих факторов. Наиболее важные из них удельная мощность двигателя, техническое состояние ПА, дорожная обстановка на пути следования на пожар, наличие водоисточников и пути подъезда к ним. Большую роль играет и профессиональный уровень квалификации водителя и начальника караула.

В ГПС накоплен громадный опыт по вопросам определенной последовательности управления агрегатами и механизмами. Ее строгое выполнение также способствует более совершенному использованию пожарных машин.

На всех пожарных автомобилях производятся различные боевые действия. Рациональное их выполнение требует по прибытию на пожар правильной их установки. При этом должно быть исключено воздействие на пожарный автомобиль тепловых потоков. На автоцистернах и на насосно-рукавных автомобилях для выполнения боевых действий производится ряд работ: подача воды из цистерны, из открытого водоема, от водопроводной сети, перекачка воды на большие расстояния, подача воздушно-механической пены лафетными стволами, забор воды из открытых водоисточников при помощи гидроэлеватора.

Пожарные АЦ по прибытию к месту пожара устанавливают как можно ближе к очагу горения. Подача огнетушащих средств в стволы по решению руководителя тушения пожара осуществляется водой из цистерны и пенобаков, вывозимых на АЦ, или из других водоисточников. Подача воды и пены может производиться стационарным лафетным стволом или ручными стволами.

У АЦ, подготавливаемых к забору воды, должны быть плотно закрыты заглушки на всасывающих патрубках, все вентили или клапаны, сливные краники.

Насосно-рукавные автомобили устанавливаются на водоисточник – пожарный гидрант или открытый водоем.

Установка пожарного автомобиля на открытый водоем зависит от расположения в нем пожарного насоса. При среднем его расположении с выводом всасывающих патрубков в передней части автомобиля подъезд к водоисточнику осуществляется передним ходом. При расположении насоса в корме автомобиля – задним ходом. В обоих случаях необходимо выбирать удобное для подъезда место.

Большое значение для работы насоса имеет высота всасывания и условия прокладки всасывающих рукавов. Необходимо выбрать такое место, чтобы высота всасывания не превышала 7 м, а условия прокладки всасывающих рукавов исключали их резкие перегибы.

При постановке ПА на гидрант следует его устанавливать так, чтобы можно было свободно проложить напорно-всасывающий и напорные рукава.

При постановке ПА для работы следует поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение; установить ПА с работающим двигателем на ручной тормоз; выключить сцепление и включить коробку отбора мощности.

Такая последовательность действий должна соблюдаться при эксплуатации ПА на базовых шасси ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и др.

На пожарных автомобилях с базовыми шасси ГАЗ-66 после включения коробки отбора мощности необходимо включить четвертую передачу коробки скоростей основной трансмиссии.

На ПА повышенной проходимости перед включением коробки отбора мощности рычаг раздаточной коробки необходимо поставить в нейтральное положение. При этом передний и задний мосты будут отключены от двигателя.

После включения коробки отбора мощности следует плавно включить сцепление. При этом крутящий момент от двигателя будет передаваться на вал насоса. Пожарные насосы не рекомендуется длительное время использовать без воды. Поэтому следует снизить частоту вращения вала двигателя до 800 – 1000 об/мин и быстро выключить сцепление рычагом в насосном отделении. Продолжительная работа выжимного подшипника сцепления в выключенном положении сцепления недопустима. Поэтому следует быстро заполнить водой пожарный насос и включить сцепление.

Заполнение насоса водой перед подачей ее в рукавную линию можно осуществлять различными способами. Для обеспечения заполнения насоса водой необходимо, чтобы заглушка на всасывающем трубопроводе была плотно завернута. Закрыты все вентили, клапаны и краники в водопенных коммуникациях.

Последовательность выполнения работ рассмотрим на примере фрагмента (рис. 8.19) водопенных коммуникаций.

Для подачи первого ствола необходимо:

присоединить рукавную линию 4 стволом к напорному патрубку с напорной задвижкой 3;

открыть вакуумный клапан 5 для выхода воздуха из центробежного насоса при его заполнении водой;

включить подсвет вакуумного клапана;

открыть вентиль 8 на трубопроводе, соединяющем цистерну 7 со всасывающим патрубком 1 насоса 2;

через смотровой глазок вакуумного клапана следить за заполнением насоса водой;

при появлении воды в вакуумном клапане закрыть его.

После заполнения насоса водой следует:

Работа на автомобиле рукавном. Смотреть фото Работа на автомобиле рукавном. Смотреть картинку Работа на автомобиле рукавном. Картинка про Работа на автомобиле рукавном. Фото Работа на автомобиле рукавномвключить сцепление рычагом из насосного отделения (при среднем расположении насоса – педалью сцепления, расположенной в кабине водителя);

создав насосом заданный напор, открыть задвижку 3 на напорном трубопроводе;

поддерживать требуемый напор изменением частоты вращения вала двигателя.

При заборе воды из цистерны на АЦ с насосами ПЦНН и ПЦНВ перед пуском насосов следует закрыть вакуумный кран, а вакуумный насос вручную отключить от пожарного насоса. При этом рукоятка дозатора должна находиться в положении «Закрыто».

Подача воды пожарным насосом из открытого водоема. Работа по подаче воды пожарными автоцистернами и насосно-рукавными автомобилями из открытых водоисточников производится в ряде случаев. Это имеет место в населенных пунктах со слабо развитой сетью водоснабжения, в сельской местности, а также в случаях, когда для тушения пожара требуется большое количество воды. Например, при тушении горящей нефти и нефтепродуктов в резервуарах или пожаров газовых и нефтяных фонтанов воду обычно подают из открытых естественных или искусственных водоемов.

Подготовка к подаче воды производится в следующей последовательности (рис. 8.20):

извлекают из пеналов всасывающие рукава, соединяют их друг с другом и подсоединяют всасывающую сетку;

снимают заглушку со всасывающего патрубка 1 и подсоединяют к нему всасывающие рукава 9 с сеткой;

Работа на автомобиле рукавном. Смотреть фото Работа на автомобиле рукавном. Смотреть картинку Работа на автомобиле рукавном. Картинка про Работа на автомобиле рукавном. Фото Работа на автомобиле рукавном Работа на автомобиле рукавном. Смотреть фото Работа на автомобиле рукавном. Смотреть картинку Работа на автомобиле рукавном. Картинка про Работа на автомобиле рукавном. Фото Работа на автомобиле рукавном Работа на автомобиле рукавном. Смотреть фото Работа на автомобиле рукавном. Смотреть картинку Работа на автомобиле рукавном. Картинка про Работа на автомобиле рукавном. Фото Работа на автомобиле рукавномопускают всасывающие рукава в водоем; при этом глубина всасывания Нs не должна превышать 7,5 м, а глубина погружения всасывающей сетки должна быть больше 300 мм;

открывают вакуумный клапан 5;

включают газоструйный вакуум-аппарат и плавно увеличивают частоту вращения вала двигателя;

при появлении в вакуумном клапане воды закрывают его и выключают газоструйный вакуумный аппарат;

включают сцепление и плавно увеличивают частоту вращения вала насоса;

создав требуемый напор, плавно открывают напорную задвижку 3, вода поступает в рукавную линию 4.

При наличии на АЦ дополнительной системы охлаждения необходимо в летнее время включать ее в работу, открыв оба краника на пожарном насосе.

При работе пожарных насосов с открытых водоемов возможны отказы в заборе воды. Основными их причинами являются: недостаточная частота вращения вала двигателя при включении газоструйного вакуумного аппа-
рата; преждевременное, до закрытия вакуумного аппарата, снижение час-
тоты вращения вала двигателя; большая частота вращения вала насоса и
развиваемый напор при открытии напорных задвижек.

При отказе в работе вакуумного аппарата заполнение пожарного насоса можно осуществить двумя разными способами: заливкой полостей пожарного насоса и всасывающих рукавов водой из цистерны и кольцеванием автоцистерны с пожарным насосом.

Первый способ обусловлен тем, что поступают так же, как при заборе воды из цистерны (см. рис. 8.19).

При втором способе необходимо соединить всасывающие и напорные рукава с насосом; включить сцепление; открыть полностью вентили в цистерну и из цистерны (поз. 6 и 8 на рис. 8.19), установить частоту вращения вала насоса, равную 2000 – 2500 об/мин, и, плавно закрывая вентиль из цистерны (поз. 8 на рис. 8.19), установить необходимое разрежение по вакуумметру.

После заполнения всасывающего рукава и пожарного насоса водой и отключения стрелки манометра закрыть вентили из цистерны и в цистерну и установить заданное давление на насосе.

Более простым является забор воды из открытых водоисточников насосами ПЦНН и ПЦНВ. После подсоединения к насосу всасывающих и напорных рукавов открыть вакуумный кран, вручную включить вакуумный насос, включить привод пожарного насоса, при этом одновременно автоматически включится вакуумная система. Установив частоту вращения вала насоса 2300 – 2600 об/мин, необходимо следить за показаниями мановакуумметра и манометра. При появлении избыточного давления в течение 30 – 40 с на выходе насоса более 0,39 МПа (40 м вод.ст.) вакуумный насос автоматически отключится. Регулируя частоту вращения вала двигателя, устанавливают необходимый напор на насосе.

Если при работе вакуумного насоса в течение 30 – 40 с и оборотах 2300 – 2600 об/мин не произойдет забора воды, то следует проверить:

закрыт ли вакуумный кран;

закрыты ли сливные краны на насосе;

надежность соединения всасывающих рукавов и глубину погружения всасывающей сетки;

наличие масла в масляном баке.

После проверок повторить забор воды.

При открытом вакуумном кране система забора воды автоматически сработает, если произойдет обрыв столба воды.

Работа на автомобиле рукавном. Смотреть фото Работа на автомобиле рукавном. Смотреть картинку Работа на автомобиле рукавном. Картинка про Работа на автомобиле рукавном. Фото Работа на автомобиле рукавномПодача воды от водопроводной сети. Подача воды от водопроводной сети самый распространенный способ при тушении пожаров в городах, промышленных предприятиях и т.д. В этих случаях АЦ или НРА следует устанавливать всасывающими патрубками как можно ближе к колодцу гидранта водопроводной сети.

Для забора воды от водопроводной сети необходимо собрать напорно-всасывающую линию, как показано на рис. 8.21, затем следует:

открыть вакуумный клапан 5 для выпуска воды из насоса;

заполнить водой насос;

закрыть вакуумный клапан 5;

включить пожарный насос и, следя за режимом его работы, плавно открыть напорную задвижку 3, вода поступит в рукавную линию 4.

При подаче воды в насос ПЦНН-40/100 от водопроводной сети вакуумный кран должен быть закрытым. В противном случае полость вакуумного затвора, масляного бака и вакуумного насоса будут заполняться водой. При поступлении воды в насос воздух из него будет выдавливаться по рукавной напорной линии.

Подача воздушно-механической пены. Воздушно-механическая пена применяется для тушения легковоспламеняющихся жидкостей.

Подача пенообразователя из бака, а воды из цистерны. Рассмотрим последовательность выполнения работы по схеме рис. 8.22.

Работа на автомобиле рукавном. Смотреть фото Работа на автомобиле рукавном. Смотреть картинку Работа на автомобиле рукавном. Картинка про Работа на автомобиле рукавном. Фото Работа на автомобиле рукавномК напорному патрубку с задвижкой 3 подсоединяют рукавную линию 4 с ГПС, а затем следует:

открыть вакуумный кран или приоткрыть задвижку 3 для выхода воздуха из насоса;

открыть задвижку 8 на трубопроводе из цистерны в насос;

заполнить насос водой, включить его в работу и создать напор 70 –
80 м.вод.ст.;

установить стрелку крана-дозатора пеносмесителя 9 на деление шкалы, соответствующее подаче присоединенных ГПС;

открыть пробковый кран на пеносмесителе 9 и кран 12 от пенобака 14 к пеносмесителю 9;

поддерживать режим работы таким, чтобы у ГПС напор был не менее 40 – 60 м вод.ст.

Подача пенообразователя из пенобака, а воды из водоема или водопроводной сети. В этом случае выполняются все операции по заполнению насоса водой из открытого водоисточника или водопровода.

При работе от пожарной колонки, установленной на гидрант водопровода, напор во всасывающем патрубке не должен превышать 25 м вод.ст. Регулирование его производят при работающем насосе и открытых задвижках 3, изменяя положения вентилей пожарной колонки.

Для подачи к ГПС выполняют операции, как было указано выше.

Подача пенообразователя к пеносмесителю от посторонней емкости. Запас пенообразователя в пенобаках невелик, поэтому при тушении пожаров возникает необходимость использовать бочки с пенообразователем.

Для подачи в систему пенообразователя необходимо снять колпачок со штуцера 11 и подсоединить к нему шланг. Второй его конец опускают в емкость с пенообразователем.

Для работы системы выполняются все операции, изложенные ранее.

Подача воды или пены стационарным лафетным стволом на ходу производится на первой или второй передаче коробки скоростей основной трансмиссии.

Подготовка к подаче пенообразователя к лафетному стволу производится так же, как и его подача к ГПС. Для подвода пенообразователя к лафетному стволу необходимо открыть вентиль 12.

Промывка системы подачи пенообразователя.После тушения пожара пеной система подачи пены, насос, стволы и пеногенераторы необходимо промыть водой. Вода удалит остатки пенообразователя с поверхностей деталей системы, в противном случае будут корродировать металлические поверхности деталей. Кроме того, остатки пенообразователя в пеносмесителе будут кристаллизоваться, образуя отложения, которые могут приводить к отказу в его работе.

В случае, когда на АЦ имеется промывочный трубопровод от цистерны, необходимо открыть вентиль 13. При рабочем насосе вода из цистерны поступит к вентилю 13 (показано стрелкой), а затем в систему подачи пены, как и при подаче пенообразователя.

После подачи пены лафетным стволом промывка осуществляется при открытом вентиле 16, а при подаче к ГПС – при открытой напорной задвижке 3.

Особенности подачи пенообразователя насосом ПЦНН-40/100. При пенном тушении пожара подача водного раствора пенообразователя к пеногенераторам может производиться при ручном и автоматическом дозировании.

При ручном дозировании подача пенообразователя к насосу, а его водного раствора к пеногенераторам, производится так же, как было описано ранее.

Регулируя частоту вращения вала двигателя, устанавливают необходимый напор на выходе из насоса. При этом перепад давлений на эжекторе должен находиться в пределах от 0,49 МПа (50 м вод.ст.) до 0,98 МПа
(100 м вод.ст.). Количество включаемых пеногенераторов и концентрация раствора пенообразователя устанавливаются на шкалах дозатора 3х и 6х.

При автоматическом дозировании подачи раствора пенообразователя выполняется ряд дополнительных операций.

Необходимо установить переключатель электронного блока в требуемое положение в зависимости от типа и концентрации раствора. Затем выполняются следующие операции:

переводится рукоятка крана эжектора в положение «Открыто»;

соответствующими органами управления водопенных коммуникаций (см. рис. 8.22) подают пенообразователь из пенобака в насос;

включают автоматическую систему дозирования (при этом загорается индикатор «АСД ПИТАНИЕ».

Регулируя частоту вращения вала двигателя, устанавливают требуемое давление на выходе из насоса.

Подача воды из водоема с помощью гидроэлеватора. Забор воды из открытых водоисточников с помощью гидроэлеватора происходит в трех случаях, когда:

уровень воды в водоеме ниже уровня насоса по вертикали более 7 м;

водоем удален от пожарного автомобиля по горизонтали на расстояние до 100 м;

толщина слоя воды в водоеме 5 – 10 см.

Кроме того, гидроэлеваторы используются для откачки воды из подвалов, из различных объектов на пожарах.

Забор воды автоцистерной из открытых водоисточников осуществляется при помощи одного или нескольких гидроэлеваторов, включаемых по различным схемам.

Работа на автомобиле рукавном. Смотреть фото Работа на автомобиле рукавном. Смотреть картинку Работа на автомобиле рукавном. Картинка про Работа на автомобиле рукавном. Фото Работа на автомобиле рукавном

Рис. 8.23. Схема подачи воды гидроэлеватором:

1 – рукавная линия; 2 – цистерна; 3 – напорный рукав 77 мм; 4 – гидроэлеватор;
5 – напорный рукав 66 мм

Схема, при которой в рукавную линию 1 подается небольшое количество воды, представлена на рис. 8.23. Для подачи воды необходимо:

выжав сцепление, включить коробку отбора мощности и отпустить педаль сцепления;

выключить сцепление рычагом из насосного отсека;

открыть напорную задвижку а на насосе (к гидроэлеватору), через нее выйдет воздух из насоса;

открыть задвижку б на трубопроводе из цистерны;

включить сцепление и увеличить частоту вращения вала насоса до 2000 об/мин;

в начале поступления воды из напорного рукава 3 в цистерну 2 открыть задвижку б на напорном коллекторе насоса (к стволу в рукавной линии 1);

установить напор на насосе в пределах 70 – 80 м.

При работе необходимо следить за уровнем воды в цистерне. Он регулируется задвижкой на напорном коллекторе насоса и частотой вращения вала насоса.

В случае, когда необходимо подавать воду через два ствола (расход до 10 л/с), к всасывающему патрубку насоса подсоединяют водосборник. На один его патрубок устанавливают заглушку, а шарнирным клапаном перекрывают патрубок, к которому будет присоединяться напорный рукав от гидроэлеватора.

Запуск насоса осуществляют, как указано выше, но вакуумный кран должен быть открыт для выхода воздуха. После запуска такой системы следует закрыть задвижку из цистерны и затем подать воду к стволам.

При подаче воды в количестве 20 – 30 л/с используются два гидроэлеватора, включенные параллельно (рис. 8.24). Включают гидроэлеваторы поочередно: сначала один, затем другой.

Работа на автомобиле рукавном. Смотреть фото Работа на автомобиле рукавном. Смотреть картинку Работа на автомобиле рукавном. Картинка про Работа на автомобиле рукавном. Фото Работа на автомобиле рукавном

Рис. 8.24. Схема подачи воды двумя гидроэлеваторами:

1 – цистерна; 2 – водосборник; 3 – напорный рукав 77 мм; 4 – гидроэлеватор;
5 – напорный рукав 66 мм; 6 –разветвления; 7 – рукавная линия

При уборке воды из помещений гидроэлеваторная система может работать от гидранта, рабочую и эжектируемую воду сливают в канализацию.

При эксплуатации гидроэлеваторных систем возможен срыв работы систем, уменьшение расхода эжектируемой воды. Наиболее распространенными причинами этого являются заломы рукавных линий, быстрое открытие задвижки подачи воды в рукавную линию, недостаточный напор на насосе. Возможно также засорение всасывающей сетки эжектора, превышение подаваемой воды на пожар над эжектируемым расходом.

Перекачка воды автоцистернами и насосно-рукавными автомобилями. В районах с большими расстояниями до водоисточников или при неисправных пожарных водопроводных системах возникает необходимость подавать воду по рукавным линиям. В этом случае потери напора в них могут превышать энергетические возможности двигателя и пожарного насоса АЦ или АНР. Поэтому возникает необходимость использовать АЦ или АНР как перекачивающие станции.

Перекачка воды может осуществляться двумя способами. По первому из них вода из насоса одной АЦ подается в насос второй, как показано на рис. 8.25, а. По второму способу каждая из последующих АЦ используется как промежуточная емкость, то есть вода подается в цистерну (рис. 8.25, б).

Работа на автомобиле рукавном. Смотреть фото Работа на автомобиле рукавном. Смотреть картинку Работа на автомобиле рукавном. Картинка про Работа на автомобиле рукавном. Фото Работа на автомобиле рукавном

Рис. 8.25. Схема включения пожарных автомобилей по перекачке воды:

а – из насоса в насос; б – из насоса в цистерну

Первый способ является более сложным. При его применении необходимо согласовывать работу насосов обеих АЦ. Кроме того, требуется поддерживать избыточное давление (не менее 100 кПа) перед последующим насосом. Если эти условия не соблюдаются, то не исключается срыв работы системы.

Второй способ не требует какого-либо согласования режимов работы насосов. Контроль за работой системы осуществляется по уровню воды в цистерне, заполняемой водой. Этот способ и более экономичен, так как нет необходимости ограничивать давление перед цистерной. Поэтому расстояние между АЦ может быть большим, чем в первом случае.

В обоих методах перекачку воды можно осуществлять по двум параллельным рукавным линиям. В этом случае расстояние между АЦ может значительно увеличиваться, особенно при использовании первого способа.

После прокладки рукавных линий возможно большего диаметра по первому способу (для уменьшения гидравлических сопротивлений по их длине) включение в работу системы выполняют в следующей последовательности:

Включают пожарный насос АЦ у водоисточника и подают воду во второй насос, который должен быть подготовлен к работе, но сцепление выключено.

При поступлении воды ко второму пожарному насосу включают его сцеплением и плавно открывают задвижки напорных патрубков. Требуемый напор у насоса регулируется изменением частоты вращения вала пожарного насоса.

При перекачке воды по второму способу пожарный насос второго пожарного автомобиля включают после заполнения цистерны водой.

Уровень воды в цистерне регулируется увеличением подачи первого или уменьшением подачи второго насоса. Это осуществляется изменением частоты вращения валов пожарных насосов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *