Работа на себя на грузовом автомобиле
Основные способы заработка в грузоперевозках, работая на себя
В данной статье мы постарались отобразить основные трудности, с которыми сталкиваются водители, решившие начать работать на себя или стремящиеся найти дополнительный заработок.
Надвигающийся экономический кризис старательно диктует новые правила выживания: заставляет привыкать к выросшим ценам, повышенной конкуренции на рынке труда и необходимости искать новые источники прибыли. Водители со стажем из образовавшейся ситуации часто выкручиваются с помощью личного транспорта: размещают рекламу на своем автомобиле за деньги, сотрудничают с таксопарками и сервисами доставки товаров. Далее рассмотрим все варианты, как можно заработать на своей газели через диспетчера и напрямую.
Начинать карьеру частного водителя, занимающегося грузоперевозками, без поддержки со стороны сложно: вечный недостаток клиентов вынуждает часами вылавливать заказы на всевозможных платформах или договариваться о сотрудничестве, находящимся на грани между профессиями водитель и грузчик. А потому бывалые владельцы «Газели», ранее оценившие собственные силы в грузоперевозках, рекомендуют сначала воспользоваться помощью диспетчеров – специалистов, подбирающих заказы, назначающие водителей и исключающие даже минимальное время простоя в течение рабочего дня. Но так ли выгоден диспетчер, где искать помощника и реально ли развивать собственное дело без чей-то поддержки? Да, реально!
Если личный транспорт уже доступен, но клиентов до сих пор сильно недостает, то без диспетчера не обойтись. Найти подходящего посредника предлагают десятки организаций, обладающих сетью или представленных в разовом порядке в каком-то городе. Особой популярностью пользуются газели-эвакуаторы, модели авто с термобудкой, рефрижератором, тентом. Достаточно воспользоваться поиском в том же Google или «Яндекс» и в выдаче появится коллекция подходящих вариантов.
Рассвет «газелистов» приходится на начало нулевых: предприниматели и бизнесмены без перерыва открывали новые торговые точки, развивали производство и нуждались в водителях с личным транспортом. А потому даже местной газеты раньше для поиска заказов хватало. Но времена изменились – сильно возросла конкуренция, постоянных заказчиков стало меньше, а газеты и вовсе замедляют процесс сотрудничества. А потому предстоит открывать новые способы поиска клиентов.
Недостатки при работе через диспетчер, как правило, связаны непосредственно с наличием комиссии (потери с каждого заказа не менее 10%) и дополнительными требованиями, зависящими от формы сотрудничества и статуса посредника. Периодически необходимо размещать рекламу на «Газели», брать в аренду дополнительное оборудование (крепление, инструменты) или вовсе разбираться с непривычными для водителя задачами, вроде выгрузки товаров. Подробнее в деталях необходимо разбираться до заключения контракта!
Как и в случае с потенциальным заработком рассчитать «выгоду» водителя «Газели» невозможно: многое зависит от опыта и желания искать клиентов, региона заработка, предприимчивости и даже посредников, появляющихся между грузом и местом назначения. Противоречий у профессий, связанных с грузоперевозками, предостаточно: порой набранную репутацию способен разрушить нелестный комментарий вечно недовольного заказчика.
Но бизнес невозможно предсказать: намного «выгоднее» поэкспериментировать – приобрести или арендовать транспорт, попытаться найти клиентов, найти единомышленников. Даже 3-5 месяцев плодотворного труда достаточно для знакомства с деталями. А если дело пойдет в гору, то появится шанс расширить границы грузоперевозок, найти постоянных заказчиков и даже сменить формат доставок, к примеру предлагать услуги эвакуатора. Те же «температурные грузы» приносят больше прибыли, но потребуют установки рефрижераторов.
Назвать даже приблизительные или возможные суммы заработка на личной «Газели» мешают обстоятельства: уж слишком много факторов влияют на доход от частных грузоперевозок. Речь и о временном недостатке клиентов, и о разнящейся оплате труда в зависимости от региона, и о выбранной форме сотрудничества (необходим ли диспетчер, приходится ли лично выискивать заказчиков).
Если абстрагироваться от деталей и сосредоточиться на цифрах, то, по оптимистичным прогнозам, выручка за месяц составит не менее 50 тысяч рублей. Расчет следующий формата: допустим, постоянные клиенты и временные заказчики, найденные по объявлениям на биржах или форумах, принесли доход в 70 тысяч рублей. Расход же составил не меньше 20: бензин, стоянка, транспортный налог, ТО после каждых 15 тысяч километров, мойка. Результат – 50 тысяч чистой прибыль. Оптимистичность прогноза варьируется и зависит даже от сезона, а потому предсказать будущее газелиста практически невозможно.
Пора работать на себя! Как стать владельцем грузовика и не пожалеть об этом 09:00, 12 мая 2020 Версия для печати
Многие водители мечтают купить грузовик и начать своё дело. Нередко их останавливают обоснованные страхи: отсутствие постоянных заказчиков, нехватка денег, боязнь оказаться в форс-мажорной ситуации.
Сегодня на дорогах можно встретить грузовики с необычной рекламой. Что это? Кто за этим стоит? Вопросов много. В поисках информации мы связались с компанией МОНОПОЛИЯ.Онлайн и поговорили с её сооснователем Ильей Дмитриевым.
Для справки: ГК «МОНОПОЛИЯ» работает на рынке логистики 13 лет. В её состав входит транспортная компания «МОНОПОЛИЯ» с собственным парком в 1500 рефрижераторов, цифровой экспедитор «МОНОПОЛИЯ.Онлайн» и ООО «МФС» (предоставляет в аренду технику, с возможностью последующего выкупа). Группа вошла в рейтинг РБК ТОП 50 самых быстрорастущих компаний России.
Что это за новая реклама от Монополии?
— Это реклама нового проекта в рамках нашей группы компаний. Мы назвали его «Малый бизнес в большой логистике» и оклеиваем машины, когда за руль садится новый предприниматель-партнер. Сейчас в России уже 50 таких машин.
Что это за проект? В чем его суть?
— Водитель с опытом в грузоперевозках становится предпринимателем и получает сцепку в аренду на 5 лет без первоначального взноса, с возможностью последующего выкупа.
А почему такое название?
— Смысл проекта в том, чтобы дать частным предпринимателям доступ к ресурсам большой стабильной компании. Уравнять нас всех на рынке, чтобы каждый частный перевозчик, мог создать свою компанию мечты с возможностями и ресурсами крупной фирмы.
Как появилась идея запустить такой проект?
— На самом деле, это давно знакомая и понятная модель. В таком формате работают такси, подобные проекты запускались и в нашей сфере. Водитель берет в аренду грузовик с возможностью его выкупа. Что далеко ходить – в МОНОПОЛИИ всегда были водители, которые хотели работать на себя, но в партнерстве с нами. Мы постоянно получали такие запросы.
Если спрос был, почему не запустили проект раньше?
— Потому что отдать машину – это самая легкая часть пути. Сначала мы построили систему, задача которой – обеспечить предпринимателю возможность безопасно вести эффективную самостоятельную деятельность.
Мы на этом рынке давно, и как никто другой знаем все подводные камни и трудности, с которыми сталкиваемся каждый грузоперевозчик. Подход к проекту серьезный и обдуманный, чтобы не просто отдать сцепку в аренду с возможностью выкупа, а предоставить будущему партнеру готовый комплексный продукт.
Проект действует с конца 2019 года: мы увидели спрос и запустили рекламную кампанию.
Вы сказали, что у проекта уже были аналоги. В чем отличие вашего проекта и из чего он состоит?
— Найти машину, найти первоначальный капитал на нее – это только начало. Главный вопрос: где потом брать заказы? Сейчас ни один частный перевозчик не может обеспечить себе постоянную загрузку, не говоря уже про доступ к крупным грузовладельцам. И это первое отличие нашего проекта от любого другого.
Партнер не будет задумываться, где ему брать грузы, будут ли они на обратном пути. Мы берем это на себя и предоставляем доступ к грузам крупных компаний, ко всем грузам нашей группы.
А если говорить о том, что еще входит в проект, то мы просто решили следующие вопросы:
Что делать со страхованием грузов? Ведь страхование требует определенных расходов и выстроенного процесса по заявлению грузов к страховому покрытию, по сбору и предоставлению документов при наступлении страхового случая. С другой стороны, отсутствие страхования влечет за собой огромные риски для грузоперевозчика, которые зачастую приводят к фатальным последствиям. Мы страхуем все грузы, предлагаемые нашим партнерам, защищая их от рисков, связанных с повреждением грузов и освобождаем от документальной волокиты.
Как грузоперевозчику, работающему на себя получить скидки на топливо, шины и т.п.? Мы даем доступ ко всем скидкам нашей компании – от топлива и шин до омывайки. Т.е. партнер с одной машиной получает те же цены, что и наш парк в 1500 сцепок.
Как решать вопрос кассовых разрывов? Сейчас отсрочки платежей доходят до 60-150 дней, это подкосило много частных перевозчиков. Мы решаем и этот вопрос. После предоставления документов перевозчик-партнер получает деньги через 15 дней.
Важно отметить, что данный проект предусматривает абсолютно прозрачную модель ведения бизнеса и позволяет приучать его участников к получению прибыли после исчисления и уплаты всех необходимых налогов. Сотрудничество с добросовестными контрагентами – один из наших главных приоритетов, который является преимуществом нашей компании.
Над проектом работала большая команда аналитиков и экономистов: просчитывались все возможности и факторы, чтобы предприниматель мог чувствовать себя уверенно.
А насколько данный проект актуален в текущих реалиях? Кризис, падение рубля. насколько сейчас это нужно?
— Сегодня этот проект актуален как никогда. В текущих условиях рынок активно меняется. Уходят те, кто работал в одиночку, кто не платил налоги, не имел поддержки или был ограничен только одним контрактом. Это значит, что грузовладельцы будут искать новых партнёров. А мы, в свою очередь, продолжаем подключать к платформе новых и новых грузовладельцев.
Грузов меньше не становится, спрос на перевозки продуктов питания и медикаментов растёт – а ведь в проекте участвуют и рефрижераторы.
Перераспределение рынка неизбежно, но водители, грузоотправители и иные его участники никуда не пропадут. Кто-то должен будет возить грузы. Формат «Малый бизнес в большой логистике» является моделью, к которой необходимо прийти, чтобы и небольшие, и крупные логистические предприятия были одинаково доходны, имели одинаковые ресурсы и возможности.
На фурах написано «Monopoly.online» (Монополия.Онлайн). Что это?
— Деятельность ГК Монополия уже давно вышла за рамки транспортной компании. Мы работаем не только как ТК, но и как экспедитор, а с 2016 года мы приняли решение развивать именно цифровую экспедицию и создать продукт, который позволит искать грузы и эффективно управлять парком. Сейчас на платформе Монополия.Онлайн можно найти не только заявки крупных грузоотправителей, но и получить скидки на топливо. Также мы планируем вводить дополнительные сервисы – все, что нужно любому участнику рынка.
Наши партнеры работают с этой платформой. Мы подчеркиваем, что это не наш парк, которым мы полностью управляем, а независимый частный перевозчик, с возможностью влиять на свои показатели.
Вы передаете в рамках проекта сцепки в аренду, а что будет с вашим парком? С транспортной компанией?
— Транспортная компания работает, как и работала: мы не останавливаем развитие, планируем закупку новых сцепок. В рамках собственной ТК мы тестируем и оттачиваем идеи и инструменты, нарабатываем ресурсы. Отработанные и доказавшие свою эффективность решения добавляем в проект и делаем доступными для наших партнеров.
Мы развиваемся очень быстро и понимаем, что в новых реалиях партнёрство открывает огромные возможности для дальнейшего развития.
О том, как попасть в проект и для кого он создан, а также о текущих результатах мы поговорили с руководителем предпринимательского проекта Наталией Осиповой.
Этот проект – только для ваших водителей?
— Мы увидели интерес к сотрудничеству не только у наших сотрудников, поэтому ограничений нет: стать партнером может как наш водитель, так и водитель не имеющий никакого отношения к нашей компании, но имеющий необходимый опыт работы.
Что нужно знать или уметь, чтобы стать партнером? Каковы требования?
— Требования конечно же есть и они, в основном, не отличаются от стандартных требований, которые компания предъявляет к контрагентам в рамках деятельности по грузоперевозкам. К профессиональным требованиям относится наличие опыта работы водителем с категорией СЕ не менее 3 лет; необходим опыт работы с рефрижераторной установкой.
Сколько сейчас в проекте партнеров?
— За 4 месяца предпринимателями стали 50 партнеров, и еще несколько десятков человек находится в процессе оформления.
Как все происходит?
— Очень просто. Кандидат подает заявку по телефону или через сайт, наши сотрудники связываются с ним в течение двух дней и подробно рассказывают об условиях проекта. Если кандидата устраивают условия и он удовлетворяет требования компании, кандидат проходит подробный инструктаж и после заключения соответствующих договоров получает в аренду сцепку с правом последующего выкупа, а также доступ к грузам и иным сервисам, предоставляемым платформой.
Важно отметить, что при необходимости компания предоставляет возможность повышения квалификации по работе с рефрижераторной установкой, а также проводит курс экономного вождения с профессиональным инструктором.
На протяжении всего времени сотрудничества мы консультируем наших партнеров, регулярно разбираем показатели и обучаем предпринимательству, поддерживаем на всех этапах 24/7.
Наша задача – помочь предпринимателям вырасти и окрепнуть, научить их самостоятельно вести бизнес в области грузоперевозок, разбираясь в вопросах бухгалтерского, финансового и юридического обслуживания.
При этом мы останемся открыты нашим партнерам после окончания сроков действия договоров и выкупа транспортных средств: они по-прежнему смогут обратиться к нам за консультацией и всевозможной поддержкой для осуществления своей предпринимательской деятельности.
Как оставить заявку и попасть в проект?
5 шагов, чтобы начать зарабатывать на своей фуре 12:00, 14 июня 2021 Версия для печати
Мысли об открытии собственного бизнеса в сфере грузоперевозок посещают многих дальнобойщиков. Это связано с невысокой оплатой труда в регионах, а также распространенном среди водителей мнении, что работать «на себя» выгоднее.
Перспектива заниматься любимым делом и при этом забирать всю прибыль в свой карман заставляет дальнобойщиков уходить с наёмной работы, брать большегрузы в лизинг и только потом искать заказы. Но открыть свой бизнес непросто: для этого потребуется глубокий анализ, финансовая и моральная готовность.
Расскажем, как заранее просчитать расходы и на какой доход рассчитывать владельцу большегруза.
Оценить опыт
Грузоперевозки – серьезный бизнес с большой конкуренцией и крупными игроками. Чаще всего в эту сферу переходят опытные водители, которые знают рынок и расценки. Они понимают, что просто водить большегруз – это половина дела. Нужны еще связи среди диспетчеров, экспедиторов – тех, кто на первое время отдаст часть заказов, возьмет на себя страхование грузов, поможет продержаться, пока не наработана собственная база. Новичку «с улицы» закрепиться в этом бизнесе будет трудно. Ему не помешает хотя бы год поработать в аналогичной компании на позиции менеджера и узнать суть дела изнутри: где искать заказчиков, как вести переговоры и заключать договоры, чтобы не быть обманутым. И только после изучения сферы грузоперевозок с другой стороны, можно браться за своё дело.
Проанализировать рынок и выбрать область деятельности
Первое время некоторые новички на малотоннажниках работают по принципу «и нашим, и вашим»: перевозят мебель, утилизируют мусор, вывозят дачников с урожаем. Это объяснимо: нужно как-то выживать, содержать и ремонтировать машину. В поисках единоразовых заказов в разрозненных сферах владелец бизнеса забывает о важном факторе: он не нарабатывает себе постоянную базу клиентов, которые смогут приносить прибыль в годы становления. Будущему владельцу бизнеса необходимо обратить внимание на региональные особенности рынка и свободные ниши. Конкурировать с федеральными компаниями будет сложнее. Сфера занята крупными профессиональными игроками, в их автопарках сотни машин, штат сотрудников, высокий сервис и невысокие цены за счёт приличного финансового оборота и отлаженной системы работы.
Чтобы зарабатывать на грузовой машине в мегаполисах, необходимо выбрать узкий профиль услуг: перевозить специфическое оборудование, животных, предоставлять дополнительные услуги по упаковке товара и прочее.
Рынок грузоперевозок в регионах чуть свободнее. Как правило, он представлен:
1. Компаниями-посредниками, которые распределяют заказы среди свободных исполнителей. Такие компании в большинстве своём не борются за уровень сервиса и скорость исполнения заказов;
2. Небольшими компаниями-грузоперевозчиками, которые имеют в гараже не более 15 машин и небольшой штат сотрудников: менеджеры, логисты, водители. Такие компании соревнуются за клиентов друг с другом, однако им не хватает комплексного подхода, а также специальных предложений: страхование груза, оформление таможенных документов, хранение на складе и т.д.
3. Компаниями, работающими по франшизе столичных грузоперевозчиков. Организацией заказов, бухгалтерией, диспетчеризацией занимается головной офис, стремятся к повышению уровня сервиса. Однако такие компании чаще представлены в столицах регионов, не заходят в небольшие города, а также не учитывают местную специфику.
Исходя из анализа регионального рынка, можно определиться с направлением бизнеса.
Просчитать первоначальные вложения
Грузоперевозчики, работающие вчерную, не выдерживают конкуренции с официально оформленным бизнесом. Даже к новым участникам рынка с недавно открытыми ООО или ИП отношение настороженное – заказчики боятся доверять свой груз абы кому.
Поэтому в первую очередь необходимо открыть ИП.
Для этого не обязательно идти в налоговую инспекцию, возможна регистрация через Госуслуги. Будущему предпринимателю необходимо заранее определиться с системой налогообложения – ПСН (патентная) или упрощенная (УСН). Главное отличие между упрощенной и патентной системой — это порядок расчёта налога. При УСН налоговая база зависит от доходов или разницы между доходами и расходами, а при патенте — только от вида деятельности и физических показателей: количества сотрудников, автомобилей, торговых точек и т.п. При выборе ПСН не обязательно иметь бухгалтера в штате, так как специальные формы отчетности формируются автоматически. Также необходимо выбрать подходящие коды ОКВЭД с учётом возможного расширения бизнеса. Позже внести изменения в кодах будет трудоёмко.
Для работы с юр.лицами необходимо открыть расчетный счет в банке. А чтобы принимать наличные и выписывать заказчику чек, нужно будет купить и настроить онлайн-кассу и установить эквайринг. Потребуется потратить около 60 000 рублей один раз.
Далее следует определиться с источником заказов.
Проще начинать с экспедитором – специалистом от компании, которая распределяет заказы и берет на себя обязательства по расчёту между клиентом и исполнителем.
Если же вариант с экспедитором кажется дорогим, придется расширить свои обязанности и арендовать офис, стоянку для машин, нанять в штат сотрудников.
Местоположение офиса в бизнесе грузоперевозок не имеет значения, достаточно небольшого помещения с техникой для менеджера и диспетчера. Стоимость зависит от территориального расположения, но на окраинах городов-миллионников может варьироваться в пределах 10 000 рублей в месяц. Но на первом этапе можно обойтись и без офиса, а функции менеджера и диспетчера выполнять самостоятельно.
Для небольших грузовиков некоторые начинающие предприниматели арендуют гараж, где хранят расходники и занимаются текущим ремонтом. Средняя стоимость около 15 000 рублей в месяц, в Москве и СПб дороже. Для большегруза придется подыскать или арендовать стоянку.
Выбрать машину
Хорошо, если машина уже в собственности и водитель не платит за неё кредит. Если машины нет, нужно сначала определиться со сферой и масштабом перевозок.
Проще начать с собственным бюджетом в 300-500 тысяч рублей, но тогда покупка большого грузовика пока невозможна. Как вариант – взять подержанную «ГАЗель», «Hyundai Porter» или «ISUZU ELF». За эти деньги можно найти машину в неплохом состоянии и не иметь дела с кредитами и ссудами. Но могут возникнуть дополнительные траты на ремонт. Если собственных средств недостаточно, возможны другие варианты приобретения транспорта
Плюсом является то, что транспорт будет находиться в собственности. Однако обслуживание кредита может “съедать” всю прибыль от бизнеса. Если внести первоначальный капитал в размере 20%-30% от стоимости машины, то условия кредита будут лояльнее.
В этом случает транспорт в аренде, оформлено право последующего выкупа по остаточной стоимости, но придется внести авансовый платеж в размере 15%-20% от стоимости. Этот вариант обычно рассматривают те, расширяет штат машин.
Также стоит обратить внимание на возможность субсидирования покупки транспортного средства от региона, поскольку автомобильные грузоперевозки входят в список поддерживаемых государством отраслей.
Пользователь Serhi666 поделился своим опытом ведения бизнеса: «Говорю как владелец двух небольших автомобилей. Стройки и переезды — это 80% от всего. Весна-осень 99% это сезонные работы, а именно дачники. Весной барахло на дачи, осенью барахло с дач плюс урожай. Так же сезонное — это утилизация шин в шиномонтажках, владельцы платят от 5р за баллон в зависимости от размера. Не знаю, как насчёт всяких там ГАЗов с КАМАЗами, а вот на небольших машинах размером с Газель работа есть всегда».
С фурами ситуация сложнее: опытные предприниматели советуют сначала найти работу, а потом под нее купить большегруз. Новая машина грузоподъемностью 20 тонн с полуприцепом стоит в среднем 6 млн рублей, подержанная — 4 млн рублей. Однако стоит обратить внимание на требования заказчиков к году выпуска и пробегу автомобиля: чем меньше показатели, тем больше шансов получить заказ.
Платеж за одну фуру, приобретенную в кредит или лизинг, составит около 100 000 в месяц. Скорее всего, вся прибыль уйдет на погашение кредита и техническое обслуживание.
Вариант подешевле — рассмотреть подержанный КамАЗ с небольшим пробегом. Это неплохой вариант для начинающих. Со временем, если дела пойдут неплохо, то возможно пересесть на более комфортный грузовик через пару лет.
Один из оптимальных вариантов по мнению начинающих предпринимателей — купить машину с крано-манипуляторной установкой (КМУ). Можно брать в работу крупные грузы: стройматериалы, станки, лифты, биотуалеты и т.д, при этом сэкономив на оплате грузчиков. Однако выдержать высокую конкуренцию будет сложно, пока не появятся постоянные клиенты.
Найти заказчиков
Опытным дальнобойщикам проще — у них есть наработанная база заказчиков или менеджеры, готовые с базой помочь.
Если речь идёт о малотоннажном транспорте, то рекламировать себя можно и на сайтах частных объявлений (Avito, Юла, Сбагри и другие). Для владельцев фур работы там практически нет, но если вы специализируетесь на перевозках конкретных грузов или работаете на спецтехнике, эти порталы могут оказаться полезными.
В небольших населенных пунктах есть надежда на сарафанное радио, в городах – уже нет.
Сколько можно заработать?
Просчитать доход заранее нереально: он зависит от вида транспорта, количества машин, региона, сезона и т.д.
Однако стоит понимать, что при подсчете «чистого» дохода стоить не просто отнять от выручки затраты на бензин, но и учесть множество других факторов. Приведём ориентировочные расчеты с сайта drom.ru по состоянию на конец 2019 года.
Как видите, владелец «Газели» или «КАМАЗа» зарабатывает несколько десятков тысяч в месяц, а не миллионы, как в байках дальнобойщиков. Кроме того, итоговая прибыль рассчитана по максимуму, т.е. машина должна работать ежедневно по восемь часов. Чтобы выйти на больший доход, придется повысить цену на свои услуги, но тогда могут уйти клиенты. У «Газели» есть преимущество – работа не зависит от сезона, не предусмотрены дальние рейсы, есть возможность чаще быть с семьёй.
С большегрузом сложнее. Прибыль 370 000 в месяц — это из области фантастики в первые годы, пока не появятся постоянные клиенты. Также нужно учитывать расходы на тахограф, питание в пути, душ, штрафы и т.д. Постоянные и дополнительные расходы съедают больше половины дохода.
Юрий Yura-Sv, владелец 12 траков, сделал неутешительные выводы: «За Европы не скажу, а вот про РФ знаю все изнутри.
Marywanna тоже поделилась своими впечатлениями: «Я хотела бы развеять миф — купил фуру, посадил водилу и начал зарабатывать. Рынок у нас серый, мало кто работает по безналу, страховки груза от заказчика добиться не реально. Если у тебя одна фура даже при условии, что ты оформлен как юр. лицо, выйти на прямого заказчика очень трудно. В основном работаешь с транспортными компаниями, которые сдирают нехилый процент с оплаты. Если у тебя нет опыта в перевозках, то, скорее всего тебя швырнут раз 10, пока не наберёшься мудрости дорог и не отработаешь базу постоянных заказчиков».
Учитывая приведенные подсчеты, владелец фуры заработает только в том случае, если проанализирует ситуацию в регионе, найдёт свободную нишу и постоянных заказчиков, будет иметь транспортное средство в собственности или в аренде, но не в кредит. Опытные дальнобойщики-частники пока еще держаться на плаву, хотя и чувствуют на себе давление крупных грузоперевозчиков, ведь оплата падает, а техника, страховка, запчасти, топливо – дорожает. Новичкам в этом бизнесе придется несладко.